положении между Ангарском и Иркутском, т.е. доля детей с низкими тирами антител ниже, чем в Ангарске и выше, чем в Иркутске (различие недостоверно ни в том, ни в другом случае). Доля детей с высокими титрами антител к 3 типу полиовиру-са, напротив, в Шелехове выше, чем в Ангарске и ниже, чем в Иркутске (с Ангарском — р<0,001, с Иркутском — разница недостоверна).
В целом, следует отметить, что наиболее низкие уровни антител во всех городах отмечаются к вирусу ПМ 3 типа. Наиболее вероятно, что это вызвано интерференцией между тремя типами вакцинных вирусов, и, как следствие недостаточным иммунным ответом на один из них. Наибольшая разница в показателях между городами выявлена преимущественно именно для 3 типа полиовируса.
Сравнение доли детей, у которых были отрицательные уровни антител к двум из трех типов полиовирусов показало, что таких детей оказалось больше всего в Ангарске — 12,0%. В Шелехове их число составило 6,2%, а в Иркутске — 1,4%, т.е. в 8 раз меньше чем в Ангарске (разница недостоверна
из-за малого числа наблюдений, р=0,076).
Таким образом, согласно нашим наблюдениям, уровень поствакцинального иммунитета к ПМ наиболее низок в Ангарске, т.е. в городе с наиболее высоким уровнем техногенного загрязнения окружающей среды. В группе сравнения (Иркутск) уровень поствакцинального иммунитета к полиомиелиту является наиболее высоким из всех трех городов.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить снижение эффективности вакцинопро-филактики ПМ живой полиовакциной в условиях техногенного загрязнения окружающей среды. Большее количество детей, не имеющих защитных уровней антител, на экологически неблагополучных территориях в условиях применения живой полиовакцины создает реальную угрозу появления случаев вакцинассоциированных параличей. Этот факт заставляет задуматься о необходимости первоочередного перехода данных территорий на применение инактивированной полиовакцины, хотя бы по комбинированной схеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киклевич В.Т., Ильина С.В., Савилов Е.Д. и др. Изменения иммунного статуса при ОРВИ у детей, проживающих на территориях с высоким уровнем техногенного загрязнения атмосферного воздуха // Аллергия, астма и клиническая иммунология. — 2000.— № 5. — С. 4-7.
2. Медуницын Н.В. Вакцинология. — М.: Триада-Х, 1999. — 272 с.
3. Global Polio eradication initiative, Progress 2001. — Geneva: WHO. — 2002. — P. 15-16.
4. Outbreak of poliomyelitis in Dominican Republic and Haiti // EPI Newsletter. — 2000, V XXII. — № 6. — P.1.
5. Update: Vaccine derived polio outbreak in Hispaniola. EPI in the Americas. — 2001. — V. XXIII. — N 3. — P. 3-4.
POLIO IMMUNIZATION OF ORAL VACCINE IN ECOLOGICAL UNSUCCESFUL REGION
S.V. Iliyna, L.A. Stepanenko, V.T. Kiklevich, T.A. Gavrilova, E.D. Savilov (Russia, Irkutsk State Medical University)
With the aim of vaccinal immunity research the serum of 184 children vaccinated with oral poliovaccine were researched. All children have been living in the industrial cities with the different level of technogenic pollution of the environment. It was revealed that the level of vaccinal immunity against poliomyelitis is lower in the city with the high level of technogenic pollution of the environment comparing with the city with rather successful environment. The lowest level of antibodies was researched against the third type poliovirus.
© САМЧУК П.М., КОЗЛОВСКАЯ И.А. —
МИКРОФЛОРА ВЛАГАЛИЩА ПРИ ДОРОДОВОМ ИЗЛИТИИ ОКОЛОПЛОДНЫХ ВОД
П.М. Самчук, И.А. Козловская (Россия, Иркутск, Государственный медицинский университет)
Резюме. Дородовое излитие околоплодных вод является серьезной проблемой современного акушерства. Преждевременный разрыв плодных оболочек нарушает нормальное течение беременности, родов и способствует повышению неонатальной заболеваемости и смертности. В связи с чем, этиология и патогенез преждевременного разрыва плодных оболочек являются актуальными проблемами современного акушерства. Нами на основании проведенных исследований проанализирован состав микрофлоры влагалища и выявлены наиболее часто встречающиеся микроорганизмы при дородовом излитии околоплодных вод.
Ключевые слова: дородовое излитие околоплодных вод, преждевременный разрыв плодных оболочек.
Околоплодные воды, или амниотическая жидкость, являются биологически активной средой, окружающей плод. Преждевременное излитие
околоплодных вод нарушает нормальное течение родов и приводит к тому, что в безводном промежутке плод оказывается незащищенным от влия-
ния неблагоприятных факторов внешней среды, в частности от инфекции [2].
Несмотря на то, что ведущим фактором преждевременного разрыва плодных оболочек считают инфицирование вопросы этиологии и патогенеза дородового излития околоплодных вод остаются недостаточно изученными [1]. Ряд авторов [3,4] указывают на ведущую роль инфекции в этиопа-тогенезе дородового разрыва плодных оболочек, так как ферменты бактерий снижают прочность и эластичность плодных оболочек. Однако до сих пор точно не установлено, является ли инфекция причиной или следствием преждевременного излития околоплодных вод [6]. По данным других авторов (Л.П. Бакулева и соавт., 1985; Н.Н. Русанова и соавт., 1987) преждевременному из-литию околоплодных вод способствует латентно протекающее инфицирование околоплодных вод. Микробному обсеменению околоплодных вод при целом плодном пузыре предшествует колонизация родовых путей условно-патогенными микроорганизмами, а также стрептококками группы В (E.R. Newton et al., 1988). По данным А.С. Анкирской (1999) риск преждевременного разрыва плодных оболочек возрастает в 2,6-3,8 раз у женщин с бактериальным вагинозом. Таким образом, данные литературы свидетельствуют о том, что дальнейшее изучение этиологии и патогенеза преждевременного разрыва плодных оболочек является актуальной проблемой.
Целью нашего исследования явилось изучение микрофлоры влагалища при дородовом излитии околоплодных вод.
Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 310 пациенток родоразрешенных в условиях Областного Перинатального центра города Иркутска в 2004-2005 гг. Возраст пациенток колебался от 15 до 43 лет, средний возраст составил 24,71±0,64года.
Все женщины были разделены на группы в зависимости от метода родоразрешения и времени излития околоплодных вод: 1-ю группу составили женщины с дородовым излитием околоплодных вод, родоразрешенные через естественные родовые пути (n=230); 2-ю группу составили женщины с дородовым излитием околоплодных вод, родоразрешенные путем операции кесарево сечение (n=50); 3-группа контрольная (n=30). Контрольную группу составили женщины родо-разрешенные через естественные родовые пути со своевременным излитием околоплодных вод. Под своевременным излитием околоплодных вод мы подразумевали излитие околоплодных вод при полном или близком к полному раскрытии маточного зева (Э.К. Айламазян, 2000).
Статистическая обработка материала проводилась с помощью критерия Х2.
Результаты и обсуждение. C целью изучения влияния микрофлоры влагалища на дородовое из-литие околоплодных вод мы исследовали посевы из влагалища на степень чистоты и чувствительность к антибиотикам, взятые незадолго до преждевременного разрыва плодных оболочек (рис. 1).
При определении влияния грибов рода Candida на дородовое излитие околоплодных вод мы выявили, что в контрольной группе они встречались в 2 (6,7±4,6%) наблюдениях, что значительно меньше, чем в группе с дородовым излитием околоплодных вод, у 126 (54,8±3,3%) родоразрешен-ных через естественные родовые пути оказалось (р<0,001), и значительно меньше, чем в группе с дородовым излитием околоплодных вод, родораз-решенных путем операции кесарево сечение — 25 (50±7,1%) (р<0,001).
St. haemolyticus в контрольной группе встречался значительно реже (у 2 -6,7±4,6%), чем в группе с дородовым излитием околоплодных вод, родоразрешенных через естественные родовые пути (у 48 — 20,9±2,7%) (р<0,001), и реже, чем в группе с дородовым излитием околоплодных вод, родоразрешенных путем операции кесарево сечение (у 11 — 22±5,9%) (р<0,001).
E. coli в группе с дородовым излитием околоплодных вод, родоразрешенных через естественные родовые пути встречалась у 12 (5,2±1,5%), в группе с дородовым излитием околоплодных вод родоразрешенных путем операции кесарево сечение — у 2 (4±2,8%), а в контрольной группе — у 2 (6,7±4,6%), что не имело значимого различия.
St. aureus был выявлен только в группе с дородовым излитием околоплодных вод родораз-решенных через естественные родовые пути в 10 (4,3±1,3%) наблюдениях.
St. epidermidis в группе с дородовым излити-ем околоплодных вод родоразрешенных через естественные родовые пути был выявлен у 23 (10,1±2,0%), в группе с дородовым излитием околоплодных вод родоразрешенных путем операции кесарево сечение — у 10 (20,0±5,7%) , а в контрольной группе — у 3 (10±5,6%). При этом полученные данные не имели значимого различия.
Str faecalis встречался только в группах с дородовым излитием околоплодных вод и составил в группе родоразрешенных через естественные родовые пути 2 (0,9±0,6%), в группе родоразре-шенных путем операции кесарево сечение — 2 (4±2,8%) случая.
в-гемолитический стрептококк был выявлен только в группе с дородовым излитием околоплодных вод родоразрешенных через естественные родовые пути у 2 (0,9±0,6%).
Lactobacillus в контрольной группе встречались у 21 (70,0±8,5%) женщины, что намного больше чем в группе с дородовым излитием околоплодных вод родоразрешенных через естественные родовые пути — у 7 (3,0±1,1%) (р<0,001), а в группе с дородовым излитием околоплодных вод родо-разрешенных путем операции кесарево сечение Lactobacillus не встречались.
В результате проведенного нами исследования было выявлено, что дородовое излитие околоплодных вод значительно чаще происходит при наличии во влагалище грибов рода Candida и St. haemolyticus, а так же не исключается влияние на преждевременный разрыв плодных оболочек St. aureus, Str faecalis и в-гемолитического стрептококка.
Рис. 1. Микрофлора влагалища при дородовом развитии околоплодных вод.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворянский С. А., Арасланова С.Н. Преждевременные роды. — М.: Мед. книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2002. — 93с.
2. КулаковВ.И., Мурашко Л.Е. Преждевременные роды. — М.: Медицина, 2002. — 176с.
3. Мальцева Л.И., Чернов В.М., Мальцева Е.С. и др. Клиническое значение микоплазменной инфекции у женщин с отягощенным акушерским анамнезом // Казанский мед. журнал — 1996. — Т.78, №5. — С.345-347.
4. Пиганова Н.Л., Голубев В.А. Хориоамнионит. //
Акушерство и гинекология. — 1998. — №2. — С. 9-12.
5. Русанов Н.Н., Медведев Б.И., Бибиков С.И. Профилактика и лечение хориоамнионитов и амниального инфицирования плода при преждевременных родах, осложненных длительным безводным периодом // Вопр. охр. материнства и детства. — 1987. — №2. — С. 49-52
6. Niswander K.R., Evans A.T. Акушерство. Справочник Калифорнийского университета. / Под ред. Д.Д. Проценко, В.М. Нечушкиной. — Пер. с англ. — М.: Практика, 1999. — 704с.
VAGINAL MICROBIAL FLORA AT PRETERM PRELABOUR RUPTURE OF MEMBRANES
P.M. Samchuk, I.A. Kozlovskaya (Russia, Irkutsk State Medical University)
Preterm rupture of amniotic fluid sac is a serious problem of modern obstetrics. Preterm prelabour rupture of membranes is breaking normal current of pregnancy, labors and promotes increase neonatal morbidity and mortality. In this connection, research etiology and pathogenesis preterm prelabour rupture of membranes are actual problems of modern obstetrics. On the basis of our research was analysed vaginal microbial flora and revealed microorganisms are most frequently at preterm prelabour rupture of membranes.