Научная статья на тему 'МИКРОЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ ШАХТНЫХ ВОД'

МИКРОЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ ШАХТНЫХ ВОД Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИКРОЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ ШАХТНЫХ ВОД»

снабжения предприятий; обеспечить использованные земледельческих полек орошения как одного из возможных способов обезвреживания промышленных стоков и охраны водоемов от загрязнения в Азербайджанской ССР; организовать полную очистку и обезвреживание остаточных количеств промышленных сточных вод перед их выпуском в водоемы; создать пруды-накопители для регулирования выпуска промышленных сточных вод в водоемы в различные времена года.

Поступила 18/VII 1975 г.

УДК 628.191:622.51:577.17.049

Канд. мед. наук Б. Б. Немцовский, Л. П. Ощепкова МИКРОЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ ШАХТНЫХ ВОД

Пермский научно-исследовательский угольный институт

Угольная промышленность представляет собой крупнейшую горнодобывающую отрасль, оказывающую существенное влияние на загрязнение окружающей среды. Применительно к угольной промышленности справедливо мнение академика Е. А. Ферсмана о сравнимости ее с геологическим воздействием в части перераспределения элементов как результата перемещения и миграции элементов под влиянием техногенной деятельности человека. В 1975 г. в СССР было добыто 688 млн. т угля. К 2000 г. эта цифра судя по прогнозам значительно увеличится.

Добыча угля сопровождается откачкой на поверхность значительного количества шахтных вод, которое в настоящее время составляет 1,8 млрд. м3 в год, т. е. более 3 м3 шахтных вод на 1 т угля. К 2000 г. количество шахтных вод ежегодно такЗке увеличится.

Попадая в горные выработки, подземные воды могут изменить свой химический состав под воздействием проникающих поверхностных вод и атмосферного кислорода, а также в зависимости от гидрогеологических условий района, глубины шахт, принятых способов вскрытия месторождения, методов добычи и ряда других факторов. Так, подземные воды Донбасса и Кизеловского угольного бассейна имеют преимущественно нейтральную или слабощелочную реакцию, а при прохождении через горные выработки рН этих вод снижается до 2—3. Связывая это с процессами окисления сульфидных минералов, И. Т. Климов, Н. Г. Фесенко и другие авторы указывают на повышенное содержание сульфат-ионов и тяжелых металлов — микроэлементов (железа, меди, цинка, свинца, марганца н др.) в шахтных водах. В угольных районах водоемы-приемники сточных вод по существу становятся коллекторами шахтных вод и протекают в черте городов и населенных пунктов. В таких случаях к шахтным водам относятся те же требования, которые предъявляются к составу и свойствам воды водоема или водотока.

До настоящего времени систематического изучения загрязненности шахтных вод основных угольных бассейнов страны не проводилось. Этому мешало отсутствие высокочувствительных, достаточно надежных групповых методов анализа как шахтные воды.

С. 1972 г. в Пермском институте начато определение микроэлементного состава шахтных вод различных угольных месторождений современными методами для оценки потенциальной опасности загрязнения водоемов-приемников вредными веществами. С этой целью были отобраны пробы воды на шахтах Кизеловского бассейна, Кузбасса, 4 угольных комбинатов Донбасса, месторождений Челябинской области. Всего исследовано 57 шахт.

В отборных пробах определялись рН, главный катионный и анионный состав проб (согласно «Руководству по анализу шахтных вод»1) и следующие 26 микроэлементов — никель, кобальт, медь, серебро, олово, молибден, ванадий, титан, алюминий, висмут, железо, свинец, марганец, бериллий, ртуть, мышьяк, германий, галлий, таллий, цинк, кадмий, сурьма, теллур, хром, барий и стронций.

Для определения микроэлементов использовались разработанные в Пермском на-учно-исследоватсльском угольном институте химико-спектральные методики, а также известные полуколичественные методы спектрального определения из сухих остатков.

Шахтные воды всех обследованных месторождений содержат железо, алюминий, марганец, никель, кобальт, медь, стронций. Нехарактерны для них такие редкие элементы, как серебро, висмут, олово, галлий и др.

Содержание ряда элементов превышает ПДК в воде водоемов: по Ккзеловскому бассейну — железо, бериллий, никель, цинк, медь; по месторождениям Челябинской области — железо, цинк; по Кузбассу — железо, медь, цинк, стронций, кадмий; по Донбассу — железо, медь, стронций. Прослеживается специфичность микроэлементного загрязнения вод различных регионов; так, кислые воды Урала содержат значительные количества тяжелых металлов (никель, медь, цинк) и бериллий, воды Кузбасса загрязнены кадмием, стронцием, германием, донецкие шахтные воды — марганцем и стронцием.

1 Министерство угольной промышленности СССР, Пермской научно-исследователь-

ский угольный институт. М., 1972.

В шахтных водах обнаружен германий, марганец, алюминий, в некоторых пробах — олово, таллий и галлий, на которые отсутствуют ПДК.

Рассмотрены особенности микроэлементного состава шахтных вод по сравнению с подземными водами тех же угленосных отложений на примере месторождений Кузнецкого бассейна. Шахтные воды, как правило, характеризуются более высоким средним содержанием микроэлементов (на 1—2 порядка). Даже нейтральные маломинерализованные шахтные воды по содержанию вредных микроэлементов значительно превосходят подземные воды, за счет которых они формируются.

Таким образом, шахтные воды угольных месторождений могут явиться источником загрязнения поверхностных вод значительным количеством микроэлементов и оказать существенное влияние на формирование речного стока в местах концентрации предприятий угольной промышленности.

ЛИТЕРАТУРА. Климов И. Т., ФесенкоН. Г. — «Гиг. и сан.», 1961, №5, с. 97—98.—Мельников Н. В. Минеральное топливо. М., 1971.— Ферсман А. Е. Избранные труды. Т. 3. М., 1959, с. 627.

Поступила 15/ХП 1975 г

УДК 812:[в77:в58.386.1.05

В. И. Коваль

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИЙ МОТАЛЬЩИЦЫ, ПРЯДИЛЬЩИЦЫ И ЛЕНТОЧНИЦЫ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Мы попытались определить физиологические факторы, определяющие тот или иной уровень освоения профессий камвольного производства и возможность длительной работы в них. Для этого обследовали 280 девушек — учащихся ПТУ, осваивающих профессии прядильщицы, ленточницы и мотальщицы. Все они были в возрасте 15—17 лет. Условия труда как во всем камвольном производстве, так и на изучаемом нами предприятии характеризуются комплексом специфических факторов. Поскольку прядильщицы, ленточницы и мотальщицы обязаны осуществлять постоянный контроль за работой машин, своевременно обнаруживая и ликвидируя обрывы нитей, что сопряжено со значительным напряжением зрения, мы изучали порог быстроты зрительного различения. Кроме того, многие операции требуют от работниц тактильной чувствительности. Эта функция также была включена в состав исследуемых нами. Одной из важнейших операций, выполняемых представительницами изучаемых нами профессий, является «выставка ставки». Скорость и точность выполнения этой операции во многом зависит от точности пропрноцептивного контроля за ней. Это определило выбор нами кинестезии для изучения. Производственная обстановка у прядильщиц, ленточниц и мотальщиц быстро меняется, что связано со сменой этапов в работе и с ходом технологического процесса на каждой машине, входящей в комплект, обслуживаемый одной работницей.

Все перечисленные факторы определили выбор нами для исследования таких свойств высшей нервной деятельности, как сила нервной системы по отношению к возбуждению, уравновешенность основных нервных процессов — «баланс нервной системы», подвижность процессов возбуждения и торможения. Для определения силы нервной системы по отношению к возбуждению мы применяли методику Небылицына. Использовали звуковой раздражитель различной силы — 30, 50, 70, 90 и 120 дБ с частотой звукового раздражителя 1000 Гц. Методом предварительной инструкции у испытуемой вырабатывали условный рефлекс — способность нажимать на ключ при любом звуке в наушниках. С помощью звукового генератора испытуемой в течение каждого опыта подавали 50 звуковых раздражителей в случайной последовательности. Время реакции регистрировали с точностью до 4 знаков. Для каждого раздражителя определяли средний латентный период. Затем время реакции на каждый из раздражителей соотносили ко времени реакции ка максимальный раздражитель (120 дБ). На основании полученных коэффициентов строили кривую наклона. Больной наклон свидетельствовал о большей силе нервной системы по отношению к возбуждению.

Подвижность процессов возбуждения и торможения изучали методом оценки количества воспринятой и переработанной информации за единицу времени (Р. Л. Рабинович). Для изучения уравновешенности основных нервных процессов использовали методику — реакция на движущийся объект. Для этого использовали электросекундомер, стрелку которого приводили в движение- при помощи кнопки, соединенной с секундомером электропроводом. Нажимая кнопку, испытуемая приводила стрелку в движение, отпуская кнопку — останавливала. Испытуемой объясняли, что нажатием кнопки она должна привести стрелку в движение. 1 раз пройти заданную цифру и на втором круге остановиться точно на заданной цифре. Ошибку реакции — расстояние от стрелки до заданной цифры — регистрировали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.