Научная статья на тему 'Микроэкономическая среда в постсоветской Грузии: реверсы и парадоксы'

Микроэкономическая среда в постсоветской Грузии: реверсы и парадоксы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / РЕВЕРСНО-ПАРАДОКСНАЯ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нателаури Иза

В современной Грузии, в которой размежеваны прошлое (экономическое развитие советского периода) и настоящее (интеграция в новое экономическое пространство), микроэкономическая среда является реверсной и парадоксной. Обоснование этого факта путем выявления специфических особенностей поведения экономических субъектов и научного анализа степени гармонизации их интересов, зависящих от возрастающей инфляции, проблемы занятости и раздвоенной экономической функции государства — предмет исследования данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Микроэкономическая среда в постсоветской Грузии: реверсы и парадоксы»

Иза НАТЕЛАУРИ

Доктор экономических наук, завотделом микроэкономики Института экономики им. Пааты Гугушвили

(Тбилиси, Грузия).

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА В ПОСТСОВЕТСКОЙ ГРУЗИИ: РЕВЕРСЫ И ПАРАДОКСЫ

Резюме

В современной Грузии, в которой размежеваны прошлое (экономическое развитие советского периода) и настоящее (интеграция в новое экономическое пространство), микроэкономическая среда является реверсной и парадоксной1. Обоснование это-

1 Реверс — (лат. геуегеш обратный) — (экон.) обязанность, гарантирующая что-либо. Парадокс — (греч. paradoxos — необыкновенный, неожиданный, странный) — смысл, резко отличающийся от обще-

го факта путем выявления специфических особенностей поведения экономических субъектов и научного анализа степени гармонизации их интересов, зависящих от возрастающей инфляции, проблемы занятости и раздвоенной экономической функции государства — предмет исследования данной статьи.

признанного; противоречит здравому смыслу (см.: Словарь иностранных слов (составил М. Чабашвили). Тбилиси: Ганатлеба, 1989. С. 429, 368 (на груз. яз.).

В в е д е н и е

Грузия — постсоветская страна со статусом переходной экономики, для которой начался новый этап — этап интеграции в новое экономическое пространство. В связи с этим возникли новые проблемы, в том числе трансформация экономической системы, с учетом того, что прошлое — экономическое развитие советского периода — и настоящее — интеграция в новое экономическое пространство — размежеваны, подобно тому, как это происходило во многих странах в послевоенный период.

Экономическое состояние постсоветских стран необходимо проанализировать и оценить не под знаком сходства с другими странами или отличия от них, а как стартовое на пути достижения полной занятости и повышения общественного благосостояния, с учетом глобальных интеграционных процессов. Это касается всех проблем — микро- и макроэкономических, международных экономических связей и т.д., одна из которых — гармонизация интересов экономических субъектов посредством цен — стала темой нашего исследования.

Микроэкономическая среда: закономерности и их особенности в современной Грузии

Микроэкономическая среда — гармонизованные посредством цен (согласованные, соразмерные) интересы экономических субъектов. Степень гармонизации зависит от целей и дей-

ствий экономических субъектов: домашних хозяйств, фирм и владельцев ресурсов. Домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от потребляемых товаров. Фирмы стараются максимизировать собственную прибыль. Г осударство заботится о повышении общественного благосостояния. Возможности экономических субъектов — ресурсные, материальные, финансовые и т.д., как и мотивирующие их действия, ограничены. Полезность домашних хозяйств зависит от их доходов, величина прибыли в фирмах — от цены ресурсов и произведенных этими хозяйствами товаров (услуг), благосостояние общества — от внутригосударственных и межгосударственных экономических, социальных и политических факторов.

Как мы уже отмечали, микроэкономическая среда в современной Грузии, стране со статусом переходной экономики, является реверсной и парадоксной. На поведение экономических субъектов большое влияние оказывают следующие факторы: объем располагаемого страной блага и доля участия каждого субъекта в его потреблении, проблема занятости и безработицы, тенденция изменения курса национальной валюты, цены на товары (услуги), факторы производства и т.д.

Начнем с рассмотрения и оценки доходов и потребления домашних хозяйств, расходов фирмы и государства в ВВП. По общепринятым нормам домашние хозяйства потребляют 60—65% общего объема ВВП, фирмы — 15%, государства 20%. В грузинской действительности за 2001—2007 годы зафиксированы следующие результаты2. В каждом миллионе лари ВВП потребление домашних хозяйств в 2001 году составили 786 тыс. лари (78,6% от общего объема ВВП), в 2002-м — 770 тыс. лари (77%), в 2003-м — 716 тыс. лари (71,6%), в 2004-м — 728 тыс. лари (72,8%), в 2005-м — 664 тыс. лари (66,4%), в 2006-м — 783 тыс. лари (78,3%), в 2007-м — 707 тыс. лари (70,7% от общего объема ВВП за девять месяцев). При этом за 2001— 2007 годы среднегодовой темп роста был равен 100,12%, или 1,0012, а среднегодовой темп прироста — 0,12%; в каждом миллионе ВВП государственные расходы составили соответственно 96 тыс. (9,6%), 98 тыс. (9,8%), 98 тыс. (9,8%), 140 тыс. (14%), 173 тыс. (17,3%), 153 тыс. (15,3%), 203 тыс. (20,3% за 9 месяцев) лари. За тот же период среднегодовой темп роста равен 116,7%, или 1,167, а среднегодовой темп прироста — 16,7%; в каждом миллионе ВВП расходы фирмы равны соответственно 283 тыс. (28,3%), 255 тыс. (25,5%), 277 тыс. (27,7%), 283 тыс. (28,3%), 286 тыс. (28,6%), 267 тыс. (26,7%), 283 тыс. (28,3% за девять месяцев) лари.

Вместе с тем ежемесячные денежные расходы домашних хозяйств составили: 2001 г. — 222,6 лари, 2002 г. — 240 лари, 2003 г. — 245,9 лари, 2004 г. — 268,2 лари, 2005 г. — 287 лари, 2006 г. — 314,8 лари, 2007 г. — 335,2 лари (за девять месяцев). Расходы государственного бюджета (в процентах от ВВП) были равны: 2001 г. — 18,5%, 2002 г. — 18,9%, 2003 г. — 17,8%, 2004 г. — 24,6%, 2005 г. — 28,3%, 2006 г. — 32,4%, 2007 г. — 31,8% (за девять месяцев)3.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что государственные расходы (как в абсолютных, так и сравнительных показателях) резко растут из года в год. Их рост, согласно общим закономерностям, вызывает сокращение национальных сбережений, в результате чего сальдо счета движения капитала в платежном балансе страны увеличивается, а сальдо текущего счета сокращается.

В современной Грузии внешнеторговый баланс хронически дефицитен, из года в год растет потребность в импорте, показатель же чистого экспорта в 2001 году составил 472,3 млн долл., в 2002-м — 446,8 млн долл., 2003-м — 478,5 млн долл., в 2004-м — 848,2 млн долл., в 2005-м — 1 134,6 млн долл., в 2006-м — 1 845,5 млн долл., в 2007 году — 1 652,9 млн долл. (по данным за девять месяцев)4. Статистика еще раз свидетельствует, что на собственные нужды государство расходует больше 20% ВВП, а доля в ВВП потребления домашних хозяйств гораздо меньше указанного. Специфической оказалась и роль косвенных налогов; в частности, введение акциза в свое время не вызвало сокращения спроса на акцизные товары. Наглядный пример тому — спрос на сигареты.

2 См.: Основные макроэкономические показатели // Экономические тенденции Грузии, февраль 2008. С. 19 (на груз. яз.).

3 См.: Там же. С. 29, 42.

4 См.: Там же. С. 44.

Особое место в анализе микроэкономической среды Грузии занимают доходы домашних хозяйств. Источники их образования таковы: зарплата, самозанятость, доходы от продажи сельхозпродуктов, доходы от имущества, стипендии, пенсии и помощь, заимствование денег, использование сбережений и т.д.5 В общем объеме денежных доходов доля зарплаты составляет лишь 1/3 часть, вместо общепринятой, соответствующей нормальной ситуации 80—90%. Необходимо учитывать и то, что в современной Грузии цена особого ресурса — труда — выделяется высокой степенью дифференциации. Для большинства она гораздо меньше прожиточного минимума и составляет 100—200 лари в месяц, а для меньшей части трудоспособного населения колеблется в пределах 1 000—2 000 лари в месяц. Существуют и редкие исключения: зарплаты президентов банков, юристов высшего ранга и т.д. приближаются к международным стандартам. При этом для любого экономического показателя, в том числе зарплат, высокий уровень дифференциации искусственно повышает средний показатель, от чего последний становится менее ценным. Кроме того, рост зарплаты пропорционален росту цен в реальном секторе и без изменения остальных условий экономической деятельности не имеет значения.

Цена труда и механизм ценообразования на труд в Грузии весьма далеки от идеальных. Существующие зарплаты создают дискриминационную среду на рынке труда. В связи с тем, что их минимальный уровень гораздо меньше прожиточного минимума, нарушены общие закономерности функционирования рынка труда. Кроме того, зарплата не удовлетворяет даже физиологические потребности граждан и их семей, не говоря уже о функциях воспроизводства и стимулирования. Такая ситуация указывает на кризис в экономике. Об экономическом кризисе говорит и то, что зарплата в стране не выполняет функцию балансирования спроса и предложения на рабочую силу и по своей сущности представляет собой результат взаимных уступок рыночных сил.

В связи с этим руководство страны обязано содействовать росту доли зарплаты в денежных доходах. Основные мероприятия на этом направлении: снижение безработицы, рост зарплаты, сокращение политизации социально-экономической системы. Кроме того, необходимо способствовать созданию здоровой конкурентной среды в трудовых отношениях, искоренять дискриминацию и предупреждать ее дальнейшее развитие, стремиться сбалансировать спрос и предложение на рабочую силу, то есть поддерживать спрос преимущественно на основе создания новых рабочих мест и стимулирования предложений, с одной стороны, путем помощи безработным в трудоустройстве, с другой — путем защиты права выбора, а также других прав и интересов занятого населения.

Среди экономических субъектов должного внимания власти требуют как естественные монополии, то есть государственно-организованные, так и картели (соглашения, дословно — сговоры между предпринимателями одной отрасли на производство и цены). В большинстве стран картели запрещены законом и его нарушителей наказывают огромными штрафами. Так должно быть и в нашей стране. Контроль картелями потребительского рынка недопустим. На фоне нынешней социальной ситуации трудно представить даже попытку подобных соглашений (сговоров).

Вместе с реальным сектором экономики в гармонизации интересов экономических субъектов посредством цены значительную роль играет денежный сектор. Начнем с анализа структуры денежной массы и валютного курса лари. По официальным данным, в денежной массе представлена только ее учитываемая часть. В реальности к ней добавляются и неучтенные деньги. В период финансового кризиса (1999 г.) они составляли 600 млн долл. В настоящее время к неучтенным деньгам относятся в основном доллар и евро, а их источник — переводы нелегальных мигрантов.

В целом эти переводы (как легальные, так и нелегальные), за редким исключением, попадаются на рынке продовольственных товаров и выступают в роли стимулирования

5 См.: Там же. С. 41.

роста цены. Незначительная их часть потребляется для покупки домов и других видов недвижимости, еще меньшая — хранится на депозитах частных лиц. К влиянию переводов на потребительский рынок вернемся ниже, а здесь ограничимся проблемами денежного рынка. Особое внимание уделим явлениям, известным под названием «финансовый крах» 1999 года, и подорожанию потребительских товаров в 2007-м.

В 1995—1997 годах в Грузии спрос — предложение денег были уравновешены. Курс лари был стабильным. В 1998-м ситуация изменилась: началась девальвация лари. Были названы ее причины: финансовый кризис в России, бюджетно-налоговый кризис и дефицит внешнеторгового баланса в Грузии6. И хотя финансовый кризис в России не вызвал девальвацию лари в Г рузии, он способствовал этому процессу и обострил его. Среди факторов, воздействующих на валютный курс, особенно значительным является внешнеэкономический фактор. Естественно, валютный курс весьма чувствителен к внешней торговле. Если внешнеторговый баланс дефицитный, то страна тратит иностранной валюты больше, чем получает; импортеры стараются избавиться от обесцененной валюты, так как все участники рынка заинтересованы в осуществлении торговых операций в твердой валюте. В экономически слабых странах торговый дефицит создает опасность валютному курсу. Необходимым становится проведение интервенции со стороны государства.

В подобных ситуациях в большом количестве импортируют некачественные и дешевые товары. Доходы, полученные от экспорта, не покрывают расходы на импорт, и происходит утечка иностранной валюты, что прямо отражается на валютном курсе. В текущем периоде исключен кризис бюджетно-налоговой системы. В Грузии государственный бюджет является профицитным, решена проблема изъятия налогов в рамках нового Налогового кодекса (2005 г.). Значительная сумма мобилизуется и от приватизации.

В связи с тем, что дефицит внешнеторгового баланса растет из года в год, высокий уровень зависимости от зарубежных стран прямо отражается на валютном курсе. К этому прибавляется и возрастающая денежная масса. Часть специалистов утверждают, что валютный курс изменяется в умеренных пределах, умеренной является и инфляция (она составляет 10%). Согласно мнению других специалистов, в стране высокая инфляция7.

По нашему мнению, инфляция гораздо больше, чем 10%. Об этом свидетельствует зафиксированный за последний период рост цен, в большинстве случаев превышающий 50%. Выросли цены на транспорт, воду, коммунальные услуги; подорожали дома и квартиры; удвоилась цена на продовольствие. Хотя необходимо сказать, что при инфляции растут цены и на золото, а курс национальной валюты падает.

Таким образом, микроэкономическая среда современной Грузии — результат ее экономического и социального развития, для которого характерны низкие уровни занятости и доля зарплаты в общем объеме доходов домашних хозяйств, большая разница между минимальными и максимальными зарплатами, постоянное повышение цен на продовольственные товары; рост массы неучтенных денег, дефицит баланса внешней торговли, раздвоение экономических функций государства и т.д. И это логично. В странах, где общественно-политическая и социально-экономическая системы значительно изменились, невозможно повторить или калькировать экономические закономерности других стран. Непригодно и собственное прошлое. Раньше таковыми были послевоенные страны, сейчас к аналогичным относятся постсоветские государства. В свое время предметом особого обсуждения экономистов и политиков были вопросы экономического развития после Второй мировой войны. Несовместимость экономических систем в статике и динамике, размежевание ретроспективы (на военный лад настроенные экономики, закономерности их функционирова-

6 См.: Нателаури И. Условия равновесия денежного рынка и некоторые актуальные проблемы оптимизации внешних экономических связей в Грузии // Бухгалтерский учет, 2000, № 2. С. 46—51 (на груз. яз.); Валютный кризис: причины девальвации лари и ожидаемые результаты. Тбилиси: Бюджетный офис при Парламенте Грузии, 1999 (на груз. яз.).

7 См.: Папава В. Разрушают национальный банк, разрушают грузинское государство... в стране высокая инфляция // Все новости, 26 октября — 1 ноября 2007, № 43 (на груз. яз.).

ния) и перспективы (послевоенные экономики) создали ряд проблем многим европейским странам. В постсоветских государствах размежеваны прошлое (экономическое пространство СССР и его закономерности) и нынешнее (развитие интеграционных процессов, демонтаж экономических связей в новом экономическом пространстве) состояние экономики. Поэтому предметом отдельного обсуждения становятся закономерности экономического развития постсоветских стран, их установление и анализ.

Реверсно-парадоксная микроэкономическая среда постсоветской Грузии: причины и ожидаемые результаты

В действиях и поведении экономических субъектов Грузии в постсоветский период появились многочисленные необычные факты. Реверсно-парадоксными мы их назвали по следующим соображениям.

■ Во-первых, на рынке полной конкуренции, где изобилие дешевых и некачественных товаров, в основном импортных или произведенных из импортного сырья, спрос растет при возрастающих ценах, тем более что в стране большая безработица, низкие зарплаты и напряжен социальный фон. Подобную ситуацию могут вызывать и стимулировать учтенные и неучтенные переводы мигрантов (нелегальных и легальных). Члены их семей, проживающие в Грузии, тратят деньги, не заработанные ими самими, небережно, в основном на покупку товаров первой необходимости, незначительную часть — на приобретение недвижимости и еще меньше кладут на депозиты. Информация об этом хорошо известна промоутерам, посредникам и агентам рынка полной конкуренции. Они активно действуют ради получения максимальной выгоды за счет денежных, чрезмерно щедрых покупателей — родственников мигрантов. В конечном счете действия промоутеров, посредников и агентов рынка, а также поведение потребителей стимулируют рост цен на товары и услуги. За последние годы появились и высокооплачиваемые должности. Рост зарплаты пропорционален повышению цен, что без изменения других условий экономической деятельности не имеет смысла. При этом ввод косвенных налогов не сопровождается снижением спроса.

■ Во-вторых, в денежных доходах домашних хозяйств зарплата не составляет основную часть, она слишком низка для большинства занятых. Сложившаяся ситуация обусловлена высоким уровнем безработицы и высокой степенью дифференциации заработной платы. В реальности нашей страны замечена еще одна экономическая порочность: так называемая «бесплатная работа», то есть больше работать — меньше получать. В денежных доходах домашних хозяйств рост удельного веса зарплаты становится достижимым с уменьшением безработицы, повышением зарплаты и уменьшением степени политизации социально-экономической системы.

Из года в год растет дефицит внешнеторгового баланса страны, дефлятор ВВП, инфляция. Возрастающие показатели чистого экспорта, общего уровня цен и инфляции свидетельствуют о девальвации национальной валюты, а у нас налицо ее ревальвация. В связи со спецификой функционирования денежного рынка и тенденцией изменения валютного курса лари необходимо сказать следующее: в 1994—1998 годах большим был объем наличных денег вне банков, а показатель депозитов (в том числе в лари) был низким, равным 14,5%. Эта тенденция сохранилась в 2000—2003 годах. В 2004-м объем депозитов в лари вырос до 27,2%, в 2005-м он составил 31,9%, в 2006-м— 40,4%. В 1994—2003 годах столь незначительный уровень депозитов указывал на низкий уровень доходов (зарплаты составляли 40—50 лари, пенсии — 11 лари, сказывалось их «замораживание» и т.д.), на

недоверие к банковской системе и на инфляционные ожидания. С 2004 года и по настоящее время рост депозитов в лари говорит о том, что повышается количество высокооплачиваемых должностей, изменился и фактор доверия к банкам. В 2003—2007 годах стали расти внутренние кредиты, выданные коммерческими банками. Коэффициент соотношения «М2» денег к общим международным резервам характеризуется стабильностью, что служит еще одним доказательством развития денежного рынка страны.

В современной Грузии на микроэкономическую среду большое влияние оказывает то, что на фоне высокого уровня безработицы, значительной разницы между минимальными и максимальными зарплатами, низкого удельного веса зарплаты в денежных доходах домашних хозяйств, постоянного роста потребительских цен, возрастающей неучтенной денежной массы, дефицитного внешнеторгового баланса и т.д. сохраняется приоритет политической системы над экономической. Экономика, в том числе на уровне фирмы, политизирована. Кроме того, экономическая функция государства раздвоена. Г осударство не ограничивается функциями власти (законодательной, исполнительной и судебной). Оно еще владеет значительной частью активов и природных ресурсов, а также является экономическим субъектом, при этом самым влиятельным; выходит на внутренний рынок и на внешние рынки как независимый участник; оказывает влияние на процесс ценообразования больше, чем фирмы и домашние хозяйства, особенно на рынках денег, труда, потребительских товаров и услуг.

Государство сможет полноценно выполнить свою функцию власти лишь после того, как закончится приватизация и оно (государство) больше не будет независимым субъектом рынка, в неравных условиях конкурирующим с остальными его участниками. После окончания текущего процесса приватизации более либеральной станет экономическая политика грузинского государства, законы страны не будут принимать под отдельные частные бизнесы и до оптимальной отметки сократится коррупция. Роль и экономические функции грузинского государства пора изменить. Оно должно стать не конкурентом, а надежным партнером участников рынка и вести страну от « экономики производственной ориентации» к «экономике сбытовой ориентации». С проблемами сбыта произведенных в Грузии товаров и услуг, учитывая современные условия развития в стране и за ее пределами, никто не справится лучше государства.

3 а к л ю ч е н и е

Микроэкономическая среда в современной Грузии, в стране со статусом переходной экономики, считается реверсно-парадоксной, что вызвано реформированием общественно-политической и социально-экономической системы страны. Сложившуюся ситуацию трудно оценить как плохую или хорошую, поскольку это явление совершенно новое, не повторяющее действительность ни одной страны, и требует иных подходов к их решению.

Предмет особого обсуждения — функция грузинского государства в экономике. Оно — из-за затягивания процесса приватизации — обладает большим количеством активов и природных ресурсов, выступает на рынке как самостоятельный субъект и как серьезный конкурент для его остальных субъектов (посредством цены). Государство не может быть одновременно и субъектом, активнее всех участвующим в рынке, и полноценным регулирующим, объективным контролирующим органом. В ближайшей перспективе первоочередная задача страны — создание полноценной системы сбыта. Поскольку среди участников рынка это лучше всех может сделать государство, то оно и должно вести страну от «экономики производственной ориентации» к «экономике сбытовой ориентации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.