МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭХИНОКОККОВ ОТ ПРООПЕРИРОВАННЫХ БОЛЬНЫХ
1 2 3
Худаярова Г.Н. , Мурадова Э.В. , Муратова З.Т. , Вахидова А.М.4, Исмоилова Н.А.5
1Худаярова Гавхар Нормаматовна - ассистент; Мурадова Эмма Владимировна - ассистент; Муратова Збрзият Тагировна - ассистент; 4Вахидова Адолат Маматкуловна - доцент; кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии;
5Исмоилова Нодира Абдурахмановна - ассистент, кафедра гистологии и эмбриологии, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: получены новые данные по морфологическим исследованиям эхинококкоза, осложненного пециломикозом. На основании морфологических, паразитологических, микологических исследований предложено лечение эхинококкоза, осложненного пециломикозом, что для микроорганизмов, попавших гематогенно или из желчных путей, содержимое неликвидированной остаточной полости является хорошей питательной средой, которая часто нагнаивается с типичным клиническим абсцессом. Специальными паразитологическими исследованиями установлено, что при новом способе коррекции остаточной полости после эхинококкэктомии печени не исключается возможность рецидива, так как сохраняются живые ацефалоцисты - наиболее активные зародышевые элементы, способные к возобновлению реинвазии. Ключевые слова: эхинококкэктомия, ацефалоцисты, реинвазии, микроорганизмы, остаточная полость.
Актуальность. Эхинококкоз - одно из тяжелых и широко распространенных заболеваний человека и животных [15-21]. Для многих стран это паразитарная инвазия представляет серьезное медико-социальное и
экономическую проблему [8-14]. В последние годы благодаря проведенным научным исследованиям была создана значительная предпосылка для решения клинико-диагностических и патоморфологических вопросов, эпидемиология и лечения эхинококкоза [1-7]. В то же время еще не до конца выяснены патобиохимические механизмы развития эхинококкоза в организме человека и животных [22-28].
Изучение морфологии оболочки эхинококкового пузыря, содержащая в себе микроорганизмы дает возможность проследить преимущество новой лабораторной модели эхинококкоза. На современном этапе необходимы морфологические данные проверки надёжности нового способа обработки и ликвидации остаточной полости во время операции по поводу эхинококкоза, и исключение рецидива заболеваний [32-25]. По нашим данным микроорганизмы в сочетании грибов утяжеляет течение эхинококкоза, вызывая осложнение [1]. При этом морфология гноеродных микроорганизмов и грибов выполняется впервые.
Заражение эхинококкозом может произойти алиментарно и аэрогенно, которое отмечается в районах с сухим климатом, что в своё время доказывали паразитологи Узбекистана [4,5]. Во всём мире эхинококкоз продолжают интенсивно изучать, используя морфологические и биохимические методы, сканирующие электронную микроскопию, исследуется состав нуклеиновых кислот и аминокислот, полимеразная реакция [2,3]. Некоторые учёные отмечают, что для микроорганизмов, попавших гематогенно или из желчных путей, содержимое неликвидированной остаточной полости является хорошей питательной средой, которая часто нагнаивается с типичным клиническим абсцессом.
Особое значение в последние годы исследователи придают биохимическом, иммунологическим, генетическим методам исследования ларвальных эхинококков и заболеваний, вызываемых ими.
Кроме применяющихся методов (клинические, биологические, лапароскопические и ультразвуковые) для диагностики эхинококковой болезни зарубежными учеными предложена также аспирационная тонкоигольная биопсия.
Материалы и методы исследования. Для решения вопроса о наличии или отсутствии микробной флоры в содержимом эхинококковых пузырей нами были проведены бактериологические исследования эхинококков 166-ти больных, прооперированных в хирургических клиниках Самаркандской области. Всего исследовано 187 эхинококковых пузырей, так как у 21-го больного эхинококковые пузыри одновременно находились в нескольких органах и соответственно в каждом случае микрофлора определялась отдельно. Больные были нами распределены на три группы: в первую группу входили больные в возрасте до 15 лет, во вторую группу - больные от 15 до30 лет, в третью - больные старше 30 лет.
Первую группу составили 68 больных, вторую группу-53 больных, из них 10- с множественным поражением, в третью группу вошли 68 больных, из них 11- с множественным эхинококкозом.
По локализации эхинококковых пузырей в органах исследованный материал распределяли следующим образом:
1. Пробы из пузырей, локализованных в легких - 78, из них от больных 1 группы-30, больных 2 группы - 21, больных 3 группы - 27.
2. пробы из пузырей, локализованных в печени - 82, из них от больных 1 группы - 36, больных 2 группы - 20, больных 3 группы - 28.
3. Пробы из пузырей, локализованных в селезенке - 4, из них от больных 1 группы - 2, больных 2 группы -2.
4. Пробы из пузырей, локализованных в почке - 2, в обоих случаях они принадлежали больным, включенным в 3-ю возрастную группу
В случаях множественного эхинококкоза, а их был 21, материал распределялся: 10 - во 2-й группе, 11- в 3-й группе. Из них локализация пузырей в легких отмечалась в 8-ми
случаях, 3 пузыря - из 2-й группы и 5 - из 3-й группы; из легких и печени обследовано 7 эхинококков из 2-й группы и 4 - от больных 3-й возрастной группы. Для выяснения возможной зависимости наличия или отсутствия микрофлоры в эхинококковых пузырях от морфологической модификации производилось определение морфологии во всех случаях. При этом материал был распределен:
1. E.acefalocysticus обнаружен в 5 случаях, из них у больных 1 группы - 2, 2 группы - 3.
2. E.veterinorum выявлен в 160- ти случаях, из них у больных 1 группы - 61, 2 группы- 45, 3 группы - 54.
3. E.hominis установлен в 11-ти случаях, из них у больных 1 группы - 2, 2 группы - 4, 3группы - 5.
4. Нагноившиеся пузыри были обнаружены в 5-ти случаях в 1 группы у 3-х больных, во 2- не выявлены, в 3-й - у 2-х больных.
5. Петрифицированные пузыри отмечены у 1-го больного 2-й группы, у 2-х - 3-й группы.
6. Смешанные пузыри отмечались в 3-х случаях, все они были у больных, относящихся к 3-й возрастной группе.
Из общего числа исследованных проб наибольшее количество относится к морфологической модификации паразита E.veterinorum-160 , на втором месте E.hominis- 11 и на третьем месте E.acephalocysticus-5. модификации устанавливали по классификации, указанной в методике. Жидкости эхинококковых пузырей мы высевали на средах Сабуро, молочно-солевой агаре, МПА с кровью.
Результаты исследования. Интересно отметить, что у которых больных все имеющиеся пузыри относятся к одинаковой морфологической модификации паразита, вне зависимости от их количества и от локализации в различных органах. В других случаях у одного и того же больного, страдающего множественным поражением, обнаруживаются различные морфологические модификации паразита как при поражении одного органа, так и при поражении различных органов. Так, у больного из 2-й группы эхинококковые пузыри, располагающиеся в печени и легких, имели
различную морфологическую модификацию: 1 -E.veterinorum, E.acephalocysticus - у 1-го больного из 3-й группы эхинококковые пузыри были в печени и легких: в печени - E.hominis, в легких - E.veterinorum; у больного из 3-й группы эхинококковые пузыри, располагающиеся в легких, относились к E.hominis и 1- E.veterinorum.
Локализация паразита в различных органах больных, относящихся к 1-й возрастной группе, в зависимости от локализации, выявлена в следующем количестве: E.acephalocysticus в 2-х случаях - в печени и селезенке - по 1-му разу; E.veterinorum- в 61 случае; в легких - 29 пузырей, в печени - 31, в почках - 1; E.hommis- в 2-х случаях: в легких - 1 пузырь, в печени -1.
Петрифицированные эхинококковые пузыри у больных, входящих в 1-ую возрастную группу, обнаружены не были. У больных, входящих во 2-ю возрастную группу, материал распределился следующим образом: E.acephalocysticus в печени-2, в селезенке- 1; E.veterinorum - в 45-ти случаях, из них в легких - 19, в печени- 25, в селезенке- у 1-го больного; E.homLшs- в 4-х случаях; в легких - 2, в печени - 1, в почках -1. Нагноившихся эхинококковых пузырей у больных 11-й группы не было. Петрифицированный пузырь обнаружен у 1-го больного. У больных, входящих в 3-ю возрастную группу, Е.асерhalociysticus не обнаружен. У veterinorum обнаружен и 54-х случаях и распределён следующим образом: в лёгких - у 22-х больных, в печени - у 33-х. Е.hommis выявлен в 5-ти случаях: в печени - у 3-х, в почках-у2-х больных. Петрифицированные пузыри обнаружены у 2-х больных: по одному паразиту в лёгких; нагноившиеся - у 2-х: один пузырь в лёгких, один - в печени; смешанные - в 3-х случаях; один - в лёгких, один - в печени, один - в почках.
Выводы. Исследования оболочек эхинококков от прооперированных больных, показали, что в фиброзной оболочке E.hommis в зависимости от морфологических модификаций и характера инфицирования эхинококковой жидкости может происходить её расслоение с освобождением ацефалоцист, которые способны к
дальнейшему росту и развитию с последующим рецидивом. При оперативных вмешательствах по поводу эхинококкоза морфологические модификации эхинококков определяют стратегию и тактику хирурга. В патогенезе любого гельминтозного заболевания учитываются токсины, выделяемые гельминтами. Следовательно, при любом гельминтозном заболевании непосредственно или косвенным путём будет проявляться отрицательное воздействие продуктов обмена гельминтов на печень, сопровождаемое нарушением обмена аминокислот. При локализации паразитов в печени нарушение аминокислотного обмена будет выражаться в резкой форме и в некоторых случаях носить необратимый характер. В большинстве случаев в эхинококковых кистах обнаруживается микрофлора с выраженной высокой патогенностью. В эхинококковых кистах также выявляются патогенные простейшие, опасные для здоровья больных. Любой эхинококк в организме больного - потенциальный очаг гнойной инфекции.
Список литературы
1. Атакулов Б.М., Габченко А.К., Садыков В.М., Абдухалик-Заде Г.А., Ахмедов Ю.М. Морфолого-экспериментальные исследования пневмонии у детей пециломикозной этиологии // Проблемы хирургии, фармакологии, фармации и паразитологии. 2006.С.13-14.
2. Ахматов Х., Аминов А., Вахидова А.М. Изыскание наиболее эффективных препаратов при эхинококкозе и пециломикозе //Student research. 2019. С. 155-158.
3. Бирюков Ю. В., Стреляева А.В., Шамсиев А.М. Иммунокоррекция при хирургическом лечении эхинококкоза легких //Грудная и сердечно-сосудистая хирургия. 2000. №. 1. С. 53-62.
4. Вахидова А. М. и др. Грибы рода pacilomyces при заболевании людей эхинококкозом //World Science: Problems and Innovations. 2019. С. 186-190.
5. Гаффаров У. Б. и др. Сравнительная оценка способов обработки полости эхинококковой кисты в эксперименте //Детская хирургия. 2008. №. 5. С. 48-52.
6. Гостищев В. К. и др. Способ коррекции остаточной полости печени при эхинококкэктомии у взрослых //Анн. хир. гепатол. 1995. №. 5. С. 63-71.
7. Гостищев В. К. и др. Иммунный статус, Иммунодиагностика и иммунокоррекция при хирургическом лечении эхинококкоза печени //Анналы хирургии. 1999. №. 4. С. 39-47.
8. Гостищев В. К. и др. Гомеопатия в лечении эхинококкоза печени, осложненного пециломикозом и хронической обструктивной болезнью легких //Традиционная медицина. 2014. №. 2. С. 18-27.
9. Давлатов С.С. и др. Экстракорпоральные методы гемокоррекции в хирургической практике (текст): Монография / С.С. Давлатов, Ш.С. Касымов, З.Б. Курбаниязов - Ташкент: ИПТД «Узбекистан», 2018. 160 с.
10. Муртазаев З. И. и др. Выбор оптимальной хирургической тактики при эхинококкозе легких //Национальная Ассоциация Ученых. 2016. №. 3-1. С. 51-54.
11. Рахманов К. Э. и др. Балльная оценка в выборе тактики хирургического лечения эхинококкоза печени //Завадские чтения. 2018. С. 121-124.
12. Рахманов К. Э. и др. Профилактика и медикаментозное лечение эхинококкоза легких //Актуальные вопросы современной пульмонологии. Ма. 2018. С. 142.
13. Стреляева А. В. и др. Лечение эхинококкоза печени взрослых больных, осложненного пециломикозом и ХОБЛ //Хирургическая практика. 2014. №. 1. С. 37-42.
14. Стреляева А. В. и др. Лечение эхинококкоза легких, осложненного пециломикозом, у взрослых больных //Хирургическая практика. - 2014. №. 1. С. 43-50.
15. Стреляева А.В. и др. Поражение сердца при эхинококкозе печени у взрослых больных //Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2012. №. 4. С. 40-42.
16. Усаров Ш.Н. и др. Дифференцированная тактика хирургического лечения эхинококкоза печени //Вопросы науки и образования. - 2019. - №. 2 (45).
17. Худаярова Г.Н. и др. Исследования иммунологического статуса больных эхинококкозом и бронхиальной астмой, осложнённых пециломикозом и иммунореабилитация //Приоритетные направления развития науки и образования. 2019. С. 241-244.
18. Шамсиев A.M., Атакулов Д.О., Юсупов Ш.А., Юлдашев Б.А. Влияние экологических факторов на частоту хирургических заболеваний у детей./Проблемы опустынивания в Центральной Азии и их региональное стратегическое решение //Тезисы докладов. Самарканд. 2003. С. 86-87.
19. Шамсиев А.М., Атакулов Ж.А., Лёнюшкин А.М. Хирургические болезни детского возраста // Ташкент: Из-во «Ибн-Сино. 2001.
20. Шамсиев А.М., Хамраев А.Ж. Малая хирургия детского возраста. Ташкент: Из-во - O'qituvchi, 2006.
21. Шамсиев Ж. А., Рахманов К.Э., Шамсиев Ж.З. Совершенствование хирургического лечения эхинококкоза печени //European science. 2018. №. 6 (38).
22. Шамсиев Ж.А. и др. Результаты хирургического лечения эхинококкоза печени //European science. 2017. №. 7 (29).
23. Шамсиев Ж.А., Акилов Х.А. Пути улучшения результатов хирургического лечения и профилактики рецидивов эхинококкоза печени у детей //Новые технологии в детской хирургии. - 2014. - С. 294-304.
24. Шамсиев Ж.А., Рахманов К.Э., Давлатов С.С. Оптимизация методов хирургического лечения эхинококкоза печени //Медицинский журнал Узбекистана. 2016. №. 1. С. 45-48.
25. Шамсиев Ж.А., Рахманов К.Э., Давлатов С.С. Оптимизация методов хирургического лечения эхинококкоза печени //Медицинский журнал Узбекистана. 2016. №. 1. С. 45-48.
26. Axrorovich S.U. et al. Surgical tactics in liver echinococcosis of subphrenic localization //Volume 2. Medical science. С. 212.
27. Axrorovich S. U. et al. Surgical tactics in liver echinococcosis of subphrenic localization //Volume 2. Medical science. С. 212.
28. Jamshid S., Ravshan S. Accompanying defects of development in children with congenital cleft of lip and palate //European science review. 2017. № 1-2.
29. Minaev S. V. et al. Laparoscopic treatment in children with hydatid cyst of the liver //World journal of surgery. 2017. Т. 41. №. 12. С. 3218-3223.
30. Mukhitdinovich S.A. et al. Prevention and pharmacotherapy of liver echinococcosis // Voprosy nauki i obrazovaniya. 2017. №. 10 (11).
31. Nasritdinovich U.S. et al. Comprehensive diagnosis of liver echinococcosis (literature review) // Voprosy nauki i obrazovaniya. 2019. №. 2 (45).
32. Nazyrov F.G. et al. Шляхи покращення результат xipyprÍ4Horo лшування ехшококкоза печшки //Неонатолопя, хiрyргiя та перинатальна медицина. 2018. Т. 8. №. 3 (29). С. 39-43.
33. Kasimov S. et al. Haemosorption in complex management of hepatargia //The International Journal of Artificial Organs. 2013. Т. 36. - №. 8.
34. Sulatanbaevich B.A., Yakhshiboevich S.Z., Jamshedovich V.J. Role of chemotherapy in prophylaxis of the liver echinococcosis recurrence //Вопросы науки и образования. 2018. №. 24 (36).
35. Shamsiev A.M. et al. Експериментально-морфолопчне обгрунтування ефективност застосування альбендазолу для профшактики рецидиву ехшококозу шсля операцп //Кишчна та експериментальна патолопя. 2018. Т. 17. №. 3.