сталинских репрессий. Например, такое произведение, как " Архипелаг ГУЛАГ 110" А.Солженицына повествует о лагерном опыте самого писателя, рассказы о мучениках ГУЛАГа.
Третья волна 1956-1986
Миграция началась после Сталина и закончилась до перестройки. В это время опять выехала большая часть творческой интеллигенции. Гонения начинаются после посещения Н.С.Хрущевыми выставки художников-авангардистов. Из-за миграции люди были лишены гражданства. Они оказались отвергнуты старой интеллигенцией.
Самым наиболее видным деятелем третьей волны является А.Солженицын, который, оказавшись в чужой стране, все равно продолжил свое творчество.
Таким образом, во время трех миграционных волн, захлестнувших Россию в ХХ веке, эмигрировало огромное количество граждан СССР, писателей, поэтов, художников, актеров. Особенно во время первой и третьей миграционных волн эмигрировала почти вся творческая интеллигенция, так что Советский Союз потерял свое культурное звено.
Использованные источники:
1. В. Синкевич "Вторая волна русской эмиграции".
2. И. Н. Андрушкевич "Русская белая эмиграция".
3. Зайончковская "Эмиграция в дальнее зарубежье"
УДК 94
Кравец В. С. доцент
кафедра истории ЮФУ Лобанова В.И. студент 1 курс ААИ ЮФУ Россия, г. Ростов-на-Дону Kravets Victoria, Associate Professor at the Department of History
Southern Federal University, Russia Lobanova Valeria, Student
Academy of Architecture and Arts Southern Federal University, Russia МИГРАЦИЯ В РОССИИ В XX ВЕКЕ
Аннотация: в статье освещаются причины эмиграции творческой интеллигенции в XX веке, основные направления их миграции, эмиграция начала ХХ века рассматривается на примере отдельной личности -
110 ГУЛАГ- главное управление лагерей. Книга "Архипелаг ГУЛАГ" была написана за 38 лет ( с 1918 по 1956) А. Солженицыным.
архитектора Н.И.Исцеленного , основные этапы его жизни и направления деятельности, реализованные Н.И.Исцеленным.
Ключевые слова: эмиграция ХХ века, архитектура, творческая интеллигенция.
Abstract: The article deals with reasons of emigration of creative intelligentsia in XX century, main directions of their migration, emigration of the beginning of XX century is considered on example of individual personality -architect N.I. Istselennyi, main stages of his life and lines of activity, which was realized by N.I. Istselennyi.
Keyword: emigration of XXcentury, architecture, creative intelligentsia.
После революции 1917 года из России мигрировало достаточно большое количество граждан, численно превосходившее 2 миллиона. За рубежом они создали "вторую Россию". Эмигрировала так же творческая интеллигенция, включавшая в себя выдающихся художников, писателей, философов. Причиной этому послужила невежественная политика молодого Советского государства в области народного образования. С инакомыслящими в то время боролись достаточно жестокими способами, поэтому люди покидали страну в надежде отсидеть заграницей до лучших времен. Первая массовая миграция была названа первой волной миграции, или "белая миграция", которая продолжалась до 1940 года. В это время основными центрами расселения эмигрантов были крупные города Европы, такие как София, Прага, Париж, и Шанхай в Китае. Меньше внимания было нацелено на США, Канаду и Польшу. Зачастую эмигранты не возвращались, так как исткали лучшей жизни.
Стоит рассмотреть эмиграцию отдельной личности, представителя творческой интеллигенции, архитектора Николая Ивановича Исцеленного, мигрировавшего из России в первую волну миграций в 1920 г.
Жизнь до 1920 года
Исцеленнов Н.И родился 31.05.1891 г в г. Иркутске в семье купца И.Ф Исцеленнова. По словам самого архитектора, дальние его предки были плотники - древоделы, наследником которых он себя ощущал и получил натуру настоящего сибиряка от них. В 1909 году Исцеленнов поступил на архитектурное отделение Императорской академии художеств в Северной столице. Во время своего обучения он участвовал в реставрационных работах, был помощником архитекторов, разрабатывал собственные проекты. При постройке монастыря в Костроме в 1911 году у него окончательно оформилось желание посвятить свою жизнь зодчеству, а если быть точнее, то храмовому зодчеству. В 1917 году по окончании академии получил звание художника-архитектора. После переехал в Москву, где участвовал в работе Живскуль птарха.
После смерти отца он взял на себя заботу о больной матери, с которой был вынужден бежать за границу. По словам участницы побега Г.Г.Гроар, Николай Иванович не мог терпеть более хамского отношения к интеллигенции. " Я предпочитаю подметать улицы за границей, чем терпеть
здесь это безобразие".
Во время побега он был брошен проводником и вынужден был спасаться своими силами. Исцеленнов преодолел это препятствие и с итоге пересек границу с Финляндией.
Жизнь за границей
В Финляндии он познакомился со своей будущей женой и в этом же году обручился с ней. Его супруга М.А.Лагарио была художницей. За рубежом начались их тяжелые странствования: Берлин, Прага, Париж. С 1921 по 1924 жил в Берлине, где был участником союза деятелей русской литературы и искусства. В 1925 переехал с женой в Париж. Здесь он работал инженером в разных компаниях. В 1927 примкнул к обществу "Икона", а через 2 года был посвящен в масонство. С 1951 года являлся председателем этого сообщества.
Творческий путь архитектора
Еще на родине Исцеленнов зарекомендовал себя как проектировщик-архитектор, специализировавшийся на постройке храмовых сооружений. После эмиграции заграницу Исцеленнов Н.И больше работал в качестве художника-графика, проиллюстрировавшего " Пиковую даму" А.С. Пушкина.
В Праге и Париже были организованы его совместная выставки с женой. Во Франции в 1925 его скитания заканчиваются и он в полной мере разворачивает свою проектную деятельность. В конце 30-х годов построил храм в память Царя- мученика Николая П.Храм расположен в г.Брюсселе. Он является свидетельством выдержанности и чистоты стиля Исцеленного. Храм отличается классической красотой и простотой. Стоит отметить, что Н.И.Исцеленнов воздвиг этот храм совершенно бесплатно, к тому же он тратил свое личное время на посещение Монбельяра (французская коммуна, расположенная в регионе Франции) и доработку проекта.
Последние годы жизни
Николай Иванович вместе с женой жили в 6 округе Парижа, на улице Генего. По воспоминаниям Р.Герра дом Исцеленнова Н.И напоминал дореволюционный Петербург - картины, портьеры, старинная мебель. Помимо работы в обществе "Икона", он занимался расчетами для постройки Монпарнасской башни.
В 1979 году в силу преклонного возраста и различных недомоганий переехал в русский старческий дом, где, не дожив 3 месяца до 90-летнего юбилея, скончался. Был похоронен на местном кладбище.
Кажется очевидным, что Н.И.Исцеленнов был необыкновенно обаятелен. В нем была развита эстетическая чуткость, которая сочеталась с большой эрудированностью. Он был необычайно человеколюбив и бескорыстен. После себя архитектор оставил наследие в виде труда о русских иконостасах, в котором он писал: "...храм без икон не был бы храмом".
Итак, первая волна миграции характеризовалась большим оттоком населения за границу в силу нестабильной обстановки внутри страны после революции 1917 года. Творческая интеллигенция подвергалась гонениям и
травле, чего и старались избежать люди, покидая страну. Как можно заметить, на рассмотренном примере очевидно, что отношение за рубежом к художникам, писателям и философам резко отличалось от отношения к ним же внутри страны. Н.И.Исцеленнов может послужить примером того, что эмиграция в начале ХХ века была не напрасна, так как у людей появилось больше возможностей к самореализации и безбедному существованию.
Использованные источники:
1. Павел Полян "Эмиграция. Кто и когда покинул Россию" опубликовано в: Россия и ее регионы в ХХ веке: территории - расселение - миграции / Под ред. О.Глезер и П.Поляна. М.: ОГИ, 2005 с.493-519
2. Рэнэ Герра "Н. И. Исцеленнов - архитектор, художник и книжный график" опубликовано в журнале: Новый журнал, 2012, 266
3. "Памяти Н.И.Исцеленнова" опубликовано в "Русская мысль", 1983
УДК 930.85
Кравченко М.И. студент 1 курса факультет архитектуры Академия Архитектуры и Искусств Южный Федеральный Университет
Кравец В. С., к. и. н. научный руководитель, доцент кафедра исторической политологии института истории и
международных отношений ЮФУ РФ, г. Ростов-на-Дону
ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ НА РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются вопросы влияния Русской эмиграции начала XX века на культуру и науку Европы. Активная творческая жизнь представителей русского зарубежья послеоперационной эмиграции первой волны инициировала культурные изменения Европейского сознания и, в целом, мирового.
Ключевые слова: русская эмиграция, эмиграция первой волны, послереволюционная эмиграция, русское зарубежье, европейская культура.
В начале двадцатого века в мире произошли глобальные социально-экономические, политические и культурные изменения, которые привели к цивилизационным тектоническим сдвигам в устройстве мирового порядка и переосмыслению места человека в этом порядке. Результатом этих подвижек стала, в том числе, и Октябрьская революция 1917 года в России. За Октябрьской революцией 1917 года последовали гражданская война и иностранная интервенция, которые сопровождались естественными для состояния гражданской войны и освободительной войны явлениями -террором, голодом, убийствами, беспределом. Победа большевиков или как их