Научная статья на тему 'МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / экономика / ВВП / иммиграция / квота / Кыргызская Республика / миграционные проблемы / migration / economy / GDP / immigration / quota / Kyrgyz Republic / migration problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ч.К. Муратова, Ш.А. Аскаралиев, А.Н. Стамбекова

Проблемы миграции были изучены многими авторами. Однако не потерял актуальности на сегодняшний день вопрос миграции и ее роли на экономику КР. В статье авторы провели анализ истории миграции в Кыргызкой Республике и ее нынешнее положение. Также проведен анализ проблем и перспектив миграционных процессов, определены масштабы трудовой миграции в Кыргызстане и обоснована классификация факторов, обусловливающих трудовую миграцию в Кыргызстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION OF THE KYRGYZ POPULATION IN THE CONTEXT OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION

Migration problems have been studied by many authors. However, the issue of migration and its role in the economy of the Kyrgyz Republic has not lost its relevance today. In the article, the authors analyzed the history of migration in the Kyrgyz Republic and its current situation. The analysis of the problems and prospects of migration processes was also carried out, the scale of labor migration in Kyrgyzstan was determined and the classification of factors contributing to labor migration in Kyrgyzstan was substantiated.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ч.К. Муратова, канд. экон. наук Ш.А. Аскаралиев, преподаватель А.Н. Стамбекова, преподаватель Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-2-102-105

Аннотация. Проблемы миграции были изучены многими авторами. Однако не потерял актуальности на сегодняшний день вопрос миграции и ее роли на экономику КР. В статье авторы провели анализ истории миграции в Кыргызкой Республике и ее нынешнее положение. Также проведен анализ проблем и перспектив миграционных процессов, определены масштабы трудовой миграции в Кыргызстане и обоснована классификация факторов, обусловливающих трудовую миграцию в Кыргызстане.

Ключевые слова: миграция, экономика, ВВП, иммиграция, квота, Кыргызская Республика, миграционные проблемы.

Миграция в Кыргызской Республике -это объективный процесс, обеспечивающий закрепленные в Конституции личные права человека на свободу передвижения и выбор места жительства. Масштабы миграции напрямую зависят от политических событий и социально-экономического развития страны и ее регионов. Кыргызская Республика стремится обеспечить достойные условия жизни, защиту прав и интересов каждого гражданина, перемещающегося внутри страны и за ее пределами. Кыргызская Республика также приветствует иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут внести позитивный вклад в развитие страны.

В августе 2015 года Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что изменило статус его международных мигрантов. Евразийский экономический союз - это международная организация региональной экономической интеграции, в которую в настоящее время входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. ЕАЭС представляет собой общий рынок, объединяющий 182,7 миллиона человек с совокупным ВВП в 1,6 триллиона долларов США. Евразийский экономический союз - наиболее значимый интеграционный проект, заложивший основу для развития всех интеграционных процессов на

постсоветском пространстве, создания ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства [1].

Основной принцип ЕАЭС служит ключевым элементом для миграционных процессов в рамках Союза. Международная миграция в Кыргызстан и из Кыргызстана в основном происходила в пределах постсоветских государств. Так, в период с 1991 по 2009 год 89% эмигрантов уехали в постсоветские страны, а 99% иммигрантов переехали в Кыргызстан из того же региона. Более того, 86% кыргызских трудовых мигрантов работают в России или Казахстане.

Эксперты рынка труда подчеркивают важность свободной мобильности рабочей силы для «общего экономического благосостояния, экономической интеграции и общества». Другие ученые подчеркивают, что процессы, связанные с созданием единой системы трудовой миграции на едином рынке труда, могут привести к возникновению специфических социальных проблем, таких как социально-экономическое неравенство и межэтническая напряженность. Тем не менее, законы и административные механизмы, способствующие экономической интеграции, имеют решающее значение для содействия трудовой миграции. Поскольку трудовая миграция в Россию и Казахстан играет

важную роль в обеспечении средств к существованию, особенно в случае сельского населения, содействие миграции было одной из ключевых причин, побудивших Кыргызстан вступить в ЕАЭС.

Трудовая миграция имеет критическое значение для Кыргызстана из-за многочисленных кризисов, с которыми страна столкнулась после распада Советского Союза. После распада Советского Союза и в период перехода к рыночной экономике несколько экономических кризисов ограничили возможности внутреннего рынка труда в Кыргызстане. В результате возникли трудности с поддержанием стабильных средств к существованию, что привело к большому количеству кыргызских рабочих, ищущих работу и более высокую заработную плату за рубежом. Распад сложных экономических связей между бывшими советскими республиками стал значительной причиной негативных экономических последствий и роста безработицы в регионе.

Кроме того, десятилетний экономический спад и сокращение рабочих мест, исчисляемое миллионами, способствовали резкому ухудшению условий на рынке труда во всех бедных ресурсами странах зоны СНГ. По данным Аналитического отчета Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики за 2015 год, от 600 000 до 700 000 граждан Кыргызстана работают за рубежом, при этом большинство трудовых мигрантов проживают в Российской Федерации. Однако, по другим оценкам, до 1 миллиона экономически активного населения республики работает за границей в разгар сезонных работ [2].

Сегодня миграция затрагивает более трех миллионов человек в Кыргызской Республике и в обозримом будущем останется важным экономическим и социальным фактором. В каждом четвертом домохозяйстве страны (26%) проживает как минимум один трудовой мигрант. В связи с этим Кыргызская Республика принимает все меры по совершенствованию регулирования миграционных процессов, в том числе путем интеграции 23 целей Глобального договора о безопасной, упорядо-

ченной и регулярной миграции в государственное управление миграционными процессами и расширения международного сотрудничества в области миграции.

Хотя страна официально не присоединилась к Глобальному договору о миграции, Кабинет министров и партнеры по развитию приложили много усилий для подготовки настоящего Национального добровольного обзора. В его подготовке приняли участие правительственные и неправительственные организации, эксперты, Миграционная сеть ООН, партнеры по развитию и другие заинтересованные стороны.

Миграционная политика в Кыргызской Республике направлена на стабилизацию миграционных процессов посредством государственных программ, направленных на смягчение неблагоприятных факторов, вызывающих и сопровождающих миграцию, и создание условий для наиболее полной реализации миграционного потенциала для развития страны.

Эта цель закреплена в Концепции миграционной политики Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 2021 года №191 «Об утверждении миграционной политики Кыргызской Республики на 2021-2030 годы» [3].

Процесс реализации Концепции увязан с государственными программами устойчивого социально-экономического развития регионов, повышения уровня жизни населения и развития человеческого потенциала.

Необходимость регулирования миграционных процессов и создания условий для безопасной, упорядоченной и легальной миграции также отмечена в Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года, разработанной в рамках Национальной стратегии развития до 2040 года и сохраняющей преемственность на основе долгосрочных стратегических целей развития страны, ориентированных на человека, с акцентом на основополагающее обязательство Национальной программы развития «Не оставить никого позади». Национальная стратегия устанавливает стремление страны к до-

стижению Национальной программы развития, принятых резолюцией 70/1 Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2015 года.

Чтобы достичь цели поставленные Национальной программой развития следующие шагы выполняются [4]:

- Сбор и использование точных и дезагрегированных данных в качестве основы для разработки политики на основе фактических данных;

- Минимизировать негативное воздействие различных факторов, вынуждающих людей покидать страну;

- Предоставление точной и своевременной информации мигрантам на всех этапах миграции;

- Обеспечение наличия у всех мигрантов удостоверений личности и других надлежащих документов;

- Упрощение и расширение доступа к каналам легальной миграции;

- Содействие справедливому и этичному найму работников и обеспечение условий для достойного труда;

- Изучение и уменьшение уязвимостей в процессе миграции;

- Спасение людей и координация усилий международного сообщества по решению проблемы пропавших без вести мигрантов ;

- Повышение эффективности транснациональных мер по борьбе с незаконным ввозом мигрантов;

- Предотвращение, борьба и искоренение торговли людьми в контексте международной миграции;

- Комплексное, скоординированное и безопасное управление границами;

- Повышение определенности, предсказуемости и качества процедур миграционного контроля для обеспечения надлежащей проверки и, при необходимости, передачи людей в соответствующие органы;

- Помещение мигрантов в центры временного содержания только в качестве крайней меры и поиск альтернатив;

- Повышение эффективности консульской защиты, помощи и взаимодействия на протяжении всего миграционного цикла;

- Создание благоприятных условий для мигрантов и общества для обеспечения

полной социальной интеграции и сплоченности.

Анализ миграционных процессов в Кыргызстане показывает фундаментальные изменения, произошедшие за годы независимости. Новые политические и экономические условия в стране можно охарактеризовать следующими выводами:

1. Переход бывших союзных республик в новые независимые страны СНГ усилил барьерную функцию границ между ними. Новое государственное законодательство (налоги и сборы, национальные деньги, патенты, система социального страхования) и неформальные изменения изменили экономику и доступ к системе образования, а также, в некоторой степени, к рынку труда; границы с соседними странами стали ограничивающим фактором для миграции.

2. В то же время распад Советского Союза открыл границы в международном масштабе, и миграция с зарубежными странами стала возможной. Эмиграция за рубеж частично уже началась, но довольно часто ей препятствуют административные меры потенциальных стран назначения, как в других государствах СНГ, так и за их пределами.

3. Первые годы после обретения независимости характеризовались глубоким экономическим спадом. Многие отрасли экономики подверглись серьезной реструктуризации, а многочисленные предприятия закрылись или потеряли много работников [5]. Горнодобывающая промышленность, металлургия и машиностроение, текстильная промышленность, а также туризм и транспорт сократили свою деятельность из-за потери интеграции в общесоюзную систему кооперации. Экономика Кыргызстана все еще страдает от последствий международной конкуренции и географического положения, характеризующегося крайней удаленностью. Однако новые виды экономической деятельности постепенно замещают прежние, особенно в торговле, туризме, финансовых услугах и международных организациях [6]. Некоторые традиционные отрасли экономики, прежде всего сельское хозяйство, также претерпели очень глубокие изменения в

результате приватизации; этот сектор продемонстрировал определенную способность и гибкость, чтобы занять людей в критических экономических ситуациях.

4. Географическое распределение различных видов деятельности не одинаково: внутренняя миграция между городом и деревней, а также между различными регионами страны произошла в результате экономических изменений. Кроме того, следует ожидать, что многие, возможно, желаемые миграционные перемещения не могут быть реализованы из-за отсутствия возможностей и средств.

Международная трудовая миграция иг-

ных домохозяйств мигрантов, так и в экономике страны. Остаются нерешенными и другие не менее важные вопросы, такие как регистрация на временное проживание и получение официального трудового контракта. Эти вопросы ущемляют интересы трудовых мигрантов из Кыргызстана, которые часто очень обеспокоены потерей дохода и боятся депортации. Депортация и попадание в «черный список» мигрантов, лишает не только человека основного источника дохода, но и всю его семью. Особую озабоченность вызывает положение женщин-мигрантов и их детей. Сегодня не хватает информации об их правах и правовом статусе.

рает важную роль как в экономике отдель-

Библиографический список

1. UN Network on Migration in the Kyrgyz Republic was established in April 2020.

2. UNDP (2002), National Report, Human Development in Mountain Regions of Kyrgyzstan, Bishkek.

3. NSC KR (National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic), Sotsial'nye tendentsii Kyrgyzskoi Respubliki, Bishkek, NSC KR, 2015.

4. International Organization for Migration (1999), Migration in the CIS 1997-98, 1999 Edition, Technical Cooperation Centre for Europe and Central Asia, Geneva.

5. Representative Office of the Ministry of Labour, Employment and Migration of the Kyrgyz Republic in Russia, Trudovye migranty Kyrgyzstana, (accessed September 2024).

6. Сагынбекова Л. Влияние международной миграции: процесс и современные тенденции в Кыргызстане. - Чам, Швейцария: Springer International Publishers, 2016.

MIGRATION OF THE KYRGYZ POPULATION IN THE CONTEXT OF REGIONAL

ECONOMIC INTEGRATION

Ch.K. Muratova, Candidate of Economic Sciences

Sh.A. Askaraliev, Lecturer

A.N. Stambekova, Lecturer

Osh State University

(Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. Migration problems have been studied by many authors. However, the issue of migration and its role in the economy of the Kyrgyz Republic has not lost its relevance today. In the article, the authors analyzed the history of migration in the Kyrgyz Republic and its current situation. The analysis of the problems and prospects of migration processes was also carried out, the scale of labor migration in Kyrgyzstan was determined and the classification of factors contributing to labor migration in Kyrgyzstan was substantiated.

Keywords: migration, economy, GDP, immigration, quota, Kyrgyz Republic, migration problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.