Научная статья на тему 'МИГРАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

МИГРАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / глобализация / демография / социология / история / теоретические подходы / междисциплинарность. / migration / globalization / demography / sociology / history / theoretical approaches / interdisciplinarity.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мбани Фред Рюдель

В данном исследовании рассматриваются исторические и современные тенденции миграционных процессов, анализируются причины их интенсификации в современном мире. Особое внимание уделяется влиянию таких факторов, как войны, глобализация, научно-технический прогресс и экономические диспропорции между странами. Автор выделяет основные исторические этапы миграции, начиная с периода Второй мировой войны, и приводит статистические данные о масштабах миграционных потоков в различные исторические периоды. В статье подчеркивается междисциплинарный характер изучения миграции, анализируются различные теоретические подходы к данному феномену. Особое внимание уделено вкладу отечественных и зарубежных ученых в развитие теории миграции. Автор рассматривает такие подходы, как демографический, социологический, исторический, и анализирует вклад ключевых фигур в развитие каждого из направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION AS A SUBJECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

This study examines the historical and modern trends of migration processes, analyzes the reasons for their intensification in the modern world. Special attention is paid to the influence of factors such as wars, globalization, scientific and technological progress and economic imbalances between countries. The authors identify the main historical stages of migration, starting from the period of the Second World War, and provide statistical data on the scale of migration flows in various historical periods. The article emphasizes the interdisciplinary nature of the study of migration, analyzes various theoretical approaches to this phenomenon. Special attention is paid to the contribution of domestic and foreign scientists to the development of migration theory. The author examines such approaches as demographic, sociological, historical, and analyzes the contribution of key figures to the development of each of the directions.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

Фред Рюдель МБАНИ - магистрант образовательной программы «Прикладная лингвистика» института социальных и гуманитарных наук Тюменского государственного университета Россия, г. Тюмень; e-mail: fredmbani6@gmail.com

УДК 314.152.2; 316.012

Для цитирования: Мбани Ф.Р. Миграция как предмет социологического анализа // Общество и государство. - 2024. - № 1

(45). - С. 49-53. DOI: 10.24412/2224-9125-2024-1-49-53.

МИГРАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

АННОТАЦИЯ

В данном исследовании рассматриваются исторические и современные тенденции миграционных процессов, анализируются причины их интенсификации в современном мире. Особое внимание уделяется влиянию таких факторов, как войны, глобализация, научно-технический прогресс и экономические диспропорции между странами.

Автор выделяет основные исторические этапы миграции, начиная с периода Второй мировой войны, и приводит статистические данные о масштабах миграционных потоков в различные исторические периоды.

В статье подчеркивается междисциплинарный характер изучения миграции, анализируются различные теоретические подходы к данному феномену. Особое внимание уделено вкладу отечественных и зарубежных ученых в развитие теории миграции. Автор рассматривает такие подходы, как демографический, социологический, исторический, и анализирует вклад ключевых фигур в развитие каждого из направлений.

Ключевые слова: миграция, глобализация, демография, социология, история, теоретические подходы, междисциплинарность.

Fred Rudel MBANI - master student of the educational program «Applied Linguistics» of the Institute of Social and Human Sciences, Tyumen State University Russia, Tyumen; e-mail: fredmbani6@gmail.com

MIGRATION AS A SUBJECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

ANNOTATION

This study examines the historical and modern trends of migration processes, analyzes the reasons for their intensification in the modern world. Special attention is paid to the influence of factors such as wars, globalization, scientific and technological progress and economic imbalances between countries.

The authors identify the main historical stages of migration, starting from the period of the Second World War, and provide statistical data on the scale of migration flows in various historical periods.

The article emphasizes the interdisciplinary nature of the study of migration, analyzes various theoretical approaches to this phenomenon. Special attention is paid to the contribution of domestic and foreign scientists to the development of migration theory. The author examines such approaches as demographic, sociological, historical, and analyzes the contribution of

key figures to the development of each of the directions.

Keywords: migration, globalization, demography, sociology, history, theoretical approaches, interdisciplinarity.

В настоящее время мы наблюдаем интенсификацию миграционных процессов по причине различных социальных процессов: войны, разрушившие экономики и демографическую составляющую различных стран; процесс послевоенного восстановления международной экономики; сплочение стран для международного сотрудничества, направленное на укреплений позиций на мировой

арене — как следствие возникновение различных политических союзов; научно-техническая революция, глобализация всех сфер жизни деятельности, информатизация общества, интернационализация и т.д.

В период Второй мировой войны началась активная миграция населения, обусловленная появлением множества беженцев и перемещенных

лиц. В Европе в то время оказалось без жилья более 60 миллионов человек. Во время Второй мировой войны большое количество людей было насильственно перемещено из захваченных стран в Германию для работы на тяжелых работах. Оценивается, что ежегодно около 12-15 миллионов иностранных работников трудилось в Германии. Общее число мигрантов в этот период на европейском континенте составляет примерно 50-60 миллионов человек. В конце XX века после войны и в условиях глобализации произошло значительное увеличение международной миграции, что объявило «эпоху миграции». Под воздействием научно-технической революции и открытости национальных экономик для перемещения товаров, капиталов, услуг, высоких технологий и информации международная миграция населения значительно возросла. На пороге XXI века международная миграция стала глобальным явлением, затрагивающим все страны, континенты и социальные группы общества. Ежегодно около 20 миллионов человек переезжают из страны в страну, преимущественно в развитые регионы. В последние годы темп прироста численности международных мигрантов в развивающихся странах ускоряется, в то время как в развитых странах он замедляется. По оценкам ООН, в 2019 году число мигрантов достигло 272 миллиона человек. Европа занимает первое место по численности мигрантов — 82 миллиона человек, а в Северной Америке и Северной Африке и Западной Азии проживают 59 и 49 миллионов мигрантов соответственно.

Исходя из анализа зарубежной и отечественной литературы, миграция — междисциплинарное поле, поскольку изучается в рамках различных научных дисциплин. Междисциплинарный подход к изучению миграционных процессов активно разрабатывался и был использован в работе такими авторами, как: Т.И. Заславская [1], А. Л. Арефьев [2], Е.В. Письменная [3], Д. Н. Митин [4], Л.Л. Рыбаковский [5], Е. И. Самофалова [6], О.Д. Выхованец [7]. Среди зарубежных социологов междисциплинарный подход активно разрабатывают М. Критц [8], Ч. Кили [9], К. Бреттель [10] и Дж. Холлифилди [11] другие.

Но первые общетеоретические подходы к изучению феномена миграции были заложены английским ученым Э. Равенштейном [12] еще в конце XIX в., сформулировавшем одиннадцать миграционных законов — одни из которых постепенное развитие миграции «шаг за шагом», перемещения на короткие расстояния, крупные промышленные и торговые города, как центры притяжения мигрантов, закон о том, что большая склонность к миграции присутствует у женщин, нежели мужчин, из сельской местности в города, а не наоборот, закон о том, что каждому миграционному потоку соответствует противопоток и др.

К основным подходам к изучению миграции [13] в рамках различных дисциплин можно отнести: демографический, в рамках которого миграция

изучается в контексте человеческих популяций, их численности, воспроизводства и развития, их половозрастной структуры (А. Сови, А. Ландри, Б. С. Хорёв и др.). Западные представители науки о демографии (А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс) изучали миграцию как основной фактор, влияющий на численность экономически активного населения и способствующий формированию здоровой конкуренции на рынке труда. В отечественной демографической науке впервые был рассмотрен феномен миграции именно в рамках данной дисциплины российскими учеными в послевоенное время — А.В. Топилин, Ж.А. Зайончковская, Л. И. Абалкин, Л.Л. Рыбаковский, Г. С. Витковская.

Подход, основанный на психологии, рассматривает миграцию как способ удовлетворения разнообразных социальных потребностей, включая потребность в самоутверждении (см. работы В. И. Переведенцева, Т. И. Заславской, В. М. Моисеенко и других ученых). В контексте исторической эволюции демографических процессов одним из первых социологов, занимавшихся изучением исторических форм миграции, был В. Зомбарт, который исследовал связь между мигрантами и развитием «капиталистического духа» и выделил отдельные и массовые типы переселения. Другие представители исторического подхода — Д. К. Шелестов, В. М. Кабузан, В. А. Ионцев и другие ученые [19].

Социологический подход, акцентирующий внимание на проблемах, связанных с адаптацией мигрантов раскрывается в следующих теориях: ассимиляционная теория; концепция «притяжения-выталкивания»; теория рационального выбора; теория жизненных сил [14], индивидуальной и социальной субъектности и др. [22]. Следует уделить особое внимание ассимиляционной теории (М. М. Гордона, О. Хандлин), которая полагает, что процесс адаптации иммигрантов к обществу страны прибытия можно представить как непрерывную линию. Также целесообразно обратить внимание на концепцию «притяжения-выталкивания» Ли Эвереста, где миграция рассматривается как результат относительной привлекательности стран прибытия и отправления; в то же время присутствие препятствий, нарастающих с увеличением расстояния между странами, ограничивает миграционные процессы. Кроме того, важным направлением являются теории социальных изменений Я. Щепаньского и П. Штомпка, где миграционные процессы рассматриваются как составная часть социальной реальности, представляющей собой последовательность социальных взаимодействий, приводящих к изменениям в социально-функциональном и социально-структурном аспектах и позволяющих более глубоко изучать социальные функции миграций. В социологической науке существует множество определений понятия миграции. Изначально термин происходит от латинского «migration» — переселяться, путешествовать пешком, странствовать. Всех их объединяет то, что авторы считали, что

это различные перемещения, только с разными целями. В отечественной социологии одним из наиболее распространенных является определение Л.Л. Рыбаковского, «миграция — это любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности» [15]. Другое определение миграции предложено российским ученым О.Д. Воробьёвой [16] — это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих».

Для более глубокого понимания термина необходимо проанализировать его разнообразие, выделив основной критерий, как это сделал Л.Л. Рыбаковский, применяя классификацию типов миграций. Согласно его классификации, миграции можно разделить на внешние (международные) и внутренние (внутригосударственные), и каждая из них в свою очередь на межконтинентальные и внутриконтинентальные, а также на эмиграцию (выезд из страны) и иммиграцию (въезд в страну). Внутренние миграции могут носить характер переездов между государствами или макрорегионами.

Также можно классифицировать миграции по различным критериям, таким как возраст, пол, национальность, специальность, семейное положение. Способ включения в миграцию также играет роль: добровольная, вынужденная (вследствие военных, религиозных, этнических факторов и т. д.) или принудительная (например, депортация или миграция, связанная с исполнением наказания в пенитенциарной системе). К вынужденным мигрантам можно отнести беженцев, лиц, ищущих убежища, а также тех, кого принимают по гуманным соображениям, например, лиц, получивших политическое убежище согласно Женевской Конвенции.

По степени законности существует легальная миграция (пребывание в стране на законных основаниях) и нелегальная (незаконное пересечение границы). Человек может стать нелегальным мигрантом, пересекая границу незаконно, приезжая легально, но не регистрируясь или нарушая сроки визы, или приезжая на учебу, но занимаясь торговлей. Миграция классифицируется в зависимости от целей — экономическая, религиозная, учебная (образовательная) и так далее. В современном обществе, из-за процессов глобализации, весьма распространены миграции, направленные на достижение экономических целей, то есть смену рабочей деятельности в поисках высокооплачиваемой работы. Экономическая миграция включает в себя как трудовой, так и коммерческий

аспект. Трудовая миграция представляет собой перемещение рабочих ресурсов с целью изменения места занятости как внутри страны, так и за ее пределами. Понятие «гастарбайтеры» (от немецкого «рабочий-гость») описывает мигрантов, которые временно уезжают на работу за границу. Коммерческая миграция связана не с продажей труда, а с извлечением прибыли от разницы в ценах на товары в различных регионах или странах. Учебная или образовательная миграция подразумевает переезд для получения образования [17]. Особенную актуальность она приобретает в рамках глобализации современного общества, а именно в период технологической революции во второй половине 20 века, знания и интеллектуальные технологии стали определяющими факторами в производстве благодаря развитию технологий.

Признание важности вложений в человеческий капитал, в профессиональное и личностное развитие становится более приоритетным, чем инвестирование в технику и оборудование, поскольку виден высокий экономический результат от отдачи человека, его знаний и умений. Становится очевидным, что образование не может оставаться в стороне от процесса глобальной интеграции, стандартизации и приближения между различными странами мира. Здесь термин «глобальный» выражает основную цель образовательной системы — подготовку высококвалифицированных специалистов для решения мировых проблем. Процесс глобализации в образовании подразумевает интеграцию образования на национальном, отраслевом и учебно-воспитательном уровнях, в результате чего цели, функции и механизмы предоставления образовательных услуг приобретают международный характер: университеты расширяют свою деятельность за пределы своей национальной области, активно развивают международные профессионально-педагогические и научно-образовательные связи, а также ведут свою работу согласно общепризнанным международным стандартам, что должно привести к повышению качества образования.

Таким образом, можем заключить, что широкое распространение и признание рассмотренных концепций стимулировали бурное развитие системы высшего образования и образовательной миграции во всем мире. Непрерывный рост академической мобильности студентов, конкуренция вузов за материальный и человеческий капитал, увеличение объемов экспорта и импорта образовательных услуг — все это свидетельствует о трансформации образования в стратегический ресурс современного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айдрус И.А. Мировой рынок образовательных услуг: учеб. пособие для вузов / И.А. Айдрус, В. М. Филиппов. - М.: РУДН, 2008. -194 с.

2. Алексеева Е. Н. Особенности и перспективы

образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. — № 4. — 2012. — С. 113-136.

3. Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. — М.: Центр социального прогнозирования, 2007. — 698 с.

4. Ахатов Ю.К. Социологические подходы к анализу миграционной политики // Тренды и управление. — 2013. — № 1. — С. 41-48.

5. Бекетов Н. О развитии экспорта образовательных услуг в России // Информационные ресурсы России, 2007. — № 6(100). — С. 1-7.

6. Вартанян А. Международная образовательная миграция: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — Т. 60, № 2. — С. 113-121.

7. Волкова Т. Ф. К вопросу об адаптации иностранных студентов: факторы адапти-рованности китайских студентов к условиям образовательной среды вуза (на примере ТПУ) // Научный журнал КубГАУ. — 2017. — № 17. —С. 2-14.

8. Ворожбит О. Ю. Исследование спроса на российские образовательные услуги среди китайских школьников / О. Ю. Ворожбит, Н. А. Юрченко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 5. — С. 6.

9. Выхованец О.Д. Управление миграционными процессами // Вестник московского университета. // Миграция и развитие. — 2007. — № 7. — С. 31.

10. Голиченко О. Г. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. — 2004. — № 12. — С. 16-34.

11. Громова Е. А. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России / Е. А. Громова, Г. Н. Бояркин. // Креативная экономика. — 2011. — №7(55). — С. 105-113.

12. Зайончковская Ж. А. Россия: миграция в разном масштабе времени : монография. — М.: АДАМАНТЪ, 1999.— 68 с.

13. Замятина Н. Ю. Особенности миграционной ситуации в Белгородской области: факторы повышенной привлекательности территории для мигрантов из северных регионов России // Вестник Московского университета. Серия 5. География. — 2019. — С.97-107.

14. Заславская Т. И., Рыбаковский Л. Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. — 1978. — № 1. — С. 38-55.

15. Ионцев В. А. Международная миграция населения и демографическое развитие. — М.: Проспект, 2014. — 152 с.

16. Карелина И. Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. — Воронеж: ВГУ, 2016. — С.18-25.

17. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_131046/ (дата обращения:

19.01.2024).

18. Кузнецова О. В. Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран //Молодой ученый. - 2016. - № 27 (131). - С. 575-583.

19. Кулешова Н. С. Особенности регулирования нелегальной миграции в КНР / Н. С. Кулешова, Р. А. Балданова // Русская политология. — 2017. — № 4 (5). - С.80-83. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-regulirovaniya-nelegalnoy-migratsii-v-knr (дата обращения: 19.01.2024).

20. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. - № 3. - 2010. - С. 123-144.

21. Мкртчян Н. В. Миграция молодежи из малых городов России //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. -№ 1. - С. 225-242.

22. Моисеенко В. М. Внутренняя миграция населения. - М.: ТЕИС, 2004. - 285 с.

23. Российский статистический ежегодник. 2023: стат. сб. / Росстат. - М., 2023. - 701 с.

SPISOK LITERATURY:

1. Ajdrus I.A. Mirovoj ry'nok obrazovateVnyX uslug: ucheb. posobie dlya vuzov / I.A. Ajdrus, V. M. Filippov. — M.: RUDN, 2008. —194s.

2. Alekseeva E. N. Osobennosti i perspektivy ' obrazovatelnoj migracii v epoxuglobalnyx transformacij // Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya ipolitologiya. — № 4. —2012. — S. 113-136.

3. Arefev A. L. Rossijskie vuzy ' na mezhdunarodnom ry'nke obrazovatelnyx uslug. — М.: Centr sociaVnogo prognozirovaniya, 2007. — 698 s.

4. Axatov Yu.K. Sociologicheskie podxody' k analizu migracionnojpolitiki// Trendy ' i upravlenie. — 2013. — № 1. — S. 41-48.

5. Beketov N. O razvitii eksporta obrazovateFnyx uslug v Rossii // Informacionny'e resursy ' Rossii, 2007. — № 6(100). — S. 1-7.

6. Vartanyan A. Mezhdunarodnaya obrazovatelnaya migraciya: regionalnyj aspekt//Mirovaya ekonomika i mezhdunarodny'e otnosheniya. — 2016. — T. 60, № 2. — S. 113-121.

7. Volkova T. F. K voprosu ob adaptacii inostrannyx studentov: faktory ' adaptirovannosti kitajskix studentov k usloviyam obrazovatelnoj sredy' vuza (na primere TPU) //Nauchnyj zhurnal KubGAU. — 2017. — № 17. — S. 2-14.

8. Vorozhbit O. Yu. Issledovanie sprosa na rossijskie obrazovatel'ny'e uslugi sredi kitajskix shkoLnikov / O. Yu. Vorozhbit, N. A. Yurchenko // Sovremenny'e issledovaniya sociaFny^xproblem (elektronnyjnauchnyj zhurnal). — 2012. — № 5. — S. 6.

9. Vy'xovanecz O.D. Upravlenie migracionny'mi processami // Vestnik moskovskogo universiteta. // Migraciya i razvitie. — 2007. — № 7. — S. 31.

10.Golichenko O. G. Rossijskaya innovacionnaya sistema: problemy' razvitiya // Voprosy' ekono-

miki. - 2004. - № 12. - S. 16-34.

11. Gromova E. A. Problemy' i perspektivy' razvitiya obrazovatelynoj (uchebnoj) migracii v sovremennoj Rossii/E. A. Gromova, G. N. Boyarkin. //Kreativnaya ekonomika. - 2011. - №7(55). - S. 105-113.

12.Zajonchkovskaya Zh. A. Rossiya: migraciya v raznom masshtabe vremeni : monografiya. - M.: ADAMANT", 1999. - 68 s.

13.Zamyatina N. Yu. Osobennosti migracionnoj situacii v Belgorodskoj oblasti: faktory'povyshennoj privlekateFnosti territorii dlya migrantov iz severnyX regionov Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 5. Geografiya. - 2019. - S.97-107.

14.Zaslavskaya T. I., Rybakovskij L. L. Processy' migracii i ix regulirovanie v socialisticheskom obshhestve//Sociologicheskie issledovaniya. - 1978. -№ 1. - S. 38-55.

15.Ioncev V. A. Mezhdunarodnaya migraciya naseleniya i demograficheskoe razvitie. - M.: Prospekt, 2014. - 152 s.

16.Karelina I. G. Sovremenny'e modeli ocenki kachestva obrazovaniya v Rossii i za rubezhom: analiticheskij obzor. - Voronezh: VGU, 2016. - S.18-25.

17.Koncepciya gosudarstvennoj migracionnoj

politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // KonsurtantPlyus. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_131046/(data obrashheniya: 19.01.2024).

18.Kuzneczova O. V. Problemy' pravovogo regulirovaniya obrazovatelynoj migracii v Rossijskoj Federacii na primere zarubezhnyx stran // Molodoj uchenyj. - 2016. - № 27 (131). - S. 575-583.

19.Kuleshova N. S. Osobennosti regulirovaniya nelegalynoj migracii v KNR / N. S. Kuleshova, R. A. Baldanova // Russkaya politologiya. - 2017. -№ 4 (5). - S.80-83. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-regulirovaniya-nelegalnoy-migratsii-v-knr (data obrashheniya: 19.01.2024).

20.Mitin D. N. ObrazovateVnaya (uchebnaya) migraciya: ponyatie, problemy' i puti resheniya // Vestnik RUDN. - № 3. - 2010. - S. 123-144.

21.Mkrtchyan N. V. Migraciya molodezhi iz malyX gorodov Rossii//Monitoring obshhestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i socialyny'e peremeny\ - 2017. -№ 1. - S. 225-242.

22.Moiseenko V. M. Vnutrennyaya migraciya naseleniya. - M.: TEIS, 2004. - 285 s.

23.Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2023: stat. sb. / Rosstat. - M, 2023. - 701 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.