Научная статья на тему 'Миграционный вектор сотрудничества России с КНДР'

Миграционный вектор сотрудничества России с КНДР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
452
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / JOB MARKET / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / WORKERS' MIGRATION / ГАСТАРБАЙТЕРЫ / РОССИЯ / RUSSIA / КНДР / DPRK / GASTARBEITORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забровская Лариса Вячеславовна

Рассматриваются новые тенденции в миграционной политике России и КНДР; показано, что трудовая миграция северокорейцев в Россию важна для российской экономики, поскольку восполняет нехватку трудовых ресурсов в дальневосточных регионах страны; для КНДР трудовая миграция ее граждан за границу имеет двоякий эффект - получение валюты и преодоление международной изоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migratory vector of cooperation between Russia and the Democratic People’s Republic of Korea

The article is devoted to the study of new tendencies in migration policy of Russia and the DPRK. North Korean labor migration to Russia is legally issued and is equitable to economic interests of two countries. The number of North Korean workers in Russia is constantly growing. The main tendencies of labor migration in North-East Asia repeat world practice and are equitable first of all to interests of the countries recipients as fill shortage of manpower in economically more developed states. Labor migration of North Koreans to Russia is important for the Russian economy as fills shortage of manpower in Far East regions of the country. For Democratic People’s Republic of Korea labor migration of her citizens abroad has double effect receiving currency and overcoming of the international isolation.

Текст научной работы на тему «Миграционный вектор сотрудничества России с КНДР»

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 314.74 (519.5) ББК 65.248.7

Л.В. ЗАБРОВСКАЯ

Миграционный вектор сотрудничества России с КНДР

Рассматриваются новые тенденции в миграционной политике России и КНДР; показано, что трудовая миграция северокорейцев в Россию важна для российской экономики, поскольку восполняет нехватку трудовых ресурсов в дальневосточных регионах страны; для КНДР трудовая миграция ее граждан за границу имеет двоякий эффект - получение валюты и преодоление международной изоляции.

Ключевые слова: рынок труда, трудовая миграция, гастарбайтеры, Россия, КНДР.

L.V. Zabrovskaya

Migratory vector of cooperation between Russia

and the Democratic People's Republic of Korea

The article is devoted to the study of new tendencies in migration policy of Russia and the DPRK. North Korean labor migration to Russia is legally issued and is equitable to economic interests of two countries. The number of North Korean workers in Russia is constantly growing. The main tendencies of labor migration in North-East Asia repeat world practice and are equitable first of all to interests of the countries recipients as fill shortage of manpower in economically more developed states. Labor migration of North Koreans to Russia is important for the Russian economy as fills shortage of manpower in Far East regions of the country. For Democratic People’s Republic of Korea labor migration of her citizens abroad has double effect - receiving currency and overcoming of the international isolation.

Keywords: job market, workers' migration, gastarbeitors, Russia, the DPRK.

Сотрудничество России с КНДР в области использования труда северокорейских рабочих на российском Дальнем Востоке активизировалось с конца 1990-х годов. Северокорейские рабочие проживали уже не в закрытых от посторонних глаз поселках лесорубов под присмотром своих спецслужб, география мест их работы заметно расширилась и охватывала не только леспромхозы Хабаровского края.

Принципиально изменилась мотивация их приезда в Россию: они стали приезжать не для последующей смены гражданства, а лишь на заработки.

По требованию северокорейской стороны трудовые соглашения с российскими предприятиями составлялись таким образом, что все заработанное

ЗАБРОВСКАЯ Лариса Вячеславовна — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток.

66

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

северокорейцами должно было перечисляться на счета северокорейских представительств по трудоустройству граждан КНДР в России. Северокорейские рабочие получали зарплату только по возвращении на родину, а в период работы в России существовали на поденные заработки и самообеспечение продуктами питания. Разумеется, что такой порядок оплаты труда не стимулировал у них желания остаться в России навсегда.

В 1995 г. было подписано соглашение о создании в г. Артеме представительства корейского сельскохозяйственного общества, в задачи которого входило трудоустройство северокорейцев, присылаемых на работу в Приморье. Согласно договоренности это представительство могло трудоустроить 10 тыс. северокорейцев в течение 10 лет [1].

В 1997 г. Федеральная миграционная служба РФ приняла ряд мер по ужесточению правил миграционного и паспортно-визового въезда северокорейцев в Россию, а также их перемещения по территории страны. Местные органы власти обязали все фирмы, приглашающие на работу северокорейцев, давать дополнительные гарантии о их полной занятости и своевременном выезде после завершения работы. Консульская служба российского МИДа со своей стороны разработала и приняла ряд мер по введению строгого порядка въезда/ выезда северокорейцев в Россию. Кроме того, в январе 1997 г. было подписано соглашение между правительством РФ и правительством КНДР, по которому все поездки граждан России и КНДР были переведены на визовую основу [2].

Если до этого северокорейские рабочие могли приезжать в Россию со своими внутренними паспортами, а их имена лишь вносились в общий список, составленный на русском языке для российских пограничников, то данное соглашение предусматривало для приезжающих на российскую территорию граждан КНДР прохождение обязательной регистрации местными органами власти и представление контракта с российской фирмой, по приглашению которой они приехали в Россию. Эти меры были призваны упорядочить деятельность северокорейских рабочих в России, более эффективно отслеживать и регулировать миграционные процессы между двумя странами.

У исследователей факт приезда на работу в Россию северокорейских рабочих вызывает многоплановый интерес. По их поведению, устремлениям и характеру работы в России можно получить много новой информации о внутриполитической жизни этой закрытой для посторонних глаз страны. В данном случае важно даже не то, что говорят о своей стране сами северокорейцы, а то, как они себя ведут в России, что можно считать косвенным показателем внутриполитического положения КНДР.

С конца 1990-х годов северокорейские рабочие не так строго ограничивались своими властями и сопровождающими их в России сотрудниками спецслужб, как это было в 1960-1980-е годы. Им разрешено передвигаться по населенным пунктам не только группами, но и поодиночке. О своей стране они отзывались положительно, хотя и отмечали, что в 1995-1998 гг. были трудности с продовольствием, но потом, по их словам, «все наладилось».

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

67

О многом может поведать непритязательный, если не аскетический, быт северокорейских рабочих в Приморье. В квартирах, где они проживали, только общая комната отдыха скромно украшена портретами покойных и ныне здравствующего корейских вождей, а также несколькими лозунгами в память о Ким Ир Сене. На вопрос, почему отсутствуют лозунги, славящие Ким Чен Ира, северокорейцы лишь пожимали плечами, отвечая, что соответствующих указаний не поступало.

Редко кто из северокорейских рабочих носил значки с изображением северокорейских вождей, которые в 1970-1980-х гг. были обязательной декорацией их одежды за рубежом и свидетельствовали, как правило, об успешном изучении трудов Ким Ир Сена касательно идей чучхе. После объявления в КНДР в июне 2002 г. отмены запрета на частную торгово-предпринимательскую деятельность облик северокорейских рабочих в Приморье существенно изменился: они стали одеваться в кожаные куртки, меховые шапки, а у некоторых даже появились золотые кольца. Из этого можно сделать вывод, что идеология перестала иметь довлеющее значение в жизни северокорейского общества. Если в 1990-е годы для населения КНДР первостепенным было физическое выживание, то в начале XXI в. появилась возможность самостоятельно зарабатывать и тем самым существенно повысить свой материальный уровень жизни.

Разумеется, при анализе поведения северокорейцев в России необходимо учитывать, что посылаемые за границу рабочие - это именно лояльные к правящему режиму граждане КНДР, возможно, даже являющиеся государственными служащими (гражданскими или военными). По данным российских пограничных служб, в конце 1990-х годов и в начале нового столетия ежегодно российскую границу пересекало в среднем 11-13 тыс. северокорейцев, значительная часть которых прибывала на российский Дальний Восток на временную и сезонную работы на период до трех месяцев. Такие временные рабочие обычно не учитываются российскими статистическими службами, а проходят регистрацию только в местных органах власти. На более длительные сроки приезжало не более 2-3 тыс. рабочих из КНДР, что в два раза ниже аналогичного показателя для китайских рабочих.

Число северокорейских рабочих в России значительно увеличилось в 2010-х годах, достигнув в 2013 г. 53 тыс. человек, значительная часть которых въехала по краткосрочным визам на сезонные работы. Это свидетельствует о том, что власти КНДР остро нуждаются в твердой валюте и страна стремится ее получать благодаря труду своих граждан за границей.

Российские миграционные службы не дают личностных характеристик северокорейских рабочих. Например, сколько раз приезжал на заработки в Россию тот или иной человек и где работал. На основе таких данных можно было бы составить более полную картину того, каков процент трудового населения КНДР побывал на заработках в России, каково социальное положение

68

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

приезжающих, на какой срок приезжал тот или иной рабочий, уровень его образования.

Впервые рост трудоустройства северокорейских рабочих в Приморском крае пришелся на 1996 г. (более 4 тыс. человек), когда приморские предприятия в большинстве своем еще нуждались в дешевой и неквалифицированной рабочей силе, которую привлекали на 6-12 месяцев. Следующий пик роста пришелся на 2005 г. (около 6 тыс. человек), после того как был достигнут ряд устных договоренностей о повышении въездной квоты для рабочих из КНДР, а также на 2012 г., когда северокорейские рабочие активно привлекались на стройки АТЭС (более 7 тыс. человек).

Несмотря на наличие на территории Приморья совместных предприятий (СП), северокорейцы предпочитают трудиться не в рамках своих СП, а на российских, где заработки повыше и меньше контроля со стороны северокорейских спецслужб. К тому же российско-северокорейские СП - это, как правило, предприятия питания, где может быть трудоустроено ограниченное количество сотрудников.

В 1990-2000-е годы северокорейские рабочие трудились в основном на стройках акционерных обществ «Дальрыбстрой» и «АКФЕС», а также в сельском хозяйстве Хасанского района, где занимались выращиванием овощей, которые реализовывались в Приморье. Среди приморских работодателей немало российских корейцев, предпочитающих приглашать на работу своих соплеменников из КНДР, так как те, в отличие от китайцев, не сбегают торговать на рынке, а исправно выполняют свою работу.

По рассказам северокорейцев, за год-два напряженной работы в России им удается скопить приличную сумму, позволяющую приобрести на родине дом или подержанный автомобиль, который, между прочим, стоит в КНДР в два раза дешевле, чем в Приморье. Однако из разговоров с северокорейцами становится понятно, что в действительности воспользоваться такой возможностью может в основном руководящий состав северокорейских рабочих бригад, имеющий право работать в России по 3-5 лет. Тем не менее такая перспектива является стимулом для всех остальных. Во всяком случае, всего лишь 400-500 долл. США достаточно, чтобы северокорейская семья из пяти человек смогла безбедно прожить в течение года. Поэтому, по меркам КНДР, северокореец, вернувшийся домой после заработков в России, становится вполне зажиточным человеком. Наметившееся имущественное неравенство приводит к социальному расслоению населения КНДР, особенно это заметно в столице страны Пхеньяне, магазины которого переполнены дорогостоящими иностранными товарами, которые не по карману большинству жителей страны.

В 1995-1999 гг. Генеральное консульство КНДР в Находке под предлогом сбора средств для голодающих соотечественников обязало своих граждан, работающих в России, вносить ежемесячно значительные суммы денег. Так, северокорейские рабочие в Приморье обязаны были ежемесячно сдавать

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

69

по 200 долл. США, а на Сахалине, где поденных заработков больше и оплата выше, по 300 долл. США, и т. д., что позволяло генконсульству ежемесячно собирать около 200 тыс. долл. США. После дефолта 1998 г. неофициальные заработки северокорейцев снизились в два раза, что также привело к снижению добровольно-принудительных отчислений в распоряжение Генерального консульства КНДР в Находке. Эти средства шли как на закупку в Китае продовольствия для голодающих жителей КНДР, так и инвестирование на российском Дальнем Востоке в проекты и предприятия, представляющие интерес для северокорейской экономики, например, в разработку южно-якутских коксующихся углей, а также на оплату северокорейского импорта из России. Таково проявление на практике основных положений идеологии чучхе, обосновывающих необходимость во всех делах опираться только на собственные силы. Иными словами, северокорейское консульство в Находке при финансово-экономических операциях в России ограничено теми средствами, которые получает за счет неофициальных приработков своих соотечественников.

Власти КНДР, поощряя своих граждан материальными выгодами от поездок за границу, добиваются двоякого социального эффекта: во-первых, поступления в страну валюты, а во-вторых, создания среднего класса, терпимо относящегося к правящей элите. Кроме того, побывавшие за границей на заработках северокорейцы, возможно, смогут, благодаря своему расширившемуся кругозору и приобретенному опыту жизни в современной России активно включиться в частную торгово-экономическую деятельность, которая в КНДР больше не находится под запретом.

Следует отметить, что возможность работы на лесозаготовках для северокорейских рабочих, которые за редким исключением являются неквалифицированными, значительно сократилась, так как российские лесозаготовительные предприятия, закупив за границей современное деревообрабатывающее оборудование, взяли курс на экспорт обработанной древесины, и поэтому предпочли самостоятельно готовить кадры из числа россиян для долгосрочного трудоустройства. Совокупность этих причин затормозила рост абсолютных и процентных показателей миграции северокорейской неквалифицированной рабочей силы в Россию.

Не только экономические факторы и низкая квалификация северокорейских рабочих препятствовали их более широкому привлечению на работу в Россию. Отрицательное влияние оказало также опасение российских властей и работодателей о том, что они явятся источником противоправных действий. КНДР смогла бы сохранить экономическую нишу для своих рабочих в России только в случае, если бы направляла инвестиции на российский Дальний Восток, как это делают Китай и Вьетнам. Примером такого успешного экономического поведения является Китай, который путем сравнительно небольших инвестиций и создания многочисленных СП из года в год наращивает экспорт своих неквалифицированных трудовых ресурсов в Приморье, Хабаровский край и Амурскую область. Так, удельный вес

70

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

китайских рабочих неуклонно возрастал и каждый год достигал 65-70% от числа всех иностранных рабочих в Приморье, где квота для привлечения иностранных рабочих определена в количестве 15-20 тыс. человек ежегодно. Всего же в Приморье более 70 тыс. рабочих мест в год остаются вакантными ввиду их непрестижности и низкой оплаты труда. На этот факт, как на перспективную сферу китайского трудоустройства, указывает китаеязычная газета, издающаяся в Приморье китайскими предпринимателями.

Наличие китайских трудовых мигрантов, значительная часть которых на российском Дальнем Востоке представлена этническими корейцами, выходцами из Корейского автономного округа Северо-Восточного Китая, составляет серьезную конкуренцию северокорейцам. Не меньшую активность проявляет и Вьетнам, увеличивший численность своих рабочих в Приморье с 1,2% в 1998 г. до 14% в 2005 г. и до 16% в 2011 г. от всех иностранных рабочих в Приморском крае.

Постоянное привлечение северокорейцев на работу на Дальнем Востоке потребовало заключения специального соглашения с КНДР, определяющего порядок и условия их работы. 31 августа 2007 г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан обеих стран на территории другого государства [3].

Новое российско-северокорейское соглашение заложило правовые основы для привлечения граждан КНДР на работу на территории России. Соглашение охватывает различные аспекты деятельности рабочих и позволяет обеим сторонам упорядочить процесс использования труда своих граждан на территории другого государства.

Хотя это соглашение имеет двустороннюю направленность и определяет условия работы для граждан России и КНДР, современная экономическая ситуация складывается так, что Россия является страной-реципиентом для северокорейских рабочих. Иными словами, это соглашение больше отвечает интересам КНДР, поскольку именно северокорейские рабочие в массовом порядке приезжают на работу в Россию. Российским региональным властям следует принимать меры, чтобы трудоустройство северокорейцев не ущемляло интересы россиян. В целом это соглашение взаимовыгодное: его условия позволяют расширять экономические связи, решать социально-экономические проблемы на предприятиях двух стран.

При избытке трудовых ресурсов КНДР не может вывозить своих рабочих на Дальний Восток России в неограниченном количестве, так как у российской стороны нет возможности, а главное, экономической заинтересованности в привлечении именно северокорейцев на работу на дальневосточные предприятия.

Ситуация по этому вопросу может измениться только в случае реализации какого-либо масштабного экономического проекта на территории

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

71

российского Дальнего Востока, каким может стать восстановление транскорейской железной дороги и ее воссоединение с Транссибом. По всей видимости, северокорейские рабочие будут и в дальнейшем играть существенную роль локомотива в российско-северокорейских отношениях.

Увеличению спроса на северокорейскую рабочую силу также могло бы способствовать повышение ее квалификационного уровня, что предусматривает инвестирование правительством КНДР средств на ее обучение. Вполне возможно, что сами северокорейские рабочие будут прилагать усилия по овладению той или иной востребованной рабочей специальностью, так как мотивация их приезда в Россию в период третьей волны трудовой миграции - зарабатывание материальных благ, способствуюших повышению их социального статуса на родине. Это существенно отличается от мотивации первых двух периодов, для которых было характерно преследование таких целей, как заработать деньги и, по возможности, сменить гражданство, не возвратившись на родину.

В период третьей волны северокорейской трудовой миграции значительно сократилось количество правонарушений, что объясняется ужесточением режима въезда на территорию России. Экономические стимулы стали перевешивать временные выгоды от противоправных действий. В результате северокорейские рабочие готовы адаптироваться к изменяющейся экономической обстановке, в особенности, если это приносит дополнительный доход.

Власти КНДР, материально поощряя поездки своих граждан за границу, добиваются следующих целей: поступления в страну валюты, создания зажиточного слоя граждан, терпимо относящихся к правящей элите, а также решения важной задачи, связанной с преодолением международной изоляции КНДР.

Сохранение внутренней стабильности в КНДР и поддержание статус-кво на российско-северокорейской границе полностью соответствует российским национальным интересам.

Список литературы

1. Варивода С. Об экономических преобразованиях в КНДР // Компас (ИТАР-ТАСС). 2005. № 14. С. 58.

2. Пульс планеты // Азиатско-Тихоокеанский регион (ИТАР-ТАСС). 1997. 27 янв.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан обеих стран на территории другого государства от 31.08.2007 // Бюллетень международных договоров. 2010. № 2.

С.72-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.