Э01 10.22394/1818-4049-2019-86-1-147-155 УДК 314.7(571.620)
В. В. Зубков
Миграционный потенциал молодежи в системе мер государственной региональной политики
В статье представлен анализ приоритетных направлений государственной политики, направленных на регулирование миграционных потоков в Хабаровском крае, главным из которых является отток коренного населения и приток малоквалифицированных трудовых мигрантов. Выявлен положительный, опыт реализации в регионе таких инструментов закрепления молодежи как «образовательный кредит» и «сберегательный капитал», «Дальневосточный гектар» и «Земский доктор», которые могут быть успешно реализованы в других субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа. С учетом результатов социологических опросов последних лет, фиксирующих миграцион^н^1^е настроения и ориентации молодежи Хабаровского края, предложены о^н^овн^1^е пути совершенствования мер региональной политики, направленных на снижение миграционного оттока городской и сельской молодежи и деформации социальной структуры региона. Предложенные меры направлены, прежде всего, на повышение уровня жизни населения и трансформацию социально-экономических условий жизни в регионе.
Ключевые слова: миграционный потенциал молодежи, меры государственной поддержки, «Дальневосточный гектар», «Земский доктор», «Сберегательный капитал», «Образовательный кредит», закрепление молодежи.
В последние годы дальневосточный Дента РФ В. В. Путина в стране идет под-
вектор государственной политики, на- готовка Национальной программы раз-
правленный на ускоренное социально- вития Дальнего Востока, которая должна
экономическое развитие субъектов Рос- завершиться к осени 2019 г. Главный
сийской Федерации воплотился в ряд посыл при ее разработке - увеличение
крупных национальных проектов, по- численности населения в дальневост°ч-
зволяющих привлечь дополнительные ных субъектах Российской Федерации не
инвестиции. Среди них - территории с только за счет повышения рождaемости,
особыми правовыми и налоговыми режи- но и за счет регулирования миграцион-
мами для осуществления опережающе- ных потоков, главным из которых явля-
го социально-экономического развития ется отток оседлого населения и приток
(ТОСЭР), программа «Дальневосточный малоквалифицированной рабочей силы
гектар» и др. Они призваны создать ком- из государств ближнего зарубежья.
фортные условия для обеспечения жизне- Вместе с тем анализ состояния и ди-
деятельности населения. Однако данные намики миграционных намерений мо-
органов государственной статистики и лодежи Хабаровского края вьшвил ряд результаты социологических исследова- актуальных проблем на решение кото-
ний свидетельствуют о продолжающем- рых должна быть направлена политика
ся, хоть и в меньших масштабах, чем в федеральных и региональн^1х органов 90-е и начале 2000-х гг., миграционном государственной власти и местного са-
оттоке населения, основную часть кото- моуправления.
рого составляют люди молодого трудо- Социологические опросы последних способного возраста. лет фиксируют высокий уровень неудоВ соответствии с поручениями Прези- влетворенности молодежи региона воз-
Владимир Владимирович Зубков - доцент кафедры публичного и частного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, заместитель председателя общественного совета при комитете по внутренней политике Правительства Хабаровского края (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). (680000, Россия, Хабаровск, ул. Муравьева Амурского, д. 33). E-ma.il: zubkovvv89@mail.ru
можностями по удовлетворению своих жизненных потребностей в доступном жилье, трудоустройстве по специальности, достойной оплате труда, реализации профессионального и карьерного роста, организации досуга и отдыха (табл. 1). Стоит согласиться с Е. Н. Галичаниным, что перечисленные негативные явления стали следствием того, что в макрорегионе происходит снижение уровня жизни населения, трансформация социально-экономической среды, непосредственно влияющей на качество развития социальной сферы, изменение приоритетов в ценностных ориентациях [Галичанин, 2018].
В этой связи приоритеты государ-
ственной политики в отношении демографических проблем дальневосточных территорий необходимо сконцентрировать на решении вопросов, отвечающих современным запросам молодежи края. Для достижения поставленных целей был принят целый ряд федеральных и региональных законодательных и иных нормативных правовых актов, в которых утверждены соответствующие региональные инструменты. Так, например, в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»1 осуществляется предоставление молодым семьям социальных выплат на приобрете-
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос анкеты: «Если Вы хотите сменить место жительства, то с чем это связано?» (в % от числа молодежи,
ориентированной на переезд)
Варианты ответа 2013 г. 2017 г. 2018 г.
1. Отсутствие возможностей для трудоустройства по специальности 24,8 43,8 33,6
2. Низкий уровень оплаты труда 41,1 45,0 46,8
3. Отсутствие доступного жилья 30,4 25,3 25,0
4. Отсутствие условий для образования и развития детей 10,7 20,4 26,8
5. Неблагоприятный климат и экологическая ситуация 33,2 34,3 24,3
6. Отсутствие развитой социальной инфраструктуры 19,6 23,4 26,8
7. Социальная напряженность и низкий уровень безопасности - - 6,3
8. Затрудняюсь ответить - - 10,8
9. Другие 8,7 5,9 -
Источник: составлено автором на основе данных социологических источников2
2 Социологический мониторинг «Молодежь Хабаровского края: проблемы и перспективы» (19972017 гг.). Метод анкетирования, квотная выборка (по полу, возрастным группам и территории проживания), случайная на этапе отбора респондентов в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также в 11 муниципальных районах Хабаровского края. Опрошено 800 респондентов. Организация полевых исследований и подготовка аналитического отчета осуществлена под научным руководством Байкова Н.М., д.с.н., профессора и Березутского Ю.В., к.с.н., доцента (Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС).
Социологический опрос по теме «Социальный потенциал молодежи Хабаровского края: состояние и перспективы развития», проведенный в апреле - мае 2017 г. (исследование проведено методом анкетирования, квотная выборка (по полу, возрастным группам и территории проживания), случайная на этапе отбора респондентов, опрос молодежи проведен в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также в 11 муниципальных: районах Хабаровского края. Опрошено 800 респондентов. Организация полевых исследований и подготовка аналитического отчета осуществлена под научным руководством Березутского Ю.В., кс.н.., доцента (Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС).
Социологический опрос по теме «<Миграционный потенциал молодежи Хабаровского края», проведенный в апреле - мае 2018 г. (исследование проведено методом анкетирования, квотная выборка (по полу и территории проживания), случайная на этапе отбора респондентов, опрос проведен в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также во всех 17 муниципальных: районах Хабаровского края). Опрошено 1 424 респондента. Организация полевых исследований и подготовка аналитического отчета осуществлена под научным руководством Спасского Е.Н., д.полит.н.., доцента (Дальневосточный государственный университет путей сообщения).
2 Государственная программа Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае». URL: https://minstr.khabkrai.ru/ZHiUschnaya-poUtika/Gosudarstvennaya-programma-Razvitie-zhiUschnogo-stroitelstva-v-Habarovskom-krae (дата обращения: 20.03.2019)
ние или строительство жилья в крае.
Для молодых семей предусмотрена социальная выплата для строительства либо покупки недвижимости на территории края в размере 30 - 40% от стоимости недвижимости. На частичную компенсацию стоимости квадратного метра для молодых семей в 2018 г. было направлено около 600 млн руб., что позволило улучшить жилищные условия 587 молодым семьям3, из которых большая часть проживает в гг. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре (217 участников программы).
Вместе с тем несмотря на увеличение объемов строительства жилья, а также снижение численности населения региона, в Хабаровском крае остается высокой стоимость квартир, которая при относительно невысоких доходах молодежи сдерживает темпы обеспечения молодежи жильем.
Официальные статистические данные о средней стоимости жилья на первичном и вторичном рынке свидетельствуют о
Динамика средней рыночной сто (2012 - 2017 гг.),
достаточно высоком уровне цен, который соизмерим с ценами в центральных районах России (табл. 2).
Кроме того, в регионе слабо развиты институты финансирования некоммерческих форм жилищного строительства: товариществ индивидуальных застройщиков, потребительских кооперативов в жилищной сфере, некоммерческих организаций, сдающих жилье в некоммерческий наем, которые могли бы способствовать росту уровня обеспеченности молодежи собственным жильем.
Молодежь региона неизбежно сталкивается не только с проблемой поиска и приобретения жилья на выгодных условиях, но и с проблемой трудоустройства. В Хабаровском крае безработица среди молодежи является одной из социально-экономических проблем, так как молодежь в возрасте 20 - 29 лет составляет самую многочисленную группу из числа безработных (табл. 3). По мнению молоде-
Таблица 2 мости жилья в Хабаровском крае тыс. руб./кв. м.
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Средняя рыночная стоимость жилья 64,81 66,79 65,96 60,33 60,12 60,44
Средняя рыночная стоимость жилья на первичном рынке 62,59 69,44 69,24 60,75 60,86 60,34
Средняя рыночная стоимость жилья на вторичном рынке 67,03 64,15 62,67 59,91 59,39 60,54
Источник: Средние цены на рынке жилья. URL: http://habstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/statistics/ hab_stat/prices/ (дата обращения: 21.08.2018)
Таблица 3
Структура численности безработных в Хабаровском крае по возрастным группам (2012 - 2017 гг.), в % к итогу
Возраст безработных 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
15 - 19 лет 5.9 4,5 2,7 2,3 2,2 3,1
20 - 29 лет 38,4 39,9 36,0 33,8 31,3 32,9
30 - 39 лет 21,7 21,7 23,3 24,1 25,6 24,3
40 - 49 лет 15,4 14,0 18,1 19,5 19,4 17,4
50 - 59 лет 16,1 15,5 16,7 16,4 16,0 20,3
60 - 72 года 2,5 4,4 3,2 3,9 5,5 2,0
Источник: Структура численности безработных по возрастным группам.. URL: http://habstatgks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts /habstat/ru/statistics/h.ab_stat/ employment/ (дата обращения: 22.08.2018)
3 587 молодых семей края улучшили свои жилищные условия с помощью господдержки. URL: https://minstr.khabkrai.ru/events/Novosti/1369 (дата обращения.: 26.03.2019)
жи, а также экспертного сообщества работодателей края, наиболее распространенными проблемами при трудоустройстве молодого специалиста в регионе являются завышенные зарплатные ожидания и ограниченные возможности регионального рынка труда в их удовлетворении. Кроме того, очевидна деформация спроса и предложения на рынке труда Хабаровского края по определенным сферам подготовки специалистов [Лада, 2018], а также отсутствие опыта и стажа работы, определенных навыков и компетенций у молодых соискателей.
С 2008 г. в крае реализуются решения, направленные на закрепление квалифицированных специалистов в отраслях социальной сферы, обеспечение эффективности деятельности учреждений. С этой целью реализуется постановление Правительства Хабаровского края «О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы Хабаровского края»4, предусматривающее следующие мероприятия:
- «образовательный кредит» - профессиональная подготовка специалистов с высшим образованием за счет средств бюджета для учреждений социальной сферы края;
- «сберегательный капитал» - выплата специалисту, направленному и проработавшему в учреждениях социальной сферы, расположенных в отдаленных и труднодоступных муниципальных образованиях края, не менее 3 лет, сберегательного капитала в размере 50 минимальных окладов.
За годы реализации принятых мер в крае заключено 100 договоров со специалистами, направленными в труднодоступные и отдаленные районы края («сберегательный капитал»), и 635 договоров на профессиональную подготовку
специалистов с высшим образованием («образовательный кредит»)5. Кроме того, для молодых специалистов дополнительно предусмотрены стипендия, оплата общежития, оплата проезда до места практики и будущего трудоустройства.
Инструментом привлечения и закрепления молодежи в сельских поселениях Хабаровского края стала реализация с 2012 г. программы по привлечению специалистов здравоохранения «Земский доктор»6. В рамках этой программы врачи, которые изъявят желание работать в медицинских учреждениях, расположенных в сельской местности, получат подъемные средства в размере 1 млн руб. Сначала привлекались врачи в возрасте до 35 лет, на сегодняшний день программа распространяется на врачей до 50 лет, прибывших или переехавших в сельские населенные пункты или рабочие поселки, а также города с населением до 50 тыс. чел.
За время реализации программы «Земский доктор» (2012 - 2017 гг.) дефицит врачей на селе сократился на 30%, привлечено 202 врача, которые прибыли в медицинские учреждения практически всех муниципальных районов края. В 2018 г. привлечен в 12 районов Хабаровского края (в том числе города) 51 специалист, в том числе 40 врачей и 11 фельдшеров. Вместе с тем для закрытия дефицита врачей в медицинских учреждениях сельских населенных пунктов потребуется еще более 150 специалистов.
Результаты социологического исследования показывают, что молодежь края слабо участвует в реализации данных программ в Хабаровском крае: до половины опрошенных не участвовали ни в одной из них. Только пятая часть молодежи удовлетворена реализацией данных программ в регионе (табл. 4).
4 Постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2008 г. № 312-пр «О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы Хабаровского края». URL: Mtps://rg.ru/2012/08/16/habarovsk-post274-reg-dok.Mml (дата обращения: 23.08.2018)
5 Информация о мероприятиях по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы Хабаровского края. URL: https://edu27.ru/?page=254 (дата обращения: 23.08.2018)
6 Постановление Правительства Хабаровского края, от 13 апреля 2018 г. № 129-пр «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек». URL: https://zdrav.khv.gov.ru/sites/files/zdrav/docs/2018/61ej5a185110780c2cL39.pdf (дата обращения: 24.08.2018)
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос анкеты: «Удовлетворены ли Вы следующими мерами федеральных и региональных органов власти по привлечению и закреплению жителей Хабаровского края в регионе проживания?» (в % от числа опрошенных
Программы Удовлетво- Не удовлет- Затрудняюсь Не сталки-
рен ворен ответить вался
1. «Земский доктор» 22,5 14,8 21,5 41,2
2. «Сберегательный капиталл» 23,3 10,2 16,9 49,6
3. «Образовательный кредит» 18,5 8,7 16,3 56,5
Источник: социологический опрос по теме «Миграционный потенциал молодежи Хабаровского края», проведенный в апреле - мае 2018 г. Стоит отметить
что реализация указанных мероприятий направлена лишь на «временное» закрепление населения в городских и сельских поселениях региона, а после окончания обозначенного в программах срока большая часть переселенцев стремится уехать в более благоприятные условия для проживания и работы.
Также стоит обратить особое внимание не только на подготовку специалистов высшей школы, но и переориентацию государственного заказа по подготовке специалистов рабочих профессий. Так, по мнению Н. П. Сидоровой, при определенном дефиците квалифицированных кадров и выраженной потребности в специалистах, которых готовят профессиональные образовательные организации края, доля выпускников, которые были приняты на работу, незначительна. Так, на половине предприятий края за последние три года не было принято ни одного выпускника учреждений среднего профессионального образования [Сидорова, 2018].
Определенные надежды на увеличение человеческого ресурса, прежде всего молодежного, и ускоренное развитие дальневосточных территорий власть и общество связывают с политикой «дальневосточного гектара».
Федеральный закон Российской Федерации о «дальневосточном гектаре» действует с 1 июня 2016 г. и регулирует
земельные, лесные и иные отношения, связанные с бесплатным предоставлением гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Дальневосточного федерального округа7.
Цель закона - привлечь внимание и ресурсы граждан к освоению территорий Дальнего Востока. Закон позволяет любому гражданину России единожды и бесплатно получить 1 га на Дальнем Востоке под жилое строительство, фермерское хозяйство или предпринимательскую деятельность. В законе особое внимание уделяется вопросам привлечения граждан на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа, в том числе Хабаровского края, снижения оттока местного населения, а также ускорения темпов социально-экономического развития регионов.
По состоянию на 26 октября 2018 г. на территории Хабаровского края предоставлено 8700 «дальневосточных гектаров», из которых 98 земельных участков - для ведения пчеловодства, 20 - для целей, связанных с сельским хозяйством, 5 - для ведения бизнеса, и 212 пользователей приступили к их освоению8.
Стоит отметить, что в регионе проведена достаточно мощная информацион-
7 Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронныйресурс]. URL: http://ba.se.garant.ru/71388648/ (дата обращения: 25.08.2018)
8 Слайды по освоению участниками программы «Дальневосточный гектар» земельных участков [Электронный ресурс]. URL: Mtps://mio.khabkrai.ru/Dalnevostochniyj-gektar (дата обращения: 10.03.2019)
ная кампания по ознакомлению населения, в том числе молодежи, о реализации «дальневосточного гектара», что подтверждается результатами социологического исследования. Так, более половины опрошенных хорошо знакомы либо знакомы в общих чертах с программой «Дальневосточный гектар». Доля молодых граждан, которые слышат о реализации указанного закона впервые, составила не более 10% (табл. 5).
Вместе с тем молодежь региона доста-
точно прагматична в оценках программы «Дальневосточный гектар». Каждый третий молодой гражданин считает, что ее реализация не приведет к «закреплению» дальневосточников, а также не будет способствовать притоку населения в Хабаровский край. Стоит также отметить, что третья часть респондентов затруднились ответить на указанный вопрос, что может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности в участии и реализации указанного закона (табл. 6).
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос анкеты: «Знакомы ли Вы с программой «Дальневосточный гектар», в рамках которой любой житель нашей страны может бесплатно получить в пользование 1 гектар земли?» (в % от числа опрошенных)
Варианты ответа 2017 г.
1. Да, знаком хорошо с программой 15,6
2. Да, знаком в общих чертах 42,0
3. Что-то слышал 32,8
4. Слышу об этом впервые 9,6
Источник: социологический опрос по теме «Социальный потенциал молодежи Хабаровского края: состояние и перспективы развития», проведенный в апреле - мае 2017 г.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос анкеты: «Как Вы считаете, программа «Дальневосточный гектар» позволит достичь своих целей - «закрепление» населения на Дальнем Востоке, а также привлечение жителей России к переезду на Дальний Восток?» (в % от числа опрошенных)
Варианты ответа 2017 г.
1. Будет способствовать «закреплению» дальневосточников 10,0
2. Будет способствовать притоку населения на Дальний Восток 15,6
3. Будет способствовать и тому, и другому 12,7
4. Не будет способствовать ни тому, ни другому 31,5
5. Затрудняюсь ответить 30,2
Источник: социологический опрос по теме «Социальный потенциал молодежи Хабаровского края: состояние и перспективы развития», проведенный в апреле - мае 2017 г.
Таблица 7
Результаты ответа молодежи на вопрос анкеты: «Вы или Ваша семья готовы воспользоваться условиями программы и получить «Дальневосточный гектар»?»
(в % от числа опрошенных)
Варианты ответа 2017 г.
1. Мы уже взяли 3,9
2. Планируем взять 10,3
3. Не планируем 60,6
4. Затрудняюсь ответить 25,2
Источник: социологический опрос по теме «Социальный потенциал молодежи Хабаровского края: состояние и перспективы развития», проведенный в апреле - мае 2017 г.
Приведенные данные показывают нежелание молодежи участвовать в реализации своего права на земельный участок, расположенный на территории Хабаровского края, что также подтверждается результатами социологического исследования (табл. 7).
Отсутствие интереса у молодежи к получению «дальневосточного гектара» может быть обусловлено как миграционными предпочтениями и ориентирами, направленными за пределы Хабаровского края, так и рядом других причин, среди которых: отсутствие инфраструктуры и коммуникаций, отсутствие денежных средств на развитие участка, отсутствие времени и желания, нецелесообразность.
Таким образом, при проведении достаточно широкой информационной кампании по популяризации закона о «дальневосточном гектаре» остается достаточно низким уровень заинтересованности молодежи в его получении и использовании. В свою очередь, эти противоречия снижают эффективность данного механизма закрепления населения в регионе.
Таким образом, отсутствие у государственных органов власти системного и комплексного подхода к решению проблем дальневосточного региона актуализирует стремление и готовность молодежи реализовать свои жизненные планы на территориях, не связанных с Хабаровским краем. [Миграционные процессы..., 2013]. При сохранении неадекватных данной ситуации мер государственной политики усиливается деформация социальной структуры региона и ее негативное влияние на все стороны социально-территориального развития.
Анализ основных направлений государственной политики по нивелированию миграционных намерений и поведения среди молодежи края позволяет определить комплекс первоочередных мер по ее совершенствованию:
1. В государственной программе «Обеспечение жильем молодых семей Хабаровского края» следует предусмотреть компенсацию части расходов на возмещение банковских процентов по уплате ипотечного кредита и создание льготных
условий для его получения работниками бюджетной сферы. Это будет содействовать не только закреплению местной молодежи, но и привлечению в регион молодых специалистов с других территорий страны.
2. Строительство арендного жилья экономного класса, приемлемого для молодежи по цене и качеству, требует принятия специальных мер государственного стимулирования. Механизмом реализации проекта может стать формирование системы обеспечения гарантированного спроса на арендное жилье через создание информационной базы, в которой граждане и работодатели смогут указывать о своем желании снимать арендное жилье.
3. Необходимо совершенствовать меры государственного регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом удовлетворения спроса организаций в квалифицированных кадрах, профессиях, востребованных в экономике региона; корректировать систему набора в вузы в соответствии с необходимыми потребностями экономики и социальной сферы края; усиливать инновационную составляющую экономики, что позволит изменить структуру рабочих мест и сделать их более привлекательными как по уровню оплаты, так и по содержанию и условиям труда.
4. Следует осуществить запуск информационной кампании с освещением успешных практик и результатов использования «дальневосточного» гектара, что позволить преломить мнение молодежи о бесполезности и нецелесообразности получения данного участка, а также вовлечь молодежь в реализацию своего предпринимательского потенциала.
5. Осуществить переформатирование системы приоритетных направлений молодежной политики на создание условий, способствующих более полному раскрытию и реализации интеллектуального и творческого потенциала молодежи в регионе.
6. Молодежная политика в регионе должна учитывать все возрастающую вовлеченность подрастающего поколения в информационно-теле-коммуникационные ресурсы «Интернет», социальных сети и «телеграмм-каналы», которые выступают для него основным источником получе-
ния информации.
В целом стоит отметить, что, несмотря на принимаемые органами региональной власти усилия, молодежь слабо ощущает на себе влияние государственной молодежной политики или особого отношения государства в улучшении своей жизни. Как следствие, она рассчитывает в основном на собственные усилия, что находит свое отражение в миграционных намерениях и жизненных стратегиях, не связанных с Хабаровским краем.
Список литературы:
1. Галичанин Е. Н. Закрепление населения на Дальнем Востоке - ключевая задача Национальной программы разви-
Библиографическое описание статьи
тия региона // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4 (85). С. 151156.
2. Лада А. С. Проблемы привлечения трудовых ресурсов в субъектах Дальнего Востока // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4 (85). С. 21-31.
3. Миграционные процессы в Дальневосточном регионе России: опыт комплексного анализа: монография / под общ. ред. Н. М. Байкова. Хабаровск, ДВИУ-филиал РАНХиГС, 2013. С. 293.
4. Сидорова Н. П. Перспективы трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования в оценках работодателей // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 3 (84). С. 84-91.
Зубков В. В. Миграционный потенциал молодежи в системе мер государственной региональной политики // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 1 (86). С. 147- 155. D0I 10.22394/1818-4049-2019-86-1-147-155
Vladimir V. Zubkov - Associate Professor of the public and private law chair, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA The vice-chairman of the public council at the committee on domestic policy of the Government of the Khabarovsk territory (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation ). E-mail: zubkovvv89@m-ail.ru
Migration potential of youth in the system of measures of the state regional policy
The article presents an analysis of the priorities of state policy aimed at regulating migration flows in the Khabarovsk territory, the main of which is the outflow of the indigenous population and the influx of low-skilled labor migrants. The positive experience of the implementation in the region of such instruments of retaining young people as "educational loans" and "savings capital", "Far Eastern hectare" and "Zemsky doctor", which can be successfully implemented in other regions of the Russian Federation of the Far-Eastern Federal District, is revealed. Taking into account the results of sociological surveys of recent years, fixing migration attitudes and orientations of the youth of the Khabarovsk territory, the main ways of improving the regional policy measures aimed at reducing the migration outflow of urban and rural youth and deformation of the social structure of the region have been proposed. The proposed measures are aimed primarily at improving the standard of living of the population and the transformation of socioeconomic conditions of life in the region.
Keywords: migration potential of youth, measures of state support, "Far-Eastern hectare", "Zemsky doctor", "Savings capital", "Educational credit", consolidation of youth.
References:
1. Galichanin, E. N. The consolidation of the population in the Far East is the key task of the National Program for the Development of the Region. Vlast' i
upravleniye na Vostoke Rossii. [Power and Governance in the East of Russia], 2018, no. 4 (85), pp. 151-156. (In Russian).
2. Lada A. S. Problems of attracting labor resources in the subjects of the Far East. Vlast' i upravleniye na Vostoke
Rossii. [Power and Governance in the East of Russia], 2018, no. 4 (85), pp. 21-31. (In Russian).
3. Migration processes in the Far Eastern region of Russia: the experience of complex analysis: a monograph / under total. ed. N. M. Baykova. Khabarovsk, DVIU-Branch of RANEPA, 2013, pp. 293.
(In Russian).
4. Sidorova N. P. Prospects for employment of graduates of the system of secondary vocational education in the estimates of employers. Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii. [Power and Governance in the East of Russia], 2018, no. 3 (84), pp. 84-91. (In Russian).
Reference to the article
Zubkov V. V. Migration potential of youth in the system of measures of the state regional policy // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 1 (86). Pp. 147-155. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-147-155