Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС КАК ПРОБЛЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС КАК ПРОБЛЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИММИГРАНТЫ / БЕЖЕНЦЫ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельник А.В.

В статье представлен теоретический анализ современного европейского миграционного кризиса. Автором предложены возможные пути решения проблемы миграции в Европу из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС КАК ПРОБЛЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

минимизация военной опасности; сохранение мира, для которого необходим постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере конфликтных ситуаций. Но самое главное - это уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Список литературы:

1. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. -М.: Российская академия управления, 1992. - 135с.

2. Изаак С.И. Исследование систем управления: учебно-методическое пособие. - М., 2008. - 142с.

3. Изаак С.И. Управленческие решения: учебное пособие. - М., 2009. - 88с.

4. Изаак С.И., Молоденков Д.А. Создание эффективного управленческого механизма - фактор экономического роста в обществе: сборник статей «Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз». - Оренбург: Агентство «ПРЕССА», 2011. - С. 34-37.

5. Изаак С.И., Рыжиков П.И. Хрестоматия по теории управления. -М.:Алвиан, 2012.- 92с.

6. Изаак С.И., Чернышов С.А. Инвестиционная стратегия предприятия: монография. - М.: Алвиан, 2012. - 180с.

7. Побыванец В.С., Изаак С.И. Спортивный менеджмент: учебное пособие/ Гриф УМО. - М.: Изд-во «Физическая культура», 2009. - 144с.

Мельник А.В.

Миграционный кризис как проблема Европейского Союза

Современный европейский миграционный кризис возник в начале 2015 года в связи с многократным увеличением потока беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Основной причиной этого являются войны и вооруженные конфликты в Сирии, Афганистане и Ираке.

Данный миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времён Второй мировой войны. Прежде, чем рассмотреть его, проведем анализ истории.

До середины 70-х годов прошлого века миграция из развивающихся стран в страны Западной Европы была в равной степени согласована и с политической властью, и с общественным мнением, а временами даже стимулировалась, так как считалось, что будет она иметь характер исключительно связанный с получением более высоких заработков или временный. Миграция эта для отдельных стран была повышена за счет принятия отдельных групп населения из бывших колоний (относится это прежде всего к Франции, Португалии, Голландии и Великобритании). Во второй половине 1970-х годов дошло до отказа от политики открытых дверей и был введен реструктивный контроль для иммигрантов. Однако эти меры не привели к уменьшению миграции из этих стран. Главными причинами данного явления было соединение семей, злоупотребление правом на

224

получение политического убежища и рост нелегальной иммиграции. В конце 80-х годов сообщества иммигрантов из неевропейских стран расово и культурно явно отличались от национальной природы принявших их государств, но стали прочным элементом их экономики и общества. Растущая безработица среди этой части населения, концентрация ее в определенных регионах стран, трудности с ассимиляцией привели к тому, что их присутствие стало также более видимым и ощущаемым.

В начале 1990-х годов в большинстве стран Западной Европы иммигрантские сообщества составляли от 5% до 10% всего общества. Число легальных иммигрантов в странах Европейского Союза (имеющих статус иностранцев или ненатурализованных) составило около 17 млн. В рамках этого числа около 5,5 млн. человек составляли жители других государств Евросоюза. Их правовой статус и гражданские права были сближены со статусом страны их действительного пребывания. Другая часть этой группы, около 11,5 млн. лиц составляли выходцы из стран вне Европейского Союза. Рассчитывалось, что около 90% из них происходили из развивающихся стран.

Иммигранты создают сплоченные этнические сообщества, они дифференцированы культурно, по языку, религии, что часто является причинами взаимных антагонизмов и конфликтов.

Рост численности иммигрантов, как и их политического и общественного значения, поставил как перед правительствами, так и перед общественным мнением стран Западной Европы вызов, как преодолеть эти глубокие этнические и культурные перемены в структуре их сообществ? Для контроля въезда и выезда иностранцев и сопротивления приливу нелегальных иммигрантов было принято решение о принятии общих правил регулирования этого процесса (Шенгенское соглашение), что поставило вопрос в отношении иммигрантов, потребовало проведения политики многокультурности. Нашли они прежде всего отражение в работах Европейского Комитета по миграции Совета Европы.

Возвращаясь в сегодняшний день, мы сталкиваемся с тем, что новая миграционная волна вновь захлестнула Европу. Главной причиной являются войны, дестабилизировавшие обстановку в странах Ближнего Востока, а именно: гражданская война в Сирии, Афганистан (2001—2014 и 2015) и война против ИГИЛ. [1]

Непосредственные причины:

• Гражданская война в Сирии и войны в Ираке и Афганистане. Беженцы, не имеющие права работать, покидают лагеря и отправляются в страны Европы в надежде на высокий уровень жизни и социальную защищенность.

• Ухудшение финансирования лагерей для беженцев в Турции, Иордании и Ливане.

• Расширение территорий, подконтрольных ИГИЛ, что заставляет все больше и больше людей покидать свое прежнее место жительства.

• Вторая Гражданская война в Ливии, которая вынудила ее жителей искать себе убежище в странах ЕС.

• Решение правительства Македонии о выдаче трехдневных виз для беженцев, что позволило им беспрепятственно попадать в другие страны Европы.

Главные причины возникновения кризиса в ЕС из-за наплыва иммигрантов:

• Недостаток финансирования;

• Эффект неожиданности и несогласованность стран ЕС по принятию поселенцев;

• Отсутствие необходимого жилья;

• Нехватка персонала для работы с беженцами.

Основные пункты прибытия беженцев (рис.1) В большинстве своем они используют водный путь для переправления в Европу, через Средиземное море. Они прибывают в Грецию, Италию, Испанию, и оттуда уже идут дальше в направлении Западной и Центральной Европы. [2]

Большинство беженцев являются выходцами из Сирии, Ирака и Афганистана. В 2015 году зарегистрированное количество беженцев, прибывших в Европу, составило более 1,2 миллиона человек. [3]

рис.1

Доля беженцев по странам исхода (рис.2) за период с 2013 по 2015 г.

рис. 2

Больше всего беженцы предпочитают обосновываться в таких странах, как Германия, Венгрия, Швеция, Австрия и Франция (рис.3) — по причине высокого уровня жизни и лояльной политикой по отношению к ним. [2]

рис.3

Как уже было сказано, данный иммиграционный кризис — самый серьезный после окончания Второй мировой войны. Так, на сегодняшний день сегодня количество ищущих пристанище в Европе превысило показатели 1992 года (рис.4), когда Боснийская война вынудила около 700 тысяч искать убежище, что почти в два раза меньше сегодняшней ситуации. [2]

New asylum seekers in the OECD, the EU f and Germany

рис. 4

Статистика за 2015 год (рис. 5) по месяцам показывает, что большинство беженцев пришлось на вторую половину 2015 года. В среднем около 40 тыс. беженцев каждый месяц оседают в Германии, около 30 тыс. — в Венгрии (за исключением октября, ноября и декабря, когда страна прекратила их принимать), и около 20 тыс. в месяц — в Швеции. [4]

January February March April May June July August September October November December

рис. 5

Миграционная волна с Ближнего Востока и Африки захлестнула Евросоюз, однако основной проблемой, с которой он сталкивается, является отсутствие единства в принятии решений по данному вопросу — так, восточноевропейские страны отказываются принимать их, несмотря на призывы своих западных соседей.

ИТАР ТАСС, цитируя заявление министра иностранных дел ФРГ Франк Вальтер Штайнмайера, отмечает: «Основной причиной миграционного кризиса остается конфликт в Сирии». «Мы ещё очень далеки от политического решения кризиса», — добавляет он. [5]

Кристоф Шильтц, обозреватель немецкой газеты Die Welt, говорит: «Миграционный кризис в Европе наглядно продемонстрировал то, что становилось ясно с момента расширения ЕС в 2007 году: Евросоюз все больше превращается в клуб эгоистов». Факты таковы, что 43 % заявок, поданные в 2015 году, приходится на Германию. «ФРГ и ещё три европейских государства принимают к себе почти всех мигрантов в Европе, в то время как остальные страны, в особенности — в Восточной Европе, отказывают беженцам в защите», — пишет журналист. Кристина Хебель и Северин Вайланд также пишут в Der Spiegel, что кризис беженцев «раскалывает Европу». [6]

BBC News освещает позицию официальных властей и пишет, что Великобритания не может принять большое количество беженцев и этот вопрос сильно влияет на проблему реинтеграции Великобритании в Евросоюз [7].

Американская газета The Independent предостерегает граждан Великобритании и ЕС, считая, что многие беженца могут быть сторонниками ИГИЛ и других террористических организаций. Также по этому поводу высказался кандидат на посту президента США Дональд Трамп: «Я слышал 200 000, мы собираемся принять 200 000 беженцев из Сирии, или откуда они там. Я довожу до вашего сведения, и до сведения мигрантов из Сирии, что, если я выиграю, я отправлю всех мигрантов и беженцев обратно». [8]

Американский журналист Патрик Смит, критикует позицию американских представителей и властей Евросоюза. «Американцы должны особенно хорошо обдумать это в историческом контексте. Во-первых, в местах сегодняшней трагедии очень много следов Вашингтона. Во-вторых, кризис в Европе является вариацией и результатом кризиса в наших головах», — пишет он. [9]

Русскоязычные СМИ также в основной своей массе критикуют политику ЕС, то же самое относится и к позиции властей по этому поводу. Официальный представитель МИД Мария Захарова обвиняет ЕС в неспособности договориться друг с другом и урегулировать ситуацию. «Ситуация, по сути, пущена на самотек. Причина, как представляется, не только в массовом характере этого явления, но и в отсутствии согласия внутри Европейского Союза относительно практических мер по решению этой непростой и давно назревавшей проблемы. Небывалый кризис с

беженцами является прямым следствием абсолютно безответственной и непродуманной политики смены политических режимов в регионе», — сказала М. Захарова, посоветовав ЕС брать пример с России, принявшей более 1 млн человек, бежавших с юго-востока Украины. [10]

Как уже ранее высказывалось в зарубежных и русских СМИ, миграционный кризис действительно «раскалывает Европу». Австрия, Словения, Литва и другие страны ЕС в 2016 году приостановили шенгенские соглашения и установили собственный контроль на границах в целях контроля миграционного потока. Разумеется, это не может не приводить к конфликтам между странами, входящие в общую экономическую и политическую зону. В Брюсселе взять ситуацию под контроль не могут, и если ЕС не сможет в дальнейшем защитить свои внешние границы, то само существование Шенгенского соглашения окажется под вопросом. С одной стороны, соблюдение прав человека и предоставление защиты нуждающимся являются одним из главных принципов правовой системы ЕС, однако с другой стороны, общеизвестно, что большое количество беженцев эмигрируют по экономическим причинам, что не является причиной предоставления убежища. Кроме того, абсолютно другая культура, быт и религия приезжающих из Сирии, Афганистана, Ирака, Ливии не может не беспокоить европейцев. Стоит добавить, что они претендуют на рабочие места, на социальные выплаты и прочие льготы. За последние полтора года участилась преступность на национальной почве, а также теракты.

Основная опасность миграционного кризиса состоит в том, что из-за внутренних противоречий Шенгенская зона может прекратить свое существование как таковая, а следом и сама идея Европейского Союза. Как указывает госсекретарь Чехии Томаш Проуза, Европе угрожает «Эффект домино», когда европейские страны одна за другой начнут закрывать свои собственные границы [11].

По моему мнению, решение проблемы можно достигнуть двумя путями:

• прекращение функционирования зоны свободного перемещения и торговли, в результате чего каждая страна будет сама решать, принимать ли ей беженцев или нет (равноценно развалу ЕС);

• устранение причин, которые привели к столь большому потоку мигрантов (а именно война в Сирии, Афганистане, Ираке).

Поскольку полного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке невозможно достичь в краткие сроки, то проблема останется актуальной на ближайшие годы. Выдержит ли политическая система Европейского Союза — вопрос открытый.

Список литературы:

1. Интернет-конференция «Глобализация и столкновение идентичностей». Парфенова Л. Б., д.э.н., профессор, Яргосуниверситет.

2. Migration Policy Debates (доклад организации OECD) (http://www.oecd.org/migration/Is-this-refugee-crisis-different.pdf)

3. Данные организации «The UN Refugee Agency». (http://www.unhcr.org/5592b9b36.html)

4. Статистическая служба Европейского Союза (http://appsso.eurostat.ec.europa. eu/nui/show.do)

5. Итар ТАСС (http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2339533)

6. Газета «Der Spiegel» (http://www.spiegel.de/politik/ausland/osteuropa-fluechtlingskrise-spaltet-europa-a-1051193.html)

7. BBC News (http://www.bbc.com/news/uk-politics-34318244)

8. «The Independent» (http://www.independent.co.uk/news/people/donald-trump-will-deport-all-syrian-refugees-if-he-becomes-president-because-they-might-be-isis-a6674661.html)

9. «Обзор. Press» (http://obzor.press/press/8335-kakie-istinnyie-prichinyi-migraczionnogo-krizisa-v-evrope)

10. «Взгляд.ру» (http://www.vz.ru/news/2015/9/17/767463.html)

11. «Русская весна» (http://rusvesna.su/news/1455560127)

Слоботчиков О.Н., Нугманова Н.Р. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости

В XXI веке в большинстве стран большая часть людей стабильно продвигается вперед в человеческом развитии. Многоплановость человеческого потенциала позволяет изучать различные его составляющие, выявлять динамику изменений его компонентов с целью оценки и характеристики развития территорий на различных уровнях управления [6]. Так, в России на муниципальном уровне проводится мониторинг социально-экономического состояния муниципального образования (МО) [2]. Одно из его конечных результатов - стратегическое планирование территории [3]. Потенциальное развитие региона зависит от качественного анализа способностей к развитию исследуемого региона, демографической политики [5], улаживанию вопросов национального характера внутри региона [4, 7].

Результат исследований по указанной проблеме - своевременное устранение негативных тенденций в области развития человеческого потенциала, а также принятие управленческих решений по обеспечению устойчивого прогресса человечества посредством уменьшения уязвимости и формирования жизнестойкости через призму человеческого развития.

Прогресс в области технологии, образования и доходов в возрастающей степени обещает людям более долгую, здоровую и безопасную жизнь. Но в

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.