ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 2
О.А. Толстых* ФРАНЦИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА
O.A. Tolstykh
FRANCE IN THE MODERN MIGRATION CRISIS
Статья посвящена вопросам возникновения современного европейского миграционного кризиса, его основным причинам, влиянию его последствий на социокультурную и экономико-политическую действительность Франции.
Ключевые слова: европейский миграционный кризис, нелегальная иммиграция, гражданская война, террористический акт, сегрегация, Европейский союз.
The article is devoted to the emergence of modern European migration crisis, the main reasons of its appearance, and the consequences of its impact on socio-cultural and economic-political reality of France.
Key words: european migration crisis, illegal immigration, civil war, terrorist act, segregation, European Union.
Современный европейский миграционный кризис возник в начале 2015 г. в связи с увеличением потока беженцев и мигрантов в Европейский союз из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Среди основных причин его появления можно выделить: расширение территорий, находящихся под контролем Исламского государства; обострение конфликтов в таких странах, как Ирак, Афганистан, Сомали, Нигер; гражданская война в Сирии; появление безопасного и более дешевого пути в Европейский союз (если раньше основным трафиком мигрантов был транссредиземноморский вектор из Ливии в Италию, то с 2016 г., после того, как Македония ослабила меры, направленные против въезда беженцев в страну, приоритетным для мигрантов стал маршрут Турция—Греция—Македония—центральные страны Европейского союза); ухудшение финансирования лагерей беженцев в Турции, Ливане и Иордании.
Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), этот миграционный кризис стал крупнейшим в Европе со времен Второй мировой войны1. По статистике Международной орга-
* Толстых Ольга Алексеевна — студентка 4-го курса ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: [email protected]
1 URL: http://www.oecd.org/migration/Is-this-refugee-crisis-difrerent.pdf (дата обращения: 21.12.2015).
низации по миграции, в 2015 г. в Европу только по морю прибыло 522 тыс. человек2. По подсчетам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в ноябре 2015 — феврале 2016 г. ожидается прибытие в Европу только из Турции в среднем около 5 тыс. человек в день.
Наибольшую нагрузку от небывалого притока мигрантов ощутили на себе страны Южной Европы, а именно Франция, Венгрия и Сербия. В качестве опорных точек мигранты выбрали портовый городок Кале на юге Франции, так как он ближе всего расположен к Великобритании, а также границу между Венгрией и Сербией3.
Франция — одна из европейских стран, где миграционный вопрос стоит наиболее остро. Согласно данным Национального института статистики и экономических исследований, на 2011 г. численность иммигрантов здесь составила порядка 5 млн человек, тогда как численность населения в 2014 г. — около 65 млн человек4. Наибольшее число иммигрантов приходится на выходцев из Африки (43%), соответственно, в большинстве своем они мусульмане5.
Несмотря на то что формально для интеграции мигрантов во Франции созданы все условия, в действительности существует множество проблем, связанных с интеграцией африканских иммигрантов и их потомков во французское общество. Мусульмане-иммигранты как были, так и остаются на низших ступенях социальной иерархии. Усугубляет это положение и существование территориальной сегрегации. Она является причиной изоляции мусульманских иммигрантов от остального населения и возникновения на этой почве этнической солидарности, которая не всегда конструктивна. Ощущая себя жертвами дискриминации, африканские иммигранты находят в исламе знак своей идентичности6.
По некоторым данным, безработица в кварталах, где преимущественно проживают африканские иммигранты, достигает 30—40%. Безработица и социокультурные различия между коренным населением Франции и иммигрантами ведет к криминализации французского общества. Слабость государственной политики в отношении интеграции иммигрантов во французское общество, проявляющаяся в территориальной сегрегации, негативном имидже ислама среди коренного населения страны, наличии в большинстве своем только низкооплачиваемых специальностей для иммигрантов может привести к необратимым последствиям для самой Франции. В качестве примеров неудач французской политики в этой области можно назвать беспорядки произошедшие осенью 2005 г. в Париже и некоторых других районах Франции после гибели двух подростков
2IOM report. 2015. Sept. 25.
3 Коломиец М.К. Миграционный кризис в Европе обернется катастрофой // Ридиус. 2015. 1 сент.
4 Национальный институт статистики и экономических исследований. URL: http:// www.insee.fr/fr/default.asp (дата обращения: 21.12.2015).
5 Судоплатов П.А. Миграционная политика стран Евросоюза. М., 2006.
6 См.: Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. М., 1984.
североафриканского происхождения, события января 2015 г. после убийства журналистов французского сатирического журнала «Charlie Hebdo» исламскими экстремистами, а также серию терактов, произошедших 13 ноября 2015 г.
Не следует забывать, что во Франции широко распространена проблема нелегальной миграции. Согласно мнению многих ученых, и без того сложная ситуация в сфере миграционной политики отягощается постоянной борьбой с нелегальными иммигрантами. По общей оценке, число нелегальных иммигрантов во Франции составляет приблизительно 300 тыс. человек7.
Многие эксперты пророчат возможный раскол в Европейском союзе из-за несогласованности действий в отношении к приему невероятной волны мигрантов в 2015 г. (по данным на октябрь, в ЕС прибыли 630 тыс. человек). Наплыв мигрантов ложится тяжелым бременем на экономику, а также вызывает рост националистических настроений, о чем свидетельствуют недовольства в Польше, Германии и Франции. В последнее время появилось множество точек зрения относительно решения данной проблемы. Некоторые эксперты считают, что необходимо закрыть границы и прекратить бесконечный поток мигрантов, другие — в корне не согласны с данным утверждением и считают, что не предоставлять приют жертвам войны, жертвам террористических актов ИГИЛ на территории Сирии, женщинам и детям — кощунственно8.
Особенно серьезный резонанс во французском обществе приобрел вопрос по отношению к миграционному кризису после событий 13 ноября 2015 г., когда в Париже и его пригороде Сен-Дени в ходе нескольких террористических атак были убиты 129 и ранены 300 человек. По приказу президента Франсуа Олланда в стране было введено чрезвычайное положение и усилен контроль за пересечением государственных границ.
Согласно заявлению премьер-министра Франции Манюэля Вальса, он убежден, что некоторые из террористов, совершивших атаки на французских граждан 13 ноября 2015 г., использовали миграционный кризис в ЕС, чтобы незаметно проникнуть на территорию Франции. «Эти лица — некоторые из них — воспользовались кризисом беженцев, особенно в момент наибольшего хаоса, чтобы протиснуться», — сказал премьер-министр в эфире телеканала France 29. Также он подчеркнул необходимость реформирования законодательства Шенгенской зоны: «Каждая граничащая с Францией страна должна играть свою роль, выполнять свои обязанности. Если ЕС не сможет справиться со своей ответственностью, тогда, действительно, вся Шенгенская система окажется под вопросом»10.
7 См.: Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози. М., 2012.
8 См.: Демидова О.В. Eurostat: Каждый пятый беженец в Европе — сириец // DW Made for minds. 2015. Sept. 18.
9 Батырев И.С. Премьер Франции: Ряд парижских террористов проникли в ЕС из-за миграционного кризиса // В-деталях.рф. 2015. 20 окт.
10URL: http://www.skifnews.com/news-monitor?_id=204134 (дата обращения: 21.12.2015).
Другой точки зрения придерживается верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Моге-рини. Она не соотносит возросший в 2015 г. поток мигрантов в Европу с усилением террористической угрозы. «Любое такое смешение было бы чрезвычайно опасным, контрпродуктивным для нашего общественного мнения и для нашего континента», — заявила Могерини на пресс-конференции в Брюсселе после совещания глав МИД стран ЕС. Далее она подчеркнула, что серия терактов в Париже — вопрос внутренней безопасности Европы, все установленные исполнители обстрелов и подрывов во французской столице являются гражданами ЕС, что ЕС должен защищать мигрантов, бежавших от террористической угрозы на континент, и что позиция Евросоюза в этом вопросе должна быть предельно четкой11.
Согласно заявлению Франсуа Олланда, Франция не останется в стороне от европейского миграционного кризиса и в последующие два года примет 24 тыс. мигрантов: «Это долг Франции, где предоставление права на убежище является неотъемлемой частью французской души»12.
Сложно представить, что отношение граждан Французской Республики к мигрантам, которое и до этого не было особенно радушным, изменится в ближайшие два года, особенно после терактов, произошедших в ноябре 2015 г. Наоборот, можно прогнозировать обострение конфликтов на почве миграционного кризиса. По оценкам аналитиков, уже в ближайшие годы Францию могут ожидать провалы в социальной сфере, а также спад экономики.
Столь разнополюсные заявления членов ЕС относительно приема мигрантов еще раз доказывают, что обострение миграционного кризиса, а также последствия, которые косвенно или напрямую связаны с ним, вносят раскол в единую политику Европейского союза, а также в отношения стран-участниц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. М.,1984.
Батырев И.С. Премьер Франции: Ряд парижских террористов проникли в ЕС из-за миграционного кризиса // В-деталях.рф. 2015.20 окт.
Демидова О.В. Eurostat: Каждый пятый беженец в Европе — сириец // DW Made for minds. 2015. Sept. 18.
Гоник Т.В. Франция принимает беженцев: Радость и сомнения // Русская служба BBC. 2015. 10 сент.
Коломиец М.К. Миграционный кризис в Европе обернется катастрофой // Ридиус. 2015. 1 сент.
Могерини отказалась связывать угрозу терроризма и миграционный кризис в Европе // Lenta.ru. 2015. 16 окт.
11 Могерини отказалась связывать угрозу терроризма и миграционный кризис в Европе //Lenta.ru. 2015. 16 окт.
12 Гоник Т.В. Франция принимает беженцев: Радость и сомнения // Русская служба BBC. 2015. 10 сент.
Национальный институт статистики и экономических исследований. URL: // http://www.insee.fr/fr/default.asp
Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози. М., 2012.
Судоплатов П. А. Миграционная политика стран Евросоюза. М., 2006. IOM report. 2015. Sept. 25.
URL: http://www.oecd.org/migration/Is-this-refugee-crisis-different.pdf URL: http://www.skifnews.com/news-monitor?_id=204134