УДК 316.35
Н.М. Полевая, В.В. Ситникова
МИГРАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ПОВЕДЕНИЕ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье выявляются миграционные стратегии, цели, направления миграции, факторы миграционной активности, хронотопы и особенности индивидуального поведения трудовых мигрантов. Проанализировано влияние трудовой миграции на состояние и развитие Амурской области. Проведен опрос трудовых мигрантов в форме глубинного интервью.
Ключевые слова: трудовая миграция, внутренняя миграция, внешняя миграция, миграционная мобильность, трудовые мигранты, адаптация трудовых мигрантов.
MIGRATION STRATEGY AND THE BEHAVIOUR OF LABOR MIGRANTS
IN AMUR REGION
The paper identifies the migration policies, objectives, directions of migration, the factors of migration activity, chronotope and features of individual behaviour of labour migrants. The influence of labor migration on the state and development of the Amur region is analyzed. A survey of migrant workers was conducted in the form of in-depth interviews.
Key words: labor migration, internal migration, external migration, migration mobility, labor migrants, adaptation of labor migrants.
Статья подготовлена при поддержке гранта № 17-33-01073 «Трудовая миграция в приграничных регионах России: траектории, масштабы и социальные хронотопы».
Поскольку Амурская область является провинциальным регионом, имеющим большую по площади территорию и низкую плотность населения с тенденцией его оттока в другие регионы, ситуация на рынке труда здесь остается неоднозначной. Поэтому привлечение трудовых мигрантов на региональный рынок труда Амурской области - важное направление социально-экономической и миграционной политики.
С целью выявления миграционных стратегий и поведения, целей и направлений миграции, факторов миграционной активности, хронотопов, особенностей индивидуального восприятия регионов, а также изучения влияния трудовой миграции на состояние и развитие региона был проведен опрос трудовых мигрантов в форме глубинного интервью. Результаты опроса могут быть использованы для определения эффективных инструментов государственного регулирования и подготовки рекомендаций по совершенствованию региональной социально-экономической и миграционной политики.
Для проведения исследования был разработан гайд глубинного интервью, содержащий 7 разделов, которые состоят преимущественно из открытых вопросов, что позволило получить подробные ответы.
Рассмотрим результаты исследования.
Анализ вопросов, представленных в первом разделе «Миграция», показал следующее.
Решение о переезде большинство мигрантов (80%) объясняет затруднениями и невозможностью найти работу на территории прежнего места жительства. Остальные респонденты (20%) приняли решение приехать в область на обучение, с прицелом совмещать таковое с трудоустройством.
О будущем месте работы мигранты располагали вполне определенными представлениями, т.е. были осведомлены, в каких отраслях экономики Амурской области смогут найти себе применение. Часть их них (50%) имела предварительные договоренности с работодателем, родственниками или знакомыми, уже проживающими в Приамурье и могущими оказать содействие в трудоустройстве. Некоторые мигранты были участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников и членов их семей, проживающих за рубежом (30%). Мигранты, совмещающие трудоустройство с обучением (20%), в первую очередь ориентировались на возможность обучения, а трудоустройство рассматривали как вариант вторичной занятости.
Информацию о возможности переезда и трудоустройства в Амурской области респонденты получили из различных источников: от родственников, знакомых и друзей, уже проживающих здесь (40%), из средств массовой информации и Интернета (50%), из других источников, - например, из случайных разговоров с людьми в общественных местах (10%).
90% мигрантов готовились к переезду в Амурскую область заблаговременно, в частности оформляли необходимый пакет документов, распределяли денежные средства, чтобы сформировать необходимую на расходы сумму. Часть мигрантов (30%) обратилась за помощью в решении финансового вопроса к родственникам. Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников и членов их семей, проживающих за рубежом (30%), получили помощь от ее координаторов. Незначительная доля мигрантов (10%) решилась на переезд спонтанно, из-за неожиданно представившейся возможности быстро трудоустроиться по предварительной договоренности с работодателем.
Большинством (80%) мигрантов отмечено, что особых сложностей с оформлением документов для переезда в Амурскую область у них не возникло, а если и были какие-то трудности, то они имели обычный характер. В основном, по мнению респондентов, оформление документов проводится в соответствии с установленным порядком. Трудности могут быть связаны с ожиданием ответа на различные запросы и с ожиданием получения документов вследствие загруженности соответствующих органов по месту жительства. При этом все мигранты (100%) указали, что пересекли границу легально.
У опрошенных в ходе интервью мигрантов российского гражданства нет, но получить его желают (30%). Цель получения гражданства Российской Федерации — иметь статус гражданина, с полноценным комплексом прав и обязанностей.
Анализ вопросов, представленных во втором разделе «Работа на выезде», позволяет констатировать следующее.
О причинах переезда мигранты высказываются, как правило, однотипно. В качестве основной причины называют отсутствие возможности заработать на родине достаточно для удовлетворения своих жизненных потребностей и нужд семьи (80%). Выбор именно Амурской области для трудовой миграции объясняют тем, что здесь ниже конкуренция, меньше, чем в центральных регионах России, миграционная нагрузка и легче социально-бытовое обустройство. Среди ответивших таким образом преимущественно представители других национальностей или выходцы из бывших союзных республик СССР - таджики, узбеки, киргизы, казахи, украинцы. Мигранты, приехавшие на обучение (преимущественно из КНР) и рассматривающие трудовую занятость как вторичную, в качестве основной причины приезда именно в Амурскую область указывают более доступную по цене и качеству возможность пройти обучение в России.
Для части респондентов (30%) данная поездка в поисках работы не первая. Эти мигранты уже побывали в центральных регионах и в регионах Дальнего Востока (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Хабаровский край. Еврейская автономная область и др.) Остальные мигранты (70%) в Амурской области впервые.
При анализе характера и содержания работы, на которой заняты опрошенные мигранты, можно констатировать, что они заняты на предприятиях различных организационных форм - в частности, состоят в штате организаций торговли, общественного питания, строительства, коммунального хозяйства (70%) или не приписаны ни к какой организации, являются самостоятельной хозяйствующей единицей (ИТД, предприниматели). У большинства опрошенных мигрантов (90%) нет высшего или среднего профессионального образования, поэтому они заняты в основном неквалифицированным, часто сезонным или временным трудом (уборщики, кухонные рабочие, грузчики, каменщики, маляры и т.п.). Несоблюдение графика работы, продолжительности рабочего времени, режима труда и отдыха мигранты не отмечают, что в части случаев соответствует действительности. А если мигранты скрыли подобные факты, то это объясняется опасениями, связанными с возможной потерей работы, хотя интервью проводилось анонимно.
По поводу официального оформления трудовых мигрантов по месту работы большая часть их (80%) указала, что работают на законных условиях. Но 20% ответили, что на региональном рынке труда распространено такое явление как недокументированная (неформальная) занятость. При этом свою неформальную занятость мигранты не подтверждают, - возможно, боятся негативных последствий, т.е. опасаются потерять работу.
По поводу способов поиска работы мигранты называют преимущественно личные контакты (друзья, родственники, знакомые) и помощь диаспоры (50%), а также включение в Государственную программу по переселению соотечественников (30%). Нелегальных способов (взятки и т.п.) трудоустройства никто из опрошенных респондентов не указал.
На вопрос о сложности трудоустройства в Амурской области мигранты ответили, что «трудности есть везде». В качестве основных проблемных моментов отметили задержки с оформлением документов и проблемы со сдачей экзамена по русскому языку для получения патента, дающего право заниматься трудовой деятельностью.
При анализе вопросов, представленных в третьем разделе «Социальные гарантии и трудовые права», получены следующие результаты.
Среди основных социальных гарантий, обеспечиваемых работодателем (т.е. «социальный пакет»), мигранты указали: обеспечение питанием (70%), медицинское обслуживание, но в экстренных случаях (70%), предоставление жилья (40%). Такие гарантии как: предоставление оплачиваемого отпуска, получение компенсации по больничному листу, оплата сверхурочной работы мигранты не назвали.
Среди способов получения заработной платы мигранты выделили в основном получение наличными по ведомости за своей подписью. Получение заработной платы на карту или наличными «в конверте» (без ведомости) не указал никто.
На вопросы: «Испытывали ли Вы на себе какие-либо формы принуждения в процессе трудовой деятельности? Заставляли ли Вас что-то делать силой, против Вашей воли?» мигранты ответили отрицательно. Однако отметили, что иногда их трудовые права нарушаются, хотя незначительно. Более подробно разговор на эту тему продолжать отказались. Указали только, что взаимодействие трудовых мигрантов с правозащитными государственными и негосударственными организациями в Амурской области активно развивается.
Об отношениях на работе с коллегами, с руководством мигранты также высказывались очень лаконично. Отметили, что в основном коллеги — такие же приезжие, как и они. С руководством от-
ношения чисто деловые, обычные, взаимодействие осуществляется по рабочим моментам, хотя иногда мигранты обращаются при возникновении личных обстоятельств (болезнь ребенка, свадьба и т.п.).
По поводу условий труда мигранты также были немногословны. Указали только, что если в работе их что-то не устраивает (заработная плата, условия, отношение руководства и т.п.), то занимаются поисками другой работы. Поводов обращаться в правоохранительные органы не отмечают. Большинство респондентов (90%) считают, что если возникнет желание сменить работу, то проблем с этим не будет.
Анализ вопросов, представленных в четвертом разделе, «Адаптация и условия жизни на выезде», показывает следующее.
Трудности адаптации к жизни на новом месте называют в основном мигранты, приехавшие в Амурскую область впервые, или те, у кого здесь нет знакомых либо родственников (30%). Остальные мигранты указывают в основном на бытовые неудобства и ограниченность досуга. Половина респондентов в качестве источников помощи при преодолении трудностей считает преимущественно личные контакты (друзья, родственники, знакомые) и помощь диаспоры.
При характеристике жилищных условий большинство респондентов (70%) указали, что были готовы к возможным ограничениям и относятся к их наличию соответственно. Участники Государственной программы по переселению соотечественников (30%) жилищными условиями в целом удовлетворены. Основные бытовые предметы (кухонная утварь, утюг, стиральная машина и т.д.) большинству респондентов доступны. Ими их обеспечивает либо работодатель (30%), либо родственники, либо представители общины. Предметов роскоши у большинства мигрантов нет: отсутствуют финансовые возможности, часть респондентов (30%) назвала отсутствие надобности из-за временного характера пребывания, у остальных предметов роскоши нет и на родине.
В целом респонденты отметили, что вполне удовлетворены своей жизнью и работой в Амурской области, если рассматривать удовлетворенность с точки зрения целей их пребывания здесь. В качестве проблемы большинство назвали удаленность от дома и дороговизну перелета, вследствие чего нет возможности видеться с семьей чаще одного-двух раз в год.
При анализе вопросов, представленных в пятом разделе, «Социальные связи и отношения», были получены следующие результаты.
В целом отношения со своими диаспорами мигранты оценили положительно, отметили, что наиболее тесное общение происходило на этапе адаптации сразу после приезда. В последующем взаимодействие с диаспорой осуществляется в случаях нарушения прав мигрантов, необходимости оказания правовой или материальной помощи в сложных жизненных ситуациях. Так ответили 70% респондентов. Остальные к помощи диаспор не обращались по причине их отсутствия или из-за того, что не возникало необходимости.
Интересен анализ ответов на вопрос о взаимоотношениях с местным населением. Большая часть мигрантов (80%) ответила, что серьезных конфликтов с местными жителями у них не возникало, а если и были какие-то недоразумения, то незначительные и внимания не заслуживают. Это объясняется тем, что мигранты довольно спокойно воспринимаются местным населением в силу изначальной поликультурности Амурской области и близости границы с Китаем, откуда трудовые мигранты приезжают уже почти 30 лет. Также большинством мигрантов отмечено, что разницы при получении места работы между ними и местными не чувствуется. Это результат того, что мигранты обычно занимают рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения.
В общении с другими приезжими мигранты также не выделили особых проблем или трудностей. С одной стороны, такое общение нельзя назвать частым, а с другой, - сферы занятости трудовых мигрантов, как правило, не конкурируют друг с другом. Китайцы заняты в строительстве круп-
ных объектов, узбеки - в торговле фруктами, в общепите и т.п. Если происходит набор мигрантов -представителей разных национальностей на одно крупное предприятие, то производственные и бытовые конфликты разрешает работодатель.
Во взаимоотношениях с органами государственной власти проблем или трудностей мигранты также не выделили. Отдельные случаи, конечно, бывают, но не являются регулярными или постоянными. Так ответили 90% опрошенных мигрантов, 10% затруднились с ответом.
Анализ вопросов, представленных в шестом разделе, «Семья», показывает следующее.
У большинства опрошенных трудовых мигрантов (80%) есть семья, 30% из них приехали в Амурскую область вместе с семьей, остальные - отдельно, но ежемесячно оказывают семье материальную помощь в форме денежных переводов. В семьях мигрантов, прибывших вместе с ними, как правило, работает мужчина - глава семьи, но 20% респондентов указали, что второй супруг(а) тоже занят.
На вопрос: «Изменилось ли благосостояние Вашей семьи с тех пор, как Вы начали работать на выезде?» все мигранты (100%) ответили утвердительно.
Возможность переезда в Амурскую область на постоянное место жительства мигранты оценили по-разному. Большинство из них (50%) считают это возможным для себя, но указывают на отсутствие на сегодняшний день условий для переезда. У 30% семьи остались на родине, поэтому мигранты пока не рассматривают переезд в Амурскую область на постоянной основе. Меньшая часть опрошенных (20%) не думала об этом. У них пока нет семьи, и о постоянном месте жительства они всерьез не размышляют.
При анализе вопросов, представленных в седьмом разделе, «Перспективы», получены следующие результаты.
На вопрос о будущем и жизненных планах мигранты высказывались неохотно, объясняя это тем, что в настоящий момент в их жизни нет стабильности и долговременные планы строить нецелесообразно. Однако большинство опрошенных (80%) выразили надежду на улучшение жизненных условий.
Вопрос о желании что-либо изменить в своей жизни мигранты сочли слишком личным и отвечали на него общими фразами: «хотелось бы изменить жизнь к лучшему», «надеюсь, моя жизнь скоро изменится к лучшему». Часть мигрантов (40%) отметила, что хотели бы стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
По поводу идеального места жительства почти все мигранты (80%) сошлись во мнении, что такое место дома, т.е. на родине, если бы там были возможности трудиться и зарабатывать достаточно для обеспечения собственных нужд и потребностей, а также семьи.
При оценке привлекательности Амурской области мигранты избегали резко отрицательных отзывов. Большинство указало, что здесь суровая (холодная) зима и короткое лето, также отмечены отдаленность от центра России и провинциальность жизни. Из положительных впечатлений — открытость и отзывчивость местных жителей, близость к Китаю.
Свободное время (досуг) трудовые мигранты проводят по-разному, но все сошлись во мнении, что времени и средств на разнообразный досуг у них недостаточно. Мусульмане (50% опрошенных) посещают религиозные центры и придерживаются своих религиозных традиций, хотя и светские формы досуга тоже не отвергают (кино, торгово-развлекательные центры и т.п.). Китайцы проводят досуг преимущественно так же, как и местное население. По возможности уезжают домой (в дни национальных праздников, на выходные и т.п.), что доступно из-за близости к границе с КНР.
О взаимоотношениях с местным населением большая часть мигрантов (80%) отзывается нейтрально или положительно. Серьезных конфликтов с местными жителями у них не возникало, а если и были какие-то стычки, то незначительные и внимания не заслуживающие.
В целом, описывая Амурскую область, мигранты отметили, что «здесь можно жить и работать, а временно или постоянно — жизнь покажет».
Обобщая полученные в ходе интервью результаты, можно констатировать, что основная цель мигрантов - занятость на территории Амурской области - реализуема, так как имеется заинтересованность с обеих сторон. Мигранты стремятся удовлетворить жизненные потребности за счет трудоустройства, а региональный рынок труда - закрыть трудовыми ресурсами отдельные сегменты и сферы, где они (трудовые мигранты) сконцентрированы.
В целом трудовая миграция положительно влияет на ситуацию на рынке труда Амурской области, так как стимулирует появление дополнительной рабочей силы, занятой неквалифицированным трудом и торговлей; способствует формированию толерантного отношения к представителям другой национальности у большей части местного населения, усилению культурной и бытовой интерференции между коренным населением и приезжими.
1. Макарова, JI.A. Статистический анализ рынка труда Амурской области. - Режим доступа: http://www.dis-sercat.com/content/statisticheskii-analiz-rynka-truda-amurskoi-oblasti
2. Понкратов, P.A. Международная трудовая миграция на Дальнем Востоке России. - Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1012/file/Ponki-atov.pdf
3. Понкратова, J1.A. Китайская трудовая миграция на Дальний Восток России. - Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/6124/
4. Сайков, В.В. Проблемы реализации миграционной политики на Дальнем Востоке России // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 10. - С. 51-53. - Режим доступа: https://www.fiindamental-research.ru/ru/ arti с 1 e/vi е w? i d=4488
5. Царевская, Е.А. Влияние миграционной политики России на формирование потоков трудовых мигрантов в Амурскую область. - Режим доступа: http://old.amursu.ru/attachments/article/9528/J4255_20.pdf