УДК 331.91
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
С.А. Дукарт, Е.В. Маренкова, Ю.С. Нехорошев
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]; [email protected]
Актуальность работы обусловлена необходимостью модернизации государственной миграционной политики России.
Цель работы: обоснование необходимости изучения опыта миграционной политики Германии в условиях трансформационных сдвигов в экономической системе и на основании сравнительного анализа правовых норм, динамики миграции и выявленных тенденций в развитии, разработка рекомендаций по корректировке существующей миграционной политики РФ.
Методы исследования: сравнительный анализ статистических данных; графическое отображение корреляционных связей; метод исторических аналогий; методы индукции и дедукции в рамках междисциплинарного подхода; прогностический метод на основе выявления закономерных тенденций развития экономических систем.
Результаты: Выявлены общие закономерности протекания миграционных процессов в России и Германии. Обнаружено наличие верифицируемой связи между процессом трансформации и миграционными потоками. Проведен анализ динамики этнической миграции в РФ и ФРГ в постсоветский период. Даны рекомендации по направлениям модернизации миграционной политики России.
Ключевые слова:
Трансформация, миграция, экономическая система, демографическое «старение», «немецкое экономическое чудо».
Глобализационные процессы, происходящие в современной экономике, со всей очевидностью выдвигают на первый план вопросы управления неизбежной в такой ситуации трансформацией национальной экономической системы. Однако можно говорить также о наличии имманентно присущей связи между трансформацией экономики и миграционными процессами. С одной стороны, миграция неизбежно предполагает социально-культурную, политическую трансформацию системы, ибо происходит взаимопроникновение культур. С другой стороны, системная трансформация способна активизировать глобальные перемещения и трудовых ресурсов, и капитала, и технологий. И наконец, сами миграционные процессы, в свою очередь, способны как усилить, так и ослабить процессы перестройки экономической системы страны-эмиграции и страны-иммиграции.
Термин трансформация может иметь разное значение. Под трансформацией может пониматься и радикальное изменение самой сути экономической системы, происходящее, как правило, под влиянием внешних для данной системы сил (революционная трансформация), и медленная перма-нентно-существующая перестройка экономической системы в результате каких-то внутренних процессов (эволюционная трансформация). И в том, и в другом случае имеет место быть изменение части элементов экономической системы. В то же время стабильность и эффективность происходящей трансформации будет определяться множеством параметров, одним из которых является конгруэнтность, или согласованность, старых и новых элементов системы между собой [1—3]. Отсюда очевиден факт необходимости четко и последовательно разработанной стратегии государства по управлению миграционными процессами в условиях трансформации.
В современных условиях можно констатировать факт наличия единой европейской миграционной системы с двумя четко выделенными субрегиональными системами и достаточно ярко обозначенными центрами притяжения: это так называемые «старые» страны Евросоюза, одной из которых является Германия, и Россия как центр евразийского притяжения мигрантов из республик бывшего СССР. Сравнительный анализ проблемы миграции в России и Германии представляет особый интерес для исследователей в силу ряда причин.
В обеих странах прослеживается четкая связь массовых иммиграционных потоков конца 80-х начала 90-х гг. прошлого века с процессом возращения на историческую родину этнически родственных народов. Именно в это время в полной мере проявляется два вектора миграции: массовый исход этнических немцев в Германию из бывшего Советского Союза и не менее массовый приток этнических русских в Россию. Массовая эмиграция немцев с территории бывшего СССР в Германию началась с 1987 г., когда выехало 14488 человек, в 1988 г. - 47572, в 1989 г. - 98134 и достигла своего максимума в 1994 г. - 213214 человек (табл. 1).
Таблица 1. Иммиграция в Германию из СССР [4]
Год Численность мигрантов, чел. Год Численность мигрантов, чел. Год Численность мигрантов, чел.
1986 753 1993 207347 2000 94558
1987 14488 1994 213214 2001 97434
1988 47582 1995 209409 2002 90587
1989 98134 1996 172181 2003 72289
1990 147950 1997 131895 2004 58728
1991 147320 1998 101550 2005 35396
1992 195576 1999 103599 Всего за 1986-2005 2239990
Первая волна миграции в Россию из бывших советских республик лиц, условно относимых к этническим русским, приходящаяся на период 1990-2009 гг., по разным данным оценивается от 5,9 до 8 млн чел. [5-7] (рис. 1)
И в Германии, и в России массовый приток мигрантов приходится на период и так достаточно сложный для государства - радикальной трансформации экономической системы. Конец 1980-х начало 1990-х гг. - это время распада Советского Союза и переориентации господствующей экономической парадигмы планового, централизованного управляемого хозяйства на идеи рыночной экономики. Как следствие в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 % [8].
Экономика Германии в это же время также переживает тяжелые времена, но это является следствием процесса создания единого государства. В данном конкретном случае научный интерес представляет исторический факт искусственно инициированной и контролируемой радикальной экономической трансформации. Объединение ГДР и ФРГ в одно государство по историческим меркам произошло практически мгновенно, в течение года, с октября 1989 г. по октябрь 1990 г.
Однако не только это привлекает внимание. Разрушение Восточной Германии произошло во многом вследствие невозможности руководства ГДР контролировать миграционные потоки. Толчком к началу необратимого процесса послужило событие, имеющее, казалось бы, весьма косвенное отношение к Германии, - открытие для относительно свободного перемещения в мае 1989 г. австро-венгерской границы. После этого началось массовое бегство восточных немцев через Венгрию и Австрию в Западную Германию. Осенью 1989 г. начинаются демонстрации по всей ГДР, которые приводят к удовлетворению требований об открытии границ и процесс миграции становится неуправляемым, что приводит в конечном итоге к включению 5 воссозданных восточногерманских
земель с 3 октября 1990 г. в состав ФРГ. С этого момента начинается контролируемый процесс радикальной трансформации командно-административной экономики бывшей ГДР и одновременно неизбежно происходят изменения и в социальноэкономической системе ФРГ, которая после объединения, помимо новой присоединенной территории, получает множество девиантно-дестабилизи-рующих факторов. Новая власть поддержала санацию 10 % предприятий бывшей ГДР. На момент подписания договора об объединении в стране количество безработных достигло отметки 600 тыс. человек, при этом около 1,8 млн чел. были заняты частично. Ежедневно количество безработных увеличивалось на 30-40 тыс. человек [9]. Объединение имело негативные последствия и для западногерманской экономики, выразившиеся в повышении налогов, падении жизненного уровня основной массы населения, замедлении темпов экономического роста.
Общей характеристикой, в рамках анализа миграционного климата на посттрансформационном экономическом пространстве России и Германии, является резкое увеличение масштабов внутренней миграции, которая носит центростремительный характер. В Германии на сегодняшний день продолжается массовый отток населения из бывшей Восточной Германии в западные земли, как следствие, по прогнозам официальной статистики, уже к 2025 г. ожидается сокращение населения пяти восточных земель с нынешних 13,1 до 11,5 млн чел. [10].
В России наблюдаются не менее значимые процессы трансформации внутренней миграции населения. С крушением СССР сменился вектор миграционных потоков. Бывшие регионы притока мигрантов - Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток - превратились в регионы оттока. Основная причина - разница в уровне жизни, уровне доходов, социальных условиях в этих регионах, по сравнению с центральными. Основной поток внутренних мигрантов направлен в Центральную Россию и ра-
йон Урало-Поволжья. Между тем контроль за внутренней миграцией чрезвычайно важен, так как в условиях трансформации рациональное пространственное размещение трудовых ресурсов оказывает существенное влияние на уровень социальноэкономического развития регионов и тем самым позволяет обеспечить стабилизацию экономической системы.
Общая и очень серьезная проблема и для России, и Германии - демографическое «старение» населения. Так, по оценке Отдела народонаселения ООН, приведенной во «Всемирных демографических прогнозах (оценка 2000 г.)», при отсутствии иммиграции численность населения Германии сократится на 23 млн чел. (27 %), а доля населения старше 65 лет будет превышать 15 % в 2050 г. [11]. Эта проблема не менее актуальна для России, которая весьма похожа по уровню рождаемости на Германию: 1,41 и 1,42 ребенка на условную семью (женщину) соответственно. Согласно статистическим данным на 1 января 2010 г, в России 88,36 млн чел. трудоспособного населения (62 % от общего), нетрудоспособного - 30,7 млн чел. (21,6 %), моложе трудоспособного -22,854 млн чел. (16,2 %). Численность постоянного населения РФ на 1 ноября 2010 г. составила 141,8 млн чел. и с начала года уменьшилась на 82,4 тыс. чел., или на 0,06 % [12].
Итак, наблюдается некая общая платформа для сравнительного анализа современного состояния миграционных процессов и миграционной политики России и Германии. В рамках этого анализа следует однозначно заявить, что и Россия, и Германия находятся перед сложным выбором: с одной стороны, проблемы естественного «старения» населения, существования так называемых «узких» мест на рынке труда, заселения пустеющей территории и др. можно было сравнительно легко решить за счет привлечения мигрантов, но, с другой стороны, существует и ярко выраженное нежелание их принимать по социальным, культурным и иным причинам.
Миграционное законодательство Германии гораздо более проработано по сравнению с российским и имеет более долгую историю. Фактически в основе современной миграционной политики лежат нормативные акты, разработанные сразу после Второй мировой войны. В 1949 г. принята Конституция ФРГ, где в отдельном параграфе был прописаны условия получения статуса беженца. Спустя четыре года (в 1953 г.) был принят Закон о репатриантах, определяющий общие правила приема репатриантов для всех федеральных земель. В 1982 г. был принят целый ряд законов, касающихся предоставления политического убежища и прав иностранцев. Начиная с 1988 г. Германия, столкнувшись с началом исхода переселенцев из стремительно разрушающегося социалистического лагеря, принимает программу интеграции переселенцев и ряд законов, облегчающих репатриацию этнических мигрантов. Однако масштаб
миграции заставил ужесточить миграционное законодательство, принятием Закона о предоставлении политического убежища, и поправок к Конституции, Закона о регистре иностранцев, поправок к Закону «О помощи лицам, претендующим на политическое убежище», главная цель которых -фильтрация миграционного потока и сокращение нагрузки на бюджет. Этой же цели подчинены принятые в 1999-2000 гг. новые Законы о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев, а также принятый в 2005 г. Закон об управлении и ограничении иммиграции. В современной Германии отсутствие гражданства не мешает мигрантам заниматься бизнесом, а численность иностранцев на территории Германии неуклонно растет и сегодня численная пропорция между гражданами и иностранцами достигает 92/8 % (табл. 2) [13].
На примере современной Германии можно наблюдать общий тренд европейской миграционной политики: переход от моноэтнической модели государственного устройства к разработке и принятию элементов иммигрантской модели государства [14, 15].
Таблица 2. Численность населения, граждан Германии и иностранцев, 1951-2005 гг
Годы Общая численность населения, тыс. чел. Численность граждан ФРГ Численность иностранцев
тыс. чел. % тыс. чел. %
1951 50808,9 50302,9 99,0 506,0 1,0
1961 56174,8 55488,6 98,8 686,2 1,2
1971 61502,5 58063,8 94,4 3438,7 5,6
1981 61719,2 57089,5 92,5 4629,7 7,5
1990 63725,7 58383,2 91,6 5342,5 8,4
1991 80274,6 74392,3 92,7 5882,3 7,3
1996 81881,6 74567,5 91,1 7314,1 8,9
2005 82501,0 75801,0 91,9 6700,0 8,1
В настоящее время правовую основу национального миграционного законодательства Российской Федерации составляют следующие документы: Конституция РФ; ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и др. Но, несмотря на такое количество законодательных актов, проблема эффективного контроля миграционных потоков по-прежнему представляется актуальной [16, 17].
На данный момент основную часть иммиграционного потока представляют трудовые мигранты - граждане стран СНГ, преимущественно Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии: в частности в 2010 г. из 191656 прибывших граждан 171940 составили граждане СНГ [18]. Напротив, анализ эмиграционного потока переселенцев из России на рис. 2 позволяет сделать вывод о Германии как об одном из традиционно приоритетных направлений внешней миграции, наряду с Израилем и США, на сегодняшний день уступающим по масштабам только странам СНГ,
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
ГОД
Рис. 2. Эмиграция из России [19]
♦ Азербайджан и Беларусь
—А— Казахстан к Узбекистан Ж Украина
•---Германия —I—Израиль ----США
притом что миграция трудовых ресурсов в Германию и Израиль носит преимущественно ярко выраженный этнический характер.
Важной проблемой, которая, возможно, недооценивается правительством РФ, является «утечка умов» из страны. По крайней мере, сравнение трудовых иммигрантов и эмигрантов по образовательному уровню позволяет сделать вывод о том, что в отличие от приезжающих на работу в Россию мигрантов, в большинстве своем ориентированных на выполнение низкоквалифицированной работы, большинство россиян, выезжающих работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Данная тенденция ведет не только к прямым потерям финансовых ресурсов, потраченными на образование рабочей силы, но имеет далеко идущие последствия с точки зрения постепенной деградации народнохозяйственного комплекса в силу возможного недостатка высококвалифицированных специалистов в будущем.
По оценке специалистов, при сохранении современных миграционных тенденций в России к 2050 г. население должно сократится на 20 % и составит 112-119 млн чел. С нехваткой трудоспособного населения Россия столкнется уже в бли-
жайшем будущем. Компенсировать эти потери возможно, если в страну ежегодно будут иммигрировать не менее 1 млн чел. [19, 20].
Нельзя отрицать попытки Правительства РФ решить проблемы внешней и внутренней миграции, но с учетом существующей отрицательной динамики изменения численности населения и огромных региональных различий в уровне занятости и доходов населения вряд ли можно оценивать его действия как успешные. Исходя из этого, опыт активной миграционной политики Германии может быть весьма полезен. Так называемое «немецкое экономическое чудо», выразившееся в создании эффективного, социально-ориентированного государства, является наглядным подтверждением этого.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного контракта № 12.741.11.0170 на выполнение работ для государственных нужд («Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по организационно-техническому обеспечению проведения всероссийских и международных молодежных конференций в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы»).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дукарт С.А. Трансформация экономики России и «воспитание предпринимательского духа» // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316. - № 6. - С. 5-7.
2. Дукарт С.А., Слета Е.В. Проблемы оценки трансформации рынка труда в условиях модернизации экономики // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316. -№ 6. - С. 8-12.
3. Дукарт С.А. Модернизация российской экономики: анализ «инновационного сопротивления» // Вестник науки Сибири. -2012. - № 3 (4). - С. 173-177. URL: http://sjs.tpu.ru/jour-nal/article/view/374/334 (дата обращения: 23.09.2012).
4. Zuwanderung nach Deutschland aus der UdSSR // Официальный
сайт Федерального офиса статистики Германии (Statistischen Bundesamt). 2008. URL: http://www.destatis.de/jetspeed/por-tal/cms/Sites/destatis/Internet/EN/Navigation/Homepa-ge__NT.psml (дата обращения: 19.09.2012).
5. Переведенцев В. История миграции в Россию // Общероссийская Общественная Организация «Федерация мигрантов России». 2012. иКЬ: http://www.fmr.su/index.php? пате=ёето-graf (дата обращения: 23.09.2012).
6. Дмитриев К. Миграции, новые диаспоры и российская политика // Неприкосновенный запас. - 2002. - № 5. URL: http://ma-gazines.russ.rU/nz/2002/5/dmit.html (дата обращения:
23.09.2012).
7. Международная миграция // Федеральная служба государственной статистики. 2010. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d01/05-09.htm (дата обращения: 14.06.2012).
8. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 253 с.
9. История государства и права зарубежных стран / под общ. ред.
О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой // Библиотекарь.Ру. 1999. URL: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5Z107.htm (дата обращения: 23.09.2012).
10. Толстоног В. Экономические результаты и просчеты при объединении Германии // Социально-экономический портал Ех-г^.єш 2011. URL: http://ru.exrus.eu (дата обращения:
23.09.2012).
11. Гринблат Ж.-А. Иммиграционные сценарии для стареющей Европы // Отечественные записки. 2004. URL: http://magazi-nes.russ.ru/oz/2004/472004_4_18.html (дата обращения:
21.09.2012).
12. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2010 г. // Федеральная служба государственной статистики. 2010. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b10_111/Main.htm (дата обращения: 20.09.2012).
13. Карачурина Л.Б. Иммиграционная политика Германии: ус-пешный-неуспешный опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 7. - С. 50-60.
14. Молодикова И. Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции в западноевропейских странах // Государство и антропоток. Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. 2003. URL: http://www.antropo-tok.archipelag.ru/text/ad24.htm (дата обращения: 23.09.2012).
15. Razum O., Spallek J. Definition von Migration und von der Ziel-gruppe «Migranten» // Bundeszentrale fur politische Bildung. 2012. URL: http://www.bpb.de/gesellschaft/migration/dossier-migration/57302/definition (дата обращения: 20.09.2012).
16. Аникина Е.Е., Раковская В.С., Соловьева Н.Н. Государственное регулирование трудовой миграции в России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 11. - Ч. 2. - С. 40-45.
17. Шишиморова Т.С., Борисова Л.М. Преобразования в сфере противодействия незаконной миграции с применением инновационных решений // Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски, решения: сб. науч. трудов Междунар. молодежной конф. / под ред. Г.А. Барышевой. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - С. 378-382
18. Плисецкий Е.Л. Современные миграционные процессы в России // Электронная версия журнала «География». - 2003. -№ 37. URL: http://geo.1september.ru/2003/37/4.htm (дата обращения: 23.09.2012).
19. Андриенко Ю., Гуриев С. Анализ миграции в России // Центр экономических и финансовых исследований и разработок в Российской экономической школе. Серия «Аналитические разработки и отчеты». - 2006. - № 23. - 47 с.
20. Чевтайкина О.А., Таран Е.А. Особенности современной миграционной политики // Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски, решения: сб. науч. трудов Междунар. молодежной конф. / под ред. Г.А. Барышевой. - Томск: Изд-во ТПУ, 2012. - C. 368-370.
Поступила 26.09.2012 г.
UDC 331.91
MIGRATION PROCESSES IN RUSSIA AND GERMANY
S.A. Dukart, E.V. Marenkova, Yu.S. Nekhoroshev
Tomsk Polytechnic University E-mail: [email protected]; [email protected]
The relevance of the work is caused by the necessity to modernize the state migration policy of Russia.
The main aim of the study is to investigate the experience of migration policy in Germany in terms of transformational shifts in the economic system and on the basis of a comparative analysis of legal norms, migration dynamics and the identified trends in the development of recommendations for updating existing migration policy of the Russian Federation.
The methods used in the study are the comparative analysis of statistical data, graphic display of correlations, the method of historical analogies, methods of induction and deduction in interdisciplinary approach; prognostic method based on the detection of regular trends in the development of economic systems.
The results: The authors have determined general regularities of migration processes in Russia and Germany and revealed the presence of a verifiable link between the process of transformation and migration flows. The dynamics of ethnic migration in Russia and Germany in the post-Soviet period was analyzed and the recommendations on the areas of migration policy modernization in Russia were given.
Key words:
Transformation, migration, economic system, demographic «aging», «German economic miracle».
REFERENCES
1. Dukart S.A. Transformatsiya russiyskoy economiki i «vospitanie predprinimatelskogo dukha» [Transformation of Russian economy and «education of entrepreneurial spirit»]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2010, vol. 316, no. 6, pp. 5-7.
2. Dukart S.A, Sleta E.V. Problemy otsenki transformatsii rynka truda v usloviyakh modernizatsii economiki [Problems of assessing transformation of the labor market in terms of modernization of economy]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2010, vol. 316, no. 6, pp. 8-12.
3. Dukart S.A. Modernizatsiya rossiyskoy economiki: analiz «inno-vatsionogo soprotivleniya» [Modernization of the Russian economy: an analysis of «innovation resistance»]. Siberian Journal of Science, 2012, no. 3 (4), pp. 173-177. Available at: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/374/334 (accessed 23 September 2012).
4. Zuwanderung nach Deutschland aus der UdSSR. The official web-
site of the Federal Office of Statistics Germany (Statistischen Bundesamt). 2008. Available at: http://www.destatis.de/jetspe-ed/portal/cms/Sites/destatis/Internet/EN/Navigation/Home-page___NT.psml (accessed 19 September 2012).
5. Perevedentsev B. Istoriya migratii v Russiyu [The history of migration in Russia]. Russian public organization «Russian Federation migrants». 2012. Available at: http://www.fmr.su/in-dex.php? name=demograf (accessed 23 September 2012).
6. Dmitriev K. Migratsiya, novaya diaspora i rossiyskaya politika [Migration, Diaspora and new Russian policy]. Emergency ration. 2002. no. 5. Available at: http://magazines.russ.ru/nz/2002/ 5/dmit.html (accessed 23 September 2012).
7. Mezhdunarodnaya migratsiya [International migration]. Federal
State Statistics Service. 2010. Available at:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d01/0 5-09.htm (accessed 14 June 2012).
8. Babashkin A.M. Gosudarstvennoe regulirovanie natsionalnoy economiki [State regulation of the national economy]. Moscow, Finance and Statistics, 2005. 253 p.
9. Istoriya gosudarstva i prava zarubezhnykh stran [History of state and law of foreign countries]. Ed. O.A. Zhidkov, N.A. Krashe-ninnikova. Bibliotekar.Ru. 1999. Available at: http://www.bi-bliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/107.htm (accessed 23 September 2012).
10. Tolstonog B. Economicheskie resultaty i proschety pri obedinenii Germanii [Economic results and errors in German unification]. Socioeconomic. Exrus.eu portal. 2011. Available at: http://ru.exrus.eu (accessed 23 September 2012).
11. Greenblatt J.A. Immigrationnye stsenarii dlya stareyushchey Ev-
ropy [Immigration scenario for aging Europe]. Notes of the Fatherland. 2004. Available at: http://magazi-
nes.russ.ru/oz/2004/4/2004_4_18.html (accessed 21 September 2012).
12. Chislennost naseleniya v Russiyskoy Federatsii po polu i vozrastu na 1 yanvarya 2010 goda [Population of the Russian Federation, by sex and age on 1 January 2010]. Federal State Statistics Service. 2010. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b10_111/ Main.htm (accessed 20 September 2012).
13. Karachurina L.B. Immigratsionnaya polika Germanii: uspesh-nyy-neuspeshnyy opyt [Germany immigration policy: successful, unsuccessful experience]. World Economy and International Relations, 2008, no. 7, pp. 50-60.
14. Molodikova I. Osnovnye etapy i metody regulirovaniya trudovoy migratsii v zapadnoyevropeyskikh stranakh [Milestones and methods of regulation of labor migration in Western Europe]. State and antropotok. Center for Strategic Research of the Volga Federal District. 2003. Available at: http://www.antropo-tok.archipelag.ru/text/ad24.htm (accessed 23 September 2012).
15. Razum O., Spallek J. Definition von Migration und von der Ziel-gruppe «Migranten». Bundeszentrale fur politische Bildung. 2012. Available at: http://www.bpb.de/gesellschaft/migra-tion/dossier-migration/57302/definition (accessed 20 September 2012).
16. Anikina E.E., Rakovskaya V.S., Solovyov N.N. Gosudarstvennoe regulirovanie trudovoy migratsii v Rossii [State regulation of labor migration in Russia]. Russian Entrepreneurship, 2011, no. 11, p. 2, pp. 40-45.
17. Shishimorova T.S., Borisova L.M. Preobrazovaniya v sfere proti-vodeystviya nezakonnoy migratsii s primeneniyem innovatsion-nykh resheniy [Transformations in the field of combating illegal migration with innovative solutions]. Features migration policy. Problems, finding solutions: Sat scientific. Intern work. Youth Conference. Ed. G.A. Barysheva. Tomsk, Tomsk Polytechnic University, 2012, pp. 378-382.
18. Plisetsky E.L. Sovremennye migratsionnye protsessy v Rossii [Modern migration processes in Russia]. The journal «Geography», 2003, no. 37. Available at: http://geo.1septem-ber.ru/2003/37/4.htm (accessed 23 September 2012).
19. Andrienko Yu., Guriev S. Analiz migratsii v Rossii [Understanding Migration in Russia]. Centre for Economic and Financial Research at New Economic School. Series «Analytical development and reports», 2006, no. 23, 47 p.
20. Chevtaykina O.A., Taran E.A. Osobennosti sovremennoy migrat-sionnoy politiki [Features of modern migration policy]. Features migration policy. Problems, finding solutions: Sat scientific. Intern works. Youth Conference. Ed. G.A. Barysheva. Tomsk, Tomsk