Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ КАК МАРКЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ'

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ КАК МАРКЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ БАЛАНС / СМЕРТНОСТЬ / РОЖДАЕМОСТЬ / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ляушева С. А., Кускарова О. И., Гучетль З. Х.

Вопросы миграции являются актуальной проблемой в условиях российской действительности. Это связано, прежде всего, с ростом естественной убыли населения. В большинстве субъектов Российской Федерации, к которым относится и Адыгея, наблюдается систематическое превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, что действует в сторону сокращения числа ее жителей. В этой ситуации миграционное движение становится важнейшим источником восполнения естественной убыли, увеличения численности населения и достижения устойчивого развития страны и ее регионов. В статье делается попытка проанализировать миграционную ситуацию и актуальные проблемы миграционных процессов в регионе в контексте политики идентичности. Объектом исследования выступило население Республики Адыгея от 18 лет и старше, постоянно проживающее на территории региона, а предметом исследования - современные миграционные процессы. Цель исследования - анализ миграционных процессов населения Республики Адыгея, их роли в сохранении социально-демографического баланса, а также в формировании региональной политики идентичности. Информационной базой исследования стали нормативно-правовые документы и аналитические материалы и исследования по регулированию миграционных процессов в Республике Адыгея. Эмпирической базой исследования стали материалы Федеральной службы государственной статистики о численности, естественном и миграционном движении населения по Республике Адыгея. На основе материалов государственной статистики в статье показано, что роль миграции в Республике Адыгея в сохранении социально-демографического баланса будет только возрастать. Авторы также отмечают, что социально-демографические процессы в Республике Адыгея показывают весь спектр возникших и возникающих проблем. Они требуют постоянного повышения качества внутренней политики, в основе которой, помимо прочего, должно лежать точное определение волнующих этническую группу проблем и запросов по их решению. Очевидно также, что миграционные потоки нуждаются в государственном регулировании, поскольку на самом деле могут привести к осложнениям общественно-политической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF ADYGHEYA AS MARKERS OF REGIONAL IDENTITY POLICY

Migration issues are an urgent problem in the conditions of Russian reality. This is primarily due to the growth of natural population decline. In most of the subjects of the Russian Federation, which includes Adygheya, there is a systematic excess of the mortality rate over the birth rate, which acts towards reducing the number of its inhabitants. In this situation, the migration movement becomes the most important source of replenishing the natural decline, increasing the population and achieving sustainable development of the country and its regions. The article attempts to analyze the migration situation and current problems of migration processes in the region in the context of identity politics. The object of the study is the population of the Republic of Adygheya at the age of 18 years and older, permanently residing in the region and the subject of the study is modern migration processes. The purpose of the study is to analyze the migration processes of the population of the Republic of Adygheya and their role in maintaining the socio-demographic balance, as well as in the formation of a regional identity policy. The information base of the study is regulatory and legal documents and analytical materials and research on the regulation of migration processes in the Republic of Adygheya. The empirical basis of the study is the materials of the Federal State Statistics Service on the number, natural and migration movement of the population in the Republic of Adygheya. Based on the materials of state statistics, the article shows that the role of migration in the Republic of Adygea in maintaining the socio-demographic balance will only increase. The authors also note that the socio-demographic processes in the Republic of Adygheya show the full range of problems that have arisen and are arising. They require constant improvement of the quality of domestic policy, which, among other things, should be based on the precise definition of problems of concern to the ethnic group and requests for their solution. It is also obvious that migration flows require state regulation, because, in fact, they can lead to complications of the socio-political situation.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ КАК МАРКЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Научная статья УДК 314.7 ББК 60.723.5 Л 97

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-3-304-96-105

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ КАК МАРКЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ 1

(Рецензирована)

Светлана Аслановна Ляушева1 Ольга Ивановна. Кускарова2 Зухра Хачмафовна Гучетль3

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

2,3Адыгейскийреспубликанский институт гуманитарных исследований им.

Т.М. Керашева, г. Майкоп, Россия

1slyausheva@list.ru

2olga.kuskarova.81@mail.ru

3zuchraguchetl@mail.ru

Аннотация. Вопросы миграции являются актуальной проблемой в условиях российской действительности. Это связано, прежде всего, с ростом естественной убыли населения. В большинстве субъектов Российской Федерации, к которым относится и Адыгея, наблюдается систематическое превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, что действует в сторону сокращения числа ее жителей. В этой ситуации миграционное движение становится важнейшим источником восполнения естественной убыли, увеличения численности населения и достижения устойчивого развития страны и ее регионов. В статье делается попытка проанализировать миграционную ситуацию и актуальные проблемы миграционных процессов в регионе в контексте политики идентичности. Объектом исследования выступило население Республики Адыгея от 18 лет и старше, постоянно проживающее на территории региона, а предметом исследования - современные миграционные процессы. Цель исследования - анализ миграционных процессов населения Республики Адыгея, их роли в сохранении социально-демографического баланса, а также в формировании региональной политики идентичности. Информационной базой исследования стали нормативно-правовые документы и аналитические материалы и исследования по регулированию миграционных процессов в Республике Адыгея. Эмпирической базой исследования стали материалы Федеральной службы государственной статистики о численности, естественном и миграционном движении населения по Республике Адыгея. На основе материалов государственной статистики в статье показано, что роль миграции в Республике Адыгея в сохранении социально-демографического баланса будет только возрастать. Авторы также отмечают, что социально-демографические процессы в Республике Адыгея показывают весь спектр возникших и возникающих проблем. Они требуют постоянного повышения качества

1 Статья выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках го-

сударственного задания по НИР АГУ по проекту № FENZ-2022-0001 «Региональная политика идентичности в условиях современных геополитических и социокультурных вы-

зовов (на примере Республики Адыгея и Краснодарского края)»

внутренней политики, в основе которой, помимо прочего, должно лежать точное определение волнующих этническую группу проблем и запросов по их решению. Очевидно также, что миграционные потоки нуждаются в государственном регулировании, поскольку на самом деле могут привести к осложнениям общественно-политической ситуации.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, региональная политика идентичности, социально-демографический баланс, смертность, рождаемость, Республика Адыгея.

Для цитирования: Ляушева С.А., Кускарова О.И., Гучетль З.Х. Миграционные процессы в Республике Адыгея как маркеры региональной политики идентичности //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2022. Вып. 4 (309). С. 96-105. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-96-105.

Original Research Paper

MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF ADYGHEYA AS MARKERS OF REGIONAL

IDENTITY POLICY

Svetlana A. Lyausheva1

Olga I. Kuskarova2

Zukhra Khachmafovna Guchetl3

1Adyghe State University, Maikop, Russia

23Adyghe Republican Institute of Humanitarian Studies named after T.M.

Kerashev, Maikop, Russia

1slyausheva@list.ru

2olga.kuskarova.81@mail.ru

3zuchraguchetl@mail.ru

Abstract. Migration issues are an urgent problem in the conditions of Russian reality. This is primarily due to the growth of natural population decline. In most of the subjects of the Russian Federation, which includes Adygheya, there is a systematic excess of the mortality rate over the birth rate, which acts towards reducing the number of its inhabitants. In this situation, the migration movement becomes the most important source of replenishing the natural decline, increasing the population and achieving sustainable development of the country and its regions. The article attempts to analyze the migration situation and current problems of migration processes in the region in the context of identity politics. The object of the study is the population of the Republic of Adygheya at the age of 18 years and older, permanently residing in the region and the subject of the study is modern migration processes. The purpose of the study is to analyze the migration processes of the population of the Republic of Adygheya and their role in maintaining the socio-demographic balance, as well as in the formation of a regional identity policy. The information base of the study is regulatory and legal documents and analytical materials and research on the regulation of migration processes in the Republic of Adygheya. The empirical basis of the study is the materials of the Federal State Statistics Service on the number, natural and migration movement of the population in the Republic of Adygheya. Based on the materials of state statistics, the article shows that the role of migration

in the Republic of Adygea in maintaining the socio-demographic balance will only increase. The authors also note that the socio-demographic processes in the Republic of Adygheya show the full range of problems that have arisen and are arising. They require constant improvement of the quality of domestic policy, which, among other things, should be based on the precise definition of problems of concern to the ethnic group and requests for their solution. It is also obvious that migration flows require state regulation, because, in fact, they can lead to complications of the socio-political situation.

Keywords: migration, migration processes, regional identity policy, socio-demographic balance, mortality, birth rate, Republic of Adygheya.

For citation: Lyausheva S.A., Kuskarova O.I., Guchetl Z.Kh. Migration processes in the Republic of Adygheya as markers of regional identity policy // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Culturology». 2022. Iss. 4 (309). P. 96-105. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-96-105.

Введение. Сегодня, как никогда ранее, стала актуальной проблема сохранения населения и его здоровья, интегральным показателем которых является демографическое состояние территорий. Эта проблема усугубляется сокращением численности населения России, что обусловлено суженным типом естественного воспроизводства, высоким уровнем смертности жителей страны, прежде всего, трудоспособного возраста, процессом старения в сочетании с ухудшением здоровья населения, особенно в последнее время в связи с пандемией коронавируса.

Результаты и обсуждение. По мнению Т.Т. Тарасовой, «в современных условиях актуальность и значимость изучения миграции населения в России и в ее регионах значительно повышается, что связано, прежде всего, с ростом естественной убыли населения. В большинстве субъектов Российской Федерации, к которым относится и Адыгея, наблюдается систематическое превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, что действует в сторону сокращения числа ее жителей» [1]. Согласно оперативной информации Министерства здравоохранения Республики Адыгея о показателях естественного движения населения

Республики Адыгея, за январь-декабрь 2020 г. умерло 6036 человек, что на 413 человек больше, чем за аналогичный период 2019 года (умерло 5623 человека) [2]. Коэффициент общей смертности населения за данный период 2020 г. увеличился на 5,6% и составил 13,1 случаев на 1000 населения против 12,4 - за январь-декабрь 2019 г. За данный период в Республике Адыгея умерло на 1618 человек больше, чем родилось. Коэффициент естественной убыли составил (- 3,5).

По состоянию на январь-май 2021 г. картина еще плачевнее. За первые пять месяцев 2021 г. показатель рождаемости меньше показателя аналогичного периода 2020 г. на 1,1% и составил 8,9 сл. на 1000 человек населения (2020 г. - 9,0). За январь-май 2021 г. умерло 2861 человек, что на 465 человек больше, чем за аналогичный период 2020 г. (умерло 2396 человек). Коэффициент общей смертности населения за данный период 2021 г. увеличился на 19,2% и составил 14,9 сл. на 1000 населения против 12,5 за январь-май 2020 г. За данный период в Республике Адыгея умерло на 1154 человека больше, чем родилось. Коэффициент естественной убыли составил (- 6,0) [2].

По расчетным данным численность постоянного населения Республики Адыгея на 1 июня 2022 г. уменьшилась с начала текущего года на 2351 человека. Уменьшение численности происходило за счет миграционной и естественной убыли. Отмечается снижение числа родившихся на 1,2% и увеличение числа умерших на 7,2% по сравнению с январем-маем 2021 г.

В целом по республике в январе-мае 2022 г. число умерших превысило число родившихся на 1399 человек. Превышение числа умерших над числом родившихся составило 83,9% (в январе-мае 2021 г. -69,5%) [3].

В настоящее время усугубляет положение и экстремальное воздействие фактора новой коронавирус-ной инфекции COVID-19, вызвавшего ухудшение воспроизводства населения, состояния его здоровья, снижение миграционной подвижности. На фоне основных причин смертности в регионе - болезни системы кровообращения (34%), внешние причины (19%), новообразования (17%) - в 2020 г. в этом списке появляется новый показатель - смертность, связанная с ковидом. В этой ситуации миграционное движение становится важнейшим источником восполнения естественной убыли, увеличения численности населения и достижения устойчивого развития страны и ее регионов.

Помимо всего прочего, происходит старение населения Республики Адыгея. Каждый четвертый житель республики (112,6 тыс. человек на 1 января 2021 г.) - в пенсионном возрасте. Согласно международным критериям, население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7%. В настоящее время каждый седьмой житель Адыгеи (65,9 тыс. человек, или 14,6%) находится в возрасте 65 лет и старше. Численность детей и подростков до 16 лет на 27,6 тыс. человек, или на 24,5%, меньше, чем лиц старше

трудоспособного возраста. Этот процесс - старение населения - вызывает тревогу. Миграционный прирост в Адыгее является одним из важнейших факторов улучшения демографической ситуации. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, за пять лет (2017-2021 гг.) население Республики Адыгея увеличилось на 9801 человека, а это почти на две тысячи меньше, чем в предыдущие пять лет. Спад произошел за счет увеличения естественной убыли населения (1735 человек) и уменьшения миграционного прироста (1814 человек) в регионе [3].

Таким образом, наметившаяся в рассматриваемом регионе тенденция увеличения естественной убыли населения дает основание предполагать, что роль миграции в сохранении социально-демографического баланса республики будет возрастать.

Трудовая и этническая миграция играет ключевую роль в этносоциальных и демографических изменениях современной России. Как отмечает С.А. Курижева, миграция населения - сложный и разносторонний процесс, прямо и косвенно связанный со всеми сторонами общественной жизни региона. Миграционная ситуация в Адыгее является отражением общероссийских тенденций, сохраняя при этом определенную специфику - наша республика один из немногих регионов ЮФО, где в течение ряда лет сохраняется миграционный прирост населения [4]. Исследование миграционных процессов представляется актуальным и востребованным.

По мнению Т.Т. Тарасовой, «влияние миграции на трансформацию социально-демографического баланса многогранно. Как правило, в миграционных перемещениях наибольшее участие принимают люди молодого и трудоспособного возраста, мужчины чаще всего подвижнее

женщин, бездетные легче решаются на переселения, вследствие этого в местах притока мигрантов происходит омоложение возрастной структуры, замедление процесса старения населения, понижение уровня смертности и повышение рождаемости. Кроме того, миграция меняет территориальное размещение населения и трудовых ресурсов, способствует социальной мобильности и заселенности территорий» [1].

Таким образом, серьёзной проблемой в республике, как и во всей России, является депопуляция, естественная убыль населения, поэтому одним из главных источников изменения численности жителей региона становится миграция, значимость исследования которой возрастает.

Миграция оказывает влияние на жизнь в республике сразу в нескольких плоскостях, на которые в первую очередь реагируют местные жители. Происходит изменение этнокультурного облика региона за счет постоянного притока мигрантов. В данном аспекте интересно понимание самой сути миграции, осуществления ее концепции на территории Республики Адыгея, а также восприятие мигрантов как рабочей силы, в том числе и в ракурсе замещения ими коренного населения в отдельных сферах экономики. Поэтому отправной точкой исследования является общая оценка миграционной ситуации.

Данные многолетней социальной статистики указывают на то, что для Адыгеи на протяжении почти всего ее послесоветского существования проблема миграции никогда не стояла чрезмерно остро. Хотя приток мигрантов в республику был постоянен, он редко превышал количество в 1,5-2 тыс. человек в год [5, 6]. В общем балансе населения он был не сильно заметен, мигранты смешивались со старожильческим населением и ничем особенным от него не отличались. Они не оказывали большого давления на местный рынок труда и социальную сферу.

Таким образом, миграционная проблема пребывала в основном в не актуальном для массового сознания состоянии и не вызывало в нем больших возмущений.

Из этого общего правила были важные исключения. Они носили локальный характер. Так, массовое прибытие в 90-е годы ХХ в. - начале 2000-х гг. в Красногвардейский район республики курдов вызвало определенные социальные напряжения, в том числе и конфликты. Они происходили на межличностном уровне или с участием небольших групп людей. В 6 сельских населенных пунктах, ранее с преимущественно русским населением, появилось много курдов. Происходил процесс замещения в них русского населения курдским. Это изменяет сложившуюся этнокультурную среду и вызывает недовольство старожильческого населения. На фоне депопуляции русских и адыгов формируются предпосылки для образования моноэтнических населенных пунктов за счет мигрантов и в целом постепенного изменения этнической картины республики.

Также использование метода включённого наблюдения позволило сделать вывод, что по сравнению с ранее проведенными нами социологическими исследованиями произошли изменения в общественном сознании по отношению к мигрантам и иностранным гражданам. Это обусловлено появлением в последние годы на улицах города и населенных пунктов Адыгеи, особенно в центральной части, большого количества студентов из стран Средней Азии и других государств ближнего и дальнего зарубежья, обучающихся в вузах Майкопа, которые не интегрированы в местный социум, не владеют государственными языками республики, не адаптированы к местным условиям. На фоне событий с мигрантами в Западной Европе, широко освещаемых СМИ, появление значительного количества людей неевропейской внешности,

общающихся на иностранном языке, вызывает негативную реакцию у жителей города, что может проецироваться на трудовых мигрантов, усиливает риск конфликтов и межнациональной напряжённости.

Таким образом, как показывает практика, миграционные процессы способны привнести в состояние межнациональных отношений в Адыгее определенные сложности. Отсюда вытекает необходимость мониторинга миграции, ее влияния на этническую сферу, работы с мигрантами по их адаптации и интеграции в местную этнокультурную среду, а также другие задачи.

Миграция традиционно признается одним из факторов, способствующих нестабильности общества, и благоприятной средой для роста преступности. Особенность миграционной ситуации как фактора, оказывающего влияние на криминогенную обстановку, состоит в том, что миграцию, с одной стороны, нельзя однозначно оценивать как негативную, поскольку она несет в себе и позитивные моменты. С другой, - действие условно обозначаемых нами «миграционных» факторов нельзя признать постоянно действующими детерминантами, однако их качество таково, что в зависимости от величины и глубины их проявления в обществе в конечном итоге зависит не только общая социально-экономическая (усиление конкуренции на рынке труда, повышение уровня безработицы), демографическая ситуация в стране, но и изменение социального фона преступности.

Сегодня Адыгея является привлекательным субъектом и характеризуется миграционным приростом населения в связи с хорошими климатическими условиями и политической стабильностью. Значительное число мигрантов хотели бы остаться здесь навсегда.

Социально-демографические процессы в Республике Адыгея показывают весь спектр возникших и возникающих проблем. Они

требуют постоянного повышения качества внутренней политики, в основе которой, помимо прочего, должно лежать точное определение волнующих этническую группу проблем и запросов по их решению. Очевидно также, что миграционные потоки нуждаются в государственном регулировании, поскольку на самом деле могут привести к осложнениям общественно-политической ситуации. Поэтому своевременное выявление новых тенденций и угроз для безопасности региона в данной сфере позволит повысить эффективность реализуемых профилактических мер при осуществлении миграционной политики.

Миграционные процессы играют важную роль в социально-экономическом и демографическом развитии региона. Республика Адыгея - привлекательный регион для миграции, как для жителей бывших советских республик, так и жителей преимущественно ЮФО. Способствуют миграции в регион теплый южный климат, благоприятная экологическая ситуация и средний уровень доходов населения (37-е место в РФ). Немаловажную роль играет стабильная общественно-политическая ситуация. Адыгею заслуженно называют одним из самых спокойных регионов на Северном Кавказе. Устойчивость межнациональных отношений в Адыгее основана на взаимных толерантных отношениях между различными этническими группами, на мирном взаимодействии и взаимопонимании всех народностей, проживающих в республике.

Адыгея является одним из трех регионов Северного Кавказа (наряду с Краснодарским и Ставропольским краями), имеющих положительное сальдо в миграционном обмене с регионами Российской Федерации, со странами СНГ и странами дальнего зарубежья. Наибольшее количество внешних мигрантов прибывают в регион из стран Средней Азии, Украины, Армении и Сирии. Миграционный прирост в республике

всегда являлся определяющим компонентом численности населения. По данным Министерства внутренних дел по Республике Адыгея, за 2019 год на территорию Республики Адыгея прибыло более 9 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, свыше половины - из стран Центрально-Азиатского региона [7]. В основном мигранты прибывают для трудовой деятельности и учебы. Рассматривая динамику миграционных потоков в Адыгее на протяжении последних пяти лет, обращает на себя внимание постепенное и стабильное увеличение всех потоков миграции. С 2015 по 2019 гг. рост межрегиональной миграции составил 45,5%, внутрирегиональной миграции - 33,2%. Объем миграции со странами СНГ увеличился в 2,2 раза, с другими зарубежными странами - в 2,7 раза. Однако в 2020 году картина резко изменилась. Миграционный прирост сократился в 5 раз и составил всего 1814 человек. Несомненно, одной из причин этого стали ограничительные меры, связанные с пандемией, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и оказывающей негативное влияние на все сферы жизнедеятельности человека и общества в целом. Несмотря на это, можно прогнозировать и дальнейшее стабильное усиление миграционных процессов в республике.

В целом миграционная обстановка в регионе остается стабильной. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории республики преступлений экстремистского и террористического характера совершено не было, межнациональных конфликтов, в том числе с участием мигрантов, не возникало. Результаты изучения статистических данных, характеризующих миграционную ситуацию, анализа влияния миграционных процессов на криминогенную обстановку на территории региона позволят сформулировать существующие миграционные риски, дать им

криминологическую оценку. Отсюда вытекает первая рекомендация: для изменения социальных ожиданий в лучшую сторону - усилить и сделать более убедительным информирование граждан о деятельности государства по эффективному регулированию миграционных процессов, и в частности - по реализации Стратегии государственной национальной политики, готовности пресекать любые действия, подрывающие межэтнический мир.

Отношение населения Республики Адыгея к миграции в целом и к мигрантам в частности довольно спокойное, имеются некоторые опасения по поводу того, что вероятные (ввиду миграционных потоков) изменения этнических пропорций могут привести к существенному увеличению социальной напряжённости.

Поскольку допускается небольшая вероятность конфликтов с участием мигрантов, то было бы целесообразным усилить внимание государственных и научно-исследовательских структур региона к локальным проявлениям конфликтности и противоречий, имеющих межэтническую окраску. В сфере особого внимания, на наш взгляд, должны находиться Красногвардейский район Республики Адыгея, в котором отмечались случаи локальных межличностных конфликтов представителей старожильческого населения с представителями курдской этнической группы. Отсюда вытекает необходимость мониторинга миграции, ее влияния на этническую сферу, работы с мигрантами по их адаптации и интеграции в местную этнокультурную среду, а также другие задачи. Необходимо усилить внимание к проблемам миграции, как внутренней, так и внешней, которая в силу разных причин способна создавать локальные и более широкие межэтнические напряжения.

Определяющим фактором демографического развития Адыгеи является естественная убыль. Начиная со второй половины XX в.

в Адыгее происходит сокращение уровня рождаемости, смертность превышает рождаемость. Не происходит не только расширенного, но и простого воспроизводства населения (кроме двух этнических групп - курдов и армян). С 1992 г. родившихся регистрируется меньше, чем умерших. Устойчивая и долговременная естественная убыль населения сложилась во всех районах Адыгеи. В условиях усиления естественной убыли, происходящей в Адыгее, миграционный прирост стал единственным источником ее замещения и пополнения численности населения. Однако поскольку замещающая миграция в Республике Адыгея носит долговременный характер, со временем она может стать внешней демографической угрозой, ведущей к изменению состава местного населения, со всеми этнокультурными и социальными последствиями.

Миграционный прирост в Адыгее на сегодня является определяющим компонентом роста численности населения, а начиная с 1992 г., при фактической естественной убыли населения, миграция остается и в долгосрочной перспективе будет оставаться основным источником сохранения демографического потенциала республики. В то же время миграция будет влиять на трансформацию возрастной структуры Адыгеи в условиях естественной убыли населения республики, постепенно меняя этническую картину не в пользу коренных народов, населяющих Адыгею.

Мониторинг результатов Всесоюзных и Всероссийских переписей населения демонстрирует изменения в этническом составе населения Адыгеи: уменьшение количества русскоязычных жителей республики, увеличение числа лиц курдской, армянской, цыганской национальностей. На фоне естественной убыли, которая сохраняется на протяжении длительного времени, стабильный естественный прирост наблюдается только в двух этнических группах

- у армян и курдов. В результате миграции появились новые этнические группы (курды, жители Средней Азии), их влияние пока малочисленно, за исключением курдского населения в Красногвардейском районе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Красногвардейского района Республики Адыгея проживало 4 024 лица курдской национальности, что составляет 13,04% от общего количества жителей района [8]. Численность курдов в республике возрастает за счет высокой рождаемости.

Таким образом, на фоне депопуляции русских и адыгов формируются предпосылки для образования моноэтнических населённых пунктов за счёт мигрантов и постепенного изменения этнической картины республики. Прогнозируется дальнейшее изменение этнической картины республики в сторону увеличения лиц некоренных национальностей, прибывших в Адыгею в результате миграции.

На информированность населения о миграционных процессах и состоянии межнациональных отношений оказывают влияние СМИ. Однако в силу объективных обстоятельств количество времени, отводимое для эфира Государственной телерадиокомпании Республики Адыгея, явно недостаточно, так же как и недостаточны тиражи печатных изданий. В этих условиях целесообразно больше внимания уделить Интернету, доступ к которому имеется практически на всей территории республики. Имеет смысл развивать и продвигать на информационном рынке специализированные интернет-ресурсы с участием государственных и общественных структур, которые могли бы послужить своеобразной горячей линией по вопросам, затрагивающим миграционную сферу. На них могла бы быть представлена также важная для этнической сферы информация. Представляется целесообразным также использовать регулярные рассылки

по электронной почте специальной информации, направленной на регулирование миграционных процессов и межэтнической сферы и обеспечение свободной подписки на них в Интернете. Такие интернет-площадки могли бы способствовать более эффективной деятельности государственных и муниципальных служащих, лидеров и активистов общественных организаций и иных заинтересованных сторон. Также целесообразным было бы шире привлекать общественные организации для участия в работе по регулированию миграционных процессов и по гармонизации межнациональных отношений и использовать для этого их ресурсы.

Наибольшее влияние миграционное движение оказывает на динамику численности населения и трудовых ресурсов региона. В условиях возобновившейся естественной убыли миграционный прирост является важнейшим источником роста населения республики, пополнения его трудовых ресурсов и несомненным конкурентным преимуществом.

Большинство жителей республики считают, что мигранты не оказывают существенного влияния на местный рынок труда. Отмечено, что

отношение общественного сознания к мигрантам в значительной мере определяется ситуацией на местном рынке труда.

Заключение. В целом можно сделать вывод, что в Адыгее по причине значительного снижения рождаемости, высокой смертности, а также увеличения населения старше трудоспособного возраста наблюдается необратимый процесс старения населения республики. Поэтому одним из основных источников изменения численности жителей региона становится миграция, значимость исследования которой возрастает.

Несмотря на увеличение количества прибывающих в регион иностранных граждан, миграционная обстановка на территории республики остается стабильной, конфликтных ситуаций между представителями различных национальностей не возникало, фактов проявления ксенофобии со стороны принимающего общества, случаев этноконфессиональной напряженности на территории с компактным проживанием мигрантов не зафиксировано, в отношениях между различными этническими группами проявляется взаимная толерантность.

Примечания:

1. Тарасова Т.Т. Миграция населения Адыгеи как фактор трансформации социально-демографического равновесия // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. Вып. 3 (264). С. 208-214.

2. Демографические показатели Министерства здравоохранения Республики Адыгея. URL: https://mzra.ru/about/demografiya/ (дата обращения: 08.09.2022).

3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL: https://krsdstat.gks.ru/ (дата обращения: 08.09.2022).

4. О миграции в цифрах и фактах. Интервью «СА» с заместителем руководителя Управления федеральной службы госстатистики по Краснодарскому краю и Адыгее // Советская Адыгея. 2019. 15 марта. URL: https://sovetskaya-adygeya.ru/2019/03/15/o-migratsii-v-tsifrakh-i-faktakh-intervyu-sa-s-zamestitelem-rukovoditelya-upravleniya-federalnoj-sluzhby-gosstatistiki-po-krasnodarskomu-krayu-i-adygee/ (дата обращения: 08.09.2022).

5. Республика Адыгея в цифрах: 1991-2015. Ч. 1. Майкоп, 2016.

6. Республика Адыгея в цифрах: 2010-2020 годы. Майкоп, 2021.

7. Министерство внутренних дел по Республике Адыгея. URL: https://01.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 04.10.2022).

8. Доклад об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Адыгея. URL: https://krsdstat.gks.ru/ (дата обращения: 08.09.2022).

References

1. Tarasova T.T. Migration of the population of Adygheya as a factor of transformation of socio-demographic balance // Bulletin of ASU. 2020. Iss. 3 (264). P. 208-214.

2. Demographic indicators of the Ministry of Health of the Republic of Adygheya. URL: https://mzra.ru/about/demografiya / (date of access: 08.09.2022).

3. Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygheya. URL: https://krsdstat.gks.ru / (accessed: 08.09.2022).

4. About migration in figures and facts. Interview of «SA» with the Deputy head of the Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and Adygheya // Soviet Adygheya. 2019. March 15. URL: https://sovetskaya-adygeya.ru/2019/03/15/o-migratsii-v-tsifrakh-i-faktakh-intervyu-sa-s-zamestitelem-rukovoditelya-upravleniya-federalnoj-sluzhby-gosstatistiki-po-krasnodarskomu-krayu-i-adygee / (date of access: 08.09.2022).

5. The Republic of Adygheya in numbers: 1991-2015. Part 1. Maikop, 2016.

6. The Republic of Adygheya in numbers: 2010-2020. Maikop, 2021.

7. Ministry of Internal Affairs of the Republic of Adygheya. URL: https://01.xn--b1aew.xn--p1ai / (date of access: 04.10.2022).

8. Report on the results of the All-Russian Population Census in the Republic of Adygheya of 2010. URL: https://krsdstat.gks.ru / (date of access: 08.09.2022).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила в редакцию 01.12.2022; одобрена после рецензирования 03.12.2022; принята к публикации 15.12.2022. The authors declare no conflicts of interests.

The paperwas submitted 01.12.2022; approved after reviewing 03.12.2022; accepted for publication 15.12.2022.

© С.А. Ляушева, О.И. Кускарова, З.Х. Гучетль, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.