Научная статья на тему 'Миграционные процессы в информационном обществе: на примере республики Ингушетия'

Миграционные процессы в информационном обществе: на примере республики Ингушетия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
526
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / GEOINFORMATION SYSTEMS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATION PROCESSES / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS-MEDIA / ЭМИГРАЦИЯ / ЕMIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чапанов Ахмед Курейшевич

В данной работе автором определяются основные принципы и функции государственной информационной политики в области миграции. Дается анализ становления информационного пространства в ингушской эмигрантской среде и сложившейся миграционной ситуации в современной Ингушетии. Вопросы, касающиеся использования и применения информационных технологий в сфере миграции, в статье получили новое освещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration processes in the Information Society (for example, the Republic of Ingushetia)

In present work the author is identifying the main principles and functions of Government information policies in migration sphere. The analysis of an information space of Ingush emigrant situation in modern Ingushetia is provided. Issues relating to the use and application of information technology in the field of migration have received a new coverage in the article.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы в информационном обществе: на примере республики Ингушетия»

Информационные технологии в современном обществе

А.К. Чапанов

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ На примере Республики Ингушетия

В данной работе автором определяются основные принципы и функции государственной информационной политики в области миграции. Дается анализ становления информационного пространства в ингушской эмигрантской среде и сложившейся миграционной ситуации в современной Ингушетии. Вопросы, касающиеся использования и применения информационных технологий в сфере миграции, в статье получили новое освещение.

Ключевые слова: адаптация, глобализация, геоинформационные системы, информационные технологии, миграционные процессы, средства массовой информации, эмиграция.

Сегодня проблема миграционных потоков стоит очень остро и является одной из важнейших проблем народонаселения. Миграция рассматривается не только как территориальное перемещение каких-либо групп населения, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и политической жизни1.

Сложная демографическая ситуация и вызванные ею социально-экономические трудности приводят к формированию миграционных настроений. За последние несколько лет наблюдается ужесточение миграционной политики в Ингушетии, связанное с большим притоком мигрантов, в частности нелегальных. Возникают также сложности информационно-коммуникативного характера в миграционной среде.

Современные миграционные процессы в Российской Федерации в целом и в Ингушетии в частности в условиях глобализации

© Чапанов А.К., 2015

тесно связаны с развитием информационно-коммуникативного общества. Управление же миграционными процессами представляется малоэффективным без применения современных информационных технологий. Инструменты сбора, хранения, обработки и распространения информации в среде мигрантов при помощи новейших информационных технологий, а также совершенствование этих технологий предоставляет возможность повышения эффективности управления миграционной политикой.

Уточним понятие «государственная информационная политика» и принципы, легшие в основу концепции миграционной политики РФ до периода 2025 г., принятой в июне 2012 г.

Государственная информационная политика - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к инфор-мации2.

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики РФ до периода 2025 г. признаются следующие принципы и функции регулирования и применения информационных технологий: открытость и доступность информации о миграционных процессах; формирование законодательной базы сотрудничества с иностранными государствами с целью обмена информацией по вопросам миграции, представляющей взаимный интерес; совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации о миграционной ситуации в РФ; информационное обеспечение различных миграционных программ, в том числе их совершенствование и переход от бумажных носителей к электронным; создание технологий обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами; предоставление вынужденным мигрантам полной и достоверной информации о ситуации в регионах их прежнего проживания, гарантирование безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания; развитие статистики и статистических методов на основе административных систем учета населения3.

В этой связи важно сформировать системное видение причин миграционных потоков и генезиса в контексте миграционной политики государства. На перемещение людей оказывают воздействие как притягивающие, так и отталкивающие факторы населения, которые меняются со временем. Если в XIX в. один из первых исследователей проблем демографии Э.Г. Равенштайн, сформулировавший 11 миграционных законов, отмечал, что основными причинами миграции являются социально-экономические, то в XX в.

к ним добавились политические (войны, конфликты), религиозные и природные (стихийные бедствия)4.

Исследование исторического аспекта этого явления в Ингушетии позволяет выявить его корни и разработать научно обоснованную миграционную политику. Так, в середине XIX в. началось массовое переселение (мухаджирство) ингушей, в основном ор-стхойцев - жителей восточной Ингушетии, на Ближний Восток, в частности в Османскую империю в 1863-1865 гг., наряду с другими кавказскими народами, в большинстве чеченцами и адыгами. Это событие описывает знаменитый исследователь Кавказа, историк-востоковед, археограф А.П. Берже, являвшийся очевидцем переселения, в своей работе «Выселение горцев с Кавказа»5. Переселенцы попали в тяжелое положение, многие погибли по пути, некоторые умерли от эпидемии и голода. К тому же большая часть горцев-мухаджиров была брошена на произвол судьбы на территории Османской империи6. Мухаджирство ингушей в Османскую империю относится к первой волне массовой эмиграции горцев. Необходимо отметить, что эмиграция является частью миграционных процессов.

Если говорить об истории первого массового применения информационно-коммуникативных средств в ингушской миграционной среде, то стоит отталкиваться от послереволюционной волны кавказской эмиграции. В период Гражданской войны ингуши в большинстве своем поддержали большевиков, рассчитывая на их обещания справедливого решения многих вопросов, в частности национально-территориального. Часть населения, выступавшая против большевизма и установления советской власти, эмигрировала сначала в Константинополь, а оттуда в Западную Европу. Среди эмигрантов были такие яркие ингушские общественные и политические деятели того времени, как братья Джабагиевы, Джемал-дин Албогачиев, Созерко Мальсагов, полковник Муртаза Куриев.

Крупными центрами горской эмиграции в 1920-1940-е годы стали Париж, Берлин, Прага, Варшава. В эмиграции создавались различные центры, союзы горцев, такие как «Союз горцев Северного Кавказа» (Франция), «Прометей» (Польша), «Союз молодых кавказцев» (Германия), «Алла-Верды» (США), задачей которых была помощь и поддержка эмигрантов с территории Северного Кавказа. С первых лет эмиграции они выпускали различные журналы: «Горцы Кавказа» (Париж/Варшава), «Кавказ» (Париж), «Независимый Кавказ» (Париж), «Кавказский горец» (Прага), «Заря Кавказа», «Северный Кавказ» (Варшава), «Свободный Кавказ» (Мюнхен), газету «Газават» (Берлин), где публи-

ковались статьи, призывавшие к созданию конфедерации кавказских народов.

В июне 1921 г. предложено создание единого Терского эмигрантского органа - мощного общественного центра с определенной программой борьбы с большевиками на Кавказе7. Таким образом, формировалось информационное пространство внутри кавказской эмиграции в попытке объединить находящихся в той или иной стране горцев Северного Кавказа. Информационное поле охватывало всех переселенцев - как новых эмигрантов, так и старых мухаджиров.

Пресса российского зарубежья, в том числе и кавказского, воспринималась большевиками как пропагандистское оружие в руках противников советской власти, поэтому большевики следили за печатными выступлениями лидеров российской эмиграции и выпускали для партийного руководства специальные бюллетени информационно-разъяснительного характера. Позже распространение эмигрантских СМИ в СССР было запрещено. Анализ эмигрантской прессы позволял большевикам быстро реагировать на вызовы и потенциальную угрозу из-за рубежа, предпринимать соответствующие меры, в том числе осуществлять идеологическую пропаганду - как в СССР, так и за границей8. Однако в целом попытки кавказских эмигрантов с помощью своих информационных средств довести политические взгляды до соотечественников, живших в СССР, и стремление распространить влияние информационной среды эмиграции оказались слабоэффективными.

23 февраля 1944 г. началось осуществление плана «Чечевица» по депортации ингушей в Казахстан и Среднюю Азию «за дезертирство и пособничество фашистским оккупантам». Практически все ингушское население было погружено в торговые вагоны для скота. Жителей некоторых горных сел уничтожали на месте из-за проблем транспортировки. Территория Чечено-Ингушетии была поделена между несколькими автономными республиками, что в дальнейшем послужило основой межнационального конфликта в октябре-ноябре 1992 г., территориальных притязаний среди народов Северного Кавказа и в целом сложной этнополитической обстановки в этом регионе. Отсутствие качества средств связи послужило причиной дальнейшей разрозненности ингушей как единого общества.

Активность миграционных процессов в современной Республике Ингушетия наблюдается с 90-х годов прошлого столетия, и их можно разделить на два этапа. Первый этап пришелся на 1990-е -начало 2000-х годов, когда миграционные перемещения носили

вынужденный характер. Они стали результатом воздействия так называемых выталкивающих факторов - следствие вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. После распада СССР миграции в этом регионе были связаны с осетино-ингушским конфликтом 1992 г., в ходе которого примерно 60-70 тыс. ингушей переселились из Пригородного района в Ингушетию. Две чеченские войны дали республике около 100-110 тыс. беженцев9. Телевидение и печать в эти дни нередко создавали картину, отличающуюся от реальных событий. Тем самым некоторые народы Северного Кавказа, как и в период депортации, выступили «врагами народа» в глазах остального российского сообщества. Перечисленные факторы и стали в 1990-х годах основной причиной снижения доли русскоязычного населения в регионе.

На современном, втором, этапе в республике наблюдается процесс урбанизации, приток населения из сельских местностей в городские поселения и города Ингушетии. Стоит отметить и большой приток мигрантов из Средней и Юго-Восточной Азии (Вьетнам), Закавказья, и репатриацию ингушского населения - возвращение эмигрантов-ингушей, покинувших родину в разные исторические периоды. В конце XX в., особенно после образования Ингушской Республики в июне 1992 г. и переноса административного центра из Назрани в г. Магас в 1994 г., началось активное строительство новой столицы, что привлекало мигрантов-рабочих из Средней Азии, Закавказья. А с присвоением почетного звания «Город воинской славы» г. Малгобеку 8 октября 2007 г. в городе увеличилось строительство, усилившее поток мигрантов, приезжающих в поисках работы, особенно турок и вьетнамцев.

Если в 1990-х годах в республике были вынужденные мигранты, то в настоящее время существует трудовая миграция и сезонный отток в поисках работы, а также на учебу в другие города и так называемая маятниковая миграция: поездки на работу и учебу из села в город каждое утро и обратно вечером. Временная миграция в поисках работы связана с высоким уровнем безработицы, отсутствием рабочих мест в республике, хотя за последние несколько лет в Ингушетии отмечается устойчивое снижение уровня безработицы. В 2012 г. показатель безработицы снизился до 47,7 % (в Дагестане - 11,7 %, в Чеченской Республике - 29,8 %)10.

Проблема незанятости населения республики отчасти смягчается оттоком на работу в Москву и другие крупные города России, в частности в Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар, а также в нефтегазодобывающие районы страны, равнинные регионы Северного Кавказа11.

Для Ингушетии также характерна так называемая проблема «утечки умов» - выезд ученых и специалистов за пределы республики с целью поиска работы, что было особенно характерно для первой половины 2000-х годов. Эмигрируют чаще и из-за политической и религиозной напряженности в регионе. Наблюдаются отдельные случаи эмиграции из-за кровной мести.

В настоящее время увеличился отток населения из Ингушетии в страны Западной и Северной Европы (Бельгия, Франция, Германия, а также Польша и др.). Одна из особенностей ингушской эмиграции в Европу заключается и в том, что уезжает большое количество молодых семей. Повысился процент ингушей, уезжающих на учебу за пределы РФ, особенно число студентов, которые учатся в университетах Египта, Сирии.

По данным Росстата, в последние годы отмечено переселение жителей Чечни и Ингушетии в Казахстан, где существуют ингушская и чеченская диаспоры, хотя этот поток по сравнению с миграцией внутри России меньше. Кроме того, выходцы из Чечни и Ингушетии эмигрируют в страны Западной Европы к родственникам, уехавшим туда во время двух войн в Чечне. Здесь они работают в различных отраслях экономики, в частности в торговле, транспорте и в банковской сфере, в качестве офисных работников. Самые крупные ингушские диаспоры сложились в период депортации в Казахстане (около 23 тыс. человек) и Киргизии (6,2 тыс. чел.), с периода мухаджирства на Ближний Восток в Иордании (2 тыс. чел.) и Турции (более 1 тыс. чел.) и за последние двадцать лет в Бельгии (1 тыс. чел.) и Франции (ок. 1 тыс. чел.).

Сегодня на территории Ингушетии действуют 14 национально-культурных автономных объединений (НКАО), которые сложились в разные периоды: чеченская - Нохчо, дагестанская - Дагестан, осетинская - Алания, азербайджанская - Бакы, грузинская - Иберия, армянская - Аястан, турко-месхетинская - Ахисха, татарская - Акбарс, узбекская - Бабатак, Таджикская НКО, казахская - Мой Казахстан, русская - Русь, украинская - Червона-Руто, немецкая - Дойче. НКАО в Республике Ингушетия функционируют успешно и принимают активное участие во всех республиканских мероприятиях, конференциях, фестивалях.

Отметим, что до 2010-2011 гг. в северокавказских республиках отсутствовала системная политика по регулированию миграционных процессов. Неконтролируемая миграция способствовала развитию теневого сектора экономики, усилению межэтнической напряженности в регионах-реципиентах, в связи с чем местные жители воспринимают мигрантов как угрозу своему благополучию12.

Правда, главной проблемой вынужденных мигрантов, конечно, является адаптация к новому месту проживания. Массовые потоки вынужденных мигрантов приводят к изменению социальной структуры населения, межнациональной неприязни, отнимают рабочие места у местного населения, усиливают нагрузку на жилищный фонд, что негативно сказывается во взаимоотношениях между коренным населением и приезжими. С другой стороны, увеличивается доля экономически активного населения в общей численности, так как мигрируют в основном мужчины. Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ до периода 2025 г. в области содействия адаптации, интеграции мигрантов планируется создание центров информационной и правовой поддержки мигрантов, в первую очередь курсы изучения языка, истории и культуры народов Российской Федерации. Мероприятия в рамках социальной адаптации предполагают включение мигрантов в активную общественно-политическую и социальную жизнь.

Ранее переселенец практически адаптировался и интегрировался в новую среду. С информатизацией же общества, одним из следствий которой становится мультикультурализм, мигранты, благодаря современным информационным системам, в чужой среде получают возможность виртуально соприкоснуться и сохранить связь со своей родиной (к примеру, общение через программу Бкуре), не забывая культурные корни и язык, что чрезвычайно важно для сохранения национальной идентичности мигранта. С другой стороны, в стране-реципиенте иммигрант благодаря современным информационным технологиям может изучать язык, культуру, ментальность, историю, законы, кухню той страны, которая его приняла.

С появлением и развитием новых интернет-инструментов все больше реализуются не только вертикальные коммуникации, но возникают и развиваются горизонтальные, позволяющие консолидировать участников этого процесса и формировать крупные сетевые сообщества мигрантов. Онлайн-пространство становится территорией выработки нового качества коммуникации - теперь оно не просто транслирует информацию, но и является площадкой для ее производства и обмена. Информационное пространство в современном обществе предоставляет всё большие возможности для населения Ингушетии - это общение с соплеменниками, живущими в различных странах мира. Также появляются перспективы, связанные с карьерой (в мировой сети всегда можно узнать об имеющихся в той или иной части страны или мира ситуациях на рынке труда) и образованием, позволяющие каждому повысить свои квалификационные навыки.

Таким образом, открываются новые возможности и для жителей Ингушетии, которыми они ныне активно пользуются. Например, в настоящее время можно сдать экзамены онлайн в столичный вуз и затем учиться в столице.

В центральных новостных ресурсах часто можно услышать о тех или иных преступлениях, совершенных кавказцами в местах их пребывания. Это зачастую вызывает ксенофобию среди коренного населения, агрессию, и тем самым появляются трудности для адаптации и интеграции мигрантов в регионе-реципиенте с более благоприятной экономической обстановкой. Это один из отрицательно влияющих факторов информационного пространства на миграционные процессы.

Психологи отмечают, что использование Интернета влияет на мотивационно-личностную сферу человека. Коммуникативная, познавательная и любая другая деятельность в социальных сетях может способствовать сплочению ингушского землячества. В последнее время с помощью новых технологий участились массовые случаи репатриации. Также наблюдаются ситуации, когда население добровольно организовывает сборы помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Увеличивается волонтерская деятельность на Кавказе.

Применение мигрантами новейших информационных технологий способствует развитию не только трудового обмена между странами, но и доступности, открытости информации, необходимой для эффективного государственного регулирования миграционных процессов. Создание единых баз данных и информация о рынке труда приводят к миграционным потокам трудовой миграции, и высококвалифицированной рабочей силы в том числе. В связи с этим растет и численность трудовой миграции в Ингушетии. Внутренние мигранты могут трудоустроиться через поисковые сайты, тем самым становясь рабочей силой на рынке труда. К тому же интернет-презентации кавказских горнолыжных курортов, мест отдыха, природных красот увеличивают привлекательность этого региона для так называемой туристической миграции.

Сегодня все российские политические, общественные организации, а также большая часть общества реализуют свои коммуникативные стратегии в пространстве Интернета, используя новые способы презентации и распространения информации, новые каналы и модели коммуникации. Не осталось в стороне и ингушское землячество.

Глобальная сеть, таким образом, дает возможность изучить проблемы миграции более детально, делая доступными отзывы и

комментарии самих мигрантов. Изучение настроений, преобладающих в социальных сетях, в блогах, дневниках и на форумах, становится возможным с помощью специальных программ и систем, что позволяет оценить социально-политическую реальность в обществе. Компьютерные программы позволяют достаточно быстро и с минимальными затратами анализировать общественное мнение и проводить локальное голосование среди ингушских мигрантов. К таким программам также можно отнести различные инфографи-ки, блок-схемы, диаграммы, отражающие систематизированные, легкодоступные для понимания данные о миграционных потоках и уровне жизни мигрантов. Кроме того, создаются геоинформационные миграционные карты. Эта система представляет собой интерактивную диаграмму, позволяющую исследовать миграционные взаимосвязи между различными регионами мира. Таким образом, можно проследить миграционные потоки в количественном отношении из одного региона в другие.

Благодаря внедрению информационных систем, в частности оцифровки архивных дел, исследователи имеют возможность работать со многими архивными документами и, как следствие, более глубоко изучать ранее неизвестные страницы истории Ингушетии. Некоторые тематические интернет-ресурсы и программные комплексы представляют большой интерес и являются уникальными, иногда даже единственными в своем роде источниками для исследователей в области миграциологии.

Таким образом, развитие новейших систем и технологий оказало большое влияние на совершенствование инструментов регулирования многих политических процессов, в том числе и миграционных. Появление совершенно новых подходов по обработке, сбору и хранению информации дает возможность не только изучить специфику миграционных процессов в Ингушетии, но и прогнозировать возможные трудности, связанные с регулированием миграционной политики в дальнейшем.

Примечания

Новейший политологический словарь / Под ред. Д.Е. Погорелого. Ростов на/Д, 2010. С. 149.

Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В.Д. Попова. М., 2003. С. 38. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом РФ 13.06.2012 г.)

4 Ravenstein E.G. The laws of migration // Journal of the Statistical society. 1885. № 48.

5 Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина. 1882. № 10-12.

6 Тишков В.А., Перхавко В.Б. Итоги Кавказской войны и переселение горцев Кавказа // Вестник Российской нации. 2014. № 1. С. 27-28.

7 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 108. Л. 79.

8 Михалев Н.М. Русская эмигрантская периодика как инструмент формирования мирового общественного мнения [Электронный ресурс] // Медиаскоп: Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 2009. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/442 (дата обращения: 20.11.2014).

9 Арапханова Л.Я. Миграционные проблемы в Республике Ингушетия: Мат-лы международной научно-практической конференции «Миграционные процессы на Юге России: реалии, проблемы, перспективы» // Вестник СКАГС. 2008. № 2. С. 92.

10 Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 115.

11 Краснослободцев В.П. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? М.: Поматур, 2005. С. 148-149.

12 Демографические и этнические проблемы Северного Кавказа и пути их разрешения. М., 2012. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.