Научная статья на тему 'Миграционные процессы и миграционная политика в России'

Миграционные процессы и миграционная политика в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1107
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЯ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якубов С. М., Алемсетова Г. К.

В статье рассматривается комплексный подход к проблеме миграционной политики России как миграционного законодательства, миграционных потоков, миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы и миграционная политика в России»

Миграционные процессы и миграционная политика в России

Аннотация: В статье рассматривается комплексный подход к проблеме миграционной политики России как миграционного законодательства, миграционных потоков, миграционной политики.

Ключевые слова: Миграция, миграционные процессы, миграционная политика, демография, миграция населения.

Yakubov S.M., Alemsetova G.K. Migratory processes and migration policy in Russia

Abstract: Complex approach is considered In article to problem migration politicians to Russia as migration legislation, migration flow, migration politicians.

Key words: Migration, migration processes, migration policy, demography, migration of the population.

С распадом Советского Союза Российская Федерация самоустранилась от решения проблем регулирования внутренней миграции, советские регулятивные механизмы были разрушены, а новые не созданы. В результате внутренние миграционные процессы приняли стихийный характер: население с окраин России устремилось в Москву, в Московскую область, в С. Петербург, в южный регион европейской части нашей страны. Это привело к тяжелым социально-экономическим последствиям - некогда заселенные территории Севера, Сибири, Дальнего Востока и многие регионы центральной части России опустели. Чтобы избежать неблагоприятного развития ситуации необходимо сегодня выделить внутреннюю миграцию в отдельный вид миграции и по отношению к ней сформировать государственную миграционную политику, способную переориентировать внутренние миграционные потоки - направить их из перенаселенных регионов страны в демографически проблемные территории. Для этого можно использовать апробированные ранее механизмы: введение районных коэффициентов на оплату труда и пенсионных пособий; реализацию государственных проектов и программ социально-экономического развития территорий, увеличение в несколько раз "материнского капитала" в депрессивных регионах и др. Материальная помощь должна быть настолько существенной, чтобы возник эффект сдерживания оттока населения с окраинных территорий страны и одновременно с этим повысилась бы мотивация молодых людей на переселение в демографически проблемные регионы. Введение регулятивных механизмов внутренней миграции может сделать миграционную политику более эффективной. Если же государству не удастся переориентировать сложившиеся десятилетиями потоки внутренней миграции населения, то никакие внешние миграционные программы, например, переселение мигрантов из-за рубежа, не решат проблем пустующих российских территорий. Переселенцы из-за рубежа раньше или позже окажутся в Москве, в С. Петербурге и в других перенаселенных территориях России. Отчасти эту проблему можно было бы решить переселив в опустевшие регионы русских репатриантов. Но именно их стараются не пустить в Россию.

Сегодня Москва, Московская область, С. Петербург, большинство крупных городов Центрального региона и Южный регион европейской части нашей страны, оказались перенаселенными. Ведь помимо внутренних мигрантов здесь осело огромное количество мигрантов из Северного Кавказа, Закавказья и других стран СНГ. Из-за избытка населения Москва стала опасным для проживания городом. Под наплывом мигрантов с каждым годом численность ее населения возрастает, а инфраструктура города ограничена.

Рассматривая состояние миграции в Республике Дагестан, мы видим, что как и в предыдущие годы на интенсивность, форму, структуру и направления миграционных процессов продолжала оказывать решающее воздействие сложившаяся в республике и в регионе социально-экономическая, криминальная и политическая обстановка.

До 90-х годов республика имела отрицательное сальдо миграции, что было связано с отъездом населения на заработки в другие регионы страны. За период с 1990-1995 годы ситуация существенно изменилась; миграционный поток стал положительным, а начиная с 1996 года сальдо миграции

Якубов С.М.

К.э.н. ДГАУ

Алемсетова Г.К.

К.э.н. ДГАУ

вновь приобрело отрицательное значение.

В 2012 году число выезжающих за пределы республики граждан превысило число прибывших в республику и миграционная убыль населения составила 23958 человек, причем отрицательное сальдо миграции отмечается и в городской и в сельской местностях. Так, наибольшее отрицательное сальдо миграции отмечено в городах: Махачкале, Буйнакске и Дагестанских Огнях и в Табасаранском, Акушинском, Дахадаевском, Левашинском, Шамильском, Рутульском и Цунтинском районах.

Как и в прошлые годы, положительное сальдо миграции у Дагестана складывается со странами СНГ и Балтии, что обеспечивается за счет лиц дагестанских национальностей, возвращающихся на постоянное местожительство в республику. Наибольшее сальдо миграции сложилось в миграционных обменах с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменией. В то же время, по сравнению с предыдущим годом сальдо миграции со странами СНГ и Балтии уменьшилось.

По-прежнему отрицательное сальдо миграции у Дагестана сохраняется и в миграционных обменах с другими краями и областями Российской Федерации. Причем в 2012 году по межрегиональным обменам сальдо миграции у Дагестана возросло и составило минус 24279 человек против 21994 человек в 2011 году. Большинство отъезжающих обосновываются на жительство в Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской, Астраханской и Саратовской областях, Москве и Московской области. Традиционно дагестанцы выезжают на работу в Тюменскую область.

Нестабильная ситуация в целом на Северном Кавказе, невысокие показатели экономических условий жизни, способствуют оттоку из республики не только некоренного населения Дагестана (русских, украинцев, татар, армян и др.), но и дагестанцев. С 2001 года в республике складывается отрицательное сальдо миграции по лицам дагестанских национальностей. Так, в 2012 году сальдо миграции у народов Дагестана составило минус 63373 человек.

Отрицательное сальдо миграции Дагестана складывается в основном за счет оттока русских, украинцев, белорусов, армян, евреев, татар.

Русские - один из крупных по численности народов, населяющих Дагестан (40 лет назад второй по величине - 20% численности населения), расселены в основном (около 80%) во всех городах и большинстве поселков городского типа. Однако лишь в Кизляре русские составляют около половины населения. Относительно значительна их доля в Махачкале и Каспийске.

Отток русских из республики - долговременная тенденция. Однако если до конца 80-х годов доля русских, покидающих Дагестан, ежегодно составляла в среднем 0,5% от числа проживающих, то начиная с 1989 г. этот показатель резко увеличился. Если за 30 лет (1959-1988) численность русских сократилась на 22%, то за последние 20 лет (1990-2010) - почти на 30% и сейчас доля русских составляет лишь 5,5% населения республики. Сокращение численности русских, кроме миграции за пределы Дагестана, с 1991 г. связано также и с их естественной убылью.

Усиление внимания к этой проблеме со стороны Правительства, местных администраций (в том числе и образование при Правительстве и райгорадминистрациях специальных комиссий) и в целом общественности Дагестана в определенной мере способствовало относительному замедлению темпов миграции русских из республики. Однако с началом военных действий в Чеченской Республике темпы оттока русских опять стали расти.

Следует отметить еще одну категорию граждан, выезжающих из республики, которая не столь значительна по численности, но в определенной мере характеризует складывающуюся ситуацию. За годы реформ определенная часть дагестанцев, достигнув материального благополучия за пределами республики, стремилась обосноваться на родине, использовав накопленный опыт и капитал. Это в целом положительно сказалось на деловой активности в Дагестане в предшествующие годы. Однако сейчас отчетливо наметилась новая тенденция: "новые дагестанцы", столкнувшись с системой криминальной опеки, хищением людей, "сворачивают" здесь свои дела и уезжают, чтобы сохранить свое состояние и обезопасить членов семьи от возможного насилия, избегая конфликтов, стремясь к стабильности и определенности. Дагестан в определенной мере теряет свой наиболее активный "средний" слой населения - опору в возрождении экономики Дагестана.

Миграционные процессы в Республике Дагестан все больше влияют на формирование национального состава и численности населения, его территориальную расселенность.

Неравномерность экономического и социального развития районов и городов, связанная с этим неэффективность хозяйства, чрезвычайно низкие доходы населения отдельных районов и городов, массовая безработица приводят к интенсивной миграции населения внутри республики, что в

свою очередь ведет к обострению и без того запутанных земельных отношений, жилищной проблемы, безработицы. Такие процессы неизбежно обостряют старые и порождают новые межнациональные противоречия, усиливают криминализацию общества, усугубляют такие негативные социальные процессы, как наркомания, проституция и т. д.

Внутриреспубликанская миграция по своей интенсивности почти вдвое превышает внешнюю и приобретает все более выраженный этнический характер.

В настоящее время в Кизлярском районе из 89 населенных пунктов в 22 русские уже не проживают, в 50 селах их число незначительно, свыше половины населения русские составляют только в 17 населенных пунктах. В Тарумовском районе из 24 населенных пунктов в пяти русские не проживают, в 12 их число незначительно, только в семи населенных пунктах района свыше половины населения составляют русские.

Изменение ситуации в регионе имеет свои объективные и субъективные причины. Основной причиной является тяжелое положение в экономике и социальной сфере региона. На грани развала находятся отрасли производства, которыми традиционно занималось русское население: промышленность, виноградарство, поливное земледелие, рыболовство, свиноводство и т. д.

На общественно-политическую обстановку негативно влияют кардинально противоположные подходы к оценке происходящих процессов руководителями администраций и районов, с одной стороны, и руководителями промышленных и других предприятий, различных общественно-политических организаций - с другой. Первые считают, что в последнее время стало ощущаться заметное давление со стороны отдельных этнических групп. Они оказывают давление на руководство города и районов, руководителей предприятий и организаций русской национальности. Все это происходит на фоне многочисленных убийств и похищений людей, угона транспортных средств и скота, изнасилования девушек преимущественно русской национальности. Представители дагестанских народов в регионе, наоборот, заявляют об ущемлении их интересов, особенно в вопросах подбора и расстановки кадров из их среды.

За последний год к указанным причинам добавилась новая -самовольное переселение, захват земель и обустройство на них беженцев из Чечни - этнических дагестанцев (Тарумовский район).

Возрастающее абсолютное и относительное сокращение численности русского населения, в том числе и его естественная убыль, воспринимается им как намеренное вытеснение с исторической территории. Это вызывает недовольство, подавленность и приводит к напряженности в межнациональных отношениях.

Вместе с тем сведения о миграции населения не отражают истинного положения дел. Тысячи граждан, выехавших с мест своего постоянного проживания (регистрации), месяцами (а нередко, и годами) продолжают в них числиться, а приехавшие проживают незарегистрированными. Это характерно как для внутриреспубликанской миграции (в основном это выехавшие из сельской местности в города), так и для внешней. В целом по республике сведения о внешней миграции населения и его наличии, по нашей оценке, искажены как минимум на 10%.

Люди едут в Дагестан и уезжают из него. Люди меняют место жительства и внутри Дагестана, Это объективный процесс в русле мировых тенденций. Чем больше разность экономических потенциалов регионов Дагестана, России и сопредельных стран, тем значительнее миграционный поток.

Неравенство хозяйственных систем регионов в стране и республике все в большей степени становится проблемой их конкурентоспособности, отражающей разные потенциальные возможности адаптации таких систем к условиям свободного рынка. Данную закономерность надо учитывать при обосновании государственной стратегии регионального развития, основу которой должна составлять поддержка тех регионов, которые по объективным причинам менее способны активно воспринимать инновации. Необходимо также, чтобы в подобной стратегии заранее определялось место региона на внутреннем (региональном), национальном (внутрироссийском) и внешнем (международном) рынках с учетом его как географического положения, так и конкретного этапа социально-экономического развития. Критерием эффективности использования ресурсов региона при этом должно служить наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при минимизации совокупного потребления дефицитных ресурсов (для Дагестана -земли, капитала и др.) и максимизации избыточных (для Дагестана - трудовых ресурсов) приданном уровне развития производительных сил.

Никакие административные запреты миграцию не остановят. Она все равно будет существовать, но уже криминальная - за взятки или без регистрации вообще.

Этническое разнообразие городов, и вообще России в целом, растет и будет расти соответственно экономическому росту. К этому явлению нужно относиться с пониманием. Задача государства - минимизировать отрицательные последствия, которые несет миграция, действуя и политическими, и экономическими мерами.

Литература

1.Костин, Р.А. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе. / Р.А. Костин, А.Ю. Лухнов. // Регион: Политика. Экономика. Социология. - № 3. - 2008. - С.129.

2. Кондрашина К.П. Некоторые проблемы административно-правового регулирования в сфере миграционной политики России // Право и политика. 2007. N 6. С. 25.

3. Красинец Е., Тюрюканова Е., Шевцова Т. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регулирования // Власть. 2004. № 10. С. 63-69.

4.Попова С.А. Особенности миграционных процессов в России и их влияние на криминальную ситуацию // 2007. N 3-4. С. 51 - 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.