Научная статья на тему 'Миграционные потоки и баланс социальных отношений в принимающем обществе'

Миграционные потоки и баланс социальных отношений в принимающем обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / ACCEPTING SOCIETY / БАЛАНС СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / BALANCE OF SOCIAL RELATIONS / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / INTERETHNIC TENSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Устинкин Сергей Васильевич, Морозова Наталья Михайловна, Куконков Павел Иванович

Существующие подходы к исследованию и прогнозированию стихийных сценариев, связанных с неконтролируемой миграцией, до сих пор неадекватны ее значимости в жизни полиэтничных регионов России. В статье рассматривается направленность и последствия миграционных потоков в условиях этнически неоднородного принимающего общества. Обосновывается вывод о том, что разнообразие этносов и культур на одной территории продуктивно, если оно не сопровождается взаимной изоляцией, а выстраивание взаимодействия между принимающим обществом и мигрантами преимущественно на этнической основе неизбежно ведет к фрагментации общества, к росту межэтнических напряжений. Важное место в статье занимает анализ изменения баланса социальных отношений в полиэтничном регионе, неизбежно сказывающийся на самочувствии принимающего населения. Значительное внимание уделяется непоследовательной социальной политике государственных и муниципальных органов власти, социальной ответственности власти и бизнеса. Авторы статьи делают вывод о том, что оптимизация отношений принимающего общества и мигрантов возможна на основе модели этносоциальных напряжений, позволяющей не только определить место и роль этнической составляющей в сложном и противоречивом процессе изменений, происходящих в регионе, но и выступающей основанием для отбора сценариев поведения различных этнических групп региона и, прежде всего, принимающего общества. Выводы авторов статьи основываются на анализе данных федеральной и региональной статистики, а также социологических исследований Приволжского филиала ФНИСЦ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Устинкин Сергей Васильевич, Морозова Наталья Михайловна, Куконков Павел Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION OF THE MIGRATION FLOWS AND CHANGE OF BALANCE OF THE SOCIAL RELATIONS IN THE ACCEPTING SOCIETY

The existing approaches to researching and forecasting spontaneous scenarios connected with uncontrolled migration are still not quite appropriate for its significance in the life of multiethnic Russian regions. The article focuses on the directions and consequences of migration flows in the context of ethnically diverse accepting society. It draws the conclusion that building cooperation between the accepting society and migrants primarily on ethnic grounds invariably leads to the fragmentation of society and the growth of ethnic tension. Special attention is paid to the analysis of the changes in the balance of social relations in the multiethnic region, which affects the general state of the accepting population. The article also considers inconsistent social policies of state and municipal organs, as well as social responsibility of authorities and businesses. The authors come to the conclusion that the refinement of the relations between the accepting society and migrants is possible based on the model of ethnic-social tensions, which helps define the place and role of the ethnic component in the complex and controversial process of transformations which is taking place in the region. Moreover, it serves as a basis for selecting scenarios of behavior of different ethnic groups and mainly the accepting society. The findings are based on the data analysis of the federal and regional statistics and the sociological research of the Volga Branch of theFederal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences.

Текст научной работы на тему «Миграционные потоки и баланс социальных отношений в принимающем обществе»

Устинкин Сергей Васильевич, доктор исторических наук, профессор, директор Приволжского филиала ФНИСЦРАН, декан факультета международных отношений, экономики и управления НГЛУ им. Н.А. Добролюбова,

Нижний Новгород. E-mail: sv. ustinkin @gmail. com

Морозова Наталья Михайловна, кандидат политических наук, заместитель директора Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, доцент кафедры международных отношений

и политологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород.

E-mail: [email protected]

Куконков Павел Иванович, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, Нижний Новгород.

E-mail: [email protected]

Миграционные потоки

и баланс социальных отношений в принимающем обществе

DOI: 10.19181/ezheg.2018.19

Аннотация. Существующие подходы к исследованию и прогнозированию стихийных сценариев, связанных с неконтролируемой миграцией, до сих пор неадекватны ее значимости в жизни полиэтничных регионов России. В статье рассматривается направленность и последствия миграционных потоков в условиях этнически неоднородного принимающего общества. Обосновывается вывод о том, что разнообразие этносов и культур на одной территории продуктивно, если оно не сопровождается взаимной изоляцией, а выстраивание

взаимодействия между принимающим обществом и мигрантами преимущественно на этнической основе неизбежно ведет к фрагментации общества, к росту межэтнических напряжений. Важное место в статье занимает анализ изменения баланса социальных отношений в полиэтничном регионе, неизбежно сказывающийся на самочувствии принимающего населения. Значительное внимание уделяется непоследовательной социальной политике государственных и муниципальных органов власти, социальной ответственности власти и бизнеса. Авторы статьи делают вывод о том, что оптимизация отношений принимающего общества и мигрантов возможна на основе модели этносоциальных напряжений, позволяющей не только определить место и роль этнической составляющей в сложном и противоречивом процессе изменений, происходящих в регионе, но и выступающей основанием для отбора сценариев поведения различных этнических групп региона и, прежде всего, принимающего общества. Выводы авторов статьи основываются на анализе данных федеральной и региональной статистики, а также социологических исследований Приволжского филиала ФНИСЦ РАН.

Ключевые слова: регион, принимающее общество, баланс социальных отношений, межэтническое напряжение.

Ustinkin Sergey Vasilevich, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Volga Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Dean of the School of International Relations, Economics and Management of Nizhny Novgorod Linguistics University

Nizhnii Novgorod, Russia.

E-mail: sv. ustinkin @gmail. com

Morozova Natalia Mihailovna,

Candidate of Political Sciences, Deputy Head of the Volga Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Assistant Professor of the Department of International Relations and Political Science of Nizhny Novgorod Linguistics University

Nizhnii Novgorod, Russia.

E-mail: [email protected]

Kukonkov Pavel Ivanovich, Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher of theVolga Branch of the Federal Center of Theoretical and

Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Nizhnii Novgorod, Russia.

E-mail: [email protected]

Orientation of the migration flows

and change of balance of the social relations in the accepting society

Abstract. The existing approaches to researching and forecasting spontaneous scenarios connected with uncontrolled migration are still not quite appropriate for its significance in the life of multiethnic Russian regions. The article focuses on the directions and consequences of migration flows in the context of ethnically diverse accepting society. It draws the conclusion that building cooperation between the accepting society and migrants primarily on ethnic grounds invariably leads to the fragmentation of society and the growth of ethnic tension. Special attention is paid to the analysis of the changes in the balance of social relations in the multiethnic region, which affects the general state of the accepting population. The article also considers inconsistent social policies of state and municipal organs, as well as social responsibility of authorities and businesses. The authors come to the conclusion that the refinement of the relations between the accepting society and migrants is possible based on the model of ethnic-social tensions, which helps define the place and role of the ethnic component in the complex and controversial process of transformations which is taking place in the region. Moreover, it serves as a basis for selecting scenarios of behavior of different ethnic groups and mainly the accepting society. The findings are based on the data analysis of the federal and regional statistics and the sociological research of the Volga Branch of the

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences.

Keywords: region, accepting society, balance of social relations, interethnic tension.

Мигранты — весьма заметная часть современного российского общества, что не позволяет игнорировать несовпадение их социокультурных, конфессиональных и экономических установок с традициями и практиками принимающей стороны. Процесс интеграции мигрантов осложняется в этнически и конфессионально неоднородном обществе. Выстраивание взаимодействий между принимающим обществом и мигрантами преимущественно на этнической основе неизбежно ведет к фрагментации общества, к росту межэтнических напряжений.

Прогнозирование стихийных сценариев, связанных с неконтролируемой миграцией в полиэтничном регионе России, до сих пор неадекватно его значимости в жизни региона, что в определенной мере объясняется наличием теоретико-методологических проблем. Среди нерешенных проблем следует отметить ограниченность информации о характере и направленности реальных миграционных потоков, непонимание особенностей этносоциальных напряжений, их локально-территориальной обусловленности в регионах России.

В Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что «Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносе-паратизма и создают условия для возникновения конфликтов» [Концепция национальной безопасности...].

По данным Росстата, численность постоянного населения РФ в первом полугодии 2016 г. возросла на 109,7 тыс. человек. Это на 0,08 % больше, чем за такой же период в 2015 г. Увеличение показателя вызвано ростом миграционных потоков на территорию РФ [Россия становится. 2016]. Эксперты РАНХиГС в 2016 г. пришли к выводу, что миграционный прирост населения России может вернуться к максимальным

показателям 2011 г. На фоне этого аналитики констатируют отсутствие положительных изменений в сфере нелегальных мигрантов [Эксперты РАНХиГС... 2016].

По словам члена Общественной Палаты РФ Альбира Крганова, в некоторых регионах мигранты создают собственные религиозные общины, не интегрируясь в официальные организации. Из-за различных бытовых и социальных проблем часть приезжих радикализуется [Они боятся. 2017]. С другой стороны, принимающее население наблюдает и критически оценивает ситуацию и, прежде всего, подход властных структур к решению проблем миграции и возникающих в связи с этим межэтнических напряжений.

Представляется актуальным вывод: «Во имя стабильности страны, предупреждения конфликтов и межэтнического противостояния важно своевременно выявлять ситуации возможных напряжений, связанных с тем, что характерные для современного мира ситуации конкуренции за рабочие места, участие во власти, а также угрозы личной безопасности и потери культурной самобытности воспринимаются как намеренная дискриминация тех или иных этнических групп» [Социальное неравенство. 2002: 4]. Сегодня этот вывод актуален и для принимающего общества. В 2016 г. за расистскую и иную ультраправую пропаганду было вынесено не менее 60 приговоров, в которых было осуждено 62 человека в 38 регионах страны [Расизм и ксенофобия. 2016].

Следует отметить, что в последние годы число проявлений межэтнических напряжений нарастает (табл. 1).

В условиях ПФО обострение этносоциальных напряжений может приобретать черты подрывной деятельности против территориальной целостности и политической стабильности государства [Татарский язык. 2017]. Причем слабо контролируемый рост миграционных потоков может оказать непрогнозируемое воздействие на сложившийся баланс межэтнических отношений в регионе. В 2016 г. за счет преобладающего миграционного движения сократилось население Дальневосточного, Северо-Кавказского, Сибирского, Приволжского федеральных округов и увеличилось население Центрального, Северо-Западного, Южного и Уральского [Мигрирующая Россия. 2017].

Таблица 1

Статистика по жертвам расистских нападений в России (сразбивкой по группам жертв, данные на 15 февр. 2016 г.)

Год 2012 2013 2014 2015**

У —убиты, Р —избиты и ранены У Р У Р У Р У Р

Всего* 20 196 24 206 36 133 11 69

Темнокожие 0 26 0 7 0 15 0 2

Выходцы из Центральной 8 38 15 62 14 29 14 6

Азии

Выходцы с Кавказа 4 15 3 28 3 14 0 5

Люди «неславянской 1 15 0 32 2 10 1 10

внешности»

Люди из молодежных 1 57 0 7 0 15 0 9

субкультур, антифашисты

Бездомные 6 2 2 3 13 1 3 7

Русские 0 5 0 3 0 5 0 0

Евреи 0 0 0 2 0 1 2 0

Религиозные группы 0 10 0 21 2 12 0 10

ЛГБТ 0 12 2 25 0 8 0 8

* Без учета жертв массовых драк. Кроме Северного Кавказа и до 2016 г. без Крыма.

** Данные неполные.

Составлено по: [Альперович 2016: 46].

Весьма тревожно то, что вклад естественного прироста в общий прирост населения России снизился в 2016 г. до 1,8 % против 18 % в 2015 г., 13 % в 2014 г. и 8 % в 2013 г. Роль миграционного прироста, как основного фактора роста населения России, сохраняется и усиливается [Щербакова 2017].

Характер и направленность миграционных потоков в Нижегородской области характеризуются данными, представленными в таблице 2.

Анализ данных, представленных в таблице 2, свидетельствует об актуальности угроз «глобального смешения», растворения этнических структур и смыслов в условиях Нижегородской области.

Поскольку в Россию приезжают далеко не самые законопослушные граждане, «вылепить образ врага» из мигрантов

Таблица2

Международная миграция по Нижегородской области в 2016 году

№ п/п Для прибывших — откуда прибыли или последнее место жительства. Для выбывших — куда выбыли или новое место жительства Городская и сельская местность

Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост

1 Всего по странам 6954 6259 695

2 Страны СНГ 6663 4903 1760

3 Азербайджан 554 376 178

4 Армения 925 960 -35

5 Беларусь 64 41 23

6 Казахстан 527 332 195

7 Киргизия 138 253 -115

8 Молдова 290 264 26

9 Таджикистан 830 506 324

10 Туркмения 35 79 -44

11 Узбекистан 732 867 -135

12 Украина 2568 1225 1343

13 Другие страны 291 1356 -1065

Составлено по: [Территориальный орган...2017].

несложно. По данным Генеральной прокуратуры РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ в 2016 г. совершено 48210 преступлений, что на 5,9 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2015 г. в России значительно выросло число преступлений террористического характера (на 36,3 %) и число преступлений экстремистской направленности (на 28,5 %) [Статистические данные. 2016].

В Нижегородской области в 2016 г. мигранты совершили 335 преступлений — на 12 больше, чем в 2015 г. Но удельный вес таких нарушений в общей картине преступлений, совершенных в регионе, — менее 1 %. К сожалению, сейчас обозначились новые риски, связанные с иностранцами: уголовные

преступления экстремистской направленности [Понаехали и работают. 2017].

Представленные выше факты не способствуют интеграции мигрантов в принимающее общество. На наш взгляд, до сих пор сохраняет актуальность вывод: «Если границы между социальными слоями оказываются особенно подвижными и неустойчивыми в переходном обществе, то этнические границы в этот период, напротив, становятся более рельефными» [Социальное неравенство. 2002: 4].

Результаты наших исследований, полученные в 2014— 2016 гг., позволяют сделать вывод о том, что непреодолимых проблем в сфере межнациональных отношений ПФО не существует. Так считает большинство населения (62 %). Вместе с тем более трети опрошенных (37 %) отметили, что в регионе есть этнические группы, права которых ущемляются, что свидетельствует о заметной распространенности взаимных претензий [Отчет. 2016: 37—42]. Треть нижегородцев испытывает беспокойство по поводу взаимоотношений с людьми различных национальностей (табл. 3).

Таблица 3

Оценка нижегородцами характера отношений, сложившихся

между людьми различных национальностей

Как Вы считаете, какие отношения

сложились сейчас между людьми различных %

национальностей?

Отношения хорошие 37,3

В основном хорошие 24,7

Когда как 14,7

Напряженные 10,4

Отношения конфликтные 8,3

Затрудняюсь ответить 4,7

Заметное изменение этнодемографического баланса в регионах ПФО, усилившееся после распада СССР, вызывает негативную реакцию части принимающего общества, объективно заинтересованного в пробуждении у мигрантов интереса к диалогу с представителями разных мировоззрений и политических предпочтений, к устранению предубежденности друг против друга на основе конструктивного сотрудничества.

С другой стороны, общество и государство обязаны жестко пресекать любые экстремистские действия, представляющие собой угрозу безопасности государства, основам стабильного развития общества. Обостренная реакция на эту угрозу возможна, прежде всего, со стороны молодежи. Следует отметить, что более трети молодых нижегородцев (35 %) одобрили бы депортацию людей на основании их принадлежности к «нежелательным этносам». Более двух третей опрошенных считают необходимым ограничить приток в Россию иностранной неквалифицированной рабочей силы. Значительная часть молодежи отрицательно относится к мигрантам [Динамика ценностных. 2014: 188-189].

Чувствительность различных социальных групп к проблеме этносоциальных отношений различна, что обусловлено их социальным положением и конкретной социально-экономической ситуацией. Узкие слои принимающего населения, использующие мигрантов в своих интересах, нередко своими руками создают кризис межэтнических взаимодействий. Вместе с тем, именно эти группы при необходимости имеют возможность отстраниться и разрешить кризис за счет той части населения, которая вынуждена жить рядом с мигрантами и поддерживать с ними личные отношения. Тем самым, из пространства конфликта «выводятся» группы, фактически принимающие решения и легитимизирующие их при помощи официальной власти. При необходимости на их место подставляются «чужие» - этнические группы, из которых в конкретной ситуации легче «вылепить образ врага».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что такая политика не имеет серьезной перспективы и может лишь на короткий срок отодвинуть решение назревших проблем. Результаты наших исследований показывают возрастающую роль требований, адресованных не столько другой этносоциальной группе, сколько системе власти, и представляющих по существу вызов легитимности системы. Изменение баланса межэтнических отношений в регионе неизбежно сказывается на самочувствии принимающего населения, которое во многом обусловлено непоследовательной социальной политикой государственных и муниципальных органов власти.

Данные статистики свидетельствуют о том, что дифференциация доходов населения Нижегородской области с 2000 г. увеличивалась, а разрыв между богатыми и бедными увеличивался более высокими темпами, чем по РФ в целом (табл. 4).

Таблица 4

Соотношение средней заработной платы 10 % наиболее и 10 % наименее

оплачиваемых работников (раз)

Год Российская Федерация Приволжский федеральный округ Нижегородская область

Апрель 2005 24,9 20,5 18,9

Апрель 2006 25,3 20 18,5

Апрель 2007 22,1 17,6 16,1

Апрель 2009 14,7 10,1 10,7

Апрель 2011 16,1 11,1 11,8

Апрель 2013 15,8 11,2 12,5

Апрель 2015 14,5 10,4 11,2

Составлено по: [Территориальный орган. 2017].

Соотношение средней заработной платы 10 % наиболее и 10 % наименее оплачиваемых работников Нижегородской области за последние 10 лет постепенно изменялось в сторону уменьшения различий. Следует отметить, что в РФ и в ПФО этот процесс происходил более высокими темпами. С 2000 г. в Нижегородской области, как и в России в целом, наблюдается повышение индекса концентрации доходов (Коэффициент Джини) [Территориальный орган. 2017], что свидетельствует об усилении неравенства в распределении денежных доходов населения.

В 2000 г. численность населения Нижегородской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума заметно превышала этот показатель по России в целом (на 6,4 %). Вместе с тем этот показатель с 2001 г. стабильно сокращается, а с 2005 г. она стал ниже общероссийского [Территориальный орган. 2017]. По данным Росстата, «за первые три месяца 2015 года численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 3,1 млн человек по сравнению с прошлогодним показателем, составив 22,9 млн человек» [В Госдуме рассказали. 2016].

Увеличение числа россиян с доходами ниже прожиточного минимума сопровождается ростом стоимости минимального набора продуктов питания. В течение одного месяца стоимость минимального набора продуктов питания во всех Федеральных округах (кроме Крымского, о котором нет данных), заметно подросла (табл. 5). В Нижегородской области этот показатель стабильно растет более быстрыми темпами, чем в ПФО в целом. В связи с этим представляется обоснованным вывод о постепенном снижении жизненного уровня наемных работников, особенно в бюджетной сфере.

Таблица 5

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в марте 2016 г.

Федеральные округа Стоимость набора, рублей Изменение стоимости набора к предыдущему месяцу (%) Максимальная и минимальная стоимость набора внутри федерального округа

Субъект Российской Федерации Стоимость набора, руб.

Центральный 15140,2 100,6 г. Москва Курская область 19807,4 11822,9

Северо-Западный 14491,3 100,6 Мурманская область Новгородская область 16518,8 12415,7

Южный 13145,6 100,4 Краснодарский край Астраханская область 14328,2 12531,4

Северо-Кавказский 12816,8 100,4 Чеченская Республика Республика Ингушетия 13510,1 11571,3

Приволжский 12446,0 100,5 Нижегородская область Саратовская область 13207,2 11715,6

Федеральные округа Стоимость набора, рублей Изменение стоимости набора к предыдущему месяцу (%) Максимальная и минимальная стоимость набора внутри федерального округа

Субъект Российской Федерации Стоимость набора, руб.

Уральский 13626,9 100,5 Тюменская область Челябинская область 15464,8 12307,4

Сибирский 12716,5 100,5 Республика Алтай Кемеровская область 14938,0 11549,7

Дальневосточный 17127,2 100,5 Камчатский край Амурская область 23484,4 14614,8

Крымский 11904,5 101,1 г.Севастополь Республика Крым 12136,5 11971,2

Составлено по: [РОССТАТ...2016].

Неравенство при распределении доходов, на наш взгляд, не связано напрямую с усилением напряжений внутри принимающего общества. В.В. Федосеев в связи с этим справедливо отмечал, что экономической базой социальной напряженности в стране является низкий уровень жизни в сочетании с резкой дифференциацией населения по доходам [Федосеев 2010: 96-103].

Существенные различия в условиях функционирования российских регионов, отдельных сегментов, частей социальной системы регионов порождают неудовлетворенность отдельных индивидов и их групп, трансформирующуюся в социальные напряжения. Снижение социального статуса части населения региона, существенное ухудшение условий труда и быта, разрушение жилищно-бытовой сферы, снижение реальных доходов и увеличение безработицы ведут к возникновению и расширению очагов социального напряжения

в регионе. В условиях полиэтничного региона эти напряжения нередко приобретают «межэтническую окраску».

Основные показатели развития социальной сферы Нижегородской области в 2015 г. превышали их предельно-критическое значение в мировой практике [Осипов 2009: 563] (табл. 6).

Таблица 6

Соотношение предельно-критических и реальных показателей развития

социальной сферы Нижегородской области в 2015 г.

Название показателя Предельно-критическое значение в мировой практике Величина показателя в Нижегородской области Вероятные социально-политические последствия

Соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных групп населения 10:1 16:1 Антагонизация социальной структуры

Доля населения, живущего на пороге бедности 10% 10,8% Люмпенизация населения

Соотношение минимальной и средней заработной платы 1:3 1:3,8 Деквалификация и пауперизация рабочей силы

Уровень безработицы 8-10% 4,1% Рост социаль-но-обездо-ленных групп населения

Исключение, судя по данным таблицы 6, составляет уровень безработицы в Нижегородской области. Однако если учесть постоянные задержки зарплаты, отпуска без содержания, уровень неполной занятости в разных формах, составивший в 2015 г. 10 % [Уровень неполной занятости. 2015], можно предположить, что объем социально обездоленных групп населения в Нижегородской области заметно выше.

Сложившаяся ситуация неизбежно сказывается на оценке нижегородцами направленности происходящих изменений. Более половины нижегородцев не вполне удовлетворены жизнью в своем городе, селе; более трети из них считают, что ситу-

ация в городе, районе практически не меняется, а практически каждый четвертый убежден в том, что ситуация ухудшается. Необходимо отметить, что показатель удовлетворенности жизнью заметно варьируется в зависимости от района проживания.

Следует учитывать, что феномен этносоциального напряжения может искажать реальную картину неудовлетворенности принимающего общества, что нередко связано с тем, что в социальном пространстве региона не представлены или неадекватно представлены интересы различных этнических групп, которые игнорируются властной элитой. Причем нередко игнорируются и интересы местного населения, представляющего значительное большинство. Мы солидарны с тем, что эти факты представляют собой «очевидный "кризис беззащитности", поражающий атомизированные этнические сообщества перед лицом многосторонней экспансии сплоченных этнических кланов.» [Андреев 2002: 126—138].

Социальная стабильность предполагает соподчинение этнических интересов цели поддержания общесоциального единства. Общество не заинтересовано в возникновении этнокультурных общностей, живущих по законам, не согласующимся с общепринятыми нормами. Разнообразие этносов и культур на одной территории продуктивно, если оно сопровождается стремлением к поиску компромиссов, а не взаимной изоляции. Последнее представляется нежелательным для принимающего общества. Важным фактором дестабилизации выступает не только низкий уровень реализма сторон межэтнических конфликтов, но и наличие, влиятельность экстремистских объединений.

Следует подчеркнуть, что полиэтничное общество без этносоциальных напряжений и конфликтов — миф. Методологическая проблема заключается прежде всего в определении «профиля» поля этносоциальных напряжений и реалистичности возникающих в этом поле напряжений и конфликтов.

Изменяющаяся ситуация в сфере межэтнических отношений в ПФО требует пристального внимания со стороны органов государственной и муниципальной власти и экспертного сообщества. Вместе с тем имеющиеся возможности, на наш взгляд, слабо используются для оптимизации напря-

жений, прогнозирования, предупреждения и локализации конфликтов в сфере межэтнических отношений. Решение этой проблемы возможно на пути конструирования адекватной модели бесконфликтного взаимодействия в сфере межэтнических отношений, содержащей процесс трансформации этносоциального напряжения в конфликт.

Один из центральных этапов превращения недовольства принимающего населения в межэтническое напряжение— идентификация этнических групп, организационных структур, блокирующих движение к приемлемым для него целям. В качестве основного механизма на этом этапе действует «избирательная рациональность», ориентированная на выявление среди окружающих противников и союзников, прежде всего в виде иноэтничных лиц и групп.

Формирование и использование модели этносоциальных напряжений позволяет не только определить место и роль этнической составляющей в сложном и противоречивом процессе изменений, происходящих в регионе, но и выступает основанием для отбора сценариев поведения различных этнических групп региона и, прежде всего, принимающего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Альперович В., Юдина Н. Движение ультраправых в ситуации давления. Ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в 2015 году в России. М.: Информационно-аналитический центр «СОВА», 2016. 47 с. Андреев А. Этническая революция: причины и следствия //

Москва. 2002. № 4. С. 126-138. В Госдуме рассказали о купающейся в деньгах России. 28 марта 2016 г. URL: http://news.rambler.ru (дата обращения: 10.10.2017).

Динамика ценностных ориентаций молодежи (2006-2014 гг.) / под общ. ред. Е. П. Савруцкой. Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ»; СПБ.: Издательство РХГА, 2014. 232 с. Концепция национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.armscontrol.ru (дата обращения: 10.10.2017).

«Мигрирующая Россия». Современные тренды численности и миграции населения страны. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0719/barom04. php (дата обращения: 07.10.2017).

«Они боятся преследования». Общественники обсудили проблемы трудовых мигрантов [Электронный ресурс] // Редакция «ФедералПресс». 2017. 6 окт. URL: http://fedpress. ru/news/77/society/1883029 (дата обращения: 09.10.2017).

Осипов Г.В. Социология и политика. М.: Вече, 2009. 592 с.

Понаехали и работают. Нижегородская область привлекательна для мигрантов [Электронный ресурс] // АИФ Нижний Новгород. 2017. 13 февр. URL: https://news.rambler.ru/ other/36080379/ (дата обращения: 10.10.2017).

Расизм и ксенофобия. Итоги апреля 2016 г. [Электронный ресурс]. Информационно-аналитический центр «Сова». 29.04.2016. URL: http://www.sova-center.ru (дата обращения: 05.10.2017).

Россия становится «резиновой» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «ФедералПресс». 2016. 22 авг. URL: http://fedpress.ru/article/1664307 (дата обращения: 10.10.2017).

РОССТАТ. Информация о социально-экономическом положении России. Январь-март 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/ oper-03-2016.pdf (дата обращения: 15.10.2017).

Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Academia, 2002. 480 с.

Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь 2016 г. 20 февр. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 07.10.2017).

Татарский язык против русского. В республике обостряется скандал вокруг школьной программы. [Электронный ресурс]. 6 нояб. 2017 г. URL: https://news.rambler.ru/ education/38342400 (дата обращения: 10.10.2017).

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://nizhstat.gks.ru (дата обращения: 07.10.2017).

Уровень неполной занятости в регионах России во 2-м квартале 2015 г. в разных ее формах [Электронный ресурс] // Социальный атлас российских регионов. М.: Независимый институт социальной политики, 2015. URL: http://www. socpol.ru/atlas (дата обращения: 07.10.2017).

Федосеев В.В. Глобальный кризис и основные индикаторы уровня жизни населения России // Труд и социальные отношения. 2010. № 5. С. 96-103.

Щербакова Е. Россия: демографические итоги I полугодия 2017 года (часть I). [Электронный ресурс]. Институт демографии НИУ ВШЭ. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2017/0739/barom02.php (дата обращения: 10.10.2017).

Эксперты РАНХиГС прогнозируют максимальный за пять лет миграционный прирост населения в России [Электронный ресурс] // Информационное агентство RNS. 2016. 14 сент. URL: https://rns.online/economy (дата обращения: 05.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.