На данный момент преждевременно говорить о развитии нового этапа военного сотрудничества между Турцией и Киргизией, объявленного в 2020 г. в г. Анкара. Как будут развиваться двусторонние контакты - покажет время.
Статья поступила в редакцию 26.12.2022.
Принята к публикации 16.01.2023.
Kudayarov K.A.
Kyrgyz-Turkish cooperation in the military sphere
Kanybek A. Kudayarov,
PhD (History), Research Associate,
Center for Interdisciplinary Research,
INION RAN,
e-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the review of the development of Kyrgyz-Turkish relations in the military sphere. Attention is paid to the nature of bilateral cooperation, mainly represented in the form of logistical and educational assistance from Turkey to the Kyrgyz Republic.
Keywords: Kyrgyz-Turkish relations; military cooperation; material and technical assistance; weapons; UAVs.
Сченснович В.Н.* МИГРАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. (Аналитический обзор)
Б01: 10.31249/пшш/2023.01.05
Для цитирования: Сченснович В.Н. Миграционные особенности стран Центральной Азии. (Аналитический обзор). Б01: 10.31249/йшш/2023.01.05
* Сченснович В.Н., научный сотрудник, отдел Азии и Африки, ИНИОН РАН, e-mail: [email protected]
Аннотация. В обзоре проанализированы отличительные особенности, присущие миграционным процессам государств Центральной Азии. Миграционные обмены с Таджикистаном оказывают влияние на корректировку этнического состава населения российских регионов. В Казахстане, который имеет развитую образовательную миграцию и высокопрофессональные трудовые ресурсы, происходят трансформационные перемещения в другие страны. В Киргизии миграционный обмен населением с соседними странами уменьшился, но он усилился с рядом стран вне СНГ. На нынешнем этапе избыток трудовых ресурсов в Узбекистане требует регулирования внешней трудовой миграции.
Ключевые слова: Россия; Таджикистан; Казахстан; Киргизия; Узбекистан; Туркменистан; межэтнические отношения; внешняя трудовая миграция; иностранная рабочая сила; уровень образования; квалификация; заработки; регулирование миграции; адаптация и интеграция мигрантов; отношение местного населения к мигрантам; постоянное и временное трудоустройство; легальная и нелегальная миграция; миграция в период пандемии СОУЮ-19.
Введение
В разных регионах постсоветского пространства динамика миграционных процессов, соотношение внутрироссийских и международных перемещений имеют отличительные особенности. Миграционные обмены с Таджикистаном оказывают влияние на корректировку этнического состава населения регионов РФ. Многие выходцы из Таджикистана (ок. 446 тыс.) приняли российское гражданство. В Казахстане произошла активизация миграции, в том числе выбытие населения из республики в другие страны. В Киргизии миграционный обмен населением с соседними странами уменьшился, но он усилился с рядом стран вне СНГ. Для трудовых мигрантов из Киргизии наиболее привлекательными являются Россия, Казахстан, Турция, страны ЕС, Южная Корея. Основная цель правительства Узбекистана сегодня - создание условий, обеспечивающих управляемые и регулируемые потоки миграции.
Авторы опираются на социологические исследования, которые позволяют дать достоверную картину нынешней ситуации в сфере миграции, приводят суждения экспертов.
Миграция из Таджикистана в регионы азиатской части РФ
Кандидат исторических наук, доцент Челябинского гос. унта А. А. Авдашкин [1] рассматривает миграцию из Таджикистана в регионы азиатской части России на примере Челябинской, Свердловской, Омской, Новосибирской областей и Красноярского края. Для Уральского и Сибирского регионов все более ощутимой сегодня становится миграция из Таджикистана. Темпы создания новых рабочих мест в республике существенно ниже темпов естественного прироста населения. В этих социально-экономических условиях заработки в России являются одним из выходов для домохозяйств.
Миграционные обмены с Таджикистаном оказывают влияние на корректировку этнического состава населения российских регионов. В 1992-2013 гг. около 300 тыс. выходцев из Таджикистана приняли российское гражданство. В 2016-2020 гг. российский паспорт получили 146 тыс. таджикистанцев. Перед началом пандемии С0УГО-19 Таджикистан являлся одним из основных поставщиков иностранной рабочей силы в Россию. К регионам с наибольшей концентрацией выходцев из Таджикистана принадлежат Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск.
Данные переписей населения 1989-2010 гг. демонстрируют динамику прироста числа таджиков в структуре населения регионов РФ. В Челябинской области их численность возросла примерно в 8 раз, в Свердловской области - в 7 раз. В Новосибирской области этот показатель вырос в 14 раз. Увеличение масштабов миграций из Таджикистана в постсоветский период привело к появлению таджикских общественных объединений. Они ориентированы на оказание правовой помощи мигрантам, реализацию принципов государственной национальной политики. В Екатеринбурге функционирует «Таджикская диаспора Дидор», культурный центр «Сомониен» - в Челябинске и «Авиценна» - в Новосибирске.
Отношение к иноэтничным мигрантам характеризуется как негативно-безразличное. Для уральских и сибирских регионов, переживающих миграционную и естественную убыль, возможным источником роста этнофобий служит также тренд на сокращение численности «славянского» населения. Кроме того, приезжие из Средней Азии не защищены от дискриминации, проживают изолированно, составляя группу мигрантов, наименее интегрированных в общество. Результаты социологических опросов показыва-
ют, что в большинстве рассматриваемых регионов именно на выходцах из Таджикистана фокусируется отрицательное отношение. Помимо рисков, порождаемых собственно ростом ксенофобии, общественность тревожат места компактного расселения мигрантов. В общественно-политическом дискурсе, публикациях СМИ нередко можно встретить описания таких локаций, ситуаций, связанных с конфликтами «местные» / «приезжие» или «приезжие» / «приезжие». Как правило, это строения, расположенные поблизости от крупных рынков, и рабочие общежития.
Сокращение численности населения, особенно в азиатской части страны, заключает автор, ставит вопрос об источниках восполнения дефицита рабочей силы. Компенсировать нарастающую убыль возможно за счет миграции. Среднеазиатское направление на ближайшие годы является одним из приоритетных, несмотря на сокращение миграционного притока. Миграция из Таджикистана внесла заметные изменения в этнический состав населения и повседневную жизнь большинства регионов Урала и Сибири. Своевременное предупреждение рисковых сценариев, по мысли исследователя, требует ряда мер: системная интеграция детей мигрантов в образовательное пространство и российское общество; мониторинг межэтнических отношений в регионах; выявление потенциальных очагов напряженности; создание условий для взаимодействия различных групп мигрантского и не мигрантского населения.
Доктор политических наук, профессор З.А. Дадабаева, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН [2] исследует проблемы демографии и трудовых ресурсов Таджикистана. Стремительный рост населения привел к ситуации, когда РТ становится наиболее демографически активной, но и одновременно одной из бедных стран мира. Рост экономики на 7% ВВП позволял увеличивать количество рабочих мест только на 1,1%. Новых рабочих мест с достойной оплатой не хватало, особенно для молодежи. Почти 2 млн человек трудоспособного возраста не имеют работы, 21,4% из них - молодежь. По оценкам международных организаций, за чертой бедности во второй половине 1990-х годов оказалось более 83,5% населения Таджикистана. Рост бедности, потеря работы становятся катализаторами внешней трудовой миграции. Трудовая миграция связана, с одной стороны, с высоким естественным приростом населения и ростом числа лиц в трудоспособном возрасте. Численность населения в 2020 г. составила 9,6 млн человек. Из них больше половины - в трудоспособном возрасте, от 15 до 65 лет (59,8%). Главные внешние доходы страны
с начала 2000-х годов связаны с трудовыми миграциями, и как раз в этот период начинает формироваться миграционная модель отношений России и Таджикистана. Значительная часть трудоспособного населения получает доход, работая вне страны. В этом контексте демографический рост является неразрывной частью экономического роста. С другой стороны, трудовая миграция связана с деиндустриализацией и деурбанизацией, произошедшими в 1990-е годы. Миграционные процессы в Таджикистане начались сразу после завершения гражданской войны и сейчас имеют довольно широкую географию: Казахстан, Китай, ОАЭ, Афганистан, США, Южная Корея, но подавляющая их часть приходится на Россию.
Внешняя миграция населения Казахстана
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Комитета науки Минобрнауки РК З.К. Чуланова [5] отмечает, что современный миграционный процесс в Казахстане имеет свою специфику. В течение длительного времени внешняя миграция населения республики, как правило, ограничивалась эпизодическими поездками. С приобретением Казахстаном независимости произошла активизация миграции населения в другие страны.
В истории Казахстана исследователь выделяет несколько крупных миграционных волн, каждая из которых связана чаще всего с экономическими спадами. Общим сокращением численности населения отмечены 1990-е годы, что было вызвано естественными причинами и большой эмиграцией (более 2,2 млн человек). Проводимая политика «открытости» страны активизировала процессы перемещения из Казахстана в другие страны, что привело к потере трудового потенциала. За период 1996-2000 гг. большое число эмигрировавших пришлось на РФ и Германию, а также Узбекистан, Украину, Белоруссию, Киргизию и Израиль. С 1991 по 2001 г. отрицательное сальдо миграции не только полностью поглотило естественный прирост населения, но и превысило его более чем в 2 раза. Однако последующий экономический подъем в Казахстане и связанное с этим расширение возможностей рынка труда способствовали сокращению темпов отъезда населения из республики. Мировой кризис 2008-2009 гг. внес коррективы в интенсивность миграционных потоков. В течение этих лет чистая иммиграция добавила почти 30 тыс. человек к населению Казах-
стана. Однако с 2012 г. наблюдается повторное увеличение темпов чистой эмиграции из-за сокращения иммиграции и увеличения эмиграции из страны. Новый подъем миграционного оттока начался с 2014 г., отмеченного девальвацией национальной валюты. Данные Бюро по статистике Казахстана показывают рост количества эмигрантов с 2014 г. на 8-16% ежегодно. Если в 2015 г. из страны выехали 30 тыс. граждан, то по итогам 2019 г. этот показатель вырос на 30% и составил 45,2 тыс. человек. Это самая высокая цифра за последние десять лет.
Казахстан тесно связан с другими постсоветскими странами, на которые приходится почти 80% всей иммиграции и более 90% эмиграции. В 2019 г. 34,4% всех иммигрантов в Казахстан прибыли из Узбекистана, за которым следует Россия (30,6%), 10,7% приехали из Китая. Согласно данным официальной статистики за 2015-2020 гг., большая часть казахстанских эмигрантов уезжала в страны СНГ, при этом 88% переехали в Россию. РФ становится новой родиной для казахстанцев славянских национальностей из северных и восточных регионов страны. Долю в 1% занимает Узбекистан, куда уезжают казахстанцы из южных регионов республики (Туркестанская, Жамбылская области, Алматы, Шым-кент). Среди стран дальнего зарубежья большая часть приходится на Германию.
Основываясь на данных Бюро национальной статистики, автор составил портрет среднестатистического эмигранта, переезжающего из Казахстана. Так, из 45,2 тыс. покинувших Казахстан в 2019 г. 72% - русские, 7% - немцы, 6% - украинцы, 4,8% - казахи. В подавляющем большинстве эмигранты - это городские жители (84%) в возрасте от 16 до 62 лет (70%). Статистика отражает невысокую долю казахов в общем объеме эмиграции, но имеющую тенденцию к росту. Уезжают представители титульной нации в Россию, Узбекистан (8%), Германию (6%), США (5%) и другие страны.
Ранжирование по уровню образования показывает, что из Казахстана мигрируют преимущественно люди с высшим или средним профессиональным (специальным) образованием, а приезжают в основном с общим средним уровнем образования. Наибольшую долю казахстанцев с высшим образованием, уехавших из страны в 2019 г., составляют специалисты технических профессий, а также граждане с экономическим и педагогическим образованием. Немало среди эмигрантов юристов, медработников, архитекторов, строителей. Для Республики Казахстан, подчеркивает автор, актуальной является утечка высококвалифицированных кадров. Изме-
нить ситуацию с эмиграцией высококвалифицированных специалистов могут: политическая и экономическая стабильность, накопление ресурсов для инвестиций в науку и инновационную деятельность.
Статистические данные за 2010-2020 гг. позволяют сделать вывод: сальдо миграции Казахстана имеет отрицательные значения уже более 10 лет. В целом, за этот период из страны безвозвратно выехали свыше 366 тыс. человек. Большинство из них -квалифицированные, образованные, с богатым человеческим капиталом. По этническому признаку наибольший удельный вес среди уехавших имеют русские (70%); 7% - украинцы, 4,5% - казахи. Большая часть эмигрантов - жители городов. 86% всех переезжающих выбирают для нового места жительства Россию.
Почти 14,2 тыс. казахстанцев покинули страну за I полугодие 2021 г., что на 29,3% больше, чем в аналогичном периоде 2020 г. По национальностям из Казахстана за I полугодие выехали: 9553 русских, 1353 немца, 1061 украинец, 698 казахов, 438 татар, 206 белорусов, 177 поляков, 96 корейцев, 77 азербайджанцев, 72 узбека и др. При этом в страну переехали 1619 казахов, 1240 русских, 257 узбеков, 200 азербайджанцев, 150 каракалпаков, 141 украинец, 122 киргиза, 103 таджика, 101 турок, 94 немца, 86 татар, 79 корейцев, 78 афганцев.
Пандемия изменила динамику миграционных процессов в Казахстане: впервые за последние семь лет отмечено сокращение количества выезжающих. Эксперты убеждены, что пандемия ко-ронавируса могла стать причиной отложенной миграции. Люди просто не смогли это сделать из-за закрытых границ. Учитывая текущую экономическую ситуацию и негативные прогнозы, эксперты ожидают дальнейшего продолжения преобладания эмиграции из страны. Специалисты Международной организации по миграции (10М) в Казахстане и Центральной Азии считают, что основным фактором, влияющим на принятие решения о миграции, является экономический аспект. Согласно данным Фонда социальных и политических исследований «Стратегия», у трудящихся приоритеты с высокой зарплаты сменились на стабильность и перспективы роста. Эксперты отметили тенденцию, что уезжают не из-за маленькой зарплаты, а из-за невозможности найти достойное место на рынке труда. Люди с квалификацией заинтересованы в применении своих знаний и опыта, речь в основном идет о технических и редких специальностях.
Значимым трендом в вопросах межнационального перемещения молодежи является образовательная миграция. В 201965
2020 гг. в вузах России учились 63 тыс. казахстанцев. С учетом же того, что в Казахстане всего 605 тыс. учащихся в университетах, каждый десятый казахстанский студент получает высшее образование за границей. Потенциал невозвратной миграции молодых людей, выехавших из стран региона на работу или учебу, оценивается в 30-35% с тенденцией к росту. То есть около 20 тыс. студентов, обучающихся за рубежом, в дальнейшем могут остаться за границей. На тенденции образовательной миграции оказывают определенное влияние этнические различия. Так, в славянских семьях Казахстана, отправляющих своих детей учиться в зарубежные вузы, часто ориентируются на то, чтобы выпускники, получив образование, нашли там работу, подали документы на гражданство. Родители студентов-казахов убеждены, что за границей более качественное образование, но молодых людей часто настраивают, что они должны вернуться и работать на родине.
Автор делает выводы: миграция обусловлена целым комплексом взаимосвязанных факторов социально-экономического и политического характера. В настоящее время в миграции населения определяющую роль играют социально-экономические факторы, прежде всего: низкий уровень промышленного производства в республике; изменения в структуре экономики, превалирование сферы торговли и услуг как следствие невостребованности квалифицированных кадров; высокий уровень безработицы - как явной, так и скрытой; рост молодежной безработицы, уровень которой складывается выше, чем среди всего трудоспособного населения; несоответствие профессиональной и квалификационной подготовки выпускников учебных заведений требованиям рынка труда, переизбыток гуманитарных специальностей; - отставание в уровне и качестве жизни от экономически развитых регионов РФ. Все это предопределяет объективную необходимость совершенствования механизмов регулирования миграционных потоков. Государственная миграционная политика должна быть ориентирована на цели социально-экономического развития страны в соответствии с демографической потребностью и спросом на рынке труда.
Внешняя миграция в Киргизии
Доктор исторических наук, и. о. профессора Киргизского государственного университета им. И. Арабаева (КР, г. Бишкек) А.Р. Джоошбекова [3] отмечает, что переориентация направлений внешней миграции в Киргизии началась в 1970-е годы, и в начале
1990-х годов произошла интенсификация давно наметившейся тенденции. Миграционные обмены населением с соседними странами уменьшились, но усилились со странами вне СНГ. Для трудовых мигрантов из Киргизии наиболее привлекательными являются Россия, Казахстан, Турция, страны ЕС, Южная Корея. Причем внешняя миграция сводится к поиску более предпочтительных условий, призванных повысить уровень и качество жизни выбывающих. Абсолютное большинство (89%) из выехавших в Россию эмигрантов составили киргизы, узбеки и русские; более половины выехавших в Казахстан - киргизы. Из числа выехавших в Узбекистан более двух третей - узбеки.
Тенденция, наблюдаемая с середины 2000 г. и характеризующаяся как увеличением интенсивности миграционного оттока населения, так и трансформацией мотивов территориального перемещения, является следствием ухудшения общего социально-экономического положения в Киргизии. Прежде всего, это несбалансированность национального рынка труда, находящая выражение в нехватке рабочих мест, соответствующих уровню и качеству подготовки рабочей силы; низкий прожиточный минимум занятого населения; недостаточный уровень социального обеспечения.
За последние годы в распределении эмигрантов по уровню образования отмечается увеличение удельного веса лиц с высшим и среднеспециальным образованием. Увеличение оттока из республики квалифицированных кадров подтверждает распространение неблагополучных в целом для общества тенденций, следствием которых может стать дефицит профессиональной рабочей силы. Анализ статистических данных 2009 г. свидетельствует о том, что из-за ограниченности сфер приложения труда, форм и видов профессиональной занятости граждан республики проблемы стабилизации потоков внешней трудовой миграции населения Киргизии продолжают оставаться актуальными.
Необходимо, по мысли автора, учитывать две разнонаправленные тенденции, которые определяют миграционные потоки в Россию и оказывают воздействие на ее рынок труда. С одной стороны, наблюдается долгосрочный демографический кризис, притягивающий в Россию иностранных рабочих; с другой - на миграцию влияет экономический кризис, выталкивающий трудящихся -мигрантов из России. При этом экономический кризис - временное явление, а демографические проблемы имеют долгосрочный тренд. В связи с этим автор прогнозирует, что сокращение количества трудоспособных россиян будет и в будущем притягивать ино-
странных рабочих из других стран: рынок труда освобождается, имеется дефицит рабочих рук. Именно поэтому в Россию приезжают рабочие из Центральной Азии, в том числе из Киргизии, с которой у России действует безвизовый режим.
Внешняя трудовая миграция в Узбекистане
Кандидат экономических наук Ш.Н. Исакулов [4] (Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, г. Ташкент) обращает внимание на необходимость эффективного регулирования внешней трудовой миграции в Узбекистане.
Демографические тенденции - за последние 50 лет население страны увечилось в 2,86 раза и составило 35 млн человек. Большая доля молодежи (до 60% в структуре населения) и ежегодно высокий прирост трудовых ресурсов (500-600 тыс. человек) создают нагрузку на внутренний рынок труда. В связи с этим наблюдается существенный поток трудовых мигрантов в зарубежные страны, в котором ведущее место занимает Россия.
В условиях независимого развития Узбекистан столкнулся с новыми видами миграций, ранее не свойственными республике, такими как вынужденная миграция, потоки беженцев в страну, незаконная миграция. Учёт, регулирование, управление и минимизация стихийных форм миграционных процессов, снижение негативных факторов миграции являются важными задачами государства, требующими выработки эффективной государственной политики. В 1991-1997 гг. процессы миграции приобрели стихийный, нерегулируемый характер. Изучение миграционных процессов не имело системного характера и с трудом поддавалось прогнозированию. В последние годы Президентом Республики Узбекистан Ш. Мир-зиёевым пересмотрена работа в области управления миграцией, созданы условия легализации потоков трудоустройства граждан за рубежом, направленные на решение назревших проблем в сфере трудовой миграции и безопасного выезда в зарубежные страны.
В целом Узбекистан является одной из наиболее обеспеченных трудовыми ресурсами страной среди государств мира. На его долю приходится более 40% трудовых ресурсов Центральной Азии, что определяет значимость трудового потенциала в регионе. В последние годы на рынок труда Узбекистана выходит около 500 тыс. человек в год. Эту возможность, считает исследователь, необходимо эффективно использовать в национальных интересах, в первую очередь на внутреннем рынке труда, а избыточные ре-
сурсы оптимально размещать на зарубежных высокопродуктивных рынках, направлять в процессе временной внешней трудовой миграции в индустриально развитые страны мира.
Анализ статистических данных по Узбекистану свидетельствует: в 1991-2005 гг. наблюдалось отрицательное сальдо - 75 тыс. человек в год. В последующий период в связи с проводимыми в стране реформами, улучшением социально-экономической ситуации, ускоренным созданием новых рабочих мест и снижением стимулов к эмиграции, ситуация в Узбекистане с постоянной эмиграцией стабилизовалась. Положительные тенденции в макроэкономическом развитии республики, подтверждаемые оценками международных организаций, а также целенаправленная работа по трудоустройству населения, повышение его доходов, по мысли исследователя, могут в будущем снизить масштабы трудовой миграции из страны.
Россия является основной страной притяжения для трудовых мигрантов из Узбекистана: тенденция ежегодного прироста шла до периода пандемии С0УГО-19. Пандемия привела к существенному снижению миграционных потоков в мире. В итоге многие трудовые мигранты приняли решение о возвращении в свои страны, в том числе и в Узбекистан. Проведенное автором статьи социологическое исследование потенциальных трудовых мигрантов показало: для большинства опрошенных в целях трудоустройства наиболее привлекательной страной является Россия, о чем сообщили более 60% респондентов. Это является следствием наличия безвизового режима между Узбекистаном и Россией, развитостью ми-грантских сетей и этнической диаспоры.
Основными партнерами Узбекистана по трудовой миграции в странах СНГ традиционно являются Россия и Казахстан. В последние годы налаживаются централизованные направления трудовых миграций с Россией, Казахстаном, Республикой Корея, Турцией.
Автором статьи были разработаны проекты трех законодательных актов в миграционной сфере: «Закона о внешней трудовой миграции», Постановления Кабинета министров «О мерах по эффективному использованию (предотвращению утечки за рубеж) высококвалифицированных кадров для государственной службы и работы в отраслях экономики» и «О мерах по дальнейшему совершенствованию и коренному пересмотру системы организованного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом». Наиболее важным документом является «Закон о внешней трудовой миграции». При подготовке проекта закона был проана-
лизирован международный опыт законодательного регулирования миграционных процессов, изучены концептуальные аспекты нормотворчества, исходя из соблюдения международных прав личности на свободу миграции.
Налаженные связи между Узбекистаном и Россией, готовность к совместной работе региональных властей и хозяйствующих субъектов, высокий уровень сотрудничества в регулировании миграционных процессов между странами формируют уникальные возможности создания новых методов и инструментов, обеспечивающих эффективные механизмы управления трудовой миграцией, отвечающей взаимовыгодным интересам наших стран.
Заключение
Миграция из Таджикистана внесла заметные изменения в этнический состав населения и повседневную жизнь большинства регионов Урала и Сибири. Стремительная убыль населения, особенно в азиатской части страны, считают эксперты, неизбежно ставит вопрос об источниках восполнения дефицита рабочей силы. Компенсировать нарастающую убыль возможно за счет миграции. Среднеазиатское направление на ближайшие годы является одним из приоритетных, несмотря на сокращение миграционного притока.
В Казахстане активизация миграции населения в другие страны привела к потере трудового потенциала. Из республики мигрируют преимущественно люди с высшим или средним профессиональным (специальным) образованием, т.е. высокообразованные специалисты. Значимым трендом в стране стала образовательная миграция. Эксперты отмечают, что люди часто уезжают из-за невозможности найти достойное место на рынке труда.
На современном этапе в Киргизии миграционный обмен населением усилился с рядом стран вне СНГ. Для трудовых мигрантов из Киргизии наиболее привлекательны Россия, Казахстан, Турция, страны Европы, Южная Корея. При этом доминирует поиск условий, призванных повысить уровень и качество жизни выбывающих.
В условиях независимого развития Узбекистан столкнулся с новыми видами миграций, ранее не свойственными республике, такими как вынужденная миграция, потоки беженцев в страну, незаконная миграция. Учет, регулирование, управление и минимизация стихийных форм миграционных процессов, снижение негативных факторов миграции являются важными задачами государства, требующими выработки эффективной государственной политики.
Список литературы
1. Авдашкин А. А. Миграция из Таджикистана в регионы азиатской части России: современная ситуация и риски // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8. № 4 (32). С. 143-151.
2. Дадабаева З.А. Независимое развитие Республики Таджикистан в период с 1991 по 2021 год // Геоэкономика энергетики. 2022. № 1 (17). С. 61-79.
3. Джоошбекова А.Р. Социально-демографический портрет внешних трудовых мигрантов из Кыргызстана // Стратегические ориентиры развития Центральной Азии: история, тренды и перспективы. Сб. научных статей международного научно-образовательного форума. Екатеринбург. 2021. С. 254-259.
4. Исакулов Ш.Н. Проблемы и возможности эффективного регулирования внешней трудовой миграции в Республике Узбекистан // Народонаселение. 2021. Т. 24. № 4. С. 161-174.
5. Чуланова З.К. Внешняя миграция населения Казахстана за годы независимости // The Scientific Heritage. 2021. № 76-2 (76). С. 37-45.
Обзор поступил в редакцию 02.11.2022.
Принят к публикации 17.11.2022.
Schensnovich V.N.*
Migration features of Central Asian countries.
(Analytical review)
Valentina N. Schensnovich,
Research Associate, Asia and Africa Department, INION RAN,
e-mail: [email protected]
Abstract. The review analyzes the distinctive features inherent in the migration processes of the Central Asian states. Migration exchanges with Tajikistan have an impact on the adjustment of the ethnic composition of the population of Russian regions. In Kazakhstan, which has a well-developed educational migration and highly professional workforce, transformational movements to other countries are taking place. In Kyrgyzstan, the migration exchange of the population with neighboring countries has decreased, but it has intensified with a number of countries outside the CIS. At the current stage, the surplus of labor resources in Uzbekistan requires the regulation of external labor migration.
Keywords: Russia; Tajikistan; Kazakhstan; Kyrgyzstan; Uzbekistan; Turkmenistan; interethnic relations; external labor migration; adaptation and integration of migrants; legal and illegal migration; migration during the COVID-19 pandemic.