216
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 216-222.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 1 (97). Pp. 216-222.
Научная статья УДК 316.65 EDN: ZRLNVK
МИГРАЦИОННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ВЫЗОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Евгений Викторович Щекотин
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Россия, evgvik1978@mail.ru
Аннотация. На основании прикладного социологического исследования дается оценка миграционных настроений студентов первого курса ИТ-специальностей в техническом вузе. Определено, что студенты первого курса имеют сложившуюся установку на трудовую миграцию в зарубежные государства для работы в иностранных компаниях. Преимущественным направлением для трудовой миграции студенты первого курса считают недружественные страны Европы и Северной Америки. Показано, что такие намерения являются серьезным вызовом для национальной безопасности Российской Федерации, так как в условиях дефицита ИТ-кадров отъезд специалистов за рубеж создает угрозу технологическому развитию страны. Предложены шаги, которые позволят снизить угрозу.
Ключевые слова: миграционные настроения, ИТ-специалисты, студенты первого курса, национальная безопасность
Для цитирования: Щекотин Е. В. Миграционные ориентации студентов ИТ-специальностей как вызов национальной безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). C. 216-222. EDN: ZRLNVK.
Original article
MIGRATION ORIENTATIONS OF IT STUDENTS AS A CHALLENGE TO NATIONAL SECURITY
Evgeniy V. Shchekotin
Siberian State University of Telecommunications and Information Science, Novosibirsk, Russia, evgvik1978@mail.ru
Abstract. Based on an applied sociological study, an assessment of the migration attitudes of first-year students of IT specialties at a technical university is given. It has been established that first-year students have a well-established attitude towards labor migration to foreign countries to work in foreign companies. First-year students consider the unfriendly countries of Europe and North America to be the preferred direction for labor migration. It is shown that such intentions are a serious challenge to the national security of the Russian Federation, since in conditions of a shortage of IT personnel, the departure of specialists abroad poses a threat to the technological development of the country. The steps that will reduce the threat are proposed.
Keywords: migration sentiments, IT specialists, first-year students, national security For citation: Shchekotin E. V. Migration orientations of IT students as a challenge to national security. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 216-222. (In Russ.). EDN: ZRLNVK.
© Щекотин Е. В., 2024
Е В. Щекотин
217
Целью данной статьи является изучение миграционных настроений студентов первого курса, обучающихся по специальностям, связанным с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Сегодняшние первокурсники станут специалистами через четыре года и, соответственно, будут играть важную роль в технологическом развитии страны и достижении технологического суверенитета. Учитывая, насколько велика роль информационных технологий (ИТ) в современной экономике и обществе, ИТ-специалисты выступают крайне важным ресурсом для решения насущных задач уже сейчас.
Проблема нехватки кадров в сфере ИКТ в последние десятилетия регулярно обсуждалась на разных уровнях государственного управления. Особенно пристальное внимание ей стали уделять после начала специальной военной операции (СВО) на Украине в связи с отъездом за границу части ИТ-специалистов. В различных источниках приводятся самые разные оценки количества уехавших - от 30 тыс. до 500 тыс. человек [1]. Согласно официальному заявлению Минцифры РФ, страну покинули порядка 100 тыс. ИТ-специалистов [2]. При занятости в сфере информационно-коммуникативных технологий около 1,3 млн специалистов (данные 2022 г.) доля уехавших оказывается довольно существенной для рынка труда.
В этом контексте выглядят вполне оправданными опасения представителей органов государственной власти относительно того, что в России может возникнуть острый дефицит ИТ-специалистов, учитывая, что этот дефицит, хоть и не в критической форме, ощущался и до начала СВО. Так, по некоторым оценкам для развития ИТ-отрасли необходимо еще порядка 500700 тыс. специалистов [3]. Таким, образом, определенная нехватка кадров в ИТ-отрасли - явление хроническое, отъезд специалистов после начала СВО только обострил эту проблему [4].
В связи с этим актуальным является изучение миграционных настроений будущих ИТ-специалистов, то есть намерения студентов уехать за границу или остаться в России. В качестве предмета исследования в данном случае выступают студенты первого курса Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) г. Новосибирска, которые обучаются по техническим специальностям, связанным с ИТ-сферой.
Опрос проводился с 15 по 30 ноября 2023 г. среди студентов 1-го курса. В нем приняли участие 165 человек (табл. 1), это составляет 12,7 % от общего числа первокурсников (1 309 человек было зачислено на 1-й курс), в том числе 44 женщины (26,5 %) и 122 мужчины (73,5 %). 158 респондентов обучаются по программам бакалавриата и 7 - по программам специалитета.
Таблица 1
Распределение студентов, опрошенных в ходе исследования, по направлениям подготовки
Направление подготовки Количество респондентов
человек %
01.03.02 Прикладная математика и информатика 16 9,6
02.03.02 Фундаментальные информационные технологии 9 5,4
09.03.01 Информатика и вычислительная техника 46 27,7
09.03.02 Информационные системы и технологии 12 7,2
09.03.03 Прикладная информатика 32 19,3
10.00.00 Информационная безопасность 6 3,6
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи 44 26,5
Студентам было предложено ответить на вопросы, которые позволяют оценить их готовность уехать за границу для работы. Как можно заметить из таблицы 2, около 80,0 % первокурсников считают выбранную специальность востребованной за рубежом, противоположного мнения придерживаются только 9,0 % респондентов. Таким образом, подавляющая часть студентов 1-го курса уверены в том, что специальность, по которой они обучаются (ИТ-специальность), потенциально востребована на международном рынке.
218
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Насколько вы согласны с утверждением “Специалисты моей специальности востребованы за рубежом”?»
Вариант ответа Количество респондентов
человек %
Полностью согласен 62 37,3
Скорее согласен 70 42,2
Скорее не согласен 11 6,6
Полностью не согласен 4 2,4
Затрудняюсь ответить 19 11,4
При этом уверенность респондентов в том, что они смогут легко найти работу за рубежом, не столь велика (табл. 3): менее 50,0 % уверены в этом, порядка трети респондентов не уверены. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что студенты 1 -го курса, тем более не завершившие еще обучение в первом семестре, в целом недостаточно глубоко погружены в специальность и имеют весьма туманные представления относительно организации рынка труда. Вопросы трудоустройства на данном этапе обучения волнуют их в гораздо меньшей степени, чем студентов, например, старших курсов.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Насколько вы согласны с утверждением
“Я легко мог(ла) бы найти работу за рубежом”?»
Вариант ответа Количество респондентов
человек %
Полностью согласен 16 9,6
Скорее согласен 61 36,7
Скорее не согласен 40 24,1
Полностью не согласен 14 8,4
Затрудняюсь ответить 35 21,1
Аргументом в пользу данной интерпретации является отчетливо прослеживаемое желание, с которым студенты готовы откликнуться на предложение о работе за рубежом (табл. 4). Порядка двух третей студентов 1-го курса (63,2 %) готовы согласиться на работу за границей в иностранной компании, каждый пятый готов рассмотреть предложение, исходя из предлагаемых условий. Всего лишь 11,4 % указали, что не согласятся на такое предложение. Примечательно, что менее 5,0 % процентов студентов затруднились дать ответ, это позволяет сделать вывод о четко сформированной установке при удобном случае уехать за границу.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Представьте ситуацию, что вам поступило предложение от иностранной компании поработать за рубежом. Насколько вероятно, что вы согласитесь принять это предложение?»
Вариант ответа Количество респондентов
человек %
Сразу соглашусь 44 26,5
Скорее всего, соглашусь 61 36,7
Скорее всего, не соглашусь 15 9,0
Точно не соглашусь 4 2,4
Зависит от предложенных условий 34 20,5
Затрудняюсь ответить 8 4,8
Е В. Щекотин
219
Безусловно, эти намерения ничего не говорят о том, какое количество из числа опрошенных первокурсников действительно уедет за границу. Однако четко сформированная установка на трудовую миграцию наблюдается со всей очевидностью. Она может реализоваться в случае острого кризиса государственности (подобно тому, который имел место в последние годы существования Советского государства и первые годы современной российской государственности) или обострения международной политической обстановки (как это было в 2022 г. на фоне СВО).
Далее мы выяснили, насколько для первокурсников ИТ-специальностей является привлекательным образование за рубежом. Чуть более 40,0 % ответили, что хотели бы продолжить образование в зарубежном университете, треть ответили отрицательно (табл. 5). Данное распределение в целом повторяет картину распределения ответов на вопрос о том, насколько легко найти работу за рубежом (табл. 3), что, по всей видимости, объясняется одними и теми же факторами - неопределенностью представлений о своей дальнейшей образовательной траектории. Можно предположить также, что существенным фактором, влияющим на желание продолжить образование или найти работу за рубежом, является проблема знания иностранного языка.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы вы продолжить обучение
в зарубежном университете?»
Вариант ответа Количество респондентов
человек %
Да 70 42,1
Нет 55 33,1
Затрудняюсь ответить 41 24,7
В то же время почти три четверти студентов считают образование, полученное за рубежом, престижным, каждый пятый с этой оценкой не согласен (табл. 6). В совокупности с предыдущими ответами данный факт позволяет заключить, что большая часть студентов-первокурсников придерживается, так сказать, космополитической ориентации в представлениях о своих трудовых перспективах. Они оценивают зарубежное образование как престижное и готовы продолжить обучение за рубежом.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Насколько вы согласны с утверждением “Образование,
полученное в зарубежном университете, - это престижно и перспективно”?»
Вариант ответа Количество респондентов
человек %
Полностью согласен 46 27,7
Отчасти согласен 76 45,8
Отчасти не согласен 22 13,6
Полностью не согласен 11 6,6
Затрудняюсь ответить 11 6,6
Однако может быть, студенты мечтают уехать работать в какие-нибудь дружественные России страны, и угроза не так страшна? К сожалению, в подавляющем большинстве они хотели бы работать в недружественных странах Запада - странах Европы и Северной Америки (табл. 7).
220
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Вам предложили работу за рубежом. В каком регионе мира вы предпочли бы работать?» (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Вариант ответа Количество респондентов
человек %
Западная и Центральная Европа 103 62,0
Северная Америка 71 42,8
Восточная Европа 59 35,5
Юго-Восточная Азия 45 27,1
Центральная Азия 34 20,5
Ближний Восток 22 13,3
Не собираюсь работать за рубежом 28 16,9
Другое 20 12,0
В варианте «Другое» студенты указали следующие страны и регионы: Япония - пять раз, Южная Корея - пять, Восточная Азия - три раза, Китай - два, по одному разу указаны Аргентина, Канада, Скандинавия, Северная Европа и Южная Америка.
Полученные результаты со всей ясностью демонстрируют нацеленность начинающих ИТ-специалистов на миграцию из страны. Как представляется, у этого явления есть по крайней мере две причины - объективная и субъективная. Объективная причина связана со слабостью самой российской ИТ-отрасли. Многие отечественные компании и отдельные специалисты работали на зарубежные компании, так как те предлагали лучшие финансовые условия и условия для реализации в профессии.
После начала специальной военной операции под давлением правительств недружественных стран иностранные компании были вынуждены прекратить работу в России. Отсюда возник феномен релокации, когда отдельные российские граждане или даже компании целиком переезжали за границу для того, чтобы иметь возможность продолжить работать с иностранными заказчиками. Как нам представляется, значительная часть вернувшихся в Россию ИТ-специалистов являются как раз такими «релокантами», которым не удалось устроиться за рубежом.
Субъективная причина обусловлена внутренними ценностными установками молодых ИТ-специалистов. Эти установки формируются еще в школьный период и только усиливаются во время обучения в вузе. Одна из основных - безоговорочное принятие тезиса о том, что работа и образование в западных компаниях и университетах являются престижными. Она в некотором смысле укоренена в русской культуре: еще в царское время, а затем и в советский период прочно укрепился образ Запада как «цивилизации» и «родины прогресса». Пока студенты обучаются в вузе, их уверенность крепнет, так как схожую позицию зачастую транслируют преподаватели и администрация вузов.
Соответственно, такая установка стимулирует отток специалистов, пресловутую утечку мозгов. В ситуации кризиса она превращается в массовый «исход», как это было в начале 1990-х гг. и в 2022 г. Причиной массового отъезда значительно числа ИТ-специалистов является их изначальная ориентация на работу за рубежом, внешние негативные события выступили только катализатором для реализации этих намерений. Данная ситуация крайне опасна с точки зрения национальной безопасности России, так как информационные технологии являются сегодня передним краем технологических инноваций и в силу этого играют огромную роль в обеспечении обороноспособности страны, ее технологического развития и экономического роста. Учитывая не слишком благополучное состояние системы среднего и высшего образования, быстрое восполнение выбывших специалистов представляется довольно проблематичной задачей.
Е В. Щекотин
221
В этой связи крайне актуальным вопросом является не работа с последствиями этого процесса и устранением симптомов проблемы (например, предоставление отсрочки от мобилизации, меры поддержки ИТ-компаний и т. д.), а исправление фундаментальной причины. Это подразумевает глубокий пересмотр тех ценностей (как в сфере мировоззрения, так и в когнитивной области), которые транслируются студентам в процессе получения высшего образования. Такой пересмотр подразумевает нацеливание молодых специалистов на работу в отечественных компаниях, а не за рубежом, что будет возможно, если сама ИТ-отрасль станет развиваться более активно.
Для этого необходимо на государственном уровне разработать комплексную систему поддержки ИТ-компаний, включающую более тесную интеграцию образования и реального производства. Реализация амбиционных ИТ-проектов внутри страны, например в целях повышения обороноспособности, также создаст молодым специалистам условия для самореализации в профессии. Безусловно, ИТ-сфера не может развиваться исключительно в рамках национальных границ. Для того чтобы избежать самоизоляции и в то же время снизить зависимость от западных стран, эффективным решением представляется развитие тесных образовательных и технологических контактов в области ИТ с дружественными странами, например с членами БРИКС.
Развитие совместных проектов и взаимное сближение в этой области дружественных России стран может стать основой для переориентирования мировоззренческих ценностей студентов от западных недружественных в сторону тех государств, с которыми у России сложилось взаимовыгодное взаимодействие. Например, совместные образовательные программы с университетами Китая, Ирана и других стран могли бы переломить сегодняшнюю не слишком благоприятную для России тенденцию.
Список источников
1. Королев П. Половина уехавших российских ИТ-специалистов утаили причину бегства // ComNews : сайт. URL: https://www.comnews.ru/content/226973/2023-06-23/2023-w25/polovina-uekhavshikh-rossiyskikh-it-specialistov-utaili-prichinu-begstva (дата обращения: 30.01.2024).
2. Глава Минцифры сообщил, что порядка 100 тыс. айтишников покинули РФ в этом году // Интерфакс : сетевое изд. URL: https://www.interfax.ru/russia/877771 (дата обращения: 30.01.2024).
3. Интернет в России в 2022-2023 годах. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад. М., 2023. 207 с. URL: https://raec.ru/upload/files/intemet-in-rus-22-23.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
4. Таишева В. В. Цифровые номады и миграционные процессы в российской IT-сфере: политологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24. № 3. С. 460-479. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-460-479.
References
1. Korolev P. Polovina uekhavshikh rossiyskikh IT-spetsialistov utaili prichinu begstva [Half of the Russian IT specialists who left hid the reason for their flight]. (In Russ.). Available at: https://www.comnews.ru/content/226973/2023-06-23/2023-w25/polovina-uekhavshikh-rossiyskikh-it-specialistov-utaili-prichinu-begstva (accessed 30.01.2024).
2. Glava Mintsifry soobshchil, chto poryadka 100 tys. aytishnikov pokinuli RF v etom godu [The head of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media reported that about 100 thousand IT specialists left the Russian Federation this year]. (In Russ.). Available at: https://www.interfax.ru/ russia/877771 (accessed 30.01.2024).
3. Internet v Rossii v 2022-2023 godakh. Sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya: otraslevoy doklad [Internet in Russia in 2022-2023. Status, trends and development prospects. Industry report]. Moscow, 2023, 207 p. (In Russ.). Available at: https://raec.ru/upload/files/intemet-in-rus-22-23.pdf (accessed 30.01.2024).
222
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
4. Taisheva V. V. Tsifrovye nomady i migratsionnye protsessy v rossiyskoy IT-sfere: poli-tologicheskiy analiz [Digital nomads and migration processes in the Russian IT: a political analysis]. RUDN Journal of Political Science, 2022, vol. 24, no. 3, pp. 460-479. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-460-479.
Информация об авторах
Е. В. Щекотин - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и истории Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Information about the author
E. V. Shchekotin - Candidate of Philosophical Sciences, Docent,
Associate Professor at the Department of Philosophy and History,
Siberian State University of Telecommunications and Information Science.
Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 09.04.2024; принята к публикации 10.04.2024.
The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 09.04.2024; accepted for publication 10.04.2024.