Научная статья на тему 'Миграционная политика России как фактор обеспечения высоких темпов роста экономики'

Миграционная политика России как фактор обеспечения высоких темпов роста экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1042
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ИММИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филин С.А., Параскева С.Б.

По данным результатов Всероссийской переписи населения, с 1989 по 2011 г. миграционный приток в Россию составил 8 млн чел., т.е. естественная убыль населения России в 12 млн чел. за эти годы в значительной степени компенсировалась за счет миграции. Как решить демографические проблемы? Определенные надежды возлагаются на Концепцию государственной миграционной политики России на период до 2025 года, причем акцент следует сделать на ее экономических аспектах. России необходима новая миграционная политика, адекватная существующим угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционная политика России как фактор обеспечения высоких темпов роста экономики»

УДК 314.7

миграционная политика россии

как фактор обеспечения высоких темпов роста экономики

с. А. ФИЛИН,

доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, вице-президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства E-mail: safilin@mail. ru

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

с. б. параскева,

кандидат экономических наук,

президент Национального фонда

развития малого и среднего предпринимательства,

заместитель председателя делового совета

по сотрудничеству с Монголией, член Общественного совета

при Федеральной миграционной службе

E-mail: SBParaskeva@yandex. ru

По данным результатов Всероссийской переписи населения, с 1989 по 2011 г. миграционный приток в Россию составил 8 млн чел., т. е. естественная убыль населения России в 12 млн чел. за эти годы в значительной степени компенсировалась за счет миграции. Как решить демографические проблемы? Определенные надежды возлагаются на Концепцию государственной миграционной политики России на период до 2025 года, причем акцент следует сделать на ее экономических аспектах. России необходима новая миграционная политика, адекватная существующим угрозам.

Ключевые слова: государственная миграционная политика, государственная демографическая политика, Федеральная миграционная служба, демографическое прогнозирование, демографические и миграционные программы, трудовые мигранты, депопуляция, интеллектуальная миграция, эмиграция, иммиграция.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) представила новый вариант проекта, разрабатываемой с 2005 г. Концепции государственной

миграционной политики на период до 2025 года [14], которая, по сути, является иммиграционной, т. е. фактически направлена на привлечение в Россию новых работников из других стран как на постоянное место жительства, так и на временную работу [13]. Новых мигрантов в Россию предполагается привлекать отменой разрешения на временное проживание и усовершенствованием системы получения вида на жительства. Для временных трудовых мигрантов предполагается отмена механизма квотирования и замена его «дифференцированными механизмами». Несмотря на наличие безработных в Российской Федерации, эффективное использование российских рабочих рук, по словам главы ФМС России К. О. Ромодановского, «маловероятно» вследствие низкой пространственной мобильности населения по причине низкой зарплаты, отсутствия жилья, административных барьеров при переезде из регионов, ряда других факторов. А «учитывая перспективы модернизации российской экономики и переход на инновационный сценарий развития» спрос на труд будет расти и не сможет в полной

мере удовлетворяться за счет российских трудовых ресурсов, — отметил глава ФМС России. Он не стал скрывать главную интригу: концепция ведомства скорее иммиграционная, т. е. рассчитана на привлечение жителей других стран как на работу, так и на постоянное место жительства.

Крупная инициатива проекта концепции—«расши-рение возможностей переселения на постоянное место жительства». В частности, кроме содействия переселению квалифицированных и иных востребованных специалистов, а также разработки программ стимулирования миграции в Россию предпринимателей и инвесторов, концепция предлагает отмену действующего сейчас института разрешения на временное проживание. По мнению главы ФМС России, чтобы получить российское гражданство, иностранец проходит три этапа сроком 8 лет: получение разрешения на временное проживание, получение вида на жительства и, наконец, получение гражданства, причем во всех трех случаях человек сдает одни и те же документы. Ведомство предлагает перейти полностью на «гибкую и универсальную», принятую во всем мире систему получения «вида на жительство». Как пояснил К.О. Ромодановский, претендент на «вид нажительство» будет получать его по балльной системе с учетом знания языка, образования, наличия жилья: «Человек заполняет самостоятельно анкету, которая потом объективно подтверждается, и он получает вид на жительство».

Из зарегистрированных с 01.07.2010 6,5 тыс. высококвалифицированных специалистов более 40 чел. получили «вид на жительство», — привел данные глава ФМС России. Другое изменение касается «разработки дифференцированных механизмов отбора и использования иностранной рабочей силы», в частности предлагается полностью отказаться от квотирования привлечения иностранных рабочих. При этом в ФМС России не опасаются, что отмена квотирования приведет к росту нелегальной миграции, например из Китая, поскольку «между странами существует визовый режим». Вместо системы квотирования концепция предлагает ввести такие «дифференцированные механизмы», как привлечение мигрантов разной квалификации за счет различных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, сезонной миграции, за счет программ организованного набора, а также каникулярной миграции для иностранных студентов.

Ряд экспертов [3, 13, 17] отметили, что система квотирования для многих является спорной и неоднозначной, а в концепции ФМС России нет инструментов для достижения провозглашенных

целей. Директор Центра этнополитических и региональных исследований Института социологии РАН В. Мукомель указал, что концепция миграционной политики не содержит целевых показателей: «В отличие от демографической концепции, в концепции не говорится, сколько именно мигрантов нужно России. Обеспечить приток в страну нужного количества трудовых мигрантов и их адаптацию эти предложения не смогут». Критиковалась предлагаемая совместная — заместителя директора Института демографии НИУ ВШЭ М. Денисенко и «Опоры России» — оценка: при условии удвоения ВВП и росте производительности труда в 4 % России необходимо к 2020 г. 20 млн трудовых мигрантов, а при темпах роста 6 % — 10 млн, а также отсутствие спроса в мигрантах при росте производительности труда в 8 % в год. Заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН) А. Коровкин указал: «Концепция должна строиться на повышении трудовой активности национальной рабочей силы. Трудовая миграция мешает росту производительности труда: бизнесменам проще завезти дешевые рабочие руки, чем модернизировать производство. Это естественное стремление бизнеса к экономии на издержках. Но это экстенсивный путь развития. Он не стимулирует инвестиций в трудосберегающие технологии. Это миф, что наши не идут на рабочие места, занимаемые мигрантами. Самые «непривлекательные» рабочие места оказываются в самых прибыльных секторах — строительстве, сетевой торговле, автомобилестроении. Надо побудить бизнес платить мигрантам столько же, как и нашим гражданам». Г. Гордиенко из Минз-дравсоцразвития России отметил: «Ваша концепция миграционной политики как раз и приведет к тому, что новые производства будут ориентироваться на низкооплачиваемую иностранную рабочую силу, а не на своих граждан». Он также выступил против полной отмены разрешений на временное пребывание, посчитав целесообразным сохранить его для тех, кто приезжает в Россию поработать на несколько месяцев.

Ректор НИУ ВШЭ Я. И. Кузьминов, поддержавший концепцию ФМС России, считает: «Не мигранты угрожают национальной безопасности, а стагнация экономики. Существует значительная часть экономики крупных городов, куда местное население категорически не хочет идти. Примерно 10 млн рабочих мест либо заполнены мигрантами, или

стоят в их ожидании: это строительство, ЖКХ, торговля. В регионах, где открыли заводы зарубежные автоконцерны, первоначально был всплеск интереса местного населения к новым рабочим местам, но сейчас иностранные автопроизводители говорят о намерении завозить туда мигрантов. Местные требуют слишком многого. Можно обязать бизнес платить высокую зарплату, но тогда стоимость жилья и дорог вырастет еще в два раза. Жесткая миграционная политика выгодна лишь при сырьевой модели экономики. Не может быть роста экономики при быстром падении населения. Минимизация миграционного притока возможна только в случае, если цены на нефть будут стабильно расти. Но рассчитывать на устойчивость сырьевой экономики нельзя, что убедительно доказали три тяжелейших кризиса за последние 20 лет. Другое дело, что мигрантов надо интегрировать в среду — не давать им замыкаться в своей диаспоре, разрушать теневые группы, которые сейчас играют роль посредников между мигрантами и внешним миром. Неприемлемо, например, появление национальных школ». По мнению Я. И. Кузьминова, долю детей определенной этнической диаспоры нужно законодательно ограничить — не более 10 % от общей численности учеников. «Необходимо вывести каждого мигранта на общение со всем российским обществом».

По официальным данным органов статистики, суммарный коэффициент рождаемости оказался ниже границы простого воспроизводства еще в 1964—1965 гг., численность населения России с 1992 г. неуклонно снижается, при этом естественные факторы снижения значительно перекрывают показатели миграционного сальдо. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется депопуляцией (так называемый «русский крест»): низкая рождаемость на фоне высоких показателей смертности. Данные тенденции — отчасти следствие произошедшего в Европе второго демографического перехода, принципиальная количественная черта которого — снижение рождаемости до уровня ниже простого воспроизводства населения. Но проблемы демографического развития России обусловлены не только трансформационными процессами. Острота и болезненность демографической ситуации в России в значительной мере спровоцированы проблемами, происходящими в экономической и социальной структуре общества. Особенностью российской депопуляции является низкая продолжительность жизни, высокие пока-

затели смертности, особенно мужского населения в трудоспособном возрасте, вследствие чего увеличиваются диспропорции в соотношении мужчин и женщин, внешняя миграция, покрывающая лишь незначительную часть естественной убыли населения. Данные процессы негативно воздействуют на национальную безопасность и территориальную целостность страны.

Кризис 2008—2010 гг. еще больше осложнил демографическую ситуацию в российских городах. Возникли и распространились явления территориальной дифференциации миграционных потоков, маятниковой миграции, усиливается влияние психологических стрессов и социальной напряженности на повседневное демографическое поведение, изменяются репродуктивные функции населения (в частности переносятся сроки ожидаемой 1, 2, 3-й беременности), увеличиваются случаи девиантного поведения1 среди населения. Все это вносит существенные коррективы в планы демографической политики правительства.

С другой стороны, массовые беспорядки на Ленинградском проспекте и на Манежной площади, выступления футбольных фанатов, вылившиеся в столкновения на межнациональной почве, причем со смертельным исходом, серьезным образом встревожили российское общество, в котором миграционная тема стала «горячей» и самой актуальной. В связи с чем необходимо действовать с конструктивных позиций, принимать срочные и безотлагательные меры по предотвращению такого впредь. Для этого необходимы политическая воля и желание развивать и совершенствовать миграционную политику в интересах будущего России. Недостатки и пробелы в знании демографических и связанных с ними миграционных проблем выражаются в низкой эффективности экономических решений на всех уровнях экономики.

В сложившихся условиях решение демографической проблемы является общенациональной задачей. Так, Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил: «Мы будем заниматься демографическим развитием самым серьезным образом. При этом мы уже понимаем, что нам не ограничиться ранее принятыми решениями. Их придется и усиливать, и развивать, особенно в

1 Девиантное поведение — совершение поступков, противоречащих нормам социального поведения в сообществе. К его основным видам относятся: преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция и др.

перспективе» 2. Отсюда очевидна необходимость принятия мер по противодействию кризисным явлениям в наиболее проблемных сферах.

Эксперты Национального совета по развитию малого и среднего предпринимательства отмечают, что Россия позже других экономически развитых стран вступила в эпоху так называемой «региональной революции», муниципализации, когда происходит смена парадигмы развития территорий и населенных пунктов. Поэтому важно уяснить приоритеты. Особенностью современного этапа глобализации является то, что границы рынков больше не совпадают с пределами государства и национальной экономики. Национальный хозяйственный комплекс утрачивает свою самодостаточность и внутреннюю сбалансированность как совокупность взаимодополняющих отраслей и производств. Особенно остро ощущается недостаток собственных или нерациональное использование имеющихся трудовых ресурсов, перекосы в управлении потоками внутренней (межрегиональной) миграции в угоду использования более дешевой в настоящее время, но фактически очень дорогой в перспективе, иностранной рабочей силы [6]. В силу этого экономические регионы России, ее поселения начинают обретать новую конфигурацию в пространстве глобальных потоков финансов, товаров, рабочей силы, технологий и информации. С этого момента статус российских территорий, находящихся в геоэкономическом влиянии данной системы глобальных потоков, определяется способностью российских территорий задавать параметры этих потоков.

Рассмотрим основные понятия, концепции и теории миграционного движения населения.

Миграционное движение населения — это совокупность всех территориальных перемещений населения по территории или миграция населения, которые, в конечном счете, определяют характер расселения, плотности, сезонную и маятниковую. подвижность населения.

Между миграцией и воспроизводством населения имеются существенные качественные различия [4], обусловливающие соответствующие различия в методах исследования, профессиональной подготовке исследователей и в характере воздействующих на них факторов. Так, в миграционных процессах значительно сильнее, чем в воспроизводствен-

2 Савдерова А. Ф. Формирование механизма государственного регулирования демографических процессов в регионе. Чебоксары, 2010.

ных, роль географических факторов (природных условий, климата, размещения производства, социальной инфраструктуры и т. п.). В воспроизводственных более значительна по сравнению с миграционными процессами роль биологических факторов. Миграция населения — это прежде всего миграция рабочей силы. Поэтому при изучении миграционных процессов очень важны знания в области экономики и социологии труда, которые при изучении воспроизводства населения малоприменимы. В целом же, конечно, между миграционными и воспроизводственными процессами существует взаимодействие (как между предметом и фактором, воздействующим на предмет исследования). Миграция оказывает влияние на рождаемость, брачность, здоровье и смертность мигрирующих масс людей и в этом качестве изучается в демографии как один из факторов воспроизводства населения. В свою очередь уровень рождаемости, семейный состав населения, уровень здоровья и жизнеспособности населения являются факторами миграционной подвижности населения.

Концепция третьего демографического перехода [9]. Его суть заключается в изменении структуры наций. Демографический взрыв в развивающихся странах — прямое следствие демографического перехода — породил огромную демографическую асимметрию бедных и перенаселенных стран Юга и богатых, но депопулирующих стран Севера планеты, сделав тем самым неизбежными крупномасштабные миграции с Юга на Север. Существует высокая вероятность того, что во второй половине XXI в. в некоторых странах Севера в результате иммиграции и неодинаковой рождаемости коренных и вновь прибывших жителей страны больше половины ее населения будут составлять недавние мигранты и их потомки. Этот новый этап мирового демографического развития, приводящий к тому, что меняется сам состав ее населения, называют «третьим демографическим переходом».

При этом коренным образом меняется не только роль миграций между разными «культурными материками», но и технология миграций. Вследствие небывалого развития средств транспорта и связи, стремительного распространения Интернета сотни миллионов, а то и миллиарды людей могут без труда физически перемещаться между разными культурными пространствами либо даже одновременно пребывать в нескольких из них. Формы миграции и мигрантских статусов становятся намного более

разнообразными, и это совершенно по-новому ставит вопрос о формировании, сохранении, изменении культурной идентичности, в частности изменяет роль и функции диаспор.

Как правило, современные международные миграции имеют двойной смысл перемещения не только в пространстве, но и во времени, из одной эпохи в другую. Основные миграционные потоки с Юга на Север состоят из вчерашних крестьян, выросших в условиях традиционной сельской цивилизации, которым предстоит интегрироваться в незнакомую им цивилизацию современного урбанизированного общества, более сложную в том смысле, что она допускает гораздо большее культурное разнообразие. Соответственно, такая интеграция порождает проблемы как этнокультурного взаимодействия (носителей разных языков, религий, эстетических традиций и т. п.), так и взаимодействия городской и сельской цивилизаций, что далеко не одно и то же. Сведение этих двух рядов проблем к первому сильно искажает реальную перспективу. Анализ демографического перехода в разных странах показывает, что взаимодействия второго ряда намного важнее и что именно они определяют современную культурную динамику.

Концепция «мобильного перехода» В. Зелинского. Предложена в 1971 г., по аналогии и на основе концепции демографического перехода, включает рождаемость, смертность и миграцию и раскрывает историческую эволюцию миграции населения, закономерность перехода от малоподвижного («сидячего») образа жизни в условиях традиционной экономики к нарастанию территориальных перемещений населения по мере утверждения индустриального общества, связанную с прогрессом в области транспорта и средств коммуникации, расширением информационного пространства, формированием единых национальных, а затем и мировых рынков труда3 и капитала.

Согласно концепции, развитие миграций проходит ряд фаз, примерно соответствующих фазам демографического перехода.

1-я фаза. Совпадает с демографическим взрывом, развивается массовое движение из деревни в город, осуществляются колонизация сельского населения неосвоенных земель в пределах своей

3 В макроэкономике различают национальный и мировой рынки труда. Первый действует в экономике страны в целом, второй — в мирохозяйственных масштабах и существует в форме международной трудовой миграции.

16 -

страны, эмиграция, распространяются сезонные миграции, маятниковые миграции и др.

2-я фаза. Несколько ослабевают потоки мигрантов в города и на новые территории, уменьшается эмиграция, но происходит повышение интенсивности возвратных перемещений по мере усложнения пространств, структуры общества.

3-я фаза. Характеризуется сокращениями абсолютных и относительных показателей движения населения из села в город, высоким уровнем межгородской миграции и различных видов возвратных перемещений, прекращением перемещения населения в недавно освоенные регионы и даже некоторым обратным движением из последних, а также сильными межгосударственными миграционными потоками квалифицированной рабочей силы.

Миграционный переход сталкивается с определенными трудностями при объяснении реальных миграционных процессов, усложненных местной спецификой, многообразием побудительных причин территориальных перемещений населения:

1) переход от условий жестко ограниченной физической и социальной мобильности к более высокой подвижности всегда происходит по мере модернизации общества;

2) в общем случае мобильный переход идет параллельно демографическому и другим подобным процессам в тесной взаимосвязи с ними;

3) на разных стадиях перехода [16] меняются и многие характеристики миграции: цели, частота, длительность, период, дальность, маршруты, контингент мигрантов, а также характеристики их мест происхождения и назначения;

4) происходят изменения как в форме, так и в интенсивности социальной мобильности, а также в движении информации, поэтому при определенных условиях потенциальный мигрант сначала может изменить свой социальный статус, прежде чем переместиться физически;

5) на определенном уровне генерализации, на котором перестают быть заметными частные пространственные и временные отклонения, можно заметить, что существует ряд устойчивых наборов миграционных характеристик, которые выражаются во времени в виде последовательных периодов, а в пространстве в виде концентрических зон вокруг точек роста;

6) со временем процессы мобильного перехода ускоряются ввиду устойчивого накопления и интенсификации причинных факторов в рамках данного

сообщества, а также ввиду распространения информации и новых явлений от более развитых обществ к менее развитым;

7) можно выделить общий пространственно-временной сценарий мобильного перехода, который может видоизменяться в каждом отдельном случае;

8) мобильный переход имеет необратимый характер.

Cтадии «мобильного перехода» следующие:

1) первобытно-общинный строй (миграция не характерна);

2) простые аграрные общества (появление миграции);

3) среднеразвитые аграрно-ремесленные общества (в начале периода — великое переселение народов);

4) развитое общество (увеличение иммиграционных потоков преимущественно высококвалифицированных работников, резкий рост циркуляции населения);

5) сверхразвитое общество, которое характеризуется:

• ростом неквалифицированных иммигрантов из менее развитых стран;

• ростом некоторых видов современной циркуляции;

• установлением более жесткого политического контроля за миграционными процессами;

• гибкостью предложенных схем, что позволяет их совершенствовать.

Сетевая теория миграции (теория сетей миграции, синтетическая теория миграции).

Предложена в конце XX в. Д. Мэсси, включившим в ее основу положения классических теорий миграции.

Теория объясняет международную миграцию доминированием капиталистических отношений в нерыночных обществах. Главным принципом теории является глобализация экономического рынка, социальной и политической интеграции и, как следствие, глобализация рынка труда. Текущие процессы, имеющие отношение к международной миграции, могут функционировать на нескольких уровнях одновременно. Международная миграция возникает в ходе социальных, экономических и политических трансформаций, которые приводят к доминированию капиталистических отношений в нерыночных обществах (экономика планирования) и в дорыночных обществах (сельскохозяйственных). В контексте гло-

бального экономического перехода к общему рынку и капиталистическим отношениям разрушаются традиционные экономические и социальные связи, что приводит к вытеснению людей из обычного образа жизни (создание мобильных групп) и заставляет их искать новые пути экономического обогащения. Поэтому потоки миграции идут не из изолированных регионов, а из областей, где происходит трансформация рынка и включение его в глобальную экономику. То есть миграция—это не недостаток развития рынка, а следствие его изменения [11].

Мобильные группы, ищущие экономического благополучия, прибегают к продаже своего труда на национальных и международных рынках. Это объясняет высокий уровень миграции в города, где заработная плата значительно выше, и в экономически развитые страны. Тем не менее уровень заработной платы — не решающий фактор в потоках миграции. Многие семьи, проживая во время глобальных перемен экономического рынка, посылают своих членов работать на других рынках труда в разных географических точках мира, обеспечивая тем самым себе гарантию от внутренних колебаний. В сельской местности экономические изменения приводят к переходу домохозяйств на самообеспечение, что требует новых технологий и подходов, не использованных ранее. Во время отсутствия страхования и переходного периода рынка такие шаги — большой риск. Поэтому, посылая рабочую силу за границу, домохозяйства гарантируют себе стабильный источник дохода в случае неурожая, падения цен и т. д.

Инвестиции в производство и потребление одновременно требуют больших вложений, такие вложения можно получить из-за границы посредством рабочей силы.

Миграция имеет особенность к самопродолжению. Обосновавшись, мигранты привозят в страну пребывания свои семьи, родственников, друзей и т. д. Несмотря на последующие запреты, наложенные на иммиграцию со стороны властей, появляются компании, способствующие прибытию иммигрантов, в том числе и нелегально. Таким образом, миграция превращается в хорошо налаженную, часто полукриминальную или криминальную, сеть. Страна, поставляющая рабочую силу, со временем использует денежные поступления из-за границы, превращается в капиталистическую с развитым международным рынком.

Главным отличием теории Д. Мэсси от «неоклассической теории миграции» является отрицание

размера зарплаты как главного фактора, влияющего на миграцию.

Иммиграция трудоспособного населения. В

США в 1980-е гг. на долю иммиграции в приросте населения страны приходилось 39 %, в первой половине 1990-х гг. эти объемы сохранились. В Россию в 1990—1999 гг. въехало только из бывших республик СССР 7 517 тыс. чел. В России в 2010 г. официально было зарегистрировано 10 млн гастарбайтеров. Кроме официально зарегистрированных, миллионы гастарбайтеров находятся в России нелегально.

Уровень рождаемости ниже порога воспроизводства опустился в России в 1965 г., депопуляция (сокращение численности коренного населения) началась в 1992 г. Этот демографический кризис привел к потере в настоящее время 13 млн чел. населения России. Из них 6,5 млн чел. были компенсированы миграцией4.

Увеличившийся миграционный прирост в 2007 г., составивший 258 193 чел., на 54,9 % компенсировал численные потери населения от естественной убыли. Миграционный прирост населения России увеличился на 103,7 тыс. чел., или на 67,1 %. В 2007 г. было отмечено увеличение миграционного прироста в обмене населением со всеми государствами — участниками СНГ и сокращение миграционного оттока из России за границу.

Миграционный прирост в 2008 г. (257 148 чел. против 258 193 чел. в 2007 г.) на 71 % компенсировал численные потери населения от естественной убыли.

Миграционный прирост в 2009 г. полностью компенсировал естественную убыль населения, и впервые за последние 15 лет численность населения России увеличилась (141 927 297 чел. по состоянию на 01.01.2010 — на 23 тыс. чел. больше, чем на 01.01.2009).

Естественная убыль населения в январе—ноябре 2010 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 2,4 тыс. чел. Миграционный прирост на 64 % компенсировал численные потери населения (в январе—ноябре 2009 г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4 %).

Динамика естественной убыли и миграционного прироста населения России приведена на рисунке.

ух**' л

/ v v

ч ^

11111111111111111

[ч^тш^Юспоипсч^лш^Ма!

а1СТ|СТ1СТ1СТ1СТ1а10000С00000

СТ1СГ1СГ1СГ1СГ1СГ1СТ10000000000

нннннннпнипиняяпп

Динамика естественной убыли и миграционного прироста населения России в 1993—2009 гг., тыс. чел.:

1 — естественная убыль; 2 — миграционный прирост

Проблемы миграции в России. Во-первых, с

ростом безработицы напрямую увязана проблема трудовой миграции. Правительство РФ на 2009 г. снизило вдвое квоту на привлечение иностранной рабочей силы. В проекте поправок к закону «О правовом положении иностранных граждан», подготовленном Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, предлагается ввести экзамен по русскому языку для мигрантов. В настоящее время подобное тестирование обязательно только при получении российского гражданства. Президент России Д. А. Медведев поручил Правительству РФ5 подготовить до 01.03.2010 законопроект о введении упрощенного миграционного режима для иностранных рабочих. Речь идет о трудовых мигрантах, занятых в инвестиционных, научных и высокотехнологичных проектах на территории России. По его мнению, выдача виз и разрешений на работу должна быть более простой, в том числе необходимо сократить сроки рассмотрения документов и увеличить сроки действия разрешений до 3 лет, а также упростить миграционный учет при перемещениях внутри страны. Также Д. А. Медведев предложил «рассмотреть возможность отказа от системы квотирования в отношении высококвалифицированных сотрудников». В мае 2010 г. Президент России подписал закон о введении специальных патентов для трудовых мигрантов и льгот для высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. На работников, которые будут работать по патентам, не будут распространяться миграционные квоты. По оценкам комитета

4 По данным Росстата, в период 1992—2007 гг. естественная убыль населения России составила 12,3 млн чел. при частичной компенсации за счет миграции — на 5,7 млн чел.

18-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 В Федеральной миграционной службе (ФМС России) пояснили, что поручение Президента РФ можно считать одной из мер по повышению инвестиционной привлекательности России.

Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, в Россию ежегодно приезжают около 3 млн трудовых мигрантов при общероссийской квоте в 2010 г. — 1,3 млн чел. (квота на иностранную рабочую силу в 2009 г. составляла 3,8 млн чел.) [19]. По данным Минздравсоцразвития России, общая квота на привлечение трудовых мигрантов в Российскую Федерацию на 2011 г. составляет более 1,7 млн чел. с учетом 30 % резерва.

По данным ФМС России, в 2009 г. было оформлено 1,47 млн разрешений на работу иностранным гражданам, из которых 1,18 млн разрешений пришлось на мигрантов из стран, в отношении которых действует безвизовый режим. В визовом порядке прибыло значительно меньше. За период кризиса (на июнь 2010 г.) более 2 млн иностранных граждан, зарегистрированных на территории России, лишились работы, большинство из них не имеют ни регистрации, ни официального заработка. В связи с кризисом многие из них уже лишились дохода; согласно пессимистическим прогнозам, в ближайшие полгода на улице окажутся всего около 4 млн мигрантов. Это чревато и обострением конкуренции на рынке труда между коренным населением и мигрантами, и резким осложнением криминогенной обстановки, о чем уже открыто заговорили представители правоохранительных органов.

При этом в ФМС России отмечали, что количество мигрантов увеличится, если «будет развиваться экономика». В частности, В. В. Путин заявил, что «Россия в долгосрочной перспективе заинтересована в притоке трудящихся-мигрантов. Но сегодня мы просто не имеем возможности предоставить им также много рабочих мест, как прежде». У всех компаний есть потребность в квалифицированных кадрах, поэтому в России проблема привлечения трудовых мигрантов также актуальна, как в Германии или США, и, если сдерживать этот процесс, бизнес ограничивается. Кроме того, темпы экономического роста в России увеличиваются, и компаниям необходимо успеть за развитием экономики.

Во-вторых, доля мигрантов к 2050 г., по некоторым данным, может превысить 1/3 населения России, — сообщил глава комитета Госдумы по международным делам К. Косачев на заседании «Диалога по миграции». Иностранные мигранты в 2009 г. перечислили в свои страны 19 млрд долл., что составляет 2 % российского ВВП. «Это больше, чем заработали гастарбайтеры в ФРГ, — 16 млрд дол.,

Италии — 13, Испании — менее 13 млрд долл.». Также К. Косачев отметил, что вклад мигрантов в экономику и демографию страны пребывания существенно превышает расходы, связанные с миграцией.

Нелегальных мигрантов в России, по мнению К. Косачева, в настоящее время насчитывается 15—18 млн чел. (по оценкам ФМС России, в России нелегально трудятся 3—4 млн мигрантов). Чуть больше 8 млн чел. с 1992 г. по настоящее время въехало в Россию легально. При этом в России в настоящее время проживают порядка 10 млн выходцев из стран СНГ. По данным авторов статьи [12], численность постоянно или временно пребывающих и проживающих на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства составляет не менее чем 25—26 млн чел.

И существующие масштабы миграции несут серьезные угрозы. Во-первых, проблема неконтролируемой миграции тесно связана с демографическим кризисом и депопуляцией коренного населения России, а экономическая польза от привлечения иностранной рабочей силы будет нивелирована неизбежными социальными противоречиями. Во-вторых, обычно, если численность мигрантов превышает 7 %, это уже обрекает страну на межнациональные трения. Никто сегодня не назовет ни одной страны, которая пошла бы по пути привлечения мигрантов и сохранила бы межэтническое спокойствие.

Никто не отказывается от собственной идентичности. Мигранты геттоизируются, живут сами по себе. А самое главное, что миграция накладывается на более слабый этнос. То есть Россия получает замещение нашего слабого населения, не способного даже к воспроизводству, пассионарными приезжими со своими обычаями, которые они ставят выше законов. Московские районы Гольяново, Бескудниково, Востряково, окрестности бывшего Черкизовского рынка — представляют собой гетто. И потенциально геттоизация очень опасна: волнения в Париже, в бельгийском Антверпене, в Лондоне, в которых предместья не контролируются полицией. Процесс создания и распространения гетто вполне логичен: для мигрантов ни Россия, ни Европа не являются моральным образцом, никакой интеграции не происходит. Россия для них, как и они для нас, — образец того, как не надо жить, а именно массовые аборты, разводы, алкоголизм, супружеские измены, неуважение к собственным старикам.

В-третьих, на демографическую ситуацию, демографическую и миграционную политику в России стараются активно влиять зарубежные организации. Например, Центр экологии и демографии человека, финансируемый одновременно несколькими западными фондами, включая Фонд Сороса, предлагает, по сути, антироссийские рекомендации, предлагающие сосредоточиться на привлечении миллионов мигрантов и не пытаться повышать рождаемость.

В-четвертых, хотим мы этого или нет, но в Россию идут мощные потоки мигрантов, как из стран СНГ, так и из дальнего зарубежья, в то время как миллионы собственных граждан не могут трудоустроиться, а государство не может создать для них рабочих мест. Связано это с тем, что современный российский рынок труда несбалансирован в территориальном разрезе. Различаются две группы регионов: трудоизбыточные и трудодефицитные. К первой группе относятся Юг России, Северный Кавказ, многие крупнейшие города страны. Более того, как внутренняя, так и внешняя миграция населения увеличивает трудоизбыточность в этих регионах, поскольку наблюдался миграционный прирост трудовых ресурсов в них. Во вторую группу входят Дальний Восток, Восточная Сибирь, Север. Причем миграционные процессы обостряют трудодефи-цитность в них, так как при обмене населением с другими регионами России и другими странами они имеют миграционный отток жителей. Именно поэтому молодежь и наиболее активная часть взрослого населения ропщут по поводу того, что в Москве6, в Подмосковье, в других наиболее экономически

6 Более 1 млн рабочих мест в Москве заняты нелегальными трудовыми мигрантами. Об этом сообщила руководитель департамента экономической политики и развития столицы Марина Оглоблина. В основном трудовые мигранты работают в сфере торговли, ЖКХ и строительстве. Для справки: иностранец может оформить патент после постановки на миграционный учет (стоимость оформления патента—около 500 руб.). По данным ФМС России, с 01.07.2010 до середины мая 2011 г. прибывшим в Москву и Подмосковье гастарбайтерам было выдано более 75 тыс. патентов на работу. В настоящее время численность занятого населения Москвы составляет 6,059 млн чел. Доля занятого населения в численности экономически активного населения составляет 98,6 %. Самая большая доля занятости (24,2 %) в 2010 г. приходилась на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий предметов личного пользования. Далее — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,4 %), строительство (10,7 %), обрабатывающая промышленность (10,2 %), транспорт и связь (7,5 %), образование (7,2 %), здравоохранение (6,1 %), финансовая деятельность (5 %) [2].

20-

благоприятных регионах России стали проявляться влияющие на жизненный уклад россиян ощутимые диаспоры мигрантов. Эти диаспоры сложно вписываются в доселе существовавшие в головах людей представления «о гостях», «о временном неудобстве». Подавляющее большинство людей, живущих в России, не могут понять: как же так?! — диаспоры «со своим уставом» активно, зачастую агрессивно, вживаются «в чужой монастырь» (в российскую экономику), участвуя в переделе и перераспределении доходов и прибылей в бизнес-среде.

В-пятых, другой стороной процесса миграционного движения населения в Россию является не эквивалентный по качеству процесс эмиграции из России. Из России эмигрирует в значительной степени интеллектуальная элита российского общества, а замещается она, главным образом, неквалифицированными7, малообразованными и зачастую не знающими русского языка, и тем более российской культуры криминализированными миграционными потоками из стран СНГ и дальнего зарубежья. До настоящего времени из России идет «утечка умов», представители зарубежных научных центров и промышленных фирм ведут постоянный целенаправленный поиск перспективных российских ученых и специалистов по ряду научных направлений и специальностей с целью привлечения их к работе по зарубежным контрактам. Для этого созданы специальные организации в ряде стран. За период реформ из России выехало не менее 100 тыс. специалистов (по другим оценкам [5, 20], — 180—200 тыс.). В США стоимость подготовки специалиста уровня российского кандидата наук оценивается в размере до 800 тыс. долл. То есть характерен неэквивалентный обмен, когда экономически развитые страны практически безвозмездно или при минимальных расходах получают результаты фундаментальных исследований, осуществленных в России. Вследствие оттока за рубеж ученых и специалистов высокой квалификации и передаче с ними научных идей и передовых технологий России наносится ущерб, оцениваемый более чем в 20 млрд долл. в год. Следовательно, только по этой причине экономические

7 Доля высококвалифицированных работников сегодня на российском рынке труда невелика: основная масса работников — низкоквалифицированная рабочая сила. Согласно данным 2008 г, в сфере финансовых услуг работало около 600 граждан США, по 400 — из Великобритании и Франции. Вряд ли они составляют конкуренцию российским работникам, потому что в определенной степени занимают различные ниши.

потери России за время реформ составили сотни миллиардов долларов.

В целом отношение экономически развитых стран к России носит потребительский характер: Россия выращивает, обучает, формирует ученых высочайшей квалификации, они становятся лауреатами различных престижных премий, покидают Россию и возвращаться не собираются. За счет этого в экономически развитых странах утраченная Россией часть кадрового потенциала науки в значительной степени укрепляет экономический и военный потенциал других стран, происходит экономия финансовых и материальных ресурсов этих государств, и в значительной степени в них создается база для проведения прикладных исследований и разработок на длительную перспективу, а для развивающихся стран это в большинстве случаев является единственным источником создания новых технологий.

В-шестых, существующий высокий уровень криминогенной ситуации в России дополняется необязательной преступностью мигрантов. Так, согласно только официальной информации, размещенной на сайте МВД России (www. mvd. ru), в 2010 г. было зарегистрировано 2 628,8 тыс. преступлений, или на 12,2 % меньше, чем в 2009 г. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 49 тыс. преступлений, что на 15,5 % меньше, чем в 2009 г., в том числе гражданами государств—участников СНГ — 44,6 тыс. преступлений (на 16 % меньше, чем в 2009 г.). При этом доля преступлений, совершенных иностранцами в Российской Федерации, в 2010 г. составила 1,86 % от общего числа.

По данным ФМС России, в 2010 г. в страну въехало 13 600 тыс. иностранных граждан. Информация о том, сколько иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Россию по 2009 г., продолжили свое пребывание в 2010 г., отсутствует и их численность в 2010 г. — точно оценена быть не может.

В январе—апреле 2011 г. было зарегистрировано 823,8 тыс. преступлений, или на 10,7 % меньше, чем за аналогичный период 2010 г. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 16 тыс. преступлений, что на 15 % меньше, чем за январь—апрель 2010 г., в том числе гражданами государств—участников СНГ — 14,5 тыс. преступлений (на 16,1 % меньше, чем в 2010 г.), т. е. иностранными гражда-

нами и лицами без гражданства за 4 месяца 2011 г. совершено 1,9 % от всех преступлений. Однако, по данным Главного следственного управления Следственного комитета (СК) РФ по городу Москве,. показатели гораздо менее позитивные. В первом полугодии 2011 г. каждое седьмое убийство и почти половина изнасилований в Москве совершены иностранными гражданами, в большинстве случаев находящимися на территории столицы нелегально [10]. Со слов руководителя Главного следственного управления СК РФ по городу Москве В. Яковенко, в первом полугодии 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. число совершенных в Москве изнасилований сократилось на 25 %, а фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть по неосторожности, на 8,5 %. А по данным начальника Главного управления МВД РФ по городу Москве В. Колокольцева, за тот же период около 70 % преступлений в Москве были совершены приезжими, и только 49 % из них раскрыты.

Существующая экономическая, демографическая и миграционная политика могут очень дорого обойтись России и ее народу. Мы можем потерять генофонд нации. Глобальная угроза висит над Россией. Поэтому России в настоящее время необходима новая миграционная политика, адекватная существующей социально-экономической и политической ситуации как в России, так и в глобализующемся мире.

Новая миграционная политика в России, принципы ее регулирования, на основе которых трудовые мигранты проживают в России, должны способствовать росту экономики, быть прагматичными, направленными на обеспечение национальных интересов России на всех ее территориях, на повышение уровня и качества жизни россиян, сохранение и преумножение богатств России, основным из которых является ее народ [6].

Мероприятия по совершенствованию миграционной политики России должны быть следующими.

Во-первых, важнейшее место в системе государственного управления должно занять комплексное управление качеством человеческого и социального капитала, включая проблемы трудовой и образовательной миграции, расселения, социальной стратификации, координацию усилий в сфере образования, здравоохранения, спорта, культурной и демографической политики. В этой ситуации ставка должна быть, прежде всего, сделана на выде-

ление в пространстве России наиболее динамичных экономически развивающихся регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский, Хабаровский и Приморский края, Московская, Ленинградская, Свердловская, Томская, Нижегородская, Новосибирская, Тюменская и Сахалинская области, с вменением им функций национальных «окон-переходников» в глобальный рынок и девелоперов по отношению ко всей остальной территории страны. Эти «регионы-девелоперы» должны составить каркас новой пространственной организации страны на ближайшие 10—15 лет. В связи с этим ставится вопрос о разработке нового понимания миграционной политики с учетом общенациональных приоритетов и стратегических интересов России.

Во-вторых, миграционная политика России, прежде всего, должна быть направлена на устранение региональной асимметрии, на преодоление неравномерности экономического развития, сокращение так называемых критериев депрессивности регионов (безработица, низкий уровень оплаты труда, социальная и физическая деградация населения, высокая смертность людей); на поддержку определенных, наиболее высокоэффективных и доходных, отраслей и видов производства, создание кластеров, особых зон и территорий экономического благоприятствования (торговых, экономических, таможенных, портовых, производственно-технологических, туристических, экологических); стимулирование миграции труда и капиталов, преодоление инфляционных процессов, рациональное использование ресурсов местных администраций.

В-третьих, очевидна необходимость формирования первоочередных приоритетов при разработке современной миграционной политики в России. При этом важно принять во внимание, что вопросы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) являются в настоящее время одними из приоритетных в социально-экономической политике Российской Федерации, причем само МСП является сферой обеспечения политической, экономической и социальной стабильности в России, устойчивого развития России в XXI в., средой для формирования многомиллионного среднего предпринимательского класса, созидательных в своих помыслах и инициативных предпринимателей, настоящих пассионариев своего частного предпринимательского дела и меценатов, от кото-

рых во многом зависит будущее России. В сфере МСП экономически развитых стран создается более 50 % ВВП, значительная доля инноваций и принципиально новых научно-технических разработок, большое количество новых рабочих мест, обеспечивается самозанятость населения, имеют место семейный и молодежный бизнес. Малое и среднее предпринимательство играет ключевую роль в обеспечении экономической, социальной и политической стабильности в обществе для устойчивого развития страны, ведь за счет развития МСП складываются факторы: 1) повышающие уровень жизни населения, 2) сокращающие разрыв в уровне жизни наименее обеспеченных и наиболее обеспеченных слоев общества, между городским и сельским населением, и, что очень важно, 3) создающие благоприятную бизнес-среду, увеличивающую прослойку более-менее обеспеченного и самодостаточного среднего класса.

Поэтому современная миграционная политика должна идти «рука об руку» и корреспондироваться с новыми изменениями, происходящими в «малой экономике» России. В МСП идет сбережение населения, настраивающее его на позитив, на возможность повысить уровень жизни за счет собственных предприимчивости и инициативности людей. Необходимо уменьшить риски для предпринимателя, создающего новые рабочие места, прежде всего трудоустраивая потоки внутренних мигрантов, людей, которые едут работать в благоприятные регионы, «кластерные территории» своей страны.

Для этого необходимо в срочном порядке создавать экспериментальные миграционные площадки для отладки механизмов современной миграции. С одной стороны, можно попытаться сконцентрировать мигрантов в «этнодеревнях», «этногородках» с развитой инфраструктурой управления и контроля. Например, во всем мире, во всех крупных мегаполисах существуют «China town», а в России данная диаспора рассредоточена, мигранты живут сами по себе, создавая собственный «правовой бульон» внутри существующего в стране правового поля. Эти «нарывы» могут в скором времени лопнуть. И ничего хорошего от этого ожидать не следует. Надо упредить этот процесс. Надо создавать конструкции и территории будущего, территории благополучия, а не криминала и неуправляемости.

В-четвертых, необходима реализация миграционного эксперимента по репатриации

соотечественников, проживающих за рубежом, владеющих русским языком, культурно и психологически адаптированных и ментально близких к России, например для работы в сельскохозяйственном производстве, для «обживания» заброшенных территорий, пригодных для организации крестьянских хозяйств. Эту программу реализовали в послевоенные годы ФРГ, Япония, Франция времен де Голля. И это были цивилизационные победы, потому что привлечь, например, 10 млн немцев в полуразрушенную Германию и обеспечить стране не просто восстановление, но и развитие — очень грамотное решение. В России потенциал репатриации составляет 25—30 млн чел. И это была бы качественная, интеллектуальная миграция. При этом необходимо максимально облегчить режим получения российского гражданства для ученых, представителей интеллектуальной миграции и лиц с высшим образованием в целом8. Такие прецеденты в России происходят «сплошь и рядом», когда высококлассным спортсменам в интересах российских сборных предоставляется российское гражданство в течение нескольких месяцев.

В-пятых, необходимо не только исключить возможность предоставления российского гражданства лицам, имеющим криминальный опыт в своих странах, максимально ограничив их доступ на территорию России посредством формирования так называемых «черных списков». Российская действительность показывает совершенно противоположное положение вещей. Купить российский паспорт таким категориям лиц гораздо легче, чем получить российское гражданство представителям интеллектуальной миграции и лицам с высшим образованием вследствие того, что они, как правило, являются законопослушными гражданами и хотят получить российское гражданство легально.

В-шестых, необходимо создание этнопарка народов России и мира. На выделенных территориях воссоздавать жизнь и быт, хозяйственный и культурный уклады народов, ремесленничество, фольклор, реализовав на практике принцип этнокультурного многообразия народов (например

уклад казачества, уклады коренных и малочисленных народов России, а также уклады мигрантов разных стран). Появление людей «без Родины, без флага» — есть опасное явление, и ни одна страна мира, думается, не хотела бы иметь дела с такой «человеческой массой» мигрантов, оторванных «от той» и не принятой «в этой» Родине.

В-седьмых, необходимо создание вместо единого Государственного фонда занятости населения РФ9 двухуровневой системы, состоящей из Федерального фонда занятости и региональных фондов занятости. В связи с этим необходимо изменить существующий порядок перечисления работодателями страховых взносов в фонд занятости и установить двухканальную уплату взносов на уровне предприятий — отдельно в Федеральный фонд занятости и в региональные фонды. При этом в зависимости от состояния местного рынка труда региональные органы власти могли бы в соответствии с федеральным законом уменьшать или увеличивать размер отчислений взносов в региональные фонды занятости. Такая децентрализация формирования фондов занятости (двухканальная система сбора средств) позволит, с одной стороны, обеспечить стабильность Федерального фонда, с другой — даст возможность региональным органам регулировать политику на рынке труда посредством установления региональных нормативов с точки зрения ее социальной направленности, стимулирования работодателей к организации и сохранению рабочих мест, создания благоприятных условий для внешних инвестиций и экономической миграции населения. Из средств Федерального фонда занятости необходимо фи-

8 Премьер-министр РФ В. Путин подписал 04.08.2011 постановление, освобождающее высококвалифицированных

специалистов, приехавших в Россию на работу сроком до 90 дней, от необходимости вставать на учет по месту пребывания, а иностранцы, участвующие в госпрограмме по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, освобождаются от уплаты госпошлины за регистрацию по месту жительства [15].

9 Является внебюджетным фондом РФ и федеральной государственной собственностью, предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства фонда занятости формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение Закона РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20.04.1996, и аккумулируются на счетах учреждений Центрального банка РФ, других уполномоченных банков. Фонд занятости — денежные средства государства, направленные на трудоустройство безработных по специальности или их переобучение (обучение) на другую специальность с последующим трудоустройством. Экономический словарь. 2010.

-23

нансировать федеральные программы занятости, дотировать депрессивные регионы, предоставлять краткосрочные субсидии и субвенции региональным фондам. При их недостатке (или неполном сборе) предусмотреть дотации из федерального бюджета (как вариант — бюджетное кредитование регионов напрямую или через Федеральный фонд занятости). Из средств региональных фондов можно было бы финансировать региональные программы занятости населения, включая содержание региональных и местных служб занятости, программы обучения и переобучения безработных, выплату пособий безработным и другие мероприятия активной и пассивной политики на рынке труда.

В-восьмых, решение проблем миграционной политики неотделимо и малоэффективно без решения проблем демографической политики, поэтому в рамках Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. [7] необходима реализация эффективных федеральной и региональных программ по совершенствованию демографической политики и прогнозирования демографической ситуации в Российской Федерации и регионах, основными задачами которых должны стать: 1) решение проблемы депопуляции посредством обеспечения условий для повышения уровня рождаемости граждан России до уровня, превышающего границы простого воспроизводства; 2) улучшение состояния здоровья и сокращение уровня смертности; 3) обеспечение необходимых миграционных потоков с учетом региональных особенностей; 4) улучшение уровня и качества жизни населения; 5) повышение уровня управленческих решений по реализации проектов и мероприятий в сфере социально-демографической и миграционной безопасности.

В-девятых, решение проблем миграционной политики неотделимо и малоэффективно без решения проблемы эмиграции из России. Поэтому необходимо создать российским ученым условия как минимум не хуже, чем создаются для них в экономически развитых станах для резкого сокращения потока их эмиграции за рубеж и создания условий возвращения в Россию ранее выехавших за рубеж российских ученых. Ресурсы для создания таких условий необходимо найти и в полном объеме.

В-десятых, для реализации мероприятий по совершенствованию демографической и миграционной политики России, включая проблемы

эмиграции из России, необходимы значительные ресурсы. И силами существующей Федеральной миграционной службы таких трудных задач не решить. Поэтому необходимо создание единой специализированной профильной общефедеральной структуры, отвечающей за демографическую, миграционную и семейную политику, а также ее аналогов в регионах. Идея о надведомственном и межведомственном статусе государственной демографической политики вполне адекватна остроте этой проблемы в России, но ключевым моментом должна оставаться координация данной политики со стороны конкретной структуры, наделенной соответствующими функциями и ресурсами, выполняющей роль проводника и «генерального менеджера» конкретной семейной, демографической и миграционной программы. В частности, необходимо создать отдельное Министерство демографической, миграционной и семейной политики Российской Федерации, многократно увеличив его финансирование. Финансы необходимы, прежде всего, на создание эффективных механизмов управления миграционными потоками (внутренними и внешними), так как механизмы паспортизации населения России практически решены, у всех есть паспорта (которые, возможно, заменятся электронными носителями информации о гражданах РФ). Минэкономразвития России и другие министерства и ведомства должны «передать новому министерству в частности функции рационального» управления и использования трудовых ресурсов, разработки принципов экономического районирования, нормирования и квотирования, управления потоками рабочей силы.

В-одиннадцатых, даже такая маленькая, казалось бы, проблема, как наличие в России экономически «зажиточных» прослоек «экспатов», «белых» и «серых» воротничков, зарабатывающих в России свои первые миллионы долларов, никем в стране серьезно не изучается, не регулируется и не управляется. Даже если в России будут созданы иннограды — аналоги Силиконовой долины и Бангалора, в которые будет привлечена иностранная высокоинтеллектуальная рабочая сила, то необходимо обеспечить эффективный контроль за мощным «вымыванием» иностранными мигрантами в другие страны финансовых ресурсов из российского ВВП (как отмечалось ранее, это уже 2 % ВВП в 2009 г., или 19 млрд долл.).

Необходимо создать специальную рабочую группу экспертов при ФМС России по разработке комплекса мер по регулированию миграционных процессов для подготовки предложений по формированию принципов современной миграционной политики и регулированию миграционных потоков.

В Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах, областных и краевых центрах, где проживают ощутимые в «антропогенном смысле» потоки мигрантов, необходимо создавать центры по работе с мигрантами для контроля и организации их жизнедеятельности в России. Эти центры должны быть созданы в структуре ФМС России как сетевые организации, выполняющие информационно-аналитические (база данных по мигрантам), профилактические (медицинская и правовая профилактика), образовательные, контрольные и управленческие функции по регулированию реальных миграционных потоков.

В-двенадцатых, необходимо ввести более строгие фильтры для въезжающих в Россию мигрантов с низкой нравственностью, участвовавших в уголовных делах, маньяков и потенциальных насильников. Необходимо, чтобы это были люди хотя бы относительно адаптированные к российской среде и культуре или хотя бы готовые к ней адаптироваться. Контроль на въезде — это задача государства, на выходе — статистика СК и ГУ МВД России.

На основе демографических данных, например результатов Всероссийской переписи населения 2010 г., демографического прогноза, государство разрабатывает и приводит в жизнь политику в области роста народонаселения, намечает перспективы изменения соотношения численности сельского и городского населения, его миграции и закрепления в малонаселенных регионах; осуществляет программы, обеспечивающие экологическое благополучие, финансирование образования, подготовки кадров, медицинское обслуживание населения и т. д. В связи с этим необходимо проведение Форсайта, формирование прогнозных моделей будущего, разработка типовых миграционных модулей по вопросам внутренней (межрегиональной) миграции трудовых ресурсов и регулированию зарубежной миграции. При этом миграционный модуль рассматривается как процедура проведения комплекса мероприятий по управлению потоком мигрантов, начиная с момента определения квот,

пересечения мигрантом границы РФ, обучения русскому языку, предоставления медицинских, страховых, жилищных и других социальных услуг, оформленных в виде оплаченного и застрахованного социального пакета мигранта (социальная карта мигранта).

В связи с этим рассмотрим примеры составленного авторами прогноза изменения общей численности населения России с учетом и без учета миграции населения в Россию.

Прогноз общей численности населения имеет весьма ограниченное значение и малоинформативен и является, как правило, лишь пассивным итогом изменения структуры населения по различным параметрам. Вместе с тем прогноз общей численности населения может представлять интерес, главным образом, для оценки отдаленных последствий демографической ситуации, сложившейся к началу прогнозного периода (т. е. периода, на который делается прогноз). Чаще всего в основу такого прогноза закладывается гипотеза о неизменном наблюдаемом или предполагаемом коэффициенте прироста населения. В таком случае численность населения изменяется в геометрической прогрессии по формуле [1]:

ы

Р = Р е

где р — общая численность населения в конце прогнозного периода;

Р0 — общая численность населения в начале прогнозного периода;

k — предполагаемый коэффициент прироста населения в прогнозном периоде;

^ — величина прогнозного периода; е — основание натурального логарифма.

Общий прирост населения представляет собой сумму естественного и миграционного приростов. Миграционный приток в Россию в основном состоит из русских, покидающих бывшие республики СССР. Но число потенциальных иммигрантов не бесконечно и не все русские покинут бывшие республики СССР, которые для многих из них являются родиной и для которых они являются коренными жителями с учетом того, что Россия не очень гостеприимно встречает иммигрантов. Отсюда представляет интерес оценка численности населения России к 2030 и 2050 гг. при пессимистическом и оптимистическом прогнозах с учетом и без учета миграционного прироста.

25

I. Пессимистический прогноз

Исходим из гипотезы об отсутствии миграционного прироста и условия, что в 2010 г. численность населения России составляла 142 905,2 тыс. чел. и отрицательного естественного прироста (-0,06 %) на 01.01.2010, который, предположительно, останется неизменным на всем протяжении прогнозных лет (предположение, безусловно, нереальное и необходимо лишь для иллюстрации современного положения, его возможных перспектив).

1. Оценка численности населения России к 2030 г.:

Р2030 = 142 905,2 е-0'0006'20 =

= 142 905,2 / 1,0121 = 141 200,7 тыс. чел.

Доля, на которую уменьшится прогнозируемая численность населения России к 2030 г., составит

е-1'111б■21 = 1,012, или 1,2 %.

2. Оценка численности населения России к 2050 г.:

Р2(Ш = 142 905,2 e-1'111б'41 =

= 042 905,2 / 1,024 = 139 516,5 тыс. чел.

Доля, на которую уменьшится прогнозируемая численность населения России к 2050 г., составит

е-1'111б■41 = 1,024, или 2,4 %.

3. Определим, какой может оказаться численность населения России в 2030 и 2050 гг. при положительном миграционном приросте, компенсирующем отрицательный естественный прирост (-0,06 %) на 64 % (данные за январь—ноябрь 2010 г.), который, предположительно, останется неизменным на всем протяжении прогнозных лет:

Р^ = 142 905,2 e-1'11121б'21 = = 042 905,2 / 1,0043291 = 142 289,2 тыс. чел.; Р2050 = 142 905,2 e-1'11121б'41 = = !42 905,2 / 1,0086769 = 141 675,9 тыс. чел.

II. Оптимистический прогноз

Исходим из гипотезы об отсутствии миграци-

онного прироста и условия, что в 2010 г. числен-

ность населения России составляла 142 905,2 тыс. чел. и положительного естественного прироста

0,002 % (на 01.01.2009), который, предположитель-

но, останется неизменным на всем протяжении

прогнозных лет.

1. Оценка численности населения России к

2030 г.:

Р2(Ш = 142 905,2 e1'11112'21 =

= !42 905,2 ' 1,0121 = 143 019,6 тыс. чел.

Доля (в %), на которую увеличится прогнозируемая численность населения России к 2030 г., составит

е1'11112■21 = 1,0008, или 0,08 %.

2. Оценка численности населения России к 2050 г.:

Р2050 = 142 905,2 e1'11112'41 = = 042 905,2 / 1,0121 = 141 200,7 тыс. чел. Доля (в %), на которую увеличится прогнозируемая численность населения России к 2050 г., составит

е1'11112■41 = 1,024, или 2,4 %.

3. Определим, какой может оказаться численность населения России в 2030 и 2050 гг. при положительном естественном (0,002 % на 01.01.2009) и миграционном (0,0579 % за январь—ноябрь

2009 г.) приростах, обеспечивших общий прирост населения на 0,06 %, который, предположительно, останется неизменным на всем протяжении прогнозных лет:

Р2(Ш = 142 905,2 e1'111б'21 = = 042 905,2 ' 1,01207= 144 630,3 тыс. чел. Р2050 = 142 905,2 e1'111б'41 = = 042 905,2 ' 1,02429 = 146 376,2 тыс. чел. Коэффициент естественного прироста является алгебраической суммой режима воспроизводства населения и его возрастной структуры. Влияние последней —преходяще, инерционно и имеет тенденцию постепенно приходить в соответствие с режимом воспроизводства населения (который определяется соотношением уровней рождаемости и смертности). Поэтому интересно оценить с помощью прогноза, какие последствия может иметь длительное сохранение нынешнего режима воспроизводства населения при предположении об отсутствии влияния возрастной структуры и миграции населения. В этом случае численность населения изменялась бы в соответствии со среднегодовым «истинным» коэффициентом естественного прироста, составившим за период 1997—

2010 гг. -0,21 %, и в 2030 и 2050 гг. составила бы: Р2(Ш = 142 905,2 е-1'1121'21 =

= 037 027,8 тыс. чел.; Р2050 = 142 905,2 е-0,0"21'40 = = 131 392,2 тыс. чел.

Такой прогноз нереален, потому что некоторый запас демографического потенциала роста в возрастной структуре еще сохраняется, и миграционный прирост также какое-то время будет отчасти компенсировать «естественную» убыль нашего населения.

В заключение следует отметить, что в отличие от приведенного иллюстративного прогноза на практике прогнозы выполняются не с неизменным, а меняющимся в прогнозном периоде режимом воспроизводства населения. Таким образом, в рамках формирования новой миграционной политики в России необходимо создание соответствующих социальных и финансовых инструментов миграционной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Борисов В. А. Демография. М.: NOTABENE, 2001.

2. Всем выйти из тени. URL: http://expert. ru/2011/07/28/vsem-vyijti-iz-teni.

3. В МОМ обсуждается проект Концепции миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://krocshenko. ru/ publicationsmenu/pubmigr/90-momconcept. html. 19.10.2010.

4. Зайончковская Т. И. Миграция населения России: новейшие тенденции // Проблемы расселения: история и современность. М., 1997.

5. Зуев А., Мясникова Л. Стартовые позиции и ориентиры // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2003. № 1. С. 4—12.

6. Игнатов Г. Проблемы внешней трудовой миграции в России // Экономика. 2004. № 2.

7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351. URL: http:// www. demoscope. ru/weekly/knigi/koncepciya/kon-cepciya25.html.

8. Концепция региональной политики развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края 2004—2005 гг. URL: www. Small-businessRF. ru.

9. Коулмен Д. Третий демографический переход. URL: http://perspectivy. info/oykumena/vector/ tretij_demograficheskij_perehod_2007-09-28.htm.

10. Лишь один-два идиота на сотню. URL: http://expert. ru/2011/07/21/lish-odin-dva-idiota-na-sotnyu.

11. Массей Д. Синтетическая теория международной миграции // В сборнике «Мир в зеркале международной миграции»: Научная серия «Международная миграция населения»: Россия и современный мир / гл. ред. В. А. Ионцев. М., 2002. Вып. 10.С. 135.

12. Махсумов А.10, Гофман О.11 , Гиголаев В.12 Слухи о высоком уровне преступности среди мигрантов в России сильно преувеличены. URL: http:// tajmigrant. com/sluxi-o-vysokom-urovne-prestupnosti-sredi-migrantov-v-rossii-silno-preuvelicheny. html.

13. Николаева Д. Глава службы предлагает отменить разрешение на временное проживание и квоты на миграцию // Коммерсантъ. 18.04.2011.

14. Проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://www. fms. ru.

15. Правила интеллектуальной миграции. URL: http://expert. ru/2011/08/8/pravila-intellektualnoj-mi-gratsii.

16. РыбаковскийЛ. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. 2000. URL: http:// www. vusnet. m/biblio/archive/romashevmsnnst.

17. Сусаров А. Кабинет министров может получить две противоположные концепции миграционной политики // Московские новости. 18.04.2011.

18. ТрухинаЯ. Потенциал трудовой миграции из России в страны Южной Европы // Человек и труд. 2004. № 8.

19. Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. Женева: Международное бюро труда, 2001.

20. Филин С. А. Механизм реализации инвестиционной политики в инновационной сфере: монография. М.: ИНИЦ Роспатента. 2005.

10 Председатель Рязанского отделения Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты», руководитель Департамента по работе с мигрантами РРОО «Межнациональная ассоциация «Мы разные, и мы вместе».

11 Председатель РРОО «Комитет гражданского контроля в сфере миграции».

12 Президент НО «Фонд миграционных проблем».

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата A4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.