Н.А. АЛИСОВ директор Института международных правовых и социальных исследований*
А.Т. ГАСПАРИШВИЛИ кандидат философских наук, доцент, зам. директора Центра общественных
А.А. ОНОСОВ кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова***
Миграционная политика московских властей и общественное мнение москвичей
Миграционная политика московских органов власти определяется спецификой московского мегаполиса, выступающего центром притяжения внутренних и международных мигрантов. Главной целью органов исполнительной власти в области регулирования миграционных процессов в современных условиях является получение от миграции максимально позитивного экономического и социального эффекта1. Для достижения данной цели необходимым становится, с одной стороны, реализация системы мер по противодействию незаконной миграции, а с другой - создание максимально благоприятных условий для адаптации и интеграции прибывших в столицу легальных мигрантов.
Рынок труда московского региона был, остается и наверняка еще долгое время будет особо привлекательным не
* Алисов Николай Александрович, e-mail: [email protected]
** Гаспаришвили Александр Тенгизович, e-mail: [email protected]
*** Оносов Александр Аркадьевич, e-mail: [email protected] 1 См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. М., 2013, с. 4. // www.fmsmos-cow.ru/files/drond2013.doc.
только для жителей других субъектов Российской Федерации, но и для граждан других стран.
В настоящее время реализуется Государственная программа г. Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.». Задачей Программы является целенаправленное регулирование привлечения иностранных работников на столичном рынке труда при соблюдении принципа приоритетного права жителей города и других регионов России на замещение вакантных рабочих мест. В целом в регулировании трудовой миграции правительство Москвы стремится реализовать следующие цели: обеспечение показателей привлечения иностранной рабочей силы на уровне 3,2% от числа занятых; замещение иностранной рабочей силы российскими работниками; ограничение привлечения иностранной рабочей силы в сфере оптовой и розничной торговли; противодействие созданию моноэтнических коллективов и преференций для привлечения иностранных работников в ущерб российским; сокращение количества низкоквалифицированных иностранных работников до 30% от их общего числа; повышение социальной ответственности работодателей за соблюдение миграцион-
1
ного, трудового и налогового законодательства .
События на столичном Матвеевском рынке и в Бирюлево в 2013 г. послужили толчком к ужесточению борьбы с незаконной миграцией. Мэр Москвы С. Собянин предложил ввести специальный налог для работодателей, принимающих на работу иностранцев, и распространить его по всей России. ФМС ввела запрет на перепродажу квот и установила ответственность за фиктивное привлечение рабочей силы2. Кроме того за последние годы были закрыты объекты, которые десятилетиями генерировали незаконную миграцию и нарушения общественного порядка - сотни игорных заведений, рынок в «Лужниках»; прекращена работа более 30 розничных рынков, на которых постоянно находились десятки тысяч нелегалов, более чем в два раза было сокращено количество ларьков и палаток, две трети работавших в которых - мигранты.
1 См.: Москва и мигранты. О состоянии трудовой миграции в столице. // http://ria.ru/infografika/20130530/940216250.html.
2 См.: Правительство Москвы опровергло информацию о засилии мигрантов на овощебазах столицы. // http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/in-cident/15226342/.
Московские власти пытаются навести порядок в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где задействована значительная часть трудовых мигрантов. Начата работа по замене на рабочих местах мигрантов гражданами России -созданы городские учреждения «Жилищник» по содержанию территории и эксплуатации жилого фонда, штат которых формируется в основном из москвичей, жителей Подмосковья и соседних регионов. В 2012 г. было создано городское учреждение «Автомобильные дороги», которое
взяло на себя содержание 40% городских дорог и отказа-
1
лось от использования трудовых мигрантов .
В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации один из главных акцентов сделан на проблеме незаконной миграции. В Концепции признается, что «незаконное пребывание в РФ иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их пребывания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма». Незаконная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, способствует возникновению угроз общественной безопасности.
В Концепции речь идет не только об иностранцах; «неблагоприятные тенденции наблюдаются и во внутренней миграции, основным вектором которой остается переселение мигрантов с востока страны в центр, в том числе в Московский регион»2. В результате не только усиливается дисбаланс в распределении населения по территории РФ, но и растет социальная напряженность в обществе, способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп.
В этом контексте следует рассмотреть отношение жителей Московского региона к зарубежным трудовым мигрантам. Сегодня в восприятии мигрантов москвичами и жи-
1 См.: Отчет в Московской городской Думе о результатах деятельности Правительства Москвы в 2012-2013 годах. // http://www.mos.ru/press-center/transcripts/index.php?id_4=27220.
2 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. // http ://www .kremlin.ru/acts/19653.
телями Подмосковья отчетливо выделяются три относительно независимых вектора: культурно-бытовой, экономический и социально-политический.
В культурно-бытовом измерении отношение к мигрантам характеризуется настороженностью и неприязненностью преобладающей части (62%) местных граждан. Дискомфорт и раздражение, проявляемые в открытой или скрытой форме, вызывают, по мнению экспертов, публичное общение мигрантов между собой на чужом - непривычном по звучанию и непонятном по смыслу - языке; выделяющийся и разрушающий привычный «видеоряд» стиль одежды, особенно среди женской части мигрантского «обоза»; во многом своеобразный и непохожий уклад жизни мигрантов; их пренебрежение сложившимися и принятыми местными правилами общежития. Действительно, специалисты подтверждают факт, что абсолютное большинство москвичей крайне недовольны тем, что нередко слышится нерусская речь, все чаще мелькают характерные этнорелигиозные одеяния выходцев из Центральной Азии, что представители мигрантских диаспор открыто исполняют/реализуют свои традиции, что имеют место публичные проявления определенных культов, правил поведения, общепринятых для них, но не принятых в российском обществе. Иными словами, настороженность местных граждан коренится в культурно-языковых различиях сосуществующих, в силу исторических обстоятельств, бок о бок этносов. Эта проблема усугубляется отсутствием у большинства временных трудовых мигрантов выраженного стремления осваивать русский язык, интегрироваться в российский социум, приобщаться к российской культуре. Отчасти эти издержки трудовой миграции компенсируются стремлением приезжих работников не выходить без явной необходимости за черту своего этнического круга общения, по возможности самим ограничить взаимодействие рамками диаспоры, к которой они принадлежат.
Показательно, что неприязненное отношение местных граждан к мигрантам, прибывшим из стран Центральной Азии, изначально и во многом формируется под действием негативных стереотипов, сложившихся в связи с совершенно другими мигрантами - выходцами с Северного Кавказа и стран Южного Кавказа. По мнению экспертов, большие проблемы, постоянно возникающие сегодня в отноше-
ниях с представителями кавказских диаспор, их негативный образ в общественном сознании местного населения (сформированный СМИ «второго эшелона» и социальными сетями) последнее склонно переносить также и на вполне безобидные группы, состоящие из граждан центрально-азиатских стран. Конечно, по мере более близкого знакомства и узнавания особенностей менталитета трудящихся мигрантов, лучшего понимания их отношения к труду, такое априори негативное отношение постепенно меняется в сторону более терпимого и благожелательного: обычные граждане, которые имели с мигрантами личные контакты, как правило, избавляются от настороженности, увидев, что это очень трудолюбивые и миролюбивые люди.
Но и на этом проблемном фоне значительная часть (почти 40%) экспертов оценивает отношение местных граждан к трудовым мигрантам из центральноазиатских стран как изначально лояльное и благожелательное, особенно к тем пришлым работникам, которые обеспечивают чистоту в городе, поддерживают его инфраструктуру и нормальные условия проживания. Более того, отмечается даже признательность многих москвичей мигрантам за их добросовестное выполнение трудовых обязанностей, которые сами москвичи стараются на себя не брать, ведь они, как правило, сопряжены с низкооплачиваемым, тяжелым и непрестижным трудом в сфере ЖКХ. Те из представителей местного населения, кто чаще обращают внимание на работу мигрантов, проявляют интерес к ее результатам, в массе случаев подтверждают, что мигранты трудятся добросовестно.
Во втором - экономическом - измерении отношение москвичей и жителей Подмосковья к мигрантам, по заключению экспертов, в целом неприязненное. Считается, что мигранты сужают столичный рынок труда, отбирая у местных граждан рабочие места за счет заниженных требований по оплате труда и добровольного отказа от социальных гарантий, т.е. выступая своего рода «штрейкбрехерами». То, что мигранты занимают рабочие места, которые могли бы занимать сами москвичи, - достоверный факт, а не мифологема, уверены эксперты. В этом контексте увещевания властей, что трудовые мигранты жизненно необходимы российской экономике, принимаются местным населением весьма скептически, оно не воспринимает доводы власти о полезности мигрантов, не понимает, чем вызвана
такая позиция государства. Попытки же граждан самим найти «действительное» объяснение нынешней миграционной политики приводят их к выводу, что власть сама не вполне управляет процессом и просто пытается как-то урезонить, снять социальное напряжение, утихомирить таким образом народ, который активно начинает бунтовать против стихийной миграции и неконтролируемого роста числа мигрантов. Однако лозунги об экономической целесообразности плохо работают в этом вопросе. И это даже при том, что «засилье» мигрантов наблюдается не повсеместно, а лишь в тех сферах, где используется простой, как правило, неквалифицированный труд.
Наконец, в третьем измерении - в социально-политическом плане - отношение местного населения к мигрантам определяется, по характеристике большинства экспертного сообщества, как «мигрантофобия». В этом понятии, по вкладываемому в него экспертами смыслу, переплетаются одновременно и настороженность, и неприязнь, и пренебрежение к мигрантам: местное население относится к иностранным работникам и, прежде всего, к мужчинам иногда с испугом, иногда с откровенной неприязнью. В чужаках видят одновременно и «людей второго сорта», по отношению к которым вполне допустимо унижение их достоинства; и «корень всех бед», когда в той или иной возникшей проблемной ситуации волей-неволей необходимо найти виноватых. Последнее опасно тем, что ответ на вопрос «Кто виноват?» могут подсказать заинтересованные «радетели», указав: вот человек пришлый, это он занял твое место, это он источник конкретного конфликта интересов. При этом особого внимания требует то обстоятельство, что отношение общества к мигрантам ситуативно, подвижно и в каждый момент времени формируется в зависимости от текущих медийных информационных акцентов, и если информационная среда меняется в своем содержании и общей тональности -становится, скажем, более терпимой и уважительной по отношению к мигрантам, - то закономерно меняется и реальное отношение населения к приезжим работникам.
В прагматическом плане наибольший интерес и ценность представляют конкретные оценки русским населением позитивного и негативного вклада трудовых мигрантов в социокультурную динамику Московского региона по отдельным тематическим пунктам. Так, в 2013 г. Фондом
добрососедства было проведено «Исследование этнизации массового сознания русских в условиях массовой трудовой миграции внутри России и из-за рубежа, интеграции мигрантов в российское общество». Опрошено 800 человек. При реализации данного проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 3 мая 2012 г. № 2016-рп.
Оценивая положительные моменты присутствия трудовых мигрантов в регионе, жители Москвы и Подмосковья, прежде всего, отмечают тот факт, что за счет приезжих снижается дефицит рабочих рук на непрестижных для коренных жителей местах. Это главный мотив положительных оценок, характерный для 40,9% опрошенных*. Следующая по важности причина доброго отношения к рабочим-иммигрантам - возможность сэкономить на ремонте квартиры (28,3%). Наконец, третий статистически значимый плюс обитатели Московского региона видят в насыщении местного рынка дешевыми товарами (11,3%). В итоге выигрышную для себя и своего города сторону привлечения мигрантов суммарно, в той или иной форме, видит большая часть (55,8%, с учетом одновременного выбора нескольких вариантов) населения региона. Напротив, не ощущает никакого положительного эффекта от участия приезжих работников в жизнедеятельности своего региона почти треть (31,1%) его жителей из числа русских. Еще 12,7% респондентов затруднились сформулировать свое мнение по этому поводу.
Пользу от присутствия мигрантов в столичном социуме чаще признают люди среднего возраста, с высшим образованием. Напротив, к большему скепсису и негативному восприятию склонны представители старшего поколения; респонденты с невысоким уровнем образования. В остальном распределение оценок в основных социально-демографических группах опрошенных носит подвижный, но в целом устойчивый характер.
Для того, чтобы верифицировать и сбалансировать полученные суждения о позитивной роли мигрантов, респонден-
* Сумма числовых показателей в описываемом случае превышает 100%, так как соответствующий вопрос допускал возможность нескольких вариантов ответа.
там был задан и противоположный вопрос - о негативном влиянии приезжих на жизнь города. Достаточно беглого взгляда на полученное по этому вопросу распределение и простого сравнения его с предыдущим, чтобы обнаружить явный и резкий разброс оценок. Даже число затруднившихся с содержательным ответом снизилось вдвое во втором вопросе.
Действительно, статистически значимых поводов для недоброго отношения к иностранным рабочим оказывается больше, а сами они весомее. Так, обвинение в «сбивании расценок» (общем понижении уровня зарплаты работников невысокой квалификации) выдвигают более двух третей (69,2%*) участников опроса, несколько чаще - в возрастной когорте 30-39-летних; в среде верующих людей; на территории Московской области, нежели в самой Москве.
Другим обстоятельством, вызывающим недовольство практически половины жителей региона (48,5%), являются антисанитария и болезни, сопровождающие быт мигрантов и создающие дискомфорт и непосредственную угрозу здоровью горожан. Эти опасения чаще высказывают респонденты, которым «за 60»; люди, «свободные от веры»; жители Подмосковья. Ухудшение криминогенной^ обстановки в городе по вине мигрантов отмечают 40,2% . Сопряженную с этим угрозу безопасности несколько отчетливее ощущают молодежь; люди со средним достатком; население области. Более трети (36,5%) опрошенных связывают с пришлыми соседями рост стоимости жилья. Такая точка зрения в большей степени свойственна молодежи; высокообеспеченным людям; а также проживающим за пределами столицы. Еще одним негативным следствием активности мигрантов, по мнению русских жителей Московского региона (30,2%), является торговля некачественными товарами, способная обернуться не только потерей денег, но и другими издержками местных потребителей. На это чаще жалуются представители старшего поколения;
* Сумма числовых показателей в описываемом случае превышает 100%, так как соответствующий вопрос допускал возможность нескольких вариантов ответа.
По данным Федеральной миграционной службы России, в первой половине 2013 г. каждое пятое преступление в Москве было совершено приезжими - легальными и нелегальными мигрантами. Рост преступности в мигрантской среде за год составил 42%, что явно коррелирует с отмечаемым респондентами настоящего исследования уровнем - 40,2%.
люди среднего достатка; жители Москвы. И в результате такая точка зрения дезавуирует и сводит «на нет» положительное заключение респондентов о пользе мигрантов в снабжении населения дешевыми товарами, отмеченное в предыдущем вопросе: дисбаланс между пользой (11,3%) и вредом (30,2%) в этом случае явно указывает на последнее. Наконец, каждый четвертый участник опроса (26%) воспринимает мигрантов в качестве своих конкурентов на рабочее место, хотя «этиология» такого вывода не всегда ясна: о конкуренции несколько упорнее твердят не только люди с низким уровнем образования, что вполне объяснимо, но и, напротив, респонденты с высшим образованием и ученой степенью, а значит и с должностями, на которые трудовые мигранты вследствие их общеизвестного образовательного уровня никак претендовать не могут.
Сводя к общему заключению высказанные участниками опроса претензии по поводу мигрантов, необходимо количественно выразить следующий факт: русская часть населения Московского региона сегодня практически единогласно (93,8% респондентов) считает, что привлечение в городское хозяйство мигрантов создает проблемы для самих горожан. И это означает, что социальные издержки экономической целесообразности признаются неприемлемыми для населения.
Действительно, взвешивая все частные «за» и «против», жители региона, в конечном счете, высказывают обобщенное суждение о полезности или вредности трудовых иммигрантов для их города. Заключительный «приговор», вынесенный коллективными усилиями половины (49,9%) жителей Московского региона, гласит: от привлечения мигрантов больше вреда. Это, пользуясь технической терминологией, аварийная красная кнопка, которой, очевидно, предстоит воспользоваться, чтобы предотвратить опасное развитие ситуации. Противоположной точки зрения -о полезности миграции - придерживаются лишь 8% опрошенных. При этом весьма значительная часть (41,9%) участников опроса воздержалась или затруднилась с ответом, но даже и она, гипотетически дав «зеленый свет» трудовой миграции, в лучшем случае способна уравновесить, но не перевесить противников «трудовых варягов».
Рассматриваемое распределение имеет характерные изломы вдоль базисных социально-демографических векто-
ров. Так, противники практики привлечения иностранных работников составляют уже большинство в рядах 30-39-летних (56,1%), среди людей атеистической ориентации (53,2%), граждан с низким и средним уровнем образования (более 50%). Восприятие роли мигрантов закономерным образом меняется в зависимости и от того, есть ли среди друзей и знакомых респондента представители другой национальности и/или трудовые мигранты (см. табл.). Особенно показателен всплеск (56%) негативных оценок по поводу участия трудовых мигрантов в жизни города при отсутствии нормального дружеского общения с ними.
По другим социально-демографическим признакам представленное распределение не имеет четкой дифференциации.
Таблица
Как Вы оцениваете полезность мигрантов для города: от них больше пользы или вреда? (в%)
Вариант ответа Среднее Друзья другой национальности Друзья-мигранты
да нет да нет
Больше 8,0
15,0 6,3 12,1 6,7
пользы
Больше 49,9 45,7 51,5 32,7 56,0
вреда
Затрудняюсь 41,9 39,3 42,2 55,3 37,2
ответить
Учитывая, что в ближайшем будущем основной приток мигрантов будут обеспечивать выходцы из стран с иными культурными ценностями и традициями, особое значение приобретают адаптация и интеграция мигрантов в принимающее общество. Адаптация означает приспособление мигрантов к принимающему обществу (часто довольно поверхностное), знание и поведение с учетом традиций и норм, принятых местным населением. Интеграция - процесс встречного движения культур принимающего социума и культур мигрантов, смешение культурных норм и ценностей, изначально функционировавших сепаратно и, возможно, противоречащих друг другу1. При этом от мигранта
1 См.: Мукомель В. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: Рабочая тетрадь / Гл. ред. И.С. Иванов. М., 2013, с. 5.
ожидается большая активность и требуются большие усилия в этом сближении, чем от российского общества; последнее же, со своей стороны, должно стать более гостеприимным и разнообразным. Безусловно, мигранты должны считаться с культурой, ценностями, традициями общества, в которое они прибывают. С другой стороны, и местное население может позаимствовать у мигрантов такие ценности, как семья, уважение к старшим.
Как правило, линия противостояния мигрантов и местного населения проходит в социокультурной сфере: россияне убеждены, что культурные «инновации» мигрантов размывают культурное ядро локальных принимающих сообществ. Население полагает, что приток мигрантов угрожает социальной стабильности, провоцирует конфликты между ними и местными жителями, что мигранты не уважают традиции и нормы поведения, укоренившиеся в принимающем сообществе.
С целью более углубленного исследования процессов социальной адаптации и интеграции этнических мигрантов В.И. Мукомель выделяет три основные категории мигрантов: «постоянные», или «долгосрочные» мигранты, т.е. люди, практически не покидающие территорию России, за исключением редких выездов на родину; «циркулярные мигранты» - это лица, периодически въезжающие (как правило, с целью осуществления трудовой деятельности) на территорию России и покидающие ее; «впервые приехавшие в Россию». Масштабное обследование мигрантов, проведенное в конце 2011 г., показало, что 40,8% их состава - постоянные мигранты, не покидающие Россию более года, 38% - циркулярные мигранты (в том числе 11,6% - сезонные мигранты) и 21,2% - впервые приехавшие в страну на заработки .
Москве необходима выработка дифференцированной политики интеграции, которая учитывала бы специфику каждой из различных групп мигрантов. В интеграции меньше нуждаются иммигранты-соотечественники, прекрасно владеющие русским языком, знающие российскую культуру. С серьезными проблемами сталкиваются иммигранты из бывших союзных республик, приезжающие в Москву на постоян-
1 См.: Мукомель В. Циркулярные мигранты: Российская Федерация. Пояснительная записка 2012/96. Сентябрь, 2012, с. 3. // http://www.canm-east.eu/media/exno/Explanatory%20Notes_2012-96.pdf.
ное место жительства, слабо знающие русский язык и культуру принимающего населения; особенно это относится к молодежи, выросшей в новых независимых государствах после распада СССР. Трудовые мигранты, ориентированные на заработок, нуждаются хотя бы в элементарном знании языка, традиций, культуры и норм принимающего социума. Но следует учесть, что часть трудовых мигрантов по мере адаптации пересматривает свои жизненные планы, ориентируясь на получение вида на жительство или российского гражданства.
По мнению российских экспертов, обязательное изучение русского языка мигрантами поможет улучшить межнациональную ситуацию. Одним из вариантов решения данной проблемы предлагается создание при религиозных общинах или диаспоральных образованиях специальных курсов изучения русского языка и культуры (как это уже начала делать РПЦ)1. В настоящее время в Москве действуют 128 национально-культурных объединений, некоторые из них уже арендовали помещения для занятий по обучению языку, при 8 общественных объединениях организованы курсы русского языка, культуры и компьютерной грамотности (в 2013 г. - 5). Группы учащихся организовали Межрегиональное общественное движение трудовых мигрантов Кыргызстана и Национально-культурную автономию азербайджанцев России АзерРосс. Для взрослых мигрантов функционирует 28 курсов русского языка (в 2013 г. - 15), организованных в том числе и при содействии государственных органов исполнительной власти г. Москвы при высших и средних учебных заведениях2.
Совместно с Русской Православной Церковью и Российским университетом дружбы народов УФМС России по г. Москве участвует в реализации проекта по организации курсов русского языка и культуры для иностранных граждан. Обучение прошли около 100 иностранных граждан при поддержке НП «Центр содействия по укреплению единства и развитию диаспор Афганистана» и Ассоциации таджикских землячеств «Самандар»3.
1 См.: Матвеева И. Услышать друг друга - значит понять // Миграция XXI век, июль-август 2013 г., с. 36-37.
2 См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. М., 2014, с. 28-29.
3 См. там же.
В условиях массовой трудовой миграции актуальной практической задачей школьного образования становится разработка и модернизация программ, направленных на оптимизацию процессов социокультурной адаптации и интеграции молодого поколения в столичный социум. В системе образования Москвы накоплен значительный опыт работы в этом направлении, разрабатываются и реализуются среднесрочные программы и международные проекты. В школах города насчитывается около 30 тыс. учеников, не имеющих гражданства РФ, при этом более половины из них не владеют в достаточном объеме русским языком, что нередко становится конфликтогенным фактором. Такие ученики обучаются русскому языку дополнительно, для чего с 2011/2012 учебного года на базе 152 столичных школ открыты специализированные группы по его изучению как иностранного языка. В 12 общеобразовательных учреждениях действуют «Школы русского языка», реализующие программы интенсивного обучения русскому языку и социокультурной адаптации детей иностранцев, не владеющих русским языком. По мнению специалистов, это помогает преодолевать культурный и языковой барьер, мешающий обучению. Для детей иностранцев, плохо владеющих русским языком, на базе 88 образовательных учреждений города открыты 218 групп по изучению русского языка как иностранного, в которых обучается около 2500 детей (около 10% от числа детей мигрантов), которые изучают не только русский язык, но и культуру России. На базе одной из вечерних школ открыты бесплатные курсы для мигрантов
старше 15 лет. В двух общеобразовательных школах на
1
платной основе организованы курсы для взрослых , что способствует адаптации к социальным реалиям принимающего общества как родителей-мигрантов, так и их детей.
Помимо адаптации мигрантов школа играет ключевую роль в воспитании толерантности в отношении к представителям иных этнических и культурных групп, что уменьшает вероятность возникновения межэтнических конфликтов и совершения преступлений на почве этнической, расовой и религиозной ненависти.
1 См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. М., 2013, с. 24. // www.fmsmos-cow.ru/files/drond2013.doc.
Для улучшения межнациональной и межконфессиональной обстановки в Москве столичным органам власти при взаимодействии с институтами гражданского общества необходимо пропагандировать позитивное влияние миграции на жизнь города; добиться реальной работы советов по национальным вопросам при управах и префектурах столицы; увеличить количество некоммерческих организаций, занимающихся проблемами миграции; активнее работать с молодежью, ввести в учебных заведениях программы по межнациональной проблематике; проводить совместные культурные мероприятия, задействуя в них представителей мигрантских сообществ и принимающего общества.
Снизить межнациональную и межконфессиональную напряженность в крупных городах России (в первую очередь, в Москве) можно только в том случае, если деятельность властей будет направлена на предотвращение пространственной сегрегации и социально-профессиональной дискриминации иммигрантов, на противодействие ксенофобии и мигранто-фобии, на преодоление этноцентризма в общественном дискурсе, в том числе в средствах массовой информации, школьных и вузовских образовательных программах.
Несбалансированность между потребностью привлечения в Москву иностранной рабочей силы и потребностью ограничения иммиграции в связи с высоким уровнем противостояния между мигрантами и местным населением усугубляется недостаточно эффективной миграционной политикой органов муниципальной власти. Отсутствие такого баланса порождает острые социальные конфликты с непредсказуемыми политическими последствиями.
На протяжении последних десятилетий вопросы миграции являются предметом острых дискуссий в российском обществе и есть все основания предполагать, что подобная ситуация сохранится и в будущем. Если возобладает точка зрения, что миграция является угрозой для общества, то возникнет риск усиления запрещающих мер в миграционной политике и практике. Если же произойдет сдвиг в сторону понимания миграции как динамичной и позитивной силы, то он будет способствовать улучшению социально-экономической ситуации как в странах исхода, так и в странах приема мигрантов. Дальнейшее развитие Москвы и Московского региона включает разработку корректной, ответственной, консолидированной миграционной политики,
позволяющей в полной мере задействовать трудовой, образовательный и интеллектуальный потенциал мигрантов в интересах социально-экономического развития столицы.
Алисов Н.А., Гаспаришвили А.Т., Оносов А.А. Миграционная политика московских властей и общественное мнение москвичей. В статье рассматриваются основные направления миграционной политики в Московском регионе как главном российском центре притяжения международных трудовых мигрантов. Авторы используют данные статистики и результаты эмпирических социологических исследований.
Ключевые слова: трудовая миграция, миграционная политика, миграционные процессы, иностранный работник, общественное мнение.
Alisov N.A, Gasparishvili A.T., Onosov A.A. Migration policy in the Moscow region and public opinion of the Muscovites. The
article considers the basic directions of the migration policy in the Moscow region as the main attractive area for international labor migrants in the Russian Federation. The authors use statistical data and the results of empirical sociological research.
Key words: labour migration, migration policy, migration processes, foreign workers, public opinion.