Научная статья на тему 'Миграционная политика Китая'

Миграционная политика Китая Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1184
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КИТАЙ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морин А.В.

Статья посвящена некоторым отличительным особенностям миграционной политики Китая в ее ретроспективе и современности. Автор обращает внимание на связь проблем перенаселенности и безработицы с миграционной политикой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционная политика Китая»

5. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. Ч. 1. М.: Колокол, 1994.

307 с.

6. Исаев А. А. Бытие и существование человеческого и божественного в средневековой философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). С. 85-88.

© Бондаренко Ю. В.

УДК 314.7

А. В. МОРИН, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

A. V. MORIN, associate professor of the chair of administrative legal disciplines of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law (Ufa)

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

CHINA'S MIGRATION POLICY

>

vc <N

a a

u u

Аннотация. Статья посвящена некоторым отличительным особенностям миграционной политики Китая в ее ретроспективе и современности. Автор обращает внимание на связь проблем перенаселенности и безработицы с миграционной политикой государства.

Ключевые слова: миграция населения, миграционная политика, Китай, безработица.

Annotation. The article is devoted to some distinctive features of China's migration policy to its retrospective and present. The author draws attention to the relationship problems of overpopulation and unemployment, with migration policy.

Keywords: population migration, migration policy, China, unemployment.

s a о

0 «

u

¥ a -с a

1

о

о «

u ?

a

£ «

a s

u «5

Первые упоминания о китайской миграции встречаются в эпоху династий Цинь и Хань в 221 г. до н. э. - 220 г. н. э. В то время первые китайские переселенцы направлялись по Шелковому пути на запад и по морю на восток. Однако о полноценном процессе китайской миграции стоит говорить лишь только с начала эпохи правления династии Тан (618-907 гг.). В это время существенная масса населения Китая начала концентрироваться на юго-востоке страны, вследствие чего возникли серь-

езные проблемы, связанные с перенаселенностью и недостатком земель. В этот период безземельные крестьяне, ремесленники и купцы направились в Наньян (Юго-Восточная Азия) в поисках заработка, где и осели на территориях нынешних Сингапура, Индонезии, Малайзии, Вьетнама, Таиланда и Филиппин, образовав первое поколение зарубежных китайцев.

Жестко регламентированная внешнеторговая деятельность во времена династий Юань и Мин (1271-

1644 гг.) ориентировалась исключительно на официальные и санкционированные государством морские поездки и торговые миссии. Частная торговля за границей в то время была запрещена, однако немало китайцев продолжали торговлю в Юго-Восточной Азии, нарушая данный запрет [1, с. 6]. Своеобразной особенностью создавшейся ситуации стало то, что китайские купцы, находившиеся в момент выхода запрета за границей, не могли возвратиться на родину, не будучи наказанными, и потому были вынуждены остаться за пределами своего государства. Именно этот факт и стал причиной значительных изменений в китайских сообществах за границей, послужил началом образования устойчивых позиций китайского капитала в экономиках стран Юго-Восточной Азии. В результате уже к XV веку экономика целого региона попала под контроль китайских торговцев [2, с. 123-124].

Время правления династии Цин (1644-1911 гг.) стало периодом наиболее массовой миграции китайцев за границу. Территории Юго-Восточной Азии нуждались в китайской продукции и привлекали немалое количество китайских коммерсантов, крестьян, рыболовов и ремесленников. Наиболее активно шла миграция в Сиам. К началу XVII в. китайское население Сиама насчитывало около 3 тыс. человек. По причине хороших отношений между Китаем и Сиамом туда каждый год приезжало более 7 тыс. китайцев. В результате к 1821 году китайское население Сиама насчитывало уже более 700 тыс. человек [3, с. 71].

В эпоху династии Цин ареал проживания зарубежных китайцев раскинулся уже на 30 стран мира, а общее количество проживающих за границей китайцев составило 1-1,5 млн человек [4; 5, с. 70].

Отношение со стороны властей к зарубежным китайцам начало меняться во второй половине XIX века [6, с. 10],

что отчасти послужило началом массовой миграции китайцев за границу. Появилось новое определение зарубежных китайцев - «хуацяо». Этот термин (иероглиф) отражал уважение и достойное положение зарубежных китайцев.

Во время опиумных войн Китай стал основным источником трудовых ресурсов для США, Юго-Восточной Азии, Австралии и Южной Африки, а по их окончании ограничения на выезд фактически уже были сняты. В этот период наблюдается массовая миграция китайских рабочих (так называемых «кули»).

В 1872 г. Цинское правительство приняло постановление об отправке на обучение за границу студентов. Данное решение послужило началом массовой образовательной миграции китайцев, а количество подданных поднебесной, уехавших таким образом в период 1846-1949 гг., составило около 150 тыс. [7, с. 52]

В начале 20-х годов прошлого столетия эмиграция из Китая начала ^ сокращаться. В этот период были уста- 3 новлены выездные визы, что сущест- а венно усложнило саму процедуру пере- у сечения границы. В сочетании с дис- с^ криминационной миграционной поли- ¡^ тикой государств-реципиентов на Запа- ^ де это стало причиной снижения уровня | эмиграции из Китая в эти страны. Од- ^ нако в страны Юго-Восточной Азии | миграция продолжилась и за период щ 1922-1939 гг. составила 5,2 млн чело- ^ век. 5

__"С

После создания Китайской На- |

родной Республики в 1949 г. Пекин ус- ^

тановил строгий контроль по пересече- с!

нию границы, и миграция из Китая |

ВРО

стране ®

была установлена система регистрации ^

по месту жительства, которая обеспе- ^

чила жесткий контроль передвижения ^

граждан внутри Китая. Стала более же- а

сткой система выдачи выездных виз, а |

число мигрантов практически вплоть до е^

1978 года оставалось несущественным. Особо подчеркнем, что во времена Культурной революции (1965-1976 гг.) любой выезд за границу с личными целями воспринимался как предательство родины, а семьи эмигрантов нередко попадали под репрессии.

Демографические, социально-экономические и культурно-исторические причины стали предпосылками для массовой волны «новой» китайской миграции после 1978 г.

Проблема перенаселенности -одна из ключевых для Китая на протяжении всей его истории. Высокий уровень рождаемости, рост экономики, совершенствование бытовых и санитарных условий, отсутствие контроля рождаемости содействовали увеличению населения за период 1949-1981 гг. Курс Мао Цзэдуна на увеличение рождаемости в стране под лозунгом «многочисленное население - большая сила» стал причиной того, что к концу 1950-х гг. прирост населения достиг 40 % [8, ^ с. 199].

^ Высокая численность и значи-

3 тельная плотность жителей в сочетании а с ограниченной ресурсно-сырьевой ба-^ зой вызывают вопросы плохой экологии, бедности, безработицы. В отдель-

¡^ ных регионах Китая антропогенное ^ давление столь значительно, что доля | их территории лишилась способности к саморегенерации, а вода стала непри-| годна для употребления [8]. Сказанное щ и послужило причиной «выталкивания» ^ из государства лишнего населения с це-§ лью поиска лучшей жизни за границей. | Безработица также представля-

ла ет собой еще одну из ключевых проблем современного китайского сообще-| ства, и снижение ее уровня - приори-| тетная задача в рамках проведения мо-^ дернизации государства. К 2010 г. офи-^ циальный процент безработицы в горо-^ дах составил 4 %, а число безработных а 7 млн [9]. По иным сведениям, указан-| ные цифры не отражают реальной картины, и переселяющиеся в города в по-

исках работы китайцы попросту не учитываются [10, с. 17-19].

Следующая группа причин эмиграции связана с тенденциями развития экономики Китая. По окончанию Культурной революции экономика страны находилась в состоянии депрессии, что явилось отправной точкой миграции. Бедность населения и низкий уровень жизни, в особенности у сельских жителей, на фоне благополучных развитых стран мотивировали население к выезду за границу.

По ходу реализации реформ и экономической модернизации увеличились темпы роста экономики и изменилась сама ее структура. Существенное же улучшение уровня жизни содействовало появлению достаточной суммы денег для миграции, в том числе для выезда на обучение за границу. Другой группой источников эмиграции является либерализация многих сторон жизни китайского сообщества. Так, с началом реформ открытости в китайском обществе стала появляться дополнительная информация относительно возможности поездок за границу (прежде всего, для обучения и работы).

В настоящий момент деловая и трудовая миграция за рубеж является важным стратегическим направлением развития миграционной политики Китая. Она осуществляется по четырем основным направлениям:

1) деловая миграция (инвесторов и состоятельных бизнесменов) на постоянное местожительство, обычно с помощью специальных программ;

2) открытие предприятий, филиалов китайских компаний за границей и комплектование их штатом китайских работников;

3) экспорт рабочей силы по трем видам контрактов:

а) на выполнение инженерных и строительных проектов, заключенных между китайскими предприятиями и зарубежными правительствами;

б) на поставку рабочей силы с целью осуществления определенных работ в сельскохозяйственной, лесодо-бывающей сферах;

в) на консультационные и инжиниринговые услуги;

4) персональное трудоустройство за границей китайских специалистов.

После вступления в ВТО КНР получила широкие возможности легально экспортировать рабочую силу и требовать от других членов ВТО снятия дискриминационных барьеров и дополнительных ограничений по импорту китайской рабочей силы. В частности, расширение размеров импорта рабочей силы в Россию было одним из условий КНР во время переговоров по присоединению России к ВТО в мае 2002 года [11, с. 72; 12, с. 240].

Особо отметим, что значительным плюсом от увеличения масштабов трудовой эмиграции стало увеличение дохода и денежных отчислений для родственников, оставшихся в Китае. В КНР бытует мнение, что если один человек выехал за рубеж на работу - одна семья стала жить лучше. По подсчетам китайских специалистов, выездом за рубеж 10 % лишних рабочих рук можно снизить общий уровень бедности в стране на 2 %. По состоянию на 2014 год полученные семьями в Китае денежные средства от работников, выехавших за рубеж, составляют примерно от 2 до 4,7 млрд долларов в год [13].

Образовательная миграция из КНР также стремительно развивается и за период 1979-2010 гг. она выросла в 200 раз. Предполагается, что в дальнейшем по ходу роста экономики в государстве будет появляться больше со-

стоятельных людей, которые получат возможность отправлять детей на обучение за рубеж. Поэтому следует ожидать роста трансграничных миграционных потоков этой сферы из Китая. По прогнозам исследователей Сингапура, количество студентов из КНР только в Великобритании к 2020 г. возрастет до 230 тыс. человек (для сравнения в 2004 г. их было 35 тыс.).

В целом необходимо заключить, что Китайская миграция стала значительным явлением в международных миграционных процессах конца XX -начала XXI в. Стремительный рост численности китайского населения во второй половине XX в. не только сформировал демографическое давление внутри страны, но и стал одной из предпосылок для массового выезда граждан за границу после начала реформ открытости. Как результат - «новая» китайская миграция стала важным фактором многочисленных изменений в китайском обществе. Последующая либерализация всех сторон жизни страны, системы въезда и выезда из страны открыли возможность для миграции. Ставшая доступной информация и появление специальных агентств, содействующих выезду, упростили процедуру выезда, а также способствовали увеличению количества выезжающих, расширяя тем самым географию переселения граждан КНР. В качестве закономерного итога проводимой государством политики в ее тесной взаимосвязи с перспективами сотрудничества России и Китая ряду отечественных ученых представляется, что уже к 2050 году китайцы могут стать вторым по численности народом в России [14].

>

<ч а а

о о

ЛИТЕРАТУРА

1. Sons of the Yellow Emperor: A History of the Chinese Diaspora / ed. by L. Pan. N. Y., 1994.

P. 6.

2. Overseas Chinese Entrepreneurship and Capitalist Development in South-East Asia. N. Y., 2000. P.123-124.

о «

a о

0 «

u

¥ a -с a

1

о

0 «

1 £

a «

S

u «5

X « X

3. Размышления о четырех волнах китайской эмиграции в ЮВА. Центр исследований ЮВА. 2008. № 1. С. 71.

4. История миграции китайцев за рубеж // Управление иностранных дел в провинции Анхуи. 18.04.2008 // URL:http://www.ahie.gov.cn/show.php (дата обращения: 13.06.2015).

5. Структура китайского населения в ЮВА / Центр исследований ЮВА. 2008. № 1. P. 70.

6. The Return of the «Brains» to China / Н. Le Bail, Wei Shen. P., 2008. P. 10.

7. Zhang Yufa. Returned Chinese Students from America and the Chinese Leadership 1846— 1949 // Chinese Studies in History. 2002. Vol. 35. № 3. P. 52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Титаренко М. Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. М., 2008. С. 199.

9. Liu Yanbin. Demographic Change and International Labor Mobility Implications for Business and Social Development in China // Demographic Change and International Labor Mobility in the Asia Pacific Region, Seoul, 24-26 March 2010.

10. Ахметшин Р. А. К вопросу о деятельности милиции Башкирии по реализации новой экономической политики // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 17-19.

11. Ларин А. Г. Эта деликатная проблема «китайской демографической экспансии» // Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы. М., 2005. С. 72.

12. Теория государства и права: курс лекций: в 2 частях. Часть II / С. Г. Аксёнов и др.; под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009. С. 240.

13. Изучение внешнего сотрудничества в области рабочей силы) // URL: http://Iabor.shandongbusiness.gov.cn/bencandy.php?fid=14&aid=321 (дата обращения: 10.10.2015).

14. Ученые: китайцы могут стать вторым по численности народом в России к 2050 году. ТАСС Информационное агентство России // URL: http://tass.ru/obschestvo/3735857 (дата обращения: 26.10.2016).

© Морин А. В.

>

<ч а а

о

о $

о «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

о «

?

а £

а «

и О?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.