Научная статья на тему 'Миграции как способ взаимодействия населения Крайнего северо-востока европейской части России в раннем средневековье'

Миграции как способ взаимодействия населения Крайнего северо-востока европейской части России в раннем средневековье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОК ЕВРОПЫ / РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МИГРАЦИИ / THE NORTHEAST OF EUROPE / THE EARLY MIDDLE AGES / INTERACTION / MIGRATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурыгин Александр Михайлович

Рассматриваются вопросы взаимодействия групп населения на северо-востоке Европы в I тыс. н. э. Сделан вывод, что в это время основной формой взаимодействия коллективов на европейском северо-востоке являлись разнотипные миграции. Между окружающим миром и населением Вычегодского и Печорского бассейна контакты осуществлялись преимущественно путем односторонней культурной трансмиссии из камского и нижнеобского культурных ареалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мурыгин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migrations as the way of realization of the population of the extreme northeast of the European part of Russia in the early middle ages

The paper deals with the problems of interaction of the population of the extreme northeast of Europe in I millenium AD. On the basis of archaeological sources an attempt is made to determine the essence and character of processes of interaction, their reasons and peculiarities at different stages and possible consequences for the population of the European northeast. It is established that migratory processes in I millennium A.D. resulted in radical changes in ethnocultural conditions in the northeast of Europe. One of the results of the deep changes that occurred in cultures of local population on the boundary of the Early Iron Age the Middle Ages, was the expressed originality of the Early Middle Ages ethnocultural formations which can be defined as syncretic, representing unity of non-uniform components. The available data shows that ethnocultural relations and contacts between the population of Vychegda and Pechora basins and the surrounding world (in relation to territory of the extreme northeast of Europe) in the Early Middle Ages had mainly unidirectional character, being carried out by unilateral cultural transmission. For local population they more had the character of borrowing and were manifested as distribution of objects of material culture from areas with producing economy (trade, exchange, etc.) or as cultural innovations in the field of economy, technologies etc., or development of new territories by the newly-come (related or unrelated) population and their mixture with local collectives. The conclusion is drawn that one of the factors that seriously influenced the peculiarities of formation and development of local cultures of the Early Middle Ages population in the basins of Vychegda and Pechora were interactions and relations of collectives proceeding as permanently occurring polytypic migrations. They can be considered as a constant not changing its importance in territorial frames of the European northeast since the Eneolithic to the Middle Ages and that can be referred to one of the key elements of life-support system of collectives in areas of northern, extreme-northern taiga and tundra zone.

Текст научной работы на тему «Миграции как способ взаимодействия населения Крайнего северо-востока европейской части России в раннем средневековье»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)

УДК 902 (470.1+570.1) "653"

А.М. Мурыгин

МИГРАЦИИ КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРО-ВОСТОКА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Рассматриваются вопросы взаимодействия групп населения на северо-востоке Европы в I тыс. н. э. Сделан вывод, что в это время основной формой взаимодействия коллективов на европейском северо-востоке являлись разнотипные миграции. Между окружающим миром и населением Вычегодского и Печорского бассейна контакты осуществлялись преимущественно путем односторонней культурной трансмиссии из камского и нижнеобского культурных ареалов.

Ключевые слова: северо-восток Европы; раннее Средневековье; взаимодействие; миграции.

В археологии раннего Средневековья дискуссионной остается проблема происхождения и этнокультурной принадлежности носителей археологических культур таежной полосы северо-востока европейской части России (Г.М. Буров,

В.И. Канивец, К.С. Королев, А.М. Мурыгин, Э.А. Савельева, Н.Н. Чеснокова) [1, 2 и др.]. С одной стороны, отстаивается первенство эволюционного пути развития местных элементов культуры, с другой - аргументируется преобладание в местных культурах инородных компонентов, привнесенных путем миграций. Однако обе гипотезы не отрицают значительную роль в формировании и развитии вычегодско-печорских коллективов раннего Средневековья межрегиональных (культурно, этнически или территориально чуждых компонентов) связей, с одной стороны, преемственных отношений субстрата и суперстрата - с другой.

Установлено, что на рубеже раннего железного века - Средневековья сложение новых культур -ных типов на пространстве европейского северо-востока проходило при взаимодействии местных и пришлых групп. Под термином «взаимодействие» понимается особый вид непосредственных отношений и связей, складывающихся, по меньшей мере, между двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений [3, 4]. Для бассейна Вычегды наиболее археологически выявленным для сер. I тыс. н.э. (У-У1 вв.) оказалось южное направление связей населения края. Здесь появляются могильники под насыпями и поселения с гребенчатой, шнуровой и гребенчато-шнуровой керамикой - памятники шойнатыйского культурного типа [2]. Сформировавшись в восточной части бассейна Вычегды в результате смешения в основном местных позднегляденовских и привнесенных извне харинских (прикамских) этнокультурных традиций, они именно в таком двухкомпо-

нентном виде впоследствии распространяются в таежное Припечорье.

Для населения таежной полосы Припечорья заметно проявляются северно-тундровый и восточно-нижнеобский векторы этнокультурных связей. В отличие от бассейна Вычегды, где гляде-новские коллективы (джуджыдъягская культура) существуют до V в., на Печоре гляденовские традиции практически полностью были трансформированы к III или IV в. [5]. Показателем изменений, произошедших на северо-восточной окраине гля-деновской культурной общности, явилось сложение при участии одной из культур этой общности - пиджской, бичевницкого культурного типа с каннелированной глиняной посудой. В его материалах фиксируется продолжение общих для европейского северо-востока тенденций сближения с Западной Сибирью. Раннебичевницкие группы проникают в бассейн р. Вычегда, Большеземель-скую тундру и Северное Прикамье, достигая устья р. Чусовая (свыше 400 км южнее верховий р. Вычегда) [6]. К этому же времени, вероятно, можно отнести их распространение в восточное Приура-лье - на р. Северная Сосьва (городище Няксим-воль) и по долине р. Обь почти до ее устья (городище Усть-Полуй) [7. Рис. 11. Табл. 21, 31-34].

Появление субарктических групп населения к югу от Полярного круга увязывается с ухудшением климата на рубеже суббореального и субатлан-тического периодов (Л.Н. Андреичева, Н.Я. Кац,

В.А. Климанов, М.И. Нейштадт, Л.Д. Никифорова, Н.А. Хотинский, А.В. Шнитников и др.) [2. С. 170, 171]. На европейском северо-востоке происходит сдвиг ландшафтных зон в меридиональном направлении и расширение тундровой зоны; граница лесной растительности смещается на 150 км к югу от современной [8. С. 160]. Такое кардинальное изменение среды обитания является серьезной побудительной причиной для оттока части населения из Заполярья (или, возможно, проникших туда че-

рез полярный трансуральский коридор миграций -хребет Пай-Хой и Прикарская низменность - зауральских групп) в более благоприятные для проживания южные районы Печорской низменности. Принципиальным для понимания особенностей взаимодействия на этом этапе является то, что постепенное просачивание в гляденовский ареал Припечорья (возможно,и в Привычегодье) групп инородного населения происходило в течение длительного времени (начиная, вероятно, с последней четв. I тыс. до н.э.) и в рамках примерно одного и того же, хотя и сокращающегося лесного ландшафта. Гляденовская керамика с каннелюрами на европейском северо-востоке появляется уже в конце Ш-П вв. до н.э. [5. С. 379], что опосредованно указывает на вероятное начало этого затяжного по времени процесса. Не исключено, что на сложение раннебичевницкого керамического комплекса оказали влияние контакты с теми же северными группами западносибирского прасамодий-ского населения [9. С. 129], которые приняли участие в формировании культуры предшествующего (гляденовского) времени на Печоре (пиджской). В то время, когда вычегодское позднегляденовское население испытывало существенные изменения в культуре из-за вхождения в его состав харинских групп, родственные коллективы пиджской археологической культуры таежного Припечорья начали контактировать с носителями кулайской культуры Зауралья [5. С. 382].

К началу втор. пол. I тыс. н. э. в регионе сложились новые археологические образования. Между Тиманом и Уралом продолжается развитие культуры типа Бичевник, ареал которой сократился до районов таежного Припечорья. К западу от Тимана на основе шойнатыйских формируются памятники ванвиздинского типа.

Основной территорией обитания ванвиздин-ского населения была средняя, в меньшей степени, верхняя и нижняя Вычегда. Отсюда они распространились в бассейн средней и верхней Мезени [10]. Взаимодействие с нижнеобским и/или родственным ему печорским населением (восточное направление этнокультурных связей) наложило свой отпечаток появлением на типичной ямочно-гребенчато-шнуровой ванвиздинской глиняной посуде узоров из различных фигурных штампов, мотива свисающих фестонов, отступающей техники орнаментации и утолщения края сосудов [11. С. 209-211. Рис. 1, 8].

Не менее существенными для ванвиздинского населения являлись этнокультурные связи с коллективами Верхнего Прикамья. Через территорию ломоватовской культуры на среднюю Вычегду

шло поступление вещей, относящихся к импорту из областей сасанидского Ирана и античного мира. Такие изделия найдены в поздней (бескурган-ной) группе погребений Веслянского I могильника, датируемых VII - началом VIII в. [12]. В это же время на вычегодских и мезенских памятниках появляется керамика ломоватовско-ванвиздин-ского облика с многошнуровой орнаментацией тохтинского типа [13. С. 19 - схема].

Прослежен и обратный процесс. В VII-VIII вв. н. э. начинается движение вычегодского населения в Прикамье, а миграции небольших групп ванвиз-динцев в верхнее Прикамье продолжаются вплоть до конца ломоватовской культуры [14. С. 70; 15.

С. 288]. Материалы раннего культурного слоя (УШ-К вв.) Подгорбуновского городища на р. Юг также отнесены к памятникам, близким позд-неванвиздинским [16. С. 73]. Ванвиздинские материалы, датированные VIII в., зафиксированы в нижнем средневековом горизонте поселения Крыловское, в районе слияния рек Сухоны и Юга [17.

С. 124-126]. Намечается тенденция к расселению или переселению ванвиздинских групп на земли, лежащие южнее и юго-западнее от бассейна Вычегды. В последней четв. I тыс. н.э. они стали фактором постоянного или периодического присутствия не только на севере Прикамья, где начинают контактировать с продвигающимися сюда же позднеломоватовскими коллективами, но и в междуречье нижней Вычегды, Малой Северной Двины и Юга [10].

В то же время на территории Припечорья длительное взаимодействие различных по происхождению групп (начиная с эпохи энеолита и далее постоянно на протяжении последующих тысячелетий) привело к тому, что здесь на керамике местного населения середина - вторая половина I тыс. н.э. намного более явно, чем в вычегодско-мезенском регионе, наблюдается смешение признаков, имеющих различный генезис [11. С. 207209]. По всей области расселения приуральских племен - между Уральскими горами, хребтом Пай-Хой и Тиманским кряжем на местной средневековой керамике (бичевницкой в тайге и субарктической в тундре) выявлены элементы, выступающие в чистом виде или получившие преимущественное развитие в западносибирских культурах с гребенчато-фигурно-штамповой посудой [2; 11. Рис. 1/ 2-7], а в таежной полосе бассейна Печоры - также и в территориально близких приуральских и зауральских культурах с гребенчатошнуровой орнаментацией керамики. Одновременно из числа поселений и жертвенных мест Печорского Приуралья выделяются памятники с бес-

спорно нижнеобской керамикой, что является фактом непосредственного проникновения обско-зауральских групп населения в южную часть бассейна Печоры (от верховий до устья рек Подчере-ма, Щугора и Сопляса) [11. С. 208]. Свидетельством связей Припечорья и зауральского культурного круга является инвентарь печорских «кладов», часть из которых относится к зауральскому кругу памятников (Усть-Соплясский) или, по крайней мере, заметно отличается от классических образцов «пермского» звериного стиля, они неоднородны и несут зауральские черты (К.И. Корепанов,

В.А. Оборин, В.Н. Чернецов, А.В. Шмидт и др.). По всей территории Печорского Приуралья известны изделия зауральского облика («трехрогие» личины из д. Хабариха и с р. Сандибей-ю, поясные пряжки и культовые ложки со звериными головами в жертвенной позе; гравированные на серебряной бляхе изображения фигурок в трехконечных головных уборах с саблями в руках и др.).

Учитывая археологические источники предшествующих эпох [1], есть все основания ставить вопрос о том, что «культурное пространство» Печорского Приуралья с глубокой древности было неоднородным. В Припечорье обитало население, в археологических культурах которого продолжительное время сохранялись признаки как самодийских, так и финно-угорских народностей. Постоянно подпитываемый в основном зауральскими инфильтрациями местный (угорский или самодийский) этнокультурный компонент являлся составной и неотъемлемой принадлежностью этого региона европейского северо-востока с эпохи раннего металла. Формирование археологических культур таежной полосы Припечорья проходило на фоне многовековой трансформации этнокультурных традиций финно-пермского компонента печорского ананьинско-гляденовского и более древнего населения, дальнейшего развития близкородственного нижнеобскому местного (бичевницко-го) культурного комплекса, при одновременном прямом проникновении коллективов из западносибирского ареала обитания.

Меньше данных о контактах позднебичевниц-ких групп Ижмо-Печорского бассейна с заполярным населением. Пока известно не менее пяти поселений (Зыбун-нюр III, Усть-Айюва I, Брысвин-ское, Кыско, Ружникова) [2], небольшая доля керамики которых свидетельствует о проникновении коллективов субарктического региона северо-востока Европы в таежную зону Припечорья вплоть до 63° с.ш.

Взаимодействие раннесредневекового населения таежного Припечорья с финно-пермскими

коллективами Прикамья было менее интенсивным и имело иной характер - было ограничено отношениями, не затрагивающими основы культуры. Показательным примером непосредственных контактов печорского населения с прикамским являются находки позднебичевницкой керамики в районе Чусовского озера [18. Рис. 1, 18; 19, 2, 1-3] и на святилище у Белоусовского камня на р. Ви-шера в Северном Прикамье, где она датирована VI-VIII вв. и [19. С. 47-50]. На печорских памятниках представлены некоторые другие категории находок, прототипы которым в любом случае были выработаны вне ареала обитания населения печорской тайги и попадали на север, видимо, путем торгово-обменных операций. К ним относится часть инвентаря жертвенных мест и кладов, находки на поселениях, аналогии которым уходят в прикамский регион Приуралья. Кроме этого, как считал В. И. Канивец, через булгарских посредников по Камско-Волжскому торговому пути в При-печорье попадали серебряные сасанидские монеты и брактеаты с оттисками дирхемов саманидской чеканки (Канинская, Уньинская пещеры), которые использовались североуральским населением в качестве украшений или культовых предметов [20.

С. 151-153].

Таким образом, серьезное влияние на особенности становления и развития локальных культур раннесредневекового населения в бассейнах рек Вычегды и Печоры оказали взаимодействия и связи коллективов, протекавшие в форме перманентно происходящих разнотипных миграций. Их можно рассматривать в качестве постоянной величины, действующей в территориальных рамках европейского северо-востока на протяжении длительного времени и даже отнести к одному из стержневых элементов системы жизнеобеспечения коллективов в районах северной, крайне северной тайги и тундровой зоны. Этнокультурные связи в эпоху раннего Средневековья между окружающим (по отношению к территории крайнего северо-востока Европы) миром и населением Вычегодского и Печорского бассейна имели преимущественно однонаправленный характер и осуществлялись путем односторонней культурной трансмиссии. Для местного населения они носили больше характер заимствования и проявлялись в виде распространения объектов материальной культуры из районов с производящей экономикой (торговля, обмен и т.п.), либо как культурные новации в области хозяйства, технологий и т. д., или были определены освоением новых территорий пришлым (родственным или неродственным) населением и их смешением с местными коллективами.

Постоянные миграционные подвижки привели в I тыс. н.э. к радикальным изменениям в этнокультурной обстановке на северо-востоке Европы. Одним из результатов глубоких перемен явилось выраженное своеобразие раннесредневековых этнокультурных образований, которые можно определять как синкретические, т.е. представлявшие собой единство неоднородных компонентов. Это было связано не только и не столько с исторически обусловленными событиями «гуннского» периода эпохи Великого переселения народов. Ситуация объективно была определена самим положением территории, которая оказалась зоной постоянных и длительных контактов групп угорского, самодийского и пермского населения. В числе предпосылок невысокого уровня культурной дифференциации социальных групп следует рассматривать и миграционную подвижность различного вида, а для печорского населения еще и дисперсный тип расселения и длительные сезонные широтные и меридиональные перекочевки. Подобные перемещения, связанные со сменностью географических поясов, находят аналогии в «челночном» типе миграций, реконструируемых для охотников на дикого северного оленя Северной Евразии [21. С. 285]. Этому способствовали также специфика географического положения территории обитания, особенности ее естественно-географической среды - выраженная зональность растительного покрова, перекрещивание двух зоогео-графических границ, широтной - тундра-тайга и долготной - Европа-Сибирь, значительные климатические изменения и большая зональная мобильность на протяжении многих тысячелетий, сравнительно позднее формирование современной границы между тундрой и лесом. Возможно, следует отказаться от традиционно прямого отождествления культур региона с конкретными этносами. Известно, что элементы материальной культуры в той или иной степени обусловлены главным образом развитием производительных сил и особенностями природной среды, а также особенностями исторического развития и прочно не привязаны к этносу [22. С. 79]. Поэтому более плодотворно рассматривать их с точки зрения хозяйственно-культурных образований с эклектичным набором культуроопределяющих признаков.

Вторую четверть и сер. I тыс. н.э. для древнего населения Печорской и Вычегодской тайги можно считать переломным и особым этапом их истории. В формировании культурных особенностей подвижного охотничье-рыболовческого населения бассейна Вычегды, наряду с внешними инфильтрациями из западносибирского культурного ареала

и бассейна р. Печора, существенную роль сыграла исторически обусловленная прямая инвазия инородных коллективов из Прикамья. В это же время для населения Печорского Приуралья, также с доминированием присваивающих форм деятельности, этнокультурные связи были обусловлены больше длительными внешними инфильтрацион-ными процессами и внутрирегиональной культурной диффузией. Они были определены двумя основными факторами, непосредственным - негативными изменениями естественно-географической среды (северный инфильтрат, этнически и культурно неясный, но определенно связанный с областями, лежащими восточнее Уральского хребта) и опосредованным - далекими отголосками кризисных для многих народов событий эпохи Великого переселения народов (восточный инфильтрат). При непосредственном взаимодействии местных и пришлых групп к середине I тыс. н.э. на европейском северо-востоке произошло сложение новых культурных типов - на Вычегде появляются памятники шойнатыйского типа, в таежной зоне бассейна Печоры - бичевницкого. Оба культурных типа явились продуктом межэтнического синтеза и последующей интеграции. Они образовались в результате процессов взаимовлияния и взаимопроникновения, происходивших на фоне трансформации подстилающих культурных традиций. До VI в. их носители сосуществовали и осуществляли тесные связи между собой в пределах почти одной и той же территории, за исключением тундровой окраины раннебичевницкого ареала.

На этапе относительной стабилизации (после VI в.) этнокультурной обстановки в таежной полосе европейского северо-востока основное направление этнокультурных связей вычегодско-печорского населения продолжает оставаться прежним - южное и восточное. Слабее проявляют себя контакты с коллективами заполярных областей. Этнокультурные связи местных коллективов в большей степени сводились, видимо, к сосуществованию и тем или иным формам контактов между собой и соседствующими культурами. Судя по документирующим этот период археологическим источникам, вплоть до конца I тыс. н.э. эти контакты не оказывали существенного влияния на сложившийся этнокультурный облик и хозяйственную специфику местных коллективов, а перемещения в границах освоенных территорий соответствовали внутриэтническому типу миграций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Археология Республики Коми. М.: ДиК, 1997. 758 с.

2. Мурыгин А.М. Печорское Приуралье: эпоха

средневековья. М.: Наука, 1992. 182 с.

3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 243 с.

4. Аванесова Г.А. Взаимодействие культур // Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997. С. 70-71.

5. Васкул И.О. Памятники гляденовской культурной общности // Археология Республики Коми. М.: ДиК, 1997. С. 349-399.

6. Мельничук А.Ф. Этнические процессы и освоение Северного Прикамья в эпоху раннего железного века - позднего средневековья // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья (к 30-летию Камско-Вятской археологической экспедиции). Ижевск, 2002. С. 101-109.

7. Мошинская В.И. Археологические памятники севера Западной Сибири // САИ. Вып. ДЗ-8. М.: Наука, 1965. 87 с.

8. Никифорова Л.Д. Динамика ландшафтных зон голоцена северо-востока европейской части СССР // Развитие природы территории СССР в позднем плейстоцене и голоцене. М.: Наука, 1982. С. 154-162.

9. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 184 с.

10. Мурыгин А.М. Археологические памятники ванвиз-динской культуры бассейна Мезени. Екатеринбург: УрО РАН,

2001. 218 с.

11. Мурыгин А.М. Западносибирский компонент на крайнем северо-востоке Европы: ареал посещения или многовекового обитания // IV Берсовские чтения. Екатеринбург, 2004. С. 207-224.

12. Савельева Э.А. Хронология погребальных комплексов Веслянского I могильника // КСИА. М.: Наука, 1979. Вып. 158. С. 91-96.

13. Мурыгин А.М., Савельева Э.А. Поселение Тохта эпохи раннего средневековья в бассейне нижней Вычегды. Сыктыв-

кар, 2005. 56 с. (Науч. докл. / Коми научный центр УрО РАН. Вып. 476).

14. Оборин В.А. Миграции населения вымской культуры на Урал (Х^ХУ вв.) // XVII Всесоюзная финно-угорская конференция: Тез. докл. устинов, 1987. Т. II. С. 69-71.

15. Оборин В.А. Коми-пермяки // Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. С. 255-298.

16. Макаров Л. Д. Подгорбуновское городище -

многослойный памятник в бассейне Северной Двины // Памятники железного века Камско-Вятского междуречья. Ижевск, 1984. С. 66-88.

17. Макаров Н.А., Чеснокова Н.Н. Средневековое

поселение в Устюжском крае // Проблемы финно-угорской археологии Урала и Поволжья. Сыктывкар, 1992.

С. 121-127.

18. Оборин В.А. Культурные связи племен Верхнего Прикамья с племенами северо-востока Европы в эпоху железа // Древности Восточной Европы / МИА. № 169. М.: Наука, 1969. С. 156-167.

19. Изосимов Д.А. Керамические комплексы жертвенного места у камня Белоусовский (Бычок) как источник по изучению связей с населением Печоро-Вычегодского бассейна // Древние этнокультурные связи финно-угров. Йошкар-Ола,

2002. С. 47-50.

20. Канивец В.И. Среднеазиатские и германские монеты на Северном Урале // Материалы по археологии европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1962. Вып. 1. С. 145-154.

21. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М.: Наука, 1976. 311 с.

22. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // СЭ. 1972. № 3. С. 73-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.