УДК 314.748
Мигрантская катастрофа: кризис с беженцами в ЕС
Емельянова Е. М.,
студентка, Финансовый университет
Максименко А. П.,
студентка, Финансовый университет [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные причины и последствия миграции беженцев в европейские страны, также ставится задача - проанализировать отношения между европейцами и мигрантами, возникшие в результате девиантного поведения последних. В статье приведены результаты социологических опросов жителей Европы касательно накалившейся обстановки, которая сложилась в их странах из-за притока нелегальных беженцев, а также рассмотрены мнения экспертов по этому поводу.
Ключевые слова: беженцы; миграция; Европейский союз; Ирак; война; международный конфликт; Сирия; Европа.
Migrant Disaster: The Refugee Crisis in EU
Yemelyanova E.M., Maksimenko A.P.
Abstract. This paper examines the main causes and consequences of refugee migration to European countries, seeks to analyze the relations established between Europeans and migrants resulting from deviant behavior of the latter. The article presents the results of sociological surveys of residents of Europe, regarding the tense situation that has developed in their countries because of the influx of illegal refugees, as well as the considered opinions of experts on this issue.
Keywords: refugees; migration; European Union; Iraq; war; international conflict; Syria; Europe.
В конце XX - начале XXI в., после двух мировых войн, великой депрессии, тоталитарных экспериментов, «холодной войны», нескольких мировых экономических кризисов и военных конфликтов мы можем вновь поднять на повестку дня вопрос о процессе глобализации, обусловленный совершенно новыми тенденциями постиндустриального информационного общества. В связи с этим можно наблюдать и тенденцию к укреплению роли общества в принятии
политических решений. Одним из основных инструментов, подкрепляющих подобную поддержку власти, в настоящее время является публичная дипломатия. Сегодня публичная дипломатия регулярно сопровождает различные конфликты, одним из которых является гражданская война в Сирии, активная фаза которой началась в 2011 г. Причины происходящих событий можно рассматривать с двух сторон - внутренние и внешние. К внутренним причинам можно отне-
Научный руководитель: Белгарокова Н.М.,канд. социол. наук, доцент.
сти слабый уровень развития демократии, экономические проблемы и «застой» политической системы. Немаловажным также является различие в религиозных взглядах сирийцев. Большую часть населения составляют сунниты, при этом значительная часть руководителей страны, включая ее лидера, является шиитами-алавитами. К внешним факторам относятся сложные отношения Сирии с западными странами, Израилем и монархиями Персидского залива. Анализируя различные публикации, фото- и видеоматериалы данного конфликта, иногда специально сфальсифицированные для достижения необходимого результата, сложно объективно оценить картину происходящего, но бесспорно налицо огромные человеческие жертвы и миллионы мигрантов в страны Европейского союза. Рассматривая проблему многочисленного потока мигрантов в европейские страны с последующим присвоением им статуса беженцев, важно понимать природу данного статуса и его положение в рамках международных конфликтов на мировой арене.
Становление и формирование прав беженцев тесно связано с развитием международных отношений, причем события на мировой арене оказывали определяющее влияние на развитие механизма защиты прав беженцев [1].
Однако, в связи с отсутствием объективных причин для принятия масштабных решений в вопросах регулирования миграционных процессов и выработке правовых и этических норм, до начала XX в. политика государств в отношении беженцев носила исключительно индивидуальных характер [2].
Первый шаг в области обеспечения беженцам защиты и помощи был сделан в августе 1921 г. на первой конференции по защите прав беженцев, организованной Лигой Наций.
Говоря о современной системе защиты прав беженцев, стоит отметить, что сейчас основными документами являются Конвенция 1951 г. о статусе беженцев [3] и Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев [4], принятые в связи с необходимостью дать юридическое определение статуса беженцев в послевоенных условиях. Правовые принципы,закрепленные в этих документах, имеют отражение во многих других международных, региональных и национальных актах, затрагивающих сферу обращения с беженцами. Однако следует учитывать, что не
во всех документах содержание определений едино, вследствие чего и глобальная система международного сотрудничества по проблеме беженцев состоит из нескольких систем, порой не связанных между собой никакими международно-правовыми соглашениями.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что одна из причин, оказывающих негативное влияние на общую ситуацию с беженцами в мире, - это малоэффективное сотрудничество по данной проблеме между различными странами [5].
В настоящее время организацией, играющей основную роль в помощи и защите беженцев по всему миру, является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Основная цель Агентства - защита прав и благосостояния беженцев, надзор за исполнением Конвенции ООН 1951 г., касающейся статуса беженцев, посредством поддержки деятельности правительств по созданию приемлемых механизмов защиты, и обеспечение эффективного решения проблем беженцев, а именно местной интеграции и добровольного возвращения на родину. Переселение также является долговременным решением, применяемым в исключительных случаях, которые соответствуют строгим критериям защиты, в том числе установленным страной переселения. Мандат УВКБ ООН также предусматривает содействие деятельности по сокращению и предотвращению роста численности лиц без гражданства в мире и продвижение международных стандартов, содержащихся в Конвенции ООН 1951 г., касающейся статуса беженцев, и Конвенции ООН 1961 г. [6].
Как известно, сейчас в Европе наблюдается высокий уровень миграционных потоков: во втором квартале 2015 г. по сравнению с первым кварталом того же года число беженцев в Европе возросло на 85%.
Современная ситуация с беженцами во многом взаимосвязана с соблюдением прав человека, так как нарушения этих прав являются одной из основных причин массового ухода, а также исключают возможность добровольной репатриации. Уважение прав человека является необходимым условием как предотвращения сегодняшних потоков беженцев, так и решения связанных с ними проблем.
Самой большой проблемой, связанной с беженцами на сегодняшний день, являются события, связанные с огромным наплывом мигрантов из арабских стран в страны Европейского союза. С чего начался кризис с беженцами в Евросоюз?
Существует ряд социально-экономических и политических причин, которые, по мнению экспертов, могли стать отправной точкой проблемы массового бегства из арабских стран. Во-первых, данный феномен сам по себе является последствием конфликта в Сирии 2011 г., имеющего название «Арабская весна», возникшего на почве революционных преобразований на многоконфессиональной основе. Во-вторых, на протяжении многих лет у руля правления в Сирии находится семья, принадлежащая к меньшей исламской конфессии - шиитам, что, в свою очередь, вызывает неодобрение и негатив со стороны значительно превосходящего по числу течения суннитов [7].
Довольно большая часть журналистов считает, что причины начавшегося конфликта кроются в острой нехватке пресной воды, из-за чего толпы обездоленных крестьян устремились в города. Правящий режим, который изначально игнорировал проблему водоснабжения, лишь усугубил ситуацию, жестко отреагировав на массовые протесты. В результате чего, вместо того, чтобы попытаться решить проблему протестов, правительство Сирии отреагировало расстрелом демонстрантов, чем и породило вспышку ярости, охватившую всю страну, а последовавшие события стали историей гражданской войны, носящей религиозный, этнический, общинный, социальный, а главное, жестокий характер. Таким образом, по мнению экспертов, у жителей Ближнего Востока просто не осталось другого выбора, как в спешке покинуть свои страны [8].
Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш заявил, что «резкий рост количества сирийских беженцев, приезжающих в Европу в этом [2015] году, спровоцирован тремя факторами: потерей веры сирийского народа в возможность политического урегулирования конфликта, истощением ресурсов тех, кто уже покинул свое место жительства и несколько лет живет в изгнании и сокращением гуманитарной помощи в регионе, что, по мнению главы УВКБ ООН, стало спусковым крючком для роста беженцев» [9].
Более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы в 2015 г., создавая тем самым миграционную катастрофу, так как принимающие страны не смогли справиться с потоком переселенцев.
Подавляющее большинство беженцев прибыли по морю, остальные попали в Европу через другие страны, преимущественно Турцию и Албанию.
Согласно Агентству ООН по делам беженцев, более 135 тысяч мигрантов прибыли в Европу с начала 2016 г.
Из каких же стран прибывает большинство мигрантов? Самым крупным драйвером миграции продолжает оставаться конфликт в Сирии. Но продолжающееся насилие в Афганистане и Ираке, бедность в Косово также побуждают людей искать новые места для жизни. На рисунке представлены страны происхождения наибольшего числа беженцев, просящих убежища в Европе. Как мы видим, большинство мигрантов прибыло из Сирии, Афганистана и Ирака, замыкают список Нигерия, Иран и Украина.
Большинство беженцев стремится попасть в Германию. Эта страна получила наибольшее количество новых заявлений о предоставлении убежища в 2015 г. (более 476 тысяч). Но людей, прибывших в страну, гораздо больше - немецкие чиновники заявили, что более миллиона человек были зарегистрированы в системе Германии "EASY" для подсчета и распределения людей, прежде чем они делают заявления о предоставлении убежища.
По мнению политолога и востоковеда Каринэ Геворгян, проблему с наплывом беженцев в страны Евросоюза уже невозможно решить, и она приобретет масштабы гуманитарной катастрофы. По словам эксперта, власти Германии, которая является конечной точкой путешествия для большинства беженцев, не в состоянии решить проблему их расселения и интеграции в немецкое общество системно и лишь стараются подавить недовольство граждан в своей стране [10].
Венгрия вышла на второе место по количеству заявлений о предоставлении убежища (более 177 тысяч), так как большое число мигрантов совершали поездку по суше через Грецию и Западные Балканы [11]. На третьем месте оказалась Швеция: туда поступило более ста тысяч заявлений.
Тор 10 origins of people applying for asylum in the EU
First-time applications in 201 5, in thousands
Syria Afghanistan Iraq Kosovo Albania Pakistan
Eritrea ^^^m Nigeria Iran Ukraine шш
0 SO 100 150 200 250 300 350 400
Source: Eurostat
Страны происхождения наибольшего числа беженцев, просящих убежища в Европе
Существует множество различных экспертных оценок событий, происходящих в Европе из-за наплыва беженцев.
Так, например, Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета, утверждает, что сами европейцы выступают против политики принятия беженцев. Однако, по его мнению, Евросоюз все же примет решение пускать беженцев, потому что у европейцев есть определенное чувство вины, которое диктует дальнейшее поведение. Проблема наплыва мигрантов является результатом той политики толерантности, которая проводилась последние несколько десятилетий [12].
Говоря о проблеме пребывания арабских беженцев в странах ЕС, нельзя не отметить многочисленные конфликтные ситуации, зарождающиеся по инициативе «восточных гостей». Одним из ярких примеров подобного поведения являются рождественские беспорядки в Кельне, в результате которых в немецкую полицию поступило более 100 заявлений о сексуальных домогательствах. В результате этих событий отношение к беженцам в Германии стало более прохладным, настороженным, хотя до этого они встречали мигрантов с распростертыми объятиями. Так, по результатам опроса "Bild am Sonntag" от 7 января текущего года, 49% немцев боятся повторения подобных нападений, в то время как 39% опрошенных опасаются, что не получат должной защиты со стороны правоохранительных органов. По результатам опроса, проведенного институтом Emnid, 48% немцев
поддержали введение ограничения на прием беженцев до 200 тыс. человек в год. Особо сильную поддержку такая идея нашла на востоке Германии, где в пользу введения ограничения высказались 58% опрошенных, 37% были против [13].
В сложившейся ситуации Россия также не может оставаться безучастной. Например, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает действия европейских политиков и руководства ЕС в сфере миграции безответственными по отношению к судьбе всей Европы. Его цитата: «На самом деле, жалко Европу....Был на форуме мюнхенском. И с кем бы ни разговаривал из европейских политиков, они глаза в пол опускают и говорят: „Да, мы провалились". На самом деле, это было безответственное поведение европейских политиков и руководства Европейского союза. Причем не только перед гражданами Европейского союза,. а безответственно по отношению к судьбе всей Европы [14]».
Важным аспектом в ситуации с сирийскими беженцами является тот факт, что 27 февраля 2016 г. был принят режим прекращения огня и в конце апреля этого же года российские войска были выведены с территории Сирии. Однако потоки беженцев продолжают прибывать в Германию, чему искренне недовольны немцы. Со временем на фоне возросшей террористической угрозы местных жителей стало пугать засилье переселенцев. Так, по данным опроса социологической службы !МБЛ, 60% немцев считают, что исламу нет места в их стране.
Принимая во внимание тот факт, что международная миграция будет только возрастать в свете различий в демографических процессах в развитых и развивающихся странах, принимающие страны должны способствовать созданию эффективного миграционного режима - как на национальном и региональном, так и на глобальном уровнях [15]. Европейская комиссия, пытаясь хоть как-то разрешить кризис в долгосрочной перспективе, предложила, во-первых, расширить квоты на прием мигрантов с 40 до 160 тыс. человек на весь Евросоюз на 2 года. Во-вторых, согласовать списки «опасных» и «безопасных» государств: выходцам из регионов, где идет война, убежище будет предоставляться по упрощенной процедуре, тогда как нелегалам из «безопасных» (мирных)
стран придется доказывать, что на родине им грозят опасность или преследования. В противном случае они будут причислены к экономическим мигрантам с четкой перспективой быть немедленно отправленными на родину. В-третьих, создать на всех «проблемных» границах ЕС центры приема беженцев, которые будут заниматься их регистрацией, со снятием отпечатков пальцев, для занесения в полицейские и иммиграционные базы данных Шенгена и последующим распределением - отправкой на рассмотрение запроса об убежище или возвратом на ранней фазе домой. Наконец, в-четвертых, Евросоюз намерен начать активную борьбу с криминальными структурами, перевозящими мигрантов. Безусловно, реализовать все это будет крайне сложно.
Литература
1. Павлова Л.В., Селиванов А.В. Международно-правовой статус беженца. Мн., 2006. С. 7.
2. Аванесова А.А. Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа. М., 2009. С. 15.
3. Международное публичное право: сборник документов. М., 2006. T I. С. 400-410.
4. Международное публичное право: сборник документов. М., 2006. T. I. С. 410-413.
5. Иванов Д.В. Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР): история создания, международно-правовые аспекты деятельности и перспективы // Московский журнал международного права. 2002. № 1. С. 51.
6. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации (УВКБ ООН) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unrussia.ru/ru/agencies/upravlenie-verkhovnogo-komissara-oon-po-delam-bezhentsev-uvkb-oon, (дата обращения: 10.05.2016).
7. Багдасаров С.А. Сирия: причины конфликта. Пути выхода. URL: http://www.sabagdasarov.ru/article/3 (дата обращения: 23.03.2016).
8. Аяла Тамри. Настоящая причина войны в Сирии. URL: http://inosmi.ru/world/20151112/231331516.html (дата обращения: 20.03.2016).
9. Гасанов Р.М. миграционный кризис в Европе: причины, последствия, перспективы разрешения // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1834/23426 (дата обращения: 10.05.2016).
10. Эксперт: Проблема с беженцами в Европе прошла точку невозврата. URL: http://Lifenews.ru/news/160888 (дата обращения: 20.03.2016).
11. Migrant crisis: Migration to Europe explained in seven charts. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-34131911 (дата обращения: 20.03.2016).
12. Наплыв беженцев в Европу. Мнение экспертов Салина, Трухачева, Азаренковой URL: http://bbratstvo. com/2015/09/22/naplyv-bezhentsev-v-evropu-mnenie-ekspertov-salina-truhacheva-azarenkovoj/ (дата обращения: 20.03.2016).
13. Германия больше не верит беженцам URL: http://www.gazeta.ru/social/2016/01/10/8014001.shtml (дата обращения: 25.03.2016).
14. Медведев считает безответственными действия ЕС в сфере миграции. URL: http://ria. ru/world/20160419/1415111172.html#ixzz46amgICPG (дата обращения: 23.04.2016).
15. Капица Л.М. Миграционный цунами в Европейском союзе. Университет МГИМО. 21.09.2015. URL: http:// old.mgimo.ru/news/experts/document277067.phtml.