Научная статья на тему 'МИФЫ РОССИИ И КОРЕИ: ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ'

МИФЫ РОССИИ И КОРЕИ: ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
803
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / миф / мифология / легенда / культура / Россия / Корея / folklore / myth / mythology / legend / culture / Russia / Korea

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хайрутдинов Рамиль Равилович, Хабибуллина Эльмира Камилевна

В русской фольклористике интерес к мифологическим рассказам возник в середине XIX в. В начале XX в. для мифологических рассказов исследуемого нами типа появился специальный термин «былички». Впервые на специфику данного вида крестьянской прозы обратили внимание собиратели конца XIX в., а первая серьезная работа, посвященная жанру былички, появилась только в 1975 году. Славянская мифология коренным образом отличается от других, наиболее существенными отличиями можно назвать две ее особенности: формирование в рамках господствующей религии – христианства и устная форма передачи системы мифов. Все сведения, описывающие быт и мифологию славян, как правило, извлечены из отдельных описаний, принадлежащих перу древнеримских и византийских авторов, а также отдельным произведениям христианского периода, в которых языческие мифы описывались фрагментарно. Таким образом история, культура и мифология славян является крайне малоизученной. Корейская научная традиция складывалась при иных исторических условиях. Фольклористика в Корее возникла в начале XX века, в то время, когда Корея была колонией Японии. Корейская мифология отражает представления народа о своем происхождении, о своей истории и о родной природе. Источником изучения мифологии, в основном, являются письменные документы. К глубочайшему сожалению собирателей мифов, записанные мифы корейского народа дошли до потомков в разрозненном виде, так как были уничтожены во время войн и завоеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHS OF RUSSIA AND KOREA: FEATURES AND DIFFERENCES

In Russian folklore studies, interest in mythological stories arose in the middle of the 19th century. At the beginning of the XX century. for the mythological stories of the type we are investigating, a special term "bylichka" appeared. For the first time, collectors of the late 19th century drew attention to the specifics of this type of peasant prose, and the first serious work devoted to the genre of bylichka appeared only in 1975. Slavic mythology is fundamentally different from others, the most significant differences are two of its features: the formation within the dominant religion – Christianity and the oral form of transmission of the system of myths. All information describing the life and mythology of the Slavs, as a rule, is extracted from separate descriptions belonging to the pen of ancient Roman and Byzantine authors, as well as from individual works of the Christian period, in which pagan myths were described in fragments. Thus, the history, culture and mythology of the Slavs is extremely poorly understood. The Korean scientific tradition developed under different historical conditions. Folklore in Korea originated in the early 20th century, at a time when Korea was a Japanese colony. Korean mythology reflects people's ideas about their origins, about their history and about their native nature. The source of the study of mythology is mainly written documents. To the deepest regret of the collectors of myths, the recorded myths of the Korean people reached their descendants in a scattered form, as they were destroyed during the wars and conquests.

Текст научной работы на тему «МИФЫ РОССИИ И КОРЕИ: ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ»

УДК 7.046.1

Р.Р. ХАЙРУТДИНОВ Э.К. ХАБИБУЛЛИНА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

МИФЫ РОССИИ И КОРЕИ: ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ

Хайрутдинов Рамиль Равилович, канд. ист. наук, доцент, Директор Института международных отношений, Хабибуллина Эльмира Камилевна, канд. филол. наук, доцент, Декан Высшей школы международных отношений и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: ramilh64@mail.ru E-mail: minabova@mail.ru

Аннотация. В русской фольклористике интерес к мифологическим рассказам возник в середине XIX в. В начале XX в. для мифологических рассказов исследуемого нами типа появился специальный термин «былички». Впервые на специфику данного вида крестьянской прозы обратили внимание собиратели конца XIX в., а первая серьезная работа, посвященная жанру былички, появилась только в 1975 году. Славянская мифология коренным образом отличается от других, наиболее существенными отличиями можно назвать две ее особенности: формирование в рамках господствующей религии - христианства и устная форма передачи системы мифов. Все сведения, описывающие быт и мифологию славян, как правило, извлечены из отдельных описаний, принадлежащих перу древнеримских и византийских авторов, а также отдельным произведениям христианского периода, в которых языческие мифы описывались фрагментарно. Таким образом история, культура и мифология славян является крайне малоизученной.

Корейская научная традиция складывалась при иных исторических условиях. Фольклористика в Корее возникла в начале XX века, в то время, когда Корея была колонией Японии. Корейская мифология отражает представления народа о своем происхождении, о своей истории и о родной природе. Источником изучения мифологии, в основном, являются письменные документы. К глубочайшему сожалению собирателей мифов, записанные мифы корейского народа дошли до потомков в разрозненном виде, так как были уничтожены во время войн и завоеваний.

Ключевые слова и фразы: фольклор, миф, мифология, легенда, культура, Россия, Корея.

нннннннннннннннннннннннннннннннш

Для цитирования: Хайрутдинов Р.Р., Хабибуллина Э.К. Мифы России и Кореи: особенности и различия // Ко-рееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 1. С. 50-53.

R.R. KHAIRUTDINOV E.K. KHABIBULLINA

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

MYTHS OF RUSSIA AND KOREA: FEATURES AND DIFFERENCES

Ramil R. Khairutdinov, Cand. Sc. (History), associate professor, Head of the Institute of International Relations, Elmira K. Khabibullina, Cand. Sc. (Philology), associate professor, Dean of the Higher School of International Relations and Oriental Studies,

Kazan (Volga region) Federal University E-mail: ramilh64@mail.ru E-mail: minabova@mail.ru

Abstract. In Russian folklore studies, interest in mythological stories arose in the middle of the 19th century. At the beginning of the XX century. for the mythological stories of the type we are investigating, a special term "bylichka"

appeared. For the first time, collectors of the late 19th century drew attention to the specifics of this type of peasant prose, and the first serious work devoted to the genre of bylichka appeared only in 1975. Slavic mythology is fundamentally different from others, the most significant differences are two of its features: the formation within the dominant religion -Christianity and the oral form of transmission of the system of myths. All information describing the life and mythology of the Slavs, as a rule, is extracted from separate descriptions belonging to the pen of ancient Roman and Byzantine authors, as well as from individual works of the Christian period, in which pagan myths were described in fragments. Thus, the history, culture and mythology of the Slavs is extremely poorly understood.

The Korean scientific tradition developed under different historical conditions. Folklore in Korea originated in the early 20th century, at a time when Korea was a Japanese colony. Korean mythology reflects people's ideas about their origins, about their history and about their native nature. The source of the study of mythology is mainly written documents. To the deepest regret of the collectors of myths, the recorded myths of the Korean people reached their descendants in a scattered form, as they were destroyed during the wars and conquests.

Keywords and phrases: folklore, myth, mythology, legend, culture, Russia, Korea.

For citation: Khairutdinov R.R., Khabibullina E.K. Myths of Russia and Korea: features and differences // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 1. P. 50-53.

Корейская мифология обладает рядом специфических черт. Она больше связана с историей страны или сказочным миром, чем с миром богов. В письменной традиции отражены в основном древние мифы о первопредках и поздние мифы об «исторических» героях, культовые мифы, связанные с буддизмом и конфуцианством, реже с демонологией. Она рано подверглась истори-зации. Мифические персонажи предстают как полуисторические - полулегендарные правители или герои древней Кореи, рождающиеся и действующие в хронологически фиксированное время и в географически ограниченном пространстве. Уже в первые записи корейских мифов, относящиеся к 12-13 вв., вводились позднейшие исторические и бытовые реалии (ср. Аранбуль в мифе о Чумоне и др.), что приводило к превращению мифа в предание. Это особенно касается поздних мифов об основателях корейских государств, имеющих исторические прототипы (Ван Гон, Кён Хвон). Поэтому применительно к письменной традиции речь может идти не более как о реконструкции мифологических представлений. В отличие от письменной, в фольклорной традиции, кроме того, имеются космогонические и антропологические мифы, мифы о духах и демонах, о животных, происхождении обрядов. Космогонические мифы не образуют целостной системы и представляют собой отдельные мифологические рассказы сказочного типа. К мифам о духах близки средневековые рассказы об удивительном и былички. В корейской мифологии можно выделить мифы об основателях государств (конгук синхва), мифы творения (космого-

нические, антропологические и этиологические), мифы о духах, шаманские и религиозные мифы.

Что касается русской мифологии, в период христианизации славян основа из прежних религиозно-мифологических была подвергнута значительному разрушению, однако языческие пережитки еще долгое время сохранялись. Если вера в высших богов, не столь давно официально узаконенных государственной властью, довольно быстро уступила место христианским представлениям о Боге, то вера в многочисленных домашних, полевых, лесных, водяных и других духов, которые, соответственно народному сознанию, издавна соседствовали с человеком, оказалась более устойчивой и была жива на протяжении многих веков. Таким образом, в крестьянском сознании одновременно уживались, с одной стороны, вера в Бога и христианских святых, а с другой стороны - вера в природные стихии и в демонологических существ типа домового, кикиморы, банника и подобных.

Еще одной важной отличительной особенностью восточнославянских мифов было то, что они существовали только в устной форме. У нас нет ни одного письменного источника. Отсутствие древних письменных источников, которые можно было бы назвать прямыми и достаточно полными, затрудняет возможность представить исчерпывающую картину языческих верований восточных славян.

Космогония

В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие

Khairutdinov R.R., Khabibullina E.K. MYTHS OF RUSSIA AND KOREA: FEATURES AND DIFFERENCES

51

о начальном этапе существования Земли. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а мифы - космогоническими.

Представление о сотворении мира в разных частях полуострова были разными и часто сводились к сказочным повествованиям о создании того или иного конкретного объекта (горы, реки, озера и тому подобное). Согласно одной из легенд, землю и водоёмы создали великаны по приказу своей повелительницы Халласан. Другой перевод говорит, что небесные светила являются земными детьми, которые в поисках спасения от Тигра сбежали на небо.

Одной из самых известных легенд о создании гор является предание о горе Амисан, которая расположена в северо-восточной части Южной Кореи. Эта легенда довольно популярна, её рассказывают туристам, которые оказываются возле горы. Верхняя часть горы раздвоена, что делает ее похожей на двугорбого верблюда. Легенда говорит, что в древности гора имела обычный вид, а у ее подножия жила бедная крестьянка с дочерью и сыном, которые родились великанами. Однажды дети-великаны решили посоревноваться в силе и выносливости, а победитель получал право убить побеждённого. Согласно условиям соревнования мальчик должен был пробежать в стальных ботинках большое расстояние, а его сестра тем временем - возвести каменную стену вокруг горы Амисан. Когда девушка уже почти закончила работу, её позвала мать ужинать. В это время прибежал брат, который уже преодолел всю дистанцию. Увидев, что стена не готова, брат на правах победителя отрезал голову сестре, и мать сказала, что это из-за неё девушка не смогла вовремя завершить работу. Опозорившийся парень попытался вонзить меч себе в грудь, однако меч отскочил и полетел в сторону горы. Ударившись в макушку Амисан, меч оставил впадину, которая придала горе форму двугорбого верблюда.

У восточных славян почти не сохранились собственные космогонические мифы. Сюжет о мировом яйце некоторые исследователи реконструируют на основе русских сказок о трех царствах. Согласно сказке, герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир, последовательно попадает в медное, серебряное и золотое царства. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которые он по очереди сворачивает царства. Выбравшись на свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.

Основатели

Что касается легенд о сотворении первых людей, у корейцев широко распространены мифы об основателях, родившихся из яйца: Чумон вышел из яйца, рожденного дочерью речного бога, Пак Хёккосе из пурпурного яйца размером с тыкву, Ким Суро из золотого яйца. Согласно корейской мифологии, люди имеют вполне земное происхождение. В некоторых местностях Кореи существует версия о появлении земных людей из земной трещины во время землетрясения. Необычное появление отличает героев в корейских мифах: они рождаются либо от союза матери с облаком, которое опустилось на нее, либо с солнечным лучом, озарившем ее, но мать обычно земного, не божественного происхождения. Наиболее распространенные восточнославянские представления о происхождении человека непосредственно восходят к библейскому мотиву сотворения человека из земли, из глины. У восточных славян очень редко, но встречается известный в других мифологических традициях архаический мотив о происхождении людей из яиц.

Земля и вода

В народных представлениях земля осмыслялась как одна из основных стихий мироздания и как источник жизни всего живого, в том числе и человека. Земле издревле приписывались очистительные свойства и магическая сила. Поэтому землю очень часто использовали при лечении разных болезней. В Корее также особо почиталась земля. В мифах Земля воплощалась как божество Сонан. В обычной жизни Сонан мог принимать форму камня или груды камней. И сейчас в Корее под деревом можно увидеть пирамидки из камней «сонхван-дан», представляющее собой алтарь, где можно обратиться с просьбой к духам.

Значительную роль в мифологии обеих стран имеет вода. Вода, как и земля, в народных представлениях является одной из основных стихий мироздания. У славян, в том числе и у русских, широко было распространено представление о том, что водное пространство - река, море, океан - является границей между миром живых и миром мертвых. Пограничная, посредническая функция водных объектов использовалась во время обрядов, требующих контакта с потусторонними силами. В Корее также был культ воды. Прародительницей всех цариц, по мифам, являлась богиня воды Мульхальми - обращение

к ней требовало проведения процедуры очищения водой. Очистительные ритуалы важны и для современных корейцев.

Духи

Особое место в корейской мифологии занимают разнообразные духи. Согласно древнеко-рейским верованиям, всю вселенную заполняют божества и духи, над которыми властвует небесный царь Ханимим. Корейцы населяли духами всё, что их окружало: небо, звёзды, облака, моря, реки и леса, жильё, растения и животных. Самыми популярными были духи гор (сан-син), с которыми часто ассоциируют дух тигра (хосин), властелина гор. В России также популярны мифы о различных духах, населяющих землю. Славянские мифы содержали не только веру в одушевленность всей плоти в природе - камней, огня,

деревьев, но и веру в способность духов переходить в другое тело. Большинство мифов основывалось на способности персонажей превращаться в животных, людей и деревья. Согласно этим мифам, в наш мир проникают сверхчеловеческие опасные силы, но они не агрессивны.

Сопоставление структур мифологических рассказов привело к выводу о том, что повествовательные стратегии - способ рассказа о мифологическом персонаже - явление универсальное, не имеющее этнокультурной специфики. Специфика обнаруживается на уровне тематики, обусловленной различием мифологических и религиозных представлений русского и корейского народов, но не на уровне повествовательной структуры.

Список литературы

1. Мадлевская, Е. Л. Русская мифология: Энциклопедия / Е. Л. Мадлевская. - Спб.: Мидгард, 2007. -778 с. - ISBN: 5-699-13535-9. - Текст: непосредственный.

2. Бичурин, Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Том 2. / Н. Я. Бичурин. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. - 335 с. - Текст: непосредственный.

3. Онлайн энциклопедия: корейская мифология. - Текст: электронный // Cult-lib.ru: сайт. - URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/myths-of-the-world/articles/59/korejskaya-mifologiya.htm (дата обращения: 01.12.2020).

4. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М.: Издательство «Наука», 1981. - 406 с. -Текст: непосредственный.

References

1. Madlevskaja, E. L. Russkaja mifologija: Jenciklopedija / E. L. Madlevskaja. - Spb.: Midgard, 2007. - 778 s. -ISBN: 5-699-13535-9. - Tekst: neposredstvennyj.

2. Bichurin, N. Ja. Sobranie svedenij o narodah, obitavshih v Srednej Azii v drevnie vremena. Tom 2. / N. Ja. Bichurin. - M.: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1950. - 335 s. - Tekst: neposredstvennyj.

3. Onlajn jenciklopedija: korejskaja mifologija. - Tekst: jelektronnyj // Cult-lib.ru: sajt. - URL: http://cult-lib.ru/ doc/dictionary/myths-of-the-world/articles/59/korejskaya-mifologiya.htm (data obrashhenija: 01.12.2020).

4. Rybakov, B. A. Jazychestvo Drevnej Rusi / B. A. Rybakov. - M.: Izdatel'stvo «Nauka», 1981. - 406 s. - Tekst: neposredstvennyj.

Дата поступления /Received 01.12.2020 Дата принятия в печать /Accepted 18.01.2021

© Хайрутдинов Р.Р., Хабибуллина Э.К., 2021 © Khairutdinov R.R., Khabibullina E.K., 2021

Khairatdinov R.R., Khabibullina E.K. MYTHS OF RUSSIA AND KOREA: FEATURES AND DIFFERENCES

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.