Научная статья на тему 'МИФЫ О ВРАЧЕБНЫХ ОШИБКАХ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

МИФЫ О ВРАЧЕБНЫХ ОШИБКАХ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ О ВРАЧЕБНЫХ ОШИБКАХ / ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ТИПОЛОГИЯ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Елена Сергеевна

Введение. Настоящее исследование посвящено проблеме репрезентации мифа о врачебных ошибках, которые связаны с субъективностью морально-этических суждений и отсутствием механизмов объяснения возникающих проблем в лечении. Цель исследования - описать ценностно-мировоззренческие представления о врачебных ошибках, бытующих в нашем лингвокультурном обществе. Поставленная цель определяет задачи исследования : описать типологию мифа о врачебных ошибках; проанализировать лингвистические способы репрезентации мифа о врачебных ошибках. Методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области изучения понятий «миф» и «врачебная ошибка». Даны определения понятий «медицинский миф» и «врачебная ошибка». Под медицинским мифом понимается форма выражения, актуализации результатов эмоционально-ценностного освоения мира, совокупности материальных и духовных условий деятельности врача в одной из знаковых систем. Врачебная ошибка детерминируется как неудачное выполнение запланированных действий, направленных на достижение определенной цели терапии или неверный выбор метода лечения. Материалом для исследования послужила научно-популярная работа Даниэль Офри (Danielle Ofri) «Когда мы причиняем вред: врач сталкивается с врачебной ошибкой» (“When We Do Harm: A Doctor Confronts Medical Error”), которая анализирует причины медицинских ошибок и влияние, которое они оказывают на пациентов, их семьи, врачей, медсестер и других лиц, осуществляющих уход. Приоритетными методами исследования мифа о врачебных ошибках для нас являются культурологический анализ, описательно-аналитический контекстуальный метод и метод сплошной выборки. Делается вывод о том, что миф о врачебной ошибке воплощает в себе существенную ценность для носителей лингвокультуры и имеет аксиологическую составляющую. Результаты исследования позволили нам предложить типологию мифа о врачебных ошибках, в которой систематизируются мифы о врачебных ошибках, определяющих ценностное отношение врача к различным составляющим медицинской деятельности. Как показал анализ, миф о врачебных ошибках имеет аксиологическую составляющую и репрезентирован с помощью языковых средств таких, как имплицированные сравнительные обороты, метафорические модели и прецедентные феномены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHS ABOUT MEDICAL ERRORS: LINGUISTIC AND AXIOLOGICAL ASPECTS

Introduction. This study is devoted to the problem of the representation of the myth about medical errors, which are associated with the subjectivity of moral and ethical judgments and the lack of mechanisms to explain the emerging problems in treatment. The purpose of the study is to describe the value and worldview representations about medical errors that exist in our linguocultural society. The stated goal defines the objectives of the research: to describe the typology of the myth about medical errors; analyze linguistic ways of the representation of the myth about medical errors. The methodology of the research is based on the works of foreign and Russian scientists in the field of study of the notions “myth” and “medical error”. The definitions of the notions “medical myth” and “medical error” are given. A medical myth is understood as a form of expression, actualization of the results of the emotional and axiological mastering of the world, the combination of material and spiritual conditions of a doctor’s activity in one of the sign systems. A medical error is determined as a failure to perform planned actions aimed at achieving a specific goal of therapy or the wrong choice of a treatment method. The popular science work “When We Do Harm: A Doctor Confronts Medical Error” by Danielle Ofri, which analyzes the causes of medical errors and the impact, which they provide on patients, their families, doctors, nurses and other caregivers served as the material for the research . The priority research methods of the myth about medical errors are the cultural analysis, the descriptive and analytical contextual method and the method of continuous sampling. It is concluded that the myth about medical errors embodies a significant value for the representatives of the linguoculture and has an axiological component. The results of the study allowed us to propose a typology of myth about medical errors, which systematizes the myths about medical errors that determine the value attitude of a doctor to various components of medical activity. The analysis shows that the myth about medical errors has an axiological component and is represented by linguistic means such as implicit comparative constructions, metaphorical models and precedent phenomena.

Текст научной работы на тему «МИФЫ О ВРАЧЕБНЫХ ОШИБКАХ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 8Г42+8Г373.2

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-4-471 -476

Мифы о врачебных ошибках: лингвистические и аксиологические аспекты

Е. С. Степанова

Самарский государственный медицинский университет, Самара, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Настоящее исследование посвящено проблеме репрезентации мифа о врачебных ошибках, которые связаны с субъективностью морально-этических суждений и отсутствием механизмов объяснения возникающих проблем в лечении. Цель исследования - описать ценностно-мировоззренческие представления о врачебных ошибках, бытующих в нашем лингвокультурном обществе. Поставленная цель определяет задачи исследования: описать типологию мифа о врачебных ошибках; проанализировать лингвистические способы репрезентации мифа о врачебных ошибках. Методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области изучения понятий «миф» и «врачебная ошибка». Даны определения понятий «медицинский миф» и «врачебная ошибка». Под медицинским мифом понимается форма выражения, актуализации результатов эмоционально-ценностного освоения мира, совокупности материальных и духовных условий деятельности врача в одной из знаковых систем. Врачебная ошибка детерминируется как неудачное выполнение запланированных действий, направленных на достижение определенной цели терапии или неверный выбор метода лечения. Материалом для исследования послужила научно-популярная работа Даниэль Офри (Danielle Ofri) «Когда мы причиняем вред: врач сталкивается с врачебной ошибкой» ("When We Do Harm: A Doctor Confronts Medical Error"), которая анализирует причины медицинских ошибок и влияние, которое они оказывают на пациентов, их семьи, врачей, медсестер и других лиц, осуществляющих уход. Приоритетными методами исследования мифа о врачебных ошибках для нас являются культурологический анализ, описательно-аналитический контекстуальный метод и метод сплошной выборки. Делается вывод о том, что миф о врачебной ошибке воплощает в себе существенную ценность для носителей лингвокультуры и имеет аксиологическую составляющую. Результаты исследования позволили нам предложить типологию мифа о врачебных ошибках, в которой систематизируются мифы о врачебных ошибках, определяющих ценностное отношение врача к различным составляющим медицинской деятельности. Как показал анализ, миф о врачебных ошибках имеет аксиологическую составляющую и репрезентирован с помощью языковых средств таких, как имплицированные сравнительные обороты, метафорические модели и прецедентные феномены.

Ключевые слова: миф о врачебных ошибках, ценностно-мировоззренческие представления, типология, прецедентный феномен, метафорическая модель

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Степанова Е. С. Мифы о врачебных ошибках: лингвистические и аксиологические аспекты // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 4. С. 471-476. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-471-476

Myths about medical errors: linguistic and axiological aspects

E. S. Stepanova

Samara State Medical University, Samara, Russian Federation

Abstract. Introduction. This study is devoted to the problem of the representation of the myth about medical errors, which are associated with the subjectivity of moral and ethical judgments and the lack of mechanisms to explain the emerging problems in treatment. The purpose of the study is to describe the value and worldview representations about medical errors that exist in our linguocultural society. The stated goal defines the objectives of the research: to describe the typology of the myth about medical errors; analyze linguistic ways of the representation of the myth about medical errors. The methodology of the research is based on the works of foreign and Russian scientists in the field of study of the notions "myth" and "medical error". The definitions of the notions "medical myth" and "medical error" are given. A medical myth is understood as a form of expression, actualization of the results of the emotional and axiological mastering of the world, the combination of material and spiritual conditions of a doctor's activity in one of the sign systems. A medical error is determined as a failure to

© Степанова Е. С., 2021

perform planned actions aimed at achieving a specific goal of therapy or the wrong choice of a treatment method. The popular science work "When We Do Harm: A Doctor Confronts Medical Error" by Danielle Ofri, which analyzes the causes of medical errors and the impact, which they provide on patients, their families, doctors, nurses and other caregivers served as the material for the research. The priority research methods of the myth about medical errors are the cultural analysis, the descriptive and analytical contextual method and the method of continuous sampling. It is concluded that the myth about medical errors embodies a significant value for the representatives of the linguoculture and has an axiological component. The results of the study allowed us to propose a typology of myth about medical errors, which systematizes the myths about medical errors that determine the value attitude of a doctor to various components of medical activity. The analysis shows that the myth about medical errors has an axiological component and is represented by linguistic means such as implicit comparative constructions, metaphorical models and precedent phenomena.

Keywords: myth about medical errors, value and worldview representations, typology, precedent phenomenon, metaphorical model

The author declares no conflict of interests.

For citation: Stepanova E. S. Myths about medical errors: linguistic and axiological aspects. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 4, pp. 471-476. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-471-476

Введение

Проблема нанесения ущерба здоровью пациента является очень важной для нашего общества. Невозможность достижения желаемого эффекта от лечения либо неблагоприятный исход заболевания способствуют формированию негативного отношения к врачам среди населения. СМИ позиционируют тему врачебных ошибок в искаженном виде.

Такое положение дел приводит к тому, что врач, осуществляя лечение, не руководствуется интересами пациента, не думает о клинической эффективности лечения, а пытается все сделать правильно с юридической точки зрения. Однако очень часто причинами неблагоприятного исхода заболевания являются осложнения после проведенного лечения, а также несвоевременное обращение за медицинской помощью.

Страх перед врачебными ошибками породил много мифов в современном обществе. Так, существует миф о том, что врачебные ошибки возникают вследствие временной задержки между тем, когда врач осматривал пациента, и тем, когда результат теста появился у врача, поэтому, чтобы должным образом оценить результат теста, врачу нужно получить карту этого пациента, найти последнюю запись и перечитать то, что написано в истории болезни пациента. Другой миф о том, что электронные медицинские карты повышают безопасность пациентов с помощью различных предупреждений, вместо этого они в конечном итоге

наносят серьезный вред пациенту. Но ошибка назначения может быть обнаружена мгновенно, если врач выпишет назначение препарата от руки вместо компьютера или если лекарство будет выдано фармацевтом, а не роботом.

Цель исследования - описать ценностно-мировоззренческие представления о врачебных ошибках, бытующих в нашем лингвокультурном обществе.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1) описать типологию мифа о врачебных ошибках;

2) проанализировать лингвистические способы репрезентации мифа о врачебных ошибках.

Методы и материалы исследования

Методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области изучения понятий «миф» и «врачебная ошибка». Миф как «базовый тип миропонимания» представляет собой «емкую форму или структуру, которая способна воплотить наиболее фундаментальные черты человеческого мышления и социального поведения, а также художественной практики» [2; 4, с. 10], может быть осмыслен как «концепт, имеющий понятийные, образные и ценностные характеристики» [1].

А. Ф. Лосев определяет миф как «обобщенное отражение действительности в виде чувственных

представлений или, точнее, в фантастическом виде тех или других одушевленных существ» [3, с. 458]. О. М. Фрейденберг отмечает, что для мифа характерно «воплощение в конкретной форме абстрактного содержания, единство абстрактного и конкретного воплотилось позднее в художественном образе, в обыденной же практике складывается разделение дифференцирующей познавательной установки и целостной оценочной» [7, с. 103].

Зарубежными исследователями врачебная ошибка рассматривается как «невиновное добросовестное деяние». Б. Лайан определяет врачебную (медицинскую) ошибку как неблагоприятный исход запланированного действия либо как «применение неверного плана лечения для достижения поставленной цели, которое не включает в себя умышленные или неосторожные действия, наносящие вред пациенту» [9, с. 64-68]. В свою очередь Л. Кон детерминирует врачебную ошибку как «неудачное выполнение запланированных действий, направленных на достижение определенной цели терапии или неверный выбор метода лечения» [8, с. 170].

Термин «ошибка» подразумевает подход, ориентированный на человека, а не системный подход, который включает человека. Опытные специалисты по безопасности (safety professionals) обычно выбирают термин «нежелательные побочные реакции», поскольку вы пытаетесь предотвратить действие, которое причиняет вред пациенту [10, с. 279-280].

Хардип Сингх, терапевт из Хьюстона, различает диагностическую и процедурную ошибки. Диагностическая ошибка, по мнению Сигха, отличается от процедурной ошибки, потому что диагностика — это подвижная цель. Сингх определяет диагностическую ошибку как «упущенную возможность поставить правильный или своевременный диагноз». Диагнозы меняются с течением времени. Они также меняются в зависимости от места и людей, поскольку пациенты иногда обращаются к разным врачам или в разные больницы, чтобы продолжить лечение. Врачи часто не имеют возможности узнать, допустили они диагностическую ошибку или нет [11, с. 418—425].

Медицинский миф представляет собой форму выражения, актуализации результатов эмоционально-ценностного освоения мира, совокупности материальных и духовных условий

Philology •

деятельности врача в одной из знаковых систем. Его сущностью является «процесс обобщения и осмысления в образно-символической и эмоционально-ценностной форме важнейших способов и средств структурирования действительности, главная из которых - надежда на положительные перспективы в практической деятельности врача» [5, с. 99]. При этом интерпретация медицинского мифа включает в себя не только «авторские ценности, но и ценности культуры, осмысленные как автором, так и реципиентом»1.

Экстраполируя данное положение на наше исследование, можно предположить, что миф о врачебной ошибке воплощает в себе существенную ценность для носителей лингвокультуры и имеет аксиологическую составляющую.

Материалом для исследования послужила научно-популярная работа Даниэль Офри (Danielle Ofri) «Когда мы причиняем вред: врач сталкивается с врачебной ошибкой» ("When We Do Harm: A Doctor Confronts Medical Error"), которая анализирует причины медицинских ошибок и влияние, которое эти ошибки оказывают на пациентов, их семьи, врачей, медсестер и других лиц, осуществляющих уход. Доктор Офри исследует ошибки в контексте культуры и систем, в которых они возникают. Автор подчеркивает, что меры, направленные на уменьшение количества ошибок, часто приводят к обратным результатам или не позволяют достичь этой цели, и что неблагоприятный исход лечения пациентов обычно возникает не из-за одной ошибки или неверного суждения, а из-за слияния множества ошибок [10].

Приоритетными методами исследования мифа о врачебных ошибках для нас являются культурологический анализ, описательно-аналитический контекстуальный метод и метод сплошной выборки. Культурологический анализ, предполагающий учет совокупности представлений, связанных с мифом о врачебных ошибках; описательно-аналитический контекстуальный метод - непосредственный анализ контекста, содержащего языковые репрезентации мифологической информации; метод сплошной выборки для учета языковых средств, репрезентирующих миф о врачебных ошибках.

1 Кривцун О.А. Миф // Культурология: энциклопедия: в 2 т. / Глав. ред. С.Я. Левит. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. Т. 1. С. 1330-1331.

Е. Э. Stepanova

Результаты и обсуждение

Как показал анализ, в деятельности врача присутствует аксиологическая составляющая. Ценности врача определяют отношение к различным составляющим медицинской деятельности: пациенту, болезни, условиям, инструментам и способам ее осуществления. В медицине реализуются взаимоотношения врача и пациента, следовательно, происходит взаимодействие -ценностей деятельности врача и ценностей пациента (отношение к болезни). В результате обмена ценностями участников процесса происходит рассогласование восприятия и оценки деятельности врача из-за столкновения ее нормативной и ценностной составляющих. Нередко это связано с субъективностью морально-этических суждений и отсутствием механизмов объяснения возникающих проблем в лечении. Именно это и порождает мифы о врачебных ошибках. Результаты исследования позволили нам предложить типологию мифа о врачебных ошибках:

1. Миф о том, что должен быть механизм, позволяющий врачам сообщать о своих ошибках, не опасаясь судебного преследования или выговора ("there needs to be a mechanism for clinicians to report their own errors without fear of getting sued or reprimanded"):

"Rather than learning lessons about medical actions they shouldn 't do, they saw the court as a weapon to scapegoat doctors for the shortcomings of the entire medical system" («Вместо того, чтобы извлекать уроки о медицинских действиях, которые они не должны делать, они рассматривали суд как оружие, чтобы обвинять врачей в недостатках всей медицинской системы») [10, p. 170]. В данном примере используется имплицированный сравнительный оборот "the court as a weapon to scapegoat doctors" («суд как оружие для обвинения врачей») для того, чтобы подчеркнуть, что вместо работы над системными ошибками существует угроза судебного процесса, что вселяет страх в сердца большинства врачей.

2. Миф о том, что необходимо использовать когнитивный прием - сосредоточиться на данных, которые не соответствуют вашему предполагаемому диагнозу ("Another cognitive trick is to focus on the data that don't fit your presumptive diagnosis"):

"Improving the grand diagnostic process is something of a holy grail for researchers in this field. It would include all the rare diseases that fal-

lible humans tend to forget but, of course, eliminate the ones that are too far out in the left field". («Улучшение грандиозного диагностического процесса - это своего рода Cвятой Грааль для исследователей в этой области. Он будет включать все редкие болезни, о которых люди, склонные делать ошибки, забывают, но, конечно же, устраняет те, которые находятся слишком далеко в левом поле») [10, p. 72]. В данном примере используется прецедентный феномен "a holy grail" «Святой Грааль» для того, чтобы отметить, что данный когнитивный прием позволит избежать как ложноположительных, так и лож-ноотрицательных ошибок.

3. Миф о том, что уменьшение количества диагностических ошибок в конечном итоге потребует культурного сдвига в здравоохранении ("Reducing diagnostic error will ultimately require a culture shift in healthcare"):

"We need to reorient how we think as well as the culture that impedes our thinking. Sharpening the thinking process is a much tougher nut to track". («Нам нужно переориентировать мысли, а также культуру, которая мешает нашему мышлению... Отточить навык мышления - задача намного сложнее») [10, p. 58]. В данном примере используется идиома "a much tougher nut to track" («задача намного сложнее») для того, чтобы подчеркнуть, что изменение процесса мышления, а также культурный сдвиг в здравоохранении позволят избавиться от многих диагностических ошибок.

4. Миф о том, что каждый раз, когда врачи осматривают пациентов, они должны рассматривать ряд диагнозов, прежде чем они остановятся на каком-то одном. Сам процесс рассмотрения вариантов открывает разум к альтернативам. Врач не сможет установить конкретный диагноз, если никогда не задумается над ним. ("The very act of considering alternatives opens up the mind to, well, alternatives. You can't get to a particular diagnosis if you never actually consider it"):

"The name of the game is to come up with a broad differential for each symptom, then prioritize them by likelihood and by severity" («Цель игры - найти широкую дифференциацию для каждого симптома, а затем расположить их по степени вероятности и серьезности») [10, p. 44]. В данном примере используется метафора "the name of the game" («название игры») для описания процесса постановки дифференциального диагноза.

5. Миф о том, что усилия по ограничению рабочего времени потенциально могут иметь неприятные последствия для безопасности пациентов. Новые правила позволили стажерам проводить меньше времени с пациентами, что привело к снижению уровня образования ("It is recognised that these efforts to limit work hours could potentially backfire for patient safety. With the new regulations, trainees were getting less time with patients, resulting in a decreased depth of education "):

"Patient care was being turned over to many more hands, increasing the risk of error ". («Забота о пациентах передавалась в гораздо большее количество рук, что увеличивало риск ошибки») [10, р.139]. В данном примере используется метафорическая модель ("деятельность врача") [6, с. 384] "patient care was being turned over to many more hands" («забота о пациентах передавалась в гораздо большее количество рук») для описания процесса лечения с сокращением рабочего времени врача.

Лингвистический анализ языкового материала позволил нам выявить средства репрезентации мифа о врачебных ошибках: имплицированные сравнительные обороты, метафорические модели и прецедентные феномены.

Выводы

Мифы о врачебных ошибках способствуют осмыслению и устранению ошибок, что, с одной стороны, ведет к повышению качества оказания медицинской помощи, а с другой — помогает врачам в преодолении психоэмоциональных переживаний последствий врачебных ошибок. Врач, совершивший ошибку, должен взять на себя ответственность, но институциональное внимание должно быть сосредоточено на том, как система сделала ошибку возможной и как ее можно предотвратить в будущем. Именно этому способствует предложенная нами типология, в которой систематизируются мифы о врачебных ошибках, которые определяют ценностное отношение врача к различным составляющим медицинской деятельности.

В нашем исследовании рассматривалась проблема репрезентации мифа о врачебных ошибках, который связан с субъективностью морально-этических суждений и отсутствием механизмов объяснения возникающих проблем в лечении. Как показал анализ, миф о врачебных ошибках имеет аксиологическую составляющую и репрезентирован с помощью языковых средств таких, как имплицированные сравнительные обороты, метафорические модели и прецедентные феномены.

1. Карасик В. И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы: мщнография. Волгоград: Парадигма // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/karasik-v-i-yazykovaya-spiral-tsennosti-znaki-motivy-monografiya-v-i-karasik-volgograd-paradigma-2015-432-s (дата обращения: 13.06.2021).

2. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М. : Мысль, 1972. 312 с.

3. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность // Диалектика мифа. М. : Мысль, 1984. С. 1—216.

4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа: монография. М. : Наука, 1976. 406 с.

5. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск : Карелия, 1991. 111 с.

6. Степанова Е. С. Лингвокогнитивные особенности мифа о врачах // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. No 3. С. 379-385. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-3-379-385

7. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М. : Наука, 1978. 605 с. URL: http://www.sno.pro1.ru/lib/freidenberg_mif_i_literatura_drevnosti/freidenberg_mif_i_literatura_drevnosti.pdf (дата обращения: 17.06.2021).

8. Kohn L. T., Corrigan J.M., Donaldson M.S. To Err is Human: Building a safer health system // Committee on Quality of Health Care in America. Washington (DC, USA): National Academy Press, 2000. P.170. DOI: https://doi.org/10.17226/9728

9. Liang B. A. A system of medical error disclosure // Quality & safety in health care. 2002. № 11. Р. 64—68. DOI: http ://dx.doi.org/10.1136/qhc.11.1.64

10. Ofri D. When We Do Harm: A Doctor Confronts Medical Error. Boston: Beacon Press, 2020. 304 p.

11. Singh H. Types and Origins of Diagnostic Errors in Primary Care Settings // JAMA Internal Medicine. 2013. № 173. Pp. 418—425. DOI: http://dx.doi.org/10.1001/jamainternmed.2013.2777

Статья поступила в редакцию 15.09.2021 г.; одобрена после рецензирования 21.10.2021 г.; принята к публикации 01.11.2021 г.

Об авторе

Степанова Елена Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков, Самарский государственный медицинский университет (443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Арцы-бушевская, д. 171), ОЯСГО: https://orcid.org/0000-0002-2707-7222, pretty.step@bk.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи..

1. Karasik V. I. Yazykovaya spiral': tsennosti, znaki, motivy: monografiya [Language spiral: values, signs, motives: monograph]. Volgograd, Paradigma Publ., 2015, 432 p. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/karasik-v-i-yazykovaya-spiral-tsennosti-znaki-motivy-monografiya-v-i-karasik-volgograd-paradigma-2015-432-s (accessed 13.06.2021). (In Russ.).

2. Cassidy F. X. Ot mifa k logosu (Stanovlenie grecheskoi filosofii) [From myth to logos (Formation of Greek philosophy)]. M., Mysl Publishing House, 1972, 312 p. (In Russ.).

3. Losev A. F. Mif. Chislo. Sushchnost'. [Myth. Number. Essence]. Dialektika mifa = Dialectic of myth, M., Mysl Publishing House, 1984. pp. 1-216. (In Russ.).

4. Meletinsky E. M. Poetika mifa [Myth poetics]. M., Nauka Publishing House, 1976, 406 p. (In Russ.).

5. Pivoev V. M. Mifologicheskoe soznanie kak sposob osvoeniya mira [Mythological consciousness as a way of mastering the world]. Petrozavodsk, Karelia Publishing House, 1991, 111 p. (In Russ.).

6. Stepanova E. S. Lingvokognitivnye osobennosti mifa o vrachakh [Linguocognitive specifics of a doctor's myth]. Vestnik Mar-iiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2020, vol. 14 (3), pp. 379-385. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-3-379-385

7. Freidenberg O. M. Mif i literatura drevnosti [Ancient myth and literature]. M., Nauka Publishing House, 1978, 605 p. Available at: http://www.sno.pro1 .ru/lib/freidenberg_mif_i_literatura_drevnosti/freidenberg_mif_i_literatura_drevnosti.pdf (accessed 17.06.2021). (In Russ.).

8. Kohn L. T., Corrigan J. M., Donaldson M. S. To Err is Human: Building a safer health system. Committee on Quality of Health Care in America. Washington (DC, USA), National Academy Press, 2000, 170 p. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.17226/9728

9. Liang B. A. A system of medical error disclosure. Quality & safety in health care, 2002, no. 11, pp. 64-68. (In Eng.). DOI: http ://dx.doi.org/10.1136/qhc.11.1.64

10. Ofri D. When We Do Harm: A Doctor Confronts Medical Error. Boston, Beacon Press, 2020, 304 p. (In Eng.).

11. Singh H. Types and Origins of Diagnostic Errors in Primary Care Settings. JAMA Internal Medicine, 2013, no. 173, pp. 418-425. (In Eng.). DOI: http://dx.doi.org/10.1001/jamainternmed.2013.2777

The article was submitted 15.09.2021; approved after reviewing 21.10.2021; accepted for publication 01.11.2021.

About the author Elena S. Stepanova

Ph. D. (Philology), Associate Professor of the Department of Foreign and Latin Languages, Samara State Medical University (171 Artsybushevskaya St., Samara 443001, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2707-7222, pretty.step@bk.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.