Научная статья на тему 'Мифопоэтические основания произведений жанра «Fantasy»'

Мифопоэтические основания произведений жанра «Fantasy» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
419
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР "FANTASY" / FANTASY" GENRE / МИФО-ПОЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / MYTHOPOETHIC SYSTEM / АРХЕТИП / ARCHETYPE / МИФОЛОГЕМА / MYTHOLOGEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Луговая Екатерина Александровна

Статья посвящена исследованию культурно-исторических и этнолингвистических аспектов исследования произведений жанра «fantasy», транслирующих образы и сюжеты кельтской, греческой и римской мифологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOPOETIC FOUNDATION IN WORKS OF «FANTASY» GENRE

The article examines cultural, historic and ethno-linguistic aspects in works of «fantasy» genre, conveying images and stories of Celtic, Greek and Roman mythology.

Текст научной работы на тему «Мифопоэтические основания произведений жанра «Fantasy»»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81'373.2

Е. А. Луговая

МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИИ ЖАНРА «FANTASY»

Статья посвящена исследованию культурно-исторических и этнолингвистических аспектов исследования произведений жанра «fantasy», транслирующих образы и сюжеты кельтской, греческой и римской мифологии.

Ключевые слова: жанр «fantasy», мифо-поэтическая система, архетип, мифологема.

E. A. Lugovaya

MYTHOPOETIC FOUNDATION IN WORKS OF «FANTASY» GENRE

The article examines cultural, historic and ethno-linguistic aspects in works of «fantasy» genre, conveying images and stories of Celtic, Greek and Roman mythology.

Одной из специфических особенностей литературного процесса конца XX -начала XXI века является жанровая нестабильность, кризис традиционных, «канонических» жанров и появление метажанровых структуры, соответствующие динамическому характеру времени. Метажанр преодолевает литературно-формальные и родовые привязанности традиционного жанра, демонстрирует тесную, неразрывную связь метажанра с культурой той или иной эпохи - важнейший его признак, что и проявляется в литературе «fantasy», метажанре, где автор выступает в роли творца виртуальной реальности и создает особый мир со своей историей, культурой и этносами, говорящими на различных выдуманных языках. Подобное художественное творчество относят к сравнительно новым литературным жанрам - научной фантастике и «fantasy». Жанр «fantasy» привлекает писателей в первую очередь тем, что дает огромную свободу авторской фантазии и позволяет ввести в повествование порою самые немыслимые элементы.

Предметом нашего исследования является рассмотрение мифопоэтических оснований жанра, а именно выявление образов европейской мифологии в произведениях «Лев, ведьма и платяной шкаф» К. С. Льюиса, «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена и «Волшебник Земноморья» У. ле Гуин. Выбор

Key words: «fantasy» genre, mythopoethic system, archetype, mythologeme.

именно этих авторов объясняется не только общностью мировоззренческих установок (К. С. Льюис и Дж. Р. Р. Толкиен являлись близкими друзьями и наиболее значимыми представителями Оксфордской литературной группы «Инклингов», оба увлекались христианской антропологетикой, серьезно исследовали мифологию, а У. ле Гуин считает себя ученицей Дж. Р. Р. Толкиена), но и значительным влиянием мифологических сюжетов и образов на их творчество.

Мифопоэтическая система К. С. Льюиса, Дж. Р. Р. Толкиена и У. ле Гуин во многом опирается на кельтскую мифологию, наиболее созвучную лингвокультуре авторов. Миф ощутим на всех уровнях эпопей «Хроники Нарнии», «Властелин Колец» и цикла о Земно-морье. На уровне сюжета использован древнейший образец путешествия-поиска (quest). Сюжеты и мотивы, не связанные напрямую с мифологией, становятся мифологемами (в частности все произведения объединяет мифологема «путь», реализуемая лексемами 'way', 'road', 'journey'). Архетипическая и мифологическая природа многих образов совершенно очевидна: двойственность архетипов выражается в наличии пар положительных и отрицательных персонажей (в «Хрониках Нарнии» это Эдмунд - Питер, Аслан - Белая Королева, во «Властелине Колец» это пары Гэндальф - Саруман и Галадриэль - Шелоб,

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

в «Волшебнике Земноморья» это Гед - Тень, Техану - Бендереск и другие).

Мифологические персонажи Льюиса (помощники Белой Королевы Cruels and Hags and Incubuses, Wraiths, Horrors, Efreets, Sprites, Orknies, Wooses, and Ettins), Толкиена (положительные Elves, Hobbots, Dwarfs и отрицательные Orks, Nazgul) генетически восходят к кельтским нижним божествам - сидам, которые зачастую являются предсказателями или предвестниками надвигающегося события. Мир сидов в кельтском эпосе существует параллельно с миром людей. Сиды бывают существами мужского и женского пола; в зависимости от настроения они могут быть людям врагами или друзьями. Сиды принадлежат к иному миру, и этот мир содержит в себе вечность, интерпретируемую у кельтов «как одно бесконечное теперь» [1, с. 190].

Из ирландской мифологии Толкиен заимствует образ Диана Кехта, врачевателя, который возвращал жизнь убитым в битве с фоморами, демоническими существами, ассоциирующимися с потусторонним миром. Основным источником, выявляющим данный образ кельтской мифологии, можно считать перевод текста Харлейского манускрипта «Вторая битва при Мойтуре» [2, с. 84]. В тексте «Властелина Колец» Арагорн, истинный Государь, является в Гондор в роли целителя, спасающего тяжелобольных воинов. Его приход был предсказан старой жительницей, которая, видя умирающего хоббита Пина, в отчаянии воскликнула: Would that there were kings in Gondor, as there were once upon a time, they say! For it is said in old lore: The hands of the king are the hands of a healer. And so the rightful king could ever be known.' [8, р.84]. - Ах, если бы Государь воротился к нам в Гондор -были же когда-то у нас Государи! Есть ведь старинное речение: «В руках Государя целебная сила». Так и распознается истинный Государь (Перевод В. Муравьева, А. Кистяковского) [5, с. 52]. Этой же способностью обладает Гед-Яс-треб в «Волшебнике Земноморья» У. ле Гуин с тем отличием, что он - маг, творящий исцеление силой заклинания, словом, обладающим магическим действием, о чем сказано в «Сотворении Эа» - эпиграфе цикла сказаний о Земноморье: Only in silence the word, only in dark the light, only in dying life: bright the hawk's flight on the empty sky [9, p.4]. -В молчании - слово, а свет - лишь во тьме;

и жизнь после смерти проносится быстро, Как ястреб, что мчится по сини небесной, пустынной, бескрайней... (Перевод И. Тогоевой) [3].

Потенциальная символика имени собственного разворачивает весь текст исследуемых произведений в символ - сложный знак, сущность которого проявляется в способности через минимальную форму являть бесконечное и многозначное содержание. Именно европейской мифологии обязаны своим появлением вымышленные миры Средиземья, Земноморья, Нарнии, которые подчинены законам Равновесия, принципиальному противоборству сил Добра и Зла. Интересно отметить, что в каждом произведении присутствует символика чисел, которая также позволяет исследовать имена собственные: три -семь - девять - один используются в произведениях Дж. Р. Р. Толкиена при описании Колец - центрального символа эпопеи, что поведано автором в эпиграфе к «Властелину Колец»:

Three Rings for the Elven-kings under the sky.

Seven for the Dwarf-lords in their halls of stone, Nine for Mortal Men doomed to die, One for the Dark Lord on his dark trone In the Land of Mordor where the Shadows lie.

One Ring to rule them all, One Ring to find them One Ring to bring them all and in the darkness bind them In the Land of Mordor where the Shadows lie [8, р.3].

Три - эльфийским Владыкам в подземный предел; Семь - для гномов, царящих в подгорном просторе;

Девять - смертным, чей выверен срок и удел; И одно Властелину на черном престоле. [5, с. 4].

Одно из важных свойств Кольца -спектральность, тяготение к расслоению (у Толкиена 20 колец: три эльфийских, семь колец гномов, девять для людей и одно Кольцо Всевластья). Все кольца были выкованы в Мор-доре и имели магические свойства: о кольцах гномов нам почти ничего не известно, лишь число семь, имеющее магический смысл, дает выход в общекультурный контекст, где 7 -число Бога. Каждое кольцо имеет свое название и символическую цветовую окраску, что раскрывает новые грани толкования образа.

Девять Колец, данные людям Средиземья, превратили их в назгулов - прислужников Саурона (от «гул» - «колдовство, злые чары»). Толкиен дает им многочисленные имена и названия: черные всадники, крылатые вестники, кольценосцы, улайры (от эль-фийского (синдарин) - «не-свет, тьма»). Мотивированность этих названий для Толкиена

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

обязательна и раскрывает различные грани Колец, власть которых настолько сильна, что подавляет и порабощает их хозяев, делая их слугами Черного Властелина.

Наиболее загадочные - Три Кольца Эльфов и Кольцо Всевластья. Три Кольца Эльфов были выкованы ранее других Келебрим-бором, и в отличие от остальных колец они не попали в руки Саурона. По замыслу создателя, они заключают в себе силу трех стихий -ОГНЯ, ВОЗДУХА и ВОДЫ. Характеристики колец даются Толкиеным в приложении к «Сильмариллиону», включающем толкование отдельных эльфийских корней и перечень всех мифологических и легендарных героев произведений писателя:

«ВИЛЬЯ - кольцо воздуха, синее кольцо с сапфиром было у Гиль-Гэлада, затем у Эльронда». ВОЗДУШНОЕ (от эльф. - «виль» -небо, воздух). Сапфир олицетворяет скромность, добродетель, дружбу, бескорыстие, целомудрие, спокойствие, созерцание и чистую совесть - качества, которыми были наделены эльфы.

«НАРЬЯ - кольцо огня, красное кольцо, его хранил Цирдан, а затем передал Гэн-дальфу» (от эльф. «нар» - огонь). Красные камни (рубин, пироп, лал, рубеллит) олицетворяют мученичество, страдание и величие. Рубин, находящийся в кольце Гендальфа, говорит о верности, любви, здоровье, красоте и силе. Красный камень рубин характеризует концентрацию сил, энергию, магическое воздействие.

«НЭНЬЯ - белое кольцо с адамантом (алмазом), хранимое Галадриэлью», («водяное» - от «нэн» - вода). Алмазы олицетворяют твердость, храбрость, свет, радость, любовь и гордость. Культы белых камней существовали в древности на Востоке у арабов, у римлян и галлов, и были непосредственно связаны с культом света, с желанием разделить Свет и Тьму. Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение - свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет - это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТЬЯ - самое загадочное и универсальное, объединяющее все остальные кольца. Кольцо в произведении является, во-первых, связующим звеном между Добром и Злом. Для укрепления своей власти злому властелину Саурону необходимо полу-

чить кольцо, волею судьбы оказавшемуся у доброго и неуклюжего хоббита Бильбо Тор-бинса и его друзей - гномов, эльфов и людей [6, с. 69 - 72].

Странствие Фродо, несущего Кольцо в центр мирового зла, выдержано в традиции северного мифологического эпоса. Линеарное пространство пути служебно по отношению к действию, но Толкиен делает мотивами действия особенности самого пространства и тем возвращает к нему внимание читателя. Упрямая гора Карадрас, не пропустившая путников через свой снежный перевал; Старый Лес, смыкающийся стеной, чтобы направить их в ту сторону, где подкарауливает гибель, -все это образы пространства, в которое входят через подземные туннели и речные броды -зафиксированные фольклорной традицией образы «ворот в другой мир».

Из культуры кельтов Толкиен заимствует одно из свойств Кольца Всевластья -связь с ирреальным, сказочным миром - излюбленный мотив ирландских сказаний. В одном из них («Строитель Гоб») герой наблюдает сквозь волшебное кольцо мир эльфов: «Он снял с пальца кольцо и дал ей взглянуть через него на зачарованный мир. И она увидела танцующих и резвящихся эльфов и шестьдесят прекрасных юношей, играющих в пятнашки посреди зеленой долины» [2, с. 17]. У Толкиена эти функции Кольца приобретают новые оттенки смысла: под воздействием кольца герои Толкиена не просто становятся невидимыми, но могут постепенно стать призраками (назгулами). Здесь Кольцо проявляет следующие свойства: наделяя обладателя властью, оно обрекает его на вечное подчинение Властелину Колец.

Сам образ Кольца заимствован автором эпопеи из германо-скандинавской мифологии, где золотое кольцо Одина Драупнир, изготовленное искусными карликами-цверга-ми, выступает причиной войн и распрей между богами и великанами (ётунами).

Большинство исследователей пытается трактовать Кольцо как некую аллегорию или символ. При этом практически не учитывается место образа в целостной художественно-мифологической системе, соотнесённость магических свойств Кольца с внутренними законами вымышленной вселенной Толкиена. Анализ мотива невидимости, его роли и места в эпосе убеждает в том, что писатель стре-

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

мится к соединению древнемифологических представлений (связывающих невидимость со злом, тьмой, смертью, аморальной властью) с христианским пониманием зла как антибытия, внутренней пустоты.

В романе «Волшебник Земноморья» У. ле Гуин выбирает символическое число Девять, именно столько было Мастеров на волшебном острове Рок, Школе Волшебников: So bolstering up his pride, he set all his strong will on the work they gave him, the lessons and crafts and histories and skills taught by the grey-cloaked Masters of Roke, who were called the Nine: the Master Doorkeeper, the Master Patterner, the Master Herbal, Gensher, the Master Summoner, the Master Chanter, the Master Windkey, the Master Hand, the Master Namer, the Master Changer [9, р. 102]. В нумерологии Девятка «символизирует достижение, удовлетворенность, влиятельность. В духовном плане число «9» связано с интеллектуальной мощью, изобретательностью, влиянием над ситуациями и явлениями. Это число интеграции и возврата к исходному источнику. Девятка приходит на помощь, когда люди ищут вдохновения с целью найти твердое, комплексное решение» [3], что подчеркивает значимость Мастеров острова Рок, их влияние на Равновесие и миропорядок.

К. С. Льюис в романе «Лев, ведьма и платяной шкаф» отходит от привычного выбора чисел, предпочитая символику числа

Четыре, именно столько «детей Адама и Евы» должно было прибыть в страну Нарнию и занять места на каменном троне, чтобы победить Белую Королеву. Согласно нумерологии, Четверка - «важнейшее мистическое число, означающее абсолютное всемогущество, вездесущность, всецелостность, власть над временем и пространством. В природе число «4» ассоциируется с четырьмя элементами - земля, вода, воздух и огонь. Четверка повелевает четырьмя сторонами света и делит время на большие и малые «четырехгранные» шкалы. Большая включает в себя год, месяц, неделю и день, а малая - сутки, час, минуту и секунду. Подвластны магии четверки и главные временные категории каждой шкалы: год делится на четыре сезона, а сутки - на утро, день, вечер и ночь. В распространении христианства огромную роль сыграли четыре евангелиста -Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В Индии и Китае четверка является эмблемой Земли, поскольку древние представляли себе нашу планету в виде квадрата с плоскими сторонами» [3].

В целом, анализ произведений К. С. Льюиса, Дж. Р. Р. Толкиена и У. ле Гуин позволяет сделать вывод о том, что авторы строят свои модели Нарнии, Средиземья и Земноморья из ретроспекции основных мотивов мифов кельтов, германцев, римлян и греков. Писатели осознают историю человечества и создают свои мифологические модели, используя знания мировой истории и культуры.

Литература

1. Гюйонварх К.-Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. С-Пб.: Культурная инициатива, 2001.

2. Кельтская мифология: Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.

3. Кормилицын В. Тайны веков - символика числа и его значение для человека [Электронный ресурс]. URL: http://starsbrandsmagazine.com/tajny-vekov-simvolika-chisla-i-ego-znachenie-dlya-cheloveka/ (Дата обращения: 25.06.2015).

4. Ле Гуин У. Земноморье: Фантастические произведения / пер. с англ. И. Тогоевой. М.: Эксмо, 2007.

5. Льюис К. Лев, ведьма и платяной шкаф. М.: Эксмо, 2010.

6. Толкиен Дж. Р. Р. Хранители: Летопись первая из эпопеи «Властелин Колец» / пер. с англ. В. Муравьева (Пролог и Книга первая) и А. Кистяковского (Книга вторая и все стихотворения). М.: Радуга, 1989.

7. Толкин Дж. Р. Р. Полная история Средиземья. М.: АСТ, 2008.

8. Lewis Clive. The Lion, the Witch and the Wardrobe [Электронный ресурс] URL: http://royallib.com/ book/Lewis_Clive/The_Lion_the_Witch (Дата обращения: 28.07.2015).

9. Tolkien J. R. R. The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. Book 1. Volume 1. / комментарий Е. В. Гвоздковой. На англ. яз. М.: Рольф, 2003.

10. Le Guinn U. A Wizard of Earthsea. NY, 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.