Филологически нну к и
МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. УЛИЦКОЙ
М.В. Магомедова
MYTH-POETIC ELEMENTS IN L. ULITSKAYA'S WORKS
Magomedova M.V.
The view of Ludmila Ulitskaya's works is investigated in the article. The analysis of the texts allows making a conclusion that some elements of her works' artistic space coincide with the mythological outlook. The elements of this view: mythological images, binary oppositions and ritual scenes are considered in the article.
В статье исследуется картина мира в произведениях Людмилы Улицкой. Анализ текстов позволяет сделать вывод о совпадении некоторых элементов художественного пространства произведений с мифологической картиной мира. В статье рассматриваются элементыi этой картиныi мира: мифологические образы, бинарные оппозиции и ритуальные сценыi.
Ключевые слова: Л. Улицкая, мифологическая картина мира, миф, роман.
УДК 82.091
В 20 веке актуализировалось и вошло в научно-гуманитарное сферу иное значение слова «миф». Мифология при этом становится одной из констант жизни человечества, феномен, существующий всегда и везде. Диапазон форм мифотворчества и бытования мифа безгранично широк и основательно изучен. В 19 веке мифологические школы обращались главным образом к исторически ранним мифам, в 20 веке ученые вовлекли в сферу обсуждения и мифы Нового времени, в том числе и современные.
Сегодня мифология осмыслена как надэпохальная универсалия. В современной науке мифопоэтика не отделима от учения К. Г. Юнга об архетипах, потому что основой мифотворчества являются постоянные, общемировые единицы - архетипы. Обратимся к учению К.Г. Юнга об архетипах. В качестве продукта реализации архетипов К.Г. Юнг и его последователи рассматривали мифологию народов мира. В качестве важнейших архетипов (архетипических мифологем) Юнг выделил: «мать», «дитя», «тень», «старуха/старик», «анима». Архетип «мать», например, выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. Понятие архетип, близко к понятию мифологического мотива.
К.Г. Юнг колеблется в отношении точного определения архетипа. Для него это комплекс вне персонального опыта, а также образ, концентрирующий вокруг объекта психологические ситуации, и возможность представления некоего действия, и некоторые структуры первичных образов коллек-
тивной бессознательной фантазии, и, наконец, категория символической мысли, организующая приходящие извне представления.
Литература XX начала XXI характеризуется авторским мифотворчеством, вниманием авторов к античной и прочей мифологии. Творчество Л.Улицкой явно пронизано мотивами мифотворчества, которые наиболее ярко отразились в романе «Медея и ее дети». Писательской личности Л. Улицкой свойственны проявления глубинного интереса к эволюционным процессам, историзм мышления, переосмысление историко-культурных мотивов в стихии современности.
А. П. Крохмаль в статье «Жанровый синкретизм романа У. Голдинга «Повелитель Мух» приводит таблицу сопоставительного анализа мифа и романа. Эту теорию на наш взгляд уместно применить при анализе произведений, относящихся к мифотворчеству. Рассмотрим эту теорию подробнее, особенно подробно рассмотрим характеристику А.П. Крохмаля мифологической картины мира. В качестве критерия им выдвинуты позиции: картина мира, герои и принципы организации хронотопа.
Таким образом, мифологическая картина мира: ритуально - вероятностная. Картина мира в мифе имеет архаический характер и является прецедентной или ритуальной. Это фатально неоспоримый круговорот бытия. В романе картина мира представляет собой этапы становления и развития самоопределение героя. Основу мифологической картины мира романа составляют:
• мифологические образы;
• бинарные оппозиции;
• ритуальные сцены.
Так же большое значение имеет категория героя, которая является различной для романа и мифа. Герой в мифе обладает предопределенной судьбой. Модель его поведения вписана в общий миропорядок. Вся его инициативность совпадает с предопределенной судьбой. Тогда как в романе, герой выступает субъектом самоопределения. Человек расположен в центре событий и события соотносятся с действиями героя. Время в мифологической картине мира циклично,
обратимо и конечно. В романе время сложно и многовариантно, так как подчиняется автору и жанровой системе
Например, в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» ярко выражено особенное, мифологическое отношение у героини романа к случаю, року, странным сплетениям судеб, что можно подтвердить примером. «Медея не верила в случайность, жизнь ее была полна многозначительных встреч, странных совпадений и точно подогнанных неожиданностей» (7, с. 18).
Согласно концепции Крохмаля, в ми-фопоэтической модели мира основополагающую роль играет ритуал. Он неразрывно связан с мифом, хотя ведутся споры о последовательности возникновения этих фактов, так как ритуал в некоторых позициях может повторять миф, например, частично дублировать действия, описанные в мифе. При этом существует достаточно обширная классификация ритуалов, таких как ритуалы жизненных кризисов (рождение, смерть, посвящения), жертвоприношения и прочее. Непосредственно миф неосуществим без ритуала, который является его основой.
А.П. Крохмаль считает так же одной из основных особенностей мифопоэтическо-го сознания отождествление или недостаточное различение имени и вещи В мифологической картине мира категория одушевленный/неодушевленный имеет размытые границы, антропоморфные черты здесь могут получать безжизненные предметы, понятия и идеи. Имя таком сознании представляется загадочной сущностью вещи. Такое отождествление ведет к вере в магические свойства имени. Мифологическое сознание рассматривает отношение к миру как единому целому. В романе Л.Улицкой «Медея ее дети» особое место занимает природа, полноценная участница событий, которая выступает одушевленным существом. В романе Медею Синопли от других героев отличает мифологическое восприятие мира. «Для местных жителей Медея Мендес давно была уже частью пейзажа» (7, с. 20). С раннего детства героиня ощущала единение с природой и природа принимала ее.
Выбор восточного Крыма как места действия романа поражает своей поэтической целесообразностью. Крым — осколок древних цивилизаций и неповторимо прекрасная реальность, так же неизбежен в тексте произведения, как органична связь с этим краем людей, рожденных и выросших здесь. Крым, «тусклая почва этой скромной сценической площадки всемирной истории», — равноправный герой романа Улицкой, столь символична и важна его роль в концепции произведения. Его скалы и утесы, древние тропы, каменистое дно каньонов, полынные нагорья, распадки, плоские лужайки, поросшие можжевельником, суровая нагота земли с горными причудами, третичными отложениями. Даже ход времени в рамках реализуемой поэтики текста отмеряется природными циклами, временами года, сбором и созреванием фруктов, цветением.
В этом контексте уместно обратиться к комплексу моря (состоящему из таких компонентов как море, волны, берег, дно, небо), нуждающемуся в рассмотрении именно в рамках связи с психофизиологическим субстратом. Так, в романе автор дает зарисовку: «Медея родилась на морском берегу и знала здешнее море... все повадки воды, ее переменчивость и постоянство, цвет, меняющийся с утра до вечера, с осени до весны, все ветры все течения вместе с их календарными сроками» (7, с. 134).
Море занимает особое место в романе, с ним связаны и радости и печали, и традиционное для греков, одно из значений этого слова «дорога». От взрыва на корабле «Императрица Мария» погиб отец Медеи Мен-дес, а через девять дней «вслед за ним ушла» мать.
Всю жизнь Медея Мендес проживет на берегу моря, но, как и все местные жители, купаться она, ходила редко: «. если Медея и собиралась на свидания к морю, она предпочитала ходить одна» (7, с. 134). Одна из ее отлучек, поездка к Леночке, частично проходит по морю. Несмотря на то, что есть другой путь, по суше, Медея выбирает «неспокойное весеннее море».
Мотив близости моря и его берегов, разумеется, широко и в разных версиях рас-
пространен в поэтических текстах. Линия прибоя отмечает границу, где эта близость реализует себя полнее всего. Конечно, берег ограничивает море, а море — сушу. «И бухточки, и морские камни пережили множество имен, но в последнее время их все чаще называли Медеиными. С начала их так называла Медеина молодая родня, а от них переняли это новое имя другие. если и слышавшие о существовании Медеи, то другой, мифической» (7, с. 147). «Все спустились к морю и разом замолчали. Это была всегдашняя минута почтительного молчания пред лицом относительной вечности, которая мягко плескалась у самых ног» (7, с. 147).
Рассмотрим оппозицию понятий «жизнь - смерть». Эти понятия неразрывно связаны и определяют жизнь, при этом рождение это шаг к смерти. Категории «смерть» и «жизнь» тесно связаны с ритуалом в целом, и являются их неотьемлимой частью, об этом говорит ряд требований к захоронениям. Отношение к самоубийству - захоронение за оградой кладбища и без отпевания. Рождение и смерть, это самые важные события, начиная с древних времен.
Л. Улицкая демонстрирует иное отношение к самоубийству, например, в романе «Медея и ее дети» героиня Маша больна, ее убивает болезнь, при этом греческий священник все же берется за отпевание, когда русский отказывается. В рассказе «Последняя неделя» Василиса, поступает так же, ее «съедает» душевная болезнь. В результате обе героини погибают, выбросившись из окна, Маша шагает на встречу «ангелу». При этом проводится обряд отпевания, и погребение происходит в положенном месте. Автор намеренно проговаривает «убила болезнь», психическое расстройство губит души и в конечном итоге убивает и тела.
Трагическая смерть обрывает существование на самом важном, как в рассказе «Пиковая дама», где героиня впервые в жизни идет против воли своей эксцентричной матери. Она готовится отправить дочь и внуков к деду в Грецию. В день отъезда она трагически погибает. Единственный раз,
приняв самостоятельное решение, героиня погибает.
Традиционную формулу финала русских народных сказок «жили долго и счастливо и умерли в один день» мы находим в книге «Люди нашего царя» в измененном виде. Два рассказа «Они жили долго...» и «... И умерли в один день» акцентирует внимание на том, что жить долго и счастливо - это разные вещи. В первом рассказе супруги живут долго, подчиняя своим желаниям, жизнь дочерей и только после смерти родителей они обретают свободу и личную жизнь, им уже исполнилось шестьдесят лет. На протяжении всего рассказа нет ни одного упоминания об их любви друг к другу, к дочерям.
Второй рассказ в противовес первому, пронизан любовью. Когда Алла умирает в больнице, муж даже не успевает узнать об этом. Они умирают в один день, как и положено сказке. Во время похорон заканчивается дождь и появляется радуга, двойная радуга. Медицинская сестра, которая молится за всех умерших в больнице говорит «хорошие покойнички, если им дорогу в небо провесили» (9, с. 38). Именно во втором рассказе автор акцентирует внимание на смерти в один день, хотя в обоих рассказах супруги умерли в один день.
В рассказе «Лялин дом» нет смерти в обычном понимании, в нем описана смерть - сон души, когда после глубокого потрясения «мир раскололся на тысячу картинок, и они ни как не хотели собраться», в таком состоянии Ляля и находится. Происходит распад личности, человек уже не существует в понимании целостного субъекта.
В рассказе «Счастливые» показана жизнь родителей после гибели маленького сына. Долгие годы их жизнь связана с посещением могилы, которую они называют домом, уборки там, что соответствует традиции: гроб - домовина, новое место жительства. Глубокая трагичность рассказа показана через холод и запустение, ими пронизан дом, быт и сердца. Умирает дом, души, хотя тела продолжаю выполнять свои повседневные обязанности.
В рассказе « Короткое замыкание» для одной из героинь тьма - это вся ее жизнь: многолетняя борьба за жизнь ребенка не оставляет времени на размышления; расписанный по минутам график заполняет жизнь до предела. Когда образуется пустота - короткое замыкание и гаснет свет, - пустота заполняет все мысли героини. За окном темная зимняя ночь, вся жизнь концентрируется в одной точке; освободившееся время показывает всю жизнь в одной бесцельном движении, порыве: сохранить жизнь ребенку. Безысходность и усталость толкают героиню к самоубийству, избавление от «темной» жизни ни как не выявляет мнения автора, просто совершается.
Таким образом, можно говорить о важности приведенных бинарных оппозиций в творчестве Л. Улицкой. Особенное значение имеют понятия «жизнь» и «смерть» в творчестве этого автора. Мифологические образы присутствуют в творчестве явно, подтверждаясь высказываниями самого автора. Образ Медеи, «вывернутый наизнанку миф» и сопровождающий этот образ Одиссей, вернувшийся в романе, наконец, на родину.
Таким образом, можно сделать вывод о соответствии художественного пространства данного автора мифу, на примере рассмотренной концепции явно видно стремление к мифологической картине мира в произведениях Л.Улицкой. Мифопоэтическое пространство в некоторых произведениях ярко выражено, в других проявлено имплицитно. Не смотря на это, при анализе можно выявить элементы мифологической картины мира на уровне героя, хронотопа либо ритуала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крохмаль А.П. Жанровый синкретизм романа У. Голдинга «Повелитель мух» // Концептуальные проблемы литературы: Художественная когнитивность: Материалы Международной научной конференции. - Ростов н/Д: Из-во РГПУ, 2006. - С. 80-87.
2. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. -М., 2000.
3. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов н/Д., 1996.
4.
5.
6. 7.
9.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. - М., 1995.
Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. — М., 1995. Юнг К.Г. О современных мифах. - М., 1994. Улицкая Л.Е. Медея и ее дети: Роман. -М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Улицкая Л.Е. Сонечка: Повести. Рассказы. -М.: Изд-во Эксмо, 2003.
Улицкая Л.Е. Люди нашего царя. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
10. Улицкая Л.Е. Сквозная линия: Повесть. Рассказы. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Об авторе
Магомедова Мария Васильевна, аспирант кафедры истории новейшей отечественной литературы факультета филологии и журналистики. Сфера научных интересов - история современной отечественной литературы. Имеет 7 публикаций.