Научная статья на тему 'Мифология загробного мира на исходе Средневековья: поэтический образ и визуальные формы эпохи Возрождения'

Мифология загробного мира на исходе Средневековья: поэтический образ и визуальные формы эпохи Возрождения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
727
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАНТЕ / «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» / ЗАГРОБНЫЙ МИР / ВОЗРОЖДЕНИЕ / БОТТИЧЕЛЛИ / СТРАДАНО / ЦУККАРО / DANTE / “DIVINE COMEDY” / UNDERWORLD / RENAISSANCE / BOTTICELLI / STRADANO / ZUCCHARO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Обидина Ю. С.

Статья посвящена интерпретации концепции Ада в Италии эпохи Возрождения. В качестве источников рассматриваются “Inferno” Данте и иллюстрации к тексту «Божественной комедии», выполненные флорентийскими художниками Сандро Боттичелли, Джованни Страдано и Федерико Цуккаро. Акцент сделан на “Inferno” Данте, который, несомненно, стал основным фоном для создания концепции загробного мира в европейском менталитете. Цель статьи показать, что именно литературное описание Ада Данте и его воплощение в образе художниками эпохи Возрождения привели к созданию новой европейской эсхатологической мифологии, далеко не всегда основанной на канонических представлениях христианской церкви. Показано, что именно Данте вдохновил художников эпохи Возрождения на создание колоритных полотен Страшного суда росписи Джотто в часовне Арены в Падуе, Синьорелли в Орвиетском соборе, Микеланджело в Сикстинской капелле в Риме. С помощью методов компаративистики проанализирована роль иллюстраций к «Божественной комедии» Данте в визуализации образов загробного мира. Сравнение рисунков Боттичелли, Страдано и Цуккаро с текстом поэмы Данте показывает, что поэт и художники не только интерпретировали традицию, но и отвечали на вызовы времени. В результате исследования отмечается, что в итальянском Ренессансе появление поэмы Данте привело к парадоксальному явлению: с одной стороны, Inferno расширил ощущение колдовства и индивидуального проклятия; с другой стороны Purgatorio и Paradiso предложили прощение и спасение человечеству. Сделан вывод о том, что литературное описание Ада Данте и его художественное воплощение художниками Ренессанса привело к созданию новой европейской эсхатологической мифологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mythology of the underworld at the end of the Middle Ages: a poetic image and visual forms of the Renaissance

The article is devoted to the interpretation of the concept of Hell in Renaissance Italy. The sources of the article are Dante’s “Inferno” and illustrations for the text of the “Divine Comedy” by Florentine artists Sandro Botticelli, Giovanni Stradano and Federico Zuccaro. The emphasis is on Dante’s “Inferno”, which, undoubtedly, became the main background for creating the concept of the underworld in the European mentality. The purpose of the article is to show that it was Dante’s literary description of Hell and its embodiment in the image of Renaissance artists that led to the creation of a new European eschatological mythology, which is far from always based on the canonical ideas of the Christian church. It is shown that it was Dante who inspired the Renaissance artists to create colorful paintings of the Last Judgment Giotto's paintings in the chapel of the Arena in Padua, Signorelli in the Orviet Cathedral, Michelangelo in the Sistine Chapel in Rome. Using the methods of comparative studies, the role of illustrations for Dante’s “Divine Comedy” in the visualization of images of the underworld is analyzed. A comparison of the drawings by Botticelli, Stradano and Zuccaro with the text of Dante’s poem shows that the poet and artists not only interpreted the tradition, but also responded to the challenges of the time. As a result of the study it is noted that in the Italian Renaissance, the appearance of the Dante poem led to a paradoxical phenomenon: on the one hand, Inferno expanded the sense of witchcraft and individual curse; on the other hand, Purgatorio and Paradiso offered forgiveness and salvation to humanity. It is concluded that Dante’s literary description of Hell and its artistic expression by Renaissance artists led to the creation of a new European eschatological mythology.

Текст научной работы на тему «Мифология загробного мира на исходе Средневековья: поэтический образ и визуальные формы эпохи Возрождения»

УДК 327.56

DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-4-364-373

Мифология загробного мира на исходе Средневековья:

поэтический образ и визуальные формы эпохи Возрождения

Ю. С. Обидина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Статья посвящена интерпретации концепции Ада в Италии эпохи Возрождения. В качестве источников рассматриваются "Inferno" Данте и иллюстрации к тексту «Божественной комедии», выполненные флорентийскими художниками Сандро Боттичелли, Джованни Страдано и Федерико Цуккаро. Акцент сделан на "Inferno" Данте, который, несомненно, стал основным фоном для создания концепции загробного мира в европейском менталитете. Цель статьи - показать, что именно литературное описание Ада Данте и его воплощение в образе художниками эпохи Возрождения привели к созданию новой европейской эсхатологической мифологии, далеко не всегда основанной на канонических представлениях христианской церкви. Показано, что именно Данте вдохновил художников эпохи Возрождения на создание колоритных полотен Страшного суда - росписи Джотто в часовне Арены в Падуе, Синьорелли в Орвиетском соборе, Микелан-джело в Сикстинской капелле в Риме. С помощью методов компаративистики проанализирована роль иллюстраций к «Божественной комедии» Данте в визуализации образов загробного мира. Сравнение рисунков Боттичелли, Страдано и Цуккаро с текстом поэмы Данте показывает, что поэт и художники не только интерпретировали традицию, но и отвечали на вызовы времени. В результате исследования отмечается, что в итальянском Ренессансе появление поэмы Данте привело к парадоксальному явлению: с одной стороны, Inferno расширил ощущение колдовства и индивидуального проклятия; с другой стороны - Purgatorio и Paradiso предложили прощение и спасение человечеству. Сделан вывод о том, что литературное описание Ада Данте и его художественное воплощение художниками Ренессанса привело к созданию новой европейской эсхатологической мифологии.

Ключевые слова: Данте, «Божественная комедия», Загробный мир, Возрождение, Боттичелли, Страдано, Цуккаро.

The mythology of the underworld at the end of the Middle Ages:

a poetic image and visual forms of the Renaissance Yu. S. Obidina

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod

The article is devoted to the interpretation of the concept of Hell in Renaissance Italy. The sources of the article are Dante's "Inferno" and illustrations for the text of the "Divine Comedy" by Florentine artists Sandro Botticelli, Giovanni Stradano and Federico Zuccaro. The emphasis is on Dante's "Inferno", which, undoubtedly, became the main background for creating the concept of the underworld in the European mentality. The purpose of the article is to show that it was Dante's literary description of Hell and its embodiment in the image of Renaissance artists that led to the creation of a new European eschatological mythology, which is far from always based on the canonical ideas of the Christian church. It is shown that it was Dante who inspired the Renaissance artists to create colorful paintings of the Last Judgment - Giotto's paintings in the chapel of the Arena in Padua, Signorelli in the Orviet Cathedral, Michelangelo in the Sistine Chapel in Rome. Using the methods of comparative studies, the role of illustrations for Dante's "Divine Comedy" in the visualization of images of the underworld is analyzed. A comparison of the drawings by Botticelli, Stradano and Zuccaro with the text of Dante's poem shows that the poet and artists not only interpreted the tradition, but also responded to the challenges of the time. As a result of the study it is noted that in the Italian Renaissance, the appearance of the Dante poem led to a paradoxical phenomenon: on the one hand, Inferno expanded the sense of witchcraft and individual curse; on the other hand, Purgatorio and Paradiso offered forgiveness and salvation to humanity. It is concluded that Dante's literary description of Hell and its artistic expression by Renaissance artists led to the creation of a new European eschatological mythology.

Keywords: Dante, "Divine Comedy", Underworld, Renaissance, Botticelli, Stradano, Zuccharo.

© Обидина Ю. С., 2019

Введение

Самым известным и самым влиятельным описанием загробной жизни в средневековой Европе является «Божественная комедия» - шедевр флорентийского поэта Данте Алигьери (1265-1321). В трех книгах (Inferno, Purgatorio, Paradiso), содержащих серию отдельных песен, Данте раскрывает призрачное видение, свою собственную духовную одиссею, которая произошла между Великим четвергом и Пасхальным воскресеньем. Руководствуясь Вергилием, своим классическим наставником, Данте посещает Ад, проходя через три реки - Ахерон, Стикс и Флегетон - и каждый из девяти кругов грешников, чтобы достичь горы Чистилища. В Чистилище Данте встречает свою возлюбленную Беатриче, которая проводит его в Рай, где обременительное путешествие заканчивается искуплением и спасением1. «Божественная комедия» - это и исследование человеческой природы - ее слабости, ограниченности; и человеческого потенциала - религиозная и духовная аллегория гибели, трансформации и спасения; и философское путешествие христианской души, стремящейся понять Божье творение.

Исследованию творчества Данте посвящено огромное количество работ, поскольку поэма Данте фактически представляет собой энциклопедию менталитета европейского общества в канун Ренессанса [5; 10; 12; 13; 19; 20; 23; 29; 37; 38; 41; 44; 46]. Первые работы появились вскоре после смерти автора и не иссякают до сегодняшнего дня, что говорит об актуальности и поистине неисчерпаемости проблематики исследований, связанных как с самим Данте и его творчеством, так и собственно с «Божественной комедией». Особый интерес вызывает у ученых, причем не только историков, но и культурологов, философов, психологов, искусствоведов описание Ада, которое представлено в поэме Данте. В последние годы оно традиционно находится в поле зрения исследователей [2, с. 39-45; 3, с. 26-32; 5, р. 266-287; 6, р. 488-520]. Внимание приковано также к разработке концепции Чистилища, где Данте использует не только античную традицию, но и идеи своего времени [3, с. 26-32]. Тем не менее с течением времени стало очевидно, что описание потустороннего мира Данте, данное им в «Божественной комедии», было

1 Данте А. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. М., 1982.

не только ответом на вызов эпохи, связанный с борьбой церкви с ересью и колдовством, но и вдохновило художников эпохи Ренессанса на создание целой серии полотен, посвященных Страшному суду. Таким образом, европейцы получили не только описание загробного мира, данное в слове, но и его визуализацию, представленную в образе. Цель данной статьи - показать, что именно литературное описание Ада Данте и его воплощение в образе художниками эпохи Возрождения привели к созданию новой европейской эсхатологической мифологии, далеко не всегда основанной на канонических представлениях христианской церкви. Сравнение литературной традиции, отражавшей менталитет эпохи и визуальных образов, воплощавших мировоззрение современников, обусловило новизну данного исследования.

Изгнанный из Флоренции в 1302 году, Данте начал писать поэму примерно в 1308 году, а завершил - в 1321. В возрасте 35 лет («земную жизнь пройдя до половины») он был обеспокоен историей Флоренции, флорентийской политикой, коррупцией духовенства, моральным разложением своих современников и в большей степени -состоянием своего собственного духа и души. Данте выражал свои эмоции, создавая с помощью слов ощущения зрелища, звука и запаха, таким образом визуализируя для читателя эффекты добра и зла в мире [8; 12; 29; 32; 23, р. 3-17; 28].

Переплетение христианской теологии с чрезмерными, иногда эсхатологическими изображениями незаконных удовольствий и ужасных наказаний с участием исторических, мифических и современных личностей, содержащихся в Inferno, безусловно, быстро привлекло внимание к поэме и комментаторов, и художников [13, 15, 34]. Художники эпохи Возрождения, отвечая на вызов времени, увлеклись поэтической визуализацией дантовского Ада, а затем проиллюстрировали свои изображения, как на рисунках к переизданиям поэмы, так и на художественных полотнах.

Первый комментарий к «Божественной комедии» Данте сделал его сын Якопо. Под названием "Ottimo" этот комментарий был написан во Флоренции около 1340 г. и представлен публике Бар-толомео ди Фруосино в 1420 году. Рукопись находится в Национальной Библиотеке в Париже (MS Ital. 74), а рисунки к ней - в Библиотеке

Лауренциана во Флоренции (MS Plut. 40, 16, fol., 1v) [27].

В эпоху кватроченто (XV век) Платоновская академия во Флоренции восстановила репутацию Данте, опубликовав комментарий Кристофоро Ландино к «Божественной комедии» в 1481 году. Рисунки к этим комментариям были выполнены Сандро Боттичелли (1445-1510) [44, p. 7-13; 24, p. 100-103; 48, p. 163-201; 49, p. 149-173]. Рисунки Боттичелли были в свою очередь вырезаны в гравюре на дереве Баччо Балдини (1436-1487) и напечатаны в издании текста Данте Никколо ди Лоренцо делла Магна во Флоренции. Год спустя, в 1482 г., Лоренцо Пьерфранческо де Медичи (1463-1503) запросил второе издание. Из-за других обязательств Боттичелли отложил исполнение этого запроса до 1490 года.

В последующие годы издания комментариев Ландино были опубликованы в Венеции, два из ко -торых были выпущены в 1536 и 1544 годах с замечаниями Алессандро Веллютелло. В 1564 году Франческо Сансовино отредактировал еще одну версию поэмы Данте, добавив свои собственные записи и включив предыдущие комментарии Кристофоро Ландино и Алессандро Веллютелло [24, p. 101-103].

Можно спросить, почему Платоновская академия во Флоренции в XV в. решила возродить «Божественную комедию Данте»? Возможно, одной из причин было желание Церкви уничтожить колдовство [33, 28, 22]. В 1484 году папа Иннокентий VIII (1432-92) издал буллу, осуждающую колдовство в Европе, особенно в Германии, и основал комитет, чтобы прекратить распространение зла. Комитетом руководили два сына папы: Доминиканский монах и инквизитор Генрих Инститорис (Крамер) (1430-1505) и Якоб Шпренгер (1436-95). Два года спустя после папской буллы инквизиторы напечатали энциклопедию демонологии, "Malleus Maleficarum" -«Молот ведьм»1 [25].

Эти два события - папская булла 1484 г. и публикация результатов исследований в 1486 г. - послужили источником новой западной мифологии. Они установили систематическую демонологию, основанную на слиянии социальных страхов, народных суеверий, интеллектуальной космоло-

1 Крамер Г., Шпренгер Я. Молот ведьм / пер. с лат. Н. Цветков; предисл. С. Г. Лозинского. М., 1932.

гии и фольклора [25, p. 3-14; 28, p. 58-66; 42, p. 101-115], используемую христианской церковью в ее стремлении искоренить распространяющуюся ересь и колдовство в Европе. Колдовство использовалось людьми для личной выгоды и в качестве политического инструмента для уничтожения врагов.

Публикация "Malleus Maleficarum" совпала с общим увлечением Danse Macabre (Пляской смерти) как художественным жанром. Книги с гравюрами были напечатаны в "Visio Tundali" (Видение Тундала; перевод текста XII в., рассказывающего о видении загробного мира) и "Ars Moriendi" («Искусство умирания») 1484 г. Последнее имело дело с относительно новой навязчивой идеей смерти и атрибутики, связанной со смертью и разложением [14, p. 104-106; 39, p. 1-15]. Поскольку эта мания к смерти сохранялась, стало развиваться искусство исцеления и быстро превратилось в предмет популярных книг, которые включали информацию из медицинских текстов и трактатов относительно использования растительных лекарственных средств от болезней, а также астрологических руководств, предлагающих советы для лучшей жизни [7].

Церковь использовала популярное эсхатологическое сочинение "Visio Tundali" для борьбы с колдовством в XV и XVI вв. Она хотела разоблачить зло магии и развенчать суеверия, божественных духов, идолопоклонство, демоническое учение и ложное знание. Тем самым последователи ведьм должны быть запуганы и вернуться к единственной истинной вере, а именно - к христианству. "Malleus Maleficarum" рассказывал своим читателям о зле или Simia Dei [25, p. 31].

Новая мифология, которая возникла в Европе в XV и XVI вв., была основана на традиционном дуализме добра и зла, или Бога и Дьявола, но выдвигала новые концепции зла. Христианская церковь под влиянием доминиканских монахов пыталась контролировать ересь и преследовать ведьм. Доминиканские монахи считали себя поклонниками Бога, а их враги - поклонниками дьявола. Таким образом, для христианской церкви дьявол стал Simia Dei, то есть обезьяной Бога или подражателем Бога [28, p. 53].

Образы зла были сформированы еще в древние времена. Например, ассирийцы и вавилоняне изображали дьявола с головой льва и ногами орла [43, p. 5-19]. Время от времени египтяне изображали дьявола как бабуина. Средневековые

христианские изображения дьявола представляли его как дракона, козла, волка, кота, сову и получеловека. Представления об Аде в эпоху Возрождения опирались на эти литературные и визуальные ассимиляции, а также изображения, основанные на Библии, сочинении Святого Августина «О граде Божьем», «Суммы Теологии» Фомы Аквинского, «Видении Тундала» и «Молоте Ведьм». В XV веке, когда инквизиция вдохновила беспокойство о дьяволе, представления о демонах расширяются, что вызывает дальнейшие религиозные и политические проблемы. Например, дьявол появился в художественных и литературных произведениях XV и XVI столетий в человеческой маскировке, например, в одеждах монаха, ученого профессора или человека с когтями, рогами и крыльями летучей мыши. Дьявол изображается как сила зла в мире и правитель преступного мира. Дьявол поглощает тело или душу личности; он требует жизни или достоинства человека.

Дьявол был также связан с природными элементами, такими как огонь или вода. По свидетельствам Евангелия от Матфея и Книги Еноха, дьявол относится к аду и огню, происходящим из преобразования падших ангелов в дьяволов. Ад и подземный мир были созданы ангелом-мятежником Люцифером, чей грех гордыни вызвал его падение с небес в бездну Ада. Связь Ада с огнем происходит из легенды о Вулкане - Боге Огня в языческой мифологии. Поклонение Вулкану и тайные культы впоследствии стали ассоциироваться с Люцифером и подземным миром. Как языческий бог, Дьявол в аду правит подземным миром; он бог Ада. Дьявол является зачинщиком греха и затем наказывает грешников. Очевидно, Данте включил эту традиционную литературную традицию в описание Ада, но его Люцифер получил и новые характеристики, поскольку в Inferno он находится не в огненной бездне, а в центре айсберга.

Ранние изображения Ада можно увидеть на картинах сцен Страшного суда (Джотто, Синь-орелли, Микеланджело). Видения призрачного Ада показывают, что Дьявол или демоны контролируют ситуацию: они оскорбляют, мучают и, в конечном счете, уничтожают тех, кто согрешил посредством суеверий, практики магии и колдовства.

Представления об Аде тесно связаны с изображениями пороков, а именно с семью смертными грехами (гнев, алчность, зависть, обжорство,

похоть, гордыня и лень) и дьяволом, или Simia Dei. Иллюстрации показывают, что Ад ассоциируется с борьбой людей с пороком и эротизмом, а также с практикой алхимии и колдовства. Картины изображают инструменты, устройства и действия демонов; музыкальные инструменты; акты пыток; и превращение человеческих особей в гибридные формы. Художники, которые приняли учение Церкви, изображают на своих рисунках видение, параллельное призыву Церкви уничтожить колдовство. Тем не менее, как художники, так и Церковь, с помощью соответствующих им средств - изобразительного искусства и литературных манифестов, таких как "Visio Tundalf' и "Malleus Maleficarum" - непреднамеренно поощряли и прославляли фантастические качества колдовства.

Таким образом, в картинах «Страшного суда» сочетаются средневековые темы "Dies Irae" (Дни гнева) с фантастическими элементами Апокалипсиса, которые помещены в хаотические джунгли огня. Земля передана адским монстрам. Фон изобилует ужасами, ямами, пылающими домами и башнями. Ад гневно наступает, люди сжигаются заживо или повешены, вертятся жернова агонии, летят дьяволы, в глубине видны пытки водой рек Эреба и Авернуса. Зло теряется на земле, и картина возмездия, найденная в Аду, может быть видна на картинах Страшного Суда [17, 43], таких как мозаика XII в. «Страшный суд» в соборе Торчелло в Венеции, которую, вероятно, видел Данте. В Аду можно увидеть восседающего на троне византийского Сатану, который изображен как человек, держащий Антихриста на коленях. Традиционно византийские иллюстрации Ада лаконичны по сравнению с изображением Ада в западном искусстве, представляющем Ад как хаотический и призрачный мир.

Кроме того, открытие грандиозной мозаики на куполе баптистерия во Флоренции в 1300 г. должно было быть примечательным событием. Данте, без сомнения, присутствовал на открытии и впоследствии позаимствовал некоторые из этих образов для написания своего собственного Inferno. Мозаика показывает землю, наполненную силой зла. Снова изображены семь смертных грехов, и описано наказание для преступников. Дальнейшее осуждение отдельных грехов распространятся не только на последний день -Страшный суд, но и непрерывно в повседневной жизни; жизнь на земле, таким образом, становится

инфернальной. Предвидя позднее "Visio Tundalf и "Malleus Maleficarum", художники описывают в этих картинах Ада силы Сатаны и их проявление: Сатана является архитектором, создателем и повелителем подземного мира таким же образом, как Бог - создателем мира. Сатана это -Simia Dei, как описано в "Malleus Maleficarum'": «Поскольку божественная мудрость позволяет злым ангелам или отдельным людям совершать определенное зло ради блага Бога, постольку и добрые ангелы вовсе не мешают злым людям или дьяволу творить зло» [25, p. 111].

Таким образом, в итальянском Ренессансе появление поэмы Данте привело к парадоксальному явлению: с одной стороны, Inferno расширил ощущение колдовства и индивидуального проклятия; с другой стороны, Purgatorio и Paradiso предложили прощение и спасение человечеству. После изгнания Данте из Флоренции в 1302 г. по политическим мотивам он посетил Джотто в Падуе, где художник работал над своими знаменитыми фресками для семьи Скровеньи, в капелле дель Арена. Предполагается, что и поэт, и художник провели много времени, обсуждая художественные образы, поскольку в «Страшном суде» Джотто создал образ отвратительного дьявола, в виде большого демона, пожирающего и изгоняющего грешников, который он почерпнул из образа Сатаны из поэмы Данте, а также множества наказаний, которым грешники подвергаются в Аду.

В эпоху треченто и кватроченто (XIV и XV вв.) ряд художников включили Дантовское видение Ада в свои собственные изображения темы Страшного суда. Они сделали это с изюминкой, великолепными деталями и сардоническим юмором. Среди них - «Страшный суд» Франческо Траини в Кампосанто в Пизе (1340-е годы), «Страшный суд» Орканьи или Нардо ди Чоне в капелле Строцци во Флорентийской церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1350); «Страшный суд» Фра Анджелико в Сан-Марко, Флоренция (1430-е годы), и «Ад» Джованни ди Паоло в Пинакотеке Сиены (1453 г.) [36].

В XVI в., «Страшный суд» Синьорелли для Орвието (1503 г.) и «Страшный суд» Микелан-джело в Сикстинской капелле (1541 г.) - оба намекают именно на Дантовский вход в Ад. На обеих фресках Харон переправляет проклятых через реку Ахерон, чтобы судить на другом берегу у Миноса. По образу Микеланджело, Харон бьет

грешников своим веслом, как описывает Данте, в то время как Минос, как в работах и Синьорел-ли, и Микеланджело, обвивает свой хвост вокруг тела, обозначая место данного грешника в Аду, опять же согласно описанию Данте. Известно, что Микеланджело изучал фрески Синьорелли в Орвието и что обе фрески являются результатами долговременной преданности Данте и его «Божественной комедии». Микеланджело выражал свое восхищение Данте, особенно в своих разговорах о его прозе и поэзии, а также в предполагаемой полной серии рисунков к «Божественной Комедии, ныне утерянных. Оба художника изобразили глубокое дантовское ощущение состояния человека в этих мощных ритмах драматического действия и жеста. Тональности Дантовского текста, сложность, сострадание, вера и сомнение, сардоническая комедия и острая трагедия были так удивительно пойманы в этих изображениях «Страшного суда» [43, 34]. Таким образом, литературное описание Ада, обогатившись визуальными образами, прочно вошло в менталитет европейцев, создав удивительный синкретизм канонических представлений о загробном мире, поэтической и художественной традиции.

Побуждаемые «Страшным судом» Микелан-джело, другие художники эпохи квинквеченто также развивали эту тему. Например, в 1530-х годах Якопо да Понтормо (1494-1557) делал зарисовки Страшного суда для Медичи в Церкви Сан-Лоренцо [40, р. 31; 35, р. 266], а в 1566 г. Джорджо Вазари (1511-74) выполнил рисунки Страшного Суда для главного алтаря Санта-Кроче в Боскомаренго. В 1572 году к по совету гуманиста Винченцо Боргини (1515-1580), Вазари инициировал сложную иконографическую программу еще одного Страшного Суда, украшение внутри купола собора во Флоренции. Спустя годы его завершил один из его помощников, Федерико Цуккаро [31, р. 238-250; 16].

М. Барби и Ч. Бальбо в своих исследованиях творчества Данте объяснили литературное возрождение поэмы Данте в 1540-х годах, с точки зрения чистоты, ясности и краткости использования тосканского языка, который они считали превосходящим латинский или греческий в выражении чувств и тщеславия человечества [20, р. 12]. Однако не только благодаря этому люди шестнадцатого столетия были тронуты комедией Данте. Образы Данте были понятнее, живее и ближе простому народу, нежели сложное

эсхатологическое учение, которое все еще продолжалось разрабатываться церковью. Очевидно, распространение поэмы Данте вдохновило великих мастеров квинквеченто, в том числе Мике-ланджело, поскольку иллюстрации поэмы в эпоху кватроченто и квинквеченто демонстрируют увлечение художников визуализацией именно поэтических образов Данте, а не изображением сцен Страшного суда, данных в Писании. В эпоху Возрождения во Флоренции появление комментариев Кристофоро Ландино к «Божественной комедии» Данте в 1481 г. дало художникам новое творческое начало и стимул для иллюстрирования «Божественной комедии». Ботичелли разработал два набора рисунков, чтобы проиллюстрировать «Божественную комедию» Данте. Первый набор сопровождал комментарий Ландино на «Божественную комедию» Данте в 1481 г., в то время как второй набор был сделан по заказу Лоренцо Пьерфранческо Медичи в 1442 году. Первая версия содержит девятнадцать рисунков и в основном иллюстрирует Ад, а вторая версия иллюстрирует полный текст «Божественной Комедии».

С момента своего открытия в конце XIX в. рисунки Боттичелли для «Божественной комедии» Данте были признаны вершиной его художественного творчества. К сожалению, он так и не завершил свой проект.

Хотя иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» отличаются непревзойденным талантом и верностью тексту Данте, иллюстрации, сделанные для Inferno, были подвергнуты критике за неспособность показать ужасы проклятых и жалкое опустошение Ада. Еще в 1896 году Б. Беренсон утверждал, что красота и деликатность линий Боттичелли подорвала содержание Inferno и что в качестве иллюстраций Ада его рисунки были неэффективны [11, р. 363]. Вторя Б. Беренсону, Г. Хорн нашел демонов «гротескными, абсурдными и пугающими только своим уродством» [26, р. 207]. Б. Уоттс утверждала, что такая критика сильно недооценивает степень понимания текста Боттичелли и тонкости его изобразительного творчества. Для Б. Уоттс Боттичелли был поклонником Данте, кто с помощью своих иллюстраций стремился передать многие уровни богатства и сложности «Божественной комедии» [49, р. 149 -173]. Однако чтобы увидеть это, «нужно смотреть за пределы буквальной верности его повествовательного обращения

и за пределы красоты его замыслов, и сосредоточиться на изобразительной пародии, которую Боттичелли использовал, чтобы передать дух, стиль и значение поэмы Данте» [49, р. 149-173].

При написании «Божественной комедии» Данте предполагал, что его читатели при прочтении поэмы внесут в нее обширный пласт своих знаний литературной традиции. Таким образом, его поэма содержит многочисленные метафоры, аллегории и литературные трюки, известные только знатокам литературы той эпохи. Боттичелли также перенял художественную изощренность, и предоставил своей аудитории живописный гобелен, в который вплетена «Божественная комедия».

Иллюстрации Боттичелли демонстрируют сильное индивидуальное восприятие загробного мира. Композиции для Inferno показывают архитектурные сооружения, средневековые башни, лодки и Дьявола - путешествие в хаос, как видно из IX Песни. Рисунки для Purgatorio украшены изображениями флорентийцев, зрелищных и пейзажных сцен, как видно из XXX Песни. Иллюстрации для Paradiso даны в лирических визуальных образах интерпретации современной художнику философии, то есть ренессансного неоплатонизма: искупление через христианскую веру, как показано в Песне XXVI.

Иллюстрации Боттичелли для Inferno изображают рассказ Данте о его путешествии через Ад как визуальную и иконографическую пародию. Как заметили Э. Ауэрбах и Б. Уоттс, Данте передает извращения Ада и земные извращения с «фигуральными инверсиями», одной из которых является использование иконографической пародии [9, р. 174-202; 48, p. 174-200]. По словам Б. Уоттс, используя пародию для передачи значения повествования Данте, Боттичелли перенял методы поэта и тем самым превратил свою задачу из иллюстрации поэмы к созданию визуального дополнения [см.: 9, р. 174-202]. Таким образом, иллюстрации Боттичелли ясно демонстрируют глубокое понимание и драматический ответ на описание Ада и его сложной символики [18, р. 1-8].

Спустя столетие после Боттичелли, между 1585 и 1588 годами [24, 13-63], два флорентийских художника - Ян ван дер Страт, также называемый Страданус или Джованни Страдано, и Федерико Цуккаро - начали готовить свою серию рисунков для «Божественной комедии». Как и в случае

с Боттичелли, их иллюстрации оставались неопубликованными и в значительной степени - не изученными до конца XIX века.

Гуманисты, как выразители мировоззрения эпохи, также внесли свой в клад в популяризацию дантовских образов загробного мира. Во флорентийском квинквеченто интерес к «Божественной комедии» Данте возродился в связи с серией открытых лекций о Данте, представленных Фран-ческо иль Веккио и Пьером Франческо Джам-буллари в Санта Мария Новелла в 1540-х годах [10, р. 184]. Кроме того, герцог Козимо I, как меценат, организовал серию лекций о поэме Данте. Источники свидетельствуют, что флорентийские художники эпохи квинквеченто были глубоко тронуты поэтом Аньоло Бронзино (1503-1572), который наизусть читал «Божественную комедию»; Микеланджело владел копией «Комментариев» Ландино и цитировал поэта в своих сонетах, а также изобразил его в своих картинах; гуманист Бенедетто Варки (1503-1565) владел копией «Божественной комедии» и делал в ней пометки; Вазари также владел копией поэмы и, вдохновленный ее стихами, проиллюстрировал несколько аллегорических образов для подарка на свадьбу Франческо де Медичи и Джо-ванны Австрийской. Его помощники Страдано и Цуккаро, следуя по стопам Вазари, владея копиями «Божественной комедии» Данте, пошли еще дальше. Каждый из них великолепно проиллюстрировал собственную версию «Божественной комедии».

Художники показывают элегическое настроение пафоса Ада и страданий грешников, которые выражают как личное отношение, так и остаются верными тональности Данте. Иллюстрации Цук-каро и Страдано можно также рассматривать как пародию на Данте - как гротеск, бурлеск, манерные выражения и образы.

Иллюстрации Страдано включают двадцать восемь рисунков: двадцать четыре для Inferno, и четыре для Purgatorio [47]. В отличие от Боттичелли и Цуккаро, Страдано подчеркнул в своих рисунках самый напряженный момент в песнях Данте, отклоняясь от декоративного аспекта, чтобы сосредоточиться на психологическом воздействии сцены. В иллюстрациях Боттичелли зритель с восхищением наблюдает за развитием драмы; в иллюстрациях Страдано зритель испытывает с сочувствием исход и страдания главных героев; в то время как на иллюстрациях Цуккаро

зритель получает инструкции и напоминания об искусном тексте Данте.

При сравнении рисунков Боттичелли и Стра-дано с рисунками Цуккаро для Ада Данте видно, что рисунки Страдано представляют собой яркую интерпретацию прочитанного им текста Данте. Страдано запечатлел повествование Данте и вызвал сочувствие у зрителя. Рисунки Боттичелли тщательно повторяют текст Данте, а сами рисунки не содержат текста. По сравнению с ними, рисунки Цуккаро содержат заголовки и краткие ссылки на текст Данте. Он опирался на Данте при аллегорическом повествовании о сложных пространственных конструкциях, изображенных им в подземном мире, изобразив их как непроницаемые пространства, в которых люди никогда не найдут свободы.

Цуккаро учит читателя видеть. Боттичелли придает одинаковое значение слову и образу, размещая текст в левой части страницы, а иллюстрации справа, в то время как Цуккаро сочетает слово с изображением, с иллюстрациями, содержащими подписи или небольшие надписи в рамке. Боттичелли позволил зрителю читать и размышлять о тексте, а затем просмотреть сопровождающую его иллюстрацию; Цуккаро выделил текст и включил его в иллюстрацию, таким образом предоставляя зрителю визуальное чтение Дантовского Ада. Цуккаро, визуально и буквально, преподал текст Данте зрителю через свои изображения и слова.

Иллюстрации Боттичелли, Страдано и Цукка-ро показывают, как эти художники передали поэтические образы Данте через различные художественные процессы и интерпретации. Это объединило концепцию поэтического вдохновения с визуальными формами и наоборот, создав, таким образом, новую концепцию и новую мифологию загробного мира в европейском менталитете [4, р. 81-89].

Художники эпохи квинквеченто предоставили новый живописный мир художественных загадок и призрачных видений в иллюстрациях поэмы Данте, в частности, Ада, проявляя вечность жизни не только в ее зле, но и в ее красоте. Прямо или косвенно отвечая на запрос времени и руководствуясь призывом церкви к борьбе с ересью и колдовством, они в то же время создали вовсе не ортодоксальную картину Ада, а вполне чувственный мир, являющийся зеркальным отражением мира земного.

Литература

1. Козлова С. В. Ренессансная и средневековая интерпретации «Божественной комедии» в искусстве // Искусствознание: журнал по истории и теории искусства. 2013. № 3-4. С. 175-198.

2. Обидина Ю.С. Desine Sperare Qui Hic Intras: Данте vs Вергилий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. 2017. C. 39-45.

3. Обидина Ю.С. Концепция чистилища в «Божественной комедии» Данте: от языческих образов к христианской этике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 3. 2018. С. 26-32.

4. Allen M. J. B. Marsilio Ficino and the Phaedran Charioteer. Berkeley, 1981. Р. 339-439.

5. Corbett G. The Christian ethics of Dante's Purgatory // Medium Aevum. 2014, no 83.2. Р. 266-287.

6. Sieale L.de G. C. Illustrations for Dante's Inferno: A Comparative Study of Sandro Botticelli, Giovanni Stradano, and Federico Zuccaro // Cultural and Religious Studies. August 2016. Vol. 4, no. 8. Р. 488-520. doi: 10.17265/2328-2177/2016.08.002

7. Arano L. C. The Medieval Health Handbook: Tacuinum Sanitatis. New York: George Braziller, 1976. 153 р.

8. Arthos J. Dante, Michelangelo and Milton. London: Routledge & K. Paul, 1963. 124 р.

9. Auerbach E. Mimesis: The Representation of Reality in Western Literature. Princeton: Princeton University Press, 1974. 616 р.

10. Barbi М. Della Fortuna di Dante nel Secolo XVI. Pisa: Nistri, 1890. 432 р.

11. Berenson B. Botticelli's Illustrations to the Divina Commedia // The Nation. 1896. October 22. Р. 363.

12. Bergin T. G. Dante. New York: The Orion Press, 1964. 326 р.

13. Biagi G. The Divine Comedy in Visual Representations and Commentary. Vol. 3. Turin: UTET, 1924. 312 р.

14. Boase T. S. R. Ars Moriendi: Death in the Middle Ages. New York: Cornell University Press, 1972. 246 р.

15. Brieger P., Meiss M., Singleton C. S. Illuminated Manuscripts of the Divine Comedy, Vol. 2. Princeton: Princeton University Press, 1969. 539 р.

16. Brooks J. Taddeo ad Federico Zuccaro: Artist - Brothers in Renaissance Rome. Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2007. 144 р.

17. Cavendish R. Visions of Heaven and Hell. New York: Harmony Books, 128 p.

18. Cheney L. De G. I Disegni di Botticelli per La Divina Commedia di Dante // Letteratura Italiana e Arti Figurative. Florence: Leo S. Olschki, 1987. Р. 1-8.

19. Davis C. T. Dante's Italy and Other Essays. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1984. 352 р.

20. Barbi М. Della fortuna di Dante nel secolo XVI. Pisa, 2012. 432 r.

21. Federico Zuccari e Dante / Ed. Gizzi C. Milan, 1993. 247 s.

22. Ferguson E. Demonology of the Early Christian World. London: Edwin Mellen Press, 1953. 190 p.

23. Fowlie W. Dante's Inferno. Chicago: University of Chicago Press, 1981. 237 р.

24. Gizzi C. Botticelli e Dante. Milan: EJecta, 1990. 384 р.

25. Guazzo F. M. Malleus Maleficarum. New York: Book Tree, 1988. 228 р.

26. Horne H. Botticelli, Painter of Florence. Princeton: Paperback, 1987. 402 р.

27. Kanter L. B. Painting and Illumination in Early Renaissance Florence, 1300-1450. New York: Metropolitan Museum of Art, T.H.E., 1994. 394 р.

28. Kelly H. A. The Devil, Demonology and Witchcraft. New York: Doubleday, 1968. 117 р.

29. Kirkpatrick R. Dante: The Divine Comedy. New York: Cambridge University Press, 1987. 434 р

30. Lightbown R. Botticelli Life and Work. Vol. 2. Berkeley: Thames a. Hudson, 1978. 336 р.

31. Luchinat C. A. Vasari's Last Paintings: The Cupola of Florence Cathedral // Vasari's Florence : Artists and Literati at the Medicean Court. Cambridge : Cambridge University Press, 1998. Р. 238-250.

32. Luke H. M. Dark Wood to White Rose : Journey and Transformation in Dante's Divine Comedy. New York : Parabola Books, 1989. 206 р.

33. Michelet J. Satanism and Witchcraft: A Study in Medieval Superstition. New York : The Citadel Press, 1970. 332 р.

34. Nassar E. P. Illustrations to Dante's Inferno. London: Createspace Independent Publishing Platform, 1994. 398 р.

35. Pilliod E. Pontormo, Bronzino and Allori : A Genealogy of Florentine Art. London : New Haven, 2001. 289 р.

36. Pope-Hennessy J. Paradiso : The Illuminations of Dante's Divine Comedy by Giovanni di Paolo. New York : Random House, 1993. 224 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Ricardo Q. J. Foundation Sacrifice in Dante's Commedia. University Park : Pennsylvania State University Press, 1994. 138 р.

38. Taylor C. H., Finely P. Images of the Journey in Dante's Divine Comedy. London : Hardcover, 1997. 295 р.

39. Tetel M., Witt R. G. Goffen R. Life and Death in Fifteenth-Century Florence. Durham : Duke University Press, 1989. 254 р.

40. The Ashgate Research Companion to Giorgio Vasari. Burlington : Ashgate Publishing Limited, 2016. 338 р.

41. The Cambridge Companion to Dante. New York : Cambridge University Press, 1993. 270 р.

42. Trevor-Roper H. R. The European Witch-Craze. New York : Plenum Press, 1977. 144 р.

43. Turner A. K. The History of Hell. New York : TOR, 1993. 237 р.

44. Venturi A. Il Botticelli : Interprete di Dante. Florence : F. Le Monnier, 1921. 135 р.

45. Clark K. The Drawings by Sandra Botticelli For Dante's Divine Comedy : After the Originals in the Berlin Museum and Vatican. New York : Plenum Press, 1976. 192 р.

46. Vita di Dante. Florence : Hardcover, 1966. 338 р.

47. Volkmann L. Iconografia dantesca : The Pictorial Representations to Dante's Divine Comedy. London : H. Grevel & co, 1899. 229 р.

48. Watts B. J. Sandro Botticelli's Drawings for Dante's Inferno: Structure, Topography, and Manuscript Design // Artibus et Historiae. 1995, no 16 (32). Р. 163-201.

49. Watts B. J. Sandro Botticelli's Illustrations for Inferno VIII and IX: Narrative Revision and the Role of Manuscript Tradition // Word and Image. A Journal of Verbal / Visual Enquiry. 1995, no 2 (April-June). Р. 149 -173.

References

1. Kozlova S. V. Renessansnaya i srednevekovaya interpretatsii "Bozhestvennoi komedii" v iskusstve [Renaissance and medieval interpretations of the "Divine Comedy" in art]. Iskusstvoznanie: zhurnal po istorii i teorii iskusstva = Art Studies: Journal of History and Theory of Art, 2013, no. 3-4, pp. 175-198. (In Russ.).

2. Obidina Yu.S. Desine Sperare Qui Hic Intras: Dante vs Vergilii [Desine Sperare Qui Hic Intras: Dante vs Virgil]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2017, no. 6, pp. 39-45. (In Russ.).

3. Obidina Yu.S. Kontseptsiya chistilishcha v "Bozhestvennoi komedii" Dante: ot yazycheskikh obrazov k khristianskoi etike [The concept of the Purgatory in Dante's "Divine comedy": from pagan images to Christian ethics]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2018, no. 3, pp. 26-32. (In Russ.).

4. Allen M. J. B. Marsilio Ficino and the Phaedran Charioteer. Berkeley, 1981, pp. 339-439.

5. Corbett G. The Christian ethics of Dante's Purgatory. Medium Aevum. 2014, no. 83, 2, pp. 266-287.

6. Sieale L.de G. C. Illustrations for Dante's Inferno : A Comparative Study of Sandro Botticelli, Giovanni Stradano, and Federico Zuccaro. Cultural and Religious Studies, August, 2016, vol. 4, no.8, R. 488-520. DOI: 10.17265/2328-2177/2016.08.002

7. Arano L. C. The Medieval Health Handbook: Tacuinum Sanitatis. New York, George Braziller, 1976. 153 p.

8. Arthos J. Dante, Michelangelo and Milton. London, Routledge & K. Paul, 1963. 124 p.

9. Auerbach E. Mimesis: The Representation of Reality in Western Literature. Princeton : Princeton University Press, 1974. 616 p.

10. Barbi M. Della Fortuna di Dante nel Secolo XVI. Pisa, Nistri, 1890. 432 r.

11. Berenson B. Botticelli's Illustrations to the Divina Commedia. The Nation, 1896, October, 22, p. 363.

12. Bergin T. G. Dante. New York, The Orion Press, 1964, 326 p.

13. Biagi G. The Divine Comedy in Visual Representations and Commentary. Vol. 3. Turin, UTET, 1924, 312 p.

14. Boase T. S. R. Ars Moriendi: Death in the Middle Ages. New York, Cornell University Press, 1972, 246 p.

15. Brieger P., Meiss M., Singleton C. S. Illuminated Manuscripts of the Divine Comedy, Vol. 2. Princeton, Princeton University Press, 1969, 539 p.

16. Brooks J. Taddeo ad Federico Zuccaro: Artist - Brothers in Renaissance Rome. Los Angeles, J. Paul Getty Museum, 2007, 144 r.

17. Cavendish R. Visions of Heaven and Hell. New York, Harmony Books, 128 p.

18. Cheney L. De G. I Disegni di Botticelli per La Divina Commedia di Dante. Letteratura Italiana e Arti Figurative, Florence, Leo S. Olschki, 1987, R. 1-8.

19. Davis C. T. Dante's Italy and Other Essays. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1984, 352 p.

20. Barbi M. Della fortuna di Dante nel secolo XVI. Pisa, 2012, 432 r.

21. Federico Zuccari e Dante. Ed. Gizzi C. Milan, 1993, 247 s.

22. Ferguson E. Demonology of the Early Christian World. London, Edwin Mellen Press, 1953, 190 p.

23. Fowlie W. Dante's Inferno. Chicago: University of Chicago Press, 1981, 237 p.

24. Gizzi C. Botticelli e Dante. Milan: EJecta, 1990, 384 r.

25. Guazzo F. M. Malleus Maleficarum. New York, Book Tree, 1988, 228 p.

26. Horne H. Botticelli, Painter of Florence. Princeton, Paperback, 1987, 402 p.

27. Kanter L. B. Painting and Illumination in Early Renaissance Florence, 1300-1450, New York, Metropolitan Museum of Art, T.H.E., 1994, 394 p.

28. Kelly H. A. The Devil, Demonology and Witchcraft. New York, Doubleday, 1968, 117 p.

29. Kirkpatrick R. Dante: The Divine Comedy. New York, Cambridge University Press, 1987, 434 p.

30. Lightbown R. Botticelli Life and Work. Vol. 2. Berkeley, Thames a. Hudson, 1978, 336 p.

31. Luchinat C. A. Vasari's Last Paintings: The Cupola of Florence Cathedral // Vasari's Florence: Artists and Literati at the Medicean Court, Cambridge, Cambridge University Press, 1998, pp. 238-250.

32. Luke H. M. Dark Wood to White Rose: Journey and Transformation in Dante's Divine Comedy. New York, Parabola Books, 1989, 206 p.

33. Michelet J. Satanism and Witchcraft: A Study in Medieval Superstition. New York, The Citadel Press, 1970, 332 p.

34. Nassar E. P. Illustrations to Dante's Inferno. London, Createspace Independent Publishing Platform, 1994, 398 p.

35. Pilliod E. Pontormo, Bronzino and Allori: A Genealogy of Florentine Art. London, New Haven, 2001, 289 p.

36. Pope-Hennessy J. Paradiso: The Illuminations of Dante's Divine Comedy by Giovanni di Paolo. New York, Random House, 1993, 224 p.

37. Ricardo Q. J. Foundation Sacrifice in Dante's Commedia. University Park, Pennsylvania State University Press, 1994, 138 p.

38. Taylor C. H., Finely P. Images of the Journey in Dante's Divine Comedy. London, Hardcover, 1997, 295 p.

39. Tetel M., Witt R. G. Goffen R. Life and Death in Fifteenth-Century Florence. Durham, Duke University Press, 1989, 254 p.

40. The Ashgate Research Companion to Giorgio Vasari. Burlington, Ashgate Publishing Limited, 2016, 338 r.

41. The Cambridge Companion to Dante. New York, Cambridge University Press, 1993, 270 p.

42. Trevor-Roper H. R. The European Witch-Craze. New York, Plenum Press, 1977, 144 p.

43. Turner A. K. The History of Hell. New York, TOR, 1993, 237 p.

44. Venturi A. Il Botticelli: Interprete di Dante. Florence, F. Le Monnier, 1921, 135 r.

45. Clark K. The Drawings by Sandro Botticelli For Dante's Divine Comedy: After the Originals in the Berlin Museum and Vatican. New York, Plenum Press, 1976, 192 r.

46. Vita di Dante. Florence, Hardcover, 1966, 338 r.

47. Volkmann L. Iconografia dantesca: The Pictorial Representations to Dante's Divine Comedy. London, H. Grevel & co, 1899, 229 p.

48. Watts B. J. Sandro Botticelli's Drawings for Dante's Inferno: Structure, Topography, and Manuscript Design // Artibus et Historiae, 1995, no. 16 (32), pp. 163-201.

49. Watts B. J. Sandro Botticelli's Illustrations for Inferno VIII and IX: Narrative Revision and the Role of Manuscript Tradition. Word and Image. A Journal of Verbal, Visual Enquiry, 1995, no. 2 (April-June), pp. 149 -173.

Статья поступила в редакцию 16.10.2019 г.; принята к публикации 23.11.2019 г.

Submitted 16.10.2019; revised23.11.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Обидина Ю. С. Мифология загробного мира на исходе Средневековья: поэтический образ и визуальные формы эпохи Возрождения // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 4. С. 364-373. Б01: 10.30914/2411-35222019-5-4-364-373

Об авторе

Обидина Юлия Сергеевна

доктор философских наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории, профессор кафедры Истории средневековых цивилизаций, г. Нижний Новгород, ORCID 00000002-1133-5733, [email protected]

Citation for an article:

Obidina Yu.S. The mythology of the underworld at the end of the Middle Ages: a poetic image and visual forms of the Renaissance. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 4, pp. 364-373. DOI: 10.30914/2411-3522-20195-4-364-373 (In Russ.).

About the author Yuliya S. Obidina

Dr. Sci. (Philosophy), Associate Professor, National Research Nizhny Novgorod State University name by N.I. Lobachevsky, Institute of International Relations and World History, Professor of the Department of History of Medieval Civilizations, Nizhny Novgorod, ORCID 0000-0002-1133-5733, basiley@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.