ми
ФОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ электронного журнала в практику управления
Николай Евгеньевич Целищев,
директор средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов № 28, г. Киров
Внедрение в практику работы образовательных учреждений информационных технологий порождает много различных легенд и мифов. Огромное их количество появилось в ходе использования в школах, гимназиях и лицеях для учёта текущей успеваемости электронного классного журнала. Практический опыт использования электронного журнала, разработанного группой компаний «Аверс» в работе школы № 28, уже в течение четырёх лет (а три последних года — как единственной формы учёта текущей успеваемости) позволяет развенчать самые распространённые заблуждения.
• успеваемость учащихся • электронный журнал • нормативная база
• промежуточные и итоговые отметки • SMS-дневник • штатный режим
Миф № 1. Электронный журнал не может быть полноценной заменой традиционному журналу, что вызывает необходимость ведения двух копий классного журнала: в электронной и традиционной форме
Убеждён, что ведение электронного журнала для учёта текущей успеваемости учащихся и контроля их посещаемости не только возможно, но и необходимо. Стабильность работы программы позволяет использовать электронный журнал не вместе, а вместо традиционного. А проверяющим всегда можно объяснить, что разница между электронным и традиционным журналом только в последовательности действий с ним. Традиционный журнал сначала печатается,
а затем в него заносят информацию о текущей успеваемости. В электронный же сначала заносится информация, и ничто не мешает затем напечатать журнал, сброшюровать его и хранить в архиве.
Существующая на сегодняшний день нормативная база ведения журналов успеваемости учащихся и предоставления соответствующей отчётности позволяет перейти на электронную форму (отказаться от бумажной формы) их ведения. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-2 «Об образовании» (пункты 3 и 8 статьи 15, подпункт 16 пункта 2 статьи 32) выбор формы учёта отнесён к компетенции образовательного учреждения. Правда, очень важно, что для этого образовательное учреждение должно подготовить соответствующие локальные нормативные акты. Это прежде всего положение об электронном журнале и ряд других
локальных актов, регламентирующих ведение электронного журнала.
Правда, несмотря на возможность полностью отказаться от традиционного журнала необходимость в период тестового режима ведения двух копий классного журнала — в электронной и традиционной форме всё же существует. В течение этого времени учителя могут познакомиться с программным продуктом, администрация оценит стабильность работы системы и подготовит нормативно-правовую базу. Срок этого периода зависит от готовности образовательного учреждения полностью перейти на электронную форму ведения учёта текущей успеваемости и может быть от четверти до целого учебного года.
Миф № 2. Электронный журнал трудно внедрить, так как учителя не готовы к работе с современными технологиями электронного документооборота
Электронный журнал имеет интуитивно понятный интерфейс, он прост в использовании даже для начинающих пользователей, что облегчает его внедрение. Электронный журнал полностью повторяет печатную версию классного журнала. В режиме «Учитель» доступен только тот минимум функций, который необходим учителю. На своей странице учитель имеет возможность создать, изменить или удалить урок. Отметка ставится с клавиатуры и не вызывает никаких затруднений. Тематическое планирование можно внести простым копированием. Также есть возможность перенести календарно-тематическое планирование с прошлого года от учителя коллеги-предметника и продублировать его в классы одной параллели.
Миф № 3. Электронный журнал усложняет жизнь учителя, значительно увеличивая время работы со школьной документацией
Электронный журнал экономит время учителя, освобождая его от рутинных операций по обработке информации о текущей успеваемости, посещаемости учащихся, ходе выполнения программы по предмету, выставления итого-
вых отметок. От классного руководителя в начале года не требуется заполнение списков учащихся. В конце учебного периода и года от учителя никто не требует никаких отчётов с расчётом процентов успеваемости, качества знаний, степени обученности и т.д. Всё это сделает за него завуч, используя блок диагностики, мониторинга и отчётов в программе «Директор». Учитель получает дополнительное время для работы непосредственно с учеником.
Преимущества электронного журнала для учителя-предметника:
1) постоянная доступность электронного журнала в отличие от традиционного, при делении класса на подгруппам при занятии иностранным языком, информатикой, технологией, физкультурой
и профильными предметами в старших классах;
2) возможность самоконтроля освоения школьной программы;
3) помощь в виде среднего бала для выставления итоговых отметок;
4) заметное снижение временных затрат при учёте успеваемости и посещаемости учащихся со стороны классного руководителя.
Миф № 4. Электронный журнал и электронный дневник зависят от стабильности и скорости подключения к Интернету
Электронный журнал работает как локально, так и в сети Интернет. Всё зависит от той модели работы с журналом, которую выбирает образовательное учреждение. При работе с ним на основе локальной сети образовательного учреждения потребности в Интернете нет. Программа работает быстро и скорость отклика не зависит от количества пользователей, которые работают в данный момент времени с этой программой. В такой модели в Интернете размещается только та информация, которая предназначается для родителей и самих учащихся.
Миф № 5. Для ведения электронного журнала нужно вновь создавать базу данных учеников, классов, учителей, их нагрузки. Эта база находится на удалённом сервере и может быть потеряна в любой момент
Электронным классным журналом называется комплекс программных средств, включающий базу данных, созданную в информационно-аналитической системе (ИАС) «Директор», и программу «Электронный журнал» как средства доступа и работы с ней. База данных может находиться на сервере школы и копироваться в автоматическом режиме с установленной периодичностью. Резервные копии сохраняются на нескольких носителях, что делает невозможной полную потерю данных. В самом худшем случае могут быть потеряны данные об уроках и выставленных отметках за текущий день.
Миф № 6. Электронный журнал легко взломать. Это может сделать любой ученик-хакер
При выборе варианта размещения журнала на сервере образовательного учреждения само учреждение обеспечивает защиту данных от несанкционированного доступа. Доступ в программу «Электронный журнал» возможен только по коду доступа. Программа имеет высокий уровень защищённости данных при условии соблюдения правил информационной безопасности. База журнала, которая размещается в сети Интернет, — это облегчённый «образ» реальной базы без персональных данных. Она автоматически обновляется с периодичностью, задаваемой в учреждении. Эта база размещается на за-щищённых серверах, и даже в случае её взлома при следующем обновлении реальная картина будет восстановлена.
Миф № 7. Рассылка SMS с текущими отметками учащихся навязывается родителям. Родителей вынуждают платить за информацию, которую раньше они получали бесплатно через
обыкновенный дневник учащегося. А электронным дневником могут пользоваться не все родители
В некоторых программах массовой рассылки SMS родителям — нет. При желании получить информацию о текущих отметках родитель посылает запрос с кодом своего ребёнка на номер образовательного учреждения. И только в ответ на такой запрос программа в автоматическом режиме отправит на мобильный телефон родителя запрашиваемую информацию. Цена зависит только от выбранного тарифного плана оператора сотовой связи. Проект «SMS — дневник» носит социальную направленность.
А «Электронный дневник» — это ещё
один дополнительный сервис журнала. Важно, чтобы у родителя была возможность получить информацию о текущей успеваемости ребёнка. А выбор способа получения этой информации сделает сам родитель.
Миф № 8. Электронный журнал практически невозможно контролировать со стороны администрации
Электронный журнал позволяет администрации контролировать процесс успеваемости и посещаемости учащихся всей школы, процесс планирования, фиксирования уровня фактического усвоения учебных программ, объективность выставления промежуточных и итоговых отметок. Программа помогает администрации образовательного учреждения реализовать контроль и значительно экономит их время.
Для анализа текущей успеваемости со стороны администрации не нужно искать время, когда классный журнал свободен. Администратор имеет возможность проводить контроль в любое время с рабочего места.
Если у учащегося выходит средняя отметка ниже 2,5, журнал подсвечивает
фамилию этого ученика красным цветом, в перечне предметов красным цветом высвечивается предмет, по которому ученик имеет неудовлетворительную отметку. А в списке классов высвечивается класс, в котором этот ученик учится. Таким образом, очень легко проследить и проанализировать уровень возможной успеваемости за будущий отчётный период. Можно посмотреть на то, как складывалась ситуация с неудовлетворительной успеваемостью учащегося, ответить на вопрос — всё ли сделал педагог для получения более благоприятного результата. Администратор на основе анализа текущей успеваемости может в любое время в течение учебного периода принять необходимые управленческие решения, которые способны реально изменить ситуацию и добиться повышения качества учебного процесса за отчётный период.
Миф № 9. Внедрение проекта «Электронный журнал» требует огромных материальных затрат, что при недостаточном финансировании развития информационных технологий в сфере образования делает внедрение нереальным
Затраты на внедрение программы состоят из стоимости программного продукта и оборудования для SMS-дневника, в случае желания образовательного учреждения реализовать проект «SMS-дневник».
Всё остальное реально сделать за счёт внутренних резервов школы.
Конечно, необходимо создать условия для работы с «электронным журналом» на каждом рабочем месте учителя-предметника. Убеждён, что учитель-предметник должен работать с электронным журналом только на своём рабочем месте в режиме реального времени. Малоэффективно заставлять учителя работать с журналом после уроков и где-то в специально отведённом для этого месте. Но если в школе недостаточно средств для оснащения всех школьных кабинетов, то можно организовать места свободного доступа учителей в учительской или библиотеке. Или организовать работу компьютерного класса для работы учителей-предметников и классных руководителей. Естественно, что все эти компьютеры должны быть объединены в единую локальную сеть,
обслуживанием которой может заниматься отдельный технический работник, но ни в коем случае не учитель информатики, так как это не входит в его должностные обязанности. С увеличением количества компьютеров в школе, созданием локальной сети и началом внедрения электронного журнала введение такой должности просто необходимо.
Миф № 10. Использование «Электронного дневника» снизит посещаемость родительских собраний
Внедрение электронного журнала никак не должно повлиять на посещаемость родительских собраний, так как при правильной организации работы с родителями вопросы успеваемости на родительских собраниях не обсуждаются.
Правильный подход к использованию электронного дневника может изменить даже процедура родительского контроля. Она может стать более доверительной. Родитель через электронный дневник, SMS-дневник всегда знает о реальной ситуации с текущей успеваемостью, не прибегая порой к самому акту проверки дневника. Акценты родительского контроля смещаются с самого факта фиксирования результата и наказания на анализ и помощь ребёнку в сложившейся ситуации.
Что делал раньше ученик, получив в дневнике неудовлетворительную отметку? Прикладывал все усилия для того, чтобы её скрыть от родителей (подтирки и подчистки для исправления неудовлетворительных отметок в дневнике, удаление страниц из дневника, ведение двух дневников одновременно, фразы типа — «забыл дневник», «собрали на проверку» и т.д.). Сейчас, когда электронный журнал сделал все эти процедуры ненужными, все усилия ученика могут быть направлены на исправление этой неудовлетворительной отметки, а для этого нужно порой просто усвоить тот учебный материал.
Миф № 11. Мотивировать учителей на использование электронного журнала в деятельности практически невозможно
Ничего невозможного нет. Учителям присущ здоровый консерватизм. «То, что можно не менять, менять не стоит» — согласитесь, этому трудно возразить. А стоит ли? Нужно не возражать, а показывать реальные возможности электронного ведения учёта текущей успеваемости с помощью журнала.
В практике внедрения электронного журнала в школе № 28 всё началось с установочного семинара, в ходе которого учителя впервые познакомились с предложениями и основными идеями по автоматизации процесса ведения традиционного классного журнала. Затем шли учебные занятия. Ну, а затем в течение тестового периода каждый учитель должен был сам для себя решить, будет ли он использовать электронный журнал в практической деятельности. Администрация в этот момент помогала учителям осваивать электронный журнал, была создана система постоянного консультирования. Одному из инженеров-программистов была включена в функциональные обязанности задача — консультирование учителей, решение затруднений, которые могли возникать при работе с журналом. Рабочее место этого инженера-программиста было определено в учительской, где на-
ходились компьютеры для доступа учителей в свободное от уроков время. Все рабочие места учителей были к тому времени уже оборудованы компьютерами, на которых был установлен программный комплекс. Важно отметить, что труд тех учителей, которые вели два журнала одновременно (традиционный и электронный), поощрялся через систему доплат и надбавок. Опыт этих преподавателей популяризировался, и огромное удовольствие мне, как директору, доставляли сцены, когда именно учителя, а не администрация демонстрировали коллегам, как это здорово вести электронный журнал. Постоянно держа под контролем этот процесс, я скоро убедился, что практически все учителя пожелали внедрить электронный журнал, увидели реальные преимущества этой формы ведения текущей успеваемости. Когда моё решение о полном переходе на электронный журнал было поддержано на административном совете, я решил объявить об этом на педагогическом совете. В ответ раздались аплодисменты, учителя были рады, что отпала необходимость вести классный журнал в традиционной форме.
Таким образом, использование в образовательных учреждениях для учёта текущей успеваемости электронного журнала в штатном режиме — не легенда или миф, а объективная реальность. НО