Научная статья на тему 'Организация мониторинга образовательных достижений школьников: современные подходы'

Организация мониторинга образовательных достижений школьников: современные подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланов Сергей Владимирович, Гаврилин Илья Александрович

Развитие единой информационной образовательной среды предполагает, в числе прочего, современную систему мониторинга образовательной деятельности, доступную для всех субъектов образования, позволяющую в динамике увидеть развитие обучающихся. Доступность подобной системы должна обеспечиваться за счет использования широко распространенных webи sms-технологий. Данная система должна объединять в единый комплекс ведение электронных журналов, получение объективной статистики образования и информирование родителей об образовательных достижениях детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буланов Сергей Владимирович, Гаврилин Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация мониторинга образовательных достижений школьников: современные подходы»

новые ГОСы, без автоматизации этой деятельности обойтись невозможно. Связать воедино материалы нескольких дисциплин и сделать их эффективно работающими можно только при условии, что имеется единая среда, в которой эти материалы могут быть помещены вполне естественно.

Кроме того, преподаватель должен располагать средствами автоматизации мониторинга знаний студентов и анализа результатов мониторинга. С этой целью ЕИС должна располагать соответствующими средствами, которые обеспечивают как обычный контроль в виде экзаменов, зачетов, контрольных, так и более современные средства, например, тестирование. Но так как тестирование становится действительно эффективным лишь при условии большой содержательности заданий и, соответственно, выразительных возможностей, это требует подключения существенных ресурсов. Действительно, бинарные тесты ДА/НЕТ просты, но позволяют проверять ограниченный тип незнаний, с другой стороны, тесты, позволяющие учитывать семантику заданий, более сложные, но дают возможность проверять способность студента как к анализу, так и синтезу.

Чтобы не быть голословным, авторы отсылают читателя к первоисточникам [1, 2], где приведено описание ЖУ и ЕСО, в которых реализованы все предложения, представленные в этой статье и касающиеся деятельности студентов, преподавателей и администрации профессионального учебного заведения.

=10- Литература

1. Майоров Э.М., Попов С.В. О проекте «Живая книга». М.: «Образование и информатика». 2009. № 6.

2. Аржаков А.В., Попов С.В. Компьютерная учебная среда в профессиональном учебном заведении

http://ito.edu.ru/2009/Petrozavodsk/IV/IV-0-19.html

Организация мониторинга образовательных достижений школьников: современные подходы

Буланов Сергей Владимирович (svbsvbsvb@gmail.com), Гаврилин Илья Александрович (gav31337@gmail.com)

НП «Центр современных образовательных технологий», г. Москва

Аннотация

Развитие единой информационной образовательной среды предполагает, в числе прочего, современную систему мониторинга образовательной деятельности, доступную для всех субъектов образования, позволяющую в динамике увидеть развитие обучающихся. Доступность подобной системы должна обеспечиваться за счет использования широко распространенных web- и sms-технологий. Данная система должна объединять в единый комплекс ведение электронных журналов, получение объективной статистики образования и информирование родителей об образовательных достижениях детей.

Сегодня в России существует опыт разработки комплексных систем мониторинга образовательной деятельности учащихся, обеспечивающих доступ к мониторинговой информации различных субъектов образовательной деятельности.

Большинство существующих ныне проектов реализуют идею электронного журнала и идею sms-информирования родителей. Однако многие проекты не предполагают автоматическую обработку статистики по запросу педагогов, органов управления образования. Некоторые проекты в принципе не предполагают выход на органы управления образования, формирование статистических отчетов, а соответственно, не позволяют получать объективную информацию на уровне муниципаль -ного образования или субъекта Российской Федерации. Это связано с ярко выраженной коммерческой направленностью проектов. К подобным проектам может подключиться один или несколько классов образовательного учреждения, и в этом случае электронный журнал будет заполняться толь -ко в тех классах, где родители подключены к услуге. Таким образом, нельзя получить объективную статистику по всей школе. Мониторинг станет объективным только в том случае, если в нем будут участвовать все учащиеся образовательного учреждения. Что касается sms-информирования родителей, важно понимать, что это направление работы должно ставить целью объединение усилий учителей и родителей в мониторинге образовательных достижений, развития учащегося. Объединение усилий может произойти только в том случае, если электронный журнал ведут непосредственно сами

учителя (а не посторонние представители компании-разработчика sms-сервиса, механически перенося отметки из классных журналов в электронную базу) и, кроме школьных отметок, родителям сообщается дополнительная информация: рекомендации учителей, классных руководителей, школьных психологов и социальных педагогов, информация о классных и общешкольных мероприятиях и пр.

Доступность Информационной системы «Мониторинг образовательных достижений школьни -ков» (http://centersot.org/monitoring) обеспечивается за счет использования широко распространенных web- и sms-технологий. Информационная система «Мониторинг образовательных достижений школьников» (МОДШ) объединяет в единый комплекс ведение электронных журналов, получение объективной статистики образования и информирование родителей об образовательных достижениях детей.

Для органов управления образования:

• МОДШ позволяет автоматически генерировать все необходимые отчеты в соответствии с требованиями статистики российского образования, что снимает нагрузку с работников образовательных учреждений, ответственных за предоставление отчетов в департаменты образования.

• Все созданные в МОДШ отчеты предоставляются в органы управления образования в едином формате, удобном для сведения и дальнейшей обработки.

• МОДШ позволяет создавать произвольные отчеты и аналитические срезы по успеваемости и по -сещаемости учащихся, в том числе возможность анализировать данные в динамике.

Для родителей:

• МОДШ позволяет оперативно отслеживать все образовательные события ребенка (отметки, пропуски занятий, домашние задания, школьные события, рекомендации классных руководителей, школьных психологов и пр.).

• МОДШ позволяет графически представить индивидуальный образовательный маршрут учащегося, понять его направленность и характерные особенности.

Участие образовательного учреждения во внедрении Информационной системы «Мониторинг образовательных достижений школьников» регламентируется соглашением о сотрудничестве с НП «Центр современных образовательных технологий», в рамках которого НП ЦСОТ предоставляет образова-тельному учреждению доступ к работе в Информационной системе «Мониторинг образовательных достижений школьников»; образовательное учреждение, в свою очередь, гарантирует создание организационных условий для работы своих педагогов, использующих Информационную систему «Мониторинг образовательных достижений школьников», а также подключение к функции sms-инфор-мирования не менее 30 % родителей школьников. Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках двухсторонних договоров НП ЦСОТ с родителями.

Технология работы

• Информационная система МОДШ работает на основе современных web-технологий и не требует установки на компьютеры образовательного учреждения и ее администрирования.

• Интерфейс МОДШ специально разработан для того, чтобы упростить работникам образовательных учреждений взаимодействие с системой. Апробация, прошедшая в нескольких школах Владимирской области, подтвердила удобство МОДШ для использования в учебном процессе.

• МОДШ размещен на защищенном сервере и полностью соответствует требованиям федерального закона о защите персональных данных.

Учителя и школьная администрация, использующие в работе Информационную систему «Мониторинг образовательных достижений школьников», отмечают простоту интерфейса, удобство и практическую значимость ресурса. Некоторые высказывания учителей:

Наталья Логинова (Суздаль):

«Всегда новое принимается с опасением и нервозностью, но, на мой взгляд, пора делать информацию, в том числе и содержимое школьных журналов, доступными. Возникали у многих вопросы этичности контроля учащихся. Не имея соблазна на обман, не возникает обмана и затаивания отметок от родителей. Родители будут оповещены обо всех успехах и неудачах, о регулярности посещения занятий их чадами. Классный руководитель документально может защитить себя в случае обвинений о неведении проблем в обучении учащихся. Пора менять сознание, трепетное отношение к желтым листкам, которые кипами хранятся у учителей, подстраиваться под стремительно меняющийся мир.

Образовательные учреждения предлагают образовательную услугу по заказу общества, государства и учащихся, пора учитывать спрос заказчиков. Как будут вносить данные в сеть учителя пенсионного возраста, работающие в школах?

Сложности нажать на клавиши цифр от 2 до 5 и клавишу с буквой н, не возникнет, тем более что все они имеют высшие квалификационные категории - значит, надо соответсвовать требованиям и выполнять должностные обязанности»... В моем классе прошло собрание с родителями и детьми о пользе и необходимости подключения к образовательной услуге, которую предлагает «Мониторинг образовательных достижений школьников». 20 человек из 26 дали свое согласие, 3 раздумывают. Многое зависит от позиции классного руководителя.

Негатив и неприятие классного руководителя значительно повлияет на мнение родителей, также как и понимание достоинства такого контроля успеваемости и посещаемости.

Ирина Парфенова (Боголюбово):

«Наша школа включилась в этот процесс меньше месяца назад. Все до одного классные руководители работают с электронным журналом. Возраст учителей от 25 до 58. Компьютеры - в 2-х кабинетах информатики. Некоторые педагоги приходят ежедневно, другие - 2-3 раза в неделю. На сегодняшний день работа занимает от 5 до 20 минут за сеанс. Явно заметны положительные эмоции от того, что получается, что не трудно (хотя, естественно, изначально негативное отношение было). Эти эмоции потом угаснут, но надеюсь на плюсы от готовых отчетов, положительного эффекта на посещаемость уроков... С родителями сложнее. Разброс мнений: от «я доверяю своему ребенку» до «учителя и так обязаны доводить до сведения родителей». Конечно же, есть и такие, которым вообще все равно. Очень мало тех, кто активно начал подключаться. Как завуч вижу, что классные руководители (это касается среднего и старшего звена) стали гораздо лучше владеть ситуацией с оцен -ками и посещаемостью в классе, так как регулярно вплотную работают с классным журналом. Учителя-предметники «подтянулись»: оперативнее проверяются письменные работы, оценки не оседают в личных журналах до последних недель четверти.

Сама я - за электронный журнал! И как школьный администратор, и как учитель, и как мама будущего школьника. Трудности неизбежны, как и в любом деле»

Сергей Проничев (Гусь-Хрустальный):

«Я - за электронные дневники, но всегда и при всем остаюсь центристом - сильный центр в таком деле необходим, но и множественность демакратическую необходимо соблюсти. Ознакомился со всеми сервисами электронных дневников, где смог - зарегистрировался и начал пробовать что-то делать (просто так, для себя). Пришел к выводу, что все они достаточно похожи, но вот можно ли провести сравнительный анализ результативности качества знаний? Нет. Только сервис, предлагаемый к обсуждению здесь, имеет выигрыш. Но, есть и минус - требуется регистрация всей школы сразу. Без включения административного ресурса на местах это практически невозможно».

Елена Бузакина (Кольчугино):

«Наша школа работает на http://www.centersot.org/monitoring.html с января текущего года. Мнения у учителей по эффективности такого мониторинга расходятся. Я, проанализировав все «за» и «против», сделала свои выводы. Как учитель начальных классов считаю, что рассылка sms с оценками в 1-4-х классах необязательна, так как детям этого возраста еще не свойственно сокрытие своих успехов и неудач. Хотя рассылка сообщений о родительских собраниях, о мероприятиях и конкурсах может иметь место (быстро и удобно). Поэтому хотелось бы создания льготного тарифа (например, на рассылку 2 раза в месяц). Как родитель шестиклассника-оболтуса голосую за sms-рассылку обеими руками!!! Здесь ее эффективность и своевременность бесценна! В этом возрасте дневники для выставления оценок подаются все реже (большинство родителей, думаю, со мной согласятся), да и учителям-предметникам порой не хватает времени выставить оценки всему классу (переменка небольшая, а часть урока занимать на выставление оценок жаль).

Поэтому здесь у «матросов нет вопросов»: sms-рассылке - ДА!

А по поводу «напряга» для учителей не соглашусь, у меня выставление оценок занимает 5-10 минут, не больше (это с учетом, что наполняемость оценок в начальных классах, как вы понимаете, гораздо выше, чем в среднем звене).

Сравнивая же sms-мониторинг с другими подобными ресурсами, скажу, что sms - самый доступный источник информации на данный момент, так как не требует наличия у родителей компьютера и не отнимает у них, таких занятых, драгоценное время на освоение просторов Интернета (поверьте, многие ссылаются на то, что у них нет времени, чтобы включить компьютер».

Excel как средство создания базы данных и автоматической обработки

результатов олимпиад, конкурсов, конференций

Бурданова Людмила Юрьевна (burludmila@yandex.ru)

МОУ «Центр развития образования городского округа», г. Самара

Аннотация

Формирование банка данных одаренных детей предполагает работу с большими объемами информации. Поэтому встает вопрос о максимальной автоматизации процессов обработки различного типа данных. Эту проблему позволяет решить использование MS Excel в качестве хранения и обработки данных и технологии совместного редактирования документов различными пользователями, предоставляемую сервисом Google.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выделяет систему поиска и поддержки одаренных детей в качестве одного из ключевых направлений развития общего образования.

В городском округе Самара сложилась система работы с одаренными детьми через предметные олимпиады, научно-практические конференции учащихся, городские интеллектуальные игры и соревнования. 29 городских мероприятий учебно-иследовательской направленности проводится ежегодно. Для таких мероприятий составляются списки участников, а затем победителей и призеров. Таким образом, происходит накопление, учет и фиксация информации по городскому округу Самара о талантливых детях.

Задачей всех структур, участвующих в организации работы с одаренными детьми, должно стать проведение систематического учета этих ребят для обеспечения их дальнейшего сопровождения.

В целях организационно-технического обеспечения деятельности по поддержке одаренных детей определен порядок создания, ведения и поддержания в актуальном состоянии электронного банка данных одаренных детей.

В целях создания общей среды, стимулирующей творческий рост, развитие личностных качеств каждого ребенка, расширяется система олимпиад и конкурсов школьников, являющихся наиболее распространенными формами выявления и поддержки талантливых детей. В школьном этапе олимпиады участвуют ученики с 5-го класса, другие мероприятия проводятся для начальной школы. Таким образом, банк данных включает учеников 1-11-х классов и содержит не одну тысячу учащихся и данные о них. При работе с такими большими объемами информации остро встает вопрос о максимальной автоматизации процессов обработки различного типа данных. Эту проблему позволяет решить использование MS Excel в качестве хранения и обработки данных. Эта программа обладает многими возможностями, присущими современным программам для работы с базами данных. К тому же эта программа имеется во всех ОУ, нет необходимости разрабатывать какую-либо специальную оболочку, да и в дальнейшем списки в Excel можно использовать как в Access-, так и Net-школе.

Получившие наибольшее распространение реляционные базы данных представляют собой совокупность таблиц, которые могут храниться в виде отдельных файлов. Таблицы естественны для Excel-программы, предназначенной для решения задач, информация для которых представима в табличном виде. Excel располагает встроенными средствами поиска, отбора и сортировки данных в таблицах. Поэтому работать с базами в Excel просто, быстро и удобно.

Внутренней базой данных в Excel являются списки. Списки практически ничем не отличаются от того, с чем пользователь обычно имеет дело, работая в Excel: здесь информация также сохраняется в строках и столбцах.

Формирование базы данных талантливых детей начинается в ОУ, когда формируются списки участников. Из ОУ списки направляются в территориальные информационно-методические отделы (ТИМО) Центра развития образования (ЦРО), а затем в оргкомитет, где и составляются списки участников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.