Научная статья на тему 'МИФОЛОГИЯ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОКУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МИФОЛОГИЯ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОКУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / татары / мифология / традиции / досуг / славяне / литература

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматуллина Аделия Рамилевна

В статье рассматриваются вопросы влияния мифологии на формирование культурной идентичности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Исследование предполагает анализ мифологических представлений о духах леса в контексте культурно-исторических особенностей русской и татарской культур, а также изучение способов, средств и форм, с помощью которых эти представления могут быть вовлечены в современную культурно-досуговую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГИЯ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОКУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Занкиевские чтения

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ

Б01: 10.24412/с1 -37095-2024-1-303-307

Нигматуллина А. Р.

студент, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень

МИФОЛОГИЯ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОКУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: культура, татары, мифология, традиции, досуг, славяне, литература.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния мифологии на формирование культурной идентичности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Исследование предполагает анализ мифологических представлений о духах леса в контексте культурно-исторических особенностей русской и татарской культур, а также изучение способов, средств и форм, с помощью которых эти представления могут быть вовлечены в современную культурно-досу-говую деятельность.

Последнее время в обществе уделяется большое внимание вопросам сохранения и трансляции культурного наследия народов, проживающих на территории России. Россия - это многонациональное государство, на территории которого проживают различные народы, имеющие свою уникальную культуру, оказывающую влияние на формирование общей национальной культуры страны. Знание своей культуры и ее истории помогает людям сохранять свою национальную принадлежность и гордость за свою страну. Передача культурных ценностей от одного поколения к другому способствует укреплению социальных связей и гармоничному развитию общества.

В концепции «Воспитание и развитие личности гражданина России в системе образования» обращается внимание на «сплочения многонационального народа России, укрепления социальной солидарности» [2], опорой воспитания является ориентация на «ценности и культурные традиции этнических и религиозных сообществ Российской' Федерации» [2]. В законе об образовании под воспитание понимается целенаправленный процесс развития личности «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, ... бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации» [1]. В 2022 году министерством образования и культуры была разработана программа классных часов «Разговоры о важном», которая из различных тематических блоков: «Историческая память», «Преемственность поколений», «Патриотизм - любовь к Родине», «Доброта, добрые дела», «Семья и традиционные семейные ценности», «Культура России» и другие. Следует обратить внимание на блок «Культура России», в котором подчеркивается, что «российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире» [5]. Следовательно, процесс воспитания должен быть направлен на формирование чувств толерантного отношения к культуре других народов. Формирование чувства толерантности необходимо начинать в младшем возрасте посредством изучения мифологии.

Интерес к изучение славянской мифологии возник во второй половине XVIII века. Проблема влияния мифологии на сохранения культуры народов рассмотрена в работах таких исследователей как: П. К. Огурчикова, А. К. Черепановой, Л. Х. Давлетшиной, В. В. Тищенко, Т. А. Нигматуллиной, К. А. Титовой, В. В. Корневой, О. Н. Гауч [6]. Авторы работ рассматривают особенности влияния самобытности культур на развития многонациональной и уникальной культуры России.

Для западно-сибирского региона характерны межязыковые и культурные контакты русского населения и сибирских татар. В процессе взаимодействия народов происходит обмен культурными ценностями, элементами материальной

и духовной культуры. Многовековые культурные контакты народов позволяют говорить о создании особой этнокультурной общности, сохраняющей и транслирующей культурные традиции русского и татарского народа. Важно отметить, что взаимное уважение и открытость к другой культуре играют ключевую роль в формировании позитивных отношений между этническими группами. Познание и понимание традиций друг друга способствует развитию культурного многообразия и сближению людей разной этнической принадлежности. Это отразилось и на сходных элементах культуры, например, у славян на Рождества проводят колядки, у татар в период священного праздника Ураза Байрам принято ходить в гости к родным и близким, исполняя поэтические стихи: «Айтегез котлы булсын, курагыз тула мал булсын» [3]. У славян исполнялись колядки: «Отворяйте ворота, Доставайте сундучки, Подавайте пятачки. Хоть рубь, Хоть пятак, Не уйдем из дома так! Дайте нам конфетку» [4]. Гостей одаривают конфетами и сладостями. Славяне колядуют зимой, а мусульмане - весна-лето, а иногда и осенью. Эти культуры имеют богатое литературное наследие, отражающее истории, традиции и ценности. Например, общие фольклорные корни - образы лесных духов. В русской мифологии к лесным духам относится Леший, в татарской мифологии - Шурале. Лешего изображают как существо с рогами, густой бородой и зелеными глазами: «Леший не кричит, он немой, он только в ладоши хлопает да трещит», «Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и все вокруг одной поляны... Едва-те к свету домой добился.» «такой стоит большой, большой, темный, окутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает. » [4]. Он считается хранителем лесов, животных и растений, и может наказывать людей за нарушение природных законов. Шурале представляет собой лесного духа или демона, который обитает в глухих лесах и защищает их от людей. Шурале изображается как существо с огненными глазами, длинными волосами и копытами. Он считается хранителем природы и может принимать различные формы, чтобы привлечь или отпугнуть людей. Подробно описание образа Шурале представлено в поэме Габдуллы Тукая: «нос изогнут наподобье рыболовного крючка, руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака», «Он похож на

Занкиевские чтения

человека, очень тонкий и нагой, узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной», «Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых» [7]. Шурале и Лешего объединяет их любовь к лесу и желание защитить лесные просторы и богатства от людей.

При организации культурно-воспитательных мероприятий можно использовать образы мифологических существ из разных культур, что окажет положительное влияние на формирование культурной идентичности народов России. Например, для детей и младших можно организовать квест «Лесной квест Шурале и Лешего». Участники мероприятия отправляются на поиски подсказок и заданий, чтобы выбраться из леса. Во время прохождения квеста участники могут встретиться с мифическими персонажами, которые будут помогать им, давать подсказки. Также можно организовать интерактивные театральные постановки, где дети будут участвовать в приключениях с Шурале и Лешим. Это позволит им погрузиться в мир мифологии, а также почувствовать себя участниками увлекательного путешествия. После завершения всех заданий, можно устроить небольшой праздник со сладостями и подарками для участников. Такое мероприятие поможет детям и подросткам не только развлечься, но и погрузиться в увлекательный мир мифологии, развивая их воображение и творческое мышление.

Мифология может стать источником сохранения культуры народов, так как является частью культурного наследия различных народов и сообществ. Она передает ценности, традиции, историю и исторические события, которые формировали общества и поколения. Изучение мифологии позволяет сохранить и передать этот уникальный аспект культуры от одного поколения к другому. Изучение мифологии имеет культурное-воспитательное и образовательное значение: способствует формированию уважения к культурным традициям народов, проживающих на одной территории. Кроме того, мифология может быть источником вдохновения для искусства, литературы, кино и других форм творчества. В современном обществе социокультурно-досуговая деятельность учреждений культуры направлена на сохранение и изучение мифологических традиций и обрядов, что способствует укреплению культурной идентичности.

Список источников и литературы

1. Федеральный закон № 273-Ф3 Об образовании Российской Федерации от 26.12.2012. - URL: http://base.garant.ru/70627314/ (дата обращения: 29.02.2024)

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные и инновационные средства и формы воспитательного процесса. - URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB .pdf (дата обращения : 29.02.2024)

3. Мусульманские колядки. - URL: https://proza.ru/2008/11/13/592?ysclid=ltqrhngcl5524900109 (дата обращения: 29.02.2024)

4. Народные русские сказки - Леший. - URL: https://azbyka.ru/fiction/narodnye-russkie-skazki-afanasev/158/

5. Разговоры о важном - URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/ME-ТОДИЧЕСКИЕ-РЕКОМЕНДАЦИИ-РАЗГОВОРЫ-О-ВАЖНОМ-21.08.2023-1.pdf (дата обращения: 29.02.2024)

6. Титова, К. А. Образ хозяина Алтая в народной обрядовой поэзии алтайского народа / К. А. Титова, В. В. Корнева, О. Н. Гауч // Вестник Тюменского государственного института культуры. - 2022. - № 4 (26). - С. 232-235.

7. Тукай, Г. Шурале. - URL: https://bilinguator.com/ru/online?book=198 (дата обращения : 29.02.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.