Научная статья на тему 'Мифология Индии как первоначальная философия'

Мифология Индии как первоначальная философия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1243
131
Поделиться
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЯДРО / КОСМОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Редкозубова О. С., Ромах О. В.

в статье рассматриваются основные мифологические структуры как качественная основа мировосприятия и создания картины миры в древней индийской культуре.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Редкозубова О. С., Ромах О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Мифология Индии как первоначальная философия»

Мифология индии как первоначальная философия

Редкозубова О.С., Ромах О.В.,

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Аннотация: в статье рассматриваются основные мифологические структуры как качественная основа мировосприятия и создания картины миры в древней индийской культуре.

Ключевые слова: мифология, индийская мифология, мифологические системы, ядро, космологическая основа

Индийская мифология подразделяется на несколько систем, каждая из которых имеет свои особенности и черты. Это Ведийская мифология, Индуистская мифология, Буддийская мифология. Соотношение этих трех основных мифологических систем достаточно сложно. Оно определяется сочетанием культурно-исторических, этнолингвистических, мировозренческих, пространственновременных факторов. Несмотря на довольно обширный общий фонд мифологических персонажей и мифов в трех составных частях индийской мифологии, между ними существуют глубокие различия и для них характерны самостоятельность, самодостаточность.

Ведийская мифология в общем виде сложилась в конце 2- начале 1-го тыс. до н.э. в северозападной Индии среди арийских племен. Индуистская мифология оформилась позже, когда арийские племена уже значительно продвинулись на юг и восток Индии, оказывая сильное влияние на автохтонные культуры и одновременно заимствуя ряд элементов из этих культур. Являясь продолжением ведийской мифологии, ее трансформацией, индуистская мифология признавала авторитет вед как высшего источника знания, в том числе и мифологического, но в то же время она сильно эволюционировала в сторону монотеистических представлений. Ведийская мифология не просто трансформировалась в индуистскую: она в известной степени

сосуществовала с индуизмом, сохраняя свои позиции в ряде ритуалов и находя поддержку в соответствующих текстах, продолжавших считаться священными («Ригведа», «Яджурведа» и др). В отличие от ортодоксальных брахманизированной ведийской и индуистской мифологий, первоначально засвидетельствованных в текстах на ведийском языке и на санскрите, буддийская мифология, возникшая в 6 в. до н.э. в северо-восточных областях Индии, была не брахманской и имела своим языком не только санскрит, но и местные среднеиндийские диалекты, что отражало ориентацию на более широкие слои общества. Заимствовав из ведийской и индийской мифологии ряд персонажей и сюжетов, буддизм, в соответствие с его религиозно-философскими принципами, отводил мифологии достаточно ограниченное, второстепенное место, рассматривая включение мифологического слоя в свой состав как некий компромисс между высокой теорией и народными верованиями. Характерной чертой индийской мифологии является не только наличие нескольких различных ее воплощений, но и сосуществование их во времени, органическая преемственность мифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиеся попытки такого описания индийской мифологии, при котором она выступает как единая мифологическая система, а различия между разными ее частями трактуется как несущественные.

Ведийская мифология, совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2-м тыс. до н.э. в северо-западную Индию и постепенно расселявшихся в восточном и южном направлении); обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представлния ариев периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию, хронологически ведийскую мифологию относят к эпохе между серединой 2-го и серединой 1-го тыс. до н.э., когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Ядро ведийской мифологии образуют космологические мифы, представленные рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу, описывается как полное отсутствие элементов вселенной и основных противопоставлений, обуславливающих ее функционирование.

Начало творения дали воды, из них родилась вселенная, они ее основа. Из вод возникли земля (обычно путем сгущения вод, более поздняя версия - путем пахтанья океана; сгущение же

вод, отвердение их - результат совместной деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант - происхождение из вод яйца (в частности, золотого), из которого через год появился бог - творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую и серебренную половины, из них возникли соответственно небо и земля. некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плавающего в воде. Другие версии этого мотива - создание жертвы и из частей ее основных элементов - вселенной - приобретают значение самодовлеющего целого. Речь идет о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши - как природной, так и социальной организации; в основе этого варианта лежит практика древних чело веских жертвоприношений.

В центре ведийской мифологии - мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры (бог грома и молнии, глава богов) с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределенности и создания новой вселенной, организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны-чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и др., скрывающие скот (в скале, пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т.д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности, в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством.

Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико. Она оказалась источником великих религиозно-философских концепций, зародившихся позже в Индии, и послужила основой для поэтического творчества.

Индуистская мифология, комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе индуизма, сменившей к 1-му тыс. до н.э. в Индии древнюю религию ведийского бразманизма.

В индуистской мифологии земля описывается как плоский диск, в центре которого возвышается мифическая гора Меру. Вокруг нее, отдельными океанми, расположены четыре материка (двипа). Вокруг вершины Меру обращаются солнце, луна и звезды.

В индуистской мифологии богам противостоят демоны - асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов. В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия.

В мифологии животных в индуизме, как и в ведийский период, важную роль продолжает играть корова Сурабхи, исполняющий все желания своего владельца. Многие животные включаются в культ главных божеств пантеона. Появляется в индуистской мифологии образ «ваханы» - животного - «носителя» определенного божества. Так, «ваханой» Брахмы считается гусь, Вишну изображается сидящем на орле Г аруде, «вахна» Шивы - белый бык Нандин, жены его Деви - лев и т.д.

В мифологии растений важную роль играет ашваттха (священная смоковница), в почитание которой развивается восходящее к ведам концепция мирового дерева; ньягродха, ашока (ей молятся женщины о родах), лотос, туласи (цветок, связанный с культом Вишну).

Индуистская мифология оказала большое влияние на религиозно-мифологические системы буддизма и джайнихма. в самой Индии, ее образы и сюжеты вошли в литературу и искусство стран Юго-Восточной Азии и других, испытавших влияние индийской культуры; на протяжении столетий и до наших дней они питают многоязычные литературы и искусство Индии.

Буддийская мифология, комплекс мифологических образов, персонажей, символики, связанный с религиозно-философской системой буддизма, возникшей в 6-5 вв. до н.э. в Индии. Возникновение и развитие буддийской мифологии исследованы недостаточно, особенно ее начальная стадия, ибо почти полностью отсутствуют тексты, которые можно бесспорно отнести к временам так называемого начального буддизма.

Буддийская мифология во многом близка брахманистской и индуистской. Для космологических представлений буддийской мифологии характерны широта охвата и стремление умножить все элементы мироздания до бесконечности. Неисчисляемое количество мифов группируются в огромные мировые системы (сахалока). Каждый отдельный миф представляет

собой плоский диск земли, он лежит на воде, та покоится в воздухе, а воздух в пространстве (акома). В центре мира стоит огромная гора Меру, вокруг которой вращаются солнце, луна , звезды. Меру окружают концентрически 7 горных хребтов. За ними располагаются 4 континента: на вотоке - Пурвавидеха, на юге - Джамбудвипа, на западе - Апарагодана, на севере -Уттаракуру. Каждый из них окружен 500 островами, омываемыми огромным мировым океаном. Мировой океан окружен скалистой стеной Чакравала.

Образ Будды является основной темой буддийской мифологии. Буды появляются во всех мирах и таким образом их количество тоже неисчислимо. Будды воплощаются в образы разных существ и совершают добрые деяния. После достижения совершенства, они прибывают долгое время на небесах. Все будды имеют махапурушалакшану, они обладают такими силами и способностями, что превосходят все другие существа, в том числе и богов. Лишь будды имеют возможность оказать влияние на ход событий не только в своем мире, но и в других мирах. После достижения нирваны они проповедают свою дхарму (т.е. учение, при помощи которого люди могут достичь нирваны). Дхарма не является вечной, она имеет особую силу в течении первых 500 лет, после чего исчезает. Наконец, когда мир погрузится в полную тьму неведения, назреет время для появления нового будды.

Важное место в буддийской мифологии занимает описание и объяснение чудотворных сил, которыми обладают будды и др. лица, достигшие совершенства. Определенное место в буддийской мифологии занимают элементы флоры и фауны. Среди цветов чаще всего упоминается лотос, считающийся символом чистоты. Из цветов лотоса рождаются боги. Из деревьев в буддийскую мифологию вошло прежде всего дерево бодхи (просветление).

Буддийская мифология - одна из самых богатых и разнообразных в истории мировой культуры. Она представляет собой интересный пример возникновения и развития мифологических образов и сюжетов во взаимодействии с глубокой философией. Способность буддийской мифологии к систематическому расширению и обогащению сделала ее одной из наиболее распространенных мифологий мира.