Научная статья на тему 'Мифологический персонаж в традициях кубанских казаков (домовой)'

Мифологический персонаж в традициях кубанских казаков (домовой) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
519
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМОВОЙ / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / НРАВЫ / ДОМ / ХОЗЯИН / HOUSE / THE MYTHOLOGICAL CHARACTER / TRADITIONS / CUSTOMS AND MORES / THE OWNER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мальцева Л. В.

Статья посвящена, мифологическому персонажу, которого кубанские казаки почитали. Рассказывается, что собой представляет домовой и как нужно себя вести. Какие бывают домовые, их нравы, современные представления, как они помогают хозяину, если его любят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифологический персонаж в традициях кубанских казаков (домовой)»

Мальцева Л.В. ©

Д.п.н., профессор, кафедра ДНИ и дизайна, Кубанский государственный университет

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ В ТРАДИЦИЯХ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ

(ДОМОВОЙ)

Аннотация

Статья посвящена, мифологическому персонажу, которого кубанские казаки почитали. Рассказывается, что собой представляет домовой и как нужно себя вести. Какие бывают домовые, их нравы, современные представления, как они помогают хозяину, если его любят.

Ключевые слова: домовой, мифологический персонаж, традиции, обычаи, нравы, дом, хозяин.

Keywords: house, the mythological character, traditions, customs and mores, house, the owner.

Вряд ли найдется сегодня человек, который всерьез верит в леших, водяных и русалок, а в старину наши дедушки и бабушки в их существовании не сомневались. Они полагали, будто весь мир населен добрыми и злыми духами. В воде ли, в лесу и в поле или в крестьянском доме - древние «прописывали» мифологических существ везде. Люди считали, что каждый дух опекал определенную территорию. В сказочном мире обычаев, принятых на Руси тысячами поколений наших предков, нам помогает заботливый домовой. Интерес к славянской мифологии сейчас огромен. В народном сознании естественно переплетаются христианские и языческие образы. Еще в начале двадцатого века крестьяне не находили ничего странного в том, что во время пасхальной заутрени идти в лес с крашеными яйцами, произнося три раза: «Христос воскреси, хозяин полевой, лесной, домовой, водяной, с хозяюшкой и детками». Древняя религия предков продолжает жить в наших повседневных обычаях. Она остается частью сказочного мира детства, питает творческую фантазию русских поэтов, писателей и художников. В последние годы мы только начали заново открывать для себя огромный пласт нашей истории и культуры.

Обращение к фольклорным традициям и персонажам нашего народа это домовой раскрывает истоки нашего мировоззрения, придает неповторимый колорит досугу, дает ощущение защиты, украшает дом трогательными штучками, полными тайн и смысла. Домовой невидим и проявляет себя различными звуками: стучит, скрипит, вздыхает, кряхтит. Его присутствие в доме заметно и по переставлению с места на место тех или иных предметов, а то и вовсе по пропаже вещей. Если домовой чем-то недоволен, то пугает людей, прячет вещи, шумит по ночам в подполе, бьет посуду, съедает все, что не спрятали или не благословили на ночь. Когда ему что-нибудь не нравится в домочадце, он может сделать ему на голове колтун так, что волосы уже ни за что не распутать. В некоторых местах рассказывали, что домовой своими проделками вообще может выжить семью из дома.

Один представитель мифологических персонажей - это домовой. Домового на Кубани называют, как правило, «хозяин», что характеризует его отношение к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, охранитель, невидимый «хозяин» [2]. Характерным местом обитания данного мифологического персонажа является чердак / горище, а именно печна труба, называемая свинья / буравок. На Кубани по поверьям казаков визуальный образ домового представляется в нескольких зооморфных и антропоморфных ипостасях. Нричем считается, что домовой не видим человеческому

©© Мальцева Л.В., 2012 г.

глазу и появляется перед человеком лишь в определенных ситуациях. Считается, что домовой обитает в каждом доме и является покровителем семьи, заботится о доме, скоте и обо всем хозяйстве.

На Кубани верили - никакой дом не стоит без домового. Это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Он идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но заботливый и добрый. Казаки старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом к «дедушке-суседушке», оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Домовой, был как «судьба дома» или «судьба семьи», переменчив и непредсказуем в своем поведении. Он мог быть добрым, причудливым, равнодушным и даже злым. Говорили: «домовой мохнат - хозяин богат». От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам «суседушка» устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду. Если домовой дружил с хозяином - дом был под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяина, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. При пропаже члена семьи или животного домовой помогает разыскивать их. «Суседушка» -защитник детей, заботливо присматривает за ними в отсутствие родителей.

Дедушка-суседушка Домоседушка Дворовой

Когда на Кубани строили новый дом, всегда в подпол клали монетку, а то и четыре (по углам) для домового. Покидая старую квартиру, на пороге нужно было произнесите: «Хозяин мой, пойдем со мной!» или ночью хозяин дома должен пригласить домового, поставив ему угощенье - ломоть хлеба с солью и чашку молока и сказать: «Батюшка, хозяин мой, добрый мой домовой. Дам я тебе хоромы новые, палаты светлые. Идем со мной, без тебя счастья не будет». Переносят домового в мешке, куда его вежливо просят забраться. Материальным воплощением домового становиться уголек или шило, которое следует положить в мешок. Без приглашения домовой с вами не пойдет и останется одиноким и покинутым.

Если же домовой кого-либо не полюбит, то такого хозяина «разорит в конец». Поэтому богатый хозяин, ужиная, всегда оставляет на своем столе что-либо для домового [1]. Существует двойственное отношение к присутствию домового. В одном случае это расценивается, как норма, и является положительным фактором: «Без домавова хозяйства не будет» [3]. Считалось, что при входе в новый дом необходимо было позвать с собой домового: «Дорогой хозяин, я ухожу на новое место, пойдем и ты с нами» [4]. Одной из функций домового является забота и уход за домашней живностью. Домовой является одним из центральных персонажей в традиционных демонологических представлениях кубанских казаков. Согласно поверьям домовой следил за порядком, выполнял домашнюю работу. Он мог наказать нерадивую хозяйку, которая пряла в табуированное время: «А

мамка, мол було, расказывала. Цэ раньше ткалы сами, прялы, ткалы. Ну, цэ ж сновалы, як раз на празнык на якось, забыла. Ага, тут кажет, ночью душе мэнэ, а я и кажу: «Да шо ты маешь?» - «Шоб ты знала колы снувать, у празнык, ты робышь». От так каже сделало, и куды дэ дилось. Чую тильки поляпало по хате, пишло» [5].

Домовые - единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Это означает, что домовые не боятся икон, но они им «в тягость», ибо постоянно напоминают о наказании - жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый - «приглашали». Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его, любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы.

Домовой имел свои и нравы. Он отличался тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверьми. По общему поверью, живет он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым.

В квартирах же, вполне возможно, любимым местом жилья домового является ванная, а именно стиральная машина. Если поставить зеркало на подставке на нее, то, скорее всего, в течение дня это зеркало будет опрокинуто. Домовой не терпит долго стоящих на кухне грязных кухонных приборов и когда хозяин находится далеко от кухни, то можно услышать характерные стуки посуды. Гнев домового можно уладить, положив несколько монет на прихожую тумбу или на крышу книжного шкафа в зале.

Домовой сам по себе существо не общительное, но известно немало случаев, когда он первым заговаривал с человеком. Голос у него не очень внятный - тихий и шелестящий, - но разобрать какие-то слова можно. Чаще всего говорят домовые по ночам, когда хотят что-нибудь предсказать хозяевам. Услышите голос - не бойтесь. Испугаетесь -домовой обидится и больше никогда с вами не заговорит. Лучше взять себя в руки и порасспросить его обо всем подробно. Существует много правил и примет по общению с домовыми. К примеру: домовой плачет - жди беды, смеется - к счастью. Домовой предсказывает будущее. Желая предупредить о неприятностях, он скребется и возится в углах, дергая женщину за волосы, предупреждает - ей надо опасаться споров с мужем. Если домовой погладит во сне хозяина мохнатой лапой - к богатству, теплой - к добру вообще, холодной, шершавой - к худу. Бывает, что посреди ночи наляжет домовой спящему человеку на грудь или начинает душить, так что не продохнуть. Бояться нечего -до смерти домовой никогда не задушит, а проснувшись от тяжести в груди, следует спросить: «К худу или к добру?». Если к добру - домовой погладит ладошкой. Если к худу - стукнет, щипнет или за волосы дернет. Правда, бывали случаи, когда и прямо отвечал. Приближение порчи домовой чувствует заранее. Если, к примеру, к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, принеся с собой ворох черноты, зависти, то домовой начинает беспокоиться. Если хозяин квартиры не слышит нашептываний домового, то последний пускается на все чтобы обратить на себя внимание. У недоброго гостя может вырваться из рук кружка и разбиться, разлиться что-нибудь на скатерть. Иногда посуда бьется у самого хозяина - это тоже предупреждение.

Иногда наша пушистая любимица кошка вдруг опрокидывается на спину и начинает махать лапами по воздуху. Это ее щекочет домовой. Иногда она, вылизывая себя,

встрепенется и уставиться в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть домовой. Домовой помогает найти пропавшие вещи в доме. Для этого его нужно ласкового попросить об этом: «Хозяин-батюшка, помоги, подскажи, где лежит то-то и то-то...». Или: станьте в угол комнаты и обратитесь к домовому: «Домовой, домовой, поиграй и отдай». Вещи нужно искать в каждой комнате отдельно. В ванную комнату домовые вообще не заходят, в сельской местности в банях обитают совсем другие существа - банники. Из-за постоянного общения с чернотой, банники становятся злыми и опасными. Чуть-чуть пересидишь в бане, дольше, чем надо, и вместо приятной свежести чувствуешь себя опустошенным и бессильным.

За многие века, десятилетия, годы, народ создал свою культуру, которая, включая в себя все традиционные нормы и правила поведения, передавалось от поколения к поколению, и распространялась практически на все аспекты жизни человека и общества. Жизнь носителя культуры на протяжении всего «века» зависела от многих условий, одним из которых является обязательное соблюдение обрядов жизненного цикла. Обостряется чувство самосознания, возрастает интерес к истории, к своим истокам, корням национальной культуры своего народа.

Литература

1. Арканников Ф.В. Николаевская станица: (Статистико-этнографическое описание). Кубанский сборник. Т I. Екатеринодар, 1897.

2. Власова М. Новая абевега русских суеверий. С-Пб., 1995.

3. КФЭЭ - 1997. Краснодарский край, Курганинский район, ст. Темиргоевская. Инф-р.: Чебанова А.Я. 1910 г.р. и М.А. 1915 г.р. Исс-ль: Воронин В.В. А / К № 1251.

4. КФЭЭ - 1998. Карачаево-Черкесская Республика, Урупский район, ст. Преградная. Инф-р: Толкачева П.И. 1915 г.р. Исс-ль Жиганова С.А. А / К № 1444.

5. Левкиевская Е.Е. Мифологические персонажи в славянской традиции: 1. Восточнослаянский домовой// Славянский и балканский фольклор. М.,2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.