Научная статья на тему 'Мифологический хронотоп и герой русских былин: философско-культурологический анализ'

Мифологический хронотоп и герой русских былин: философско-культурологический анализ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1930
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫЛИНА / BYLINA / АРХЕТИП / ARCHETYPE / МИФ / МИФОЛОГЕМА / MYTH / ЭПОС / EPIC / БОГАТЫРЬ / ХРОНОТОП / MYTHOLOGEMES / BOGATYR / CHRONOTYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулагин Дмитрий Леонидович

В статье рассматривается мифологическое основание и этнокультурная специфика русских былин. Подчеркивается уникальность былинного жанра, что проявляется в пересечении исторического и мифологического времени. Отмечается ключевая роль богатырей былинных архетипических героев, судьба которых напрямую связана с защитой Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифологический хронотоп и герой русских былин: философско-культурологический анализ»

Когнитивные исследования языка 2014. № 17. С. 277-281.

8. Качмазова А.У., Тамерьян Т.Ю. Стереотипы коммуникативного поведения в осетинской линг-вокультуре (на материале этнических анекдотов) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2013. № 15. С. 97-102.

9. Кокова А.В., Тамерьян Т.Ю. Концепт "бизнес-леди" в русской лингвокультуре // Вестник ПГЛУ 2016. № 2. С. 30-33.

10. Деловая девушка // Википедия [Электронный ресурс]. URL: Шр5://га:шк1реШа.о^М1к1/Дело-вая_ девушка.

REFERENCES

1.Karasik V.I. Yazykovaya kristallizatsiya smysla [Language crystallization of sense]. Volgograd, Paradigma, 2010, 442 p., p. 228.

2.Karasik V.I. Yazykovaya matritsa kul'tury [Language matrix of culture]. Volgograd, Paradigma, 2012, 448 p., p. 231.

3.Tamer'yan T.Yu., Valieva T.S. Lingvokul'turnye tipazhi "pozhiloy chelovek" i "atsarga adwymag" v russkom i osetinskom yazykovykh soznaniyakh [Linguocultural character types "old man" and "ацжргж аджймаг" in the Russian and Ossetian linguistic consciousnesses]. Vladikavkaz, North-Ossetian State Univ. Press, 2011, 284 p.

4. Tamer'yan T.Yu. Vestnik RUDN. Seriya: Teoriya yazyka. Semiotika.Semantika, 2014, no. 1, pp. 83-89.

5. Tamer'yan T.Yu. Stereotipnyy komponent v strukture etnokul'turnogo tipazha (na materiale osetinskoy lingvokul'tury) [Stereotyped component in the structure of the ethno-cultural type (on the material of Ossetian linguistic and cultural)]. In: Chelovek. Yazyk. Kul'tura [Man. Language. Culture]. Issue 2. Kiev, Publ. House of D. Burago, 2013, pp. 575-580.

6. Tamer'yan T.Yu., Kachmazova A.U. Stereotipy kommunikativnogo povedeniya v osetinskoy lingvokul'ture (na materiale etnicheskikh anekdotov) [Stereotypes of communicative behavior in the Ossetian linguistic culture (based on the ethnic jokes)]. In: Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki [Actual problems of Philology and pedagogical linguistics]. Issue 15. Vladikavkaz, North-Ossetian State Univ. Press, 2013. pp. 97-102.

7. Tamer'yan T.Yu. Kognitivnye issledovaniya yazyka, 2014, no. 17, pp. 277-281.

8. Kachmazova A.U., Tamer'yan T.Yu. Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki, 2013, no. 15, pp. 97-102.

9. Kokova A.V., Tamer'yan T.Yu. Vestnik PGLU, 2016, no. 2, pp. 30-33.

10. Delovaya devushka [Working girl], available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Delovaja_devushka.

18 октября 2016 г.

УДК 130.2 (398.87)

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП И ГЕРОЙ РУССКИХ БЫЛИН: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Д.Л. Кулагин

Б01 10.18522/2072-0181-2016-88-4-138-142

Русская былина - уникальное произведение народного творчества, которое находится на стыке архаического мифа, сказки и истории. В плане богатства мифологического содержания былина представляет интерес для философии, культурологии, истории, религиоведения, психологии и других гуманитарных дисциплин. Былина является особым видом древней песни-сказания, который повествует как о реальных исторических событиях, так и о мифологических образах и представлени-

Кулагин Дмитрий Леонидович - аспирант, преподаватель кафедры философии и культурологии ЮжноРоссийского гуманитарного института, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 108, e-mail: vzerkalah@ gmail.com, т. 8(863)2673437, 8(863)2441281.

ях. В качестве базовой мифологемы былин выступает хронотоп, а мифологического образа героя - былинный богатырь. Анализ специфики информационного взаимодействия мифа и былины в контексте философско-куль-турологического анализа и на основе архети-пического подхода К.Г. Юнга является целью данной статьи.

Вопрос появления былины до сих пор до конца не исследован. Этнограф Леонид Майков [1, с. 22-28] связывает появление эпоса с эпохой Киевской Руси. Филолог

Dmitriy Kulagin - South Russian Humanitarian Institute, 180 Krasnoarmeyskaya street, Rostov-on-Don, 344082, vzerkalah@gmail.com, tel. +7(863)2673437, +7(863)2441281.

Владимир Пропп [2, с. 28] указывает на то, что былинный эпос стал складываться в период разложения первобытно-общинного строя. Историк Борис Рыбаков [3, с. 12], в свою очередь, говорит про первый этап складывания архаических форм эпоса, который связан с I тыс. до н.э. и началом нашей эры. Филолог Елеазар Мелетинский [4, с. 366] связывает рождение классического эпоса с появлением государственных образований.

Расходятся ученые также и в вопросе восприятия былины. Одна часть ученых, в частности, Л. Майков [1, с. 2, 21-22], Б. Рыбаков [3, с. 10-14]), видит в былинах отражения вполне реальных исторических событий и персонажей. А. Веселовский [5, с. 9-11]) обнаруживает вымышленные и литературные мотивы (в том числе заимствованные из Запада и Востока). Е. Мелетинский [4, с. 372-375]) отмечает следы мифологического, сказочного и ритуального опыта поколений. Отечественная мифологическая школа в лице А. Афанасьева [6, с. 21-24] и др. видела в былинах отражение "небесных" индоевропейских мифов. По мнению Проппа [2, с. 69], былина отражает различные исторические эпохи и создавалась в первую очередь всем народом, а не отдельными сословиями.

Структурные и содержательные особенности былин указывают на наличие в них основных мифологических архетипов (универсальных врожденных элементов коллективного бессознательного), символов и мифологем, которые дают возможность понять смысл и значение повествования для архаического сознания древних славян. Былина - это отчасти переработанный мифологический материал. К.Г. Юнг, основоположник архетипиче-ского подхода не только в психологии, но и при исследовании религии и культуры, как раз пытался решить проблему повторяемости определенных тем и образов в их исторически обусловленных вариантах [7, с. 112; 8, с. 300].

Задача исследования былин усложняется тем, что былина по своему содержательному наполнению находится на стыке между реальным историческим и сказочно-мифологическим повествованием. Е.М. Мелетинский подчеркивал, что "в русском эпосе число мифологических мотивов невелико, но и отражение конкретных, реальных исторических событий трудно обнаружить <...> Большинство былинных героев не имеет прямых мифологических корней, но не имеет и реальных исторических

прототипов" [4, с.367-368]. На сложность изучения исторической составляющей былины указываея также В.Я. Пропп, отмечающий, что в былине отражены вековые идеалы народа, "любая былина относится не к одному году и не к одному десятилетию, а ко всем тем столетиям, в течение которых она создавалась, жила, шлифовалась, совершенствовалась или отмирала, вплоть до наших дней" [2, с. 19, 26].

Самые древние русские былины наиболее близки к архаическому мифу, изображение героев этого времени гиперболизировано, ближе к древней мифологии, чем к истории. Такими являются образы Волха, Идолища, Святогора. По словам Рыбакова, «зарождение эпических сказаний, несомненно, относится к глубокой древности и тесно переплетено с мифологией и космогоническими легендами. Эти первобытные мифы превращались в сказки, в колядки, они вплетались в былины, в духовные стихи, апокрифические легенды, внося гиперболизм и своеобразный "тератологический орнамент" в средневековую поэзию» [3, с. 13]. В.Я. Пропп говорил, что архаический эпос был направлен против мифологии как мировоззрения прошлого: "Силы природы воплощаются в первобытном мышлении в образе хозяев стихий. От этих хозяев, созданных воображением самого человека, человек мыслит себя зависящим, от этих хозяев зависит его благополучие" [2, с. 33]. По словам Проппа, миф противоположен эпосу, эпос отрицает "подчиненную" позицию мифа, при этом эпос рождается из мифа [2, с. 35].

Среди богатырей архаического типа -богатырей старшего поколения - можно выделить Волха Всеславьевича и Святогора. В них больше всего мифологической составляющей и меньше историко-реалистической. Их образы отсылают нас к языческим символам, тотемистическим верованиям и архаическим слоям эпоса. Если классический богатырь представляет собой образ вполне реального человека, хотя и со сверхспособностями, то в случае с богатырями старшего поколения былин мы имеем дело скорее с человекоподобным мифологическим существом, наделенным волшебными способностями. Направленность действий богатырей старшего поколения также имеет сказочно-мифологический окрас.

Образ Святогора может ассоциироваться с архетипическим образом Мировой горы, мо-

делью вселенной, разделенной на мир людей и мир богов. Святогор - некий полубог, великан с ограниченной территорией существования, способный перевернуть земной мир, но не способный совладать и применять свою невероятную силу. Ключевой сюжет - это гибель Святогора и передача его силы богатырю нового поколения в лице Ильи Муромца. Богатыри нового поколения - это принципиально новая формация героев, отстаивающих коллективные интересы и судьбы Родины.

В былине, как и в других эпических жанрах Древней Руси, присутствует ностальгия по прошлому и уважение как к старшему поколению, так и к родной земле, которая ранее принадлежала предкам. Как и в случае с повестями Древней Руси, в былине богатырь реализует себя лишь при соприкосновении с Родиной (теменос), обретая таким образом Самость и эго. Мир былины - это особый идеальный мир, со своим мифологическим первовременем и собственными законами мироздания, герою предстоит защитить этот мир от посягательств извне. Эпический мир былины проникнут пафосом и ностальгией по мифологическому первовремени, и именно оно имеет значение. Мирча Элиаде называет это "мифом о вечном возвращении", отмечая, что ". первое явление какой-либо вещи имеет значение, все последующие ее появления такого значения не имеют" [9, с. 43].

По словам Мелетинского, «эпическое время в русских былинах - Киевская Русь -предстает как героический "золотой век", век, ностальгией по которому проникнуты былины» [4, с. 367]. Б.А. Рыбаков особенно отмечает владимирский цикл былин конца X в., в которых упоминается князь Владимир. Это время раннефеодального государства: "Сам Владимир - князь Красное Солнышко столь же долговечен и всеобъемлющ; вокруг его имени нанизано целое ожерелье разновременных былин, воспевающих события трех столетий" [3, с. 80].

Особенным образом в русской былине воссоздан мифологический хронотоп - связь пространственно-временных координат. Это, например, прослеживается в возрасте богатырей. Так, Илья Муромец характеризуется как старый человек, Добрыня Никитич и Алеша Попович постоянно характеризуются как молодые, несмотря на то, что Добрыня Никитич больше десяти лет успел прослужить у князя Владимира. Возраст богатырей

остается неизменным, законсервированным, как у героев мифа. Былинные богатыри подчинены лишь собственному мифологическому течению времени. Богатыри подобны древнегреческим или древнескандинавским богам, сохраняющим свой возраст всегда. Например, Бальдр из скандинавской "Старшей Эдды" также всегда остается молодым. При этом богатыри все же остаются людьми, напрямую ничто не указывает на их божественную природу, а порой даже упоминается их реальный возраст, пусть и неизменный.

Обычно богатырь не сразу становится героем, ему необходимо пройти посвящение. Так, Илье Муромцу приходится выпить воду, которую подают ему калики. Самый известный былинный богатырь Илья из Мурома проходит стадии становления, которые можно сравнить с алхимическими этапами. Это начинается с нигредо (где простой крестьянин даже не может ходить до 30 лет), заканчивается стадией рубедо, когда, приняв сакральное питье ("живую воду", эликсир философов), он получает сверхчеловеческую силу, при помощи которой в одиночку способен победить силы зла (в лице татар или Соловья-разбойника).

Но на этом не заканчивается становление былинного героя. Помимо боевых подвигов, которые необходимо совершить герою, ему также предстоит участвовать в конфликтах с княжеской властью, боярами, купцами. Причины конфликтов разные. В случае с Ильей это игнорирование его на княжеском пиру: никто не заботится о его угощении, почетном месте, дарят ему поношенному шубу. В.Я. Пропп видит в этом социальный и классовый подтекст [2, с. 454-455]. Е.М. Мелетинский же видит во всем этом дерзость и гордыню богатырей. Он отвергает классовый подтекст: «...эпос ("классический") знает и строптивого богатыря, и несправедливого властителя, но конфликт между ними не имеет никакого отношения к классовой борьбе» [4, с. 379]. Объясняет это Мелетинский тем, что иначе всё противоречит логике героического эпоса и его принципиальной гармоничности. Тем более, что, несмотря на обиды, Илья в дальнейшем все также выступает против татар. Он защищает и Киев, и церковь, и князя: "В высшем смысле богатыри и эпический глава государства едины и объединены патриотизмом. Социальной базой здесь являются сохраняющиеся патриархальные отношения <...>

Принципиальная гармоничность эпоса все время как бы нарушается изнутри. Дело все в специфике героического характера, который в классической форме эпоса, в отличие от архаической, достиг подлинной зрелости. Он заменил шаманскую мудрость необычайной физической силой и смелостью, дерзостью и неистовостью, гордыней, переоценкой собственных сил" [4, с. 378, 380]. Главное в былинном мире - это его гармоничность. При всей кажущейся дисгармоничности богатырь справляется со своими обидами и страстями, продолжая выполнять свой героический долг. Распри с князем, боярами -всего лишь очередное испытание на его пути, с которым он также справляется, доказывая свою героическую сущность.

В лице Ильи Муромца и других богатырей представлен мифологический образ Героя, персонифицированный образ сверхъестественной силы, решающей национальные и государственные вопросы. В своих действиях герои-богатыри выбирают опасный путь. Этот путь может ассоциироваться с интеграцией сферы бессознательного и процессом инди-видуации героя. Борьба с врагами (теневыми аспектами, трикстерами, силами, которые несут дисгармонию и хаос) есть процесс становления личности, прохождение инициации и постижение Самости. Борьба не обязательно проходит в форме сражения, порой это игры, отгадывания загадок, женитьбы, соревнования в стрельбе и др., что требует от участника не просто физической силы, но и хитрости, ловкости, ума. Сила богатыря ограничена рядом факторов, среди которых важным является чувство меры. Как замечает Е.М. Мелетинский, «сила богатыря - это прежде всего физическая сила, реализованная с необыкновенной смелостью и отвагой. Сила может увеличиваться и уменьшаться с помощью сакрального пития (как в "Исцелении Ильи Муромца" [10, с. 39]) или, частично, при обычном употреблении спиртных напитков, вселяющих бодрость или отупляющих. Богатырская сила ограничивается чувством меры» [4, с. 381-382].

Герои классической русской былины представляют собой совершенно разные образы, каждый имеет свое происхождение, родной город, набор качеств, слабые и сильные стороны. Но главное, что их объединяет, -это преданность своей Родине и народу, бескорыстность, смелость, сила духа. Богатырь

существует лишь до тех пор, пока актуально государственное и народное бытие. Филолог Федор Селиванов писал: "Идея необходимости постоянно продолжающегося во времени народного и государственного бытия лежит в основе деятельности русских богатырей" [11, с. 165].

Мир былины является особым сакральным оберегаемым местом. Силы же, которые покушаются на целостность этого места -это именно то, с чем приходится сражаться герою былины: его жизнь, сила, индивидуальность, обретение себя напрямую зависят от этого места. В основе былины - народный, коллективный и вместе с тем мифологический характер повествования. Изучение былинного наследия открывает перед нами картину переосмысления мифа, картину жизни человека древности и его представления о героизме, религии и судьбах Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Майков Л.Н. О былинах Владимирова цикла / Исслед. Л. Майкова. СПб.: Тип. Деп. внеш. торг., 1863. 140 с

2. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999. 638 с.

3. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания, Былины, Летописи. М.: Академический проект, 2016. 496 с.

4. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т., 2008. 578 с.

5. Веселовский А.Н. Южно-русские былины. М.: Книга по Требованию, 2011. 494 с.

6. Афанасьев А.Н. Мифы древних славян. М.: Ри-пол классик, 2013. 288 с.

7. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-Центр", 2010. 352 с.

8. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.

9. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2010. 256 с. С. 43.

10. Свод русского фольклора. Серия "Былины в 25 томах". Былины Мезени. Т. 5 / Отв. ред. А.А. Горелов. Спб.: Наука, М.: Издательский центр Классика, 2004. 600 с.

11. Селиванов Ф.М. Поэтика былин в историко-филологическом освещении: композиция, художественный мир, особенности языка. М.: Кругъ, 2009. 312 с.

REFERENCES 1. Maykov L.N. O bylinakh Vladimirova tsikla [About epics of Vladimirova cycle]. St.-Petersburg, typ. Department of Foreign Trade, 1983, 139 p.

2. Propp V.Y. Russkiy geroicheskiy epos [Russian heroic epic]. Moscow, Labirint, 1999, 638 p.

3. Ribakov B.A. Drevnya Rus: Skazanya, Bylini, Letopisi [Ancient Russia: Tales, Bylini, Chronicle]. Moscow, Academicheskiy Proect, 2016, 496 p.

4. Meletinskiy E.M. Izbrannyye stat'i. Vospominaniya [Selected articles. Memories]. Moscow, Russian State Humanitarian Institute, 2008, 578 p.

5. Veselovskiy A.N. Yuzhno-russkiye byliny [South-Russian byliny]. Moscow, Kniga po Trebovaniyu, 2011, 494 p.

6. Afanasiev A.N. Mify drevnikh slavyan [The myths of the ancient Slavs]. Moscow, Ripol Classic, 2013, 288 p.

7. Jung K.G. Ocherki po psikhologii bessoznatel'nogo [Essays on psychology of the unconscious]. Moscow, Cogito-Centre, 2010, 352 p.

8. Jung K.G. Dusha i mif: Shest' arkhetipov [Soul and myth: the six archetypes]. Kiev, State Library of Ukraine for Youth, 1996, 384 p.

9. Mircea E. Aspekty mifa [Aspects of the myth]. Moscow, Academicheskiy Proect, 2010, 256 p.

10. Svod russkogo fol'klora. Seriya "Byliny v 25 tomakh". Byliny Mezeni [Complete set of Russian folklore. Series "Epic in 25 volumes". Epic Mezen]. Vol. 5. Ed. by A.A. Gorelov. St.-Petersburg, Nauka; Moscow, Publ. Center "Klassika", 2004, 600 p.

11. Selivanov F.M. Poetika bylin v istoriko-filologicheskom osveshchenii: kompozitsiya, khudozhestvennyy mir, osobennosti yazyka [Poetics of bylinas in history and philology light: the composition, the art world, especially language]. Moscow, Krug, 2009, 312 p.

16 ноября 2016 г.

УДК 81'42

ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ МАКРОПОЛЕ "ЖИЗНЬ" В РОМАНЕ Б. ПОПЛАВСКОГО "ДОМОЙ С НЕБЕС"

Н.В. Луговая

DOI 10.18522/2072-0181-2016-88-4-142-146

Эпоха модернизма в русской литературе ознаменовалась возникновением орнаментальной прозы, соединяющей в себе традиции прозаического и поэтического текстов. Уникальным образцом орнаментальной прозы стал роман Б. Поплавского "Домой с небес". Становление орнаментальной прозы на протяжении всего двадцатого столетия привело к формированию в лингвистике новой терминологии, которая наиболее точно передает и объясняет явления, встречающиеся в неклассическом типе повествования. Обусловлено это тем, что понятийный аппарат, предназначенный для анализа классических художественных текстов, недостаточен для понимания орнаментальной прозы, имеющей ряд характерных особенностей (иконичность, метафоричность, полифоничность и т.д.). Именно поэтому нам представляется целесообразным применение узконаправленной терминологии при исследовании орнаментальных текстов для лучшего их понимания. Цель настоящего исследования - показать необходимость ис-

Луговая Ника Вячеславовна - ассистент кафедры массовых коммуникаций и прикладной лингвистики Ростовского государственного университета путей сообщения, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2, e-mail: kondova@ mail.ru, т. 8(863)2726556.

пользования понятия орнаментального поля при анализе романа Б. Поплавского "Домой с небес".

Несмотря на отсутствие резкого разграничения между обычной и орнаментальной прозой, отличительной особенностью последней является слово, которое прекращает быть "нейтральной средой или системой обозначений, сходных с словоупотреблением практического языка и вводящих нас в отвлеченное от слова движение тематических элементов" [1]. В неклассическом типе повествования "каждый формальный порядок в плане дискурса должен быть соотносим с тематическим порядком в плане изображаемого мира" [2, с. 265], поэтому для писателя-орнаменталиста слово предстает "во всей совокупности своих значений и словесных связей" [3, с. 60]. Именно это и обусловило необходимость введения понятия "орнаментальное поле", в основе которого лежит "особый вид текстового семантического поля" [4, с. 117].

Текстовое семантическое поле отличается от семантического поля в языке, по-

Nika Lugovaya - Rostov State Transport University, 2, Rostov Rifle Regiment of Citizens-In-Arms Sq., Rostov-on-Don, 344038, e-mail: kondova@mail.ru, tel. +7(863)2726556.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.