Научная статья на тему 'Мифологический аспект алтайской свадебной обрядности'

Мифологический аспект алтайской свадебной обрядности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алтайская свадебная обрядность / мифологический аспект / свадебные обряды / алтайские традиции / обрядность в алтайской культуре / мифы и легенды алтайцев / верования / ритуалы / связь с природой / Altai wedding ceremony / mythological aspect / wedding rituals / Altai traditions / ceremony in Altai culture / myths and legends of the Altai people / beliefs / rituals / connection with nature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елисавета Александровна Волкова

В работе исследуется связь между свадебными обрядами алтайского народа и древними мифологическими представлениями алтайской культуры; рассматриваются свадебные ритуалы и традиции, анализируется символическое значение каждого этапа свадебного обряда и выявляется их связь с основными мифологическими мотивами и легендами алтайской культуры; изучается роль мифологических героев в свадебных ритуалах и обращается внимание на общие мотивы, присутствующие во многих свадебных традициях как коренных народов Алтая, так и русских переселенцев. Особое внимание уделяется социокультурному контексту свадебной обрядности алтайского народа, предпринята попытка объяснить, как мифологическое сознание отражает особенности алтайской культуры. Устанавливается взаимосвязь между свадебными ритуалами, мифической картиной мира и ролью индивида в алтайском обществе. Частично статья основывается на материалах полевых исследований и бесед с представителями этнографических групп. Подробно описаны несколько этапов традиционной алтайской свадьбы, начиная со сватовства и предшествующего ему умыкания и заканчивая свадьбой в доме невесты. Особо отмечена роль родителей и других старших родственников в выборе партнера и заключении брака. Интересной частью исследования является рассмотрение трудностей, с которыми встречаются современные алтайцы при организации традиционной свадьбы. Финансовые проблемы, невозможность полноценно обеспечить все этапы брачного торжества нередко заставляют отказаться от соблюдения всех традиций и отдать предпочтение нейтральному празднованию. Алтайская традиционная свадьба является наиболее наглядным примером такого специфического явления, как «алтайская философия». Будучи отражением алтайского мировоззрения, алтайская свадьба отводит в своей обрядовой традиции особое место гармонии с природой и тонким духовным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mythological aspect of Altai wedding rituals

The article explores the connection between wedding rituals of the Altai people and ancient mythological beliefs of the Altai culture. It examines wedding rituals and traditions, analyzes the symbolic meaning of each stage of the wedding ceremony, and identifies their connection with the main mythological motifs and legends of the Altai culture. The article studies the role of mythological heroes in wedding rituals and draws attention to common motifs present in many wedding traditions of both indigenous Altai people and Russian settlers. The article pays special attention to the socio-cultural context of Altai wedding rituals, and it also attempts to explain how mythological consciousness reflects the peculiarities of the Altai culture. The author establishes the interconnection between wedding rituals, the mythical worldview and the role of individuals in the Altai society. This article is partially based on field research materials and conversations with representatives of ethnographic groups. Several stages of traditional Altai weddings are described in detail, starting from matchmaking and preceding bride kidnapping, and ending with the wedding at the bride’s house. The article specifically stresses the role of parents and other senior relatives in partner selection and marriage agreements. An interesting part of the study is the examination of the difficulties faced by modern Altai people in organizing traditional weddings. Financial problems and the inability to fully provide for all stages of the wedding celebration often lead to the abandonment of certain traditions and the preference for a neutral celebration. Altai traditional weddings serve as the most vivid example of a specific phenomenon known as ‘Altai philosophy’. Altai weddings, as a reflection of the Altai worldview, give special importance in their ritual traditions to harmony with nature and the invisible spiritual world.

Текст научной работы на тему «Мифологический аспект алтайской свадебной обрядности»

PI Check for updates

УДК 392.51(571.150)

Журнал интегративных исследований культуры, 2023, т. 5, № 2 Journal of Integrative Cultural Studies, 2023, vol. 5, no. 2 _www.iik-journal.ru

Культурология

EDNBDQSMO

https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-2-144-150

Мифологический аспект алтайской свадебной обрядности

Е. А. Волкова 2

1 Остравский университет, 701 03, Чешская Республика, Острава, Реални, д. 5 2 Социологический институт РАН — филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Россия, 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14

Аннотация. В работе исследуется связь между свадебными обрядами алтайского народа и древними мифологическими представлениями алтайской культуры; рассматриваются свадебные ритуалы и традиции, анализируется символическое значение каждого этапа свадебного обряда и выявляется их связь с основными мифологическими мотивами и легендами алтайской культуры; изучается роль мифологических героев в свадебных ритуалах и обращается внимание на общие мотивы, присутствующие во многих свадебных традициях как коренных народов Алтая, так и русских переселенцев. Особое внимание уделяется социокультурному контексту свадебной обрядности алтайского народа, предпринята попытка объяснить, как мифологическое сознание отражает особенности алтайской культуры. Устанавливается взаимосвязь между свадебными ритуалами, мифической картиной мира и ролью индивида в алтайском обществе. Частично статья основывается на материалах полевых исследований и бесед с представителями этнографических групп. Подробно описаны несколько этапов традиционной алтайской свадьбы, начиная со сватовства и предшествующего ему умыкания и заканчивая свадьбой в доме невесты. Особо отмечена роль родителей и других старших родственников в выборе партнера и заключении брака. Интересной частью исследования является рассмотрение трудностей, с которыми встречаются современные алтайцы при организации традиционной свадьбы. Финансовые проблемы, невозможность полноценно обеспечить все этапы брачного торжества нередко заставляют отказаться от соблюдения всех традиций и отдать предпочтение нейтральному празднованию. Алтайская традиционная свадьба является наиболее наглядным примером такого специфического явления, как «алтайская философия». Будучи отражением алтайского мировоззрения, алтайская свадьба отводит в своей обрядовой традиции особое место гармонии с природой и тонким духовным миром.

Для цитирования: Волкова, Е. А. (2023) Мифологический аспект алтайской свадебной обрядности. Журнал интегративных исследований культуры, т. 5, № 2, с. 144-150. Ьйрв У/шц^Лоь ога/10.33910/2687-1262-2023-5-2-144-150 ЕБЫ ВРОБМР Получена 4 сентября 2023; прошла рецензирование 13 октября 2023; принята 13 октября 2023.

Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 22-18-00018 «Этнософия Алтая: идеология и мифология национального сознания» (СИ РАН — филиал ФНИСЦ РАН). Права: © Е. А. Волкова (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии СС ВУ-ЫС 4.0.

Ключевые слова: алтайская свадебная обрядность, мифологический аспект, свадебные обряды, алтайские традиции, обрядность в алтайской культуре, мифы и легенды алтайцев, верования, ритуалы, связь с природой

The mythological aspect of Altai wedding rituals

E. A. Volkova 2

1 Ostravska univerzita, 5 Realni, Ostrava 701 03, Czech Republic 2 The Sociological Institute of the RAS — Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, 25/14 7th Krasnoarmeiskaya Str., Saint Petersburg 190005, Russia

For citation: Volkova, E. A. (2023) The mythological aspect of Altai wedding rituals. Journal of Integrative Cultural Studies, vol. 5, no. 2, pp. 144-150. https://www.doi. org/10.33910/2687-1262-2023-5-2-144-150 EDN BDQSMO

Received 4 September 2023; reviewed 13 October 2023; accepted 13 October 2023.

Funding: The research was supported by the Russian Science Foundation, project No. 22-18-00018 Altai Ethnosofia: Ideology and Mythology of Ethnic Consciousness (The Sociological Institute of the RAS — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences).

Copyright: © E. A. Volkova (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. The article explores the connection between wedding rituals of the Altai people and ancient mythological beliefs of the Altai culture. It examines wedding rituals and traditions, analyzes the symbolic meaning of each stage of the wedding ceremony, and identifies their connection with the main mythological motifs and legends of the Altai culture. The article studies the role of mythological heroes in wedding rituals and draws attention to common motifs present in many wedding traditions of both indigenous Altai people and Russian settlers. The article pays special attention to the socio-cultural context of Altai wedding rituals, and it also attempts to explain how mythological consciousness reflects the peculiarities of the Altai culture. The author establishes the interconnection between wedding rituals, the mythical worldview and the role of individuals in the Altai society. This article is partially based on field research materials and conversations with representatives of ethnographic groups. Several stages of traditional Altai weddings are described in detail, starting from matchmaking and preceding bride kidnapping, and ending with the wedding at the bride's house. The article specifically stresses the role of parents and other senior relatives in partner selection and marriage agreements. An interesting part of the study is the examination of the difficulties faced by modern Altai people in organizing traditional weddings. Financial problems and the inability to fully provide for all stages of the wedding celebration often lead to the abandonment of certain traditions and the preference for a neutral celebration. Altai traditional weddings serve as the most vivid example of a specific phenomenon known as Altai philosophy! Altai weddings, as a reflection of the Altai worldview, give special importance in their ritual traditions to harmony with nature and the invisible spiritual world.

Keywords: Altai wedding ceremony, mythological aspect, wedding rituals, Altai traditions, ceremony in Altai culture, myths and legends of the Altai people, beliefs, rituals, connection with nature

Мифологическое сознание является неотъемлемой частью духовно-нравственного самоопределения алтайского народа. Оно отражает мироощущение, верования и ценности целого этноса. Жизнь алтайцев прямым образом связана с мифологическим сознанием. Можно сказать, что мифологичность окружающего мира в легендах и преданиях стала неоспоримой действительностью с ритуальным оттенком. Поклонение духам, силам природы, животным привело к тому, что практически каждое начинание сопровождается обрядами, показывающими уважение к окружающему миру. Народы Алтая стремятся к гармонии, балансу и равновесию.

Мифологическое сознание алтайцев показывает их глубокие культурные традиции и историю. Оно позволяет сохранять свою уникальность, преодолевать трудности, с которыми нередко приходится сталкиваться в современном мире. Именно в кризисные эпохи, подобные

современной, проявляется архаический тип сознания, воспринимающий мир по законам мифа, который не отрицает вещи, но делает их безобидными, придает им ясность, характерную не для объяснения, а для констатации фактов, т. е. мифа, творящего мир без противоречий (Волкова 2022, 217).

В основе уникальной алтайской мифологии лежит вера в связь между небесной и земной сферами, и эта связь подразумевает влияние духов и богов на жизнь людей. Свадебные обряды являются одним из важнейших этапов на жизненном пути алтайцев, они напрямую связаны с религиозными представлениями о браке, плодородии и семейной жизни. Мифологическим значением наделяются различные предметы и символы. Например, свадебный хлеб знаменует плодородие и достаток, а свадебный узор на одежде отражает родовую принадлежность и историческую преемственность молодоженов.

В алтайском обществе создание семьи и воспитание детей являются одними из основных социально значимых ценностных ориентиров. У холостяка социальный статус ниже, чем у женатого: во-первых, он не может участвовать в обрядовых действиях; во-вторых, он должен материально обеспечивать учащихся братьев и сестер; в-третьих, он должен выполнять большую часть сельскохозяйственных работ. В свою очередь, незамужние девушки тоже не имеют права участвовать в обрядовых действиях, на семейных торжествах они занимаются приготовлением пищи, подготовкой праздничного стола и обслуживанием гостей (Чарышова 2019, 251).

Существует ряд препятствий, которые могут затруднить вступление в брак. Так, в алтайской культуре традиционно считается неприемлемым вступать в брак с близкими родственниками, например братьев с сестрами, родителей с детьми. Соблюдение данного правила свойственно не только алтайцам, оно присуще большинству народов и связано с запретом на кровосмешение, которое скажется на здоровье потомства. Упомянуть также следует то, что в традиционной алтайской обрядности важную роль играет социальное положение и статус в обществе. Нередко браки устраиваются внутри одной социальной страты или племенной группы, что может создавать препятствия для семейных союзов социально неподходящих друг другу партнеров.

Интересно рассмотреть в контексте нашего исследования препятствия, представленные религиозно-мифологическими обрядами. В религии народов Алтая есть различные ритуалы, связанные с браком. Неправильное их соблюдение или нарушение традиций может вызвать несчастье или неудачу в браке.

В современной алтайской свадьбе (по сравнению с традиционной) произошло много изменений, однако схема свадебных обрядов в основном сохранилась. Так, сократилось количество дней празднования свадьбы, изменения коснулись предсвадебных и послесвадебных обрядов, а также игр, проводимых во время нее. Изменения в свадебных традициях начались в 1920-е гг., потом продолжились в период Великой Отечественной войны и после нее, так как не было материальной возможности соблюдать всю последовательность проведения свадебных обрядов. Особенно это коснулось сватовства.

Алтайскую традиционную свадьбу можно разделить на следующие этапы: сватовство, предсвадебные обряды, свадьба, послесвадебные обряды (Баяндина 2021, 198).

Пусковым механизмом начала сватовства является обоюдное решение молодых связать свои жизни узами брака, и это решение закрепляется обычаем ритуального умыкания. Молодые обычно заранее договариваются о дне и месте умыкания невесты. В назначенный вечер к родителям невесты посылается человек, оповещающий о мнимой болезни близких или пропаже скота и необходимости его поиска. Он передает просьбу отправить девушку «на помощь». Родители девушки догадываются об истинной причине визита и отпускают ее с посыльным. Невеста может и сама прийти в назначенное время и место для своего умыкания (Енчинов 2020, 339).

Начинается сватовство на следующий день или через несколько дней после умыкания. Для подготовки к сватовству родителям жениха обычно требуется несколько дней, особенно если сын привел девушку неожиданно. В таких случаях к родителям девушки отправляется специальный человек — кто-то из родственников или друзей, который и объявляет новость табыш о том, что их дочь ритуально украдена таким-то парнем, сыном такого-то человека (Енчинов 2020, 339). Сватовство является важной частью традиционной алтайской свадьбы и играет значительную роль в подготовке к объединению двух семей. Суть сватовства заключается в том, что родственники жениха приезжают к родственникам невесты, чтобы официально объявить о намерении жениха вступить в брак с их дочерью. Сваты обсуждают условия брака, включая дату и место свадьбы, решают финансовые вопросы, связанные с обрядами и церемонией.

Сваты выполняют обрядовые функции, такие как представление подарков невесты жениху и его родственникам. Традиционные подарки могут включать одежду, украшения, деньги, продукты питания и т. д. Подарки обычно предлагаются в расчете на будущую помощь и поддержку семьи невесты. Любопытно отметить сходство сватовства коренных народов Алтая и русских переселенцев — в основе обеих традиций лежит стремление объединить семьи молодоженов.

В алтайской мифологии сватовство считается священным ритуалом, связанным с привлечением божественного благословения на будущую семейную жизнь молодоженов. Одну из ключевых ролей в алтайской сватовской мифологии играют духи предков, которые могут оказывать влияние на исход свадебного обряда. В этой связи особую важность приобретает выбор сватов, которые должны быть

представителями доверенной семьи, способными обращаться к духам предков и просить их благословения.

Сватовство проводится в доме невесты и только в новолуние. После приветствия отец жениха кладет в огонь веточки можжевельника и кропит молоко в огонь, затем начинается процедура испрашивания согласия родителей на брак. Принятие пиалы означает согласие на брак. Отец, принимая пиалу, кропит указательным пальцев на себя три раза, затем отпивает и возвращает пиалу. Затем оба рода договариваются о дате проведения свадебных торжеств: «алтай той» — свадьбы в доме жениха и «белкенчек» — свадьбы в доме невесты. Обсуждению подлежит и вопрос о «шаалта» — выкупе за невесту, который представляет собой подарки в виде заказов родителей невесты и близких родственников (Тантыева, Ващилина 2021, 86). Основным этапом сватовства является согласие на установление отношений свойства, т. е. по браку между членами разных родов.

Брачный процесс сопровождается обращением к силам природы. Символическое значение имеют вода и огонь. Во время предсвадебного умывания могут произноситься особые молитвы и заклинания, которые привлекают благословение и защиту сверхъестественных сил. После умывания невесту и жениха одевают в специальные обереги, которые приносят удачу. Обычно это красные нитки, бусы или браслеты, которые молодожены носят весь свадебный день.

На традиционной алтайской свадьбе в многочисленных свадебных обрядах доминирующим символом также становится подношение огню в очаге как символу рода и семьи. Огонь, очаг и их символическая связь с семьей и родом служат важными элементами традиционного мировоззрения алтайцев. Считается, что с обряда жертвоприношения огню начинается алтайская свадьба (Чарышова 2019, 252). Огонь также используется для приготовления традиционной еды, такой как мясо на шаманский манер или паленое молоко. Это приносит дополнительный смысл символу — возрождение, пища для тела и души. Огонь на алтайской свадьбе — это не только физический элемент, но и символическое представление энергии и силы. Он дарит молодым супругам тепло, рост и процветание в их совместной жизни, помогает преодолевать трудности.

Любопытно отметить, что огонь часто встречается в мифологии разных народов. Например, согласно преданиям восточных и западных славян, перед сватовством юноша просит свою

избранницу потрогать печь в его родном доме. Таким образом, по поверьям, он представляет ее своим предкам как будущую жену.

Один из самых важных ритуалов во время алтайской свадьбы — заплетание кос невесте. Обычно заплетание проводится несколькими женщинами из семьи невесты. Во время этого процесса применяются особым образом украшенные ленты или ткани. Для украшений могут быть использованы традиционные знаки, такие как солнце, луна, звезды, птицы и животные. Эти символы являются образами из мифологии Алтая, им отводится особое место в национальной культуре. Ритуал заплетания кос невесте символизирует перемену статуса невесты: в алтайском обществе данную прическу могут носить лишь замужние женщины (там же).

Заплетание кос нередко сопровождается специальными песнями и музыкой. С одной стороны, описываемое действо призвано укрепить связь между невестой и ее семьей, а с другой — символично описывает переход на новую ступень — семейную жизнь. Схожее значение имеет и облачение невесты перед отправлением в юрту жениха в чегедек — длинную распашную безрукавку, которая служит одеждой лишь для замужней женщины (там же).

Традиционную свадебную одежду для молодых готовят заранее. Для невесты — платье и верхнюю длиннополую безрукавную одежду замужней женщины, головной убор и для жениха рубашку и безрукавку. Войлочный ковер является традиционным предметом, входящим в часть приданого как невесты, так и жениха. Сейчас редко кто сам изготавливает ковер. В основном его делают на заказ. Ковер имеет большое значение для молодых, его кладут на кровать молодоженам, чужим людям его стелить нельзя (Тадышева 2019, 461).

Фактически, как говорилось выше, в алтайской свадебной традиции существуют два свадебных торжества: «алтай той» — свадьба в доме жениха и «белкенчек» — своего рода «ответная» свадьба в доме невесты.

Свадьба в доме жениха — алтай той. Рано утром в день свадьбы группа, состоящая из мужчин, ближайших родственников жениха, отправляется на ближайшую гору, где выбирают две молодые березы с нераздвоенной макушкой, стоящие на восточном склоне горы. На дымоходе аила родителей жениха устанавливают небольшие ветки березы, связанные между собой белыми ленточками, что является символом создания новой семьи (Тантыева, Ващилина 2021, 86-87). В современных условиях соблюдение данной родовой традиции зачастую

связано с непосильными материальными затратами для стороны жениха. Родители жениха или сам жених и его близкие родственники вынуждены отправиться на заработки в северные регионы страны с хорошо оплачиваемой работой, чтобы заработать на свадьбу. Однако чрезмерно большие расходы на сватовство считаются бессмысленными и не имеющими отношения к традициям алтайской свадьбы (Ябыштаев 2020, 308).

Свадьба в доме невесты — белкенчек. Во время свадебных торжеств между двумя семьями устанавливаются прочные взаимоотношения, совместный ритуальный аспект, песни и танцы скрепляют для будущей жизни не только жениха и невесту, но и остальных членов семьи. Бывает, что совместное веселье организуется в момент ритуальной продажи приданого. Родственники невесты за символическую плату делятся ценными дарами. Варианты оплаты встречаются разные: песня, танец, стихотворение. Продают в первую очередь невесту, в роли которой выступает переодетый племянник. Смысл данного действа заключается в попытке обмануть злых духов, защитить невесту от сглаза и порчи.

Ближе к вечеру родственники жениха начинают собираться в обратную дорогу, родственники же невесты, чтобы более тесно закрепить союз между родами, повязывают всех сватов «курлар» — куском бязи либо шелковой ткани длинной 2,5 м. Собственно, данным действием свадебная церемония подходит к концу (Тан-тыева, Ващилина 2021, 87).

С точки зрения ритуальных особенностей алтайская традиционная свадьба является уникальным событием, которое отражает ценности алтайского народа. Брачные торжества сочетают в себе элементы поклонения природным силам и предкам, семейные и родовые традиции, а также символизм, который утверждает связь

духовного с материальным. Алтайская свадьба — не только соединение двух людей, это процесс утверждения крепкой связи между семьями, обществом и культурой. Процесс заключения брака многозначно подчеркивает важность семейных и родовых связей.

Одной из самых удивительных черт празднования является огромное количество деталей и символов, присутствующих практически на протяжении всей церемонии и периода, предшествующего ей. Свадьба на Алтае — возможность погрузиться в мир древних обычаев и ритуалов, которые продолжают жить и развиваться среди этноса.

Мировоззрение алтайцев во многом сформировано специфической «алтайской этносо-фией». Это просматривается в большинстве значимых общественных и личностных процессов: рождение, свадьба, смерть, этнографические и религиозные праздники. Мифологическую основу «алтайской философии» хорошо демонстрируют «знания», которые она реанимирует и которые составляют ее основное содержание: представления об одухотворенности природы, космическом происхождении жизни и идея метемпсихоза (Малинов, Куприянов 2022, 196). Алтайская свадьба как отражение алтайского мировоззрения отводит в своей обрядовой традиции особое место гармонии с природой и тонким духовным миром.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either or potential.

Литература

Баяндина, А. В. (2021) Свадебные традиции алтайцев. В кн.: И. М. Бердников, Д. Н. Лохов (ред.). Материалы LXI Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Иркутск: Изд-во ИГУ, с. 198-199.

Волкова, Е. А. (2022) Этнософия Алтая: идеология и мифология национального сознания. Аксиоматика исследовательского проекта. Вече. Ежегодник русской философии и культуры, № 34, с. 214-223.

Енчинов, Э. В. (2020) Обычай сватовства в алтайской свадебной обрядности в начале XXI в. В кн.: М. С. Дедина (ред.). Векторы развития гуманитарной науки в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения первого директора Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, доктора филологических наук, профессора Сазона Саймовича Суразакова (Горно-Алтайск, 21-22 октября 2020 г.). Горно-Алтайск: Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова, с. 335-344.

Малинов, А. В., Куприянов, В. А. (2022) Мифологизм в национальной философии (на примере Республики Алтай). В кн.: Р. А. Бадиков (ред.). Судьбы национальных культур в условиях глобализации: между традицией и новой реальностью: сборник материалов VМеждународной научной конференции (г. Челябинск, 29-30 сентября 2022 г.). Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета, с. 192-197.

Тадышева, Н. О. (2019) Свадебные обряды. Этнографическое описание. В кн.: Н. В. Екеев (ред.). Обрядность в традиционной культуре алтайцев. Горно-Алтайск: Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова, с. 448-469. Тантыева, Д. В., Ващилина, А. Ю. (2021) Китай и Алтай: свадебные обряды. В кн.: С. Б. Сарбашева (ред.). Культурное наследие народов Алтая и сопредельных территорий: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Горно-Алтайск, 12 мая 2021 г.). Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, с. 84-88. Чарышова, М. Ю. (2019) Символика традиционного свадебного обряда алтай-кижи. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, № 36, с. 251-258. https://www.doi. org/10.17223/22220836/36/24 Ябыштаев, Т. С. (2020) Проблема соблюдения родовых традиций у алтайцев в современных условиях. Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края, № 26, с. 306-310. https://doi.org/10.14258/2411-1503.2020.26.50

References

Bayandina, A. V. (2021) Svadebnye traditsii altajtsev [Altai wedding traditions]. In: I. M. Berdnikov, D. N. Lokhov (eds.). Materialy LXI Rossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) arkheologo-etnograficheskoj konferentsii studentov i molodykh uchenykh [Materials of LXI Russian (with international participation) Archaeological and Ethnographic Conference of students and young scientists]. Irkutsk: Irkutsk State University Publ., pp. 198-199. (In Russian) Charyshova, M. Yu. (2019) Simvolika traditsionnogo svadebnogo obryada altaj-kizhi [The symbolism of the traditional wedding ritual of Altai-Kizhi]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie — Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, no. 36, pp. 251-258. https://www.doi.org/10.17223/22220836/36/24 (In Russian) Enchinov, E. V. (2020) Obychaj svatovstva v altajskoj svadebnoj obryadnosti v nachale XXI v. [The custom of wedding in the Altai wedding registration at the beginning of the XXI century]. In: M. S. Dedina (ed.). Vektory razvitiya gumanitarnoj nauki v sovremennom mire. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashennoj 95-letiyu so dnya rozhdeniya pervogo direktora Gorno-Altajskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta istorii, yazyka i literatury, doktora filologicheskikh nauk, professora Sazona Sajmovicha Surazakova (Gorno-Altajsk, 21-22 oktyabrya 2020g.) [ Vectors of development of humanitarian science in the modern world. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, devoted to the 95th anniversary of the first director of the Gorno-Altaysk Scientific Research Institute of History, Language and Literature (Gorno-Altaysk, October 21 -22, 2020)]. Gorno-Altaysk: S. S. Surazakov Scientific-Research Institute of Altaistics Publ., pp. 335-344. (In Russian) Malinov, A. V., Kupriyanov, V. A. (2022) Mifologizm v natsionalnoj filosofii (na primere Respubliki Altaj) [Mythologism in national philosophy (on the example of the Altai Republic)]. In: R. A. Badikov (ed.). Sud'by natsional'nykh kul'tur v usloviyakh globalizatsii: mezhdu traditsiej i novoj real'nost'yu: sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii (g. Chelyabinsk, 29-30 sentyabrya 2022g.) [Fortunes of national cultures in globalization context: Between tradition and the new reality: Proceedings of the 5th International Research Conference (Chelyabinsk, September 29-30, 2022)]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publ., pp. 192-197. (In Russian)

Tadysheva, N. O. (2019) Svadebnye obryady. Etnograficheskoe opisanie [Wedding rites. Ethnographic description]. In: N. V. Ekeev (ed.). Obryadnost' v traditsionnoj kul'ture altajtsev [Rites in the traditional culture of the Altai people]. Gorno-Altaysk: S. S. Surazakov Scientific-Research Institute of Altaistics Publ., p. 448-469. (In Russian) Tantyeva, D. V., Vaschilina, A. Yu. (2021) Kitaj i Altaj: svadebnye obryady [China and Altai: Wedding ceremonies]. In: S. B. Sarbasheva (ed.). Kul'turnoe nasledie narodov Altaya i sopredel'nykh territorij: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Cultural heritage of the peoples of Altai and neighbouring territories: Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation]. Gorno-Altaysk: Gorno-Altaysk State University Publ., pp. 84-88. (In Russian) Volkova, E. A. (2022) Etnosofiya Altaya: ideologiya i mifologiya natsional'nogo soznaniya. Aksiomatika issledovatel'skogo proekta [Ethnosophy of Altai: Ideology and mythology of national consciousness. Axiomatics of the research project]. Veche. Ezhegodnik russkoj filosofii i kul'tury, no. 34, pp. 214-223. (In Russian) Yabyshtaev, T. S. (2020) Problema soblyudeniya rodovykh traditsij u altajtsev v sovremennykh usloviyakh [The problem of keeping general traditions with the Altai people in modern conditions]. Sokhranenie i izuchenie kul'turnogo naslediya Altajskogo kraya, no. 26, pp. 306-310. https://doi.org/10.14258/2411-1503.2020.26.50 (In Russian)

Сведения об авторе

Елисавета Александровна Волкова, e-mail: ielisaveta.wi@gmail.com

Студентка второго курса магистратуры кафедры славистики философского факультета Остравского университета, ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН — филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН.

Author

Elisaveta A. Volkova, e-mail: ielisaveta.wi@gmail.com

Master's student, Slavic Studies Department, University of Ostrava. Associate Research Fellow, The Sociological Institute of the RAS — Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.