Научная статья на тему 'Миф в структуре самосознания этнической общности'

Миф в структуре самосознания этнической общности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
331
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / MYTH / ETHNOGENETIC MYTH / ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ETHNIC COMMUNITY / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE / ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МИФ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Домашев А.Н.

Данная статья посвящена рассмотрению роли мифа в формировании и существовании этнической общности. Для этого раскрыто понимание мифа как попытки осмысления действительности. Автор статьи анализирует необходимость мифа в сегодняшнем веке развитости науки и приходит к положительному ответу. Этому способствует то, что, во-первых, человек нередко увлекается эмоциями, во-вторых, научные знания трудно донести до понимания масс. Далее в статье описываются специфические черты мифа. Разобрана его инструментальная роль, выполнение мифом конкретной задачи. Проанализирован субъективный характер мифа. Описана форма систематической гармонизации мифа. Человек не признает разночтений и для того, чтоб не быть противоречивым, упрощает и обобщает действительность. В статье отмечено, что положения мифа не поддаются проверке, поскольку сакрализованы. Затем рассмотрено образное мышление мифа: он мыслит яркими фигурами для привлечения внимания и оказания психологического давления; сначала он познает действительность, затем фиксирует её в образе, затем генерирует образы ассоциаций: он познает эмоциональное отношение к реальности, закрепляет их и отображает, чем вызывает следующую группу чувств и аффектов, которые становятся свойствами мифа, то есть также частью его образа. Направленность мифа на прошлое тоже является его отличительной чертой. Автор рассматривает это на примере теории циклизма и заключает, что мифологизированное прошлое обеспечивает обществу славное будущее. Еще одним отличием мифа от других жизненных сил культуры является бессознательный характер мифологических рудиментов, которые, по мнению автора работы, могут проявляться интуитивно в деятельности человека. Затем дан обзор формальной стороны мифа и в заключение рассмотрены его функции мифа в реализации этнической культуры: сакральная, как канал реализации смысла этнической культуры, аксиологическая, познавательная, компенсаторная; функции этногенетических мифов, роль мифа в искусстве. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что миф это субъективный взгляд на значимые явления действительности. Он имеет социальную сущность, содержит установки внелогического характера и питает смысл этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTH IN STRUCTURE OF SELF-CONSCIOUSNESS OF ETHNIC COMMUNITY

In the article the role of the myth in the formation and existence of an ethnic community is presented. For this purpose the author reveals the understanding of a myth as an attempt to comprehend reality. The author analyzes the necessity of a myth in the present and comes to a positive response. This is facilitated by the fact that, firstly, a person is often carried away by emotions, and, secondly, scientific knowledge is difficult to convey to the understanding of the masses. The article describes the specific features of the myth, its instrumental role and how it fulfills a specific task. The subjective character of the myth is analyzed. A form of systematic harmonization of myth is described. The man does not recognize the discrepancies and, in order not to be contradictory, simplifies and generalizes reality. The article notes that the provisions of the myth cannot be verified because they are sacred. Then the figurative thinking of the myth is considered: he thinks with bright figures to attract attention and exert psychological pressure; first he realizes reality, then fixes it in an image, then generates images of associations: the man learns the emotional attitude to reality, fixes them and displays what causes the next group of feelings and affects that become the properties of myth, that is also part of his image. The focus of the myth on the past is also its distinguishing feature. The author considers this using the example of the theory of cyclism and concludes that the mythologized past provides a glorious future for society. Another difference between the myth and other life forces of culture is the unconscious nature of mythological rudiments, which, in the author's opinion, can manifest intuitively in human activity. Then the formal aspect of the myth is reviewed and, in conclusion, its functions as myths in the realization of ethnic culture are considered: sacred, as a channel for realizing the meaning of ethnic culture, axiological, cognitive, compensatory; functions of ethnogenetic myths, the role of myth in art. The conducted research allows drawing a conclusion that the myth is a subjective view of significant phenomena of reality. It has a social essence, contains installations of an extra-logical nature and nourishes the meaning of an ethnos.

Текст научной работы на тему «Миф в структуре самосознания этнической общности»

что в свою очередь не могло не изменить и динамизм системы экономических интересов. Так, на реализацию экономических интересов влияют следующие основные факторы: размер дохода от использования собственности; степень участия субъекта в управлении предприятием; размер доли акций; характер экономических связей. Все эти факторы, воздействуя на реализацию экономических интересов, по существу каждый раз меняют структуру системы интересов и в каждом отдельно взятом предприятии и в стране в целом, поскольку от того, как реализуются различные интересы, зависит взаимодействие их носителей, экономические связи между ними, а значит, действуют и субъективные, и объективные тенденции изменения форм и стадий развития системы экономических интересов.

Проблема реализации экономических интересов связана не только с решением вопросов о собственности, а и с решением вопросов отношений между собственниками. Так, реализация интересов субъектов экономики зависит от их экономических связей с другими субъектами хозяйствования. Характер, устойчивость, гибкость, надежность экономических связей между хозяйственными субъектами воздействует на динамизм системы экономических интересов.

Динамизм экономических интересов, прежде всего, реализуется как их диверсификация. Предназначение этого направления предопределено самим содержанием экономических интересов. Определяя интерес как осознанную потребность, волей или неволей приходится признать, что интерес уже по своему содержанию несет в себе причинно-следственные связи диверсификации. Дело в том, что потребности субъектов экономики хоть и не столь безграничны, но верхние их пределы достаточно велики и зависят они от множества объективных и субъективных факторов.

Наиболее выпукло проблема диверсификации интересов ставится и обсуждается учеными при анализе финансовой деятельности предприятий, их политики на рынке ценных бумаг,

Библиографический список

когда интересы инвесторов простираются далеко за пределы сферы своей деятельности [2, с. 68].

В какой-то мере эта проблема поднимается и при обсуждении вопросов расширения производства [3], конкуренции на рынке [4, с. 48] и т. д.

По своему содержанию диверсификация экономических интересов представляет собой особый экономический процесс, который включает в себя: распространение контроля над собственностью других субъектов хозяйствования; расширение возможностей получения информации; расширение и активизация экономических связей; упрочение положения на прежних и новых рынках и повышение конкурентоспособности; увеличение капитальных вложений предприятий. Все эти элементы диверсификации интересов взаимосвязаны, друг друга дополняют и друг от друга зависят, а в целом они и представляют экономический процесс диверсификации экономических интересов. Нужно заметить, что содержание процесса диверсификации экономических интересов не остается неизменным, а изменяется под действием различных факторов.

Тем самым, выяснение содержания диверсификации экономических интересов имеет большое значение для развития теории динамизма системы экономических интересов и для практики хозяйствования, поскольку изменение интересов субъектов экономики ведет к изменению их поведения, что непременно связано со структурой экономики и динамикой её развития. Диверсификация экономических интересов есть расширение сферы интересов: распространение интересов хозяйствующих субъектов на другие виды деятельности, на субъектов хозяйствования, как объектов своих интересов, на новые рынки и сферы жизнедеятельности. Последствия диверсификации экономических интересов для хозяйства страны могут быть разными в зависимости от её содержания: либо дальнейшее развитие производительных сил общества, либо подавление их, обострение противоречий и невозможности их разрешения.

1. Общеэкономические основы рыночного хозяйствования. «Путь России». Москва, 2002.

2. Яковлев А., Данилов Ю. Фьючерсный рынок и развитие финансовых рынков России. Вопросы экономики. 1996; 9.

3. Нещадин А., Вигдорчик Е., Липсиц И., Никологорский Д. Преодоление кризиса российской промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий. Вопросы экономики. 1997; 4.

4. Дадашев А.З. Экономические интересы собственника. Москва: МГУ, 2001.

References

1. Obsche'ekonomicheskie osnovy rynochnogo hozyajstvovaniya. «Put'Rossii». Moskva, 2002.

2. Yakovlev A., Danilov Yu. F'yuchersnyj rynok i razvitie finansovyh rynkov Rossii. Voprosy 'ekonomiki. 1996; 9.

3. Neschadin A., Vigdorchik E., Lipsic I., Nikologorskij D. Preodolenie krizisa rossijskoj promyshlennosti: finansovoe ozdorovlenie i restrukturizaciya predpriyatij. Voprosy 'ekonomiki. 1997; 4.

4. Dadashev A.Z. 'Ekonomicheskie interesy sobstvennika. Moskva: MGU, 2001.

Статья поступила в редакцию 01.06.17

УДК 159.922.4

Domashev A.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: domasnev.a1960@gmail.com

MYTH IN STRUCTURE OF SELF-CONSCIOUSNESS OF ETHNIC COMMUNITY. In the article the role of the myth in the formation and existence of an ethnic community is presented. For this purpose the author reveals the understanding of a myth as an attempt to comprehend reality. The author analyzes the necessity of a myth in the present and comes to a positive response. This is facilitated by the fact that, firstly, a person is often carried away by emotions, and, secondly, scientific knowledge is difficult to convey to the understanding of the masses. The article describes the specific features of the myth, its instrumental role and how it fulfills a specific task. The subjective character of the myth is analyzed. A form of systematic harmonization of myth is described. The man does not recognize the discrepancies and, in order not to be contradictory, simplifies and generalizes reality. The article notes that the provisions of the myth cannot be verified because they are sacred. Then the figurative thinking of the myth is considered: he thinks with bright figures to attract attention and exert psychological pressure; first he realizes reality, then fixes it in an image, then generates images of associations: the man learns the emotional attitude to reality, fixes them and displays what causes the next group of feelings and affects that become the properties of myth, that is also part of his image. The focus of the myth on the past is also its distinguishing feature. The author considers this using the example of the theory of cyclism and concludes that the mythologized past provides a glorious future for society. Another difference between the myth and other life forces of culture is the unconscious nature of mythological rudiments, which, in the author's opinion, can manifest intuitively in human activity. Then the formal aspect of the myth is reviewed and, in conclusion, its functions as myths in the realization of ethnic culture are considered: sacred, as a channel for realizing the meaning of ethnic culture, axiological, cognitive, compensatory; functions of ethnogenetic myths, the role of myth in art. The conducted research allows drawing a conclusion that the myth is a subjective view of significant phenomena of reality. It has a social essence, contains installations of an extra-logical nature and nourishes the meaning of an ethnos.

Key words: myth, ethnogenetic myth, ethnos, ethnic community, ethnic culture.

А.Н. Домашев, канд. филос. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул,

Е-mail: domasnev. a1960@gmail.com

МИФ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

Данная статья посвящена рассмотрению роли мифа в формировании и существовании этнической общности. Для этого раскрыто понимание мифа как попытки осмысления действительности. Автор статьи анализирует необходимость мифа в сегодняшнем веке развитости науки и приходит к положительному ответу. Этому способствует то, что, во-первых, человек нередко увлекается эмоциями, во-вторых, научные знания трудно донести до понимания масс. Далее в статье описываются специфические черты мифа. Разобрана его инструментальная роль, выполнение мифом конкретной задачи. Проанализирован субъективный характер мифа. Описана форма систематической гармонизации мифа. Человек не признает разночтений и для того, чтоб не быть противоречивым, упрощает и обобщает действительность. В статье отмечено, что положения мифа не поддаются проверке, поскольку сакрализованы. Затем рассмотрено образное мышление мифа: он мыслит яркими фигурами для привлечения внимания и оказания психологического давления; сначала он познает действительность, затем фиксирует её в образе, затем генерирует образы ассоциаций: он познает эмоциональное отношение к реальности, закрепляет их и отображает, чем вызывает следующую группу чувств и аффектов, которые становятся свойствами мифа, то есть также частью его образа. Направленность мифа на прошлое тоже является его отличительной чертой. Автор рассматривает это на примере теории циклизма и заключает, что мифологизированное прошлое обеспечивает обществу славное будущее. Еще одним отличием мифа от других жизненных сил культуры является бессознательный характер мифологических рудиментов, которые, по мнению автора работы, могут проявляться интуитивно в деятельности человека. Затем дан обзор формальной стороны мифа и в заключение рассмотрены его функции мифа в реализации этнической культуры: сакральная, как канал реализации смысла этнической культуры, аксиологическая, познавательная, компенсаторная; функции этногенетических мифов, роль мифа в искусстве. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что миф - это субъективный взгляд на значимые явления действительности. Он имеет социальную сущность, содержит установки внелогического характера и питает смысл этноса.

Ключевые слова: миф, этногенетический миф, этнос, этническая общность, этническая культура.

Миф занимает особое положение в составе знаково-симво-лического комплекса этнической культуры. Он обладает такими специфическими чертами, которые дают возможность формировать смыслы и установки этнической общности, не поддающиеся логическому обоснованию. Миф можно определить как субъективный взгляд на мир, который имеет социальную сущность. Субъектом, который его вырабатывает, является социальная общность. Миф обладает собственной рациональностью, которая реализуется в рамках его собственных понятий об опыте и разуме. Соответственно миф имеет свою собственную форму систематической гармонизации: он упорядочивает явления в их взаимосвязи, используя для этого «логику» своего «алфавита» [1, с. 320]. Субъективный характер мифа подчеркивали многие авторы, например, австралийский историк Д. Хорн исходил из того, что «реальность сама по себе не существует», её создает человек, в результате чего «каждое общество и каждая эпоха обладают разными версиями того, какой должна быть реальность». Он не без основания подчеркивал, что «древние вещи начали превращаться в исторические памятники, главным образом, в ходе становления национальных государств, когда создавалась концепция национальности» [2, с. 1]. На примере музеев наиболее отчетливо видно, как происходит субъективи-зация прошлого, как из фрагментарных и нередко не имеющих отношения друг к другу исторических источников складывается то, что принято считать национальной историей или историей национальной культуры. Французский историк М. Ферро убедительно показал, что исторические курсы, которые используются в разных странах для обучения молодежи, нередко трактуют одни и те же исторические факты весьма по-разному в зависимости от национальных интересов [3]. На самом деле люди выстраивают и конструируют прошлое, во-первых, исходя из окружающей их социо-политической действительности и связанных с ней интересами, а во-вторых, для того, чтобы, опираясь на это интерпретированное соответствующим образом прошлое, выдвигать проекты на будущее. Ведь в своих поступках человек руководствуется не столько внешними обстоятельствами и фактами действительности, сколько тем, как он воспринимает эти обстоятельства и эту действительность. Данный тезис в еще большей мере справедлив по отношению к группе, ибо групповое восприятие мира, основанное на коллективных идеях, отличается чертами иррационализма. Мифы - попытки осмыслить явления мира и как-бы вжиться в них с помощью эмоциональных и логических ассоциаций. Причем, в виду ограниченности общественной практики, большинство ассоциаций, строящихся по семантическим рядам, оказываются по большей части отдаленными и не поддающимися проверке. Миф требует бездоказательного, с точки зрения науки, принятия своих положений. Ему удается достичь этого благодаря сакрализации излагаемого. Сакральный характер мифа вынуждает человека принять его без доказательств.

Поэтому миф призван объяснить то, что представляется членам этноса, с одной стороны, наиболее сложным для объяснения и, с другой стороны, наиболее значимым. Миф связан с порождающимся явлением крепкой ассоциативной связью, и познание его начала кажется приобретением сильнейшей власти над самим объектом. Необходимо подчеркнуть связь мифа с жизнедеятельностью этноса. Миф нельзя назвать сказкой, вымыслом, фантазией, потому что он - осмысление реально данной и сейчас длящейся действительности. То или иное конкретное осмысление явлений природы или общества зависит от конкретных природных, хозяйственных, исторических особенностей развития этнической общности. Миф жизненнен, поэтому мы говорим о его способности выступать каналом реализации внутренних смыслов этнической культуры. При этом возникает вопрос о необходимости мифа в современном мире, где пространство знаний постоянно расширяется, а сфера непознанного, которая является предметом осмысления мифа, сужается. Несмотря на это, миф сохраняет свое значение, так как человек далеко не всегда мыслит логическими категориями, нередко дает увлечь себя эмоциям. Кроме того, трудность заключается в том, что познанное учеными столь обильно и сложно, что их аргументы и выводы трудно довести до понимания масс, и потому относительное невежество неспециалистов не всегда уменьшается с ходом развития науки, и поэтому остается широкое поле для мифотворчества. Роль мифов в современном обществе убедительно изобразил в своей работе «Аспекты мифа» М. Элиаде [4]. Он показал, как средства массовой информации участвуют в формировании мифов. Так, персонажи комиксов являются современной версией мифологических или фольклорных героев. Они до такой степени воплощают идеал значительной части широкой публики, что разные превратности их судьбы, а тем более смерть, вызывают настоящие потрясения у читателей: они отправляют тысячи телеграмм и писем авторам и редакторам газет и журналов с протестами [4]. С помощью масс-медиа происходит мифологизация личностей, их превращение в образ, служащий примером. Мифологическое поведение раскрывается также в навязчивом стремлении достигнуть «успеха», столь характерном для современного общества и выражающем темное и неосознанное желание выйти за пределы человеческих возможностей.

Связь с действительностью определяет инструментальную роль мифа. Он обслуживает совершенно конкретную современную задачу. При этом миф не признает разночтений и отвергает вероятность нескольких равнозначных гипотез; он основан на стереотипизации окружающей прошлой или нынешней действительности. Следовательно, миф сознательно упрощает действительность и прибегает к неправомерным (с научной точки зрения) обобщениям на основе единичных и зачастую весьма неоднозначных фактов. Ведь только непротиворечивый миф, устанавливающий жесткие рамки «объективной истины», способен

решить поставленные перед ним задачи. По Ж. Сорелю, предназначение мифа заключается в отображении «инстинктов», «ожиданий» и «страхов», присущих социальной общности, с целью их упорядочения, систематизации и снятия опасности [5, с. 141]. Цели субъектов мифологического сознания формулируются в имплицитной форме, в ярких и запоминающихся образах, способных сразу же привлечь к себе внимание и оказывать сильное психологическое давление.

Другой отличительной чертой мифа как жизненной силы культуры является то, что он мыслит образами. Как отмечает И.М. Дьяконов, миф познает эмоции, возникающие у нас по отношению к объектам реального мира [6]. Кроме того, что миф познает эмоции, он их и формирует. Еще В. Вундт отмечал, что при мифологической апперцепции все чувства, аффекты, вызываемые явлением, становятся как бы свойствами самого явления [6]. Все первичные мифологические представления являются в качестве непосредственно данной действительности; затем уже следуют ассоциации. В мифе зафиксировано эмоциональное отношение к действительности.

Что касается формальной стороны мифа, то он может быть выражен в виде песни, действа, сказки, повести, запевки. Миф принадлежит к сфере словесности не как жанр, а лишь в том смысле, что он выражает взаимоотношения человека с внешними явлениями в словесной форме.

В качестве отличительной черты мифа можно отметить и направленность на прошлое. Апеллируя к прошлому, миф фактически строит внеисторическую схему, представляющую определенный этнос вечной и неизменной целостностью. Героическое мифологизированное прошлое должно обеспечить народу славное будущее. Такой подход отражается в популярной теории циклизма. Народ изображается монолитным органическим единством, лишенным внутренних противоречий. Фактически он отождествляется с «личностью» и персонифицируется. Этому нередко способствует образ врага, который используется для укрепления внутренней сплоченности. В основе мифа лежат оппозиции: свое и чужое, белое и черное, добро и зло, высокое и низкое, и пр. Мобилизуя народ на бескомпромиссную борьбу с персонифицированным злом, миф апеллирует к героическому образу предков, будто бы способному наделить своих потомков небывалой энергией и обеспечить победу. Поиски «золотого века», как правило, ведутся в очень отдаленном прошлом, так как события относительно недавнего времени достаточно хорошо освещены источниками. Отдаленное прошлое, в силу особенностей доступных нам источников (археологических и лингвистических), воспринимаемое прежде всего в культурных, а не социальных терминах, дает гораздо больше простора для фантазии и стереотипизации. Как правило, такое историческое видение прошлого является искусственной конструкцией, упрощающей гораздо более сложную историческую реальность. Этногенетический миф, имеющий важную компенсаторную функцию, нужен этнической общности в критические моменты истории. Миф о прошлом призван воспитать в людях самоуважение, сплотить их и наделить творческой энергией с целью преодоления кризиса.

Из чего складывается национальный или этнический образ прошлого? Нетрудно заметить, что в истории каждого народа есть ключевые моменты, с которыми он склонен, прежде всего, отождествлять себя и свою судьбу. История некоторых народов отягощена трагическими событиями, и тогда историческая версия делает акцент на два момента - расцвет данного народа и катастрофу, приведшую его в упадок. В центре внимания народов находятся события, связанные, во-первых, с обретением родины, во-вторых, с формированием и расцветом своей собственной государственности, в-третьих, с великими завоеваниями, и, наконец, в-четвертых, с ужасной катастрофой, прервавшей поступательное развитие данного народа. Эти моменты особым образом выделяются, потому что первый из них легитимизирует право данного народа на территорию, второй - позволяет считаться политическим субъектом и дает право на образование своей государственности, наконец, третий и четвертый - представляют аргументы для того, чтобы занять достойное место в современном сообществе народов. Для представителей тех групп, к которым они обращены, они служат некоторой психологической компенсацией за все те лишения, которые они претерпели в прошлом и которые переживают в настоящем. Вместе с тем, возрождая давно забытое прошлое, эти схемы заставляют вспоминать о давних обидах и реставрируют прежние архаические негативные стереотипы и предубеждения против соседних

народов. Этногенетический миф включает в свой состав целый комплекс мифов: миф об автохтонности (утверждение о необычайной древности этнической культуры и языка на занимаемой ныне территории в особенности); миф о прародине (стремление проецировать современные этнополитические границы как можно глубже в прошлое); миф о лингвистической преемственности (идентификация своей этнической группы с вполне определенным языком); миф об «этнической семье» (убеждение в том, что территория своего этноса была областью формирования не только его самого, но и иных родственных или «дочерних» этнических групп, которые позднее отселились на другие земли); миф о славных предках (стремление идентифицировать своих этнических предков с каким-либо славным народом, хорошо известным по древним письменным или фольклорным источникам); миф о культуртрегерстве (претензии на исторический приоритет некоторых культурных (письменность) или политических (государственность) достижений своих предков по сравнению с предками соседних народов); миф об этнической однородности (преувеличение степени этнической консолидации в древности и сознательный недоучёт роли родо-племенных делений и мно-гокомпонентности формирующейся общности); миф о заклятом враге (конструируется образ иноземного врага, борьба с которым цементирует этнос и ведет к высокой степени консолидации); миф об этническом единстве (во имя единства государства или для усиления своей мощи причисляют к своей общности и иные этнические группы).

В ходе модернизации, охватившей современный мир, происходит унификация культуры, и многие народы, живущие в многонациональных государствах, теряют свои традиционные хозяйственные системы, обычаи и социальную организацию, народную культуру и нередко даже родной язык. Этногенетиче-ские мифы являются основой этнического самосознания. Поэтому пока люди будут осознавать свою принадлежность к особым отличным от других общностям, они будут все больше и больше придавать значение своему мифологизированному прошлому.

Как видим, одной из существенных характеристик мифа является его полифункциональность. Остановимся подробнее на функциях мифа, то есть на его роли в реализации этнической культуры.

1. Сакральная функция мифа - одна из существенных, на основе которой миф отграничивается от других жизненных сил культуры, так как миф несет в себе заряд сверхъестественного, представление о запредельной действительности, качества которой наделяются чудесной силой.

2. Миф является основным каналом реализации смысло-образующей функции этнической культуры. Миф формирует знаковую систему действительности и моделей окружающего природного и социального мира, которые служат руководством к действию. Хюбнер отмечает, что мифологические качества суть индивидуальные формы, гештальты, которые формируют человеческую реальность, и действенность которых заключена в их сущности. Герои мифов выступают прообразами и пракачества-ми членов данной общности, и сам мир воспринимается сквозь призму конкретных свойств, им присущих [1]. Устойчивый характер мифа обеспечивает сохранение культурных стереотипов в течение длительного времени.

3. Важнейшей функцией мифа является аксиологическая. Мифологическое сознание выступает носителем ценностного отношения субъекта к миру, показывая общезначимые ценности и цели исторического развития, с помощью которых индивид может ориентироваться в различных жизненных ситуациях и соответствующим образом корректировать свои поступки. В этом смысле миф является по выражению М. Элиаде, «живым», то есть предлагает людям примеры для подражания и этим самым сообщает значимость человеческой жизни [4].

4. Познавательная функция мифа заключается в попытках дать объяснение причинам и способам возникновения отдельных частей мира, а также человека. Познавательная функция зачастую объявлялась в истории изучения мифологии основной, но она носит скорее факультативный характер, является побочным продуктом мифологического сознания. А.Ф. Лосев и О.М. Фрейденберг, отмечали нецеленаправленный характер познания и антикаузальность мифологического мышления, отличающие миф от других форм освоения действительности [7]. Тем не менее в мифе так или иначе откладывались в начальной форме продукты рационального знания и интуитивного постижения, объяснения мироздания, определенные крупицы общечеловеческого опыта.

5. Компенсаторной функции мифа в последнее время исследователи отводят значительную роль. Миф выступает как средство утешения, замещения и восполнения недостающего, он обнадеживает индивида и тем самым создает, пусть ненадолго, состояние психологического комфорта. Сильное эмоциональное воздействие увеличивает компенсаторную способность мифа, при этом происходит отождествление реального и воображаемого, желаемого и действительного. Ограниченность человеческих возможностей и непрочность собственного существования, постоянно находящегося во власти непонятных человеку сил, страх перед необъяснимым и таинственным в мире природы, осознание конечности земного бытия и неизвестность посмертного - все эти факторы приводили к необходимости адаптации к окружающей действительности через создание мифов. Интерес к мифу обостряется в переломные моменты истории, в эпохи кризисов и потрясений, и это происходило, наряду с другими причинами, и потому, что с помощью мифологии человек пытался сделать жизнь более приемлемой, обжить непонятный мир, сконструировать более привлекательное и светлое будущее.

Мифологические рудименты в сознании современного человека носят бессознательный характер и проявляются не в суждениях, а, скорее, в аффективно-интуитивных реакциях, в способе и характере символизации окружающего мира.

Мифологический пласт культуры детерминирует собой не только цепочку специфических реакций, но и является ре-

Библиографический список

зервуаром мифопоэтических представлений и образов, истоком «космического» мышления с ярко выраженным личностным отношением к реальности, когда универсум наделяется чертами одушевленного существа, предстает не объектом, а субъектом; отсюда же проистекает ощущение глубинного родства и единства человека с космосом. Мифологический модус человеческого опыта, хранящийся и в бессознательных слоях психики, становится источником креативных находок, нетривиальных ассоциаций и аналогий. Эти атрибутивные формы мировосприятия и поведения, трансформируясь в различные мифологемы, приобретают новые конфигурации в сочетании с образами обыденного сознания, сформированного не в последнюю очередь техногенной цивилизацией.

Таким образом, миф - субъективный взгляд членов этнической общности на явления, имеющие особую значимость для данного этноса, отличающийся эмоциональной окраской и преследующий цели практического характера. В системе жизненных сил культуры миф отвечает за создание устойчивых установок внелогического характера. Ослабление мифа как компонента знаково-символического комплекса жизненных сил этнической культуры влечет ряд негативных последствий. Они связаны с тем, что смысловые установки этноса не получают внутренней, глубинной «подпитки» гештальтов мифа, что ведет к потере ориентиров социальной общности, к возникновению страха перед действительностью и сферой сверхъестественного, массовым комплексам и истериям.

1. Хюбнер К. Критика научного разума. Перевод с немецкого Москва, 1994.

2. Horne D. The great museum. The re-presentation of history. London & Sydney, 1984.

3. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Москва, 1992.

4. Элиаде М. Аспекты мифа. Перевод с французского В. Большакова. Москва: Инвест - ППП, СТ ППП, 1996.

5. Sorel G. Uber die Gewalt, ubers. V. L. Oppenheimer. Frankfurt, 1969.

6. Мифологии древнего мира. Перевод с английского Предисл. И.М. Дьяконова. Москва: Наука, 1977.

7. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: учебное пособие. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

References

1. Hyubner K. Kritika nauchnogo razuma. Perevod s nemeckogo Moskva, 1994.

2. Horne D. The great museum. The re-presentation of history. London & Sydney, 1984.

3. Ferro M. Kak rasskazyvayut istoriyu detyam vraznyh stranah mira. Moskva, 1992.

4. 'Eliade M. Aspektymifa. Perevod s francuzskogo V. Bol'shakova. Moskva: Invest - PPP, ST PPP, 1996.

5. Sorel G. Uber die Gewalt, ubers. V. L. Oppenheimer. Frankfurt, 1969.

6. Mifologiidrevnego mira. Perevod s anglijskogo Predisl. I.M. D'yakonova. Moskva: Nauka, 1977.

7. Voevodina L.N. Mifologiya ikul'tura: uchebnoe posobie. Moskva: Institut obschegumanitarnyh issledovanij, 2002.

Статья поступила в редакцию 13.06.17

УДК 159.922.4

Domashev A.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: domasnev.a1960@gmail.com

PICTURE OF THE WORLD AS A BASIS OF ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS. In the article the consideration of the structure of the ethnic picture of the world and its role in the self-awareness of the ethnos is presented. The article gives a definition of the world picture as a set of representations of a single ethnos about the world, man, society and their mutual relations. Further descriptions of creating a picture of the world are given. The author of the article notes that when it forms a person creates his own internal image of the external world. At the beginning of the creation of this image, the point of reference is its author. In the center, the creator of the picture creates a vision of reality. Then the man describes the main features of the depicted objects in accordance with various parameters: spatial, temporal, quantitative, ethical, and others. Structured and related objects receive a special coloring - their significance for the creator of the image. The result is the man's picture of the world - a system of images, a world of concepts in the form of a picture. The author studies the means of forming the world: natural languages, their variability depending on various conditions of the process, different ways of describing the world, the symbolic language of the image, the parasymbol as the image of the main theme. In addition, the article gives a description of the world's paintings: it represents the mythology of the author, in accordance with which the significance of the objects of the image is given. In this regard, it is concluded that the picture of the human world is simulative. It is stated that the reflection in it of the creator and his position is most interesting for the researcher. The appearance of the language picture of the world is analyzed. It is formed before others from the ethnic picture and consolidates the socio-historical experience of the ethnos. It is formed by natural languages and as a result is able to represent the global, subjective-ethnic image of the objective world. Comparing the ethnic picture of the world with the linguistic picture of the world, the author of the articles notes, that the latter, with the passage of time, is not as fast as the first, but for a long time preserves the traces of past opinions and, in this connection, forms the attitude of man to the world. In conclusion, the article analyzes the significance of the world picture for the ethnos. The author concludes that the picture of the world lies at the basis of public consciousness, reflects the specifics of the ethnos, its existence and relations with the world. It also begins the adaptation of man to the world. Structuring in the world's paintings harmonizes the interrelations of the world, society and man, the picture of the world accumulates ways of interaction of the ethnos with the world and socializes the members of the ethnos.

Key words: ethnic world picture, language picture of the world, ethnos, ethnic community.

А.Н. Домашев, канд. филос. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: domasnev.a1960@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.