Научная статья на тему 'Миф о валькириях в раннесредневековой Скандинавии'

Миф о валькириях в раннесредневековой Скандинавии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
469
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВАЯ СКАНДИНАВИЯ / МИФ О ВАЛЬКИРИЯХ / ВЛАСТЬ КОНУНГОВ / THE INSTITUTE OF KINGS'S POWER / EARLY MEDIEVAL SCANDINAVIA / MYTH OF VALKYRIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таланова Ирина Владимировна

Статья посвящена формированию и характерным чертам мифа о валькириях в раннесредневековой Скандинавии. На основе ряда контекстов древнеисландской литературы выделяются две стадии в развитии образа валькирий: «архаическая» и «классическая». Предпринята попытка связать развитие мифа с развитием скандинавского общества того времени, в том числе - с формированием института власти местных конунгов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MYTH OF THE VALKYRIES IN EARLY MEDIEVAL SCANDINAVIA

The article deals with the formation and characteristic features of the myth of the valkyries in early medieval Scandinavia. Based on a number of contexts of Old Icelandic literature, two stages of development of the image of the valkyries are identified: the 'archaic' and the 'classical' one. An attempt is made to connect the development of the myth with the development of the Scandinavian society of that time including the formation of the institute of the local kings' power.

Текст научной работы на тему «Миф о валькириях в раннесредневековой Скандинавии»

Женщины в истории

И. В. ТАЛАНОВА

(Иваново)

МИФ О ВАЛЬКИРИЯХ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ СКАНДИНАВИИ

Скандинавская мифология традиционно вызывала интерес в европейской науке и культуре, но свой «Ренессанс» она пережила в XIX веке. Ее сюжеты легли в основу тетралогии Рихарда Вагнера - «Кольцо Нибелунга». Р. Вагнер отдал «Кольцу Нибелунга» лучшие годы своей жизни, он с тщательностью изучил старинные народные сказания и на основе их многочисленных вариантов создал оригинальное литературно-музыкальное произведение1. В наши дни образы скандинавской мифологии вошли в состав популярной индустрии развлечений, став основой для некоторых книг в стиле фэнтези и компьютерных игр. Былая сакральность валькирий растворилась в популизме. Однако нет оснований для отказа от научного подхода к данной теме, так как, помимо популистской культуры, скандинавская мифология (и в том числе валькирический миф) до сих пор привлекает и профессиональных ученых скандинавистов и, даже шире, медиевистов, оставаясь актуальной.

Хотя данная тема и является достаточно хорошо изученной, в ней по-прежнему есть нераскрытые вопросы. Валькири-ческий миф изучен в плане археологии, литературоведения и лингвистики, однако не было попытки сопоставить эволюцию данного мифа с трансформацией скандинавского общества, в особенности с положением женщины в социуме. Мы попытаемся выявить возможные параллели между развитием валькириче-ского мифа и трансформацией положения женщин в раннескан-

© Таланова И. В., 2010.

1 Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978. С. 6-16.

динавском обществе, т.е. соотнести этапы эволюции представлений о валькириях с социальными изменениями.

Под валькирическим мифом мы понимаем совокупность сюжетов и представлений о неких девах-воительницах, которые выступали как персонажи произведений древнеисландской литературы. Однако ученые показали, что валькирии являлись не только литературными персонажами, но и участницами сакральных культов и ритуалов древней Скандинавии, отражавших общественную ситуацию своей эпохи. Более того, в образах данных мифологических персонажей воссоздались черты реальных земных женщин, в том числе - их взаимодействие с «миром мужчин». А это означает, что исследование валькирического мифа далеко выходит за рамки литературоведения и входит в область истории общественного сознания.

Обратимся вначале к его языковой составляющей. Термин уа1куг)а обозначает «избирающая убитых» и произведен от древнеисландского уа1г «трупы убитых в битве» и к^а «выбирать»2. На базе языковых данных реконструируется общегерманская форма имени уа1куг)а - *wala-kuzjбn, с тем же значением «избирающая убитых»3. Древнейшие истоки валькирического мифа восходят к образу Великой Матери или Матери Земли индоевропейцев, выступающей в паре с Отцом Небом. Отец Небо и Земля Мать представляют космогонический акт творения: расчленение первобытного хаоса и выделение из него низа и верха, неба и земли4. Жизнь и смерть сочетаются в образе Великой Матери. Согласно К. Юнгу, индоевропейская Великая Мать характеризуется как «любящая и страшная мать», амбивалентная по своей природе5.

2 Ганина Н. А. Валькирия: к генезису мифа и специфике древнегерманских ареальных традиций // Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев / Под ред. Т. А. Михайловой. М., 2005. С. 105.

3 Там же.

4 Брагинская Н. В. Небо // Мифологический словарь / Под ред. С. А. Токарев. В 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 208.

5 Юнг К. Г. Душа и миф. Киев, М., 1997. С. 218-219.

Корни образа Великой Богини прослеживаются в земной женщине, дающей жизнь человеку и символизирующей плодородие природы в целом. Таким образом, в мифологическом персонаже отразилось реальное доминирующее социальнообщественное положение земной женщины и ее сакральное значение. Плодородие составляло важный аспект валькириче-ского мифа на всем протяжении его эволюции и бытования.

Другая сторона образа Великой Матери, связанная со смертью, трансформировалась далее в самостоятельный персонаж. Согласно В. Н. Топорову, основа wal- кодирует понятия «нижний мир», «царство мертвых», «подземный луг-пастбище»6. С ним перекликается латышское наименование Velu mate «мать мертвых». Поскольку в скандинавской традиции есть наименование Valfo6r - «отец мертвых» (Один), Н. А. Ганина полагает уместным утверждать наличие древнейшей мифологической пары «мать мертвых» и «отец мертвых» (*Val- & mater. *Val- & pa1ter), восходящей ко временам индоевропейской общности . В дальнейшем индоевропейская мифологическая пара распалась на два варианта: матриархальный (балтийский ареал, где не сохранилось прямого наименования «отец мертвых») и патриархальный (скандинавский ареал, где не сохранилось прямого наименования «мать мертвых»).

Тем не менее, прослеживается связь валькирического мифа с «матерью мертвых» - косвенным образом, через скандинавскую богиню плодородия Фрейю, которая, как полагают ученые, составляла пару «отцу мертвых» - Одину8. Сравним контекст из «Старшей Эдды», где действия Фрейи напоминают действия валькирий: Ok hvar sem hon ri6r til vigs, ^a a hon halfan val, en halfan 06inn, sva sem her segir: // Folkvangr heitir, // en ^ar Freyja r$6r/ / sessa kostum i sal; // halfan val // hon kyss a hverjan dag, // en halfan 06inn a. - «И когда она (Фрейя. - И.Т.) едет на

6 Ганина Н. А. Валькирия... С. 105.

7 Там же. С. 108.

8 Там же. С. 107.

поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина -Одину, как здесь о том говорится: «Фолькванг зовется, // там Фрейя решает, // где сядут герои: // поровну воинов, // в битве погибших, // с Одином делит9» ^уИ10 §24).

На данном - архаическом - этапе формирования мифа можно видеть относительное равноправие мужского и женского божеств, при начинающемся смещении в сторону патриархальных отношений, что, возможно, соответствует реальному сдвигу в социально-общественном укладе германцев.

Следующий, «северный», пласт валькирического мифа зарождается в Скандинавии; как правило, он соотносится с окончанием эпохи Великого переселения народов11. С формированием культа Одина, обусловленного повышением роли дружины в скандинавском обществе и складыванием дружинного образа жизни, валькирии приобретают свои «классические» черты. На данном этапе валькирии - это девы-служанки Одина, которых он шлет в сражения для определения участи воинов: Епп еги ^$г абгаг, ег ^)6га skulu I УаШб11, Ьега dгykkju ок g$ta ЬогбЬйпабаг ок 6lgagna.<...> &$г sendiг 06шп til Ьтатаг oггustu. &$г к)6Ба feigб а тепп ок габа sigгi. Guбг ок R6ta ок погп т yngsta, ег Skuld heitiг, пба )а!пап at к)6Ба уа1 ок габа v^gum. - «Другие же прислуживают в Вальгалле, подносят питье, смотрят за всякой посудой и чашами. <.> Один шлет их во все сражения, они избирают тех,

9 Здесь и далее исландский оригинал цитируется по: Edda Snorra Stuг1usonar // http://www.heimskring1a.no/wiki/Edda_Snorra_Stuг1usonar. Русский перевод О. А. Смирницкой приводится по изданию: Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. Л., 1970. Арабская цифра в скобках указывает на номер строки.

10 Приводим список принятых в статье обозначений исландских источников: [вуН] - «Видение Гюльви», [вгт] - «Речи Гримнира», [Нак] - «Речи Хакона», [НН1] - «Первая песнь о Хельги убийце Хундинга», [НН11] - «Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга», [НШ] - «Песнь о Хельги сыне Хьёрварда», [УБр] - «Прорицание вёльвы».

11 Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С. 137; Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в раннесредневековой западной историографии. Новосибирск, 2009. С. 56-57.

кто должен пасть, и решают исход сражения. Гунн, и Рота, и младшая норна по имени Скульд всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают ее исход» (вуИ §36, Grm 3612).

В то же время в рассмотренных источниках («Прорицание вёльвы», «Речи Гримнира», «Видение Гюльви») обнаруживаются основные функции валькирий, которые, с одной стороны, участвуют тем или иным образом в битве, а с другой - прислуживают эйнхериям в Вальхалле. Связь валькирий с битвой показывает две стороны данного мифологического образа. С одной стороны, это девы-воительницы, о чем говорит, например, упоминание их боевой экипировки (ср. «Скульд со щитом») и конной скачки: Nй eгu ta1бar // n6nnuг Heгjans, // g6rvar at пба // gгund va1kyrjur. - «Вот перечислены // девы Одина, // любо скакать им // повсюду, валькириям» (УБр, 30). С другой стороны, они избирают павших и определяют исход сражения, что фактически является устроением судьбы. Здесь их функции пересекаются с функциями норн. Примечательно, что Снорри Стурлусон упоминает в числе валькирий норну Скульд - одну из трех богинь судьбы, чье имя означает «долг» или «будущее».

Связь валькирий и норн подтверждается многочисленными литературными и языковыми свидетельствами. Наиболее ярко выраженными признаками женских мифических существ, определяющих судьбу, являются следующие: 1) множественность; 2) связь с водой; 3) способность провидеть и предсказывать судьбу героя; 4) коллективное произнесение «приговора»13. И норны и валькирии соответствуют минимум трем из этих признаков. В конечном итоге, связь валькирий с судьбой выйдет на передний план в ряду характеристик данных мифологических персонажей.

Здесь и далее оригинал цитируется по

http://www.heimskrmgla.no/wiki/Eddukvждi. Русский перевод

А. Корсуна цитируется по изданию: Старшая Эдда. СПб, 2005. Арабская цифра в скобках указывает на номер строки.

13 Ганина Н. А. Норны: к генезису и ареальным параллелям образа // Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. С. 224.

Образ классической валькирии также включает важные для знатных женщин варварского общества функции: валькирии прислуживают на пиру, ср.: ок Mist // vi1 ек at тег hom

beгi, // Skeggj6ld ок Sk6gu1, // №Ыг ок &гйбг, // Н1бкк ок НегИ)6Шг, // в611 ок век6Ы, // Randgг^бг ок Rабgriбг // ок Regin1eif; // ^$г Ьега Einheгjum 61. - «Христ и Мист // пусть рог мне подносят, // Скеггьёльд и Скёгуль, // Хильд и Труд, // Хлёкк и Херфьетур, // Гёль и Гейрахёд, // Рандгрид и Радгрид // И Регинлейв тоже // цедят пиво эйнхериям» (вгт, 36). Пир выступает в среде германцев не только как социальный акт, но во многом как акт сакральный. Пир имел большое значение для миропонимания скандинавов, т.к. в этом ритуале соединяются жизнь и смерть14.

Значимость для культуры скандинавов сюжета о валькирии, подносящей напиток павшему воину, подтверждается не только на материале нарративных источников; этот акт «приветствия» запечатлен на надгробных камнях Готланда. В нем некоторые ученые видят ритуал посмертной инициации воина-героя15.

Роль валькирии как помощницы Одина, а фактически - ее подчиненное положение по отношению к богу-мужчине, отображала, по-видимому, соответствующее социальное положение земной женщины в эпоху родоплеменного строя. Однако женщина эта уважаема, она спутница, мудрая советчица, способная поддерживать связь с потусторонним миром, о чем писал еще Тацит: «Германцы считают, что в женщинах есть нечто священное и что им присущ пророческий дар, и они не оставляют без внимания подаваемые ими советы и не пренебрегают их прори-цаниями»16. Подтверждением значительной роли женщины в древнегерманском обществе могут служить свидетельства о реальных исторических лицах, например, о провидице Веледе из племени бруктеров, сопровождавшей вождя Цивилиса, которая

14 Смирницкая О. А. О многозначности эпического текста // Слово в контексте литературной эволюции. К 100-летию М. И. Стеблин-Каменского. М., 2004. С. 186.

15 Ганина Н. А. Валькирия... С. 109

16 Тацит К. О происхождении германцев и местоположении Германии § 8 // Сочинения. В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 16.

пользовалась почтением не только в среде германцев, но и у римлян17.

Дальнейшее развитие образа валькирий также тесно связано с социальными изменениями: вместе с развитием скандинавского общества, в период после распада так называемой «Державы Инглингов» в Швеции и до эпохи викингов (УИ-УШ вв.), в общественном сознании происходит изменение представлений о личности - индивидуальное «берет верх» над коллективным18. В это время, раздел власти между «малыми конунгами» приводит местных вождей к необходимости божественной легитимизации их доминирующего положения. Развивается культ вождей, вера в элитарность воинского занятия и особую связь вождей с богами, в первую очередь, с Одином19. Легендарные и полулегендарные правители «державы Инглингов» (в предшествующую эпоху - У-У1 вв.) не нуждались в посторонних способах сакрализации, так как и без того возводили свой род напрямую к богам. А вот конунги, сменившие их, и удерживавшие власть лишь за счет собственного авторитета и силы своей дружины, старались упрочить свои позиции за счет приписывания себе браков с женщинами-валькириями. Са-кральность их супружества, причастность жены к сверхъестественным силам создавали вокруг правителя ореол божественной избранности.

В этой историко-культурной обстановке появляется новый тип эпического персонажа, объединяющий и валькирические, и земные черты. Мы предполагаем, исходя из особенностей сюжетов, что эта трансформация происходила двумя путями, условно назовем их «демифологизация» и «мифологизация» образа валькирии. «Демифологизацией» мы называем процесс, при котором классическая валькирия в течение повествования лишается своих сверхъестественных черт и становится земной женщиной (ср. Хервёр в «Песни о Вёлунде», Сваву и Сигрун из

17 Ганина Н. А. Германские провидицы в эпоху Римской империи // Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. С. 274.

18 Лебедев Г. Указ. соч. С. 337.

19 Санников С. В. Указ. соч. С. 57.

эддического цикла о Хельги). «Мифологизация», в свою очередь, является процессом обратным, когда земная женщина наделяется валькирическими чертами, хотя полного превращения в сверхъестественное существо не происходит (в данном случае мы подразумеваем, в первую очередь, Брюнхильд и Гудрун из цикла о Сигурде).

Героини эпоса вступают в супружеский союз с земными героями, даруя им защиту, победы, земли и власть (ННІ, ННІІ, ННу), то есть принося им благоприятную судьбу, что характерно для так называемого «сакрального брака»20. В рассматриваемых сюжетах одной из сторон валькирического мифа выступает отождествление девы-валькирии с «землей», которую вождь ритуально берет в жены, что легитимизирует его власть над данной территорией. Обряд символического брака с «землей», представленной либо в виде земной девушки, либо в виде ритуального идола, хорошо известен из источников и релевантен не только для скандинавской, но и германской традиции в целом21. Корни данного обряда кроются в представлениях о связи определенных женских мифологических персонажей с плодородием. На скандинавском материале такая связь характерна для валькирий и подтверждается источниками: біой af топит ^еіга // dбgg і djйpa dala, // hagl і h6va viбu, // ^абап кетг теб бЫит аг. -«...с грив их [коней] спадала // роса на долины, // град на леса // урожай обещая» (ННу 29).

Плодородие не было единственным аспектом валькириче-ских персонажей героических песен, а являлось частью комплекса представлений о судьбе, в данном случае благоприятной (вождь со счастливой судьбой способствует урожаю в своих землях)22. Однако эпическая судьба имеет и другую сторону: женские персонажи - носители валькирического в конечном

20 Kroesen R. The Valkyries in the Heroic Literature of the North // Skaldaskaparmal. 1997. Vol. 4. P. 153.

21 Ibid. P. 152-153.

22 Гуревич А. Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов // Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. С. 18.

итоге оказываются губительными для своих героев23. Таким образом, для валькирических персонажей в эпосе характерно предопределение судьбы героя; одновременно и благоприятной - в форме сакрального брака, и губительной - с итогом в виде смерти.

Новация представлений о судьбе в героико-эпической традиции в том, что здесь одна индивидуальная героиня-валькирия становится судьбой одного определенного героя, которого она избирает сама, а не по воле Одина, что связано с развитием представлений о личности. В то же время, женщина в социальной структуре окончательно приобретает роль «атрибута мужского мира» (decorative)24.

В эпоху викингов и позднее валькирический миф не потерял своей актуальности, однако в соответствии с веяньями времени претерпел новую трансформацию, что отразилось в саговой традиции, складывавшейся с конца XI до XIII в25. В саговой традиции доминирующую роль приобрели черты женщины-судьбы, что отражало потребность скандинавов того времени в мотивации тех или иных событий, а также подчеркивании их значимости.

Валькирический миф в сагах проявился в разных формах: в виде мифологических безымянных женщин, предсказывающих судьбы во снах и видениях; и в виде совершенно земных женщин, лишенных сверхъестественных способностей, но тем или иным образом создающих судьбу. Земные женщины с функциями валькирий, как правило, сами деятельно принимали участие в событиях саги и способствовали «продвижению» сюжета, чем, зачастую, влияли на судьбу всех окружающих. Как и в случае с героико-эпическими валькириями, судьба, которую эти женщины предрешали - чаще всего, трагическая.

23 Гвоздецкая Н. Ю. Валькирический миф в женских образах «Старшей Эдды» // Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. С. 80.

24 Motz L. The poets and the goddess // The Eighth International Saga Conference. The Audience of the Sagas I. Gothenburg University, August 11-17, 1991. C. 130.

25 Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. М., 1979. С. 93-94.

Есть прецедент использования образа валькирий и в «политических» целях - имеются в виду Гёндуль и Скёгуль, персонажи песни Эйвинда Погубителя Скальдов - «Речи Хакона», которая дошла до нас в составе «Саги о Хаконе Добром». В этой песни, Один посылает валькирий, чтобы забрать Хакона в Вальхаллу: Gondul ^at m$lti, // studdisk geirskapti: // “Vex nu gengi go6a, // es Hakoni hafa // me6 her mikinn // heim bond of bo6it.” -«Рекла им Гёндуль, // На копье опираясь: // "Вам великая доля! // Ибо Хакона боги // К себе призывают // Со всем его войском"» (Hak 10 ). Появление этих валькирий в повествовании связано с религиозными противоречиями между конунгом-христианином и его подданными-язычниками. Суть данной проблемы в том, что конунг Хакон Добрый, будучи христианином, нарушал религиозные устои язычества, приверженцами которого оставались его подданные. Автор «Речей Хакона», поставив своей целью воспеть данного конунга, использовал эпизод с валькириями, дабы скрыть христианские взгляды конунга и представить его как истинно языческого правителя, к которому благосклонен сам Один.

Другая форма валькирического мифа проявилась в сагах следующим образом: в видениях и снах валькирии представали как неиндивидуализированные сверхъестественные существа, которые самим своим появлением указывали на предрешен-ность того или иного события. Такие существа в сагах порой выступают как «родовые духи» - фюльгьи и хамингьи (буквально «спутница» и «удача»27), вместе с валькириями относимые к более широкому разряду мифологических существ, которые именовались дисами.

26 Исландский оригинал приводится по Hakonarmal II Finnur Jonsson: Den Norsk-Islandske Skjaldedigtning K0benhavn, 1967 II http:IInorse.ulver.comIpoetryIeyvindr.html. Русский перевод О. А. Смирницкой приводится по изданию Речи Xакона II Корни Иггд-расиля. М., 1997. Арабская цифра в скобках указывает на номер строки.

27 Петрухин В. Мифы Древней Скандинавии. М., 2002. С. 225, 231.

В форме этих родовых духов валькирии пережили и христианизацию, а валькирический миф отчасти даже встал на службу новой вере. Таким примером может служить прядь «О Тидранди и Торхалле», в которой сообщается о двух группах женских мифологических существ, названных дисами и отличавшихся цветом коней и одежд (белые и черные). Противостояние этих всадниц отражает процесс смены веры (языческие родовые духи уступают место христианским). Потребность северных народов, а в особенности исландцев, в существах, определяющих судьбу, по-видимому, была настолько велика, что миф о валькириях, претерпевший своеобразную трансформацию, по-прежнему оставался актуален и интересен. Более того, гибкость данного мифа в отношении приспособляемости к изменению социальных реалий обеспечила его длительное бытование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.