Научная статья на тему 'Эпос северных германцев как отражение изменения общественных отношений в раннегосударственный период'

Эпос северных германцев как отражение изменения общественных отношений в раннегосударственный период Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
562
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕОВУЛЬФ / ГЕРМАНСКИЙ ЭПОС / ХИЛЬГИ / "СТАРШАЯ ЭДДА"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попов М. Е.

До нашего времени дошло относительно немало литературных памятников, оставленных древними германцами. Литература германцев, в основном, имеет эпический характер, для нее характерно тесное переплетение легендарных и реальных элементов, позволяющих изучать как мифологию, так и социальнополитическую ситуацию в раннесредневековой Западной Европе. Предметом настоящего исследования является процесс изменения общественных отношений у северных германцев в раннее средневековье, для которого характерно сохранение архаичных и языческих норм. Наиболее полно данный процесс отражён в эпосе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпос северных германцев как отражение изменения общественных отношений в раннегосударственный период»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

усадебного архитектурного комплекса конца XIX столетия. Построенный в 1877 году особняк, принадлежавший миллионеру Сергею Рукавишникову, в городе стал самым роскошным.

Нижегородский кукольный театр - носит звание академического (с 1997 года). Здание построено в 1912 году по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля, архитектурный памятник XIX века.

Дом Приспешниковых на Покровке, 24 (1894 г.). Здесь располагалась редакция газеты "Нижегородский листок", где на протяжении шести лет работал А.М.Пешков (М. Горький).

На Б.Покровской скульптур не просто много, а очень много: чистильщица обуви, дама с кавалером, модница перед зеркалом, скрипач и швейцар, гувернантка с мальчиком. Большая Покровская - это удивительное место, где каждый человек, побывавший тут, окунается в историю города. Список использованной литературы:

1. Адрианов Ю.А. Старый Нижний: историко-литературные очерки. Н.Новгород, 1994. 229 с.

2. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225 -229.

3. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород, 2015. 145 с.

4. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Сб. трудов. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.

5. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена. Н. Новгород, 1994.

© Лукманова Э.Х., 2015

УДК 433

М.Е. Попов

Студент 3 курса историко-филологического факультета Горно-Алтайский государственный университет Г. Горно-Алтайск, Российская Федерация

ЭПОС СЕВЕРНЫХ ГЕРМАНЦЕВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАННЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД

До нашего времени дошло относительно немало литературных памятников, оставленных древними германцами. Литература германцев, в основном, имеет эпический характер, для нее характерно тесное переплетение легендарных и реальных элементов, позволяющих изучать как мифологию, так и социально-политическую ситуацию в раннесредневековой Западной Европе. Предметом настоящего исследования является процесс изменения общественных отношений у северных германцев в раннее средневековье, для которого характерно сохранение архаичных и языческих норм. Наиболее полно данный процесс отражён в эпосе.

Ключевые слова

Беовульф, германский эпос, Хильги, «Старшая Эдда».

Повести, саги и песни имели для народов раннего средневековья сакральный смысл, были тесно связаны с ранней языческой религией и первоначально передавались исключительно устно. Время написания первых сочинений древних германцев датируется концом VII - началом XII вв. Появление в раннесредневековой Европе повестей о героях (таких, как «Беовульф»), связано с глубокими изменениями в общественном сознании. Социальная действительность раннегосударственного периода выдвигала на первый план фигуру военачальника, предводителя дружины, удачливого воина и щедрого покровителя, могучего и надёжного защитника. Война и разбой в это время возводились в степень доблести, слава

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

виделась в победе, достигнутой любыми средствами. Мир богов также подвергается сильной трансформации и приводится в соответствие с новыми взглядами на структуру и иерархию человеческого общества. На первые позиции в пантеоне выводят бога-воителя и покровителя военной дружины. У германских народов им стал Один (Водан, Вуотан) - демон бури и повелитель душ умерших, всевластный верховный бог, впускающий в свои небесные чертоги (валгаллу) только знатных людей и воинов [1,c 278].

Повесть о Беовульфе, предположительно, написана в Англии в VII веке, ее устный вариант был, по мнению Торкелина, привнесен датскими викингами из Ютландии [2]. Сама рукопись датируется концом X века и сохранилась благодаря умеренной ирландской христианизации. Ирландское христианство само по себе представляло смесь новой веры с язычеством, поэтому ирландцы не сжигали языческую литературу, в отличие от католической южной миссии [3]. Благодаря этому обстоятельству мы получили богатый материал об общественных отношениях германцев раннего средневековья.

В повести раскрывается сущность и идеологическая подоплека власти конунга, отмечается характерное отношение к нему дружины и народа. Беовульф становится правителем гаутов, не будучи при этом сыном конунга; «карьера» простолюдина становится возможной после гибели всех наследников конунга в войнах со шведами. В этом сюжете видится намёк на смену старой патриархальной власти, возводящей своё родство к Одину, но не всегда способной эффективно исполнять свои управленческие функции. И действительно, Беовульф явно затмевает родовитого правителя Хродгара своими подвигами. Тем не менее, для составителя поэмы, для датов и гаутов слава датского конунга Хродгара и уважение к нему от этого нисколько не уменьшились: Хродгара не обошли почестями на пиру в честь победы над Гренделем. Связано это, скорее всего, с сакральностью власти верховного правителя в древнегерманском обществе. Конунг Хродгар был представителем династии Скъёльдунгов, чье происхождение скандинавская традиция возводит непосредственно к самому Одину - Вотану. Точно так же к Одину «Сага о Вёльсунгах» ведет происхождение «героического» рода Вёльсугов, представителем которого являлся Сигурд [4,с.95], а «Сага об Инглингах» - род Инглингов, конунгов Швеции [5,с.21]. Вероятно, конунг, потомок Одина, обладающий данной им властью и пользующийся его покровительством, просто не мог быть изначально бесславным, трусливым или инертным. Это единственно возможное объяснение тому что, несмотря на пассивность, проявленную Хродгаром при нападениях Гренделя, он, тем не менее, остается, по мнению персонажей поэмы славным и могучим конунгом, предводителем дружины и мудрым правителем.

Со смертью героя - конунга слава его не умирала. После кремации (а кремация сама по себе, будучи языческим обрядом, свидетельствует о раннем происхождении поэмы), гауты возвели курган: «насыпали гауты / курган высокий / над прахом / владыки..» [6,с.179]. Курган, возвышаясь над страной гаутов, не только напоминал им о славном прошлом, но и обеспечивал связь прошлого с настоящим, покровительство и защиту давно умерших предков. Переплетение в повести христианских мотивов с мотивами языческими также является выражением данной связи. К примеру, такие понятия как бог и судьба были тождественны, поскольку кару за грехи человека посылала «судьба-владычица». Господь, он же вождь небесный и создатель [6,с173], наделял людей властью и мудростью [6,с.75,110]. Христианский бог стал той силой, которая покорила великанов, «утопив их род», а сами персонажи германской мифологии - чудовища и великаны, приобрели статус «богоотверженцев» [6,с.109].

Крепкая связь прошлого с настоящем, с зачатками ранней государственности хорошо просматриваются в «Старшей Эдде», в песне о Хильге. Наглядным примером служит эпизод, в котором отец героя назначает сына конунгом после пророчеств ворона и одобрения героя дружиной, после проведения инициации: «вождь приехал / ... / лук благородный герою вручил он. / ... / Имя дал Хельги и земли: / [перечисляются земли] / и крови змею (меч)» [7]. Но он же не мог назначить наследника без одобрения «норнов» - женских духов: «норны явились / судьбу предрекать / властителю юному / судили они, что он / будет прославлен / лучшим из конунгов / прозван будет». Норны, а не отец, отдали Хельги земли: «к северу бросила / Нери сестра (норна) / нить, во владенье / север отдав ему» [7]! В песне отводится особенная роль «норнам», поскольку у германцев с древних времён до раннего средневековья сохранились представления о

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

судьбе. Перипетии жизни человека, его взлеты и падения, объяснялись древними германцами содержанием его судьбы. Именно «норны» наделяли человека судьбой в момент его рождения. Данный эпизод свидетельствует о том, что на момент составления песни в Скандинавии уже существовал определенный порядок наследования власти, но только после получения наследником «рекомендации» духов и дружины. Это свидетельствует о тесной связи культа вождя с ранним язычеством и военной демократией.

Сведения о том, что власть передавалась по наследству, содержатся и в повести о Беовульфе. Впрочем, это не мешало дружине проявлять недовольство, сетовать на то, что сын старого конунга наследует «власть державную над казной и дружиной» [6,с.72]. Конунг мог назначить наследника и из храбрых воинов - как это видно на примере датчан из повести о Беовульфе [6,с.74].

Зарождение ранней государственности повлияло и на понимание роли женщин в общественной жизни. Процесс изменения отношения к женщинам отражён в «Старшей Эдде». В литературе появляются положительные и отрицательные образы великанш - вредоносной великанши Ангрбоды и благодатной великанши Скади [8]. Их противоборство, по всей видимости, отражает противоречивые представления об общественной роли женщины, свойственные переходной эпохе от матриархата к патриархату. О сохранении пережитков матриархата в раннее средневековье свидетельствует гренландская песнь об Атли, а именно эпизод мести героини Гудрун за братьев своему мужу Атли. Гудрун убила сыновей Атли, угостила мужа блюдом из их сердец, затем убила его самого и завершила месть пожаром, в котором гибнет весь дворец [9,с.1233]. Этот эпизод показывает жестокость нравов и обычаев, считавшихся нормой взаимоотношений в эпоху перехода к патриархату, когда женщина ещё имела право мстить за своих кровных родственников. В то время узы кровного родства были священны и значили больше, чем узы супружеские, они определяли социальное поведение всех героев эпоса. В то же время, при переходе от матриархата к патриархату, некоторые мифические образы женщин теряли свою сакральную роль. Как отмечает Милитинский Е. М, образы валькирий в эддических песнях о Хильге, которые являются божественными девами, уносящими павших воинов в Вальхаллу, приобрели черты женщин-богатырок, что свидетельствует об их частичной утрате мифологического смысла при переходе к патриархату [10,с.255].

Эпические произведения северных германцев содержан сюжеты, иной раз далекие от реальных событий или просто фантастические. Однако материал эпоса является хорошим источником, позволяющим изучать социальные отношения и менталитет германского народа в переходный исторический период, то время, когда были созданы их произведения.

Список использованной литературы:

1. Дворецкая И.А. Западная Европа V-IX веков. - М.: Художественная литература, 1975. - 323 с.

2. «Беовульф» в аспекте традиционализма [электронный ресурс]. URL:.http: //www.vekovka.h1.ru (дата обращения 19.10.15).

3. Либерман А. С., Смирницкая О. А. Беовульф. Примечания [электронный ресурс]. URL:. http://norse.ulver.com1 (дата обращения 19.10.15).

4. Шор Р. О, Ярхо Б. И. Сага о Вёльсунгах. - М.: ACADEMIA, 1934. - 290 с.

5. Стурлусон. С. Круг земной. - М.: Наука, 1980 . - 690 с

6. Абашидзе И. В. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах // Библиотека всемирной литературы. - Т. 9. - М.: Художественная литература, 1975. - 770 с.

7. Старшая Эдда. Вторая песнь о Хильги убийце Хундинга [электронный ресурс]. URL:. http://www.fbit.ru (дата обращения 19.10.15).

8. Гуревич А. Старшая Эдда [электронный ресурс]. URL:. http ://www.e-reading.by (дата обращения 19.10.15).

9. Стеблин-Каменский М. Старшая Эдда. Гренландская песнь об Атли [электронный ресурс]. URL:. http://www.e-reading.by (дата обращения 19.10.15).

10. Мелитинский Е. М. Эдда и ранние формы эпоса. - М.: Наука, 1968. - 367 с.

© Попов М.Е., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.