Научная статья на тему 'Миф о космосе: Интерпретация в уральском цветном камне в 1950-х – 1980-х годах'

Миф о космосе: Интерпретация в уральском цветном камне в 1950-х – 1980-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
космическая программа СССР / свердловский завод «Русские самоцветы» / камнерезное искусство / сувенир / художественная промышленность СССР / декоративно-прикладное искусство / space program of the USSR / Sverdlovsk factory «Russkiye Samotsvety» / stone-cutting art / souvenir / art industry of the USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Винокуров Сергей Евгеньевич, Будрина Людмила Алексеевна

Статья посвящена изучению одной из ключевых тем советской художественной промышленности — космической программы СССР. Авторы раскрывают ее на примере деятельности свердловского завода «Русские самоцветы». В 1950-е – 1980-е годы завод являлся ведущим камнерезным предприятием государства, что позволяет рассмотреть становление и развитие космической темы в камнерезном искусстве и, шире, худпроме Советского Союза. Исследователями привлечены архивные данные, некоторые из них впервые публикуются, ранее неизвестные ученым графические материалы из собрания Свердловского областного краеведческого музея, а также произведения из собрания музеев России. Материал статьи поделен на две части, раскрывающие направления деятельности камнерезов завода «Русские самоцветы». В первой части рассматриваются модели сувениров и функциональных предметов, утвержденные в производство с конца 1950-х по 1970-е годы. Отмечаются основные конструктивные мотивы этих произведений, а также материалы (каменное сырье) и техники, избранные для реализации проектов. Выделяются устойчивые мотивы и приемы, сохранявшие актуальность в рамках воплощения космических тем в изделиях тиражного круга. Вторая часть посвящена так называемым авторским произведениям мастеров-камнерезов завода. На основе недавно обнаруженных листов проектной графики, а также редких предметов, представленных в музейных коллекциях, выделяются основные типы произведений, характерные приемы, используемые мастерами при их создании. Авторы демонстрируют опыт использования в 1970-е годы нехарактерных для космической темы материалов, попытки использовать для визуализации сюжетов специфические свойства камня (прозрачность-полупрозрачность, цвет, текстура, рисунок и т. д.). Анализ творчества мастеров-камнерезов позволяет выделить тему освоения космоса в качестве одной из важнейших в русле самопрезентации успехов и возможностей СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The myth of space: Interpretation in the Ural stone-cutting art of the 1950s–1980s

The article is devoted to the study of one of the key topics of the Soviet art industry — the space program of the USSR. This topic is considered on the example of the activities of the Sverdlovsk factory «Russkiye Samotsvety». In the 1950s – 1980s, the factory was the leading stone-cutting enterprise of the state, which allows us to consider the formation and development of the space theme in the stone-cutting art and, more broadly, the art industry of the Soviet Union using its example. For the study, archival data published for the first time, graphic materials previously unknown to researchers from the collection of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore, as well as works from the collection of Russian museums were involved. The material of the article is divided into two parts, revealing the areas of activity of the stone-cutters of the factory «Russkiye Samotsvety». The first part deals with models of souvenirs and functional items approved for production from the late 1950s to the 1970s. The main constructive motives of these works are noted, as well as materials (stone raw materials) and techniques chosen by the masters for the implementation of projects. Stable motives and techniques are singled out, which remained relevant in the framework of the embodiment of space themes in products of the circulation circle. The second part is devoted to the consideration of the so-called author’s works of the plant’s stone-cutting masters. On the basis of recently discovered sheets of design graphics, as well as rare objects presented in museum collections, the main types of works are distinguished, as well as the characteristic techniques used by masters in creating objects. Great detail is noted, the use of materials uncharacteristic for the space theme in the 1970s, as well as attempts by craftsmen to use their specific properties within the framework of a given topic (transparency-translucency, color, texture, stone pattern, etc.). Consideration of two areas of creativity of stone-cutting masters makes it possible to single out the topic of space exploration as one of the most important in line with the self-presentation of the successes and capabilities of the USSR.

Текст научной работы на тему «Миф о космосе: Интерпретация в уральском цветном камне в 1950-х – 1980-х годах»

УДК 736+739.2; ББК 71.1; DOI https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.210

С. Е. Винокуров, Л. А. Будрина

МИФ О КОСМОСЕ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В УРАЛЬСКОМ ЦВЕТНОМ КАМНЕ

В 1950-Х - 1980-Х ГОДАХ*

Одной из ярчайших страниц истории СССР являются события, связанные с освоением космоса. Неудивительно, что отражение успехов в этой области можно найти во всех видах искусства: от кино и монументальной живописи, до книжной иллюстрации и произведений декоративно-прикладного искусства. Изображения достижений советской космонавтики встали в один ряд с битвами Великой Отечественной войны и стройками индустриализации, постепенно проникая и в советскую повседневность через всевозможные сувениры и декор прикладных предметов. Настоящая публикация основана на новых архивных материалах и известных, но частично переатрибутированных произведениях из музейных собраний, что позволило отразить специфику деятельности камнерезов, сочетавших в своем творчестве работу над тиражными моделями, расширяющими ассортимент завода «Русские самоцветы»1, и создание уникальных авторских произведений.

Художественная обработка цветного камня на Урале во второй половине XX в. является одной из наименее изученных страниц истории этого вида декоративного искусства, ставшего имиджеобразующим для региона, называемого «самоцветным краем державы». Единственным изданием, посвященным развитию камнерезного дела Урала в XX в., является книга «Завод "Русские самоцветы"», подготовленная в 1976 г. к 250-летнему юбилею свердловского завода. Особенностью первоначального варианта

* Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 23-28-00467 «Произведения художников-камнерезов свердловского завода "Русские самоцветы" 1950-х -1980-х как отражение эволюции декоративно-прикладного искусства СССР».

1 Свердловский завод «Русские самоцветы» — бывшая императорская Екатеринбургская гранильная фабрика, с 1923 г. — в составе всесоюзного треста «Русские самоцветы». С 1941 г. — свердловский завод № 10 треста «Русские самоцветы», в 1980-х гг. — производственное объединение «Уральские самоцветы». Закрыт в 2004 г.

© С. Е. Винокуров, Л. А. Будрина, 2023

книги и последующих переиздании9 является практически полное отсутствие анализа художественной составляющей деятельности предприятия при детальном описании технических достижений и успехов в выполнении производственных планов.

Обращение авторов настоящей статьи в последние несколько лет к детальному исследованию деятельности камнерезных и ювелирных предприятий советского Свердловска демонстрирует большие возможности к раскрытию на их примере особенностей художественной промышленности региона и, шире, СССР. Одним из вопросов, важных для понимания контекста деятельности предприятий, является анализ активного отклика камнерезного искусства на актуальные события и явления послевоенных десятилетий. В основу исследования легли материалы архивного фонда свердловского завода «Русские самоцветы»3, произведения из собраний отечественных музеев, в том числе представленные в Государственном каталоге музейного фонда РФ, а также два комплекса проектной графики поступившие в разные годы от Е. Е. Васильева в коллекции Свердловского областного краеведческого музея (далее — СОКМ) и Музея истории камнерезного и ювелирного искусства (далее — МИКЮИ).

Освоение космоса в тиражных моделях свердловского завода «Русские самоцветы»

Основные события космической программы Советского Союза практически немедленно находили свое отражение в различных видах искусства и художественной промышленности. Свердловский завод «Русские самоцветы» был активно включен в эту общую программу по продвижению идей освоения космоса, требующей от каждого советского человека не просто осведомленности, но и определенной степени консолидации усилий. В этом контексте тема космоса сравнима по объему созданных объектов искусства и массовой культуры с темой Великой Отечественной войны и проекта индустриализации и строительства заводов-гигантов в 1930-е гг. Забегая вперед, отметим, что успехи на ниве освоение космоса стали последней масштабной темой официальной художественной культуры СССР.

Обращение к архивным делам завода, представленным в фондах Государственного архива Свердловской области, демонстрирует немедленный отклик предприятия на первое ключевое событие космической программы СССР — вывод на околоземную орбиту 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника «Спутник-1». Так, среди технических описаний4 изделий, вводимых в производство в 1958-1962 гг., была выявлена карточка на сувенир «В космос», утвержденный в декабре 1957 г.5 Не имея на настоя-

2 Шакинко И. М., Семенов В. Б. Завод «Русские самоцветы». Свердловск, 1976. 382 с.; Семенов В. Б., Шакинко И. М. Уральские самоцветы. 2-е издание. Свердловск, 1982. 285 с.; Семенов В. Б., Тимофеев Н. И. Книга резного художества. Екатеринбург, 2001. 144 с.

3 Государственный архив Свердловской области (далее — ГАСО). Ф. 2111-р. Свердловский завод «Русские самоцветы»

4 Технические описания — тип производственного документа, специальная форма представления сведений о предмете, включает технические и образные характеристики, фотоизображение утверждаемой модели (с конца 1950-х гг.).

5 ГАСО. Ф. 2211-р (Свердловский завод «Русские самоцветы»). Оп. 1. Д. 76 а (Технические условия на камнерезные изделия и вставки к ювелирным изделиям за 1958-1962 г.). Л.199-200.

щий момент фотоизображения этого сувенира, приведем здесь его краткое описание из карточки: «Изделие имеет назначение подарка-сувенира. Плитка сувенира "В космос" изготовлена из поделочного камня обсидиана, технической яшмы, змеевика, на которой размещена металлическая ракета, устремленная вверх». Согласно документу, помимо рельефного изображения ракеты из алюминия, сувенир включал также изображение диска планеты из розового кварца и так называемый «инверсионный след» из кварца, а также надпись «В космос» из алюминия.

Составить представление о возможном виде вышеописанного сувенира помогает еще одна модель, ставшая откликом на самое главное событие космической истории — первый полет человека в космос 12 апреля 1961 г. Сувенир «Освоение космоса» (Рис. 1),

утвержденный в августе того же года, судя по фотоизображению в архивном деле6, а также выявленному в музейном собрании образцу7, представлял собой переработанную версию сувенира 1957 г Переработка заключалась в замене диска планеты светлой плакеткой и добавлении профильного латунного портрета Юрия Гагарина и латунного же силуэта Московского Кремля.

Еще два сувенира, модели которых были утверждены (судя по артикульным шифрам) в начале 1960-х гг., можно увидеть на страницах рекламного каталога, выпущенного в 1965 г. Здесь в разделе «Сувениры» воспроизведены изделия «Вперед!» (1962) и «Третья космическая» (1960)8. Оба сувенира представляют собой основание из обсидиана с закрепленным на нем вертикальным элементом, также на каждом из сувениров закреплен металлический силуэт ракеты с ее инверсионным следом. У сувенира «Третья космическая» вертикальный элемент выполнен в виде частично срезанного овала, дополненного, помимо силуэта ракеты, круглым изображением планеты из оникса. Горизонтальная плоскость сувенира «Вперед!» укра-

Рис. 1. Сувенир «Освоение космоса». 1961. Фотография из архивного фонда завода «Русские самоцветы». (ГАСО. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 87 а. Л. 13.)

6 ГАСО. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 87 а (Технические описания на изделия завода за 1960-1975 годы). Л. 13.

7 См.: Сувенир к полету Ю. А. Гагарина в космос, принадлежавший писателю В. И. Крас-нову-Асли (Режим доступа: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=36315469. Последнее посещение — 22 июля 2023 г.)

8 См.: Каталог камнерезных изделий Свердловского завода «Русские самоцветы». Свердловск, 1965. 10 с.

Рис. 2. Туалетная коробка «Космос». 1961. Фотография из архивного фонда завода «Русские самоцветы». (ГАСО. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 87 а. Л. 26-27.)

Рис 3. Письменный прибор с вазочкой-карандашницей. 1961. Фотография из архивного фонда завода «Русские самоцветы». (ГАСО. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 87 а. Л. 26-27.)

шена «горбушкой» земного шара из лазурита с металлическими линиями широт и меридианов, а к вертикальной части прикреплена полоса из стекла с буквами «СССР».

Отметим, что сосредоточение завода на разработке моделей сувениров носило неслучайный характер. Конец 1950-х -1960-е гг. в художественной промышленности СССР были отмечены большим вниманием к этому направлению, игравшему в то время значительную роль в решении ставящихся правительством задач по насыщению интерьеров квартир предметами искусства. Здесь можно вспомнить о таких лозунгах, как «Красоту в жизнь» (1959) и «Искусство в быт» (1961), возникавших в программных статьях партийных руководителей и названиях выставок и немедленно становящихся основой художественной программы для художественно-промышленных заводов Советского Союза или, в случае с выставкой «Искусство в быт», — определяющих векторы развития в соответствующих областях9.

Нельзя не отметить и регулярное объявление конкурсов на разработку предприятиями сувениров к различным мероприятиям или празднованию исторических событий10. В этом контексте вполне закономерно, что тема космоса в уральском камне нашла отражение в первую очередь в разработке сувенирного ряда.

К более авторскому варианту сувенирной продукции предприятия можно отнести созданный Виталием Викентьевичем Коневым

9 Сапанжа О. С. Вазы, шкатулки и декоративные светильники Ленинградского завода фарфоровых изделий 1956-1966 гг.: Контекст, атрибуция, интерпретация // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 4. С. 62-63.

10 Винокуров С. Е., БудринаЛ. А. «Красоту в жизнь»: Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 2 (47). С. 43-57.

(1928-?) сувенир «Обелиск»11. Выполненный из светлого оникса нос ракеты как бы поднимается из обсидиановых стропил пускового комплекса, в нижней части которых в просветы на угловых стыках виден родонит, переходящий в насыщенно-красное яшмовое основание сувенира. Над пьедесталом закреплена ажурная круговая надпись «12 апреля 1961», выполненная из позолоченной латуни и дополненная изображением летящей ракеты.

В 1961 г. одновременно с сувениром «Освоение космоса» были утверждены модели еще двух предметов — туалетной коробки и письменного прибора с вазочкой-карандашницей в единой стилистике (Рис. 2-3). Выполненные из обсидиана, к этому времени ставшего традиционным материалом для изображения космического пространства, предметы украшены методом пескоструйной (или дробеструйной) техники, позволяющей играть на контрасте полированных насыщенно-черных плоскостей и обработанных под давлением матовых светло-серых элементов. Общим является и декоративный

мотив с изображением «условных

12

космических трасс» и звезд12.

Еще один сувенир (Рис. 4), разработанный главным художником завода Евгением Евграфовичем Васильевым (1926-2003) и исполненный камнерезом В. В. Коневым в 1965 г., вероятно, был откликом на еще одно ключевое событие — первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 г. Сувенир «Лунник» в технической карточке описывается следующим образом: «Стойка черного цвета изображает динамику движения с нанесением рисунка. Луна круглой формы. Вымпел пятигранной формы со словом СССР»13. Выявленные в собраниях музеев образцы этого сувенира14 демонстрируют легкую вариативность его исполнения на заводе при сохранении заданной формы, отражающей динамику полета космического корабля. В этом сувенире ранее найденный мотив звезд, трасс и контраста глубокого черного с матово-серым дополнен ярким кругом из насыщенно-красной яшмы, на котором размещен отполированный знак вымпела.

Рис. 4. Сувенир «Лунник». Авторы Е. Е. Васильев, В. В. Конев, 1965. (ГАСО. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 87 а. Л. 26-27.)

11 Конев Виталий Викентьевич. Сувенир «Обелиск» (Режим доступа: https://goskatalog.ru/ portal/#/collections?id=12295897. Последнее посещение — 22 июля 2023 г.)

12 ГАСО. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 87 а. Л. 26-27.

13 ГАСО. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 132 а (Технические описания на изделия КПД 2С3 — 230 завода за 1966-1970 годы). Л. 25-26.

14 См. предметы: Васильев Е. Сувенир «Космос» (Режим доступа: https://goskatalog.ru/ portal/#/collections?id=12194475. Последнее посещение — 22 июля 2023 г.); Камнерезное изделие. Сувенирное изделие «Лунник» (Режим доступа: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=32933949. Последнее посещение — 22 июля 2023 г.)

Любопытное развитие этого мотива можно видеть в стеле «СССР», датированной 1972 г.15 Вертикальный формат сувенира подчеркнут рисунком с устремленным вверх силуэтом ракеты, созданным на контрасте полированного и отпескоструенного обсидиана. В нижней части размещена прямоугольная плакетка из красной яшмы с надписью «СССР». Рассмотренные модели демонстрируют определенную концепцию в использовании материалов, техник и декоративных элементов для передачи образа космического пространства и присутствия в нем человека.

Последними из тиражных предметов на тему космоса в ассортименте завода стали небольшие вазы «Сатурн» и «Астероид» по моделям Виктора Антоновича Молчанова (1940-1983), исполненные камнерезом Виктором Васильевичем Саргиным (род. 1933). Модель вазы «Сатурн» была утверждена в 1975 г.16, вместе с вазой «Астероид» она приобретена в собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств (далее — ЕМИИ) в 1977 г., что позволяет отнести их появление к новому витку интереса к теме космоса, связанному с широко освещавшейся стыковкой космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон».

Название вазы «Сатурн», вероятно, было продиктовано выбранным материалом: калкан-ской яшмы ровного серо-зеленого оттенка, символизирующей планету, и пестроцветной яшмы, изображающей кольца вокруг Сатурна, дополненной ободком из металла. Утвержденная в производство всего на три года, ваза входит в круг так называемых малотиражных предметов. Единственный образец, выявленный на сегодняшний день, представлен в собрании ЕМИИ (Рис. 5).

Ваза «Астероид» обыгрывает природный кусок дымчатого кварца, дополненный сферической емкостью, обра-

_ „ „ Рис. 5. Ваза «Сатурн».

боткой нижней части в виде Авторы В. А. Молчанов, В. В. Саргин, Н. И. Ишков, 1975. отполированной полусферы (ЕМИИ, публикуется впервые)

и небольшой конической

ножкой из того же материала. Впечатление брутальности необработанного камня поддержано нешироким металлическим поясом с имитирующим следы ковки декором.

Подводя итог, можно отметить, что выпускавшиеся разными тиражами «космические» сувениры и вазочки завода «Русские самоцветы» имели достаточно разнообразные пластические решения, менявшиеся в соответствии со стилистическими

15 См.: Стела «СССР» (Режим доступа: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12433680. Последнее посещение — 22 июля 2023 г.)

16 ГАСО. Ф. 2211-р. Оп. 1. Д. 318 (Технические описания на изделия КПД 1013 — 1112, выпускаемые заводом на 1975-1978 годы). Л. 23.

переменами в советском декоративно-прикладном искусстве 1960-х - 1980-х гг. Кроме того, очевидно, что с течением времени, в том числе в силу объективных причин, тема космоса постепенно отходит на второй план, что выражается в сокращении числа утверждаемых новых тиражных моделей.

Космос в Авторских ЭСКИЗАХ и МОДЕЛЯХ СВЕРДЛОВСКОГО ЗАВОДА «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ»

Выявленные в музейных фондах предметы и образцы проектной графики позволяют выделить в отдельную группу авторские произведения уральских камнерезов на тему

освоения космоса. Эти предметы, неставшие в силу большей сложности исполнения частью заводского тиражного ассортимента, сегодня сохранились в единичных экземплярах и представляют примеры подарков руководителям или экспонаты выставочных стендов всесоюзных и международных смотров.

Отдельный блок в этой группе составляют отложившиеся в фондах СОКМ эскизы художника свердловского завода «Русские самоцветы» Е. Е. Васильева. Три варианта шкатулки «Космос» выполнены в 1960, 1963 и 1982 (?) гг. Все варианты разрабатывают форму простого силуэта прямоугольной вытянутой в плане коробки на небольших уплощенных ножках с откидывающейся крышкой.

Сочетание нескольких материалов предполагалось в варианте 1960 г. (инв. № СМ 26446.122). Центральная часть из обсидиана была дополнена инкрустацией в виде голубого диска планеты. Торцы шкатулки из синего лазурита отделялись от центральной части широкими лентами свет-

Рис. 6. Эскиз камнерезной шкатулки «Космос». Автор Е. Е. Васильев, 1963. (СОКМ, публикуется впервые)

лого металла с рельефным декором, в рисунке которого сочетались изображения ракет, спутников, советских эмблем, звезд, воздушных трасс.

В эскизе, датируемом 1963 г. (инв. № СМ 26446.81) (Рис. 6), художник отказывается от металлических накладок и движется в сторону упрощения композиции, придания ей

более лаконичного характера. При этом на обсидиановой центральной части возрастает количество инкрустированных дисков разного цвета. В третьем варианте (1982 г. (?), инв. № СМ 26446.95) художник полностью отказывается от лазуритовых боковых лент, предлагая шкатулку целиком из обсидиана с лаконичной инкрустацией на крышке круглых элементов, изображающих планеты в густом черном пространстве.

На сегодняшний день удалось обнаружить лишь одну шкатулку, выполненную по эскизу 1962 г. В. В. Саргиным и хранящуюся в собрании ЕМИИ (Рис. 7). Предмет позволяет уточнить авторский замысел: инкрустации планетарных дисков выполнялись с небольшим сферическим объемом, что выделяет их на фоне чуть просвечивающего обсидиана. Отметим, что найденные в собрании СОКМ эскизы позволили уточнить датировку шкатулки. Ранее она условно относилась к 1959 г., что не совпадало со стилистическими тенденциями, характерными для конца 1950-х и заметно отличающимися от начала 1960-х гг.

В ряду эскизов Е. Е. Васильева нельзя не отметить еще несколько листов, посвященных космической теме. Среди них эскиз сувенира «Все выше» 1962 г. (МИКЮИ, инв. № ИИ 678)17 и письменного прибора «К звездам» 1964 г. (СОКМ, инв. № СМ 26446.58). В образном наполнении этих произведений присутствует уже знакомый нам по шкатулкам прием инкрустации цветных планетарных дисков в массу деталей из обсидиана,

Рис. 7. Шкатулка «Космос». Авторы Е. Е. Васильев, В. В. Саргин, 1963. (ЕМИИ, публикуется впервые)

как вертикальных декоративных элементов, так и горизонтальных поддерживающих плоскостей. Отличительной чертой этих предметов является высокий уровень детали-

17 См.: Васильев Евгений Евграфович. Эскиз. Сувенир «Всё выше» (Режим доступа: ЬйрБ:// goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11312955. Последнее посещение — 22 июля 2023 г.)

ровки предлагаемых в производство работ. Наличие большого количества элементов было нехарактерно для тиражных работ завода «Русские самоцветы». На настоящий момент ни сувенир, ни письменный прибор не были выявлены в музейных и частных собраниях, что говорит либо о единичности экземпляров, либо о незавершенном их производстве.

К этому же ряду произведений можно отнести мозаичное панно «Гагарин», созданное в середине 1960-х гг. Владимиром Яковлевичем Бакули-ным (1929-1984) (МИКЮИ, Инв. № КИ 260)18. Вертикально вытянутый прямоугольник панно выполнен из лабрадорита, чья природная зональная иризация и мелкие светлые включения соответствуют принятым канонам изображения космического пространства. В нижней части панно помещено портретное

Рис. 8. Эскиз камнерезного сувенира «Союз-Аполлон». Автор Е. Е. Васильев, 1975. (СОКМ, публикуется впервые)

изображение Ю. А. Гагарина в шлеме скафандра, над ним — росчерки трасс и уже привычные цветные планетарные диски.

Любопытно отметить, что сложившийся в первой половине 1960-х гг. прием изображения космического пространства с помощью ровно окрашенного обсидиана, дополненного инкрустированными цветными планетарными дисками из других пород цветного камня, становится своего рода каноном. Так, на следующем пике обращения к теме космоса в середине 1970-х гг., мы увидим возвращение этого приема.

Следующая группа предметов, известная нам по эскизам Е. Е. Васильева, связана с так называемым «рукопожатием в космосе» — стыковкой советского и американского космических пилотируемых кораблей «Союз-19» и «Аполлон», состоявшейся в июле 1975 г. Буквальным отражением события являются эскизы сувенира «Союз — Аполлон» и двух ваз — с аналогичным названием и более условным — «Космос».

Сувенир «Союз — Аполлон» (Рис. 8) иллюстрирует устойчивость композиционных схем, принятых на заводе еще в начале 1960-х гг. На основание из пестроцветной яшмы с частично сохраненными природными сколами вертикально установлена пластина обсидиана с инкрустированными «планетами» и изображением состыкованных кораблей. По правой стороне стойку «динамической» формы дополняет латунная золоченая деталь в виде хвоста кометы с надписью «Союз Аполлон 1975» и с навершием в виде сияющего светила. Заметим, что включение крупных элементов огранки в качестве

18 См.: Бакулин В. Я. Панно мозаичное «Гагарин» (Режим доступа: https://goskatalog.ru/ portal/#/collections?id=13497467. Последнее посещение — 22 июля 2023 г.)

внешнего дополнения к объему из цветного камня характерно для творческого почерка эксклюзивных изделий завода этого времени.

Наиболее интересны в этом ряду эскизы ваз, отражающие стилистику нового десятилетия, которую условно можно обозначить как поздний функционализм. Так, в вазе «Союз — Аполлон» (Рис. 9) строго очерченный силуэт сосуда в виде вертикального чуть расширяющегося параллелепипеда из обсидиана (с неизменными разноцветными планетарными дисками) дополнен лазуритовым поясом в нижней части с накладкой из серебряного металла с изображением состыкованных кораблей.

По бокам вазы предполагались условные ручки из лазурита с тонкими золоченными лентами, поднимающимися вдоль тулова вазы и завершающимися ограненными деталями. Во втором варианте вазы (МИКЮИ, инв. № ИИ 214)19 боковые лазуритовые элементы были заменены на лавровые ветви из пластин нефрита в латунной оправе — еще один популярный элемент декора в работах ограниченного тиража 1970-х гг.

1975-м г. датируется эскиз сувенира «Покорение космоса» (СОКМ, инв. № СМ 26446.76), представляющего собой вертикальное панно из обсидиана с дисками планет синего, зеленого и темно-красного цветов, опирающееся на трапециевидное основание из родонита с рельефными буквами «СССР». От основания поднимается дугообразный элемент выполненный также из родонита. Использование орлеца в произведениях на тему освоения космоса встречается достаточно редко и здесь может быть свидетельством поисков, направленных на расширение палитры используемого сырья в предметах из камня.

В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств представлено еще одно произведение, укладывающееся в стилистику позднего функционализма. Ваза «Космос» 1977 г. (Рис. 10) отличается от рассмотренных произведений набором материалов, однако демонстрирует преемственность в образных приемах. В учетных документах музея автором модели значится Е. Е. Васильев, а исполнителем В. А. Молчанов. Строгие геометрические

19 См.: Васильев Евгений Евграфович. Эскиз вазы «Космос» (Режим доступа: https:// goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11025279. Последнее посещение — 22 июля 2023 г.)

Рис. 9. Эскиз вазы «Союз-Аполлон». Автор Е. Е. Васильев, 1975. (СОКМ, публикуется впервые)

объемы, составляющие объем вазы, уравновешиваются выбранным для ножки и борта чаши нетипичным для этого времени нежно розовым халцедоном в сочетании с лазуритом. Халцедоновый борт чаши декорирован вставками в виде круглых элементов из цветных камней — уже знакомых по более ранним изображениям планетарных дисков. Верхняя часть борта чаши дополнена металлической накладкой с рельефным изображением мотива космических трасс.

Необходимо отметить, что с конца 1970-х гг. тема освоения космоса практически полностью уходит из репертуара свердловского завода «Русские самоцветы». Во второй половине десятилетия ее сменит тема, связанная с подготовкой и проведением московской Олимпиады 1980 года, а в 1980-х гг. заводской ассортимент ввиду смены подчинения с центрального на местный уровень будет сосредоточен, в основном, на поисках образа Урала.

Рис. 10. Ваза «Космос». Авторы Е. Е. Васильев, В. А. Молчанов, 1977. (ЕМИИ, публикуется впервые)

Заключение

Предложенный в статье обзор произведений 1950-х - 1980-х гг. фиксирует важное место темы освоения космоса — ключевой для программы презентации СССР тематики — в творчестве уральских камнерезов. Нельзя не отметить, что несмотря на разнообразную сырьевую базу, которую предоставляет уральский цветной камень, камнерезами в рамках тиражного направления изначально был определен в качестве основного материала достаточно ограниченный по выразительным средствам обсидиан, который глубоким черным цветом с едва уловимыми светлыми прожилками-трещинами укладывался в понимание образа бескрайнего космоса. В сочетании со вставками или деталями из других поделочных камней он составил базу для разнообразных вариаций на тему космического пространства: от простого сувенира в виде плитки с рельефными изображениями до ваз геометрических форм со сложными акцентирующими деталями.

Как было показано, большим разнообразием материалов, приемов работы с камнем и конструктивными вариациями отмечены произведения так называемого авторского круга, то есть предметы, не входящие в основной ассортимент завода. Сложность в исполнении определила их статус как выставочных образцов, нередко попадавших в музейные собрания. Важно отметить, что во многом активная работа свердловского завода «Русские самоцветы» над предметами различной функциональности на тему космоса,

как и в десятках других художественно-промышленных предприятий СССР, была спровоцирована государственным заказом. Основная доля художественных экспериментов укладывается в рамки 1960-х гг., как фиксация выдающихся успехов советской космической отрасли, и 1970-х гг., как отражение возможности и перспектив международного сотрудничества в космосе.

Информация о статье

Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 23-28-00467 «Произведения художников-камнерезов свердловского завода "Русские самоцветы" 1950-х - 1980-х как отражение эволюции декоративно-прикладного искусства СССР».

Авторы: Винокуров, Сергей Евгеньевич — кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Уральский федеральный университет; старший научный сотрудник, отдел декоративно-прикладного искусства, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Россия, Ore ID 0000-0001-7548-8651; e-mail: serg.vinokuroff@gmail.com

Будрина, Людмила Алексеевна — кандидат искусствоведения, доцент, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, Ore ID 0000-0002-8099-5292; e-mail: ludmila.budrina@gmail.com Заголовок: Миф о космосе: Интерпретация в уральском цветном камне в 1950-х - 1980-х годах Резюме: Статья посвящена изучению одной из ключевых тем советской художественной промышленности — космической программы СССР. Авторы раскрывают ее на примере деятельности свердловского завода «Русские самоцветы». В 1950-е - 1980-е годы завод являлся ведущим камнерезным предприятием государства, что позволяет рассмотреть становление и развитие космической темы в камнерезном искусстве и, шире, худпроме Советского Союза. Исследователями привлечены архивные данные, некоторые из них впервые публикуотся, ранее неизвестные ученым графические материалы из собрания Свердловского областного краеведческого музея, а также произведения из собрания музеев России. Материал статьи поделен на две части, раскрывающие направления деятельности камнерезов завода «Русские самоцветы». В первой части рассматриваются модели сувениров и функциональных предметов, утвержденные в производство с конца 1950-х по 1970-е годы. Отмечаются основные конструктивные мотивы этих произведений, а также материалы (каменное сырье) и техники, избранные для реализации проектов. Выделяются устойчивые мотивы и приемы, сохранявшие актуальность в рамках воплощения космических тем в изделиях тиражного круга. Вторая часть посвящена так называемым авторским произведениям мастеров-камнерезов завода. На основе недавно обнаруженных листов проектной графики, а также редких предметов, представленных в музейных коллекциях, выделяются основные типы произведений, характерные приемы, используемые мастерами при их создании. Авторы демонстрируют опыт использования в 1970-е годы нехарактерных для космической темы материалов, попопытки использовать для визуализации сюжетов специфические свойства камня (прозрачность-полупрозрачность, цвет, текстура, рисунок и т. д.). Анализ творчества мастеров-камнерезов позволяет выделить тему освоения космоса в качестве одной из важнейших в русле самопрезентации успехов и возможностей СССР.

Ключевые слова: космическая программа СССР, свердловский завод «Русские самоцветы», камнерезное искусство, сувенир, художественная промышленность СССР, декоративно-прикладное искусство

Литература, использованная в статье: Винокуров, Сергей Евгеньевич; Будрина, Людмила Алексеевна. «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 2 (47). С. 43-57. DOI 10.52173/2079-1100_2022_2_43 Сапанжа, Ольга Сергеевна. Вазы, шкатулки и декоративные светильники Ленинградского завода фарфоровых изделий 1956-1966 гг.: Контекст, атрибуция, интерпретация // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 4. С. 60-78. DOI 10.15826/izv2.2021.23.4.067

Семенов, Владислав Борисович; Тимофеев, Николай Иванович. Книга резного художества. Екатеринбург: ИГЕММО «Lithica», 2001. 144 с.

Семенов, Владислав Борисович; Шакинко, Игорь Михайлович. Уральские самоцветы. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. 285 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шакинко, Игорь Михайлович; Семенов, Владислав Борисович. Завод «Русские самоцветы». Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. 382 с.

Information about the article The topic was supported by the Russian Science Foundation grant 23-28-00467 «Pieces by artists stone-cutters of the Sverdlovsk factory "Russkiye Samotsvety" in the 1950s - 1980s as an example of the evolution of USSR's decorative arts».

Authors: Vinokurov, Sergey Yevgenievich — PhD in Art History, Senior Lecturer, Ural Federal University; Senior Researcher, Decorative Arts Department, Ekaterinburg Museum of Fine Arts, Ekaterinburg, Russia, Orc ID 0000-0001-7548-8651; e-mail: serg.vinokuroff@gmail.com

Budrina, Ludmila Alexeevna — PhD in Art History, Associate Professor, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, Orc ID 0000-0002-8099-5292; e-mail: ludmila.budrina@gmail.com Title: The myth of space: Interpretation in the Ural stone-cutting art of the 1950s-1980s Summary: The article is devoted to the study of one of the key topics of the Soviet art industry — the space program of the USSR. This topic is considered on the example of the activities of the Sverdlovsk factory «Russkiye Samotsvety». In the 1950s - 1980s, the factory was the leading stone-cutting enterprise of the state, which allows us to consider the formation and development of the space theme in the stone-cutting art and, more broadly, the art industry of the Soviet Union using its example. For the study, archival data published for the first time, graphic materials previously unknown to researchers from the collection of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore, as well as works from the collection of Russian museums were involved. The material of the article is divided into two parts, revealing the areas of activity of the stone-cutters of the factory «Russkiye Samotsvety». The first part deals with models of souvenirs and functional items approved for production from the late 1950s to the 1970s. The main constructive motives of these works are noted, as well as materials (stone raw materials) and techniques chosen by the masters for the implementation of projects. Stable motives and techniques are singled out, which remained relevant in the framework of the embodiment of space themes in products of the circulation circle. The second part is devoted to the consideration of the so-called author's works of the plant's stone-cutting masters. On the basis of recently discovered sheets of design graphics, as well as rare objects presented in museum collections, the main types of works are distinguished, as well as the characteristic techniques used by masters in creating objects. Great detail is noted, the use of materials uncharacteristic for the space theme in the 1970s, as well as attempts by craftsmen to use their specific properties within the framework of a given topic (transparency-translucency, color, texture, stone pattern, etc.). Consideration of two areas of creativity of stone-cutting masters makes it possible to single out the topic of space exploration as one of the most important in line with the self-presentation of the successes and capabilities of the USSR.

Keywords: space program of the USSR, Sverdlovsk factory «Russkiye Samotsvety», stone-cutting art, souvenir, art industry of the USSR

References:

Sapanzha, Olga Sergeevna. Vazy, shkatulki i dekorativnye svetil'niki Leningradskogo zavoda farforovykh izdelii 1956-1966 gg.: Kontekst, atributsiya, interpretatsiya [Vases, caskets, and decorative lamps of the Leningrad factory of porcelain in 1956-1966: Context, attribution, interpretation], in Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2021. Vol. 23 (4). Pp. 65-78. DOI 10.15826/ izv2.2021.23.4.067. (in Russian).

Semenov, Vladislav Borisovich; Shakinko, Igor' Mikhaylovich. Ural'skiye samotsvety [Factory «Ural'skie samotsvety»]. Sverdlovsk: Sredne-Ural'skoye knizhnoye izdatel'stvo Publ., 1982. 285 p. (in Russian). Semenov, Vladislav Borisovich; Timofeev, Nikolay Ivanovich. Kniga reznogo khudozhestva [Book of stone-cutting art]. Ekaterinburg: IGEMMO «Lithica» Publ., 2001. 144 p. (in Russian).

Shakinko, Igor' Mikhailovich; Semenov, Vladislav Borisovich. Zavod «Russkiye samotsvety» [Factory «Russkiye Samotsvety»]. Sverdlovsk: Sredne-Ural'skoye knizhnoye izdatel'stvo Publ., 1976. 382 p. (in Russian). Vinokurov, Sergey Yevgenievich; Budrina, Ludmila Alexeevna. «Krasotu v zhizn'»: Razvitiye suvenirnogo assortimenta Sverdlovskogo zavoda «Russkiye samotsvety» v 1960-e gody [«Beauty for Life»: Development of souvenir assortment of the Sverdlovsk factory «Russkiye Samotcvety» in 1960s], in Mezhdunarodniy zhur-nalissledovaniy kul'tury. 2022. Vol. 2 (47). Pp. 43-57. DOI 10.52173/2079-1100_2022_2_43. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.