Научная статья на тему 'Миф и реальность метафизической войны: от платонизма до современности'

Миф и реальность метафизической войны: от платонизма до современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
война / метафизика войны / философия войны / идеи пацифизма / современная война / национальная идея / интегративный потенциал / всеединство. / war / metaphysics of war / philosophy of war / ideas of pacifism / modern war / national idea / integrative potential / unity.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ковалев А.А.

Философские взгляды на войну в течение истории человечества всегда были нацелены на понимание их подлинной природы и последствий. Метафизика призвана исследовать первоосновы и причины войны. Настоящая статья предлагает обоснование философской позиции, связанной с некоторыми основными философскими теориями, такими как платоновское учение о мироздании, в контексте различных теорий войны. Целью исследования является изучение метафизики войны со времен Платона и до настоящего времени. С появлением философии вопросы о природе и войне стали предметом исследования. Статья представляет собой анализ вопросов войны в контексте метафизики. В ней представлены основные идеи платоновской метафизики и более поздних исследователей, а также их влияние на феномен войны. В результате статья раскрывает сложность рассматриваемого вопроса и обосновывает необходимость использования философии для адекватного времени понимания и оценки реальности военных конфликтов, которые остаются актуальными и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The myth and reality of metaphysical warfare: from platonism to the present

Philosophical perspectives on war throughout human history have always aimed at understanding their true nature and consequences. Metaphysics has been called upon to investigate the root causes and causes of war. This article offers a rationale for the philosophical position associated with some major philosophical theories, such as Plato's doctrine of creation, in the context of various theories of war. The purpose of the study is to examine the metaphysics of war from Plato's time to the present. With the emergence of philosophy, questions about nature and war have become a subject of study. The article is an analysis of the issues of war in the context of metaphysics. It presents the main ideas of Plato's metaphysics and later researchers, as well as their influence on the phenomenon of war. As a result, the article reveals the complexity of the issue at hand and substantiates the need to use philosophy to adequately understand and assess the reality of military conflicts, which remain relevant today.

Текст научной работы на тему «Миф и реальность метафизической войны: от платонизма до современности»

The myth and reality of metaphysical warfare: from platonism to the present

Kovalev Andrej Andreevich, PhD of Political science, Associate Professor, Northwestern Institute of Management (branch), Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Philosophical perspectives on war throughout human history have always aimed at understanding their true nature and consequences. Metaphysics has been called upon to investigate the root causes and causes of war. This article offers a rationale for the philosophical position associated with some major philosophical theories, such as Plato's doctrine of creation, in the context of various theories of war. The purpose of the study is to examine the metaphysics of war from Plato's time to the present. With the emergence of philosophy, questions about nature and war have become a subject of study. The article is an analysis of the issues of war in the context of metaphysics. It presents the main ideas of Plato's metaphysics and later researchers, as well as their influence on the phenomenon of war. As a result, the article reveals the complexity of the issue at hand and substantiates the need to use philosophy to adequately understand and assess the reality of military conflicts, which remain relevant today.

Keywords: war; metaphysics of war; philosophy of war; ideas of pacifism; modern war; national idea; integrative potential; unity.

Цитировать: Ковалев А.А. Миф и реальность метафизической войны: от платонизма до современности // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 162-166. EDN: HZFZWH. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.29

Ковалев Андрей Андреевич, кандидат политических наук, доцент, Северо-Западный институт управления (филиал), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург

Философские взгляды на войну в течение истории человечества всегда были нацелены на понимание их подлинной природы и последствий. Метафизика призвана исследовать первоосновы и причины войны. Настоящая статья предлагает обоснование философской позиции, связанной с некоторыми основными философскими теориями, такими как платоновское учение о мироздании, в контексте различных теорий войны. Целью исследования является изучение метафизики войны со времен Платона и до настоящего времени. С появлением философии вопросы о природе и войне стали предметом исследования. Статья представляет собой анализ вопросов войны в контексте метафизики. В ней представлены основные идеи платоновской метафизики и более поздних исследователей, а также их влияние на феномен войны. В результате статья раскрывает сложность рассматриваемого вопроса и обосновывает необходимость использования философии для адекватного времени понимания и оценки реальности военных конфликтов, которые остаются актуальными и сегодня.

Ключевые слова: война; метафизика войны; философия войны; идеи пацифизма; современная война; национальная идея; интегративный потенциал; всеединство.

5.7.8

Ковалев А.А.

Миф и реальность метафизической войны: от платонизма до современности

Введение

Метафизическая война – это философская концепция, связанная с платонизмом. Она относится к борьбе между идеальным миром и материальным миром, которую платонисты считали главным конфликтом. Эта война происходит между миром идей (истинных ценностей и идеалов) и миром чувственных вещей, которые мы можем видеть, слышать и осязать.

В течение многих тысячелетий мифология играла важную роль в объяснении войны и конфликтов во всех культурах. В мифологии война часто рассматривалась как битва между богами, где люди были только инструментами или стремились последовать за той или иной стороной. Однако в рамках философии произошло переосмысление данной категории. Так, Платон считал, что мир идей является истинным миром реальности, управляемым разумом, а материальный мир – всего лишь его отражением, который подчиняется случайности и суетности. Материальный мир постоянно тянет нас вниз, обманывая наши смыслы и инстинкты, в то время как мир идей предлагает нам возможность понять более высокие идеи.

Метафизическая война переносит эту борьбу на более эмоциональный и нравственный уровни, рассматривая ее как конфликт между добром и злом, свободой и авторитаризмом и между справедливостью и безнравственностью. Для платонистов метафизическая война должна быть выиграна мудрыми людьми, которые занимаются философией и заботятся о духовном развитии.

Таким образом, метафизическая война – это концепция, которая отражает борьбу между идеальным и материальным миром, и рассматривает ее как фундаментальный конфликт в истории человечества. Она является одной из ключевых концепций платонизма и направлена на способствование духовному развитию.

Цель исследования – изучение метафизики войны со времен Платона и до настоящего времени.

Ключевыми фигурами в вопросах изучения метафизики войны и философии войны в целом являются Н.А. Бердяев, Платон, В.С. Соловьев, М. Шелер, Ю. Эвола и некоторые другие исследователи. Современная отечественная мысль представлена работами Е.В. Бакеевой, А.Н. Гулевского, Г.В. Канарева, А.С. Тимощука, А.А. Сауткина и пр.

Исторический образ. Метафизическая война – это термин, который используется в разных эпохах и культурах, чтобы описать борьбу человека с проблемами духовного и морального характера.

В Древней Греции метафизическая война была связана с идеями платонизма. Платон считал, что борьба организма с духом определяет борьбу души с материальным миром, связанным с чувственным опытом. Он утверждал, что эта борьба не может быть выиграна без осмысления важности духовного развития.

Итак, мир идей является более реальным и истинным, чем мир чувственный, поскольку он представляет собой мир абсолютных идеалов, которые являются постоянными и неизменными. Мир чувственный, с другой стороны, является миром перемен и изменений, где все проходит и никакое явление не является постоянным.

Метафизическая война в концепции Платона означает борьбу между этими двумя мирами, где мир чувственный представляет собой нечто несовершенное и недостаточное в сравнении с миром идей. Цель метафизической войны заключается в том, чтобы способствовать преобладанию мира идей над миром чувственным.

По мнению Платона, идеи и формы являются неотъемлемой частью метафизической войны. Идеи представляют собой абсолютные идеалы, которые существуют в мире идей, в то время как формы упорядочивают и объединяют идеи в красоту, добро и другие понятия.

Концепция метафизической войны Платона связана с его пониманием идеального мира и его отношения к миру чувственному. Философ утверждал, что только понимание и принятие идеального мира может привести к истине и духовному просветлению.

В христианстве метафизическая война связана с борьбой духа и плоти. Концепция борьбы была важной частью моральной философии христианства, где человек должен сражаться с грехом и проявлять духовную силу в борьбе с искушениями. Термин «метафизическая война» также относился к борьбе со злом и демонами.

Для христианства метафизическая война представляет собой схватку духовных сил блага и зла. В Библии описывается, что Бог и Сатана борются за души людей, и каждый человек должен выбрать, на чьей стороне он стоит.

Христианская вера учит, что зло существует в мире и влияет на жизнь людей. Сатана пытается отвратить людей от Бога и привести их к греху. Однако Бог дает людям свободу выбора и помощь духовных сил блага, чтобы противостоять злу [1].

Христианский взгляд на метафизическую войну берет свое начало из учения Христа, который боролся со злом и победил его через свою жертву на кресте. Христиане верят, что и они могут противостоять злу, следуя примеру Христа и получая силу от Святого Духа.

Для христианства метафизическая война является неотъемлемой частью жизни и способом противостоять злу и побеждать его через веру и духовные силы блага.

В исламе метафизическая война описывает бесконечную борьбу человека с собой и с великим шайтаном, который считается врагом всего человечества. В этом понимании термин описывает духовную борьбу мусульманина с искушениями и злом, а также борьбу за душу.

Вообще термин «метафизическая война» описывает духовные битвы, происходящие внутри человека. Эта концепция подразумевает осмысление важности духовного развития и борьбы с искушением. Независимо от времени и культуры, концепция метафизической войны всегда оставалась актуальной для тех, кто стремится к духовному просветлению и подлинной свободе.

Современные трактовки. Важный вклад в понимание метафизики войны внесли исследователи XIX-XX веков. Так, принципиальное значение в вопросах понимания настоящего предмета исследования внесли следующие авторы: Н.А. Бердяев [7; 8], В.С. Соловьев [9], С.Л. Франк [5], а также Ю. Эвола [13]. Эти авторы расширили понимание войны с социально-политических начал до глубокого философского осмысления данного явления. Например, Н.А. Бердяев строго разграничивал физику и метафизику войны, отрицая при этом пацифизм, уповая на то, что война олицетворяет не убийство души, а только лишь убийство тела. При этом русский философ Первую мировую войну считал способом укрепления самосознания и характера всей русской нации, вступившим [способом] в противоречие с привычным принципом непротивления злу насилием. Схожих взглядов придерживался и русский философ С.Л. Франк, видевший преодоление моральной противоречивости войны в провозглашении борьбы за высокие религиозно-нравственные идеалы. В подобном ключе им развивалась идея всеединства, то есть сплочения и объединения народов после тяжелого испытания Великой войной.

Отечественный философ В.С. Соловьев был приверженцем развития идеологии христианского гуманизма, а также одним из основоположников миротворческой парадигмы, приобретшей особую актуальность в XX веке, веке двух мировых войн. При этом итальянский мыслитель Ю. Эвола рассматривал войну как способ духовного преображения человека.

Современные трактовки метафизической войны включают в себя широкий спектр идеологических и политических конфликтов, конкуренцию мировоззрений и научных теорий.

Одной из наиболее ярких трактовок метафизической войны является идея культурной борьбы, которая связана с конкуренцией между различными культурами и образами жизни. В этой трактовке метафизическая война представляет собой борьбу за культурное господство, где культурные ценности, идеи и традиции борются между собой за признание и влияние.

Другой важной трактовкой метафизической войны является идея научной борьбы, которая связана с конкуренцией между различными научными теориями и идеями. В этой трактовке метафизическая война представляет собой борьбу за научное господство, где различные научные школы и теории борются между собой за признание и влияние.

Кроме того, в современных трактовках метафизической войны также учитываются политические и идеологические конфликты, такие как конфликты между различными политическими доктринами и идеологиями, между правительствами и оппозицией, между государствами и между различными социальными группами.

Метафизика современных войн существенно изменилась, и осмысление этого феномена приобрело новые смыслы. Это произошло во многом благодаря тому, что сама категория войны в современном мире претерпела значительные изменения. Так, в частности, из-за разнообразия средств военного насилия и способов нанесения вреда противнику появилось много новых разновидностей войн, среди которых информационная война, психологическая война, кибер-война, прокси-война и т.д. [6, 26] Также важно отметить, что война не на поле боя (в традиционном ее понимании) в XXI веке, веке Интернета и информационно-коммуникационных технологий, приобретает особый смысл. Сейчас слово и способы его подачи (доведения до адресата) являются особым предметом не только научного исследования, но и философского осмысления. Поэтому особое внимание уделяется изучению лингвистики информационно-психологических войн современности и поиску ее философских оснований [4; 12].

В целом современные трактовки метафизической войны отражают широкий спектр современных проблем и конфликтов, включая культурные, научные, политические и социальные аспекты. В настоящее время существует осознание, что метафизическая война может быть влиятельным фактором в современном мире и должна быть учтена во всех сферах жизни.

Миф и реальность. Метафизическая война – это понятие, которое может иметь различные значения и интерпретации. В общем, это концепция, связанная с соперничеством различных мировоззрений, философий и религий, которые конкурируют за превосходство в обществе или в мире в целом.

С одной стороны, метафизическая война может быть интерпретирована как чисто философское понятие, которое имеет мало реального влияния на повседневную жизнь людей. В этом случае она является, скорее, социальной конструкцией, созданной для понимания конкуренции разных мировоззрений на уровне идей.

С другой стороны, метафизическая война может иметь реальное влияние на повседневную жизнь людей, особенно в контексте конфликтов на основе религиозных и культурных противоречий. Она может приводить к насилию, дискриминации и конфликтам в обществе, что, несомненно, оказывает значительное влияние на жизнь людей.

Можно сказать, что метафизическая война является довольно сложным явлением, которое может быть как социальной конструкцией, так и реальным влиянием на жизнь людей. В конечном счете, все зависит от того, как это понятие интерпретируется и какие последствия оно имеет в конкретном контексте.

В современных условиях обострившегося противостояния западного и всего незападного мира во главе с Россией и особенно в условиях проведения специальной военной операции на территории Украины метафизика войны в нынешнем ее осмыслении приобретает особую актуальность. В работах разных авторов прослеживается мысль о вреде пацифизма в тех или иных обстоятельствах, например, в условиях ослабления государства и готовности врага напасть на него [3]; или в условиях угрозы вырождения нации и необходимости усилить ее сплоченность [2, 121].

Подобные обстоятельства вынуждают современную Россию защищаться любой ценой. Защищать свою территорию, свои ценности, свою историю, свой суверенитет и – самое главное – свой народ. Здесь и актуализируются идеи русских философов прошлого и позапрошлого столетий, рассматривающих метафизику войны с точки зрения объединения нации и ее перерождения в новых условиях. И новый мир требует от нашего государства, от нации создания некой объединяющей философии, интегрирующей идеи, которая бы смогла стать идентификационной основой для всего российского народа [10, 124; 11, 187].

Тем самым, метафизика войны XXI века, которую во многом воплотила Россия, защищая свою государственность, – это отстаивание принципов суверенности, безопасности, устойчивости, а также развитие национального самосознания и защита национального менталитета.

Заключение

Метафизическая война восходит к древним временам и остается актуальной до сих пор. Она связана с разными философскими направлениями и мировоззрениями, но в целом представляет собой борьбу за управление мыслительными процессами и установление своей парадигмы в обществе. Хотя метафизическая война не всегда приводит к конфликтам и насилию, она может оказывать значительное влияние на общество и формирование его значения и идеалов. Необходимо понимать, что критически мыслящие люди и те, кто способствует распространению правдивой информации, играют важную роль в этой войне и помогают поддерживать сбалансированный диалог и развитие общества во всех сферах.

Литература:

1. Давыдов О.Б. Мир и война: христианская альтернатива метафизике насилия // Богословский вестник. – 2019. – Т. 35. № 4. – С. 87-101.

2. Дугин А.Г. Философия войны. – М.: Яуза, Эксмо, 2004. – 256 с.

3. Керсновский А.А. Философия войны. – Белград: «Царский вестник», 1939. – URL: http://www.xliby.ru/istorija/_filosofija_voiny_v_odnoimennom_sbornikel/p2.php#metkadoc2 (дата обращения: 10.05.2023).

4. Копнина Г.А., Сковородников А.П. О философских основаниях лингвистики информационно-психологической войны // Экология языка и коммуникативная практика. – 2016. – № 1. – С. 1-16.

5. Куманьков А.Д. С.Л. Франк в поисках духовного смысла Великой войны // Философские науки. – 2017. – № 3. – С. 38-52.

6. Лукин А.Н., Хайрулин Ш.Ш. Философия войны: формирование современного дискурса // Социум и власть. – 2022. – № 3 (93). – С. 25-36.

7. Мартишина Н.И. Осмысление начала Первой мировой войны в философской публицистике Н.А. Бердяева // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (10). – С. 111-115.

8. Овсянников А.В. Метафизика войны Н.А. Бердяева // Булгаковские чтения. – 2007. – № 1. – С. 176-179.

9. Сутягина Л.Э. Метафизика войны и мира в философии В.С. Соловьева // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 2 (7). – С. 103-116.

10. Тимощук А.С. Философия В.В. Путина как противостояние политическому хайпу // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2019. – Т. 13. № 3. – С. 122-127.

11. Тимощук А.С. Философия Путина как национальная философия адекватности // Вестник Прикамского социального института. – 2019. – № 1 (82). – С. 186-193.

12. Чекки Д. Историческая реальность и политическая эстетика после Жака Дерриды и Бернара Стиглера // KANT: Social Sciences & Humanities Series. – 2022. - №3(11). - С. 004-015. DOI: 10.24923/2305-8757.2022-11.1

13. Эвола Ю. Метафизика войны / Пер. с англ. – Тамбов: Полюс, 2008. – 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.