DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-214-221 УДК 070
Мичуринская газетная школа (1934-1938 гг.). Страницы истории журналистского образования
Ольга Евгеньевна ВИДНАЯ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6760-1578, e-mail: [email protected]
Michurinsk newspaper school (1934-1938). Pages of the journalistic education history
Olga E. VIDNAIA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6760-1578, e-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены неизвестные факты из истории журналистского образования - о функционировании областной партийной газетной школы, работавшей в Мичуринске в 30-е гг. ХХ века. Цель исследования - введение в научный оборот новых документов, доказывающих факт существования областной партийной газетной школы на территории Тамбовской области. Актуальность связана с заполнением лакун в истории журналистского образования и анализом работы школы в контексте сегодняшних задач профессионального образования. Данное исследование носит междисциплинарный характер и связано, кроме журналистики, с историей, педагогикой, филологией. Применялись методы различных наук, в том числе идеографический метод, с помощью которого описано данное явление. Ис-торико-типологический метод позволил сопоставить прошлое и настоящее процесса профессионального журналистского образования, классифицировать данный исторический объект. Социокультурный аспект изучения данного явления, как часть системного подхода к изучению журналистики, продиктован необходимостью определить место и значение функционирования газетной школы в общественной парадигме ХХ века. Основные результаты: уточнены и детализированы факты существования первоначальной ступени профессионального образования в журналистике на территории Тамбовской области; проанализированы различные аспекты журналистского образования в газетной школе, в том числе организация учебного процесса, эффективность данной формы обучения; обоснована значимость данной образовательной структуры для развития региональной журналистики ХХ века.
Ключевые слова: газетная школа; журналистское образование; учебный процесс; история Тамбовской области
Для цитирования: Видная О.Е. Мичуринская газетная школа (1934-1938 гг.). Страницы истории журналистского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 183. С. 214-221. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24183-214-221
Abstract. We consider unknown facts from the history of journalistic education - about the functioning of the regional party newspaper school, which worked in Michurinsk in the 30s of the 20th century. The aim of the study is to introduce into scientific circulation new documents proving the existence of the regional party newspaper school in the Tambov Region. The relevance is connected with filling the gaps in the journalistic education history and the analysis of the school's work in the context of today's tasks of professional education. This research is interdisciplinary and is connected with history, pedagogy, philology in addition to journalism. We apply various sciences methods, including the ideographic method by which this phenomenon is described. The historical and typological method allows us to compare the past and the present of the process of
214
© Видная О.Е., 2019
professional journalistic education, to classify this historical object. The socio and cultural aspect of the study of this phenomenon, as part of a systematic approach to the study of journalism, is dictated by the need to determine the place and importance of the functioning of the newspaper school in the social paradigm of the 20th century. Main results: we specify and detail the facts of existence of the initial stage of professional education in journalism in the Tambov Region; we analyze various aspects of journalistic education in the newspaper school, including the organization of the educational process, the effectiveness of this form of education; also we substantiate the importance of this educational structure for the development of regional journalism of the 20th century.
Keywords: newspaper school; journalism education; educational process; history of Tambov Region
For citation: Vidnaia O.E. Michurinskaya gazetnaya shkola (1934-1938 gg.). Stranitsy istorii zhurnalistskogo obrazovaniya [Michurinsk newspaper school (1934-1938). Pages of the journalistic education history]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 214-221. DOI 10.20310/18100201-2019-24-183-214-221 (In Russian, Abstr. in Engl.)
История журналистского образования насчитывает уже больше столетия, поэтому многие специалисты обращались не один раз к данной тематике. Однако новый всплеск интереса к исследованию профессионального образования в сфере массмедиа произошел в начале XXI века. Это связано с необходимостью непредвзято, без идеологических наслоений, осмыслить процессы, происходящие в журналистике, понимание ее роли в общественных событиях ХХ века, используя при этом новые документы и архивные сведения. По теме журналистского образования можно назвать монографические работы, учебники, статьи следующих авторов: Д.А. Гутнов [1], В.В. Кихтан [2], А.И. Кондратенко [3], С.Г. Корконосенко [4, с. 9], Л.Г. Свитич [5, с. 108], И.А. Фатеева [6] и др.
Общедоступные сведения о развитии журналистского образования указывают на то, что в 30-е гг. ХХ века подготовка газетных работников была достаточно разветвленной и велась в различных типах учебных заведений: в коммунистических институтах журналистики, на газетных отделениях ком-вузов, в Высшей школе профдвижения, в вечерних институтах1. Важную роль в становлении журналистского образования в этот период сыграло постановление ЦК ВКП(б) 1930 г. «О кадрах газетных работников»2. Но в эти же годы появился новый тип образовательных заведений - партийные газетные школы, которые должны были в двухгодичный срок подготовить кадры для районной
1 Большая советская энциклопедия. М., 1952. Т. 16. С. 243.
2 Там же.
печати. Об этом подробно пишет И.А. Фатеева в статье «Среднее специальное образование для журналистов: российский опыт» [7]. Анализируя возможности создания среднего образовательного звена для подготовки журналистов, она подробно описывает опыт Челябинской областной партийно-газетной школы (1936-1939 гг.) Среди 19 подобных школ, существовавших в России того времени, она называет и Мичуринскую газетную школу, территориально относящуюся к Воронежской области.
В. Кихтан также указывает на факт существования такой школы в Мичуринске: «Газетные техникумы работали в Москве, Ростове-на-Дону, Харькове. Соответствующие отделения совпартшкол были в Орле, Мичуринске, Пензе, Костроме и других городах» [2]. А.И. Кондратенко, описывая становление журналистского образования в 1930-е гг., останавливается на опыте работы газетного отделения комвуза в Воронеже и Орловской областной газетной партийной школы [3]. Однако автор статьи не упоминает Мичуринскую школу, которая была образована на основании решения Воронежского обкома ВКП и Мичуринского горайкома ВКП(б) и находилась в подчинении Воронежского обкома. Таким образом, в литературе по истории журналистского образования нет недостаточных сведений о данном учебном заведении. Цель данного исследования - уточнить и расширить сведения о функционировании областной партийной газетной школы в Мичуринске, определить специфику данного учебного заведения, изучить организацию и эффективность учебного
процесса. Кроме этого, изучение исторического опыта дает возможность сравнить прошлое и настоящее профессионального образования в сфере массмедиа.
К середине 90-х гг. прошлого века журналистика стала массовой и востребованной профессией. Количество СМИ увеличивалось, а квалифицированных кадров не было. Поэтому в это время в Тамбовском госуниверситете им. Г.Р. Державина открыли новую специальность - «журналистику» [8, с. 3]. У истоков специальности в 1996 г. стоял профессорско-преподавательский состав вуза: Н.Л. Потанина, Л.В. Голузо, Л.Н. Кло-кова, С.Е. Бирюков, идею поддержал ректор университета профессор В.М. Юрьев. Филологическая почва новой специальности во многом определила содержательную сторону процесса обучения и позволила сохранить лучшие традиции высшей школы. Большую поддержку оказали и коллеги из Воронежского университета: Л.Е. Кройчик, В.В. Тулупов и др. В 2002 г. была основана кафедра журналистики, семь лет существовал факультет журналистики (2003-2010). Сегодня подготовка специалистов массмедиа успешно ведется на факультете филологии и журналистики Тамбовского госуниверситета. Принято считать, что для Тамбовской области это было абсолютно новое начинание. Однако, оказывается, что это не совсем так. Получается, что в 30-е гг. прошлого века в Мичуринске (втором по величине городе области) существовала областная газетная партийная школа, в которой готовили специалистов для прессы.
Надо отметить, что действовала она с 1934 по 1937 г. - на территории Воронежской области (современная территория Тамбовской области в это время входила в данное территориальное образование), а затем еще год, с 1937 по 1938, - в Тамбовской области, которая с 1937 г. стала самостоятельной. Таким образом, данная школа обслуживала достаточно большую территорию, в которую на тот момент входили часть районов современных Воронежской, Тамбовской, Липецкой областей.
Школа была образована в 1934 г. в Мичуринске (до этого г. Козлов) на основании решения Воронежского обкома ВКП(б) и Мичуринского горайкома ВКП(б). В разных документах встречаются разные названия:
«Козловская сов-парт. школа», «газетный техникум», просто «газетная школа». Для сравнения заметим, что Орловская школа (о ней упоминалось выше) открыта на два года раньше [3]. По всей видимости, в Советской республике назрела потребность в улучшении подготовки кадров в СМИ. Проведенные в 1920-е гг. исследования кадрового состава значительно увеличившегося количества редакций газет и журналов показали недостаток специалистов и низкую квалификацию работников средств массовой информации. Поэтому в системе подготовки, обучения и переобучения журналистских кадров использовались разные формы.
Основная задача школы, срок обучения в которой был два года, - подготовка среднего звена работников районных газет (инструкторов, завотделами, секретарей редакций), а также редакторов фабрично-заводских, транспортных и совхозных газет. Срок обучения во Всесоюзном коммунистическом институте журналистике (ВКИЖ), для сравнения, в то время тоже был невелик - всего три года. Учебный план утверждался Отделом печати и издательств ЦК ВКП(б) и был типовым3. Для руководства учебным процессом создали педсовет и методический комитет.
По нашим подсчетам (точных общих цифр, к сожалению, в документах не зафиксировано), школа выпустила около 150 человек (26 - в 1936 г., 59 - в 1937 г., 69 - в 1938 г.)4. Причем есть сведения о том, что первый выпуск - все 26 человек - были рекомендованы на работу в районные газеты, в том числе заместителями редакторов и заведующими отделов5.
На протяжении всего времени работы школа постоянно испытывала самые разные трудности: не было квалифицированных преподавателей именно профессиональных дисциплин, не хватало специальной литературы, трудно шел набор курсантов, отсутствовали необходимые финансовые средства.
В школу должны были набирать членов партии и комсомольцев с 3-летним стажем, с опытом газетной работы и образованием не менее чем в объеме семилетки, но часто та-
3 ГАСПИТО (Государственный архив социальной и политической истории Тамбовской области). Ф. П-386. Оп. 1. Д. 12. Л. 1-2.
4 Там же. Д. 29. Л. 46; Д. 12. Л. 52.
5 Там же. Д. 12. Л. 52.
кие требования было очень сложно соблюсти. На это сетует Я.М. Дубровин, один из первых директоров школы, в докладе об итогах учебной работы за 1935/36 учебный год6. Как отмечает И.А. Фатеева, «данный образовательный ценз повсеместно нарушался» [7]. Для того чтобы подтянуть образовательный уровень студентов, в Мичуринской школе пробовали вводить подготовительные курсы. Однако это увеличивало срок обучения, а значит и финансовые затраты. Любопытно, что в школу набирали и женщин: это была примерно пятая часть от списочного состава курсантов. Многие курсанты школы были активными рабселькорами. Конечно, в обязательном порядке учитывались партийность и социальное положение учащихся - характеристики, имеющие особую важность для того времени.
Несмотря на кадровый голод и невысокий уровень районных изданий, газеты Тамбова, Воронежа, Липецка, Моршанска, Ельца, Борисоглебска неохотно командировали своих сотрудников на учебу. Я.М. Дубровин так объяснял мотивы секретарей райкомов ВКП(б): «Посылать хорошего коммуниста -замены нет», вот и посылали тех, от кого «все равно толку нет»7. С этим связана, безусловно, и эффективность данного учебного заведения, да и дальнейшая судьба партшкол.
Например, в 1935/1936 учебном году набрано было 65 человек. Отказано в приеме 63. Выбыло из школы 22 человека8. Интересно, что среди причин отчисления есть характерные для того времени: «антисовесткие вылазки», «как разложившийся», «троцкистские вылазки», «социально чужд». Справедливости ради надо сказать, что были и вполне современные обстоятельства: «неявка», «семейные обстоятельства», «уход в армию», «возращение в редакцию».
В архиве хранится, например, срочное донесение о ходе осеннего набора 1937 г., адресованное Комитету по заведыванию учеными и учебными учреждениями ЦИК Союза ССР от директора школы И.Ф. Кос-тенко. В нем отмечено, что «невыполнение плана приема вызвано уменьшением смет-
6 ГАСПИТО. Ф. П-386. Оп. 1. Д. 12. Л. 50.
7 Там же.
8 Там же.
ных ассигнований»9. По плану набор состоял из 60 человек, заявлений было 168, допущено 125, а принят всего 21 человек.
Учебный процесс был организован так, чтобы одна треть времени отводилась лекциям, а две трети - проработке тем в классе. Занятия проводились шесть дней в неделю, но в день не больше 3 дисциплин. Занимались с 8 до 14, затем - перерыв. И до 19.30 «самостоятельная работа над углублением материала и подготовка к лекциям и урокам следующего дня»10. У школы было свое помещение: с классами, библиотекой, мини-типографией, студенты проходили практику и регулярно выпускали стенгазеты.
Главная задача преподавательского коллектива - дать знания по русскому языку и литературе, истории партии, необходимые навыки газетной работы. В общеобразовательный блок входили русский язык, литература, география; в социально-экономический -история России и народов СССР, Всеобщая история, политэкономия, история ВКП(б), ленинизм. В блоке газетных дисциплин числились редактирование и массовая работа большевистской печати, история большевистской печати, газетная техника, производственная практика. В плане в обязательном порядке были - военное дело, сельскохозяйственные дисциплины.
«Преподавание русского языка и литературы поставить с учетом специфики работы в газете. Дать курсанту отчетливые знания грамматики, синтаксиса, навыки работы над газетой и книгой, научить писать конспекты, тезисы, планы, литературные сочинения, глубокого анализа художественных произве-дений»11. Причем обучающий процесс не ограничивался только диктантами, которые проводились регулярно, но практиковались письменные работы, грамматические разборы, преподаватели других дисциплин уделяли внимание «борьбе с речевыми сорняками».
Преподаватель газетных дисциплин Д.Г. Анисимов, присланный из Ленинградского КИЖа для улучшения качества преподавания специальных дисциплин, в отчете за 1936/37 учебный год писал: «Задача курса моих дисциплин сводится к тому, чтобы научить курсантов политически грамотно и
9 Там же. Д. 29. Л. 4.
10 Там же. Д. 12. Л. 57.
11 Там же.
культурно составлять и редактировать газетный материал, познакомить с методами организации массовой работы в редакции в связи с задачами печати в период второй пятилетки, в период нового политического поворота в жизни страны»12. Среди пройденных тем им были обозначены: корреспонденция в газете, организация материала, язык и стиль большевистской печати, работа с письмом, Сталинская конституция и задачи рабселькоров, низовая печать, партстроительство в газете, очерк, фельетон, статья и др. Как мы видим, большое количество времени отводилось на изучение газетных жанров.
Учебный процесс постоянно обсуждался педагогическим коллективом и совершенствовался: учащимся требовались знания по текущей политике, экономике, поэтому вводились дополнительные занятия, был организован кружок «очеркисов-экономистов». Работали шахматный кружок, фотокружок, кружок немецкого языка. В литгруппе разбирали вопросы поэтики и теории литературы.
Из доклада директора Я.М. Дубровина следует, что внимание качеству преподавания уделялось пристальное. Он говорит про открытые уроки, постоянный контроль за преподаванием дисциплин13. В архивных документах есть еще так называемые самоотчеты преподавателей, из которых можно детально представить, как шел процесс преподавания. Читаем в самоотчете П.А. Белогу-ровой за ноябрь 1935 г.: «Помимо всего прочего практическая работа по теме «Статья» строилась с соблюдением всех этапов работы над статьей: выбора темы, ее разработки и литературного оформления. Статьи писались на темы по вопросам сегодняшнего дня, например: о перестройке работы комсомола, о
14
перевоспитании людей и т. п.»
Судя по отчетам директоров разных лет, в школе уделялось особое внимание учебно-методическому обеспечению учебного процесса: «Библиотека в этом году хорошо пополнена, но по вопросам печати, всеобщей истории, литературы до сих пор ощущаем огромные затруднения. Вызываются они, с одной стороны, недостаточным ассигнованием по бюджету и отсутствием литературы на
12 ГАСПИТО. Ф. П-386. Оп. 1. Д. 12. Л. 85.
13 Там же. Л. 8.
14 Там же. Л. 7.
рынке»15. В финале отчета он обращается к руководству с просьбой обязать ВКИЖ продать несколько десятков экземпляров учебника «Редактирование и массовая работа большевистской печати» (издан в Москве в 1934 г.). Никакой вариативности или самодеятельности в вопросах выбора дисциплин или учебной литературы не было. Все газетные дисциплины изучались по программам ВКИЖа им. «Правды». Из записок директора школы видно16, что будущие журналисты должны обязательно прочитать произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.И. Успенского, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
Основным отличием данного типа учебных заведений изначально должна быть практическая направленность обучения. «Внутри школы выпускаем печатную многотиражку, используя ее как базу для практической работы. Все процессы, связанные с техникой выпуска газеты, проводятся под руководством редколлегий, по очереди академическими группами. Эта практика дает положительные результаты»17. Получалось, что каждый слушатель принимал участие в выпуске школьной газеты. Кроме этой газеты в документах школы постоянно упоминаются групповые стенные газеты, которые выпускались 6 раз в месяц, а также одна общая печатная многотиражная газета периодичностью 3 раза в месяц. И это несмотря на то, что «своя школьная типография оборудована очень плохо, как полиграфическая база почти непригодна, нуждается в серьезном пополнении шрифтами и особенно заголо-вочными...»18. Поэтому часто практику работы изучали в типографии местной районной газеты «Мичуринская правда» (с 1936 г. она носит именно это название). Здесь же печаталась и подборка материалов учеников газетной школы.
Практическая работа курсантов была направлена на конкретную помощь районным и многотиражным газетам. Они отправлялись на практику в редакции на несколько недель, а в характеристике по окончанию практики
15 Там же. Л. 8.
16 Там же. Л. 55.
17 Там же. Л. 7.
18 Там же. Л. 60.
оценивался тот вклад, который внесли практиканты в творческую жизнь редакций.
Кроме этого, проводилась широкомасштабная воспитательная работа: музыкальные вечера, просветительские лекции, самодеятельные вечера и собрания по вопросам партпросвещения.
На протяжении всего времени существования школы главной проблемой было отсутствие квалифицированных и подготовленных педагогов по профессиональным дисциплинам. Проблема комплектования учителями преследовала школу все четыре года: то нет учителя географии и истории партии, то преподавателей по печати сменилось три человека в течение года. Но в отделе печати Воронежского обкома ВКП(б) отвечали, что «квалифицированных коммунистов, способных вести педагогическую работу, в организации нет»19.
В списочном составе преподавателей на 1937/38 учебный год числятся четыре члена ВКП(б): директор школы, он же вел газетные дисциплины, И.Ф. Костенко, его заместитель -преподаватель истории ВКП(б) Г.Г. Ермаков, преподаватель истории С.Р. Пианзин, политэкономии С.Г. Попов. Трое из них учились в Комвузе, а Г.Г. Ермаков - окончил подготовительные курсы Воронежского института марксизма-ленинизма. Из трех преподавателей русского языка: К.А. Марковский не имел вообще высшего образования, В.П. По-хваленская - выпускница женских курсов, и
только Е.А. Белогурова окончила Воронеж-
20
ский пединститут .
К сожалению, найти подробные сведения о людях, которые работали в регионах на поприще журналистского образования, очень сложно. Также сложно, как и рассказать о судьбах конкретных выпускников. Однако можно назвать Андрея Ильича Ильина, ответственного секретаря газеты «За коммунизм» Шапкинского района (в разное время принадлежал Тамбовской и Балашовской областям, сейчас это Мучкапский район Тамбовской области). Он родился 14 октября 1907 г. в семье бедняка села Верхний Кара-чан Воронежской области. Рано лишился родителей. Получил 4 класса образования. Работал чернорабочим на сахарном заводе, на полевых работах, сторожем, полевым брига-
19 ГАСПИТО. Ф. П-386. Оп. 1. Д. 12. Л. 7.
20 Там же. Л. 52.
диром. Вел общественную и профсоюзную работу, вступил в комсомол, член партии с 1930 г. Учился на рабфаке Воронежского лесотехнического института. С 1933 по 1934 г. работал на лесозаводе Хоботовского района Тамбовской области. А в сентябре 1934 г. по решению Мичуринского горкома А.И. Ильин был послан на учебу в областную Мичуринскую газетную партшколу. После окончания школы он был направлен на работу в редакцию родного села, а 13 января 1938 г. стал ответственным секретарем газеты «За коммунизм»21. Дальнейшая судьба его пока неизвестна.
Документы разных лет показывают, что постепенно материально-бытовые условия улучшались, проводился текущий ремонт здания, оборудовались кабинеты. В кабинете печати, например, были выставка специальной литературы, подшивки газет, портреты вождей партии и красных журналистов, тематические щиты: «Партийность», «Массовость большевистской печати», «Сталинская конституция», четыре доски по истории большевистской печати, доски брака, созданные на основе районных газет, два плаката о работе с письмом, лозунги и цитаты о печати, доска шрифтов, географическая карта Воронежской области, бюсты К. Маркса, И.В. Сталина, витрина, оформленная по материалам газет и журналов на тему «Чего не должно быть в редакции», и др.22
Однако существовала потребность в оборудовании своего общежития, клуба для ведения массовой работы. Зато была столовая с вполне приличным рационом питания от 3 до 3,5 тысяч калорий стоимостью 3 рубля. Стипендия выплачивалась дифференцированно от 175 до 250 в зависимости от количества учащихся. К слову сказать, остаток средств от стипендии преподаватели и служащие могли использовать на путевки в санатории.
Однако в 1937 г. на основании решения Мичуринского горайкома от 4 апреля набор слушателей был прекращен. А в октябре 1938 г. школа была закрыта. Такая же участь постигла и другие подобные школы в разных городах. И.А. Фатеева констатирует факт закрытия газетных школ в регионах: «В од-
21 Село Шапкино. URL: http://www.shapkino.ru/ chitalnya/209/236-43-236 (дата обращения: 28.07.2019).
22 ГАСПИТО. Ф. П-386. Оп. 1. Д. 12. Л. 53.
ном из летних номеров 1938 г. журнал «Большевистская печать», орган Центрального Комитета партии, сообщал читателям, что ЦК рассмотрел вопрос о переподготовке газетных работников и признал организацию особых газетных курсов и школ нецелесообразной» [7]. Из 19 подобных школ в других городах страны большинство было закрыто, остальные - реорганизованы.
Думается, причин для такого решения было немало. И.А. Фатеева называет в качестве основной - «экономическую неэффективность вложенных средств» [7]. Нельзя списывать со счетов и общую ситуацию в стране в эти годы, усиление репрессивной деятельности государства. Об этом свидетельствует и тот факт, что два преподавателя Мичуринской школы - Г.Г. Ермаков и С Р. Пианзин - в 1938 г. были осуждены Военной Коллегией Верховного суда СССР на 10 лет без права переписки23. К сожалению, это было типичным явлением для того времени. Например, из шести работников Орловской партшколы и газетного сектора Воронежского комвуза двое также были репрессированы, а судьба еще одного неизвестна [3].
Надо отметить, что рассмотрение опыта работы газетной школы в Мичуринске позволяет восполнить страницы истории профессионального журналистского образова-
23 Открытый список. URL: https://ru.openlist.wiki (дата обращения: 08.07.2019).
ния в регионах. Мичуринская областная газетная партийная школа была предназначена для повышения уровня корреспондентов и среднего руководящего состава районных и многотиражных газет, для развития основополагающих принципов советской печати, с чем неплохо справлялась. Все это было обусловлено недостатком профессиональных кадров в стране. Вся система организации учебного процесса, практики, внеаудиторной и кружковой работы, воспитательной деятельности была направлена на повышение уровня профессиональных знаний и языковой грамотности. Школа испытывала трудности с педагогическим составом, финансированием, однако в сложных условиях выпустила более 150 человек. Даже отрывочные сведения о выпускниках школы доказывают, что данные специалисты, пришедшие в газеты, в общем положительно повлияли на развитие региональной журналистики ХХ века.
И хотя в 1938 г. руководство страны признало нецелесообразность данной формы обучения, это была первая структура на территории области, которая занималась профессиональным журналистским образованием. Несмотря на то, что сегодня образовательный процесс представляет собой сложную социокультурную и инновационную систему, опыт Мичуринской газетной школы может быть полезен в современных учебных заведениях.
Список литературы
1. Гутнов Д.А. Из истории журналистского образования в России: Институт Красных журналистов и его ближайшие приемники (1919-1938) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2014. № 1.
2. Кихтан В.В. О развитии журналистского образования в России и за рубежом // Релга. 2011. № 6 (224).
3. Кондратенко А.И. Становление профессионального журналистского образования в 30-е годы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 1 (5).
4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект-ПРЕСС, 2001.
5. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. М.: Аспект-ПРЕСС, 2006.
6. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.
7. Фатеева И.А. Среднее специальное образование для журналистов: российский опыт // Медиаобразование. 2008. № 1.
8. Видная О.Е., Иванов А.И. Тамбовская журналистика: день вчерашний и день сегодняшний (к 15-летию журналистского образования в Тамбовской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3. С. 361-367.
References
1. Gutnov D.A. Iz istorii zhurnalistskogo obrazovaniya v Rossii: Institut Krasnykh zhurnalistov i ego blizhay-shiye priyemniki (1919-1938) [From the history of journalistic education in Russia: the Institute of Red journalists and its closest successors (1919-1938)]. Vestnikmoskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalis-tika [Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism], 2014, no. 1. (In Russian).
2. Kikhtan V.V. O razvitii zhurnalistskogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [On the development of journalistic education in Russia and abroad]. Relga, 2011, no. 6 (224). (In Russian).
3. Kondratenko A.I. Stanovleniye professional'nogo zhurnalistskogo obrazovaniya v 30-e gody [Formation of professional journalistic education in the 30s]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya - Sign: the Problem Field of Media Education, 2010, no. 1 (5). (In Russian).
4. Korkonosenko S.G. Osnovy zhurnalistiki [The Basics of Journalism]. Moscow, Aspekt-PRESS Publ., 2001. (In Russian).
5. Svitich L.G. Vvedeniye v spetsial'nost'. Professiya: zhurnalist [Introduction to the Specialty. Profession: Journalist]. Moscow, Aspekt-PRESS Publ., 2006. (In Russian).
6. Fateyeva I.A. Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i praktika realizatsii [Media Education: Theoretical Foundations and Practice of Implementation]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State University Publ., 2007. (In Russian).
7. Fateyeva I.A. Sredneye spetsial'noye obrazovaniye dlya zhurnalistov: rossiyskiy opyt [Secondary special education for journalists: Russian experience]. Mediaobrazovaniye - Media Education, 2008, no. 1. (In Russian).
8. Vidnaya O.E., Ivanov A.I. Tambovskaya zhurnalistika: den' vcherashniy i den' segodnyashniy (k 15 -letiyu zhurnalistskogo obrazovaniya v Tambovskoy oblasti) [Tambov journalism: yesterday and today (To 15th anniversary of journalism development in Tambov Region)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, Tambov, 2012, no. 3, pp. 361-367. (In Russian).
Информация об авторе
Видная Ольга Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Вклад в статью: разработка общей концепции статьи, поиск и анализ литературы по истории журналистского образования, изучение газетного материала, работа с архивными документами и материалами, написание статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6760-1578
Поступила в редакцию 10.09.2019 г.
Поступила после рецензирования 01.10.2019 г.
Принята к публикации 25.10.2019 г.
Information about the author
Olga E. Vidnaia, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of Russian and Foreign Literature, Journalism Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Contribution: main study conception development, literature search and analysis on journalism education history, newspaper material study, work with archival documents and materials, manuscript drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6760-1578
Received 10 September 2019 Reviewed 1 October 2019 Accepted for press 25 October 2019