А.М. СЕРГЕЕВ, ректор П.В. ФЕДОРОВ, проректор по научно-исследовательской работе А.В. ГУЩИНА, проректор по учебной работе Мурманский государственный гуманитарный университет
МГГУ: меняющийся вуз в меняющемся регионе
В статье осмыслены исторический путь, современное состояние и перспективы развития старейшего вуза Мурманской области - Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ). Авторы рассматривают деятельность местных университетов в качестве фактора территориального развития России, оценивают потенциал гуманитарного университета для решения практико-ориентиро-ванных задач, стоящих перед регионом.
Ключевые слова: гуманитарный университет, Кольский Север, региональная система высшего образования, демографическая ситуация на Севере, развитие человеческого потенциала, региональный рынок труда
От учительского института к гуманитарному университету
История Мурманского государственного гуманитарного университета неразрывно связана со славными страницами освоения Крайнего Севера России. Начало ей было положено в 1939 г., когда решением СНК РСФСР в г. Мурманске был открыт вечерний двухгодичный учительский институт. Государственная политика по промышленному развитию Кольского полуострова предусматривала беспрецедентную для этих широт программу переселения на Север тысяч людей, создание городов, поселков городского типа, индустриальных предприятий и учреждений социального профиля. Для быстрорастущих школ региона требовались педагогические кадры. Справиться с этой проблемой за счет вербовки специалистов из средней полосы или южныхтерриторий страны не всегда удавалось, и эта задача была возложена на Мурманский учительский институт (МУИ).
Рождение вуза совпало с началом советско-финляндской войны. В ноябре 1939 г. в 100 км от Мурманска нача-
лись боевые действия, а сам город был переведен на военное положение. Думать об отдельном здании, лабораториях, хорошей библиотеке в то время не приходилось, и учительский институт обосновался в
педагогическом техникуме. Первый выпуск студентов МУИ состоялся в 1941 г. С началом Великой Отечественной войны Мурманская область вновь стала прифронтовой территорией. Учреждение закрылось, но в 1944 г., под победные залпы, было восстановлено. Послевоенные годы стали временем организационного и материального укрепления учительского института. Среди преподавателей появились специалисты с учеными степенями. Заметно вырос конкурс среди поступающих, достигнув по отдельным специальностям семи человек на место.
Отказ от системы двухгодичных учительских институтов в СССР заложил предпосылки для преобразования МУИ в полноценное высшее учебное заведение - Мурманский государственный педагогический институт (МГПИ) с 5-летним сроком обучения - на основе распоряжения Совета Министров РСФСР от 7 февраля 1956 г.
Два унаследованных от учительского института факультета - историко-филологический и физико-математический - получили возможность приглашать на работу высококвалифицированных специалистов из центральных регионов России. Молодой вуз, хотя и специализировался исключительно на подготовке учительских кадров, в 1960-70-е гг. завоевал себе славу единственного на территории региона центра гуманитарныхисследований, что было особенно важно в отсутствие в Мурманской области классического университета. Трудами профессоров В.Н. Шейнке-ра и Л.Т. Пантелеевой были заложены основы регионального литературоведения. Доцент И.С. Меркурьев стал инициатором проведения диалектологических экспедиций на Терский берег Белого моря, позволивших подготовить и издать областной словарь поморской лексики. Профессора И.В. Ушаков и А.А. Киселев внесли огромный вклад в развитие краеведческих исследований.
При этом вуз продолжал оставаться в основе своей педагогическим, ориентирующимся на потребности школы. Далеко за пределами Мурманской области стала известна деятельность преподавателей МГПИ Б.Е. Вейца и И.Т. Демидова, принявших участие в создании под руководством академика А.Н. Колмогорова учебника по алгебре и началу анализа для старшеклассников, который был внедрен на всей территории страны. Длительное время институт практиковал подготовку по наиболее востребованным специальностям школы (русский язык и литература, история, физика и математика, педагогика и методика начального обучения). Со временем вуз стал готовить воспитателей дошкольных учреждений, учителей по английскому языку, информатике, биологии, географии.
В 1990-х гг. Мурманская область вместе с другими северными регионами России столкнулась с усиливающимся оттоком населения - реакцией на общее ухудшение социально-экономической ситуации в стране. За период 1989-2002 гг. численность населения области сократилась на 22%. Останавливались промышленные предприятия. Острой проблемой стала безработица. Талантливая молодежь потянулась в вузы Москвы и Санкт-Петербурга с надеждой навсегда уехать из области.
Ввиду того, что Север утрачивал свою привлекательность, региональный рынок труда уже не мог рассчитывать на стабильный приток высококвалифицированной рабочей силы извне. Одним из инструментов решения демографической и кадровой проблем стала рассматриваться активизация деятельности региональной системы высшего образования среди живущего и уже адаптировавшегося на территории края населения. В этих условиях роль МГПИ для региона значительно выросла. Принимая в свои ряды часть осевшей здесь способной молодежи, вуз превратился в
фактор сдерживания и минимизации тех последствий, которые нес с собой отток населения. Для этого потребовалось существенно расширить перечень специальностей с учетом потребностей регионального развития. Выйдя при этом за рамки сугубо педагогического профиля, вуз вместе с тем отказался от соблазна работать по пользующимся большим спросом населения экономическим и юридическим специальностям, поскольку на территории Мурманской области данные сегменты уже были «освоены» частными вузами и филиалами государственных вузов. Все усилия были сконцентрированы на наиболее востребованных в регионе направлениях подготовки с точки зрения его современного состояния и перспектив создания новых рабочих мест (художественное образование, социально-культурная деятельность, организация работы с молодежью, социальная работа, журналистика, социология, математические методы в экономике, информатика, экология и т.д.).
Разработка новых образовательных программ, рост кадрового и научного потенциала вуза позволили в 2003 г. преобразовать институт в педагогический университет, а в 2010 г. - в гуманитарный университет.
Благодаря своей истории и позитивной репутации Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ) традиционно пользуется большой популярностью среди выпускников школ Мурманской области, целенаправленно работая надтем, чтобы Кольский Север сохраняли приумножал свой человеческий капитал.
Образовательные приоритеты
Конкурентное преимущество любого региона связано прежде всего с развитием человеческого потенциала, в особенности - с повышением уровня образования населения.
Стратегия социально-экономического
развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 г. (утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 23.12.2011 г. № 693-ПП/15) предполагает повышение внимания к расширению и развитию человеческого капитала Мурманской области, создание привлекательных условий для жизни и работы, удержание в регионе активной и перспективной молодежи, т.е. формирование гуманитарной основы будущего развития Кольского Заполярья.
Политика в области образовательной деятельности университета ориентирована на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов по актуальным, приоритетным направлениям развития региона посредством модернизации образовательной инфраструктуры. Она обеспечивается на основе:
■ реализации личностно-ориентиро-ванной системы образования, базирующейся на многолетних традициях высококачественной подготовки специалистов;
■ развития системы непрерывного об-
разования в рамках регионального кластера «образование - наука - бизнес» и интеграции задач социально-экономического развития региона и программ подготовки специалистов;
■ организации системы целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций;
■ поэтапной реализации образовательного процесса в соответствии с принципами формирования единого европейского образовательного пространства (нелинейная организация учебного процесса, введение системы зачетных единиц, уров-невое образование, обеспечение академических свобод и прав личности);
■ разработки индивидуальных образовательных траекторий подготовки и переподготовки специалистов;
■ воспитания у обучающихся потребности в постоянном обновлении и совершенствовании знаний и практических навыков как в период освоения основных образовательных программ, так и в послевузовской профессиональной деятельности;
■ обеспечения высокого качества образования как одного из главных условий успешной жизнедеятельности университета.
Университет планомерно расширяет спектр образовательных возможностей самореализации молодежи региона в областях: инновационной экономики, творческого и культурного развития личности, социальной защиты населения; обеспечения охраны окружающей среды; экологии и природопользования; поддержки и развития коренных малочисленных народов Крайнего Севера; сохранения культурного наследия, традиций и обычаев; подготовки высококвалифицированного педагогического персонала для всех видов образовательных учреждений; современной сферы услуг (сервис, туризм); организации досуга и развлечений; дизайна, рекламы и PR.
Сегодня МГГУ реализует основные об-
разовательные программы высшего профессионального образования по девяти укрупненным группам специальностей и направлений подготовки: 010000 Физико-математические науки, 020000 Естественные науки, 030000 Гуманитарные науки, 040000 Социальные науки, 050000 Образование и педагогика,070000 Культура и искусство, 080000 Экономика и управление, 100000 Сфера обслуживания, 230000 Информатика и вычислительная техника, из них специалитет представлен 41 направлением, бакалавриат - 28, магистратура - шестью. Подготовку специалистов высшего профессионального образования обеспечивают психолого-педагогический институт и пять факультетов, где обучаются около 3,5 тысяч студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения.
В нашем университете, как и в других учебных заведениях высшего профессионального образования Российской Федерации, наблюдаются радикальные изменения соотношения численности обучающихся по уровням образовательных программ, а именно: ежегодное сокращение доли студентов, обучающихся по программе подготовки «специалитет», постепенное увеличение доли студентов бакалавриата, рост доли магистрантов.
Гордостью университета является коллектив научно-педагогических работников: 28 докторов наук и профессоров, 116 кандидатов наук и доцентов; многие из них -заслуженные и почетные работники высшей школы, награжденные знаками отличия в сфере образования, науки, культуры и спорта за выдающиеся заслуги, связанные с достижениями в профессиональной трудовой деятельности.
В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 20112015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61, и с целью реализации Стратегии развития МГГУ на период 2011-2014 гг. в универси-
тете проводится планомерная работа по повышению качества подготовки специалистов, а именно:
■ установление приоритета образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров для экономики Мурманской области;
■ внедрение современных образовательных программ и обучающих технологий, организация стажировок и обучения специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах с привлечением к этой работе работодателей, предъявляющих спрос на выпускников;
■ оснащение учебного процесса современным учебным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением;
■ обеспечение условий для внедрения независимой системы оценки результатов образования;
■ создание механизмов комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей;
■ создание контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования на основе ФГОС ВПО;
■ развитие системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности.
По итогам Всероссийского конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России - 2013», в котором участвовал наш вуз, в число лучших вошли наши программы: «010501.65 - Прикладная математика и информатика», «030401.65 - История», «030601.65 - Журналистика», «040201.65 - Социология», «050102.65 -Биология», «050103.65 - География», «050201.65 - Математика», «050303.65 -Иностранный язык», «050101.65 - История», «050501.65 - Профессиональное обучение (по отраслям)», «050703.65 - Дошкольная педагогика и психология», «050706.65 - Педагогика и психология», «050711.65 - Социальная педагогика».
В условиях динамичного развития эко-
номики региона, а также структурных изменений в сфере занятости населения становится важным прогнозирование потребностей рынка труда, согласование развития учреждений и предприятий области и систем образования. Университет адекватно реагирует на потребности регионального рынка труда, решая задачи обеспечения Мурманской области высококвалифицированными и конкурентоспособными кадрами. По окончании университета трудоустраиваются более 75% выпускников - это показатель качества подготовки специалистов и эффективности деятельности образовательного учреждения.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ в 2010 г. Мурманский государственный гуманитарный университет вошел в число базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих благоприятные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2011 г. в структуре вуза открыт Центр сопровождения профессионального образования,
целью которого является обеспечение доступности высшего и дополнительного профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
МГГУ выдает Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement), гарантирующее признание результатов национального образования за рубежом и позволяющее осуществлять профессиональную деятельность в зарубежных компаниях и их представительствах на территории России, а также продолжить образование за границей.
Территориальные особенности Мурманской области являются предпосылками к внедрению принципа удаленного предоставления услуг. В настоящее время унас создается информационная инфраструктура, предлагающая электронное справочно-методическое сопровождение образовательных программ и обеспечивающая доступ к информационным и образовательным Интернет-ресурсам для обучающихся, в том числе к учебным программам на дистанционной основе. Ожидается достижение следующих результатов:
■ создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса;
■ формирование партнерских отношений с предприятиями и учреждениями Мурманской области;
■ расширение спектра востребованных в регионе образовательных услуг;
■ повышение качества обучения через освоение новых образовательных технологий;
■ внедрение современных информационных технологий, позволяющих выпускникам быть конкурентоспособными;
■ развитие материально-технической базы, максимально соответствующей реализуемым образовательным программам;
■ создание системы оценки качества обучения на основе принципов открытос-
ти, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия.
Образовательная и просветительская работа коллектива нашего вуза формирует особую интеллектуальную среду региона путем подготовки компетентных кадров, способных к эффективной работе по избранной специальности, готовых к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.
За свою многолетнюю историю университет подготовил более 25 тысяч специалистов высшей квалификации. В числе его выпускников - государственные и общественные деятели, руководители и сотрудники образовательных, социальных, культурных, физкультурно-оздоровительных учреждений, государственных и коммерческих банков области и г. Мурманска, победители ежегодных российских и региональных конкурсов «Учитель года»,руко-водители и активные деятели общественных организаций и объединений, офицерский состав региональных МВД, ФСБ, МЧС, УИН, ВС РФ, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта, чемпионы мира, Европы и Олим-пийскихигр, актеры Мурманского областного драматического театра, драматического театра Северного Флота, театра кукол, лауреаты Всероссийского конкурса «Народный артист», журналисты, социологи, дизайнеры и др.
Таким образом, миссия образовательной деятельности МГГУ существенно выходит за рамки самого вуза и Северо-Западного региона и демонстрирует системное воздействие на образовательный комплекс Российской Федерации.
Меняя облик российского Заполярья
Мурманская область развивалась в советский период благодаря ресурсной направленности экономики. Сформированная на Кольском Севере система промыш-
ленных гигантов и моногородов в 1990-е годы перестала справляться с обеспечением трудовой занятости всего населения области. Рыночные механизмы болезненно отразились на социальных процессах и потребовали пересмотра всей экономической модели. Начавшийся на современном этапе поиск иных стратегий развития, основанных на новыхтехнологиях, в целом осложнен специфическими условиями Севера (повышенной затратностью, недостатком квалифицированных кадров и т.д.).
На соседних с Мурманской областью территориях Северной Норвегии и Северной Финляндии после окончания Второй мировой войны проблему экономической депрессивности стали решать при помощи создания мощных научно-инновационных университетскихкомплексов, которые были призваны «вытягивать » отсталые районы за счет формирования предпосылок экономического и социального роста. И этот опыт оказался, как известно, успешным.
Применим ли он в современной России - над этим вопросом задумались и в МГГУ. Трудность заключается в том, что российские вузы изначально были ориентированы на решение задач подготовки кадров и в меньшей степени играли роль реального фактора территориального развития.
При выстраивании стратегии развития университета мы стремились учитывать особенности региональной ситуации. В Мурманской области нет классического университета. Созданный же на территории региона еще в советский период Мурманский государственный технический университет ориентирован преимущественно на решение прикладных задач обеспечения ресурсно-сырьевого сектора экономики. МГГУ, отвечая на встающие перед регионом вызовы, идет другим путем, развивая индустрии, основанные на гуманитарных технологиях. Их цель - сделать жизнь человека за Северным полярным кругом духовно богаче, культурнее, цивилизованнее.
Одним из перспективных направлений является туризм.. Социологические исследования, проводимые нашими специалистами, выявили, что данный сегмент региональной экономики сталкивается с трудностями институциализации, в том числе - из-за отсутствия на рынке труда профессиональных кадров, способных работать как в регионе, так и, учитывая приграничное положение региона, на международном поле. С 2012 г. у нас действует образовательная программа бакалавриата по профилю «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг», которая обеспечивает выпуск турменеджеров, ориентированных на развитие сферы туризма в условиях трансграничного взаимодействия. Кроме того, университет реализует ряд программ дополнительного образования, направленных на профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сферах туристической индустрии и гостиничного дела. Формированию необходимых в этой сфере компетенций способствует созданная в МГГУ учебно-научная инфраструктура (туристический информационный центр, лаборатория геокультурного проектирования, Турклуб и др.).
Университет вносит посильный вклад в развитие арт-индустрии. В периферийных регионах эта сфера деятельности еще не превратилась в полноценный сегмент экономики. Выпуская менеджеров социально-культурной деятельности и специалистов по дизайну, МГГУ постепенно формирует на местном рынке труда спрос на новый вид гуманитарных технологий. Уже на стадии обучения студенты получают возможность участвовать в разработке и реализации настоящих бизнес-проектов. Так, одним из недавних дизайн-проектов, получивших поддержку финских партнеров, стала идея многофункционального комплекса вдоль автотрассы Мурманск - Рованиеми «Дорога к Санта-Кла-усу». В планах - создание на базе МГГУ
профильных студий, ориентированных на разработку коммерческих продуктов, и Центра творческих индустрий.
МГГУ играет роль и в создании региональной медиаиндустрии. Местные телекомпании, радиостудии и редакции периодических печатных изданий благодаря сложившимся устойчивым связям с факультетом филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций получают достойный креативный и кадровый ресурс.
Капитал новых знаний
Научный потенциал МГГУ и проблематика проводимых в нем исследований в значительной степени определяется спецификой региона. Большая часть реализуемых в вузе научных проектов построена на материалах Мурманской области и Европейского Севера.
Главной задачей, над которой вуз работал в последнее время, стал решительный переход от науки отдельных авторов к системе «производства» научных знаний, в которой принимают участие целые научно-педагогические коллективы - от профессора до студента. Поэтому большое внимание стало уделяться вопросам организации вузовского менеджмента в сфере научно-исследовательской работы. В соответствии с принятой в вузе Программой развития НИР намечены приоритетные направления научных исследований, отвечающие профилю учебного заведения и потребностям региона.
МГГУ является базовой площадкой регионального конкурса РГНФ «Русский Север: история, современность, перспективы ». Целый ряд проектов был реализован благодаря участию вуза в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». В университете работает филиал кафедры ЮНЕСКО. Преподаватели задействованы в крупных международных сетевых проек-
тах, построенных преимущественно в трансграничном пространстве Баренц-региона. Так, в рамках направления «Теория и методическое сопровождение инновационного непрерывного образования с учетом особенностей региона» изучаются условия, способствующие созданию благоприятного социального климата для обеспечения жизнедеятельности и здорового образа жизни населения области, его творческой активности и развития способностей через систему образования в целом и высшего образования в частности.
В ходе реализации международного проекта «Аг^скСЫЫгеп», получившего поддержку Еврокомиссии, на базе сравнительного исследования был осмыслен опыт России, Финляндии, Швеции и Норвегии по обеспечению психосоциального благополучия детей (И.В. Рыжкова, Т.Д. Тегалева, Е.Н. Шовина). Под руководством доцента Л.В. Штылевой структурировалось предметное поле, связанное с теорией и методикой гендерного подхода в основном (школьном) образовании.
Усилия целой группы исследователей университета направлены на совершенствование условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и социальной дезадаптацией. Была разработана и обоснована модель динамического наблюдения детей и подростков из неблагополучных и асоциальных семей, переживших насилие (Н.А. Рычкова). На основе анализа ситуации в странах Северной Европы осмысливаются идеи организации безбарьерной среды и инклюзивного образования применительно кРоссии (А.В. Гущина, Т.В. Кузьмичева).
В рамках направлений «Европейский Север: история, культура, идентичность» и «Русский язык и межкультурные коммуникации в глобализирующемся мире и Евро-Арктическом регионе» ученые университета участвуют в научных проектах, нацеленных на изучение истории и куль-
туры Европейского Севера. В МГГУ появился авторитетный центр саамского языка, в котором активно применяются технологии лексикографирования (О.Н. Иванищева). В частности, с их помощью подготовлен словарь духовной лексики кольских саамов. В университете изучается история жизнедеятельности русских северных локальных общностей в контексте культурно-исторического развития территории на примере уездного города, монастырских корпораций (П.В. Федоров, С.А. Никонов).
Направление «Социальные факторы жизнедеятельности человека в условиях Европейского Севера » - одно из самых молодых и динамично развивающихся. На базе научно-исследовательской лаборатории социологических исследований (создана в 2004 г.) и кафедры социальных наук
(открыта в 2012 г.) реализуются актуальные для региона проекты, связанные с выявлением ценностных ориентаций и профессиональным самоопределением молодежи, осмыслением феномена молодежного лидерства, с анализом состояния и проблем развития регионального туризма (В.Р. Цы-лев, Л.И. Геращенко, С.И. Петошина).
Деятельность по направлению «Живые системы в условиях Крайнего Севера: среда, адаптация, здоровье, безопасность» направлена на изучение экологической ситуации в современных городах Кольского Севера, ее влияния на жизнедеятельность человека и общества (Н.В. Василевская, Н.В. Икко, Е.Г. Митина, М.Н. Харламова).
Можно констатировать, что МГГУ как современный научно-инновационный комплекс становится существенным фактором регионального развития.