Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации в борьбе с терроризмом'

Межведомственное взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации в борьбе с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куашев Алим Ауесович

Проблема терроризма за последнее десятилетие превратилась в одну из наиболее острых проблем российского общества. Возрастание его масштабов влечет за собой не только увеличение числа жертв и прямых материальных потерь, но и угрожает стабильности в стране, понижает уровень ощущение ее гражданами собственной безопасности. Указанные прямые и косвенные последствия данного явления требуют активизации деятельности по его предотвращению, повышения эффективности имеющихся и выработку новых форм и методов борьбы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdepartmental Interaction of the Law Enforcement Organs of the Russian Federation in the Struggle Against Terrorism

The problem of terrorism over the past decade has turned into one of the most acute problems of Russian society. The increase in its scale entails not only an increase in the number of victims and direct material losses, but also threatens stability in the country, lowers the level of feeling its citizens have their own security. These direct and indirect consequences of this phenomenon require intensification of activities to prevent it, increase the effectiveness of existing ones and develop new forms and methods of combating it.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации в борьбе с терроризмом»

3'2018

Пробелы в российском законодательстве

1.20. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Куашев Алим Ауесович. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технической подготовки. E-mail: kuashev.rabota@mail.ru Аннотация: Проблема терроризма за последнее десятилетие превратилась в одну из наиболее острых проблем российского общества. Возрастание его масштабов влечет за собой не только увеличение числа жертв и прямых материальных потерь, но и угрожает стабильности в стране, понижает уровень ощущение ее гражданами собственной безопасности. Указанные прямые и косвенные последствия данного явления требуют активизации деятельности по его предотвращению, повышения эффективности имеющихся и выработку новых форм и методов борьбы с ним.

Ключевые слова: терроризм, следственно-оперативная группа, межведомственное взаимодействие.

INTERDEPARTMENTAL INTERACTION OF THE LAW ENFORCEMENT ORGANS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE STRUGGLE AGAINST TERRORISM

Kuashev Alim Aouesovich. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: special-technical training chair. E-mail: Kuashev.rabota@mail.ru

Annotation: The problem of terrorism over the past decade has turned into one of the most acute problems of Russian society. The increase in its scale entails not only an increase in the number of victims and direct material losses, but also threatens stability in the country, lowers the level of feeling its citizens have their own security. These direct and indirect consequences of this phenomenon require intensification of activities to prevent it, increase the effectiveness of existing ones and develop new forms and methods of combating it. Keywords: terrorism, investigative-operational group, interdepartmental interaction.

Основная цель противодействия террористической угрозе заключается в разработке и обеспечении эффективной деятельности единой государственной системы противодействия террористической угрозе, которая позволяет поддерживать высшую степень готовности органов охраны правопорядка и остальных заинтересованных ведомств и министерств по установлению, предупреждению и пресечению фактов террористической деятельности, также устранении их последствий и актуальному раскрытию, и расследованию обозначенных преступлений.

Федеральный закон "О Борьбе с терроризмом" от 3 июля 1998 г. относит к субъектам, конкретно осуществляющим в границах собственной компетенции противодействие террористической угрозе ФСБ, МВД, СВР, ФСО, МО, ФПС России. Обязанность принимать участие в предупреждении, выявлении и пресечении тер-

роризма возложена также еще на 34 учреждения и ЦБ России.

А также, почти все из действий, отнесенные Федеральным законом к преступлениям террористического характера, характеризуются другой подследственностью (к примеру, ст. 206, 207, 208 УК Россия). Верная квалификация остальных (ст. 205, 277, 281 УК Россия), на начальном этапе расследования часто осложнена по объективным причинам, а это оказывает влияние на определение подследственности.

В итоге, лишь комплексное и согласованное использование сил и средств субъектов противодействия террористической угрозе способно повысить продуктивность их деятельности, также по раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.

Представляется, что такая согласованность действий возможна только при наличии, верно, отлаженной системы междуведомственного сотрудничества на каждом из уровней. На наш взор, эта система обязана включать в себя следующие элементы:

1. Общегосударственная противоэкстремистская комиссия.

Главными задачами Комиссии являются: выработка основ государственной политики в области противодействия террористической угрозе; сбор и изучение информации о состоянии и тенденциях террористической деятельности в России; координация деятельности общегосударственных органов исполнительной власти, которые осуществляют противодействие террористической угрозе; участие в подготовке интернациональных договоров в области противодействия террористической угрозе; выработка предложений по улучшению законодательства в области противодействия террористической угрозе.

2. Междуведомственный оперативный штаб, в компетенцию которого заходит практическая организация деятельности общегосударственных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов России по противодействии террористической угрозе.

3. Междуведомственные оперативные штабы, которые создаются в субъектах федерации, в компетенцию которых заходит практическая организация деятельности органов исполнительной власти субъектов России по противодействии террористической угрозе.

4. Постоянно действующие рабочие группы на местах (штабы), которые координируют деятельность местных органов исполнительной власти по противодействии террористической угрозе.

5. Следственно - оперативные группы, которые создаются для пресечения, раскрытия и расследования определенных преступлений террористического характера.

Организационные меры, которые направлены на обеспечение согласованности деятельности субъектов противодействия террористической угрозе в общих чертах уже предприняты, но в реальности работают пока только на общегосударственном уровне (Межведомственный оперативный штаб, Федеральная антитеррористическая комиссия). Сотрудничество же на низовом уровне - при расследовании определенных уголовных дел - требует совершенствования.

Более хорошей формой этого сотрудничества является создание совместных следственно-оперативных групп.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Куашев А.А.

Практика выработала некоторое количество видов таких групп, различающихся по целям их деятельности и решаемым задачам.

Оперативно - следственных группы (ОСГ), которые создаются с целью реализации существующих оперативных материалов.

Постоянно действующие спец следственно-оперативные группы (СОГ) - создаются с целью обеспечения своевременного выезда на места совершения атак террористов и профессионального проведения начальных процессуальных мероприятий.

Целевые(временные) следственно-оперативные группы - создаются для раскрытия и расследования преступлений по определенному уголовному делу, который поступил от постоянно работающей специализированной СОГ.

Непременно, организация деятельности всех перечисленных междуведомственных групп имеет свои индивидуальности. При этом, основополагающие принципы их создания и деятельности почти во всем идентичны.

1. Главной задачей создания таких групп является объединение сил следственных, оперативных, технических и остальных служб и подразделений заинтересованных органов по пресечению и расследованию преступлений террористического характера. Они создаются коллективными распоряжениями прокуроров и руководителей правоохранительных органов, безопасности на время раскрытия определенных преступлений.

2. Законодательной основой сотворения следственно-оперативных групп является ведомственная нормативная база (к примеру, Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных криминальных групп, которое было утверждено коллективным распоряжением Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ 22 мая 1995 г. № 32/199/73/278 и др.).

3. Не все вышеперечисленные субъекты противодействия террористической угрозе владеют правом проведения подготовительного следствия и осуществления оперативных действий. Потому в состав СОГ (ОСГ) включаются, как правило представители МВД, ФСБ, прокуратуры. Зависимо от событий конкретного уголовного дела в состав таких групп включаются также представители таможенных органов, ФСО РФ, ФПС РФ. Возможности других органов по мере необходимости используются в процессе расследования, но их представители не могут входить в состав СОГ (ОСГ).

4. Основанием создания СОГ является возбуждение и расследование трудных уголовных дел о преступлениях террористического характера, где выслеживаются межрегиональные связи, также большой размер процессуальных мероприятий и оперативных действий. А также, ОСГ создаются в вариантах реализации в рамках определенного уголовного дела оперативных материалов различных органов охраны правопорядка, или отнесения преступления к другой подследственности.

На начальном этапе работа оперативно-следственной группы почти во всем зависит от начальной информации. Эти сведения по времени ее поступления в органы охраны правопорядка может быть классифицированы на:

1) данные о готовящемся террористическом акте;

2) поступившую после совершения теракта.

В первом случае оптимизация оперативно-розыскной деятельности по профилактике и раскрытию атак террористов может производиться оперативно - следственными группами.

Главными задачами ОСГ являются: сбор информации преступной направленности на территории обслуживания; проведение поисковых мероприятий силами местных оперативных подразделений; коллективная работа с оперативно-розыскными отделами разных органов охраны правопорядка.

После принятия управляющим ОСГ решения о реализации существующих материалов, эта группа преобразуется в следственно-оперативную. При всем этом определяется орган, осуществляющий предварительное следствие, должностное лицо которого возбуждает уголовное дело и выносит в согласовании со ст. 129 УПК РСФСР постановление о разработке в рамках СОГ группы следователей.

С целью оперативного реагирования на доказательства уже совершенных преступлений террористического характера, создаются постоянно действующие спец следственно-оперативные группы (СОГ).

Задачами таковых СОГ являются: проведение экстренных процессуальных мероприятий и оперативных действий при совершении преступлений террористического характера; процессуальное закрепление имеющейся информации о характере и некоторых обстоятельствах расследуемого действия; сбор и закрепление дополнительных доказательств, прежде всего тех, которые со временем могут быть утрачены.

Руководитель СОГ (прокурор) определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. При всем этом прокурору, но не следователю либо руководителю следственного отделения, должно быть предоставлено право не допускать на место происшествия лиц, официально не принимающих участие в его осмотре.

С целью обеспечения координации и организации деятельности СОГ быть может организован штаб, основной целью которого будет являться материально-техническое обеспечение, также обобщение и изучение информации, подготовка определенных мероприятий.

После реализации экстренных процессуальных мероприятий, установления характера совершенного преступления и определения его подследственности, возбужденное уголовное дело передается в соответственный орган для производства предстоящего расследования. Вместе с тем, по инициативе прокурора или следователя, который принял дело к собственному производству и с согласия управляющих субъектов противодействия террористической угрозе, быть может организована целевая(временная) следственно-оперативная группа.

Список литературы:

1. Соотношение понятий терроризм и террористическая деятельность в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы противодействия терроризму /Гаужаева В.А.//Успехи современной науки. 2017. Т. 7. № 3. С. 90-93.

Статья прошла проверку системой «Антилпагиат»; оригинальность текста - 89,14%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.