Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие как основа формирования межпрофессиональных команд социально ориентированной некоммерческой организации'

Межведомственное взаимодействие как основа формирования межпрофессиональных команд социально ориентированной некоммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
675
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НКО / МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА / СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INTERDEPARTMENTAL COOPERATION / NCO / INTERPROFESSIONAL TEAM / SOCIAL ORIENTATION / SOCIAL SERVICING / SOCIAL ACCOMPANIMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колков Владимир Васильевич, Шапиро Борис Юрьевич

Формирование межпрофессиональных команд социально ориентированной некоммерческой организации (СО НКО) способствует расширению направлений деятельности НКО, повышению ее статуса как поставщика социальных услуг. Тем самым создаются предпосылки появлению в России конкурентоспособного рынка социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdepartmental Cooperation as the Basis for Making Interprofessional Teams of a Socially-Orientated Non-Commercial Organization

Forming interprofessional teams of a socially-orientated non-commercial organization (CO NCO) encourages increasing activity areas of the NCO, promotes its status a social services supplier. Thus, preconditions are set for a competitive social services market to appear in Russia.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие как основа формирования межпрофессиональных команд социально ориентированной некоммерческой организации»

DOI: 10.17805/trudy.2017.5.4

межведомственное взаимодействие как основа формирования межпрофессиональных команд социально ориентированной некоммерческой

организации

В. В. Колков Московский гуманитарный университет, Б. Ю. Шапиро

Московская высшая школа социальных и экономических наук

Аннотация: Формирование межпрофессиональных команд социально ориентированной некоммерческой организации (СО НКО) способствует расширению направлений деятельности НКО, повышению ее статуса как поставщика социальных услуг. Тем самым создаются предпосылки появлению в России конкурентоспособного рынка социальных услуг.

Ключевые слова: межведомственное взаимодействие; НКО; межпрофессиональная команда; социальная ориентированность; социальное обслуживание; социальное сопровождение

interdepartmental cooperation as the basis for making interprofessional teams of a socially-orientated non-commercial organization

V. V. Kolkov Moscow University for the Humanities,

B. Y. Shapiro Moscow School of Social and Economic Sciences

Abstract: Forming interprofessional teams of a socially-orientated non-commercial organization (CO NCO) encourages increasing activity areas of the NCO, promotes its status a social services supplier. Thus, preconditions are set for a competitive social services market to appear in Russia.

Keywords: interdepartmental cooperation; NCO; interprofessional team; social orientation; social servicing; social accompaniment

Одним из долгосрочных приоритетов государственной политики РФ является обеспечение роста качества и доступности услуг в социальной сфере. При этом в поставленные задачи входит повышение потенциала и компетенций СО НКО в качестве поставщиков данных услуг, содействие

в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СО НКО, проведении обучающих, научных и практических мероприятий.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. отметил: «В таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей, нужно больше доверять и гражданскому обществу, некоммерческим организациям. Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, меньше бюрократизма в их работе» (Послание ... , 2015: Электр. ресурс). В Послании 2016 г. данный посыл получил свое дальнейшее развитие: «Особая примета нашего времени — широкое вовлечение граждан в самые разные благотворительные акции. Призывы в социальных сетях, средствах массовой информации собрать средства на лечение больных, на помощь детям быстро находят отклик, и люди делают это искренне, бескорыстно, как ответ на веление своего сердца. . Воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован» (Послание . , 2016: Электр. ресурс).

В. Путин выразил свою заинтересованность в том, чтобы активный приход НКО в социальную сферу вел к повышению ее качества. И поэтому поручил правительству совместно с законодателями завершить формирование четкой правовой базы деятельности НКО.

Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг осуществлялось в соответствие с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции от 19.12.2016 г. В соответствии с законодательством некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Социально ориентированными НКО признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими

30

партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса НКО как исполнителя общественно полезных услуг. Закон устанавливает новый специальный правовой статус для НКО — «некоммерческая организация — исполнитель общественно полезных услуг». В соответствии с поправками, под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг — понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством обязательным платежам.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления возможна при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности, в том числе по социальному обслуживанию, социальной поддержки и защиты граждан. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяется, что поставщиком социальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (ст. 3).

Содействие родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, определяется федеральным законодательством как социальное сопровождение (ст. 22). Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь на основе межведомственного взаимодействия (в соответствии со ст. 28). Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия (ст. 28).

Регламент межведомственного взаимодействия определяет:

1) перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие;

31

2) виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) порядок и формы межведомственного взаимодействия;

4) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме;

5) механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению;

6) порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

Федеральным законом (ст. 4. Принципы социального обслуживания) обеспечение доступности для граждан социальных услуг определено в качестве одного из основополагающих принципов. В этих целях предусмотрены:

- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию,

- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг,

- достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;

- достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов поставщиков социальных услуг.

Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Негосударственными организациями предоставляются социально-медицинские, социально-психологические, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-экономические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

В целях привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) к оказанию социальных услуг в субъектах Российской Федерации осуществляются мероприятия по информационной и методической поддержке данных организаций. В этой связи проводятся конференции, совещания, семинары, круглые столы и рабочие встречи с руководителями СОНО, осуществляется подготовка соответствующих информационно-справочных материалов, работает единый социальный телефон для консультирования поставщиков социальных услуг и граждан (Мониторинг от ... , 2016: Электр. ресурс).

В частности в резолюции Всероссийской конференции «Социальное сопровождение как новый вектор государственной помощи семьям с детьми» 20 ноября 2015 г. отмечалось, что основой социального сопро-

научные труды московского гуманитарного университета

2017 № 5

вождения является устойчивое межведомственное взаимодействие, координация работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций (Резолюция ... , 2015: Электр. ресурс).

В этой связи представляется, что формирования межпрофессиональных команд социально ориентированных некоммерческих организаций является инновационной технологией межведомственного взаимодействия по социальному обслуживанию и социальному сопровождению.

Данная тенденция нашла свое отражение в требованиях к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки:

- 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции):

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-3);

способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов в решении актуальных задач социальной работы (ПК-11).

44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6);

способностью эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8);

готовностью к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);

способностью составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);

способностью выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7);

способностью эффективно взаимодействовать с педагогами коррек-ционного образовательного учреждения и другими специалистами по

вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6).

Одной из широко применяющихся в мировой практике социального обслуживания эффективных технологий является межпрофесиональная (междисциплинарная) команда (МПК). МПК определяется как средство стратегического управления процессом оказания социальной помощи через объединенную работу различных специалистов и служб.

В социальной работы существуют три основные модели оказания интегративной помощи: мультидисциплинарная, междисциплинарная / межпрофессиональная и трансдисциплинарная. Эти модели являются эволюционным продолжением друг друга, но в то же время каждая из них используется в практике социальной работы как отдельная и самодостаточная.

Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным планом развития и определенных заданий. Характеризуя внутренние взаимосвязи, используется сравнение с взаимоотношениями между детьми: бок о бок, но порознь. То есть на фоне доверия к работе каждого конкретного специалиста в его профессиональной области осуществляется постоянный контроль со стороны других членов команды.

Формирование и расширение штата производится независимо, с элементом незначительного перекрещивания.

Модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы.

Трансдисциплинарная модель была заимствована из области раннего образования и является самым новым направлением в концепции МПК. Эта модель применима не ко всем областям социальной работы. Дискуссии в основном сосредоточены вокруг ситуационной природы саsе-менеджмента. Это направление больше всего ассоциируется с различными инновациями в области постановки на учет, экспертизы и планирование услуг.

Междисциплинарное взаимодействие представляет собой обмен информацией и навыками между различными дисциплинами.

Междисциплинарное / межпрофессиональное направление является наиболее перспективным в создании более скоординированного плана

«-» ____и _

услуг. В ней предполагается тесное взаимодействие, что делает процесс планирования услуг более конкретным и эффективным.

Регулярные встречи представляют собой главным образом обсуждение случая. Клиенты или члены семьи встречаются либо со всей командой, либо с отдельным ее представителем. Консультации, которые пред-

НАучНыЕ труды Московского гуМАНИтАрНого уНИвЕрсИтЕтА

2017 № 5

лагаются специалистами, построены на принципах сотрудничества.

Наличие специалистов различного профиля позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации клиента, предложить большой выбор услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Команда, применяя интерактивный подход для оказания более качественных услуг клиенту, может вступать во взаимодействие с какими-либо другими агентствами или передавать им роль лидера в оказании адресных услуг.

Из перечисленных моделей мультидисциплинарная команда (МДК) в полной мере может быть рассмотрена как командная.

Принципы организации мультидисциплинарных команд на практике. Определение структуры команды. Члены МДК должны хорошо знать профессиональные роли друг друга и быть готовыми заменить отсутствующих при необходимости. Каждая команда уникальна и включает специалистов с разным опытом и знаниями, то не существует четкой формулы построения команды.

Выделяются шесть ключевых задач, помогающих осознать структуру данной команды:

1. Идентификация навыков каждого члена,

2. Выявления пробелов в навыках, ощущаемых командой,

3. Определение наиболее важных профессиональных навыков для данной команды,

4. Обговаривание областей, в которых пересекаются навыки нескольких членов,

5. Определение сети конкретных помощников за пределами команды,

6. Определение случаев, в которых будет привлекаться дополнительная помощь.

Принципы работы междисциплинарной группы. Несмотря на определенные особенности, междисциплинарные группы создаются и строят свою работу по идентичным принципам, которые являются методологической базой для работы МДК:

1) Принцип членства;

2) Принцип интеграции;

3) Принцип коллективной ответственности;

По степени интеграции выделяются следующие типы групп:

• Группы, созданные специально для обсуждения конкретного случая;

• Группы, созданные для решения сходных проблем. Члены группы чаще всего не участвуют в систематических совещаниях, а используют телефонные переговоры или консультации между двумя профессионалами;

• Междисциплинарная группа, работающая регулярно (чаще всего раз в неделю) в специально установленное время, созданная для решения проблем, относящихся к различным областям социальной работы.

Каждый участник работы группы профессионально и юридически ответственен за собственные и групповые решения.

К анализу деятельности междисциплинарной группы. При работе с клиентом междисциплинарные группы проходят следующие этапы: рассмотрение случая, обмен мнениями, распределение обязанностей между членами, оценка ситуации и планирование вмешательства, вмешательство, анализ проделанной работы, завершение работы (Фирсов, Шапиро, 2012).

Как показывает практика, СО НКО, осуществляющие социальное обслуживание и поддержку социально уязвимых категорий населения, с одной стороны, выполняют гуманистические задачи и дополняют усилия государственных и муниципальных социальных служб, с другой - испытывают различного рода значительные трудности. К ним, в первую очередь, можно отнести недостаточное взаимодействие с государственными и муниципальными социальными службами, отсутствие отлаженного межведомственного взаимодействия и кадровые проблемы, в том числе нехватку специалистов помогающих профессий, владеющих на должном уровне современными технологиями и методами социального обслуживания и поддержки различных уязвимых групп населения. Внедрение в практику работы социальных служб — как СО НКО, так и государственных и муниципальных - вышеописанной технологии могло бы способствовать повышению эффективности социальной защиты, помощи и поддержки уязвимых групп населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Послание Президента Федеральному Собранию (2015) [Электронный ресурс] // Президент России. 3 декабря. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/50864 (дата обращения: 02.09.2017).

Послание Президента Федеральному Собранию (2016) [Электронный ресурс] // Президент России. 1 декабря. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/53379 (дата обращения: 02.09.2017).

Мониторинг от 26 февраля 2016 г. (2016) [Электронный ресурс] // Минтруд России. URL: www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/294 (дата обращения: 02.09.2017).

Резолюция Всероссийской конференции «Социальное сопровождение как новый вектор государственной помощи семьям с детьми» (2015) [Электронный ресурс] // Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы. URL: www.soc-education.ru/

news/ResolutionKonf20.11.15.docx (дата обращения: 02.09.2017).

Фирсов, М. В., Шапиро, Б. Ю. (2012) Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. М.: Юрайт. 390 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления: 05.09.2017 г.

Колков Владимир Васильевич — кандидат исторических наук, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (495) 475-84-80. Эл. адрес: ko48@mail.ru

Шапиро Борис Юрьевич — кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, корп. 2. Тел.: +7 (495) 434-72-82. Эл. адрес: bshapiro@universitas.ru

Kolkov Vladimir Vasilievich, Candidate of History, Professor, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (495) 475-84-80. E-mail: ko48@mail.ru

Shapiro Boris Yurievich, Candidate of Psychology, Professor, Head, Department of Practical Psychology, Moscow School of Social and Economic Sciences. Postal address: 82, Bld. 2, Vernadskogo Ave., Moscow, Russian Federation 119571. Tel.: +7 (495) 434-72-82. E-mail: bshapiro@universitas.ru

Для цитирования:

Колков В. В., Шапиро Б. Ю. Межведомственное взаимодействие как основа формирования межпрофессиональных команд социально ориентированной некоммерческой организации [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 5. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/566 DOI: 10.17805/trudy.2017.5.4 (дата обращения: дд.мм.гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.