Научная статья на тему 'Межрелигиозный совет России как институт взаимодействия в формирования политики социального согласия'

Межрелигиозный совет России как институт взаимодействия в формирования политики социального согласия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
501
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕОЛОГИЯ / RELIGION / RELIGIOUS ORGANIZATION / INTERRELIGIOUS DIALOGUE / STATE-RELIGIOUS RELATIONS / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафонов Дмитрий Владимирович

Цель статьи рассмотреть организацию межрелигиозного диалога в Российской Федерации на примере анализа деятельности Межрелигиозного совета России в формировании политики социального согласия. Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. Россию населяют более 100 народов. Развитие веротерпимости имеет важное значение для Российской Федерации. Естественно, обсуждение насущных вопросов для представителей этих конфессий крайне необходимо. Эта функция была возложена на Межрелигиозный совет. Обсуждение волнующих общество вопросов на базе Межрелигиозного совета дает возможность выработки новых подходов к рассмотрению взаимодействия представителей разных конфессий Сегодняшняя ситуация демонстрирует факт того, что ошибки прошлого учитываются, и введение в работу Межрелигиозного совета позволяет рассматривать вопросы религиозного взаимодействия. Следует отметить также значение Межрелигиозного совета для развития диалога конфессий на уровне государств. Это также важный момент, который позволяет обсуждать вопросы межрелигиозного взаимодействия на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELIGIOUS COUNCIL OF RUSSIA AS AN INSTITUTE FOR INTERACTION IN THE FORMATION OF POLITICS OF SOCIAL AGREEMENT

The article discusses the organization of interreligious dialogue in the Russian Federation on the example of the analysis of the activities of the Interreligious Council of Russia. Russia is a multinational and multi-religious state. Russia is inhabited by more than 100 nations. The development of tolerance is important for the Russian Federation. Naturally, the discussion of pressing issues for the representatives of these faiths is extremely necessary. This function was assigned to the Interfaith Council. Discussion of issues of concern to society on the basis of the Interreligious Council provides an opportunity to develop new approaches to the consideration of the interaction of representatives of different faiths. The current situation demonstrates the fact that past mistakes are taken into account, and the introduction to the work of the Interreligious Council allows us to consider questions of religious interaction. It is also worth noting the importance of the Interreligious Council for the development of dialogue between denominations at the state level. This is also an important point, which allows discussing issues of interreligious interaction at the international level.

Текст научной работы на тему «Межрелигиозный совет России как институт взаимодействия в формирования политики социального согласия»

УДК: 327.7 DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-4-155-172

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ СОВЕТ РОССИИ КАК ИНСТИТУТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

Сафонов Д.В. 1

Цель статьи рассмотреть организацию межрелигиозного диалога в Российской Федерации на примере анализа деятельности Межрелигиозного совета России в формировании политики социального согласия. Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. Россию населяют более 100 народов. Развитие веротерпимости имеет важное значение для Российской Федерации. Естественно, обсуждение насущных вопросов для представителей этих конфессий крайне необходимо. Эта функция была возложена на Межрелигиозный совет.

Обсуждение волнующих общество вопросов на базе Межрелигиозного совета дает возможность выработки новых подходов к рассмотрению взаимодействия представителей разных конфессий

Сегодняшняя ситуация демонстрирует факт того, что ошибки прошлого учитываются, и введение в работу Межрелигиозного совета позволяет рассматривать вопросы религиозного взаимодействия.

Следует отметить также значение Межрелигиозного совета для развития диалога конфессий на уровне государств. Это также важный момент, который позволяет обсуждать вопросы межрелигиозного взаимодействия на международном уровне.

Ключевые слова: религия, религиозная организация, межрелигиозный диалог, государственно-религиозные отношения, теология.

Сафонов Дмитрий Владимирович - священник, кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь ученого совета, доцент кафедры внешних церковных связей и общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, адрес: 115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1, е-mail: ucheniy.sovet@doctorantura.ru

INTERRELIGIOUS COUNCIL OF RUSSIA AS AN INSTITUTE FOR

INTERACTION IN THE FORMATION OF POLITICS OF SOCIAL AGREEMENT

SAFONOV D.V. - Clergyman, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Theology, secretary of the Academic Council, Associate Professor of the Department for External Church Relations and Social Sciences of the Church Postgraduate and Doctoral Studies named after Saints Cyril and Methodius, Executive Secretary of the Interreligious Council of Russia (Russian Federation, Moscow), e-mail: ucheniy.sovet@doctorantura.ru

The article discusses the organization of interreligious dialogue in the Russian Federation on the example of the analysis of the activities of the Interreligious Council of Russia. Russia is a multinational and multi-religious state. Russia is inhabited by more than 100 nations. The development of tolerance is important for the Russian Federation. Naturally, the discussion of pressing issues for the representatives of these faiths is extremely necessary. This function was assigned to the Interfaith Council. Discussion of issues of concern to society on the basis of the Interreligious Council provides an opportunity to develop new approaches to the consideration of the interaction of representatives of different faiths.

The current situation demonstrates the fact that past mistakes are taken into account, and the introduction to the work of the Interreligious Council allows us to consider questions of religious interaction.

It is also worth noting the importance of the Interreligious Council for the development of dialogue between denominations at the state level. This is also an important point, which allows discussing issues of interreligious interaction at the international level.

Keywords: religion, religious organization, interreligious dialogue, state-religious relations, theology.

Начало нового тысячелетия столкнулось с проблемой потери идей и идеалов, объединяющих людей. Духовные ценности необходимы для того, чтобы связать воедино мировую реальность человечества. Сегодняшнему миру необходимы толерантность и уважение конфессиональных особенностей населяющих мировую цивилизацию. В этих целях 23 декабря 1998 года был создан Межрелигиозный совет России (МСР).

МСР - это общественная организация, объединяющая глав четырех традиционных религий Российской Федерации - православия, ислама, иудаизма и буддизма. После принятия в сентябре 1997 года нового Закона о свободе совести и религиозных объединениях особую актуальность приобрел вопрос о кооперации представителей традиционных религий. Идея создания органа по межрелигиозному взаимодействию принадлежала митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.

Высшим органом Совета является Президиум, формируемый из числа представителей входящих в Совет религиозных организаций на самом высоком уровне. Почетным председателем МСР является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, постоянным представителем Русской Православной Церкви в Президиуме Совета - митрополит Волоколамский Иларион.

В Президиум МСР входят главы крупнейших мусульманских организаций страны - муфтии Талгат Таджуддин (Центральное духовное управление мусульман России, находится в Уфе), Равиль Гуйнутдин (Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман РФ), Исмаил Бердиев (Координационный центр мусульман Северного Кавказа) и Камиль Самигуллин (ДУМ Республики Татарстан). Со стороны иудейских общин в состав Президиума МСР входят главный раввин России Берл Лазар и главный раввин России А.С. Шаевич. Буддисты представлены в Президиуме Совета в лице Пандито Хамба Ламы Дамбы Аюшеева, председателя Буддийской традиционной сангхи России.

Координационный центр мусульман Северного Кавказа и ФЕОР в состав МСР были приняты в декабре 2002 года, а ДУМ Республики Татарстан - в феврале 2017 года.

Секретариат МСР представляет из себя орган, который организует деятельность Совета, готовит его мероприятия. С июля 2001 по декабрь 2005 г. исполнительным секретарем этой организации являлся сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП Р.А. Силантьев. С 2005 по 2011 год секретарем-координатором Межрелигиозного совета России был сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата (с 2009 года - заместитель председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества) священник Георгий Рощин (ныне - епископ Иоанн (Рощин)). С 25 апреля 2010 года по 2013 год он был секретарём-координатором исполкома Межрелигиозного совета СНГ.

С марта 2011 г. по декабрь 2015 г. руководителем секретариата МСР являлся диакон (с 2013 года - священник) Роман Богдасаров. В марте 2016 года на заседании Президиума МСР исполнительным секретарем был утвержден священник Димитрий Сафонов.

Одной из основных форм деятельности МСР является проведение заседаний, на которых члены Совета обсуждают актуальные вопросы повестки дня межрелигиозных отношений и выступают с заявлениями, выражающими консолидированную позицию традиционных религий по различным волнующим общество проблемам.

11 ноября 1999 года на заседании МСР было принято Положение этой организации. Создание Совета было поддержано Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

МСР является уникальной площадкой, на которой диалог традиционных религий Российской Федерации ведется на самом высоком уровне на постоянной основе.

Следует отметить, что Совет не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, не имеет богослужебных форм деятельности и собственных теологических позиций. В соответствии с Уставом, целью МСР является, цитирую, «координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в делах укрепления и развития их диалога; обеспечения и поддержания межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе; предотвращения и уврачевания конфликтов на этноконфессиональной почве; утверждения в обществе традиционных духовных ценностей; диалога с государственной властью России и других стран.

Основными принципами взаимодействия традиционных религий в рамках Совета являются отказ от обсуждения доктринальной проблематики, выработка позиции по актуальным социальным проблемам и сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес. Одной из основных форм деятельности МСР является проведение заседаний (с периодичностью около двух-трех раз в год), на которых члены Совета обсуждают актуальные вопросы повестки дня межрелигиозных отношений, а также выступают с заявлениями, выражающими консолидированную позицию традиционных религий по различным волнующим общество проблемам. МСР выступал с заявлениями по таким актуальным темам, как защита прав семьи и ребенка, противодействие абортам, утверждение традиционных семейных ценностей, миграция, ограничение игорного бизнеса, наркотрафик, экстремизм и терроризм под религиозными лозунгами, разжигание розни на этноконфессиональной почве, охрана

правопорядка, концепция свободы и прав человека, оскорбление чувств верующих, и другим.

Совет не соотносит себя ни с какими политическими силами, равно как и с государством, но независимо, основываясь на общем внутреннем согласии, формирует и позиционирует свою деятельность. Принятие решений об увеличении состава, совместной работе и систематическом взаимодействии с прочими религиями строится только на основе общего согласия. Лидеры традиционных религий выразили в декларации глубокое убеждение, что прикладываемые силы, направленные на установление систематического характера диалога среди них и их последователей, послужат обретению прочного мира, достижению благоденствия и духовному возрождению нашей Родины.

Одной из главных инициатив МСР стало предложение о введении нового государственного праздника - Дня народного единства (4 ноября), символизирующего окончание Смутного времени XVII века. В соответствующем обращении МСР 2004 года, которое было направлено на имя Президента В.В. Путина, а также председателям Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, говорится: «Наша история богата славными датами. Неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения дают нам события 4 ноября 1612 года, когда патриотические настроения народа нашей страны, единение всех граждан, независимо от происхождения, веры и положения в обществе, сплочение и солидарность сыграли особую роль в судьбе России... На протяжении веков на долю нашего народа многократно выпадали тяжелые испытания. Но каждый раз мы находили в себе силы собраться, объединиться - в любви к Отечеству, в уповании на Бога, в верности традиционным духовным ценностям, завещанным предками, чтобы, превозмогая беду, отстоять свою независимость и государственность. В этом -великий духовный подвиг нашего народа. В этом - его сила. В этом - его будущее!»1. Ежегодно 4 ноября, в праздник Дня народного единства, Президент РФ и Святейший Патриарх Кирилл вместе с религиозными лидерами России по традиции участвуют в церемонии возложения цветов к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади.

Заявления Совета, выражающие миротворческую позицию религиозных общин, могут быть реакцией представителей традиционных религий на рост социальной напряженности в обществе. Так, во время многодневного митинга и

1 Обращение Межрелигиозного совета России о введении нового государственного праздника

4 ноября. - URL: http://interreligious.ru/documents/treatment/treatment_2.html. (дата обращения: 21.03.2018)

беспорядков в декабре 2010 года на Манежной площади МСР обратился к проблематике межнациональных отношений, в связи с чем призывал, цитирую, «сынов и дочерей разных народов, прежде всего народов России, к мирной совместной жизни, на основе которой веками созидалась наша страна и в которой - ее будущее». Представители традиционных религий в обращении к верующим подчеркивали, что «Россия - наш общий дом», а «уважение национальных чувств и образа жизни любого народа должны стать непременным условием приемлемости в обществе той или иной гражданской силы». В заявлении, в частности, было сказано: «В этих условиях говорим всем верующим и неверующим людям: остановитесь у опасной черты! Помните, что все существующие проблемы можно и нужно разрешать миром, через откровенный, но мудрый и серьезный диалог. Сегодня представители власти, диаспор и коренного населения должны сообща сделать все, чтобы не дать разгореться пожару межнациональных столкновений. В этих общих усилиях готовы всемерно участвовать и религиозные общины»1.

Большое внимание в своей деятельности МСР уделял проблеме экстремизма и терроризма под религиозными лозунгами. Борьба с терроризмом стала неотъемлемой частью государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны. Надежными партнерами государства в данной области выступают традиционные религиозные общины России.

Этой теме был посвящен ряд заявлений Совета: «Заявление МСР в связи с захватом заложников в Москве» (2002); «Заявление в связи с серией терактов» (2004 год); «Обращение в связи с трагедией в Беслане» (2004); «Заявление в связи с гибелью муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева» (2010), «Заявление в связи с терактом в Домодедово» (2011); «Заявление Межрелигиозного совета России в связи с участившимися атаками на духовных лидеров» (2012). В 2018 году Совет принял два документа: «Заявление в связи с нападением на верующих в Кизляре» и «Заявление Межрелигиозного совета России в связи с террористическим актом в Грозном».

Обсуждению проблемы экстремизма было посвящено заседание Президиума МСР 21 февраля 2017 года, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Члены МСР резко осуждали это явление и подчеркивали, что преступные и поражающие своей жестокостью деяния экстремистов, в результате которых гибнут невинные люди,

1 Заявление президиума Межрелигиозного совета России о состоянии межнациональных отношений в России. - URL: http://interreligious.ru/documents/statements/statements_24.html. (дата обращения: 21.03.2018)

нельзя связывать с религией. В заявлении Совета, которое было принято вскоре после захвата боевиками заложников на мюзикле Норд-Ост в театральном центре в Москве (на Дубровке) в 2002 году, говорится: «Еще раз хотим подчеркнуть: какими бы религиями и идеологиями ни прикрывались террористы, на самом деле они служат диаволу. Эти люди, сознательно избравшие зло, тем самым отреклись от религии и от своего народа»1. В этой связи члены МСР стремятся не употреблять формулировку «религиозный терроризм», а предлагают использовать такие термины, как «псевдорелигиозный экстремизм» или «экстремизм и терроризм, прикрывающийся религиозной риторикой». Террористы стремятся посеять страх и раскол в обществе, религиозные лидеры призывали не позволить им достичь этого. В заявлении Межрелигиозного совета России в связи с нападением на православных верующих в Кизляре в феврале этого года говорится: «Целью террориста и его вдохновителей является разжигание межрелигиозной розни, разрушение многовековых традиций мирного сосуществования христиан и мусульман в России. Религиозные лидеры нашей страны призывают сделать все возможное, чтобы не допустить этого»2.

Действенным средством для профилактики экстремизма, по мнению религиозных лидеров, может служить повышение уровня грамотности в религиозных вопросах, распространение подлинных знаний о религии. Решению этой задачи призвано способствовать в том числе развитие теологического образования и науки в России, опирающихся на богатые традиции отечественной духовной школы.

Важным направлением деятельности МСР является свидетельство о непреходящем значении традиционных нравственных ценностей в жизни каждого отдельного человека и общества в целом, что особенно актуально в условиях распространения идеологии морального релятивизма и секуляризма, Несмотря на наличие существенных различий в вероучительных представлениях, моральная оценка традиционными религиями многих социальных явлений весьма близка. Это позволяет религиозным лидерам выступать с консолидированной позицией по широкому кругу вопросов. Одной из основных таких тем для нас является важность сохранения и поддержки института семьи, понимаемого как союз мужчины и женщины. В заявлении по вопросам защиты прав семьи и ребенка 2010 года говорится: «Семья есть великое благо, данное нам Творцом. Прочность социальных связей,

1 Заявление Межрелигиозного совета России в связи с захватом заложников в Москве (2002). Режим доступа: http://interreligious.ru/documents/documents_52.html. . (дата обращения:21.03.2018)

2Заявление Межрелигиозного совета России в связи с нападением на верующих в Кизляре, 2018

консолидирующих общество, пропорциональна здоровью и полноте семей... Наши религии обладают не только опытом воспитания в верующих семьях нравственно сильных людей, но и комплексом проверенных столетиями мер, позволяющих предотвращать и исцелять конфликты в семьях. Представители религиозных общин готовы разделить свой опыт с семьями, проходящими через конфликтные ситуации, и государственными службами, ответственными за попечение о семье».

Традиционные религии России рассматривают жизнь как драгоценный дар Божий, а потому считают, что она должна быть защищена с самого момента ее начала, то есть с зачатия. Отдельное внимание МСР уделял противодействию практике абортов, которая рассматривается всеми традиционными религиями как грех. В принятом обращении на заседании Совета 2 июня 2016 года, которое называется «О защите жизни нерожденных детей», говорится: «Мы, представители традиционных религиозных общин России, выражаем глубокую озабоченность в связи с массовой практикой абортов в нашей стране. Уничтожение беззащитной жизни, сокрытой в утробе матери, является тяжким грехом. Призываем верующих, всех граждан нашей страны и государство объединить усилия в общем деле по спасению детских жизней».

Заботясь о нравственном и духовном оздоровлении общества, традиционные религии России совместно выступали против распространения таких социально опасных пороков как алкогольная, наркотическая и игровая зависимости. Религиозные лидеры подчеркивали, что зависимость от наркотиков и азартных игр являются в том числе духовными болезнями, поэтому для излечения от них необходимы не только квалифицированная психологическая и медицинская помощь, но и пастырская поддержка, приобщение к традиционным духовно-нравственным основам жизни.

24 октября 2017 года в Москве в Еврейском музее и центре толерантности под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло заседание МСР, на котором было принято заявление «О культуре, свободе творчества и нравственной ответственности». Участники заседания были солидарны в том, что свободу нельзя путать со «вседозволенностью», а концепция прав человека, в том числе права на свободу творчества, должна быть дополнена моральными измерениями. В заявлении, в частности, говорится: «Традиционные религии России всегда свидетельствовали о высокой ценности человеческой личности, ее прав и свобод, в том числе свободы творчества, которые рассматриваются нами как соответствующие богоданному достоинству человека. Свобода творчества и

самовыражения, как и любая другая свобода, не является абсолютной, ее реализация должна ограничиваться требованиями общественной морали и уважения прав других людей, мировоззренческих групп и религиозных сообществ. С сожалением приходится констатировать, что свобода творчества нередко используется для оправдания насмешек над святыней, пропаганды безнравственности, оскорбления религиозных и национальных ценностей. Решительно осуждая любые противоправные действия, агрессию и экстремизм, мы призываем всех членов нашего общества к взвешенности оценок, к сохранению готовности разрешать возникающие разногласия путем доброжелательного диалога. Будущее нашей страны зависит от способности каждого из нас проявлять уважение к религиозно-культурным традициям, исторической памяти и человеческому достоинству друг друга».

Следует отметить, что взаимодействие в рамках МСР нередко строится на обсуждении практических вопросов и сотрудничестве для улучшения положения религиозных общин в экономической, юридической, социальной сферах. В январе 2002 года МСР направил Председателю Правительства РФ М. М. Касьянову обращение с просьбой перевести религиозные организации России в группу потребителей электрической и тепловой энергии «население» (до этого момента платежи совершались по тарифам для коммерческих организаций). В результате взаимодействия с Федеральной энергетической комиссией эта просьба была удовлетворена, религиозные организация были отнесены к льготной группе потребителей «население». Представители органов государственной власти многократно обращались к МСР с просьбой высказать свою позицию относительно разрабатываемых законопроектов, затрагивающих деятельность религиозных общин. В частности, члены Совета участвовали в обсуждении законопроектов «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (2010), «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (2011), «Об образовании в Российской Федерации» (2011), «О похоронном деле в РФ» (2015), «Правила противопожарного режима» в культовых зданиях (2017) и других.

Международные межрелигиозные инициативы МСР

МСР России выступал инициатором и организатором крупных межрелигиозных форумов. В 2000 году МСР провел первый в постсоветской России межрелигиозный саммит - I Межрелигиозный миротворческий форум, который состоялся 13- 14 ноября в Москве. Мероприятие собрало более 100 духовных лидеров России и стран СНГ. Основными темами форума стали

миротворческий потенциал религии, противодействие экстремизму и терроризму, место религии в жизни современного общества.

2- 4 марта 2004 года в Москве под эгидой МСР прошел II Межрелигиозный миротворческий форум, в котором приняли участие более 300 представителей традиционных религиозных общин всех стран СНГ. Важным итогом работы II Межрелигиозного миротворческого форума стало создание Межрелигиозного совета СНГ, в который вошли двадцать три духовных лидера, представляющих страны Содружества.

3-5 июля 2006 года МСР совместно с Межрелигиозным советом СНГ провел в Москве крупнейший межрелигиозный саммит за всю историю России -Всемирный саммит духовных лидеров. Саммит был приурочен к встрече «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. В мероприятии приняли участие более 300 религиозных деятелей из 49 стран. Пленарное заседание саммита совместно с Сопредседателями МС СНГ открыл Президент России В.В. Путин. В итоговом документе саммита - Послании - религиозные лидеры дали оценку многим злободневным проблемам: роль религии в современном мире, значение традиционных нравственных ценностей, поддержка института семьи, права и достоинства человека, экстремизм, охрана окружающей среды - и другим темам.

Одной из тем, которой МСР занимался все 20 лет своего существования, являлась проблематика, связанная с продвижением теологии. В 1992 году в России на волне демократических преобразований и в условиях отказа от идеологии воинствующего атеизма Министерство образования Российской Федерации внесло направление «Теология» в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей. В связи с этим был утвержден соответствующий стандарт, предусматривающий получение выпускниками дипломов «Бакалавр теологии». Это было сделано без какого-либо участия Русской Православной Церкви и других религиозных объединений.

На заседании 17 октября 2000 года представителями МСР было принято обращение, адресованное к Правительству и Министерству образования РФ, с просьбой об ускорении введения специальности «теология» в вузах страны и об утверждении соответствующего ГОСТа. Как отметили члены МСР, движение в данном направлении, которое уже «получило реализацию в ряде высших учебных заведений, поможет подготовить квалифицированные кадры для религиозных и других учебных заведений»1. Также при разработке данных

1 Обращение Межрелигиозного совета России к Правительству Российской Федерации и Министерству образования РФ с просьбой ускорить закрепление практики обучения по

учебных программ необходимо пластично их изменять в соответствии с особенностями каждой традиционной религии России. В концовке обращения члены Совета выразили надежду, что «закрепление преподавания теологии в светских вузах по добровольному выбору студентов поможет не только религиозным общинам, но и государству приобрести новых специалистов, способных принести ощутимую пользу Отечеству и его народам»1.

На заседании Президиума МСР, состоявшемся 29 марта 2007г., на повестку дня был вынесен вопрос о статусе «Теологии» в России. Его итогом стало «обращение», в частности, к государству и к обществу в целом, о внесении теологии в списки научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. В своем обращении Совет акцентирует внимание государственной власти и населения страны на том, что «наш народ испытывает насущную потребность в духовно-нравственном воспитании новых поколений»2. «Востребованность теологического образования очевидна и не требует доказательств, - пишут лидеры Межрелигиозного совета России, - однако дальнейшее развитие такого образования в нашей стране парализовано отсутствием теологии в списках научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК). В то же время развитие теологических образовательных подразделений требует преподавателей высшей квалификации»3. Очевидно, что на тот момент в образовании сложилась патовая ситуация. Высшие заведения Российской Федерации не могли готовить кандидатов или докторов теологии и были вынуждены приглашать из-за границы докторов теологии, дипломы которых признавались действительными в нашей стране в связи с подписанными Болонскими соглашениями. Неприемлемо было то, что выпускаемым в наших вузах специалистам, подготавливаемым заграничными докторами Теологии, диплом со специальностью «Теология» выдать не могли из-за отсутствия этой специальности в списках ВАК. Таким образом, российская система образования оказалась в замкнутом круге зависимости от заграничных специалистов, не имея возможности выпустить аккредитованных государством «теологов».

В своем обращении Совет убедительно просит «в кратчайшее время

специальности «теология» в высших светских учебных заведениях и принятия соответствующего государственного образовательного стандарта (17 октября 2000) // Межрелигиозный совет России: сайт. URL: http://interreligious.ru/documents/documents_49.html (дата обращения 3.05.2018)

1 Там же.

2Обращение Межрелигиозного совета России о внесении теологии в списки научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (29 марта 2007) // Межрелигиозный совет России: сайт. URL: http://interreligious.ru/documents/treatment/treatment_35.html (дата обращения: 3.05.2018)

3 Там же.

восстановить справедливость и внести в списки научных специальностей ВАК теологию, создать Экспертный совет по теологии и утвердить диссертационные советы «...». Необходимо также включение в списки реферируемых журналов ВАК теологических журналов, без публикации в которых диссертации теперь не принимаются к защите»1.

В 2002 году был утвержден новый стандарт, позволяющий преподавать теологию исходя из взглядов, воззрений и убеждений определенных конфессий, то есть вероучительные дисциплины велись уже с религиозных позиций. Теология как научная специальность, согласно этому образовательному стандарту, представляет собой сложный комплекс наук, изучающих формы религиозной жизни, историю вероучений, религиозное культурное наследие и т.д. Существенно, что была введена поликонфессиональная модель организации теологической подготовки на уровне бакалавриата и магистратуры. Начали разрабатываться образовательные стандарты по конкретным направлениям теологии - православной, исламской, иудейской. То есть пришло понимание, что единой вне-конфессиональной или над-конфессиональной теологии как научной дисциплины не существует. Теология концентрируется на самопонимании конкретной религиозной традиции, пытаясь определить и прояснить нормативное содержание своего вероучения, оснований своих практик, их реализации в истории, теология всегда конфессиональна.

Однако даже после обращения Совета от 29 марта 2007 года оказалось достаточно сложно получить для нее официальный статус. Государственные чиновники под предлогами того, что «теология не наука» и «у вас нет докторов-теологов для того, чтобы создавать экспертные советы», отвергали инициативы по аккредитации этой специальности.

В 2013 году Министерство образования и науки России готовило к изданию Приказ о «Сводном перечне направлений подготовки и специальностей высшего образования». Теологию в этом проекте планировалось отнести без упоминания названия к группе специальностей «Философия, этика, религиоведение», исходя из представления о том, что теология является видовым подразделением более общего философско-религиоведческого направления.

22 июля 2013 года члены Совета направили письмо Президенту В.В. Путину с предложением о развитии теологического образования. В письме, в частности, говорится: «От имени Межрелигиозного совета России,

1 Обращение Межрелигиозного совета России о внесении теологии в списки научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (29 марта 2007) // Межрелигиозный совет России: сайт. URL: http://interreligious.ru/documents/treatment/treatment 35.html (дата обращения 3.05.2018)

представляющего интересы десятков миллионов верующих людей в нашей стране, обращаемся к Вам с просьбой содействовать скорейшему разрешению важного вопроса, связанного с завершением процесса легализации теологической науки и образования.теология представляет собой весьма обширную и самостоятельную группу специальностей, проблематика которых не сводится лишь к философско-религиоведческой сфере. Предлагаемое решение не только не учитывает эту специфику теологии, но и полностью игнорирует саму историю европейского высшего образования. Именно теологические факультеты были основанием большинства старейших европейских университетов»1.

Высказанная в письме просьба лидеров традиционных религий была поддержана, и в списки специальностей по направлениям подготовки высшего образования была введена самостоятельная укрупненная группа специальностей «Теология» в области «Гуманитарные науки» на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В указанном письме также содержалась просьба о введении научной специальности «Теология» в Номенклатуру научных специальностей РФ и о создании соответствующего Экспертного совета ВАК. 24 апреля 2015 года было направлено обращение МСР на имя Президента В. В. Путина с просьбой о внесении «теологии» в список научных специальностей. В октябре 2015 года решением президиума ВАК Минобрнауки России теология была признана научной специальностью. При МСР была создана в 2015 году Экспертная группа теологии, которая и призвана координировать усилия общин в области развития теологического образования.

В конце мая 2016 года в Москве на базе МГУ и РАН прошли два «круглых стола» по проблемам теологии, которые собрали наиболее известных экспертов в этой области. «Круглые столы» были организованы Минобрнауки, также участие в их организации принимал Секретариат МСР. И как результат всех перечисленных действий, 30 мая 2016 года был получен зеленый свет на создание Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «Теология». Упомянутый совет был основан на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Этот диссертационный совет возглавил ректор ОЦАД,

1 Теология в России (Справка Секретариата по межрелигиозным отношениям) // Архив ОВЦС.

председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. Ученым секретарем совета стал исполнительный Секретарь МСР священник Димитирий Сафонов. На заседании МСР 2 июня 2016 года был утвержден список кандидатов, рекомендуемых Межрелигиозным советом России для включения в состав Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по научной специальности «Теология». Все они вошли в утвержденный ВАК 1 августа состав Экспертного совета. 14 февраля 2018 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты». Организаторами встречи выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Межрелигиозный совет России, который организовал специальную секцию, посвященную преподаванию в школах духовно-нравственной культуры.

26 апреля 2018 года приказом заместителя Министра образования и науки была выдано разрешение на создание с 11 мая 2018 года Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «теология». Этот совет сменил прежний, сохранив свой состав и получив право присуждать степени доктора и кандидата теологии.

МСР в своей деятельности продолжает уделять внимание развитию теологии в России. В частности, на заседании Совета 27 марта 2018 года участники поддержали создание Научно-образовательной теологической ассоциации и подчеркнули важность участия в ее работе духовных образовательных организаций.

Деятельность МСР в настоящее время свидетельствует, что эта организация активно развивается.

21 февраля 2017 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Президиума МСР, которое было посвящено обсуждению темы распространения экстремизма под религиозными лозунгами. Митрополит Волоколамский Иларион представил присутствующим подготовленный кафедрой внешних церковных связей ОЦАД под эгидой МСР научный сборник «Межрелигиозный диалог и его роль в деле защиты христиан Ближнего Востока и Северной Африки от преследований». Исполнительный секретарь МСР представил собравшимся проект нового сайта Совета. Новый официальный сайт МСР (interreligious.ru) начал

функционировать с апреля 2017 года.

24 октября 2017 года в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве состоялось заседание Президиума МСР под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Перед началом заседания Патриарх Кирилл ознакомился с экспозицией Еврейского музея. Главной темой заседания стало обсуждение проблемы соотношения свободы творчества и нравственной ответственности. В рамках заседания было принято заявление «О культуре, свободе творчества и нравственной ответственности».

19 февраля 2018 года было принято совместное заявление с осуждением нападения на верующих в Кизляре (Дагестан). В принятом заявлении отмечалась необходимость сплотиться вокруг постигшей наше общество трагедии и был озвучен призыв ко всем нашим согражданам жить в мире и согласии независимо от национальности и вероисповедания.

27 марта 2018 года в здании Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Москве прошло заседание Межрелигиозного совета России. Перед началом заседания присутствующие почтили минутой молчания жертв пожара в г. Кемерово. В ходе заседания был положительно решен вопрос создания филиалов МСР на Северном Кавказе, в Республике Татарстан. Кроме того, на заседании обсуждались меры антитеррористической защищенности религиозных объектов, обсуждалось создание Научно-образовательной теологической ассоциации. Также представителями МСР было принято решение поддержать проведение 1-2 ноября 2018 г. Второй Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».

Подводя итог, можно заключить, что взаимодействие религиозных лидеров в рамках МСР включает в себя следующие принципы: отказ от компромиссов вероучительного характера и попыток использовать диалог для прозелитизма; стремление вообще не затрагивать доктринальную проблематику; выработка консолидированной позиции по актуальным вопросам социальной жизни; концентрация на решении практических вопросов; противодействие общим для традиционных религий вызовам (в том числе терроризму и экстремизму); призыв к миру; демонстрация рядовым верующим солидарности и позитивных отношений между религиозными лидерами.

За 20 лет МСР выражал позицию по различным вопросам в официально принятых документах 49 раз. Двадцать три документа относятся к деятельности, направленной на утверждение мира и согласия. Они, в свою очередь, делятся по трем направлениям: гармонизация межнациональных отношений и

укрепление социального единства (8 документов), противодействие экстремизму под религиозными лозунгами (7 документов), международные отношения (8 документов). Заявления этой области деятельности МСР затрагивают следующие темы: интенсификация миграционных потоков и адаптация мигрантов; спорт как средство приобщения к духовно-нравственным ценностям и как элемент воспитания; право верующих жить в соответствии с нормами своей религии; консолидирование нации и борьба с проявлениями ультранационалистических взглядов; борьба с экстремизмом и его проявлениями и другие. Девять заявлений относятся к взаимоотношениям с государственной властью. В этом числе три документа посвящены развитию теологического образования и религиозному просвещению. Лидеры Совета много внимания уделяли вопросам религиозно-нравственного просвещения жителей нашей страны, что важно для консолидации нации, укрепления взаимоуважения в российском многонациональном обществе и противодействия пропаганде вербовщиков, которые стремятся распространить псевдорелигиозные экстремистские взгляды среди молодого поколения. В частности, члены Совета способствовали развитию теологического образования, ходатайствуя о введении этой специальности в перечень специальностей ВАК. Шестнадцать документов относятся к теме утверждения в обществе традиционных нравственных ценностей. Они также были поделены по трем направлениям: семейные ценности и защита детей (6 документов), противодействие социально опасным порокам (4 документа), нравственная ответственность и концепция прав и свобод человека (5 документов). Лидерами Совета была выражена позиция по следующим темам: демографический кризис в России; социальная и экономическая поддержка семьи и детства; поддержка детей-сирот; ювенальная юстиция; аборты; распространение наркоторговли и игрового бизнеса; попытки оправдать кощунство и оскорбление чувств верующих принципом свободы слова и творчества; пропаганда нетрадиционных семейных ценностей и нравственной ответственности. По мнению членов МСР, необходимо строить общество на духовно-нравственном основании и не забывать, что будущее есть только у того общества, в котором ценностными ориентирами являются любовь, верность, честность и глубокое уважение ко взглядам другого человека, солидарность и чувство ответственности за свою Родину. Свободу не следует отождествлять со «вседозволенностью», а концепции прав и свобод человека должны учитывать моральные принципы.

В России на протяжении многих веков в мире и добрососедских отношениях проживают многие народы с их самобытными культурными и религиозными

традициями. История взаимоотношений религиозных общин в России уникальна, она включает в себя славные страницы взаимопомощи и сплочения перед лицом общего врага, трагический опыт гонений при атеистическом режиме, стремительное возрождение веры в период современной России.

В нашем Отечестве никогда не было религиозных войн, но, напротив, сложилась уникальная модель гармоничного сосуществования религий и культур. Ее основанием служит уважение к традиционной нравственности, целостности вероучения и образа жизни последователей разных религий.

Взаимодействие религий, консолидация верующих и выступление религиозных лидеров с согласованной позицией - это действия, которые позволяют влиять на будущее страны. Следует подчеркнуть, что МСР объединяет религиозных лидеров и принимаемые Советом заявления выражают не частную точку зрения, а официальную позицию традиционных религиозных общин.

Документы МСР отражают уникальный опыт межрелигиозного взаимодействия в нашей стране, в них находит выражение точка зрения традиционных религий по многим важным общественным вопросам, принятые заявления несут в себе огромный потенциал для миротворчества и духовного оздоровления общества. В условиях современной глобальной цивилизации, с характерным для нее высоким уровнем взаимозависимости и взаимосвязи, наличием острых вызовов, в том числе распространением псевдорелигиозного экстремизма, а также ростом роли религиозного фактора, исследование опыта межрелигиозного диалога в рамках МСР представляется весьма актуальным.

Опыт деятельности Межрелигиозного совета России свидетельствует, что различия в религиозных убеждениях не являются поводом для антагонизма и вражды. Высокие духовные ценности служения ближнему, мудрой умеренности, солидарности, стремления к миру позволяют верующим находиться в дружеских отношениях, открывают возможности для сотрудничества в социальной сфере по множеству направлений во имя процветания России как общего дома для представителей разных национальностей и религий.

Библиография/References:

1. Мельник С.В. Взаимодействие традиционных религий в рамках Межрелигиозного совета России // Информационный межконфессиональный бюллетень. - М.: ИП Кузнецова, 2016. - С. 56 - 65.

2. Силантьев Р.А. Исламо-христианский диалог в новейший период // Вопросы философии. - 2010. - № 9.

3. Силантьев Р.А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010.

4. Шмидт В.В., Мельник С.В. Региональный центр «духовной силы» Евразии: 10 лет диалога мировых и традиционных религий // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. - 2013. - № 2 (3). - С. 101-120.

1. Mel'nik, S.V. (2016) Vzaimodeystviye traditsionnykh religiy v ramkakh Mezhreligioznogo soveta Rossii [Interaction of traditional religions within the framework of the Interreligious Council of Russia] // Informatsionnyy mezhkonfessional'nyy byulleten' [Informational Interconfessional Bulletin]. - M.: IP Kuznetsova. - P. 56 - 65. (In Russ.)

2. Silant'yev, R.A. (2010) Islamo-khristianskiy dialog v noveyshiy period [IslamChristian dialogue in the newest period] // Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. -№ 9. (In Russ.)

3. Silant'yev, R.A. (2010) Musul'manskaya diplomatiya v Rossii: istoriya i sovremennost' [Muslim diplomacy in Russia: history and modernity]. - M.: IPK MGLU «Rema». (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Shmidt, V.V., Mel'nik, S.V. (2013) Regional'nyy tsentr «dukhovnoy sily» Yevrazii: 10 let dialoga mirovykh i traditsionnykh religiy [Regional center of "spiritual power" of Eurasia: 10 years of dialogue of world and traditional religions] // Yevraziyskiy Soyuz: voprosy mezhdunarodnykh otnosheniy [Eurasian Union: issues of international relations]. - № 2 (3). - P. 101-120. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.