ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
УДК 74.01/.09 Н. В. Харса
Новосибирская региональная общественная организация «АРТ-центр "Красный"» Новосибирск, Россия
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ
В ПРОСТРАНСТВЕ ГАЛЕРЕИ
В статье рассматривается вопрос создания современных коллективных выставок на основе концепции на примере выставки «Лёд», демонстрировавшейся в Новосибирске с 7 февраля по 25 марта 2020 года. Идея проекта - исследование восприятия феномена «человек - природа» через интерпретацию одного из состояний воды в художественных произведениях. В экспозиции были представлены работы 30 авторов в различных техниках и видах искусства - живопись, графика, видеоарт, керамика, скульптура, инсталляции. В число участников выставки вошли известные художники из разных городов Сибири.
Ключевые слова: художественная выставка; выставочный проект; искусство Сибири; концепция выставки; АРТ-центр «Красный».
В. Кирилюк. Форма воды 2. 2020. Стекло
Собственность автора
Новосибирская региональная общественная организация «Арт-центр "Красный"» была создана для реализации просветительских программ в области искусства. Здесь проводятся выставки, мастер-классы, на средства грантов реализуются социально значимые проекты, направленные на популяризацию изобразительного искусства в регионе.
В АРТ-центре проходит в среднем шесть выставок в год, и примерно такое же количество проектов создаётся на других площадках Новосибирска и области. Общее количество выставок, реализованных сотрудниками организации с 2017 года, превышает четыре десятка. За это время накоплен большой опыт кураторства художественных проектов, позволяющий сделать вывод: лучшие идеи рождаются в команде, поскольку
командный подход позволяет использовать компетенции разных специалистов. Партнёрство является основой всех серьезных проектов, в основу которых ложатся многослойные идеи: без них современные выставки функционировать не могут. Создание кураторских команд из разных участников - как сотрудников АРТ-центра, так и художников - позволяет находить яркие и нестандартные решения, находящиеся на стыке разных дисциплин.
Один из значимых для АРТ-центра проектов был создан весной 2020 года и стал интересной формой презентации современного искусства. В коллективную выставку вошли работы 30 авторов из разных регионов страны. Список городов, где проживают участники выставки, достаточно широк: Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Крас-
ноярск, Омск, Томск, Салехард, Ярославль. Проект реализовывался опытной командой кураторов «Красного». В качестве привлеченного эксперта выступила Алёна Залуц-кая.
Любая современная выставка может рассматриваться как коммуникативное пространство, точка пересечения социальной, образовательной, научной, культурной жизни общества, а также как инструмент, формирующий «явление синестезии при восприятии современного искусства зрителем» [2, с. 10].
Над проектом «Лед» участники работали почти год. Идея выставки была предложена новосибирским скульптором, членом Союза художников России Алёной Залуцкой. По её инициативе понятие «льда» и связанных с ним устойчивых ассоциаций стало ключевым для выставки, где изначально была предусмотрена подача единой темы в разных материалах, что обусловило ее синтетическое звучание. К участию в выставке были привлечены живописцы, графики, скульпторы, концептуалисты и мастера прикладного искусства. Все они получили приглашение в проект с широкими творческими задачами, сформулированными одним из кураторов выставки Евгенией Сучковой: «Проект является своеобразным исследованием восприятия темы "Человек и природа", известной оппозиции понятий cultura - natura. В основе размышлений постулат: "специфические экологические факторы формируют конкретные культурные особенности", которые развиваются в результате адаптации к местной окружающей среде. В этом контексте "Лёд" понимается как некий код, объединяющее многие культуры понятие. Художникам мы предлагаем рассмотреть "Лёд" как творческий объект, наполненный множеством смыслов. Лёд как изменяющееся состояние, которое может пролить свет на философские вопросы и раскрыть человеческое бытие. <...> Это разговор о том, как среда формирует нас, разговор о том, как человек преодолевает природные условия, разговор о том, как художник черпает вдохновение в красоте природы. Про то, как
холодное и белое может стать тёплым и кра- Вход на выставку и сочным» 1 ледовые буквы
Ограничение накладывалось лишь на использование темы северных народов и этнических мотивов, несмотря на возможность более широкой трактовки предмета, важен был сам лёд как главная смыслообразующая субстанция.
Преимущество отдавалось работам, созданным специально для проекта, но каждый участник имел право предложить собранную из ранее выполненных работ единую историю, вписанную в общую канву выставки. В некоторых заявках присутствовала текстовая составляющая, важная для осмысления представленного материала.
«Когда первый осенний мороз покрывает льдом лужи, я вспоминаю о родном доме, одиноко расположившемся посреди огромной степи и овеваемом со всех сторон холодными ветрами. Степь от края и до края застилает тонкий слой снега, который не совсем защищает почву. Февральские жестокие метели, словно волны, пронизывают всю степь снежными всполохами - извивающимися змеями. Зима для меня - длинная ночь и огромное холодное тёмное небо, от вида которого замирает сердце и становится страшно. Я намерен создать три картины, в которых отразятся все мои ощущения (визуальные, тактильные, эмоциональные), возникшие от такой длинной и суровой си-
Мы лёд. 2020. |Н ^Н Н
Принт. В
80x80 ^^^ ^Н
■МЫ
••••••
ЛЕД
бирской зимы. Это картины-размышления об одиночестве и предчувствии чего-то неведомого, порождённого промозглым холодом. Мой проект - о прозрачном, кристально чистом льде, сквозь который можно увидеть движущуюся воду в реке, камни и мелких обитателей этой стихии. Ведь жизнь подо льдом продолжается!» - писал о своем проекте молодой новосибирский живописец Вячеслав Чимитов.
Александр Суриков из Красноярска визуализировал суть инсталляции «Ледяное побоище» графически, так же, как и новосибирская арт-группа ВейоПо, создавшая проект «Место всеобщего веселья и постоянного праздника. Инсталляция о мечтах и реальности».
Новосибирский график Елена Третьякова включилась в проект в момент, когда в её жизни наступило «отсутствие льда»: «Предложение принять участие в проекте "Лёд"-пришло ко мне, когда я изнывала от солнца в Бухаре. Плывущий от жары воздух, отсутствие деревьев в Старом городе и узкая полоска тени, которая покроет лишь кошку, идущую вдоль стены и чуть не задевающую ее короткошёрстным боком. Ближе к стене - шире тень. А для человека это покрытие лишь на одно плечо. И вода, которая всегда теплая, а холодна она лишь в первые минуты, когда только из холодильника. Слово "лёд"
прозвучало как что-то невероятное и существующее лишь в каком-то параллельном мире. А зайдя вечером в кафе, чтобы выпить воды, жгущей холодом, я всего-то попросила воды со льдом. Но узбекский мальчик извинился и вежливо сказал: "Извините, льда нет"».
На этапе предоставления заявок и эскизов выявилась последовательность организации выставочного пространства с учётом особенностей самих залов и полученных от художников проектов. Блоки экспозиции распределились следующим образом:
«Я знаю лёд» - первое пространство: понятные, легко считываемые изображения льда, его разновидности, его возможные обитатели.
«Я не знаю льда» - следующий блок: фи-лософско-метафорическое осмысление льда. Инсталляции, визуализация ассоциаций, связанных со льдом и его отсутствием, «ледяные» и замороженные объекты.
«Я изучаю лёд» - библиотека с книгами о льде, графика, исследование льда как физической субстанции, мир ледяных или застывших персонажей.
«Ледовый апофеоз» - пространство со звуками, красками, видеопроекциями, скульптурами, цветом льда.
Появились первые персонажи выставки - белый лось иллюстратора Игоря Олейникова, который путешествовал по покрытым льдом просторам сибирской тайги, две деревянные скульптуры томской мастерской «АБ», глиняные персонажи новосибирской художницы Марины Глебовой. Их дополнили портреты «Зимних женщин» Евгении Шадриной-Шестаковой и созданные Еленой Третьяковой утрированные образы первооткрывателей Южного полюса: «На проекте "Лёд" я представляю две работы - "Руаль Амундсен" и "Роберт Скотт". Оба полярных исследователя представлены в момент своего достижения Южного полюса Земли. Амундсен (Норвегия) в этой гонке приходит победителем, Роберт Скотт (Великобритания), пришедший месяцем позже, испытал самое горькое разочарование, увидев ещё издалека норвежский флаг, оставленный гордым
норвежцем. На обратном пути домой Роберт Скотт погибнет вместе со всей командой. Домой вернётся лишь его "Дневник полярного капитана" с прощальными письмами родным».
Элементом игры являлась входная арка, задрапированная шуршащими серебряными лентами зеркальной пленки. До неё зритель видел только стенды с перечислением участников проекта и графическую работу Дениса Реца «Мы лёд», собирающую воедино всех участников выставки, сплавляющую их в общий коллектив единомышленников. С «Малым таёжным окунем» Олега Антуха и Сергея Бычкова, лосем Игоря Олейникова и персонажами новосибирского графика Алексея Мохова зритель сталкивался сразу после входа. Деревянная скульптура гигантской рыбы притягивала и огорошивала входящих. Серия иллюстраций Игоря Олейникова к книге Мей Цзихан «Голос снежного дня» до выставки «Лёд» в России не публиковалась и не демонстрировалась. Графи-
ческие работы Алексея Мохова вдохнули в холодный мир выставки волну позитива: промёрзший и заледеневший автобус - «Декабрь. Какая там остановка» - вёз куда-то обладательницу вязаной шапочки с помпоном, а рядом «Март. Магеллан» предсказывал скорое таяние льдин.
Некоторой антитезой визуально понятных образов явились керамические объекты Алены Залуцкой, блок абстрактной графики Геннадия Арбатского и работа Дамира Муратова «Molotov Snowball (Снежок Молото-ва)». На свободное пространство стены проецировался видеоарт Александра Краснова.
Один из залов стал полем чистого эксперимента. Инсталляции Александра Сурикова и Елены и Андрея Бертолло, концептуальные работы Сергея Баранова, стеклянная скульптура Вадима Кирилюка «Форма воды», арт-объект Павла Ионичева и Ольги Таировой «Ice-object», насыщенный цветом триптих Вячеслава Чимитова и бионические скульптуры Алёны Залуцкой «Ice - I» и «Ice
Г. Арбатский.
Айсберги. 2013.
Бумага,
фломастеры,
цветные
карандаши.
40x30
Собственность семьи автора
А. Гурова. Черная вода IX. 2016.
Бумага, карандаш. 70x100
Собственность автора
- II» требовали глубокого переосмысления, зрительской работы, выводя зрителей из колеи визуально понятного и конвенционного искусства. Здесь же экспонировалась работа Татьяны Макаровой «Сколько лет прошло? Столько же, сколько и зим», пожалуй, единственная, не имевшая прямых ассоциаций со льдом. Длинный объект из трёх полос прошитой бумаги, с вкраплением фотографий, рукописного текста из чьей-то переписки, упаковочной бумаги и картона, завершался расположенной на полу стрелкой, указывающей некий маршрут, осмыслить который зрителю предлагалось самому.
Проведя эту внутреннюю работу или сопротивляясь ей, зритель открывал для себя подсвеченный светодиодами «полярный» портал Николая Дрозденко, провожающий его в следующую часть экспозиции. Серия женских портретов, выполненная Евгенией Шадриной-Шестаковой, открывала тему льда в человеческой душе. «Вот лёд. Он не сухой и не мокрый, пока не прикоснёшься к нему. Ледяной - обжигает руки. Ничего с
ним не сделать, только разбить, пока сам не исчез. Абсолютно невозможная вещь - лёд. И люди в снегу. Зимние люди. Естественно рисовать зимних людей, если часто их видишь», - говорит художница.
Рядом с серией - монотипия-триптих Зоей Леутиной «Теперь просто человек», рассказывающая о том, что происходит, когда любившие друг друга люди расходятся.
Всё это на фоне ледяных карандашных пейзажей участницы из Омска Анастасии Гуровой с большими плоскостями льда в черно-белых графических листах и темперных работ Вероники Резинкиной, изображающих заледеневшие окна деревянных домов.
В общем контексте холодных людей и холодной природы зрителя притягивала к себе большая деревянная «Маска» Олега Антуха и Сергея Бычкова, ставшая зримым воплощением заледеневшего времени и пространства.
Визуально дополняли зал две скульптуры - подсвеченная специальным световым столом «Форма воды 2» Вадима Кирилюка
%
и графично-лаконичная «ZIMA» кузнечной мастерской Елены и Олега Архиповых. В голубых отсветах входного портала и светового стола представали работы керамиста из Новосибирска Алены Синюты как попытка перевести ледяные мотивы в тёплый и связанный с обжигом мир глины.
Последний зал погружал в мир абстракции: в масштабных живописных полотнах и пастелях Евгений Заремба и Ольга Коше-лева предлагали свои интерпретации льда как цвета, света и объёма. Тут же экспонировалась керамика Елены Красновой (Красноярск) и Марины Глебовой (Новосибирск). Каждый художник по-своему подошел к тематике льда.
В фантасмагорическом керамическом мире Марины Глебовой привычные предметы были искажены, превращены в сюрреалистический северный сон странных персонажей, среди которых обитают белый песец и человекопингвин, спит большая голова и неведомые зверьки в маленьких керамических домиках. Над этим царством сна бредут, замерзая и превращаясь в лёд, полярные капитаны Елены Третьяковой.
В керамике Елены Красновой сочетались грани абстрактного и концептуального. Причудливые ледовые краски и очертания острова Ольхона поддерживали живопись Евгения Зарембы, где в абстрактном и фактурном цветном силуэте угадывались природные очертания различных форм льда. В объекте «Мечта и реальность» было проявлено возвращение к вполне человеческому - желанию обладать лёгкими, красивыми и стремительными фигурными коньками.
Металлические скульптуры Елены и Олега Архиповых также работали на концепцию зала. Даже названия работ - «По кромке / льда/», «Край /Обледенение/», «Взаперти» -позволяли взглянуть на лёд как на метафору опасного и хрупкого состояния, в том числе человеческой души.
Эстетичная серия пастелей Ольги Коше-левой «Береговая линия» была наполнена сложными, ускользающими смыслами, где угадывались натура и ландшафт, неузнавае-
мо и декоративно преображённые художницей.
Двумя важнейшими факторами при формировании выставки явились образовательный контент и дизайнерское решение выставочного пространства, которое должно было объединить внутреннее пространство галереи с наружным.
Максимально широко трактуя тему льда, авторы проекта хотели создать на выставке среду, которая помогала бы осознать, что у данного явления есть физические, географические, культурные коннотации, каждая из которых учитывалась в составлении экспозиции. Благодаря партнёрству проекта с библиотекой им. М. И. Цветаевой (г. Новосибирск), зрители разного возраста могли прочесть энциклопедические тексты о воде и льде, воспоминания Папанина об экспедиции к Северному полюсу. Образовательный контент выставки был подобран физиком по образованию и путешественником по духу Николаем Дрозденко. Его материалы, размещённые на пилонах, рассказывали о физи-
А. Синюта. Старый лёд. Фрагмент. 2020. Глина, глазури, медь, стекло
Собственность автора
Е. Краснова. Сумерки.
Дорога на Ольхон. 2020. Шамот, бумага, глина, глазури, эмаль, оксиды
Собственность автора
ческих и культурных аспектах льда. Третий «портал», сооружённый в месте перехода из третьего в четвёртый зал, давал возможность посетителю уединиться и посмотреть на экране большого телевизора документальные фильмы о полярных исследователях и многочисленные видеосъёмки айсбергов и льдов, выполненные современными путешественниками.
Дизайнерское решение выставки разрабатывалось совместно кураторской командой АРТ-центра, Алёной Залуцкой, Николаем Дрозденко и дизайнерами Павлом Иониче-вым и Ольгой Таировой.
Техническая реализация осуществлялась преимущественно Алёной Залуцкой, Николаем Дрозденко и Алексеем Моховым.
На улице перед входом было установлено подсвеченное название «Лёд», выполненное из льда, внутреннее пространство галереи было перепланировано посредством установки входных порталов. Все это позволило
разграничить зоны зрительских впечатлений, внести в пространство выставки игровую внезапность, побуждающую отнестись к просмотру как синтезу праздника (яркая подсветка, ледовые скульптуры, светящиеся арт-объекты), путешествия (погружение в неизвестное, переход из одной локации в другую, как в современном квесте) и познавательного процесса, в котором одновременно задействованы традиционное и современное искусство.
Общий итог ожиданиям организаторов подвела Алёна Залуцкая формулировкой: «Главная задача и сложность проекта - совместить между собой столь разных авторов. Кто-то в решении темы идёт от материала, кто-то от идеи. В результате получается весёлое разнообразие, которое наверняка не оставит зрителя равнодушным. Кому-то окажется близким прямолинейный реализм. Кто-то воспримет концептуальную трактовку».
Выставка вызвала живую реакцию арт-критиков, анализирующих проект, и это явилось показателем того, что цели организаторов и кураторов были достигнуты: «Пространство галереи "Красный" - это широкий коридор, разделённый дверным проёмом, и ответвляющиеся от него два зала. Все эти сложные объемы залов использованы под экспозицию, где-то это смотрится удачно, в каких-то местах неоправданно, но факт - кураторы и художники поработали с пространством. И это ценно, так как нечасто в сибирских музеях и галереях можно увидеть специально продуманную экспозицию под временную выставку», - описывает экспозицию Лукия Мурина из Томска [ 1 ]. Позже своим восприятием выставки поделилась Ирка Солза: «Может быть, вся выставка и была некоей спортивной площадкой или катком, где мы, зрители, исполняли акробатические номера, используя произведения искусства как снаряды? Или кабинетом, где наше тело подвергалось процедурам под внимательным, но холодным взглядом врача? Целью этих телесных упражнений должно было быть превращение в лёд: ты поскальзываешься, падаешь и замерзаешь, но, умерев, сам становишься частью безликой и неуязвимой субстанции» [3].
Объектом критики стало «молчание кураторов», не ставших объяснять свой выбор или комментировать принципы отбора. Ожидание кураторской интерпретации идеи и результатов ее воплощения вполне понятно. Вместе с тем в ситуации постпостмодернизма, когда любое авторство сомнительно, а мир всё чаще состоит из цитат, право голоса на выставочном проекте принадлежит не только художнику, но и зрителю. Куратор же присутствует, скорее, как игротехник, монтирует выставку, как бы помещая зрителя в игровое пространство и предлагая ему соблюдать условия предложенной игры. Благодаря творческой команде проекта «Лед» зритель получил возможность собственной интерпретации и поиска «любимых» экспонатов выставки.
Участники проекта:
Антух Олег (Томск) Арбатский Геннадий (Новосибирск) Арт-группа ВЕЯТОЬЬО (Новосибирск) Архипов Олег (Новосибирск) Архипова Елена (Новосибирск) Баранов Сергей (Салехард) Бычков Сергей (Томск) Вадим Кирилюк (Новосибирск) Глебов а Марина (Новосибирск) Гурова Анастасия (Омск) Дрозденко Николай (Новосибирск) Залуцкая Алёна (Новосибирск)
М. Глебова. Лёд. 2020. Керамика
Собственность автора
Е. Архипов а, О. Архипов. По кромке /лъда/. 2019. Металл, ковка, сварка. 40x80x60
Собственность авторов
О. Коше лев а. Береговая линия 1. Серия «Лёд». 2018. Картон, пастель, акрил. 70x100
Собственность автора
Заремба Евгений (Новосибирск) Ионичев Павел (Новосибирск) Кошелева Ольга (Омск) Краснов Александр (Красноярск) Краснова Елена (Красноярск) Леутина Зося (Новосибирск) Макарова Татьяна (Ярославль) Мохов Алексей (Новосибирск) Муратов Дамир (Омск) Олейников Игорь (Москва) Резинкина Вероника (Красноярск) Рец Денис (Санкт-Петербург) Синюта Алёна (Новосибирск)
Суриков Александр (Красноярск) Таирова Ольга (Новосибирск) Третьякова Елена (Новосибирск) Чимитов Вячеслав (Новосибирск) Шадрина-Шестакова Евгения (Новосибирск) Кураторы проекта: Муравьева Анна Сучкова Евгения Харса Наталья
Примечания
1. В тексте приводятся цитаты из переписки участников проекта
Литература
1. Мурина, Л. Выставочный проект «Лёд» в Новосибирске. - URL: https://syg.ma/@lukiia-murina/ vystavochnyi-proiekt-liod-v-novosibirskie (дата обращения 20.07. 2020)
2. Порчайкина, Н.В. Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат
- человек : автореф. ... канд. искусствоведения.
- Барнаул, 2013. - URL: https://www.asu.ru/files/ documents/00007891.pdf (дата обращения 20.07. 2020)
3. Солза И. Лёд-девять. - URL: https://syg.ma/@ pingdf/liod-dieviat (дата обращения 20.07. 2020)
Об авторе
Харса Наталья Владимировна - культуролог, сотрудник HP О О «АРТ-центр "Красный"» E-mail: [email protected]
THE INTERREGIONAL EXHIBITION PROJECT "ICE" - A GAME IN THE GALLERY HALLS
Kharsa Natalia Vladimirovna
Specialist in cultural studies, Art-center "Krasny", Novosibirsk, Russia
Abstract: The article discusses the phenomenon of contemporary collective concept exhibitions on the example of the "Ice" exhibition, which took place in Novosibirsk (February; 7 - March, 25, 2020). The idea of the project is to study the "human - nature" relationship through the interpretation of one of the states of water in artistic works. The exhibition included the works of 30 authors. All those works were made in various techniques and types of art - painting; graphics, video art, ceramics, sculpture, installations. The famous artists from different cities of Siberia participated in the exhibition.
Keywords: art exhibition; exhibition design; the art of Siberia; the concept of the exhibition; Art-center "Krasny".