Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межрегиональное сотрудничество / водные ресурсы / бассейн Сырдарья / бассейное управление / интеграция / устойчивость / интегрированное управление водными ресурсами / охрана водных ресурсов.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузиев К.Ф.

В статье рассмотрены вопросы межрегионального сотрудничества в сфере использования водных ресурсов. Проведены анализы интегрированного управления водными ресурсами в бассейне Сырдарьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»

УДК 2964

Кузиев К.Ф., PhD самостоятельный соискатель Узбекистан, Ташкент

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы межрегионального сотрудничества в сфере использования водных ресурсов. Проведены анализы интегрированного управления водными ресурсами в бассейне Сырдарьи.

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, водные ресурсы, бассейн Сырдарья, бассейное управление, интеграция, устойчивость, интегрированное управление водными ресурсами, охрана водных ресурсов.

Kuziev K.F., PhD independent applicant Uzbekistan, Tashkent

INTERREGIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF WATER

RESOURCES USE

Annotation. The article discusses issues of interregional cooperation in the field of water resources use. An analysis of integrated water resources management in the Syrdarya basin was carried out.

Key words: interregional cooperation, water resources, Syrdarya basin, basin management, integration, sustainability, integrated water resources management, water resources protection.

В истории Центральноазиатского региона жители далекими тысячелетиями рационально использовали водные ресурсы и дорожили каждой каплей воды. При этом водные ресурсы региона Центральной Азии тесно взаимосвязаны и невозможно обойтись без сотрудничества между регионами в сфере водопользования.

Между странами Центральной Азии сформировано совместное использования водных ресурсов бассейна Сырдарья и Амударья, так как налажено бассейное управление.

В начале 90-х годов управления водными ресурсами, а также наведения порядка в вододелении, лимитировании и учете вод, министры пяти независимых государств Центральной Азии в результате переговоров, встреч и обсуждений на совещании 10-12 октября 1991 года в Ташкенте приняли Заявление, в котором, основываясь на исторической общности

народов Центральной Азии, их равных прав и ответственности за обеспечение рационального использования водных ресурсов в регионе, учитывая природные и экономические условия, признали, что только объединенные и совместные действия в вопросах координации и управлению могут способствовать эффективному решению водохозяйственных проблем региона в условиях возрастающей экологической и социальной напряженности.

18 февраля 1992 года в Алматы пять министров водного хозяйства Центральной Азии подписали Соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников». Этим Соглашением фактически был создан единый орган - Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК). Данное Соглашение было подтверждено Решением Глав государств в г. Кзыл-Орде от 26 марта 1993 года и их «Соглашением о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона», а позже - Соглашением пяти стран региона от 9 апреля 1999 года «О статусе Международного Фонда спасения Арала и его организаций».

МКВК, паритетное представляемая пятью Министрами водного хозяйства, или их первыми заместителями, является органом пяти правительств, доверивших Министерствам (Департаментам) водного хозяйства непосредственные функции по управлению водными ресурсами, поддержанию устойчивости природных процессов на трансграничных водах.

Таким образом, за последние два десятилетия в сфере совместного использования водных ресурсов накопился большой опыт. Например, сформировано интегрированное управление водных ресурсов реки Сырдарьи.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, в своем выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, отметил: «Убежден, альтернативы по решению водной проблемы, учитывающей в равной степени интересы стран и народов региона, - нет» [1]. И таких примеров можно привести множество. На первой Консультативной встрече руководителей государств Центральной Азии 15 марта 2018 года в Астане глава государства вновь подчеркнул, что решение всех жизненно важных вопросов - от безопасности границ до рационального распределения водных ресурсов - непосредственно зависит от отношений между странами региона.

На второй Консультативной встрече глав государств Центральной Азии 29 ноября 2019 года в Ташкенте Президент Узбекистана предложил продолжить поиск взаимоприемлемых решений актуальных вопросов совместного водопользования. В результате дальновидной прагматичной

политики главы нашего государства за последние пять лет между странами региона налажены дружественные и доверительные отношения, ставшие прочной основой для эффективного использования трансграничных водных ресурсов. Во время визитов в соседние государства вопросы совместного использования трансграничных водных ресурсов обсуждены на самом высоком уровне.

В настоящее время Узбекистан последовательно развивает сотрудничество с государствами Центральной Азии по водным вопросам в рамках Международного фонда спасения Арала (МФСА) и Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), в межправительственных рабочих группах по водопользованию. В последние годы по итогам соглашений, заключенных благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном, достигнуты положительные результаты в области водного обеспечения в бассейнах рек Сырдарьи и Амударьи.

В частности, в июне-августе 2022 года подписано трехстороннее соглашение между Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерством экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, Министерством энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан об использовании водохранилища «Бахри Точик».

В бассейн реки Сырдарьи вода из Кыргызстана поступает по таким многочисленным притокам, как Нарын, Сох, Окбурасой, Аравонсой, Майлисой, Шохимардонсой, Исфайрамсой. Из Узбекистана на территорию Кыргызстана - через водозаборные каналы Правобережный, Савай, Южная Фергана и Каркидон.

В то же время в период вегетации из реки Сырдарьи через территорию Узбекистана в водохранилище «Бахри Точик», расположенное в Таджикистане, поступает в среднем 300 м3/с воды. В свою очередь, из водохранилища «Бахри Точик» подается поток на орошаемые земли Согдийской области Таджикистана через насосные станции и канал Юкори-Дальварзин. Кроме того, выпускаемой из данного водохранилища водой орошается Бекабадский район Ташкентской области Узбекистана через каналы Нижний Дальварзин и Бекабад. Джизакская и Сырдарьинская области орошаются через каналы Южно-Мирзачульский и Дустлик. При этом пахотные земли на территории Жетысайского и Мактааральского районов Туркестанской области Казахстана орошаются из канала Дустлик.

Последнее экстремальное событие, связанное с землетрясением вблизи водохранилища «Бахри Точик» (Кайракум) указывает на необходимость совместных усилий по предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций.

Такие эктремальные случаи также требуют углубления интегрированного управления водными ресурсами. Интегрированное

управление водными ресурсами (ИУВР) - это система совместного управления, основанная на учете всех видов водных ресурсов (поверхностных, подземных и возвратных вод) в пределах гидрографических границ, которая увязывает интересы различных отраслей и уровни иерархии водопользования, вовлекает все заинтересованные стороны в принятие решений, способствует эффективному использованию водных, земельных и других природных ресурсов в интересах устойчивого обеспечения требований природы и общества в воде [2].

Концепция ИУВР основывается на ряде ключевых принципов, которые и определяют ее практическую сущность [3]:

Развитие и управление водным хозяйством должны базироваться на всестороннем подходе, вовлекающем пользователей, работников планирующих организаций и лиц, принимающих политические решения на всех уровнях.

Вода - ресурс, в отношении которого каждый является заинтересованной стороной. Реальное участие только тогда имеет место, когда заинтересованные стороны являются участниками процесса принятия решений. Подход с участием всех заинтересованных сторон - лучшее средство для достижения долгосрочного согласия и общей договоренности. Участие означает принятие ответственности, признание воздействия мероприятий данного сектора экономики на других водопользователей и водные экосистемы, а также принятие обязательств по повышению эффективности водопользования и устойчивому развитию ресурса [4].

Таким образом, целесообразно совершенствовать и углублять интегрированное управление водными ресурсами по бассейнам Амударьи и Сырдарьи. Это приведет к установлению единогласных принципов при совместном использовании водных ресурсов бассейна:

- управление водными ресурсами осуществляется в пределах гидрографических границ, в соответствии с морфологией конкретного речного бассейна;

- управление предусматривает учет и использование всех видов водных ресурсов (поверхностных, подземных и возвратных вод), принимая во внимание климатические особенности регионов;

- тесная увязка всех видов водопользования и всех участвующих в управлении водными ресурсами организаций по горизонтали между отраслями и по вертикали между уровнями водохозяйственной иерархии (бассейн, подбассейн, оросительная система, экономика района);

- общественное участие не только в управлении, но и в совместном финансировании, поддержании, планировании и развитии водохозяйственной инфраструктуры;

- нацеленность на водосбережение и борьбу с непродуктивными потерями воды водохозяйственных организаций и водопользователей; управление спросом на воду, наряду с управлением ресурсами;

- информационное обеспечение, открытость и прозрачность системы управления водными ресурсами;

- экономическая и финансовая стабильность управления.

Использованные источники:

1. Ш. Хамраев. «Водная дипломатия»: эффективное решение вопросов водопользования в Центральноазиатском регионе// Источник: https://yuz.uz/ru/news/vodnaya-diplomatiya-effektivnoe-reshenie-voprosov-vodopolzovaniya-v-tsentralnoaziatskom-regione 2022 г.

2. Руководство по интегрированному управлению водными ресурсами в бассейнах. - Stockholm: Global Water Partnership,, 2009. - 110 с. Также. Интегрированное управление водными ресурсами в Республике Узбекистан.// Ш.Х. Рахимов, Ш.З. Кучкаров. НИИ ирригации и водных проблем при ТИИМ. - Ташкент 2010.

3. Духовный В.А., Соколов, В.И. Интегрированное управление водными ресурсами. Опыт и уроки Центральной Азии навстречу четвертому Всемирному Водному Форуму. Ташкент, 2005г.

4. Water a Shared Responsibility. The UN World Water Development Report 2. UNESCOWWAP. 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.