ЛИТЕРАТУРА
1. Анис. 27. III. 1941.
2. Гирс Г. Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. -М., 1958. -С. 38-39.
3. Ислах 4. VI. 1936.
4. История УзбекскойССр: В 4 т. \Гл. редкол. : Р. Х. Аминова идр. - Ташкент: 1967-1968. Т. 3.
5. Конституция государств Ближнего и Среднего Востока. - М., 1966.
6. Коргун, В. Г. История Афганистана ХХ век. М., 2004.
7. Кухтина Т. И. Система образования исоциальная адаптация пауперизованных и декларивонных слоев населения развивающихся стран\\ Процессы деклассирования в странах Востока. - М., 1981.
8. Кухтина. Т. И. Просвещение в независимом Афганистане. -М., 1960.
9. МаарифиАфганистан дар панджах сали ахир. -Кобул, 1347.
10. Народное образование в СССР. 1917-1967. \Под ред. М. А. Прокофьева и др. -М., 1987.
11. Поянда. Мухамад Захир. ТорихимаорифиАфгонистон (История образования Афганистана). -Кобул, 1339.
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АФГАНИСТАНА В 1929-1939ГГ.
В статье собраны и проанализированы данные о состоянии системы образования в Афганистане на рубеже 1929-1939 гг. на примере многочисленных фактов показано влияния политического и социально-экономического положения общества на образование в целом. Также указывается на особое значение традиционной системы образования и роли духовенства на положение страны в указанный период. Статья содержит новые, ранее не исследованные материалы по образованию Афганистана в 30 годов ХХ века.
Ключевые слова: Афганистан, Х. Калакони, Надиршах, образование, светские, традиционные, язык, культура.
THE STATE OF THE EDUCATION SYSTEM IN AFGHANISTAN IN 1929-1939
The article collected and analyzed facts on the state of the education system in Afghanistan at the turn of 1929-1939. On the example of numerous facts, the influence of the political and socioeconomic status of society on education as a whole is shown. It also points out the special importance of the traditional education system and the role of the clergy in the position of the country in the specified period. The article contains new, previously unexamined materials on the formation of Afghanistan in the early 20th century.
Keywords: Afghanistan, Kh. Kalakoni, Nadirshah, education, rural, traditional, language, culture.
Сведения об авторе:
Шарифов Р. Я. - кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии. Таджикского национального университета, E-mail.: [email protected] телефон: (+992)988648136,
About the autor:
Sharipov R. I. - department of ancient history, middle ages and archeology. Tajik national university; E-mail: [email protected]; tel: +992988648136,
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
Шукуров С. М.
Центр стратегический исследований при Президента Республики Таджикистан
Впоследствии развала Советского Союза, между государствами, получившими от него независимость в Центральной Азии возникли разногласия. До развала СССР эти республики делили свои энергетические и гидроресурсы между собой под контролем Москвы, и были разделены на два блока исходя из их потенциала: ирригационный и гидроэнергетический. Ирригационный блок или же страны низовья (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) богаты полезными энергетическими ресурсами (нефтью и газом) и огромными равнинными территориями где можно выращивать сельхозпродукцию и для орошения этих земель
требуется огромное количество воды. Гидроэнергетический блок или же страны верховья (Киргизия, Таджикистан) фактически не богаты углеводородными ресурсами, и не обладают огромными равнинными территориями для использования в сельском хозяйстве, но обладают огромными запасами водных ресурсов в регионе. Для орошения сельскохозяйственных земель в странах верховья не требуется огромное количество воды и поэтому они в состоянии построить новые водохранилища и гидроэлектростанции, чтобы использовать излишки воды. Более того в отличии от орошения, которое забирает воду безвозвратно, гидроэнергетика всего лишь пропускает воду через турбины гидроэлектростанции и не расходует ее безвозвратно.
Климат в Центральной Азии является аридным (большинство территорий в этом регионе это пустыни или полупустыни). Земледелие при таких условиях возможно только при искусственном орошении. В Советский период страны верховья обеспечивали страны низовья водой, активно выбрасывая воду летом, вместо того, чтобы заполнять свои водохранилища, а взамен зимой они получали энергоресурсы. Отсутствие центра, который контролировал весь этот процесс, оставил новообразованные страны не только с рядом существующих проблем, но и образовал новые проблемы, которые в будущем трансформировались в конфликты. Получив независимость, страны Центральной Азии осознали, что все еще являются зависимыми друг от друга, а страны низовья еще и остались один на один с экологической катастрофой - высыханием Аральского моря. Требовалась немедленная реформа структуры по управлению водными ресурсами, которая была очень болезненной для всех государств Центральноазиатского региона. Страны начали активно вести переговоры и подписывали соглашения, чтобы не допустить усугубления экологической и экономической ситуации, а также не ухудшить отношения между государствами в регионе. По одной только Сырдарье подписано множество двусторонних, трехсторонних, четырехсторонних, региональных и соглашений в рамках СНГ. [1] 12 октября 1991 года Министры водного хозяйства центральноазиатских стран, в Ташкенте подписали заявление, в котором все пять республик выразили согласие на сохранение прежнего порядка принципов вододеления, до разработки новых международных соглашений. Данное соглашение является первым документом в этой сфере. Затем главами государств 18 февраля 1992 года в Алма-Ате было подписано «Соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников». Странам ирригационного блока, такое соглашение было более выгодным, так как они являются крупными потребителя воды.
Диаграмма 1
Объем использования пресной воды, куб. км/год
■
Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан
Источник: Актуальные вопросы применения механизма биржевой торговли для решения водно-энергетических проблем стран Центральной Азии, Москва 2009, с. 16
Интересным является то, что статья 1 данного соглашения гласит: «Признавая общность и единство водных ресурсов региона, Стороны обладают одинаковыми правами на пользование и ответственностью за обеспечение их рационального использования и охраны»[2], а позже в Бишкеке было подписано другое соглашение, в котором говорилось, что «Права собственности на землю и другие природные ресурсы регулируются законодательством Стороны, на территории которой находятся объекты собственности, если иное не предусмотрено другими соглашениями Сторон»[3], т. е. природные ресурсы были признаны собственностью того государства, в котором они находятся. Иными словами,
подписав второе соглашение, страны верховья теперь были обязаны обеспечивать страны низовья природным ресурсом - водой, которая согласно соглашению, подписанном в Бишкеке, является их собственностью, но Алма-атинским соглашением признана общим ресурсом региона. В соответствии с Алма-атинским соглашением 5 декабря 1992 года в столице Узбекистана странами Центральной Азии создается Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК). Главной целью создания МКВК является утверждение принципов коллегиальности принятия решений по общим водохозяйственным вопросам, а также мер по реализации совместно намеченных программ на основе взаимного уважения интересов сторон. [4]
Несмотря на все подписанные документы, соглашения и заявления, страны низовья так или иначе преследовали свои интересы и отказывались войти в положение стран верховья. Это и послужило причиной противоречий в отношениях между Центральноазиатскими странами по водному вопросу. Первое противоречие проявилось в отношениях Кыргызстана с Узбекистаном. В начале 1993 года Узбекистан увеличил цену на газ с $42-50 за 1000 куб. м. до $100 для Киргизии[5, с. 52], а потом и вовсе перекрыл ей газ за долги, несмотря на то, что Токтогульское водохранилище работало в ирригационном режиме, т. е. в интересах самого Узбекистана. Возмутившись таким поступком, Киргизия перевела свое Токтогульское водохранилище с ирригационного на энергетический режим работы. Тем самым пострадал не только Узбекистан, но и Казахстан. Проблема заключается в том, что после перевода Токтогульской ГЭС на энергетический режим, зимний водоприток в казахское водохранилище Шардара возрос на 6 куб. км, а летом, соответственно, снизился. Результатом этого стали наводнения на юге Казахстана в конце февраля - начале марта, а в летнее время - острая нехватка поливной воды. [6] Противоречия существуют и у Таджикистана со странами низовья. Таджикистан не обладает богатыми углеводородными ресурсами, а 93% ее территории занимают горы. Однако в стране формируется 64% водных ресурсов в регионе, а учитывая малое количество нефти, газа, и земли для сельского хозяйства, у нее нет другого выбора, кроме как развивать свою гидроэнергетику для развития своей экономики. Более того, 70% населения Таджикистана получало зимой электроэнергию всего несколько часов в день. Несправедливость заключалось в том, что Таджикистан частично останавливал работу своих ГЭС, чтобы в зимний период, соседние страны, входящие в ирригационный блок, могли орошать свои обширные территории, но в, то, же время Таджикистан приобретал электроэнергию у Узбекистана по двойной цене. Несмотря на то, что сельское хозяйство стран низовья требует огромное количество воды для орошения хлопчатника и рисовых полей, Республика Таджикистан всегда исходила из позиции «вода должна быть делимой с соседями». Другими словами, учитывая интересы своих соседей, Таджикистан находился в убытке, так как от спуска воды в Кайраккумском водохранилище, Узбекистан получал энергию (включая электроэнергию) в 1 , 5 раза больше, чем получал эту энергию от Таджикистана за счет поставок газа. Стремление Таджикистана добиться энергетической независимости встречало яростное сопротивление со стороны соседних стран ирригационного блока в 90-е годы. Однако противоречия существовали не только между двумя блоками, но и между странами, входящими в один блок. Река Сырдарья образуется на территории Кыргызстана, проходит через Таджикистан, затем в Узбекистан и в Казахстан. У последних стран, входящих в один блок тоже назревали разногласия по реке Сырдарья. Причем эти разногласия носили отрицательный характер в отношениях двух стран, недавно получивших свою независимость. В конце 90-х годов Казахстан обвинил Узбекистан в нарушении межправительственного соглашения по равноправному использованию Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ, тем самым предъявив свои права на воду. Узбекистан в ответ отключил южному региону Казахстана электричество и газ, а Казахстан в свою очередь оборвал телефонные линии Узбекистану. Противоречия по водному вопросу существуют и между Кыргызстаном и Таджикистаном. На реке Сырдарья у Киргизии есть Токтогульское водохранилище, а у Таджикистана Кайраккумское водохранилище. Токтогульское водохранилище находится верхнее Кайраккумской. До настоящего времени по заключенным договорам, ирригационный режим реки Сырдарьи для стран низовья регулируется Киргизией, однако меняет свой режим работы не Токтогульское водохранилище, а Кайраккумское, так как оно находится ниже по течению. И тут несправедливость в отношении Таджикистана, так как именно за его счет регулируется
основной сток реки Сырдарья для Узбекистана и Казахстана, а все выгоды получает Кыргызстан.
Несмотря на объявленную политику нейтралитета, Туркменистан также принимает активное участие в водной политике Центральной Азии. Туркменистан наряду со всеми другими странами Центральной Азии в 1992 году подписала соглашение по решению вопроса распределения стока реки Амударья. Страна находится на стоке реки Амударья, которая образуется в Таджикистане, проходит через Узбекистан, затем в Туркменистан и снова возвращается в Узбекистан, выпадая в Аральское море. Узбекистан и Туркменистан являются основными потребителями реки Амударья на долю, которых приходится 84%[7, с. 92] использования стока реки. В 1996 году Туркменистан и Узбекистан подписывают по Амударье дополнительное соглашение для решения двусторонних водных вопросов. На международной арене Туркменистан поддерживает во всех вопросах своих соседей по блоку (Казахстан и Узбекистан), но при возникновении конфликтов между двумя блоками, держится в тени и воздерживается от резких высказываний.
Причиной трансформации противоречий в конфликты по водным вопросам между странами Центральноазиатского региона был отказ стран низовья войти в положение стран верховья и в то же время бескомпромиссное требование от стран верховья учитывать интересы стран низовья при проведении водной политики. Попытки урегулирования водной политики на региональном уровне в 90-е годы и создание нормативно-правовой базы с первых дней не смогло предотвратить ухудшение межгосударственных отношений стран региона. Вместо того, чтобы объединиться после развала СССР, совместно решить общие проблемы и помочь друг другу развиваться, одни страны решили посредством давления повлиять на другие страны ради достижения своих национальных интересов. История показала, что это было неправильно, был нанесен вред двусторонним отношениям, а конфликты в новом тысячелетии могли приобрести более осложненный характер. Однако в то же время история показывает нам надежду на мирное урегулирование разногласий по водным ресурсам региона. Несомненно, это будет существенное достижение, прежде всего для развития стран региона, которое будет достигнуто с помощью кооперации.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Центральной Азии есть угроза подобия войны за контроль над водными ресурсами // ИАЦ Лаборатория общественно-политического развития стран ближнего зарубежья, 16. 03. 2008
2. Гриняев С. Н., Фомин А. Н. Актуальные вопросы применения механизма биржевой торговли для решения водно-энергетических проблем стран Центральной Азии. Москва, 2009, 52 с.
3. Ормышева Т. А. Кукеева Ф. Т Сотрудничество стран Центральной Азии по решению проблемы трансграничных рек: анализ основных соглашений // Научные статьи Казахстана, https: //articlekz. com/article/16305
4. Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» // Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии, http: //www. icwc-aral. uz/statute1_ru. htm
5. Соглашение стран СНГ от 09. 10. 92 "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности" // Законы России, http: //www. lawrussia.ru/texts/legal_383/doc38a947x955. htm
6. Стачин И. М. Водные ресурсы и водопользование в Туркменистане: история, современное состояние и перспективы развития. Синергия 2016, № 5, с. 92
7. Пункт 1. 3. Положения о Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (МКВК), Ташкент, 5 декабря 1992 г.
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
В статье освещаются межгосударственные отношения Центральноазиатских стран по водным ресурсам, после обретения ими национальной независимости в результате самороспуска СССР. Рассматриваются первые попытки создания нормативно-правовой базы, первые конфликты и разногласия по проведению межрегиональной водной политики стран Центральной Азии. Вода - это источник жизни и второе по значимости химический элемент после кислорода для человеческого организма. Каждые сутки население нашей
планеты употребляет около 7-8 млрд. тонн воды. Ученые уверены, что при рациональном использовании водные ресурсы неисчерпаемы.
Ключевые слова: водные ресурсы, водная дипломатия, Центральная Азия, конфликты, национальный интерес.
WATER RESOURCES AS AFACTOR OF INTERNATIONAL RELATIONS IN CENTRAL ASIA IN THE LATE TWENTIETH CENTURY
The paper highlights the inter-state relations of the Central Asian countries on water resources, after gaining their national independence as a result of the dissolution of the USSR. The article considers the first torture of the regulatory base, the first conflicts and disagreements on an inter-regional water policy between Central Asian countries. Water is the source of life and the second important substance after oxygen for the human body. Every day the population of our planet consumes about 7-8 billion tons of water. Scientists believe that the rational use of water resources are inexhaustible.
Key words: water resources, water diplomacy, Central Asia, conflicts, national interest.
Сведения об авторе:
Шукуров Сино Муртазоевич - ведущий специалист Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. E-mail: sino. shukurov@gmail. com, тел: +992935272220.
About author:
Shukurov Sino Murtazoevich - Leading Specialist, Center for Strategic Research under the President of Tajikistan. E-mail: sino. shukurov@gmail. com, ph: +992935272220.
ШАРОИТ^ОИ ТАЪРИХЙ-СИЁСИИ ТАШАККУЛЁБИИ ДАВЛАТИ СО^ИБИСТЩЛОЛИ ТОЧ,ИК
Шерматов Б. Г.
Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни
Истиклолияти Точикистон натичаи талошх,о чандинасраи мардуми точик барои сохдбдавлатй, сохдбихтиёрй ва ворисй намудани фархднгу таърихи худ мебошад. Заминах,ои ичтимоию таърихии ташаккулёбии давлати мустакили точикон бах,ри пойдор нигох, доштани анъанах,ои давлатдорй дар хотираи таърихии миллат мусоидат намуда, бо фарохдм омадани шароити мусоиди таърихй бах,ри аз нав эх,ё намудани он мусоидат намуд.
Шароити ба миёномадаи сиёсй дар аввали солх,ои 90-ум дар назди чомеа масъалаи мух,им вобаста хусусияти давлати мустакили миллиро пеш гузошта буд. Ин бах,си сиёсие буд, ки чанба^ои ичтимой, фархднгй, сиёсй ва геополитикй низ дошт. Зеро фурупошии Иттих,оди Шуравй ва тахдввулоти фарогири бавучудомада фазои геополитикии чах,онро ба пуррагй тагйир дода, вазъияти Точикистонро хдмчун кишвари дар чоррохди тамаддунх,о чойгирбуда мушкил гардонид. Вобаста ба вазъи сиёсии хдмонвакта Олимов К. менависад, ки "дар солх,ои бозсозй ва ошкорбаёнии горбачевй ба асосх,ои ахлокии давлатдорй зарбаи шадид зада шуд. Яъне, якбора, бе омодагии чиддй ба тахдввулоти эволютсионии демократй, беобру кардани рох,барони х,избию давлатй ва макомоти гуногуни дигар дар муассисаю идорах,о огоз ёфт, ки ба ин кор худи макомоти олии Х,изби коммуниста Иттих,оди Шуравй хдвасманд мегардонданд. Ба назар мерасид, ки худи Горбачев М. С. истеъдод ва тавоноии идора кардани х,азб ва давлатро надошт, бозичае дар дасти "идеологи" бозсозй Яковлев А. Н. буд"[1, с. 20]
Мавкеи геополитикии кишвари мо, ки минтакаи бархурди манфиатх,ои абаркудратх,о низ мах,суб меёфт, ташаккул ва рушди минбаъдаи давлати мустакилро мушкил мегардонид. Вокеияти таърихй далели он аст, ки солх,ои аввали сохдбистиклолй бо сабаби азбайнравии фазои ягонаи идеологй, ба вучуд омадани холигии гоявию сиёсй, паст будани сатх,и шуури сиёсию маърифати сиёсии мардум ва то