ПОЛИТИКА И ПРАВО
УДК 342.24
Ю. А. Демьяненко МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СТРАНЫ
В современных условиях выход на международную арену многими регионами России ведется как возможность повысить свое политическое и экономическое положение. И это вполне объяснимо.
Однако возникает необходимость четкого фиксирования политико-правовых ограничений межрегиональной деятельности субъектов Федерации. Межрегиональная деятельность регионов, удовлетворяя потребности в развитии последних, не может и не должна противоречить в целом интересам Российской Федерации.
Ключевые слова: федерализм, субъект, межрегиональное сотрудничество, интерес, территория, интеграция.
Y. A. Demyanenko
CROSS-REGIONAL COLLABORATION OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL BUILDING
OF THE COUNTRY
In modern conditions the entrance into the international scene is an opportunity for many regions of Russia to improve their economic and political situation. And it’s quite reasonable.
However there arises the necessity of fixing political and legal restrictions of cross-regional activity of the subjects of the Federation. Cross-regional activity of regions aiming at satisfying the needs of the latter doesn’t have to contradict the interests of the Russian Federation.
Key words: federalism, subject, cross-regional collaboration, interest, territory, integration.
Термин «регион» в последнее десятилетие прочно закрепился за субъектами Российской Федерации. Вот как объясняет слово регион энциклопедический словарь «Конституция РФ»: «регион в современном российском политико-правовом лексиконе — территория субъекта Российской Федерации, часть территории субъекта РФ, требующая в силу особых условий специального государственного регулирования, территориальный комплекс из нескольких субъектов РФ, объединившихся для обеспечения общих экономических и социально-политических интересов» [11, с. 233].
Регионализм понимают как курс внешней политики, как идеологию государственного вмешательства, как экономико-политическое сотрудничество государств, составляющих региональные сообщества или союзы. Под регионализмом принято считать формирование экономических сообществ близкорасположенных государств посредством торговли, научнотехнического, культурного и другого сотрудничества [4, с. 216].
В развитии регионализма в России российские исследователи выделяют два этапа: «старый» регионализм, который проявлялся в 50-е г., и «новый» — с начала 80-х гг. Понятие «регионализация» прочно вошло в научный оборот. Оно связано с объективным нарастанием роли региональных факторов в жизни современного общества. В самом общем виде под регионализацией стали понимать процессы разделения пространства на сопоставимые
или иерархически соподчиненные регионы. В отношении межрегионального сотрудничества регионализация представляет собой конкретное проявление и результат регионализма. Поэтому под межрегиональным сотрудничеством субъектов обычно понимается установление преференциальных экономических отношений между самими регионами либо с иностранными государствами, с составляющими их субъектами, либо с международными организациями [1, с. 412].
Регионализм органически связан с идеями федерализма, отстаивает федеративную модель устройства общества, содержащую ряд основных принципов:
• принцип автономии в рамках государства;
• принцип взаимодействия регионов разных государств между собой;
• принцип руководящей роли центра;
• принцип субсидиарности, при котором центр наделяется полномочиями только в тех областях, которые не под силу региону;
• принцип участия регионов в политическом процессе за счет приближения власти к избирателям [10, с. 419].
Благодаря современным тенденциям глобализации и международной интеграции, а также мощным процессам регионализации, международные отношения, традиционно понимавшиеся как отношения между суверенными государствами, трансформируются в более комплексное, фрагментированное и многоуровневое явление. Вопросы международного сотрудничества, построения механизмов влияния на внешние процессы становятся актуальными и для Администрации и правительств регионов. Регионы становятся общепризнанными участниками международных процессов наряду с такими их традиционными негосударственными участниками, как транснациональные корпорации или общественно-политические организации.
Краткий анализ межрегиональной деятельности субъектов зарубежных федераций позволяет сделать вывод, что такая деятельность имеет тенденцию к расширению при наличии следующих предпосылок:
1. Федерация в целом и отдельный субъект имеют развитую экономическую инфраструктуру. Товары, производимые на предприятиях субъекта федерации, могут быть реализованы за рубежом, а местная промышленность объективно тяготеет к расширению товарного обмена с зарубежными странами. Как правило, межрегиональная деятельность субъектов федерации присуща развитым в экономическом отношении государствам (США, Германия, Канада).
2. Субъект федерации как территориальное, этническое, культурное сообщество обладает резко выраженной спецификой, и в целях сохранения таких уникальных характеристик необходимо сотрудничество с зарубежными странами (Квебек).
3. Политическая система федерации в целом и отдельного субъекта федерации характеризуется устойчивостью, демократизмом. Федерация является или стремится стать правовым государством (Германия, США, Канада).
4. Опасность центробежных тенденций исключается наличием устойчивых политических и экономических связей между субъектами Федерации и Федерацией.
5. Существуют объективные партнеры субъектов федерации в международном общении: в силу общности границ, в силу наличия общих задач, общих проблем, в силу исторических причин.
6. Конституционное регулирование статуса субъектов федерации не исключает возможности их международной и межрегиональной деятельности [9, с. 45].
Предпосылки в России:
1. Географический, этнический, культурный аспекты. Россия граничит с 16 государствами, в том числе с 4 европейскими странами, с США и Японией, с Китаем и Монголией. Таким образом, Россия является одновременно и азиатским, и европейским государством, своего рода «мостом» между Западом и Востоком. Этот фактор имеет определяющее значение для
субъектов РФ. Имеются большие перспективы развития международных связей не только приграничных регионов, примером которого без сомнения является Псковская область, но и регионов, которые могут выступать в роли связующих, транзитных звеньев между зарубежными государствами.
Международное значение российских регионов заключается еще и в том, что некоторые из них имеют уникальные географические характеристики. В Иркутской области находится самый большой резервуар пресной воды в мире — озеро Байкал [9, с. 46]. Дальний Восток знаменит своей уссурийской тайгой, флора и фауна которой по достоинству оценены биологами и зоологами всего мира. Санкт-Петербург славится «белыми» ночами и памятниками архитектуры. Псковская область известна далеко за ее пределами музеями-заповедниками «Михайловское» «Старый Изборск»; усадьбами Мусоргского М. П. и Римского-Корсакова Н. А.; памятниками церковного зодчества. Нагайская бухта в Магадане, вечная мерзлота Норильска, национальные промыслы областей средней России и многое другое превращают российские регионы в «государства в миниатюре» и создают благоприятные условия для туризма и международного общения.
Если говорить об этнических предпосылках межрегиональной деятельности субъектов РФ, то они также достаточно интересны. 33 субъекта РФ образованы по национальному принципу. Вследствие этого одним из важнейших направлений их внешней политики могут быть контакты с национальными диаспорами за рубежом. Такие контакты должны осуществляться и другими национальностями (а в России проживает более ста национальных групп). Большие перспективы имеются в области связей немцев Западной Сибири, корейцев южной России, китайцев Дальнего Востока со своей исторической родиной. И наконец, контакты с русскими общинами за рубежом могут осуществляться от имени субъектов Федерации.
Имеются и предпосылки для культурного сотрудничества субъектов РФ с иностранными партнерами. Здесь речь должна идти о традиционных формах культурного обмена. Вузовское сотрудничество, несмотря на благожелательность западных партнеров, осуществляется не на самом высоком уровне: сказывается неприспособленность российских вузов к восприятию положительных сторон западных образовательных методик, заимствуются поверхностные формы. В свою очередь ВУЗы западных стран используют мобильность своих студентов и преподавателей однобоко, прежде всего как объект собственных исследований и рекрутирования российского образовательного и научного потенциалов. Институты некоторых традиционных культурных партнеров России проявляют настороженность (Франция и Германия ориентируются, прежде всего, на восточноевропейские страны). Тем не менее, и здесь есть возможности для роста. Все чаще совместно проводятся краткосрочные образовательные мероприятия. На достаточно высоком уровне находится межшкольный обмен. Необходима меценатская политика региональных органов власти по отношению к культурным организациям, образовательным учреждениям и отдельным лицам. Организация гастролей местных театров, выставок художников, издания книг за рубежом, направление на стажировку наших специалистов социальной сферы, учителей, преподавателей ВУЗов находится в зачаточном состоянии.
2. Политический аспект. Межрегиональная деятельность субъектов РФ в качестве одного из способов интеграции России в международное сообщество может стать позитивным фактором для построения в России демократической политической системы. Межрегиональная деятельность субъектов Федерации может быть не только следствием правового государства, но и способом его создания [9, с. 47]. Главное — закрепление надлежащей правовой основы, исключающей дестабилизационные последствия такой деятельности.
3. Федеративный аспект. Представляется, что Российская Федерация объективно является федерацией централизованного типа. Конституция РФ предусматривает достаточно большие полномочия федеральных властей. С исторической точки зрения Россия является федерацией диссоциативного типа, то есть созданной в результате преобразования бывших административно-территориальных образований унитарного государства в субъекты федера-
ции. Федеративное единство обеспечивается достаточно значительным процентом русского населения в большей части субъектов Федерации. Субъекты РФ тесно связаны между собой экономически, этнически, культурно и т. п. Таким образом, существуют определенные гарантии против децентрализирующих последствий межрегиональной деятельности субъектов РФ. Представляется, что ряд эксцессов в области федеративных отношений в России имеют скорее субъективные, чем объективные причины.
Таким образом, межрегиональная деятельность субъектов РФ не противоречит необходимости укрепления федеративных отношений.
4. Наличие потенциального партнера в международных отношениях. В настоящее время у ряда зарубежных государств существует безусловный интерес к поддержанию отношений с российскими регионами. Этот интерес обусловливается самыми разными факторами: экономическими, культурными, политическими и т. д. По мнению профессора Г. В. Игнатенко, «представляется очевидным, что разноуровневые международные отношения типа: субъект РФ — иностранное государство (например, Республика Татарстан — Турецкая Республика, Республика Бурятия — Монголия, Республика Карелия — Финляндская Республика, Оренбургская область — Республика Казахстан, Приморский край — Япония) — потенциально и во многом уже реально способны подтвердить юридические возможности республик в составе РФ, краев, областей и т. д.». Вполне уместно добавить к этому перечню пример Псковской области — Эстонии, Псковской области — Латвии.
Традиционными партнерами России и ее регионов являются, прежде всего, страны ближнего зарубежья. У ряда российских предприятий сохранились связи с хозяйственными партнерами стран СНГ — в прошлом членов СССР. Эти связи нуждаются в сохранении и поощрении [9, с. 48]. Страны Восточной Европы, Куба, Монголия, Китай тоже относятся к государствам, отношения с которыми имеют уже некоторую историю, и их нужно только развивать и углублять. Для регионов Дальнего Востока в качестве партнеров очень интересны США и Япония. Для Псковской области — страны Балтийского региона. Государства Западной Европы геополитически также тяготеют к контактам с Россией. В этом смысле разумная децентрализация международного общения может быть эффективна.
5. Конституционный аспект. Представляется, что межрегиональная деятельность субъектов РФ не противоречит ни основным принципам Конституции, ни ее отдельным нормам. Кроме того, возможность международной деятельности субъектов РФ прямо предусматривается статьей 72, п. о, Конституции РФ. В настоящее время многие субъекты РФ активно используют эту возможность. Имеется ряд нормативных актов, прямо регулирующих межрегиональную деятельность субъектов РФ [9, с. 49].
Регионы России сегодня вполне самостоятельны для эффективного налаживания межрегиональных связей и являются реальными экономическими субъектами, активно влияющими на формирование внешнеэкономической политики страны в целом с учетом их интересов. При этом, при общем понимании важности роли регионов во внешнеполитической деятельности страны, главы регионов исходят из совершенно различных установок: одни предлагают постепенно «закрывать» российские границы, другие, напротив, поддерживают расширение межрегионального сотрудничества и усиление «открытости» России. Подобное размежевание внутри Госсовета очень показательно и свидетельствует о разнонаправленности интересов российских регионов, что объективно препятствует формированию единого «коллективного голоса» регионов.
На региональном уровне реализацию и координацию межрегиональной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъекта: глава исполнительной власти, который представляет регион в межрегиональном взаимодействии, принимает решения о проведении переговоров и подписании межрегиональных соглашений, и специальные органы — министерства и/или департаменты и управления.
Огромные размеры страны и большое количество субъектов, формирующих федерацию, обуславливает крайнюю неравномерность регионального развития, которая, в частно-
сти, проявляется в разной степени вовлеченности регионов в межрегиональное сотрудничество и в самом характере межрегиональных связей. На степень вовлеченности регионов в межрегиональные связи и характер их деятельности оказывают влияние три группы факторов:
1) Географические (экономико-географическое положение региона, центральное, полу-периферийное или периферийное положение и пр.). В самом общем виде выделяются регионы внутренние и приграничные.
2) Социально-экономические (общий уровень развития региона, природно-ресурсный потенциал, состояние важнейших отраслей производства, доля экспортоориентированных производств, финансовое положение региона, инвестиционная активность в регионе, уровень и дифференциация доходов населения, занятость населения и состояние рынка труда, экологическая ситуация в регионе и пр.).
3) Политико-правовые (характер политического режима в регионе, развитость региональной политической и экономической элиты, ее устойчивость и влиятельность в регионе, политические предпочтения населения, наличие политических рисков в регионе, состояние регионального законодательства и пр.) [5, с. 166-167].
В соответствии с действием этих факторов можно выделить четыре группы регионов.
Первая группа включает регионы с высоким уровнем развития регионального законодательства, развитой элитой и ее активной позицией, широкими контактами в международной сфере, значительными объемами и диверсифицированной структурой внешней торговли.
Межрегиональная деятельность в регионах этой группы является существенным фактором развития региона. В эту группу входят Москва, Санкт-Петербург, Псковская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Саха (Якутия), Ростовская, Самарская, Новгородская, Нижегородская, Свердловская области, Хабаровский край и т. д.
Вторая группа регионов характеризуется относительно высоким уровнем развития регионального законодательства, наличием концепций развития экспортоориентированных производств, значительными контактами в международной сфере, главным образом, за счет использования своего приграничного положения. Группа включает Калининградскую, Ленинградскую, Волгоградскую, Архангельскую, Сахалинскую области, Приморский край, Республики Карелия и Коми и т. д.
К третьей группе относятся регионы, обладающие большим природно-ресурсным потенциалом и отличающиеся высоким уровнем социально-экономического развития и значительным внешнеторговым оборотом, а именно: Тюменская область, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа, Пермская область и т. д.
Наконец, четвертую группу составляют регионы с низким уровнем развития законодательства в международной сфере, невысоким уровнем развития межрегиональных контактов, слабыми экспортными возможностями. Это Читинская, Ульяновская, Пензенская области, республики Северного Кавказа.
Среди основных форм межрегиональной деятельности субъектов Российской Федерации следует выделять:
1. Межрегиональные соглашения субъектов федерации являются наиболее важной формой их международной деятельности и имеют большое значение для экономического, культурного, научного развития регионов. В приложение к соглашениям составляются протоколы и программы, детализирующие конкретные обязательства сторон: организация совместных производств, постоянный обмен информацией, формы культурных и научных обменов и многое другое. В ряде соглашений предусматривается создание специальных органов или рабочих групп, координирующих выполнение соглашений. Большая часть соглашений посвящена общим вопросам торгово-экономического сотрудничества.
К концу 1990-х гг. наибольшее количество соглашений было заключено республиками в составе РФ (Татарстаном, Башкортостаном и пр.), городами Москвой и Санкт-Петербургом, краями и областями с мощным экспортным потенциалом (Свердловской областью, Красно-
ярским краем), приграничными регионами. Татарстан заключил более 50 соглашений с иностранными партнерами, ему же принадлежит пальма первенства в подписании (с согласия Москвы) прямого договора с иностранной державой: в июне 1995 г. было заключено соглашение между Казанью и Анкарой [6, с. 52].
27 ноября 2009 г. в Рамбуйе в рамках межправительственного российско-французского семинара под председательством Премьер-министров Российской Федерации и Французской Республики состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в инновационной сфере между Томской областью и регионом Лотарингия.
Данное соглашение предусматривает взаимодействие сторон по вопросу создания и функционирования «Центра технологического сотрудничества», целью которого является развитие партнерских связей между исследовательскими центрами и промышленными предприятиями Томской области и региона Лотарингия [8].
В декабре 2009 г. в ходе визита делегации Вологодской области в столицу Эльзаса мэр г. Страсбурга Ролан Рис и глава г. Вологды Евгений Шулепов подписали трехлетнее соглашение о сотрудничестве.
Соглашение направлено на развитие обменов во многих областях, таких как культура, туризм, спорт, здравоохранение, социальная сфера [7].
В. Л. Толстых предлагает классифицировать межрегиональные соглашения регионов по следующим основаниям [9, с. 86-90]:
A) По содержанию:
• соглашения, предусматривающие комплексное сотрудничество (например, Соглашение между правительством Свердловской области и Правительством Республики Азербайджан от 9 февраля 2001 г. о торгово-экономическом, научном и культурном сотрудничестве 2001-2004 гг.);
• соглашения, предусматривающие сотрудничество в отдельных сферах — культурной, торгово-экономической, научно-технической (например, соглашение между администрацией Рязанской области и Министерством промышленности Республики Беларусь от 25 февраля 1998 г. о торгово-экономическом и производственно-техническом сотрудничестве).
Б) По географическому расположению зарубежного партнера:
• соглашения с партнером в ближнем зарубежье;
• соглашения с партнером в дальнем зарубежье.
B) По статусу зарубежного партнера:
• с административно-территориальными образованиями зарубежного государства (например, соглашение между Санкт-Петербургом и Дрезденом);
• с субъектами зарубежных федераций (например, соглашение между Татарстаном и Квебеком);
• с зарубежными государствами (например, соглашение между Правительствами Башкортостана и Болгарии).
В соответствии с тем же критерием (но в обобщенном виде) соглашения можно разделить на «горизонтальные», т. е. соглашения с регионами зарубежных государств, и «диагональные», которые заключаются с зарубежными национальными правительствами, министерствами, ведомствами. Причинами появления «диагональных» соглашений могут быть как высокая степень централизации в государстве-партнере, а, следовательно, отсутствие у административно-территориальных единиц необходимых полномочий в отношении международной деятельности, так и несоразмерность потенциала сотрудничества крупных российских и малых зарубежных регионов [5, с. 112].
Г) По сроку действия:
• краткосрочные (как правило, на один год);
• долгосрочные (на три-пять лет);
• постоянного действия.
Д) По количеству сторон:
• двусторонние;
• многосторонние (например, «Соглашение о сотрудничестве столичных областей государств СНГ» от 16 апреля 1993 г.).
Е) По статусу должностных лиц и государственных органов:
• соглашения, подписанные главами исполнительной власти, межправительственные соглашения;
• соглашения межведомственного характера (например, соглашение о сотрудничестве между Управлением внутренних дел Амурской области и органами общественной безопасности провинции Хэйлунцзян).
География соглашений выглядит следующим образом. Почти половина соглашений приходится на страны СНГ, основными партнерами российских регионов выступают Украина, Казахстан и Белоруссия. Из стран дальнего зарубежья наибольшее число соглашений подписано с КНР, Венгрией, Германией, Польшей, Словакией, Финляндией, Францией. Отметим, что число подписанных соглашений можно рассматривать лишь как формальный показатель межрегиональной активности региона, поскольку далеко не все решения, составляющие суть подписанных документов, реализуются на практике.
При подготовке и заключении соглашений органам государственной власти субъектов федерации необходимо придерживаться следующего порядка:
1) Заблаговременно уведомить Министерство иностранных дел РФ (МИД РФ) о намерении заключить соглашение с зарубежным партнером.
2) Зафиксировать предварительную договоренность в совместном протоколе.
3) Проект соглашения субъекта федерации с административно-территориальным образованием зарубежного государства или субъектом федерации зарубежного государства на согласование в МИД РФ.
4) Направить проект соглашения между органом государственной власти субъекта федерации и органом государственной власти зарубежного государства на согласование в МИД РФ, Министерство юстиции и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
5) При положительном заключении всех федеральных органов направить обращение в Правительство РФ для принятия решения.
6) При необходимости в соответствии с позицией федеральных органов исполнительной власти внести корректировки в проект соглашения (или воздержаться от заключения соглашения).
7) Информировать МИД РФ о сроке, месте подписания соглашения, а позже — о факте подписания.
8) Зарегистрировать и опубликовать текст соглашения.
Указанный порядок не всегда соблюдается в регионах. Некоторые соглашения середины 1990-х гг., подготовленные регионами без участия МИД России, вызвали серьезное недовольство с его стороны. МИД России выразил сожаление по поводу договора между Кабардино-Балкарией и Абхазией, формально являющейся частью Грузии [3, с. 159].
В 1995 г. торговый договор между Калининградской областью и Литвой был аннулирован федеральной властью как противоречащий российскому законодательству. Достаточно часто документы просто несвоевременно направляются в МИД для экспертной оценки.
2. Представительства субъектов РФ за рубежом.
Многие российские регионы имеют представительства за рубежом. Используется два основных способа регулирования деятельности представительств: разрабатываются типовые положения или принимаются отдельные положения применительно к конкретному представительству. В некоторых субъектах федерации, например, в Калининградской области, статус представительства закреплен законом. Число зарубежных представительств варьируется от региона к региону и далеко не всегда зависит от политического и экономического «веса» региона [6, с. 54].
Следует отметить, что инициатива российских регионов по открытию своих представительств не всегда встречает позитивную реакцию за рубежом, некоторые государства воспринимают эту идею весьма осторожно или даже отрицательно. Причинами такой реакции могут быть нецелесообразность открытия представительства, неясность его правового статуса, неурегулированность проблем финансового обеспечения. В соответствии с федеральным законодательством, представительства субъектов федерации за рубежом должны содержаться за счет региональных бюджетов.
На уровне федерации и субъектов необходима дальнейшая разработка норм, регулирующих деятельность представительств, более четкое определение их функций, расчет экономической целесообразности их деятельности. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности организации совместных представительств субъектов РФ за рубежом.
3. Участие регионов в деятельности международных организаций.
Деятельность российских регионов на этом поле весьма разнообразна. Так, они сотрудничают со специализированными учреждениями ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО), активно участвуют в деятельности Конгресса местных и региональных властей, действующего в рамках Совета Европы. Например, Чувашская республика с 1997 г. сотрудничает с ЮНИДО, Краснодарский край с 2001 г. — с ЮНЕСКО, а Татарстан помимо членства в других организациях является членом Ассамблеи регионов Европы.
Особый интерес представляет сотрудничество в международных организациях, образованных регионами. В 1993-1994 гг. был создан Совет руководителей приграничных областей России и Украины. Первоначально в Совет входили по пять украинских и российских областей. Позже к ним присоединились четыре украинских региона, два российских и две области Белоруссии. При Совете создан постоянно действующий орган — исполнительный комитет.
Российские регионы участвуют в работе Совета Баренцева/Евро-арктического Региона (СБЕР). Под эгидой этой организации создан Региональный совет, куда входят официальные лица административных образований Норвегии, Швеции, Финляндии, России (Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия). В рамках Совета разработаны и реализуются ряд крупных инвестиционных проектов.
Таким же образом Москва участвует в работе таких субрегиональных организаций, как Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Арктический Совет.
4. Презентации российских регионов.
Одной из новых форм взаимодействия Министерства иностранных дел РФ и полномочных представителей Президента является организация презентаций российских регионов в пресс-центре МИД РФ, в ходе которых дипломатическим и деловым кругам зарубежных стран предоставляется всесторонняя информация о специфике, потенциале и различных аспектах жизни, как отдельных регионов, так и целых федеральных округов [2, с. 120-129].
Перейдем к основным проблемам и трудностям, возникающим в ходе развития международного сотрудничества российскими регионами. Существующие проблемы можно разделить на объективные и субъективные. К объективным проблемам относятся существенные различия экономико-географического и политико-географического положения российских регионов, что обусловлено самим масштабом территории России, а также межрегиональные диспропорции в уровнях развития. Таким образом, уже изначальные предпосылки для развития международного сотрудничества различаются от региона к региону самым существенным образом.
К проблемам субъективного характера можно отнести следующие.
Во-первых, это общее состояние федеративных отношений в России. Развитие межрегиональной деятельности регионов представляет собой одно из направлений постсоветской децентрализации, развивавшейся в целом хаотично. В настоящее время общая тенденция к централизации находит свои специфические проявления и в сфере международного сотрудничества субъектов федерации. Во-вторых, это нечеткость Конституции и федерального законодательства при разграничении внешнеполитических полномочий центра и субъектов
федерации и противоречия в правовой сфере между федеральным и региональным законодательством в данной сфере. Правда, надо отметить, что Конституции ряда других федеративных государств страдают подобными же недостатками.
Для многих регионов активное участие в межрегиональном сотрудничестве было средством самоидентификации и самоутверждения как субъекта федерации, поэтому развитие межрегиональных связей имело стихийный характер.
Сейчас задачи регионов заключаются в совершенствовании географии и направлений развития межрегионального сотрудничества, подготовке квалифицированных кадров в данной сфере. Необходимо переходить к стратегическому планированию межрегионального сотрудничества как важного фактора социально-экономического и политического развития региона. И в этой работе могут и должны сыграть роль ведущие университеты регионов, где сосредоточен, как правило, основной потенциал научно-исследовательской элиты, способной взять на себя ответственность за разработку проектов соответствующих долговременных и короткосрочных планов, проектов, нормативных актов и документов, а так же системную подготовку соответствующих кадров.
Литература
1. Абрамова О. Д., Явчуновская Р. А. Российские регионы в международном сотрудничестве // Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России / Под общ. ред. С. А. Проскурина. М.: Изд-во РАГС, 2003.
2. Александров О. Б. Регионы во внешней политике России. М.: МГИМО (У), 2005.
3. Макарычев А. С., Макарычева М. Г. Международная деятельность российских регионов: причины, возможности, препятствия / Сравнительный регионализм: Россия, СНГ, Запад. Нижний Новгород, 1997.
4. Матвеевский Ю. А. Глобализация и интеграция. Позиция России / Десять лет внешней политики России / Под ред. А. В. Торкунова. М., 2003.
5. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации // Международный семинар. 29 октября 2003 г. Оренбург, 2004.
6. Сергунин А. А., Рыхтик М. И. Правовое регулирование международной деятельности российских регионов // Российские регионы как международные акторы: Аналит. доклад. Н. Новгород: ННГЛУ, 2000.
7. Сотрудничество между Вологдой и Страсбургом // http://www.coopregion.ru/ru/cooperations/les-cooperations-franco-russes/strasbourg-vologda/
8. Сотрудничество между Томской областью и регионом Лотарингия // http://www.coopregion.ru/ru/ cooperations/les-cooperations-franco-russes/lorraine-region-de-tomsk/
9. Толстых В. Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2004.
10. Федерализм: Энциклопедия. М.: МГУ, 2000.
11. Энциклопедический словарь «Конституция РФ». М.: Большая Российская энциклопедия, Юристъ, 1997.